Научная статья на тему 'Исследование эмоционального состояния подростков'

Исследование эмоционального состояния подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
697
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ / ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попова Наталья Митрофановна, Исхакова Марьям Камильевна, Рустамов Машариф Арслонович, Закирова Айгуль Айдаровна, Баязитов Роберт Рашитович

В статье производится анализ эмоционального состояния подростков путем оценки уровня тревожности. Исследование проведено на 188 подростках с использованием интегративного теста тревожности А.П. Бизюка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Попова Наталья Митрофановна, Исхакова Марьям Камильевна, Рустамов Машариф Арслонович, Закирова Айгуль Айдаровна, Баязитов Роберт Рашитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование эмоционального состояния подростков»

думают также. Больше всего учеников думают, что родители заботятся об их здоровье учащиеся УОР г. Казань, а именно 94,4% учеников 9 класса, 84,6% учениц 9 класса.

Выводы: самый высокий уровень личностной тревожности у учеников 9го класса школы № 40 г. Ижевск (70%), самый низкий уровень у учеников 9го класса УОР г. Казань. Самый высокий уровень ситуационной тревожности у учеников 11 класса школы №40 г. Ижевск (80%), самый низкий уровень у учениц 11 класса школы № 40 г. Ижевск (60%). Данные результаты можно связать с тем, что перед учениками 9-го класса стоит более сложный выбор, чем перед учениками 11-го класса: продолжить обучение в школе или поступать в среднее специальное учреждение. Следует учесть, что перед учениками стоит проблема выбора профессии.

Список литературы

1. Бизюк А.П. «Применение интегративного теста тревожности» / Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева / Новая медицинская технология. Санкт-Петербург, 2005 г. 23 с.

2. Попова Н.М., Попов А.В. Социологическое исследование образа жизни школьников. // Объединенный международный журнал. М., 2005 № 2. С. 18-21.

3. Попова Н.М. Характеристика факторов, влияющих на состояние здоровья подростков в процессе обучения // Объединенный медицинский журнал. М., 2005. № 2. С. 34-35.

4. Попова Н.М. Особенности жизни и поведения городских и сельских подростков. // Тезисы международного семинара «Проблемы общественного здоровья и здравоохранения». Ижевск, 2005. С. 97-105.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ

Попова Н.М.1, Исхакова М.К.2, Рустамов М.А.3, Закирова А.А.4,

Баязитов Р.Р.5

'Попова Наталья Митрофановна - доктор медицинских наук, профессор;

2Исхакова Марьям Камильевна — аспирант;

3Рустамов Машариф Арслонович — студент;

4Закирова Айгуль Айдаровна — студент;

5Баязитов Роберт Рашитович — студент, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, педиатрический факультет, Федеральное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования Ижевская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Ижевск

Аннотация: в статье производится анализ эмоционального состояния подростков путем оценки уровня тревожности. Исследование проведено на 188 подростках с использованием интегративного теста тревожности А.П. Бизюка.

Ключевые слова: подростки, эмоциональное состояние, интегративный тест тревожности, тревожность.

В современной психологии указывается на то, что среди психических состояний, являющихся предметом научных исследований, большое внимание уделяется термину «anxiety», иногда «anxiousness», что в переводе на русский язык означает «беспокойство», «тревога» [5]. Тревога относится к числу фундаментальных, но наименее специфических субъективных эмоциональных состояний, постоянно наблюдаемых при различных формах патологии и предпатологии. Являясь одним из наиболее облигатных проявлений острого и хронического стресса, тревога, как известно, выполняет как защитную (мобилизующую) функцию, так и дестабилизирующую в том случае, если ее интенсивность и длительность превышают индивидуальные компенсаторные возможности личности в процессе адаптации [1]. Как показывают многочисленные исследования, психическая дезадаптация у ранее психически здоровых людей проявляется чаще всего в виде неврозоподобных расстройств, среди симптомов, которых более чем в 50% случаев, выделяются тревожные, астенические

состояния, нарушения активного внимания, умственной работоспособности и психической активности в целом [3].

