думают также. Больше всего учеников думают, что родители заботятся об их здоровье учащиеся УОР г. Казань, а именно 94,4% учеников 9 класса, 84,6% учениц 9 класса.
Выводы: самый высокий уровень личностной тревожности у учеников 9го класса школы № 40 г. Ижевск (70%), самый низкий уровень у учеников 9го класса УОР г. Казань. Самый высокий уровень ситуационной тревожности у учеников 11 класса школы №40 г. Ижевск (80%), самый низкий уровень у учениц 11 класса школы № 40 г. Ижевск (60%). Данные результаты можно связать с тем, что перед учениками 9-го класса стоит более сложный выбор, чем перед учениками 11-го класса: продолжить обучение в школе или поступать в среднее специальное учреждение. Следует учесть, что перед учениками стоит проблема выбора профессии.
Список литературы
1. Бизюк А.П. «Применение интегративного теста тревожности» / Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева / Новая медицинская технология. Санкт-Петербург, 2005 г. 23 с.
2. Попова Н.М., Попов А.В. Социологическое исследование образа жизни школьников. // Объединенный международный журнал. М., 2005 № 2. С. 18-21.
3. Попова Н.М. Характеристика факторов, влияющих на состояние здоровья подростков в процессе обучения // Объединенный медицинский журнал. М., 2005. № 2. С. 34-35.
4. Попова Н.М. Особенности жизни и поведения городских и сельских подростков. // Тезисы международного семинара «Проблемы общественного здоровья и здравоохранения». Ижевск, 2005. С. 97-105.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ
Попова Н.М.1, Исхакова М.К.2, Рустамов М.А.3, Закирова А.А.4,
Баязитов Р.Р.5
'Попова Наталья Митрофановна - доктор медицинских наук, профессор;
2Исхакова Марьям Камильевна — аспирант;
3Рустамов Машариф Арслонович — студент;
4Закирова Айгуль Айдаровна — студент;
5Баязитов Роберт Рашитович — студент, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, педиатрический факультет, Федеральное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования Ижевская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Ижевск
Аннотация: в статье производится анализ эмоционального состояния подростков путем оценки уровня тревожности. Исследование проведено на 188 подростках с использованием интегративного теста тревожности А.П. Бизюка.
Ключевые слова: подростки, эмоциональное состояние, интегративный тест тревожности, тревожность.
В современной психологии указывается на то, что среди психических состояний, являющихся предметом научных исследований, большое внимание уделяется термину «anxiety», иногда «anxiousness», что в переводе на русский язык означает «беспокойство», «тревога» [5]. Тревога относится к числу фундаментальных, но наименее специфических субъективных эмоциональных состояний, постоянно наблюдаемых при различных формах патологии и предпатологии. Являясь одним из наиболее облигатных проявлений острого и хронического стресса, тревога, как известно, выполняет как защитную (мобилизующую) функцию, так и дестабилизирующую в том случае, если ее интенсивность и длительность превышают индивидуальные компенсаторные возможности личности в процессе адаптации [1]. Как показывают многочисленные исследования, психическая дезадаптация у ранее психически здоровых людей проявляется чаще всего в виде неврозоподобных расстройств, среди симптомов, которых более чем в 50% случаев, выделяются тревожные, астенические
состояния, нарушения активного внимания, умственной работоспособности и психической активности в целом [3].
Состояние здоровья подростков в условиях социально-экономического и демографического кризиса приобретает характер первостепенных задач национальной политики, определяет основные тенденции формирования здоровья всего населения Российской Федерации и его трудовой потенциал в ближайшей перспективе [4].
Произведено анкетирование 188 подростков 9 и 11 классов лицея -интерната им. Мустафы Онджеля г. Бугульма (раздельное обучение мальчиков и девочек), Казанского училища олимпийского резерва (УОР) г. Казань, школы № 40 г. Ижевск. Обработка осуществлялась при помощи программы Statistica 10.0. Объём исследования составил 50 учеников 11 класса, 138 учеников 9 класса. В 11 классе 46% юношей, 54% девушек. В 9 классе 43,5% юношей, 56,5% девушек.
Для проведения исследования нами был использован интегративный тест тревожности Бизюка А.П., в котором можно определить ситуационную (ИТТ СТ-С) и личностную (ИТТ СТ-Л) тревожность.
Нас больше интересовала личностная тревожность, так как она отражает состояние человека на протяжении длительного периода времени.
Путем тестирования установлено: высокий уровень общей личностной тревожности среди всех респондентов составил 42,9%, нормальный уровень 32,8%, низкий уровень тревожности 24,3%.
Девушки 9 классов показали следующие результаты: среди учениц лицея-интерната г. Бугульма высокий уровень общей тревожности у 55%, нормальный уровень у 40%, низкий уровень тревожности у 5%; девушки школы № 40 г. Ижевск оказались менее тревожными и их результаты составили соответственно: высокий уровень тревожности у 40%, нормальный уровень у 27%, низкий уровень 33%; наименьший уровень тревожности обнаружен среди учениц УОР г. Казань высокий уровень тревожности у 15,4%, нормальный уровень у 61,5%, низкий уровень у 23,1%.
У девушек 11 классов г. Бугульма общий уровень тревожности высокий у 47%, нормальный уровень у 29%, низкий уровень тревожности у 24%; у девушек школы № 40 г. показатели высокого уровня тревожности ниже и составляют 40%, преобладает нормальный уровень у 60%, низкого уровня тревожности нет.
