Научная статья на тему 'Исследование факторов конкурентоспособности образовательной услуги'

Исследование факторов конкурентоспособности образовательной услуги Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / КОНКУРЕНЦИЯ / РЫНОК / ПОТРЕБИТЕЛИ / КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПАРАМЕТР / КАЧЕСТВЕННЫЙ ПАРАМЕТР / COMPETITIVENESS / EDUCATION SERVICE / COMPETITION / MARKET / CONSUMER / QUANTITY PARAMETER / QUALITY PARAMETER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самсонова Марина Владимировна, Самсонова Елена Владимировна

Исследуются маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности образовательного учреждения в условиях обострения конкуренции между учебными заведениями и специфика маркетингового взаимодействия на рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самсонова Марина Владимировна, Самсонова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование факторов конкурентоспособности образовательной услуги»

М. В. САМСОНОВА, Е.В. САМСОНОВА (Камышин, Волгоград)

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ

Исследуются маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности образовательного учреждения в условиях обострения конкуренции между учебными заведениями и специфика маркетингового взаимодействия на рынке образовательных услуг.

Ключевые слова: конкурентоспособность, образовательная услуга, конкуренция, рынок, потребители, количественный параметр, качественный параметр.

В последние годы в системе профессионального образования наблюдается обострение конкуренции между учебными заведениями, все большее распространение получает образование на договорной основе, поэтому, как следствие, особое значение приобретает маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности образовательного учреждения. Образовательные учреждения функционируют на рынке образовательных услуг, который представляет собой совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов образовательных услуг. На таком рынке взаимодействуют участники образовательного процесса, покупатели предъявляют спрос на образовательные услуги, а продавцы-различные образовательные учреждения - предлагают их [5]. Результатом образовательного процесса являются формирование и развитие у потребителя разнообразных способностей к труду, профессионализма, создание условий для самореализации. Реальными участниками рынка образовательных услуг являются не только образовательные учреждения и потребители, но и посредники, содействующие эффективному продвижению образовательных услуг на рынке (см. рис. 1).

Образовательная услуга - мероприятия образовательного учреждения, направленные на удовлетворение потребности личности в образовании, его углублении и расширении, с целью формирования у обучаемого способности к труду. Специфика образовательных услуг проявляется и в традицион-

ных характеристиках услуг, и в чертах, присущих только образовательным услугам.

Неосязаемость услуг до момента их приобретения означает, что изменение состояния потребителя образовательных услуг нельзя увидеть, услышать, потрогать до начала процесса образования, можно лишь чувствовать эффект, который появится в результате получения услуги. Чтобы убедить клиента приобрести услуги, производители стараются формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги. Для этого в сфере образования формируются учебные планы и программы, распространяется информация о методах, формах и условиях оказания услуг, о наличии лицензии.

Для образовательных услуг несохра-няемость говорит о невозможности заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их до момента наступления оптимальной для производителя услуг ситуации на рынке.

Для образовательных услуг действует и другая сторона несохраняемости-естественное для человека забывание полученной информации, знаний. Научно-технический прогресс ведет к быстрому устареванию знаний. Социальный прогресс также вносит свою лепту в устаревание знаний по целому ряду дисциплин, особенно-в быстро меняющемся обществе, в переходные периоды. Все это делает весьма актуальным дальнейшее сопровождение образовательных услуг уже в процессе трудовой деятельности выпускников и задает требование непрерывности образования [4].

Прежде чем рассматривать конкурентоспособность образовательной услуги, дадим общее понятие конкурентоспособности. В Большом энциклопедическом словаре под редакцией А.Б. Борисова под конкурентоспособностью понимают способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, устанавливаемыми продавцами товаров. Кроме того, на конкурентоспособность влияют мода, продажный и послепродажный сер-

© Самсонова М.В., Самсонова Е.В. 2010

Рис. 1. Система маркетингового взаимодействия на рынке образовательных услуг

вис, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке, колебания спроса [1].

