Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 1
циальной подготовки. Образование как ценность у современных студентов начинает терять главенствующие позиции, важнее иметь полезные связи, которые в большей степени будут гарантировать удачное трудоустройство. И пока данные тенденции будут сохраняться - рынок труда и 1 сфера образования не смогут взаимодействовать
удк 316.485.26
исследование эволюции понятий «террор» и «терроризм» в истории отечественной социологии
и. В. Воронин
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Статья посвящена изучению исторического развития таких понятий, как «террор» и «терроризм», в российской социологии. внимание уделяется описанию сущности этих двух понятий, их общим характерным признакам. освещены различные точки зрения исследователей на понимание обоих терминов. особое внимание уделено наличию взаимосвязи и различий между двумя понятиями.
Ключевые слова: террор, терроризм, насилие, страх, государство, власть, оппозиция.
Research of Evolution of the Concepts «Terror» and «terrorism» in the History of Domestic sociology
I. V. Voronin
Article is devoted to studying of historical development of such concepts as «terror» and «terrorism» in the Russian sociology. The attention is paid to the description of essence of these two concepts, their general characteristic signs. Various points of view of researchers on understanding of both terms are covered. The special attention is paid to existence of interrelation and distinctions between two concepts. Key words: terror, terrorism, violence, fear, state, power, opposition.
Необходимость определения понятия «терроризм» является наиболее актуальной задачей высокой сложности в исследовании данного явления. Для достаточного понимания и изучения объекта исследования необходимо выяснить и чётко определить: что же всё-таки необходимо исследовать, что является объектом в принципе. В связи с объявленной многими политическими лидерами разных стран (в основном Запада) войны международному терроризму опасно, в первую очередь для объявивших её, вести войну с невидимым врагом, неизученным феноменом. Ведь согласно современным научным представлениям, в том случае, если борьба с терроризмом осуществляется без достаточного понимания, чем он на самом деле является, она может приводить к более серьёзным последствиям, проблемам для общества, чем если бы такая борьба
друг с другом в полной мере с минимальными потерями.
Примечания
1 См.: Ворона М. А. Мотивы студенческой занятости // Социс. 2008. № 8. С. 139.
оставалась неосуществлённой в принципе1. Также это опасно для осуществления правоприменительной практики в различных государствах. Не исключением здесь является и Россия.
Обратимся для начала к различным подходам к пониманию двух терминов, составляющих объект исследования: «террор» и «терроризм».
При исследовании терроризма эти два понятия являются ключевыми, причём существуют различные точки зрения на их соотношение. Приверженцы первой точки зрения утверждают, что «террор» является составляющей частью более широкого понятия «терроризм».
Вторая точка зрения отражает мнение, что данные понятия не могут быть заменены одно другим и являться частью другого, дополнять его. То есть террор не является методом терроризма, так как подобное утверждение понижает значение и сводит к второстепенной роли центральный термин всей системы знаний об этих двух понятиях - само слово и понятие «террор». Если мы согласимся с тем предположением, что терроризм является методом террора, то в подобном случае понятие «терроризм», которое развилось с течением времени и содержит в себе уже нечто новое, становится вспомогательным. Это может не соответствовать правилам диалектической и формальной логики2.
У представителей социально-гуманитарных наук, как следует из изучения материалов исследований по данной теме, существуют расхождение в определении слова «террор» и некоторая несогласованность в отношении характера политического проявления данного преступления.
В материалах различных исследований термины «террор» и «терроризм» используются для определения явлений разного порядка, которые имеют единый критерий - это использование насилия в отношении к социальным стратам и отдельным личностям. Толковый словарь С. И. Ожегова определяет террор как устранение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтоже-
© Воронин И. В., 2015
И. В. Воронин. Исследование эволюции понятий «террор» и «терроризм»
ния; терроризировать - устрашать методами террора, запугивать чем-нибудь, держа в состоянии постоянного страха3.
«Энциклопедический словарь» даёт следующее определение: террор - это политика устрашения, подавления политических противников насильственными мерами (вплоть до физического уничтожения)4.
Однако фактически применение насилия имеет различный характер, несмотря на видимую идентичность5. Является общепринятым разделение понятий «терроризм», который представляет собой разновидность политического экстремизма в его крайнем насильственном варианте6, насилие, применяемое стороной оппозиции, общепринято называемое «слабым», и «террор» - насилие, применяемое стороной государства, общепринято называемое «сильным». Такое разграничение на первый взгляд схожих понятий складывается исторически. Ранее отсутствовало понятие «терроризм», литературные источники представляли лишь историческое описание определённых террористических режимов, к примеру: «красного» террора якобинцев, «белого» террора роялистов во Франции первой половины XIX в., террора, осуществляемого членами организации «Народная воля» в России, ирландцев и басков (так называемый террор «снизу»), государственного террора, осуществлявшегося тоталитарными диктатурами (террор «сверху»). Подобная тенденция видна из обращения к словарям и энциклопедиям XIX в. - первой половины XX в.7
Эмиль Паин в своём исследовании пришёл к выводу о том, что применение словосочетания «государственный терроризм» в отношении не-лигитимного насилия со стороны государства является некорректным. Для этой цели применимо иное понятие - «террор»8.
Обратимся более подробно к эволюции понятия «терроризм», произошедшего из понятия «террор». Уделом исторической науки является установление периода рождения термина «терроризм» от термина «террор» как феномена социальной реальности. Существует гипотеза, что этим периодом являются древние века, когда возникли первые восстания рабов против своих господ. Более важно то, что является для нас безусловным: эволюция от одного понятия к последующему стала результатом возникновения новых, до того времени не исследованных общественных связей, закономерностей в развитии социума. Несмотря на эволюционный, исходящий от первоначального, характер появления дефиниции «терроризм», само понятие уже является в определённой мере независимым термином и феноменом, находящимся в одной терминологической иерархии с понятием «террор», схожим с ним по сути и по смысловой нагрузке. Тем не менее, мы видим, что они неидентичны.
