МЕДИЦИНА И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
УДК 572.5
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ
СРЕДИ СТУДЕНТОВ
Р. А. Хусаинов1, М. И. Морозова2, И. А. Сорокин3, Н. И. Микуляк4
1,2,3,4Пензенский государственный университет, Пенза, Россия 1'2'3'[email protected]
Аннотация. Эмоции имеют глубокое влияние на адаптивное поведение, мышление и физиологические процессы, а также участвуют в формировании связи с различными депрессивными и тревожными расстройствами. Рассматривается влияние депрессивных состояний среди студентов-медиков на качество их учебной успеваемости и дальнейшей профессиональной деятельности. Было проведено исследование, целью которого является изучение депрессивных состояний среди 100 студентов медицинского университета с применением тестов Бека и Люшера. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у большинства студентов отсутствуют какие-либо признаки депрессивных состояний, но все же имеется меньшая часть опрошенных с высокими показателями состояния дезадаптации, следовательно, в настоящее время сохраняется актуальность разработки методов психологической коррекции депрессивных состояний.
Ключевые слова: эмоции, лимбическая система, студенты, депрессивные состояния
Для цитирования: Хусаинов Р. А., Морозова М. И., Сорокин И. А., Микуляк Н. И. Исследование эмоционального напряжения среди студентов // Вестник Пензенского государственного университета. 2024. № 2. С. 3-6.
Введение
Эмоции затрагивают все жизненно важные функции организма. Следует различать эмоции как субъективные состояния и эмоциональные реакции, возникающие на их фоне, в виде различных соматовегетативных проявлений [1].
К эмоциям относятся все отрицательные и положительные аффективные состояния от тревоги и страха до чувства любви и счастья. Они обеспечивают субъективную оценку различных ситуаций и тем самым участвуют в организации адаптивного поведения. Нарушения нормального функционирования мозговых механизмов регуляции эмоций, в частности структур лимбической системы, приводит к появлению эмоциональных или аффективных расстройств и, прежде всего, депрессии [2].
Депрессия - это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, с изменениями сферы мотивационной, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения, охватывающее порядка 350 млн человек в мире [3].
Тревога и депрессия являются двумя распространенными психологическими расстройствами, ставшими серьезными проблемами в области здравоохранения России и за рубежом. Согласно про-
© Хусаинов Р. А., Морозова М. И., Сорокин И. А., Микуляк Н. И., 2024
3
гнозам экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к 2030 г. депрессия займет второе место по инвалидности, смертности и потере трудоспособности среди людей во всем мире [3].
С депрессией также тесно связан синдром профессионального выгорания среди медицинских работников. Данное состояние является одной из причин дефицита кадров, который в настоящее время во всем мире составляет 7,2 млн человек, а по данным доклада Всемирной организации здравоохранения в 2035 г. достигнет 12,9 млн специалистов [4].
На период обучения в университете часто приходится возраст наибольшего риска в возникновении психических расстройств, огромное влияние в которых оказывают не только биологические факторы, но также стрессовые ситуации. В формировании эмоционального выгорания у медицинских работников большую роль играют вовремя не выявленные и не обработанные в студенческое время депрессивные состояния.
Цель исследования - изучение уровня тревоги и депрессивного состояния среди студентов.
Исследование включает 100 студентов в возрасте от 18 до 21 года. Существует множество различных методов исследования эмоций, из которых основными являются «Шкала депрессии» Бека и тест Люшера. «Шкала депрессии» Бека содержит 21 категорию симптомов и жалоб из числа наиболее часто встречающихся у пациентов с депрессией. Каждая категория состоит из 4-5 утверждений, соответствующих специфическим признакам депрессии. Утверждения распределены с учетом повышения значимости вклада определяемых показателей в общую степень тяжести депрессии. Тест Люшера основан на предположении, что выбор цвета отражает интересы испытуемого, его настроение, функциональное состояние и стойкие личностные характеристики. Рассмотрим приблизительную характеристику выбранных позиций:
- 1-я позиция показывает средства достижения цели;
- 2-я позиция отражает цель, которую преследует испытуемый;
- 3-я и 4-я позиции отражают предпочтения испытуемого по цвету и его ощущения в текущей ситуации;
- 5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету;
- 7-я и 8-я позиции выражают негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив или настроение, ассоциированные с данным цветом.
Для проведения статистической обработки был использован StatSoft Inc. (USA), все данные представлены в процентном отношении.
Для определения различий был использован /-критерий Стьюдента с пороговым значением p < 0,05.
Результаты
При использовании шкалы депрессии Бека выяснилось, что у 50 % опрошенных отсутствуют депрессивные симптомы, у 20 % - присутствует легкая депрессия, у 14 % - присутствует умеренная депрессия, у 10% - выраженная депрессия (средней тяжести), у 6 % - присутствует тяжелая депрессия (50 %).
