Исследование факторов, влияющих на деятельность мобильных операторов наложенных сетей в России
Кухаренко Е.Г., Бецков Г. А., МТУСИ
Бурное развитие сотовой подвижной связи (СПС) в мире привело к созданию нового вида операторов — мобильных операторов наложенных сетей (МОНС). В зарубежной практике их называют виртуальными операторами мобильной связи (MVNO). Отличие МОНС от типичных операторов подвижной связи состоит в том, что данные компании не владеют лицензией на частотный диапазон, но при этом продают услуги под своим собственным брендом, используя сетевые ресурсы оператора СПС. Данная бизнес-модель предусматривает предварительное заключение соответствующих двусторонних соглашений между МОНС и лицензированным оператором СПС на приобретение сетевой емкости или покупку трафика и последующее оказание услуг своим абонентам.
Обычно МОНС работает независимо от оператора СПС и не владеет сетями GSM или CDMA (но имеет доступ к ним), разрабатывает собственную тарифную политику в отношении оказываемых услуг. Некоторые МОНС осуществляют инвестиции в расширение инфраструктуры — установку собственной системы регистрации локальных абонентов (HLR), позволяющую заключать роуминговые соглашения с другими операторами [3, 7]. Также МОНС могут обладать точками контроля за услугами (SCP) или вводить в эксплуатацию собственную IN-инфраструктуру (IN — Intelligent Network) для того, чтобы расширить спектр предлагаемых услуг с добавленной стоимостью (VAS-услуг), например, предоставление мобильного контента.
Большинство мобильных операторов наложенных сетей работают с применением модели предоплаченных тарифных планов и под своей собственной торговой маркой, в том числе с использованием своих SIM-карт. Помимо этого, МОНС сами отвечают за продвижение бренда, маркетинг и обслуживание абонентов.
Мобильные операторы наложенных сетей могут оказаться серьезным конкурентом по отношению к "опорному" оператору СПС, так как в большинстве случаев МОНС предлагают более совершенные и дифференцированные услуги, позволяя потребителю обращать внимание не только на ценовое предложение, но и на дополнительные сервисы [2].
Впервые бизнес-модель МОНС была использована оператором Sense Communication в 1997 г. Компания попыталась запустить первого виртуального оператора под названием Netsystem International, предлагая дешевые роуминговые тарифные пакеты в пределах всего скандинавского региона. Данная бизнес-модель была революционной, и даже в открытом правовом поле и коммерческой поддержке Sense Communication новая компания столкнулась с существенным сопротивлением со стороны операторов сотовой подвижной связи.
Однако глобальное распространение МОНС — появление данной модели за границами Европы — началось только в 2003 г. В настоящее время во всем мире насчитывается уже около 500 вирту-
алыных операторов, а такие страны, как Нидерланды, Дания, Великобритания, Финляндия, Бельгия, Австралия и США имеют наибольшую плотность МОНС на одну страну.
Концепция МОНС медленно распространяется на развивающихся рынках, таких, как Россия, Китай и Индия, которые характеризуются различным правовыми условиями, высокими барьерами для доступа к излишкам сетевой емкости, недостаточной развитостью телекоммуникационной инфраструктуры. Если учесть, что наибольшая часть населения сконцентрирована в государствах с развивающимися экономиками, то потенциал у МОНС может быть существенно выше.
Для оценки перспектив развития мобильных операторов наложенных сетей в России был выявлен и проанализирован комплекс факторов, влияющих на деятельность МОНС.