Особым подходом, кратко уже описанным выше, к пониманию термина «террор», которое
характерно для новейших отечественных исследований, является понимание его как злоупотребление властными полномочиями носителями официальной власти посредством неправомерного употребления политического насилия и репрессии, которыми изначально наделяется государство как легитимными. Иными словами, то, что совершается негосударственными субъектами в отношении государства и общества и названо «терроризмом», применительно к политическому насилию в отношении граждан, преступников и негосударственных субъектов многими учёными-социологами, а также представителями других социально-гуманитарных наук названо «террором».
Один из основных вопросов данной темы -это установление различия и взаимосвязи двух понятий в социологии. Рассмотрим этот момент подробнее.
Существует научное предположение по поводу основных отличий «терроризма» от «террора»9.
Во-первых, терроризм представляет собой лишь разовый акт, иногда несколько таких актов, имеющих локальный, но не массовый характер.
Во-вторых, субъекты терроризма не являются законными носителями власти.
В-третьих, два описываемых понятия различаются по своему главному свойству, определяющему фактору. Так, существование террора обыкновенно рассматривается более в социально-политическом измерении, а терроризм - в уголовно-правовом. Направленное на принуждение к определённым действиям насилие, осуществлённое с использованием методов терроризма, созданное в атмосфере состояния страха, имеет местное, а не всеобщее значение. По своей природе и по масштабу влияния на причинно-следственные процессы в обществе террор и терроризм находятся на разных уровнях в структуре социальных факторов.
Предположим иное толкование отличий изучаемых понятий. Оно сводится к двум отличиям.
Первое состоит в том, что совершённый теракт по целям организаторов в идеале достигает предельно допустимой огласки. Для этих целей, как известно, выбираются наиболее многолюдные места. Организуемый теракт направлен на коллективный страх, ощущение уязвимости и социальной напряжённости. Демонстрационный метод осуществления актов терроризма даёт эффект двоякого проявления. В том случае, когда объектом теракта выступает власть, государственные или политические деятели, их страх основан не только на личной опасности и уязвимости со стороны террористов, но и на недовольстве людей, ставших на путь требований и предъявления претензий к официальной власти.
Второе: согласно поставленным террористами целям терроризм нацелен склонить объект нападения к заранее запланированным действи-
Социология
51
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 1
Необходимо теперь выделить наличие взаимосвязи понятий «террор» и «терроризм». У террора и терроризма как социальных явлений существуют общие характерные признаки.
Безусловно, как «террор», так и «терроризм» объединены вокруг двух центральных моментов, относящихся к изучаемым явлениям, - насилию и страху. Такое заключение нам позволяет сделать этимологический срез исследования сущности объекта нашего исследования. Насилие является основой двух дефиниций, страх используется как средство достижения целей. И то, и другое объединяют проблемы власти, влияния и денег, т. е. политические и экономические интересы тех, кто вовлечён в такую деятельность. В первую очередь, террор и терроризм, в том числе международный, являются средствами борьбы за власть. С момента своего возникновения террор являлся и является по сей день определённого вида бизнесом. Терроризм стал таковым несколько позднее. Оба исследуемых понятия в настоящее время представляют собой уже модель рынка, где существует спрос на террористические услуги. Соответственно, появилось и предложение. Одни подобные услуги предлагают, другие их покупают11.
Как видно из вышесказанного, такие понятия, как «террор» и «терроризм», не являются идентичными согласно большинству исследований по социологии и другим отраслям социально-гуманитарного знания. Нам удалось описать сущность этих двух понятий, что же они представляют собой, были освещены различные точки зрения исследователей на понимание двух терминов. Мы перечислили общие характерные признаки двух дефиниций, исследовали как их различие, так и взаимосвязь, а также взглянули
на историю эволюции понятий «террор» и «терроризм».
Примечания
1 См.: Мартынов Б. Ф. Трансграничный терроризм : угрозы безопасности и императивы международного сотрудничества (латиноамериканский вектор). М. : Наука, 2006. С. 11.
2 См.: Кара-Мурза С. Г., Мухин Ю. Сеющие смерть, или Кто заказывает террор. М. : Эксмо, 2010. С. 31.
3 См.: Толковый словарь Ожегова. URL: http://vslovare.ru/ slovo/tolkovjyij-slovar-ozhegova/terror (дата обращения: 17.01.2015).
4 Цит. по: Щебляков Е. С. Содержание понятия «терроризм» и необходимость закрепления в законодательстве характерных признаков терроризма // Современное право. 2008. № 12. С. 10.
5 См.: Будницкий О. В. Терроризм в российском освободительном движении : идеология, этика, психология (вторая половина XIX - начало XX в.). М. : РОССПЭН, 2000. С. 5.
6 См.: Паин Э. А. Социальная природа экстремизма и терроризма // Общественные науки и современность. 2002. № 4. С. 114.
7 См.: Викторов А. Ш., Казаков Д. И. Общесоциологический (цивилизационный) подход в изучении феномена терроризма // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2009. № 2 (10). С. 92.
8 См.: Паин Э. А. Указ. соч. С. 114.
9 См.: Сиразетдинов Р. Ф. Мировоззренческие основы современного терроризма (социально-философский анализ) : дис. ... канд. филос. наук. Уфа, 2005. С. 57.
10 См.: Кара-Мурза С. Г., Мухин Ю. Указ. соч. С. 50-51.
11 Там же. С. 27-28.
52
Научный отдел