Из этого следует, что распространенность студентов с отсутствием депрессивных состояний значительно выше по сравнению с легкой депрессией (p = 0,001), умеренной депрессией (p = 0,003), выраженной депрессией (p = 0,008), тяжелой депрессией (p = 0,03). Следовательно, реже всего встречаются опрошенные с тяжелой депрессией (рис. 1).
Согласно результатам теста Люшера распространенность опрошенных с незначительной тревожностью гораздо выше по сравнению с состоянием дезадаптации (p = 0,002), эмоциональной напряженностью (p = 0,0002).
Меньше всего встречаются студенты с состоянием дезадаптации (рис. 2).
Большинство студентов характеризуются отсутствием депрессивных синдромов и состояний дезадаптации, что свидетельствует об отсутствии у них субстрата для возможного развития синдрома профессионального выгорания в будущем и о том, что процесс их адаптации к новой ступени жизни и к учебной среде в целом прошел успешно.
Медицина и здравоохранение
60 % 50 %
50 %
40 %
30 %
20 %
10 %
0 %
20 %
14 %
депрессивных депрес- депрессия состояний сия
10 %
женная депрессия
Рис. 1. Шкала депрессии Бека
60 % 50 % 40 % 30 % 20 % 10 % 0 %
16 %
Состояние дезадаптации
50 %
Незначительная тревожность
34 %
Эмоциональная напряжённость
Рис. 2. Тест Люшера
Обсуждение
По результатам проведенных тестов примерно 30 % из всех опрошенных находятся в зоне риска по отношению возможного развития синдрома профессионального выгорания в будущем. В свою очередь, данный синдром выявлен у 77,3 % обследованных медицинских работников [5]. Сопоставляя эти данные с результатами теста, можно предположить, что если студенты, находящиеся в группе риска, не найдут источники своих депрессивных состояний, не подвергнут их тщательному анализу и обработке, то с большей вероятностью в будущем они не только пополнят эту статистику, но и повысят шансы на развитие еще более тяжелых психических или неврологических заболеваний.
При рассмотрении синдрома профессионального выгорания среди медицинских работников необходимо отметить, что врачи подвергаются дезадаптивным состояниям из-за высокого уровня умственной нагрузки и ответственности, которую они несут за жизнь больного [6]. Своевременное выявление самим врачом или его коллегами первых симптомов выгорания может позволить вовремя предпринять необходимые действия для предотвращения его дальнейшего развития и последующих за ним сложностей [7].
Заключение
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у большинства студентов отсутствуют какие-либо признаки депрессивных состояний, что свидетельствует об их успешной адаптации к новой учебной среде, но все же имеется меньшая часть опрошенных с высокими показателями состояния дезадаптации, следовательно, в настоящее время сохраняется актуальность разработки методов психологической коррекции депрессивных состояний. Таким образом, от эмоционального состояния зависит общее благополучие человека в целом. Комфортные условия обитания, правиль-
ный выбор сферы работы способствуют формированию положительного эмоционального фона. При обратном происходит увеличение состояния дезадаптации, что в дальнейшем может привести к развитию синдрома профессионального выгорания и выбыванию человека из социума.
Список литературы
1. Юматов Е. А. Системная организация эмоций // Российский психиатрический журнал. 2018. № 2. С. 40-49.
2. Грехов Р. А. Медико-биологические аспекты депрессии // Вестник Волгоградского государственного университета. 2017. № 2. С. 35-43.
3. Нилова А. С. Анализ аспектов развития тревожных и депрессивных расстройств среди студентов медицинских высших учебных заведений, перенесших СОУ[Э-19 // Психиатрия. 2022. № 3. С. 103-105.
4. Самофалов Д. А., Чигрина В. П., Тюфилин Д. С. [и др.]. Профессиональное выгорание и качество жизни врачей в Российской Федерации в 2021 г. // Социальные аспекты здоровья населения. 2023. № 1. С. 1-23.
5. Нетесин Е. С., Горбачев В. И. Синдром профессионального выгорания анестезиологов-реаниматологов в России. // Анестезиология и реаниматология. 2018. № 3. С. 7-13.
6. Шумилов С. П., Шумилова Е. А., Студницкий В. Б. [и др.]. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников // Северный регион: наука, образование, культура. 2023. № 1. С. 61-73.
7. Суханова Е. И. Профессиональное выгорание медицинских сотрудников и его диагностика // Неонатология: новости, мнения, обучение. 2022. Т. 10, № 2. С. 55-60.
Информация об авторах Хусаинов Равиль Айратович, студент, Пензенский государственный университет.
Морозова Мария Игоревна, кандидат биологических наук, доцент кафедры «Физиология человека», Пензенский государственный университет.
Сорокин Илья Александрович, студент, Пензенский государственный университет.
Микуляк Надежда Ивановна, доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой «Физиология человека», Пензенский государственный университет.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.