Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КОММУНИКАТИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КОММУНИКАТИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
240
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КООПЕРАЦИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / УЧЕТ ПОЗИЦИИ СОБЕСЕДНИКА / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ / СОПРЯЖЕННОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Варданян Юлия Владимировна, Вдовина Наталья Александровна, Семенюк Анна Алексеевна

В статье обоснована актуальность исследования особенностей связи между эмоциональным интеллектом младших школьников и их коммуникативностью, противоречивость информации о которой сдерживает удовлетворение потребностей организаций дошкольного, общего и дополнительного образования в современных научных сведениях при создании развивающих психолого-педагогических программ. Цель исследования: выявить особенности эмоционального интеллекта и коммуникативности младших школьников, связь между уровнями изучаемых свойств и влияние друг на друга. Материалом для исследования стали эмпирические данные, полученные от 54 младших школьников и характеризующие общее представление об уровнях их эмоционального интеллекта (методика «Эмоциональная идентификация») и коммуникативности (методики «Узор под диктовку», «Рукавички», «Левая и правая стороны», «Совместная сортировка»), реализуемых в процессе применения коммуникативных действий кооперации, сотрудничества и учета позиции собеседника. Авторами обнаружена тенденция преимущественного сопряжения в обследованной выборке высокого, среднего или низкого уровня эмоционального интеллекта младших школьников с аналогичным уровнем их коммуникативности. Оценки значимости выявленных различий с помощью критерия Пирсона χ2 подтвердила, что эмпирические распределения частоты уровней эмоционального интеллекта и коммуникативности младших школьников, выявленных с помощью использованных методик, обладают статистически значимыми различиями по сравнению с теоретическим равномерным распределением, а выявленные различия между младшими школьниками, вызванные обладанием ими разными сопряженными уровнями эмоционального интеллекта и коммуникативности, являются достоверными. Показана перспективность решения проблем коммуникативности младших школьников в контексте развития их эмоционального интеллекта путем проектирования развивающей программы, вбирающей в себя достижения психолого-педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Варданян Юлия Владимировна, Вдовина Наталья Александровна, Семенюк Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AND COMMUNICATION SKILLS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article substantiates the relevance of studying the features of connection between the emotional intelligence of junior schoolchildren and their communicative skills, the inconsistency of information about which constrains the satisfaction of needs of preschool, general and additional education organizations in modern scientific information when creating developmental psycho-pedagogical programs. The purpose of the study is to identify the features of emotional intelligence and communicative skills of junior schoolchildren, the connection between the levels of the studied properties and their influence on each other. The material for the study was empirical data obtained from 54 junior schoolchildren which characterize general idea of the levels of their emotional intelligence (the “Emotional Identification” technique) and communicative skills (the “Dictation Pattern”, “Mittens”, “Left and right sides”, “Joint sorting” techniques) implemented in the process of using communicative actions of cooperation, partnership, and consideration of the interlocutor’s position. The authors found out a tendency of predominant conjugation in the examined sample of high, medium or low levels of emotional intelligence of junior schoolchildren with a similar level of their communicative skills. The evaluation of significance of the revealed differences using the Pearson criterion χ2 confirmed that the empirical frequency distributions of the levels of emotional intelligence and communicative skills of junior schoolchildren identified with the help of the used techniques have statistically significant differences compared to the theoretical uniform distribution, and the revealed differences between junior schoolchildren caused by their possession of different conjugate levels of emotional intelligence and communicative skills are reliable. The prospects of solving the problems of junior schoolchildren communicative skills in the context of development of their emotional intelligence by designing a developmental program that incorporates the achievements of psycho-pedagogical sciences are shown.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КОММУНИКАТИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №5, Том 10 / 2022, No 5, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-5-2022.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/51PSMN522.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Варданян, Ю. В. Исследование эмоционального интеллекта и коммуникативости младших школьников / Ю. В. Варданян, Н. А. Вдовина, А. А. Семенюк // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/51PSMN522.pdf

For citation:

Vardanyan Yu.V., Vdovina N.A., Semenyuk A.A. Research of emotional intelligence and communication skills of younger schoolchildren. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(5): 51PSMN522. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/51PSMN522.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Статья подготовлена по гранту вузов-партнеров (Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева и Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева) на тему «Исследование особенностей развития коммуникативности младших школьников с разным уровнем эмоционального интеллекта» (руководитель — Ю.В. Варданян)

Варданян Юлия Владимировна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», Саранск, Россия

Заведующий кафедрой «Психологии, профессор» Доктор педагогических наук, профессор E-mail: julia_vardanyan@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8261-6543 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=285212 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=55801257400

Вдовина Наталья Александровна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», Саранск, Россия

Доцент кафедры «Психологии» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: natalex-15@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2702-9685 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=655982

Семенюк Анна Алексеевна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», Саранск, Россия

