Научная статья на тему 'Исследование факторов, влияющих на развитие транспортной инфраструктуры региона'

Исследование факторов, влияющих на развитие транспортной инфраструктуры региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3182
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сандакова Н.Ю.

В статье исследуются факторы, влияющие на развитие транспортной инфраструктуры в регионе. Автор исследует специфичные региональные особенности и их значение в развитии транспортной инфраструктуры, предлагает типологию регионов и транспортных инфраструктур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование факторов, влияющих на развитие транспортной инфраструктуры региона»

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

© Сандакова Н.Ю.*

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ

В статье исследуются факторы, влияющие на развитие транспортной инфраструктуры в регионе. Автор исследует специфичные региональные особенности и их значение в развитии транспортной инфраструктуры, предлагает типологию регионов и транспортных инфраструктур.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие региона, транспортная инфраструктура.

На развитие транспортной инфраструктуры оказывают влияния как общие факторы свойственные всем регионам, так и специфические региональные факторы. Общие факторы можно классифицировать по внутренней и внешней среде по отношению к транспортной инфраструктуре. Фактор влияния внутренней среды связан с научным потенциалом транспортной инфраструктуры, потенциалом инновационного менеджмента, инновационно-инвестиционного потенциала, производственного потенциала, кадрового потенциала и потенциала инновационного маркетинга.

Внешняя среда, оказывает влияние на развитие транспортной инфраструктуры посредством таких факторов, как спрос (наличие потребителей), конкуренты (уровень развития инноваций у конкурентных систем), природные факторы, политические факторы, социальные факторы, в том числе демографические, экономические факторы, научно-технический прогресс.

На развитие и эффективное функционирование транспортной инфраструктуры регионов также оказывают влияние следующие специфические факторы (табл. 1).

К факторам, ограничивающим развитие региональных транспортных инфраструктур можно отнести:

Сложившаяся инфраструктура. Мощности транспортной инфраструктуры сложились с учетом ресурсных и технологических ограничений. Так, любое транспортное средство имеет ограничения по объему и скорости перемещения грузов. Например, российские автодороги спроектированы с учетом эксплуатации автомобилей осевые нагрузки, которых не превышают 6 тонн. Следовательно, увеличение грузоподъемности автомобилей потребует реконструкции автодорог. Водный транспорт достиг пределов увеличе-

* Доцент кафедры Экономики, организации и управления предприятиями, кандидат экономических наук.

ния скорости движения. Дальнейшее увеличение скорости возможно лишь при условии многократного увеличения мощности силовой установки, что в разы снизит эффективность эксплуатации судов.

Таблица 1

Факторы, влияющие на развитие транспортной инфраструктуры

Специфические факторы Влияние на развитие транспортной инфраструктуры

Климатические Климатические особенности. Удорожание транспортной инфраструктуры в регионах с неблагоприятными климатическими условиями (зоны вечной мерзлоты, заболоченность)

Географические Рельеф местности. Удорожание транспортной инфраструктуры в регионах со сложным рельефом.

Экологические Экологические нормы и нормативы. Удорожание транспортной инфраструктуры в регионах с особыми природоохранными зонами

Социальные Плотность населения. Территориальное разделение труда. Удорожание транспортной инфраструктуры в регионах с малой плотностью населения

Политические Территориальное и национальное единство страны. Внешнеполитическая политика.

Экономика. Развитие региональных транспортных систем должно быть выгодно институциональным субъектам транспортной системы (перевозчикам, владельцам инфраструктуры и т.д.). Инвестиции в модернизацию транспортной инфраструктуры должны окупаться за счет экономического эффекта, который образуется за счет роста доходов от перевозок и снижением затрат на их выполнение.

Сложившиеся подходы к развитию транспортной инфраструктуре предполагают: 1) формирование и развитие транспортной инфраструктуры осуществляется исходя из социально-экономического потенциала региона; 2) опережающее развитие транспортной инфраструктуры и ее влияние на уровень социально-экономического развития региона.