Одним из основных факторов, обусловливающих появление и развитие виртуальных операторов, является уровень конкуренции на рынке услуг подвижной связи. Как правило, развитые рынки подвижной связи, находящиеся на стадии зрелости, характеризуются высоким уровнем конкуренции, снижением величины среднего дохода от одного абонента (АРР1_1), что принуждает операторов вести усиленную борьбу за сохранение либо расширение своей рыночной доли. На этой стадии стоимость привлечения новых абонентов возрастает, увеличивается отток абонентов, сокращается количество постоянных и приносящих прибыль абонентов. В результате операторы подвижной связи постепенно меняют свое отношение к МОНС: от негативного (прямой конкурент) на нейтральное или даже положительное (средство, помогающее еще глубже сегментировать и охватить существующий рынок беспроводных услуг). Для того чтобы стимулировать дальнейший рост и развитие, операторы подвижной связи в некоторых странах продвигают целую группу МОНС, развивающую и повышающую спрос на услуги с добавленной стоимостью (\АБ-услуги), принося, таким образом, б?льшие прибыли всем участникам рынка [8, 9]. Такая бизнес-модель применялась в ряде западноевропейских стран и в Восточной Азии, например, в Нидерландах, Бельгии, Корее и Японии.
В отличие от западных стран в России, несмотря на высокий уровень проникновения услуг подвижной связи (по данным на октябрь 2008 г. этот показатель составил в целом по стране 127%) и сильную конкуренцию между операторами, появлению и развитию виртуальных операторов препятствует негативное отношение со стороны крупнейших компаний, занимающих 80% национального рынка СПС.
Необходимым рыночным условием для внедрения бизнес-модели виртуального оператора является законодательно-нормативная база. С точки зрения правового поля, ключевыми факторами успеха являются:
• безоговорочная и серьезная поддержка со стороны регулирующего органа;
• наличие ясной и четкой процедуры создания и функционирования МОНС (включая разработку ценовой политики, выделение номерного ресурса, порядка лицензирования и т.п.);
• прозрачная и систематическая правовая регламентация всех аспектов деятельности МОНС.
Правовые условия и отношение регулирующих органов к деятельности виртуальных операторов в каждой стране различно. Это может быть:
— поддержка, т.е. регулирующий орган поддерживает запуск МОНС, существует ряд законодательных актов в пользу МОНС. Такой подход используется в Бельгии, Великобритании, Ирландии, Швеции, Финляндии, Норвегии, странах Восточной Европы, Балтийского региона, в Южной Африке, Японии, Гонконге, Китае, Индии;
— нейтральное отношение: запуск МОНС разрешен, но отсутствует какая-либо поддержка и законодательная база (США, Канада, Австралия, Швейцария, Австрия, Германия, Франция, Испания, Россия, Украина, Италия);
— запрет, когда регулирующий орган не позволяет запуск МОНС (Греция, Турция, Бразилия, часть стран СНГ, Ближний Восток).
Для развития рынка мобильных операторов наложенных сетей желательна поддержка со стороны регулирующих органов, поскольку данная позиция упрощает создание виртуальных операторов и уменьшает их риски. В ряде стран регулирующий орган выступал инициатором внедрения МОНС для того, чтобы внести соревновательный дух на рынок, который строго монополизирован одной или двумя компаниями. Данная мера позволяет снизить стоимость услуг или предоставить более справедливые условия для конечного потребителя. Внедрение МОНС помогло создать здоровую конкуренцию в некоторых восточноевропейских странах в 90-х годах прошлого века, когда после либерализации рынка не произошло быстрого развития национальных операторов, и крупные зарубежные компании заняли доминирующие позиции в отдельных государствах или целых регионах. В качестве примеров можно привести Польшу, Чехию, Эстонию, Латвию, Литву.
В настоящее время Россия относится к группе стран с нейтральным подходом регулирующих органов к поддержке МОНС. Связано это с тем, что хотя Министерство связи и массовых коммуникаций РФ выражает поддержку развития МОНС, но нормативно-правовая база в отношении мобильных операторов наложенных сетей в настоящее время отсутствует.
Помимо правового регулирования, эффективность функционирования МОНС во многом связана с принципами взаимодействия с операторами подвижной связи. Эта проблема актуальная даже в условиях положительного отношения к МОНС со стороны сетевых операторов. В связи с этим в некоторых странах регулирующие органы законодательно обязали операторов СПС давать доступ к своим техническим ресурсам, соглашения с виртуальными компаниями должны быть публичными. Данная модель применяется в Дании и Нидерландах.