Состояние здоровья подростков в условиях социально-экономического и демографического кризиса приобретает характер первостепенных задач национальной политики, определяет основные тенденции формирования здоровья всего населения Российской Федерации и его трудовой потенциал в ближайшей перспективе [4].

Произведено анкетирование 188 подростков 9 и 11 классов лицея -интерната им. Мустафы Онджеля г. Бугульма (раздельное обучение мальчиков и девочек), Казанского училища олимпийского резерва (УОР) г. Казань, школы № 40 г. Ижевск. Обработка осуществлялась при помощи программы Statistica 10.0. Объём исследования составил 50 учеников 11 класса, 138 учеников 9 класса. В 11 классе 46% юношей, 54% девушек. В 9 классе 43,5% юношей, 56,5% девушек.

Для проведения исследования нами был использован интегративный тест тревожности Бизюка А.П., в котором можно определить ситуационную (ИТТ СТ-С) и личностную (ИТТ СТ-Л) тревожность.

Нас больше интересовала личностная тревожность, так как она отражает состояние человека на протяжении длительного периода времени.

Путем тестирования установлено: высокий уровень общей личностной тревожности среди всех респондентов составил 42,9%, нормальный уровень 32,8%, низкий уровень тревожности 24,3%.

Девушки 9 классов показали следующие результаты: среди учениц лицея-интерната г. Бугульма высокий уровень общей тревожности у 55%, нормальный уровень у 40%, низкий уровень тревожности у 5%; девушки школы № 40 г. Ижевск оказались менее тревожными и их результаты составили соответственно: высокий уровень тревожности у 40%, нормальный уровень у 27%, низкий уровень 33%; наименьший уровень тревожности обнаружен среди учениц УОР г. Казань высокий уровень тревожности у 15,4%, нормальный уровень у 61,5%, низкий уровень у 23,1%.

У девушек 11 классов г. Бугульма общий уровень тревожности высокий у 47%, нормальный уровень у 29%, низкий уровень тревожности у 24%; у девушек школы № 40 г. показатели высокого уровня тревожности ниже и составляют 40%, преобладает нормальный уровень у 60%, низкого уровня тревожности нет.

Юноши 9 классов распределились следующим образом. На первом месте по общей тревожности оказались учащиеся 9 класса школы № 40 г. Ижевск. Анкетирование выявило высокий уровень тревожности у 70% подростков, нормальный уровень 30%, низкого уровня нет. Далее идут учащиеся лицея интерната 9 класса, высокий уровень у 46%, нормальный уровень у 21%, низкий уровень тревожности у 33%. И на последнем месте оказались учащиеся 9 класса УОР г. Казань со следующими данными: высокий уровень тревожности - у 12%, нормальный уровень - у 47%, низкий уровень - у 41%.

У юношей 11 класса лицея-интерната г. Бугульма показатели высокого и нормального уровня тревожности равны и составляют по 30,5%, низкий уровень тревожности у 39%; среди юношей школы № 40 г. Ижевск 40% составляет высокий уровень тревожности, нормальный уровень у 60%, низкий уровня тревожности не выявлен.

С целью дифференцированного и детализации представления о влияниях различных компонентов самооценки испытуемого как носителя тревоги, в отношении накопленного эмпирического материала был применен метод факторного анализа, что позволило в структуре 15 признаков выделить 5 факторов, интерпретируемых, как уже говорилось, в качестве вспомогательных шкал, а именно «эмоциональный дискомфорт» (ЭД), «астенический компонент тревожности» (АСТ), «фобический компонент» (ФОБ), «тревожная оценка перспективы» (ОП) и «социальная защита» (СЗ). Первой по величине объяснимой дисперсии среди вспомогательных шкал выступила шкала, интерпретируемая как «эмоциональный дискомфорт» [1].

