УДК 61 Хусаинов Р.А., Князькина О.А., Ильина Н.Л.
Хусаинов Р.А.
студент лечебного факультета Медицинский институт Пензенский государственный университет (г. Пенза, Россия)
Князькина О.А.
студентка лечебного факультета Медицинский институт Пензенский государственный университет (г. Пенза, Россия)
Ильина Н.Л.
канд. биол. наук, доцент кафедры Физиология человека Медицинский институт Пензенский государственный университет (г. Пенза, Россия)
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО СВЯЗЬ С ХИМИЕЙ МОЗГА
Аннотация: в основе наших эмоций и чувств лежит работа различных отделов мозга человека, а также влияние вполне определенных молекул. За получение удовольствия в мозге отвечают несколько нейромедиаторов — химических веществ, благодаря которым передается сигнал между двумя нейронами через синапс, место контакта двух нейронов. Мы рассмотрим свойства и функции самых основных: дофамина, серотонина, эндорфинов и целый ряд других.
Ключевые слова: эмоции, химия мозга, дофамин, студенты, депрессия, стресс, эндорфины.
Актуальность.
Стресс - общая реакция организма на сильное физическое и/или психическое воздействие, чаще развивается на фоне негативных эмоций (отрицательное подкрепление), которых мы стараемся избегать (обучение). Ведущую роль играет миндалина, гипоталамус запускает вегетативные и эндокринные реакции на стресс (симпатическая НС, надпочечники и др.). Электростимуляция заднего гипоталамуса останавливает всякую текущую деятельность, повреждение миндалины нарушает реакции страха.
Хронический стресс вызывает дисфункцию кортизола, что приводит к воспалению, депрессии и ускоренному старению клеток.
Больше всего случаев проявления факторов стресса и депрессии замечено у молодежи, в частности студентов. На это влияет как постоянное волнение перед сдачей экзаменов, большая учебная нагрузка, так и переезд в новые города.
Поэтому мы решили провести опрос, используя за основу два популярных среди психологов теста, и выявить наличие депрессивных факторов среди студентов Медицинского университета ПГУ.
Цель исследования:
Целью исследования стало изучение уровня тревоги и депрессивного состояния среди студентов, обучающихся в Медицинском Пензенском Государственном Университете.
Объект исследования.
В эксперименте приняло участие 40 студентов в возрасте от 18 до 20 лет
Материалы и методы.
Существуют множество различных методов исследования эмоций, из которых основными являются «Шкала депрессии» А.Т. Бека и тест Люшера.
«Шкала депрессии» А.Т. Бека содержит 21 категорию симптомов и жалоб из числа наиболее часто встречающихся у пациентов с депрессией. Каждая категория состоит из 4-5 утверждений, соответствующих специфическим признакам депрессии. Утверждения распределены с учетом повышения
значимости вклада определяемых показателей в общую степень тяжести депрессии.
Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. На основании анализа более 36 000 результатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций:
1-я позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения),
2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый,
3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация,
5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение.
7-я и 8-я позиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.
1. Благодаря использованию шкалы депрессии А.Т. Бека выяснилось, что у 50% опрошенных, отсутствуют депрессивные симптомы, у 20% опрошенных присутствует лёгкая депрессия, у 15% опрошенных присутствует умеренная депрессия, у 10% опрошенных выраженная депрессия (средней тяжести), у 5% опрошенных присутствует тяжёлая депрессия (Рис. 1)
2. Согласно результатам теста Люшера большинство опрошенных, а именно 50% имеют незначительную тревожность, 33% опрошенных имеют эмоциональную напряжённость, а 17% опрошенных имеют состояние дезадаптации (Рис. 2)
Проанализировав результаты обоих тестов, мы можем прийти к выводу, что большинство студентов не обладают депрессивными симптомами и состоянием дезадаптации, следовательно, процесс адаптации к новой учебной среде прошёл успешно.
Обсуждение результатов.
Анализ результатов тестирования позволяет врачам влиять на ход лечения различных психических заболеваний, оказывая воздействие на когнитивные функции головного мозга.
Так, дофамин — это нейромедиатор из группы моноаминов, биохимический предшественник норадреналина. Дофамин осуществляет контроль над моторной и когнитивной деятельностью, а также является нейромедиатором, участвующим в активации системы вознаграждения.