Применение данных подходов имеет свои ограничения, прежде всего это связано с влиянием таких факторов, как рельеф местности, климатические условия, плотность населения, что напрямую связано с технико-экономическими и эксплуатационными ограничениями со стороны сложившихся видов транспорта и в целом снижает уровень экономической эффективности транспортной системы (табл. 2).

Так, для обеспечения рентабельной работы транспортной отрасли для железнодорожного транспорта, как наиболее перспективного на территории РФ, требуется, чтобы плотность населения была как минимум средняя (8,4 м2 по РФ), есть технические ограничения (исключение) по эксплуатации на территории арктического и полярного полюса. И тогда сложно вести речь о развитии северных территорий страны. Если следовать логике сложившегося подхода к развитию транспортной инфраструктуры основанной на опережающем развитии социально-экономических процессах, то северные терри-

тории опровергают подобный подход. Невозможно обсуждать развитие экономики в отдаленных и труднодоступных территориях, несмотря на богатые залежи полезных ископаемых и прочих полезных природных ресурсов, пока не появится развитая транспортная инфраструктура.

С целью проведения исследования специфики развития транспортных инфраструктур регионов целесообразно провести их типологизацию (табл. 3).

Таблица 2

Влияние социально-географических условий на развитие транспортной инфраструктуры

Транспортная инфраструктура (по видам транспорта) Социально-геогра( шческие условия

Плотность населения Рельеф местности Климатические условия

Железнодорожный транспорт Средняя, выше среднего Равнинная, холмистая, предгорье. Около 70 % железных дорог в РФ имеют подъем от 6 до 10 %. Исключение: арктический и полярный полюс Разнообразные климатические условия. Удорожание эксплуатации в регионах с неблагоприятными климатическими условиями (зоны вечной мерзлоты, болота)

Автомобильный транспорт Средняя, выше среднего Равнинная, холмистая, предгорье. Исключение: арктический и полярный полюс Разнообразные климатические условия. Удорожание эксплуатации в регионах с неблагоприятными климатическими условиями (зоны вечной мерзлоты, болота)

Авиационный транспорт Средняя, выше среднего Не имеет значения Не имеют значения

Речной транспорт Не имеет значения Наличие развитой сети рек Разнообразные климатические условия. Удорожание эксплуатации в регионах со значительным периодом льдостояния.

Морской транспорт Не имеет значения Наличие морских акваторий Разнообразные климатические условия. Удорожание эксплуатации в регионах со значительным периодом льдостояния (атомные ледоколы)

В качестве основы, необходимой для определения направлений типоло-гизации регионов предположим гипотезу о связи развития транспортной инфраструктуры с плотностью населения и климатическими условиями в регионе. Для этого построим матрицу «плотность населения» - «климатические условия».

Индикатором отнесения региона по критерию плотность населения является среднее его значение в Российской Федерации (8,4 чел/м2 на 01.01.13).

Критерий «климатические условия» представлен вариантами «регионы с особыми климатическими условиями» и «регионы с благоприятными климатическими условиями».

Регионы с особыми климатическими условиями - регионы, территория которых расположена в климатических условиях отличных от нормальных, что предполагает введение особых норм и правил к составу инфраструктуры, К ним относятся регионы Крайнего Севера, Дальнего Востока, Восточной Сибири, часть Европейского Севера, Вологодская область, часть Западная Сибирь, Урал, в том числе пустынные, безводные местности, высокогорные районы, отдаленные местности.

Иные регионы относятся к регионам с благоприятными климатическими условиями.

Матрица типологизации регионов в зависимости от плотности населения и климатических условий может иметь вид (табл. 3):

В основе матрицы лежат две гипотезы:

1. В регионах, имеющих высокую плотность населения и благоприятные климатические условия транспортная система имеет более высокие показатели эффективности, что предопределяет более высокие показатели темпа роста социально-экономических показателей в этих регионах.

