Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТУРИСТСКИХ РЫНКОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТУРИСТСКИХ РЫНКОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
41
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шарафан А.С.

В данной статье рассмотрены роль туризма в мировой экономике, основные проблемы, условия и факторы развития международного туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТУРИСТСКИХ РЫНКОВ»

УДК 330

А.С. Шарафан

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТУРИСТСКИХ РЫНКОВ

В данной статье рассмотрены роль туризма в мировой экономике, основные проблемы, условия и факторы развития международного туризма

Ключевые слова: международный туризм, мировая экономика, развитие туризма, факторы развития.

Имидж страны в мире и ее роль в международной торговле во многом определяются состоянием и уровнем конкурентоспособности сферы международного туризма. В последнее время международный туризм стал той отраслью, роль которой в международной экономике существенно возросло благодаря стремительному развитию. Наряду с развитием сферы туристических услуг существенный подъем также наблюдается и в тех секторах экономики, которые играют важную роль в создании инфраструктуры международного туризма, прежде всего это транспорт, гостинично-ресторанное хозяйство, торговля, связь, информационно коммуникационная сфера, строительство, сельское хозяйство, пищевая промышленность, производство широкого спектра непродовольственных товаров и др. А это, в свою очередь, повлияло на структурные изменения в экономике. В отдельных странах туризм стал основной отраслью экономики, что определило зависимость их экономического положения от международного туризма. Все это обусловливает необходимость и актуальность исследований факторов и тенденций развития международного туризма.

Сегодня международный туризм развивается под влиянием глобализации и регионализации мирового хозяйства. Туристическая индустрия является одной из крупнейших и высокодоходных отраслей мировых экономик, она входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, это один из важных факторов, от которых зависит рост экономики, повышение конкурентоспособности страны на мировых рынках, улучшение благосостояния населения.

Для развития международного туризма необходимы определенные условия и развитая материально-техническая база. Оценивая конкурентоспособность стран на рынке международного туризма, исследуют и учитывают [11]:

- состояние политико-правовой базы регулирования сферы туризма в стране;

- тенденции бизнес-среды и развитие туристической инфраструктуры;

- ресурсный потенциал.

Важным условием развития индустрии международного туризма является политико-правовая среда, что предполагает наличие определенной правовой основы, обеспечение экологической устойчивости и охраны окружающей среды, обеспечение надлежащего уровня безопасности и охраны, развитие системы здравоохранения и гигиены, признанные на государственном уровне приоритеты развития сферы туризма. Политико-правовая среда страны должна обеспечивать надлежащие условия для ведения бизнеса, отвечать системе регулирования международного и внутреннего туризма с учетом имеющихся международных норм, способствовать упрощению визовых, таможенных, пограничных формальностей; обеспечивать надлежащие конкурентные условия.

В свете повышения террористических угроз, дестабилизации политической обстановки в мире, возникновения военных конфликтов обеспечение безопасности и охраны туристов требует усиления роли государства и совершенствования системы обеспечения безопасности туристов, также находится в поле правового обеспечения сферы международного туризма.

Наличие надлежащей системы охраны здоровья, высокий уровень комфорта и гигиены в учреждениях туристической индустрии - весомый фактор конкурентоспособности страны на рынке международного туризма.

Необходимым условием развития туризма в стране является государственное регулирование и

© Шарафан А.С., 2018.

Научный руководитель: Боголюбов Валерий Сергеевич - доктор экономических наук, профессор, руководитель магистерской программы «Управление фирмой и туристскими рынками», Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия.

наличие программ, определяющих приоритеты развития отрасли. От их обеспеченности соответствующими ресурсами, в частности человеческими, финансовыми, материальными, зависит эффективность функционирования сферы туризма

Своеобразным ускорителем развития международного туризма стали процессы информатизации общества и развитие информационно-коммуникационных технологий. Особое значение для конкурентоспособности страны на рынке международного туризма приобретают инфраструктура информационно -коммуникационных технологий, развитие сети Интернет и доступность к ней, разработка и внедрение программного обеспечения, развитие электронной коммерции.

Для большинства путешественников решающим стал фактор ценовой доступности. Стоимость туристических путевок в целом, а также цены на проживание, проезд, пользование отдельными видами услуг в частности определяют ценовую конкурентоспособность страны на рынке международного туризма. Важной задачей становится поиск возможностей снижения цены (например, благодаря оптимизации налоговой политики и т.д.) и обеспечения надлежащего уровня соотношения цена / качество туристических услуг.

Развитие и привлекательность туристической сферы страны зависят от ее ресурсного потенциала. Учитывая специфику туристической услуги, которая проявляется в значительной роли человека в процессе ее предоставления, одним из определяющих факторов есть человеческие ресурсы. Демографическая ситуация, средняя продолжительность жизни, а также способность социальной сферы страны обеспечить надлежащий уровень здравоохранения, образования - все это характеризует человеческий потенциал страны.

Наряду с природными ресурсами, представление о стране, ее национальные особенности формируют культурные ресурсы. Богатое культурное наследие, фольклор, наличие исторических памятников в значительной степени стимулируют туристов к путешествиям в эти страны.

Отдельным фактором развития международного туризма является открытость границ. Доступность к рынкам, надлежащая эффективность таможенного администрирования и импортно -экспортных процедур, административная прозрачность границ, развитая инфраструктура гражданской авиации и наземного транспорта, доступность и качество транспортных услуг, информационно-коммуникационная инфраструктура, политико-правовое обеспечение передвижения, уровень охраны и безопасности характеризуют высокий уровень открытости страны для международной торговли и развития международного туризма.