Нейроны «центров удовольствия» выделяют дофамин в процессе реакции на определенный приятный для человека стимул, а также на предвкушение его получения. Стимул может быть внутренним, внешним, сенсорным.
В гипоталамусе он может понижать пищевую мотивацию, повышать агрессивность. От количества дофамина в чёрной субстанции зависит насколько человек физически активен.
Дофамин, который вырабатывается в вентральной покрышке среднего мозга, отвечает за скорость обработки информации. Дает человеку положительные эмоции, связанные с новизной, творчеством и юмором.
Другим важным тканевым гормоном, участвующем в процессе формирования положительных эмоций и расположенным в ядрах шва, является серотонин. Как и дофамин, серотонин происходит из группы моноаминов.
К падению 5-НТ в плазме особенно чувствительны сосуды головного мозга, они расширяются, возникает отек и головная боль.
Среди функций медиатора выделяют: контроль над отрицательными эмоциями, оказание влияния на центры сна и бодрствования, а также контроль болевой чувствительности. Дисфункция серотонинергических путей является одной из причин клинической депрессии и беспокойных состояний. [1]
Эндорфины, относятся к нейропептидам, которые воздействуют на опиоидные рецепторы. Нейропептиды вырабатываются в ответ на стресс в качестве защитного механизма, а также с целью уменьшить болевые ощущения. Некоторые опиоиды (например, морфин и его аналоги) также действуют на опиоидные рецепторы и вызывают такую же реакцию: от уменьшения боли до эйфории. Возбуждение, вызываемое страхом или яростью, может оказаться настолько сильным, что человек или животное будет не в состоянии контролировать свое поведение и обезопасить себя от повреждений. Похоже, что эндорфины регулируют возбуждение, так что организм, испытывая эмоцию, может вести себя в соответствии с ситуацией. [3]
В ряде исследований было показано, что у экспериментальных животных при стрессе и беспокойстве происходит высвобождение эндорфинов в нервных сетях.
Также стоит отметить эндоканнабиноидные нейромедиаторы, например, анандамид и 2-арахидоноилглицерин. Они принимают участие в контроле реакции на стресс и регуляции уровня возбуждаемости, оказывая влияния на каннабиноидные рецепторы.
Норадреналин — моноамин, который является предшественником адреналина. Этот нейромедиатор, наряду с адреналином, играет важную роль в регуляции страха и других отрицательных эмоций, повышает кровяное давление и сердцебиение, а также является главным нейромедиатором, отвечающим за стрессовую реакцию организма.
Так же одним из важных гормонов, отвечающих за регуляцию артериального давления (АД), уровня сахара в крови, что способствует более эффективно преодолевать стресс, является кортизол. [2]
Однако нарушение работы кортизола вызывает повышение АД, остеопороз, повышенное отложение жира, способствует развитию стресса -гиперокортикоз. Выводы.
Данное исследование помогает приобрести навыки в анализе психоэмоциональных состояний и выявить нейро-гуморальные механизмы их расстройств. Знание методов диагностики и функций нейрогормонов позволяет правильно подобрать методы коррекции и профилактики дистресса и сохранить высокую работоспособность молодёжи и населения в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лекции Дубынина В.А.: Физиология сенсорных и двигательных систем 2. Физиология человека: В 3-х томах. Т. 2. Пер. с англ./Под ред.Р. Шмидта и Г. Тевса. — 3-е изд. — М.: Мир, 2005. — 314 с., ил.;
2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. 570 195.245 с, им и поведение: Пер. с англ.- М.: Мир, ISBN 5-03-001258-3
Khusainov R.A., Knyazkina O.A., Ilyina N.L.
Khusainov R.A.
Penza State University (Penza, Russia)
Knyazkina O.A.
Penza State University (Penza, Russia)
Ilyina N.L.
Penza State University (Penza, Russia)
EMOTIONAL BEHAVIOR AND BRAIN CHEMISTRY
Abstract: at the core of our emotions and feelings lies the functioning of various brain regions in humans, as well as the influence of specific molecules. Several neurotransmitters, chemical substances that transmit signals between neurons across synapses, which are the contact points between two neurons, are responsible for pleasure in the brain. We will explore the properties and functions of the most fundamental ones: dopamine, serotonin, endorphins, and a host of others.
Keywords: emotions, brain chemistry, dopamine, students, depression, stress, endorphins.