Самый высокий уровень ЭД был среди учеников 11 класса школы № 40 г. Ижевск - 70%, самый низкий уровень был среди учеников 9 класса УОР г. Казань, а именно 12%.

Второй по значению вспомогательной шкалой оказалась шкала «астенического компонента тревожности» (АСТ). Факторные нагрузки по которой и опыт общения с лицами, имеющими по ней повышенные показатели, свидетельствуют о преобладании в структуре тревожности усталости, расстройств сна, вялости и пассивности, быстрой утомляемости. Так, самый высокий уровень АСТ мы обнаружили у учеников 9 класса школы № 40 г. Ижевск 80%, самый низкий уровень у девочек 11 класса школы № 40 г. Ижевск 10%.

115

Следующей по удельному весу, но не по психологической значимости является вспомогательная шкала, получившая название «фобический компонент» (ФОБ), отражающая наиболее специфический фактор в структуре тревоги-тревожности. В картине эмоционального фона испытуемых с пиком по данной шкале преобладают ощущения непонятной угрозы, неуверенности в себе, собственной бесполезности. Наибольшие показатели ФОБ были среди учеников 9 класса школы № 40 г. Ижевск 90%, наименьшие показатели были у учениц 9 класса УОР г. Казань 7,7%.

Четвертая вспомогательная шкала - «тревожной оценки перспективы» (ОП) тесно связана с предыдущей, но здесь совершенно отчетливо прослеживается проекция страхов не на текущее положение дел, а в перспективу, общая озабоченность будущем на фоне повышенной эмоциональной чувствительности. Шкала ОП выше всех была у учениц 11 класса лицея-интерната г. Бугульма 64%, ниже всех был среди учеников 9 класса УОР г. Казань 6%.

Последняя, пятая шкала «социальные реакции защиты» (СЗ), связывается с основными проявлениями тревожности в сфере социальных контактов или с попытками испытуемого рассматривать социальную среду как основной источник тревожных напряжений и неуверенности в себе. Самый высокий уровень СЗ был у учеников 11 класса лицея-интерната г. Бугульма 31%, самый низкий уровень среди учеников 9 класса УОР г. Казань 0%.

Выводы: самый высокий уровень тревожности среди девушек у учениц 9 классов (55%) и 11 классов (47%) лицея-интерната г. Бугульма. Среди юношей самый высокий уровень тревожности у учеников 9 классов (70%) школы № 40 г. Ижевск. Высокий уровень эмоционального дискомфорта среди учеников 11 класса школы №40 г. Ижевск 70%. Самый высокий уровень астенического компонента тревожности и фобического компонента максимален у юношей 9 класса школы №40 г. Ижевск и составил соответственно 80% и 90%. Шкала тревожной оценки перспективы выше всех у девушек 11 класса лицея-интерната г. Бугульма 64%. Наименее социально защищенными чувствуют себя юноши 11 класса лицея-интерната г. Бугульма у 31% из них высокий уровень тревожности по данной шкале.

Список литературы

1. Бизюк А.П. «Применение интегративного теста тревожности» / Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева / Новая медицинская технология. Санкт-Петербург, 2005 г. 23 с.

2. Попова Н.М. Комплексная характеристика здоровья подростков (на модели Удмуртской республики) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук // Москва, 2006. 40 с.

3. Попова Н.М. Характеристика факторов, влияющих на состояние здоровья подростков в процессе обучения // Объединенный медицинский журнал. М., 2005. № 2. С. 34-35.

4. Попова Н.М. Особенности жизни и поведения городских и сельских подростков // Тезисы международного семинара «Проблемы общественного здоровья и здравоохранения». Ижевск, 2005. С. 97-105.

5. Сидоров К.Н. Тревожность как психологический феномен // Журнал: Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика» // Выпуск № 2, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.