Магистрант E-mail: semenyuk.anya07@mail.ru

Исследование эмоционального интеллекта и коммуникативости младших школьников

Аннотация. В статье обоснована актуальность исследования особенностей связи между эмоциональным интеллектом младших школьников и их коммуникативностью, противоречивость информации о которой сдерживает удовлетворение потребностей организаций дошкольного, общего и дополнительного образования в современных научных сведениях при создании развивающих психолого-педагогических программ. Цель исследования: выявить особенности эмоционального интеллекта и коммуникативности младших школьников, связь между уровнями изучаемых свойств и влияние друг на друга. Материалом для исследования стали эмпирические данные, полученные от 54 младших школьников и характеризующие общее представление об уровнях их эмоционального интеллекта (методика «Эмоциональная идентификация») и коммуникативности (методики «Узор под диктовку», «Рукавички», «Левая и правая стороны», «Совместная сортировка»),

реализуемых в процессе применения коммуникативных действий кооперации, сотрудничества и учета позиции собеседника. Авторами обнаружена тенденция преимущественного сопряжения в обследованной выборке высокого, среднего или низкого уровня эмоционального интеллекта младших школьников с аналогичным уровнем их коммуникативности. Оценки значимости выявленных различий с помощью критерия Пирсона х2 подтвердила, что эмпирические распределения частоты уровней эмоционального интеллекта и коммуникативности младших школьников, выявленных с помощью использованных методик, обладают статистически значимыми различиями по сравнению с теоретическим равномерным распределением, а выявленные различия между младшими школьниками, вызванные обладанием ими разными сопряженными уровнями эмоционального интеллекта и коммуникативности, являются достоверными. Показана перспективность решения проблем коммуникативности младших школьников в контексте развития их эмоционального интеллекта путем проектирования развивающей программы, вбирающей в себя достижения психолого-педагогических наук.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект; коммуникативность; коммуникативные действия; кооперация; сотрудничество; учет позиции собеседника; уровень развития; сопряженность; младший школьник

Современная ситуация развития ребенка отличается в каждом возрасте своими особенностями, но общим признаком является установление и удержание определенных социальных отношений в совместной деятельности и общении (с взрослыми, сверстниками, более старшими или младшими детьми в разных сочетаниях и соотношениях). Успешность установления и развития ребенком социальных контактов в этой ситуации в значительной степени обусловлена пониманием им эмоционального контекста происходящего. Для этого ему приходится решать разнообразные задачи: распознавать сложный мир эмоций (своих и окружающих его детей и взрослых), понимать их проявления, применять способы их выражения, составляющие основу эмоционального интеллекта.

В психолого-педагогических исследованиях затронуты разные аспекты рассмотрения этих задач и обоснования путей их решения. Так, в ряде работ они раскрыты достаточно широко и позволяют получить общее представление о психологической сущности эмоционального интеллекта: Х. Вайсбах и У. Дакс [1], Д.Г. Гоулман [2], И.Н. Андреева [3] и др. Также продолжает оставаться актуальной тематика, связанная с оценкой возможности его диагностики: Е.И. Изотова [4], Ю.А. Кочетова и М.В. Климакова [5], Е.А. Сергиенко [6], Е.Л. Серов и А.С. Ушкалова [7] и др.

Во многих исследованиях представлен возрастной аспект рассматриваемого контекста решаемых задач, некоторые из которых отражены в данном обзоре. О.Г. Филиппова с группой коллег выделили особенности содержательного и методического обеспечения развития эмоционального интеллекта дошкольников [8]. Ю.В. Варданян и Н.В. Фомина показали возможности влияния арт-терапевтических средств на благоприятное развитие настроения младших школьников [9]. А.Н. Яшкова и А.А. Тумайкина раскрыли взаимосвязь между эмоциональными состояниями в юношеском возрасте и уровнем саморегуляции личности [10]. С.И. Баляев с коллегами рассмотрели связь между эмоциональным интеллектом и уровнем интеллектуального развития студентов, обучающихся по профилям гуманитарной и технической направленности [11].

Введение

Распознание и учет эмоционального контекста решаемых задач особенно важны для младшего школьника, который оказывается в новой ситуации своего развития в системе общего образования. Перед ним целенаправленно открывается мир, связанный с освоением предметной познавательной деятельности, в то время как освоение способов выстраивания социальных отношений приобретает фоновый характер. Однако младшему школьнику важно научиться общаться с окружающим миром, взаимодействовать с разными категориями людей, приобрести умения и навыки общения. От того, как он общается, зависит получаемая информация, которая помогает познавать в полной мере окружающий мир и себя или тормозит познавательную деятельность из-за сложностей, возникающих при взаимодействии с окружающими его людьми и недопонимании их. Уровень эмоциональных представлений, способность к эмоциональной идентификации, эмпатии, адекватное поведение в соответствии с переживаемыми эмоциями влияют на коммуникативность младшего школьника, облегчая или затрудняя для него процесс выражения собственных мыслей и переживаний с учетом аналогичных проявлений своих собеседников. Это оказывают влияние на успешность его учебно-познавательной деятельности как ведущей в данном возрасте и социальной интеграции в общество как инструментально дополняющей и опережающей становление развивающего потенциала в следующих возрастах. Поэтому изучение особенностей коммуникативности и эмоционального интеллекта младших школьников является актуальной проблемой для исследования.