Перспективы развития виртуальных операторов, их потенциальные возможности создать переток абонентов от действующих операторов зависят от уровня тарифов и разнообразия VAS-услуг, предлагаемых операторами СПС.
В случае если средняя стоимость одной минуты на рынке приближается к себестоимости, и МОНС не может позволить понижения тарифов для создания конкурентного преимущества, необходимо внедрение дополнительных условий, привлекающих абонентов, например, таких как бесплатные входящие (caller party pays, CPP) или переносимость номера (mobile number portability, MNP) [6]. Так-
же может быть введен ряд других услуг и принципов работы для оптимизации ценовой политики.
В России тарифы на услуги подвижной связи достаточно низкие. Потенциальный российский МОНС может отличаться от операторов СПС наличием переносимости номера и привлекательным тарифом на оптовую покупку голосового трафика (несколько сотен или тысяч минут).
Мобильные операторы наложенных сетей работают в экономической системе, существенно отличающейся от традиционных операторов подвижной связи или обычных поставщиков услуг в сфере телекоммуникаций. Для виртуального оператора очень важно иметь возможность попасть на рынок и, затем, сконцентрироваться на наиболее перспективных рыночных нишах. Помимо этого, конкурентными преимуществами МОНС могут являться собственный бренд, более низкие тарифы, дифференциация предлагаемых услуг, обширные сети распространения, международная кластеризация, т. е. выход МОНС на рынок нескольких стран для создания собственной роуминговой сети, низкий уровень расходов на расширение сети. К слабым сторонам следует отнести нехватку масштабности в роли конкурента, в сравнении с крупными операторами СПС, низкий уровень ARPU, отсутствие контроля над качеством связи.
В долгосрочной перспективе ожидается, что техническое обслуживание сети и предоставление услуг будут разделены. Операторы СПС, имеющие свои частоты и строящие сетевые станции, будут обслуживать оборудование, а компании, которые предоставляют услуги, контент-провайдеры и компании типа МОНС будут обслуживать абонентов. В результате розничный и оптовый сегменты будут разделены более четко, и, возможно, возникнет более глубокая и ярко выраженная сегментация рынка. Внедрение МОНС в России будет способствовать внедрению инноваций, повышению доступности услуг и качества обслуживания потребителей.
Литература
1. Брэдли Дансмор. Справочник по телекоммуникационным технологиям. — М.: Инфомедиа, 2004. — С. 135-142.
2. Букин М.С Теория и практика мобильной связи. — М.: Инфомедиа, 2003. — С. 36-38.
3. Корнеев ВМ. Сетевые структуры телекоммуникационной индустрии. Зарубежный опып' и российские перспективы. — М.: Горячая линия-Телеком, 2005. — С. 51-64.
4. Кухаренко Е.Г., Бецков ГА Проблемы и перспективы развития виртуальных операторов сотовой подвижной связи в России и в мире//Труды Московского технического университета связи и информатики. — М.: "ИД Медиа Паблишер", 2007. — С. 302-306.
5. Кухаренко Е.Г., Бецков ГА Исследование бизнес-стратегий мобильных операторов наложенных сетей в России//Труды Московского технического университета связи и информатики. — М.: "ИД Медиа Паблишер", 2008. — Т. 2. — С. 231-239.
6. Муссель К.М. Предоставление и биллинг услуг связи. — М.: Эко-Трендз, 2003. — С. 71 -85.
7. Попов В.И. Основы сотовой связи стандарта GSM. — М.: Эко-Трендз, 2005. — С. 43-45.
8. Современные телекоммуникации. Технологии и экономика. Под редакцией САДовгого. — М.: Эко-Трендз, 2003. — 114 с.
9. Тихвинский В.О. Подвижная связь третьего поколения. Экономика и качество услуг. — М.: Радио и связь, 2005. — С. 108-113.
10. www.cia.goy