2. В регионах, имеющих низкую плотность населения и особые климатические условия развитие региональных транспортных систем является проблематичным, в связи с повышенными издержками на формирование активов и поддержание их в рабочем состоянии.

Согласно таблице, в квадрате ЗА отсутствуют регионы, что свидетельствует о исторических процессах расселения. В первую очередь осваивались регионы с благоприятными климатическими условиями, что предопределило высокую плотность населения в них. Регионы с благоприятными климатическими условиями наиболее привлекательны для жизнедеятельности человека.

Таблица 3

Типология субъектов Сибирского ФО по критерию «плотность населения - климатические условия»

Плотность населения Высокая Климатические условия

Континентальный климат Резко-континентальный климат

1А: Омская область, Новосибирская область, Алтайский край, Кемеровская область 2А: Республика Хакасия

Низкая ЗА 4А: Республика Алтай, Красноярский край, Иркутская область, Забайкальский край, Республика Бурятия, Республика Тыва, Томская область

Типологизация субъектов СФО по критерию плотность населения -климатические условия показывает, что 7 субъектов находятся в квадрате, характеризующимся низкой плотностью населения и резко-континентальным климатом. С точки зрения экономической эффективности на территории данных субъектов целесообразно использовать речной вид транспорта, и прежде всего это актуально для Красноярского края, Иркутской области, Республики Бурятия, которые характеризуются наличием значительных водных ресурсов.

Учитывая, с другой стороны, особенности климата, очевидно, что речной транспорт имеет такой недостаток, как ограниченный навигационный период.

Таким образом, невозможно в регионах с малой плотностью населения и особыми климатическими условиями в настоящей момент спроектировать экономически эффективную региональную транспортную систему способную удовлетворить потребности населения и бизнеса в качественных перевозках.

Дальнейшее исследование региональной специфики и транспортной инфраструктуры позволило разработать типологию регионов и транспортных инфраструктур (табл. 4).

Таблица 4

Типология регионов и транспортных инфраструктур

Классификация регионов Транспортная инфраструктура Характеристика транспортной инфраструктуры

Регионы с благоприятными климатическими условиями и высокой плотностью населения Полимодальные транспортные системы (железнодорожные, воздушные, автомобильные, водные (при наличии водных путей) Относительно высокая эффективность, что связано с меньшими затратами на создание транспортной инфраструктуры и элементов, высокими показателями грузооборота и пассажиропотоков. Высокая конкуренция как между транспортными компаниями, так и между видами транспортных средств.

Регионы с особыми климатическими условиями и высокой плотностью населения Полимодальные транспортные системы (железнодорожные, воздушные, автомобильные, водные (при наличии водных путей) Повышенные расходы на создание транспортной инфраструктуры и поддержание ее в рабочем состоянии, что ведет к увеличению удельных затрат на амортизацию, ремонт. Показатели грузопотоков и пассажиропотоков высокие, что позволяет удерживать положительные значения прибыли. Конкуренция между видами транспортных средств высокая.

Регионы с особыми климатическими условиями и низкой плотностью населения Полимодальные транспортные системы (железнодорожные, воздушные, автомобильные, водные (при наличии водных путей) Высокозатратная транспортная инфраструктура. Часть перевозок субсидируется государством (авиаперевозки, водный транспорт) с целью решения геополитических задач. Конкуренция практически отсутствует.

Согласно табл. 4 необходимо изменить подходы к развитию транспортной инфраструктуры в регионах с особыми климатическими условиями и малой плотностью населения, поскольку сложившиеся условия их функционирования не способствуют формированию в регионе эффективной транспортной системы, а значит сдерживает интеграцию региона в общеэкономические и социальные процессы как внутри региона, так и в России в целом.

Список литературы:

1. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ru.wikipedia.org.

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - электрон.дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru, свободный.

3. Сандакова Н.Ю. Формирование инновационной транспортной системы как условие развития экономического потенциала региона: монография / Н.Ю. Сандакова. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ 2013. - 184 с. - 10,8 п.л. - ISBN 978-5-9793-0548-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.