Конкурентоспособность образовательной услуги - способность удовлетворять требования потребителя, характеризующаяся стоимостными параметрами и качеством предоставляемой образовательным учреждением услуги, кроме того, это степень ее привлекательности на конкурентном рынке по сравнению с аналогичными образовательными услугами (см. рис. 2).

Давая характеристику некоторым параметрам конкурентоспособности, можно сказать, что под затратами потребителя в процессе получения образовательной услуги имеются в виду все возможные расходы, которые понесет потребитель в ходе обучения (на проживание, проезд, покупку канцелярских товаров и т.д., т.е. затраты, которые определяются месторасположением и престижностью вуза). Под условиями проведения занятий подразумевается создание благоприятного психологического климата в коллективе, заинтересованности потребителей в получении образовательных услуг.

Анализируя различные составляющие конкурентоспособности образовательной услуги, можно сказать, что качественные ее параметры имеют более важное значение для потребителя, поскольку характеризу-

ют уровень высшего образования. Проведя анализ качественных характеристик образовательной услуги на примере вуза, можно сделать вывод о потребительских предпочтениях и слабых местах его деятельности, развивая которые можно добиться повышения престижа обучения в вузе и спроса на его образовательные услуги.

Потребитель образовательных услуг становится более разборчив и предъявляет достаточно четкие и широкие требования к их качеству:

- повышение практической значимости знаний;

- адаптация применяемых в процессе обучения методик и технологий к процессам, происходящим в реальной жизни;

- организация учебного процесса, его методическое обеспечение на уровне, соответствующем запросам потребителей;

- создание условий проведения занятий, способствующих лучшему восприятию и усвоению материала;

- повышение квалификации профессорско-преподавательского состава (ученая степень, опыт, креативность в процессе предоставления образовательных услуг).

Усиливающаяся конкуренция на рынке образовательных услуг помогает этим процессам, но в целом предоставляемые услу-

Рис. 2. Параметры конкурентоспособности образовательной услуги

ги на сегодняшний день далеко не всегда соответствуют ожиданиям потребителей.

Отношение потребителя к образовательной услуге определяется уровнем ее конкурентоспособности, спросом на нее, который в большой степени зависит от социально-экономической обстановки в регионе, в котором находится образовательное учреждение.

Литература

1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М. : Книжный мир, 2003.

2. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. СПб. : Питер, 2001.

3. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. М. : Центр экономики и маркетинга, 2000.

4. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании : учеб. пособие. М. : Интерпракс, 1995.

5. Сидунов А.А., СидуноВа Г.И. Управление инвестициями в развитии компетенций специалистов : монография. Волгоград : ВГТЭК, 2008.

Studying the factors of competitiveness of education service

There is researched the marketing as the instrument of raising the competitiveness of education institution in the conditions of competition intensification between the education institutions. Furthermore the specific character of marketing interaction at the education service market is studied.

Key words: competitiveness, education service, competition, market, consumer, quantity parameter, quality parameter.

Н.В. АТАРЩИКОВА (Волгоград)

ОРГАНИЗАЦИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Выделяются виды предпринимательской деятельности высших учебных заведений. Исследуются финансово-экономические и маркетинговые ресурсы ведения такой деятельности. Доказывается, что организация малых предприятий при вузах способствует не только экономическому развитию вуза, но и повышению конкурентоспособности его выпускников на рынке труда, а также формирует у потребителя положительный имидж данного высшего учебного заведения.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность вуза, внехозяйственная деятельность вуза, малые предприятия при вузе.

В настоящее время функционирование вузов, находящихся в ведении Министерства образования и науки России, обеспечивается за счет средств от предпринимательской деятельности на уровне 40%. Данная деятельность в условиях рыночной экономики является источником финансовых ресурсов, позволяющих вузам адекватно выполнять свою образовательную и научную миссию в обществе, расширять и укреплять материально-техническую базу, сохранять кадровый потенциал. Анализ тенденций финансирования высшей школы показал устойчивое снижение доли средств, выделяемых вузам из федерально-

© Атаршикова Н.В. 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.