Согласно данным, представленным в последнем выпуске Барометра международного туризма ЮНВТО, в 2016 году количество международных туристических прибытий увеличилось на 4,4% и составило в общей сложности 1235 млн. Это означает, что по сравнению с 2015 годом в прошлом году примерно на 50 млн больше туристов осуществили путешествия по международным туристическим направлениям во всем мире. Темпы роста международных прибытий превышали средний уровень, и каждый год этот показатель рос на 4 и более процентов. (Рис. 1)

Европа (+ 2%) утратила позиции лидера по темпам роста в абсолютном и относительном выражении, чему способствовало усиление позиций евро к доллару США и другим основным валютам. Количество прибытий в Европу достигло 619 млн., что всего на 10 млн. больше, чем в 2014 году. Центральная и Восточная Европа (+ 3,1%), после сокращения числа прибытий в 2014 г. году, восстановила и удерживает свои позиции. В Северной Европе (+ 6%) также были зарегистрированы хорошие результаты, особенно учитывая то, что она есть давно сложившимся турнаправлением. В Средиземноморской Европе (+ 1%) и Западной Европе (- 0,7%) рост не был отмечен.

Потеря доминирующего положения Европы в туризме обусловлена:

- старением туристского продукта южно-европейских стран (Греция и Италия);

- высокими ценами на туристические продукты в североевропейских странах (Великобритания, Швеция)

- социально-экономическими и этническими проблемами в восточноевропейских странах;

- ростом популярности туристических маршрутов стран Юго-Восточной Азии.

Характерной чертой туристического рынка является значительное влияние на него психологических и социокультурных факторов, результатом чего являются изменения в структуре спроса на туристические услуги, приводит к значительным сдвигам в региональной структуре мирового рынка туристических услуг. Структурные сдвиги, происходящие на мировом рынке туристических услуг, характеризуются увеличением доли стран Восточной Азии и Тихоокеанского региона в мировых туристских прибытиях, которое происходит вследствие значительного уменьшения соответствующего показателя в странах американского региона, а также в Европе [1]. Так, в Азиатско-Тихоокеанском регионе в прошлом году число международных туристских прибытий выросло на 25 млн и достигло 302,9 млн, при этом, результаты турнаправлений были примерно равнозначными. Конкретного лидера не выявлено и все направления показали прирост около 9%. Немного выше (+ 10,9%) продемонстрировала Юго -Восточная Азия.

Количество международных прибытий в Американский регион (+ 5,3%) увеличилась на 9 млн и составила 200,9 млн. человек, что способствовало закреплению высоких результатов 2015 года. Падение курса доллара США уменьшило уровень выездного туризма из США, что отразилось на странах Карибского бассейна и Центральной Америки (около 6% прирост в каждом из этих регионов). Выросли результаты Южной Америки (+ 7,8%). Несколько ниже доля туристских прибытий в нем объясняется не снижением туристической привлекательности Америки, а быстрым темпом развития туристической индустрии в других макрорегионах. Этот регион характеризуется наличием большинства видов рекреационных ресурсов, развитой инфраструктурой. Однако, природные катаклизмы в США (ураганы, наводнения) способствуют снижению доли туристских прибытий [5].

Количество международных туристских прибытий на Ближний Восток выросло на 3% и составила в целом 55,6 млн, что способствовало процессу восстановления туризма, которое началось еще в 2014 году.

Ограниченные имеющиеся данные по Африке (58,2 млн. прибытий) указывают на рост числа международных прибытий на 9,6% в сравнении с 2015 г. В Северной Африке число прибытий снизилась на 1,6%, а в странах Африки к югу от Сахары выросло на 15,8%, что продолжает тенденцию положительного роста прошлого года. При этом доля стран Африки и Ближнего Востока остается незначительной, что объясняется неразвитостью туристической инфра- и супраструктуры и невозможностью обеспечения достаточного уровня безопасности туристов. Именно этим фактором объясняется и преобладание в структуре туристских прибытий и валютных поступлений промышленно развитых и новых индустриальных стран над развивающимися странами, и странами с переходной экономикой [1].

По прогнозам ЮНВТО, к 2020 году ожидается туристический бум: количество международных туристских прибытий достигнет 1,6 млрд. человек, из них 1,2 млрд. приходиться на внутрирегиональный туризм, а 0,4 млрд. составят поездки на дальние расстояния.

Согласно прогнозам, темпы роста Азиатско-Тихоокеанского, Ближневосточного и Африканского регионов превысят 5% в год в среднегодовых темпах роста в мире 4,1%. Предполагается, что темпы роста на наиболее развитых направлениях Европейского и Американского регионов будут ниже средних мировых. Европа сохранит позиции лидера по международным прибытиям, несмотря на то, что ее доля в 2020 году снизится.

Анализируя совокупные показатели туристических прибытий по регионам показывает, что к 2020 году тремя ведущими регионами, принимать, будут Европейский (717 млн человек), Азиатско -Тихоокеанский (397 млн человек) и Американский (282 млн человек).

Библиографический список

1.Режим доступа: http://izturizma.ru/Osnovnye_ekonomicheskie_funkcii.html

2.Сорока И. Современные тенденции международного рынка туристических услуг / И. Сорока // Актуальные проблемы международных отношений. - 2012. - Вып. 111. - С. 266-273.

3. Туристская деятельность и ее социальные функции в жизни человека / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kazatur.narod.ru/mut/7.HTML

4.Режим доступа: http://pubchoicesoc.org/papers_2006/vietze.pdf

5. Batir Mirbabayev, Malika Shagazatova. The Economic and Social Impact of Tourism / [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.grips.ac.jp/alumni/UzbekistanTourism (2).pdf

ШАРАФАН АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА - магистрант, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.