Юноши 9 классов распределились следующим образом. На первом месте по общей тревожности оказались учащиеся 9 класса школы № 40 г. Ижевск. Анкетирование выявило высокий уровень тревожности у 70% подростков, нормальный уровень 30%, низкого уровня нет. Далее идут учащиеся лицея интерната 9 класса, высокий уровень у 46%, нормальный уровень у 21%, низкий уровень тревожности у 33%. И на последнем месте оказались учащиеся 9 класса УОР г. Казань со следующими данными: высокий уровень тревожности - у 12%, нормальный уровень - у 47%, низкий уровень - у 41%.
У юношей 11 класса лицея-интерната г. Бугульма показатели высокого и нормального уровня тревожности равны и составляют по 30,5%, низкий уровень тревожности у 39%; среди юношей школы № 40 г. Ижевск 40% составляет высокий уровень тревожности, нормальный уровень у 60%, низкий уровня тревожности не выявлен.
С целью дифференцированного и детализации представления о влияниях различных компонентов самооценки испытуемого как носителя тревоги, в отношении накопленного эмпирического материала был применен метод факторного анализа, что позволило в структуре 15 признаков выделить 5 факторов, интерпретируемых, как уже говорилось, в качестве вспомогательных шкал, а именно «эмоциональный дискомфорт» (ЭД), «астенический компонент тревожности» (АСТ), «фобический компонент» (ФОБ), «тревожная оценка перспективы» (ОП) и «социальная защита» (СЗ). Первой по величине объяснимой дисперсии среди вспомогательных шкал выступила шкала, интерпретируемая как «эмоциональный дискомфорт» [1].
Самый высокий уровень ЭД был среди учеников 11 класса школы № 40 г. Ижевск - 70%, самый низкий уровень был среди учеников 9 класса УОР г. Казань, а именно 12%.
Второй по значению вспомогательной шкалой оказалась шкала «астенического компонента тревожности» (АСТ). Факторные нагрузки по которой и опыт общения с лицами, имеющими по ней повышенные показатели, свидетельствуют о преобладании в структуре тревожности усталости, расстройств сна, вялости и пассивности, быстрой утомляемости. Так, самый высокий уровень АСТ мы обнаружили у учеников 9 класса школы № 40 г. Ижевск 80%, самый низкий уровень у девочек 11 класса школы № 40 г. Ижевск 10%.
115
Следующей по удельному весу, но не по психологической значимости является вспомогательная шкала, получившая название «фобический компонент» (ФОБ), отражающая наиболее специфический фактор в структуре тревоги-тревожности. В картине эмоционального фона испытуемых с пиком по данной шкале преобладают ощущения непонятной угрозы, неуверенности в себе, собственной бесполезности. Наибольшие показатели ФОБ были среди учеников 9 класса школы № 40 г. Ижевск 90%, наименьшие показатели были у учениц 9 класса УОР г. Казань 7,7%.
Четвертая вспомогательная шкала - «тревожной оценки перспективы» (ОП) тесно связана с предыдущей, но здесь совершенно отчетливо прослеживается проекция страхов не на текущее положение дел, а в перспективу, общая озабоченность будущем на фоне повышенной эмоциональной чувствительности. Шкала ОП выше всех была у учениц 11 класса лицея-интерната г. Бугульма 64%, ниже всех был среди учеников 9 класса УОР г. Казань 6%.
Последняя, пятая шкала «социальные реакции защиты» (СЗ), связывается с основными проявлениями тревожности в сфере социальных контактов или с попытками испытуемого рассматривать социальную среду как основной источник тревожных напряжений и неуверенности в себе. Самый высокий уровень СЗ был у учеников 11 класса лицея-интерната г. Бугульма 31%, самый низкий уровень среди учеников 9 класса УОР г. Казань 0%.
Выводы: самый высокий уровень тревожности среди девушек у учениц 9 классов (55%) и 11 классов (47%) лицея-интерната г. Бугульма. Среди юношей самый высокий уровень тревожности у учеников 9 классов (70%) школы № 40 г. Ижевск. Высокий уровень эмоционального дискомфорта среди учеников 11 класса школы №40 г. Ижевск 70%. Самый высокий уровень астенического компонента тревожности и фобического компонента максимален у юношей 9 класса школы №40 г. Ижевск и составил соответственно 80% и 90%. Шкала тревожной оценки перспективы выше всех у девушек 11 класса лицея-интерната г. Бугульма 64%. Наименее социально защищенными чувствуют себя юноши 11 класса лицея-интерната г. Бугульма у 31% из них высокий уровень тревожности по данной шкале.
Список литературы
1. Бизюк А.П. «Применение интегративного теста тревожности» / Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева / Новая медицинская технология. Санкт-Петербург, 2005 г. 23 с.
2. Попова Н.М. Комплексная характеристика здоровья подростков (на модели Удмуртской республики) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук // Москва, 2006. 40 с.
3. Попова Н.М. Характеристика факторов, влияющих на состояние здоровья подростков в процессе обучения // Объединенный медицинский журнал. М., 2005. № 2. С. 34-35.
4. Попова Н.М. Особенности жизни и поведения городских и сельских подростков // Тезисы международного семинара «Проблемы общественного здоровья и здравоохранения». Ижевск, 2005. С. 97-105.
5. Сидоров К.Н. Тревожность как психологический феномен // Журнал: Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика» // Выпуск № 2, 2013.