В научной литературе раскрыты разные аспекты этой проблемы. Определенный положительный эффект связывается с психологическим сопровождением коррекционно-развивающего влияния на эмоции (Н.Б. Никитина [12] и др.), а также с педагогическим сопровождением ребенка и выстраиванием процесса преодоления возникающих трудностей формирования эмоционального интеллекта (К.С. Кузнецова [13] и др.). В.В. Рубцов и И.М. Улановская связали результативность взаимодействий младших школьников со значимостью рефлексивной функции коммуникации, которая обеспечивает «отнесение своих действий и действий партнеров к содержанию задачи и вырабатываемому способу ее решения» [14, с. 14]. Многие ученые предполагают, что в зависимости от наличия коммуникативных склонностей будет различаться эмоциональный интеллект и его компоненты. Н.А. Худолей и Ж.В. Горькая считают, что при высоких коммуникативных способностях налицо высокий уровень эмоционального интеллекта: имеет место знание спектра эмоций и их различение, адекватное реагирование, а это дает возможность удовлетворять потребность в общении, позволяя проявлять свою гибкость и эмоциональное участие в отношениях с другими людьми

Анализ литературы позволяет утверждать, что эмоциональный интеллект младшего школьника представляет собой интегративное свойство личности, вбирающее в себя выявление, понимание и использование эмоционального контекста происходящего, его выражение и регулирование на основе эмоциональной оценки событий. Это свойство личности младшего школьника тесно связано с его коммуникативностью как сочетанием качеств, позволяющих успешно осуществлять коммуникацию с окружающими его людьми. Однако требует дополнительного исследования, с одной стороны, характеристика связи между эмоциональным интеллектом младшего школьника и его коммуникативностью, с другой — обоснование влияния этой связи на эмоциональный контекст решения в этом возрасте задач успешной реализации коммуникативных функций.

Цель исследования состояла в выявлении особенностей эмоционального интеллекта и коммуникативности в младшем школьном возрасте, а также в обосновании связи между

Страница 3 из 10

[15].

Методы

51PSMN522

изучаемыми свойствами личности и доказательстве их влияния друг на друга. Проверялась общая гипотеза об отличиях влияния разных уровней эмоционального интеллекта младшего школьника (включающего особенности восприятия эмоций окружающих людей и выражения собственных эмоций) на уровень их коммуникативности (вбирающий особенности осуществления им коммуникации с помощью реализации совместных действий с собеседником). Материалом для исследования стали эмпирические данные, характеризующие изучаемые свойства личности младшего школьника и связь между ними.

Характеристики эмоционального интеллекта, выражающие особенности эмоционального развития, выявлены с помощью модификации методики «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой для детей младшего школьного возраста. Характеристики коммуникативности выявлены с помощью методик, позволивших оценить особенности применения ряда действий в процессе коммуникации: кооперации — «Узор под диктовку» и «Рукавички» Г.А. Цукерман, учета позиции собеседника — «Левая и правая стороны» Ж. Пиаже, сотрудничества в отношении позиции собеседника — «Совместная сортировка» Г.В. Бурменской. Значимость различий между разными уровнями эмоционального интеллекта и коммуникативности младших школьников оценена с помощью критерия Пирсона х2-

Исследование проведено в 2022 г. на базе Центра развития эмоционального интеллекта «Ох уж, эти дети!» (г. Саранск). В диагностической работе респондентами стали 54 младших школьника.

Результаты

С помощью методики «Эмоциональная идентификация» получено общее представление об эмоциональном интеллекте обследованных младших школьников, проявляемом при восприятии ими мимических средств выражения эмоций и в процессе вербализации эмоций. Обнаружено, что 13 % из них обладают высоким уровнем исследуемого свойства, 48,1 % — средним уровнем и 38,9 % — низким уровнем. Младшие школьники с разными уровнями эмоционального интеллекта отличаются возможностью воспринимать предложенные эмоции, объяснять их содержание, идентифицировать их в соответствии с проблемными ситуациями с опорой на имеющийся эмоциональный опыт и эмоциональный стиль поведения.

Таблица 1

Сопряжение уровней оцениваемых свойств младших школьников (в %)

№ п/п Название методики Уровень коммуникативности Всего Уровень эмоционального интеллекта

высокий средний низкий

1 Узор под диктовку высокий 13 13 0 0

средний 53,7 0 48,2 5,5

низкий 33,3 0 0 33,3

2 Рукавички высокий 9,3 9,3 0 0

средний 55,6 3,7 46,4 5,5

низкий 35,1 0 1,8 33,3

3 Левая и правая стороны высокий 11,1 7,4 3,7 0

средний 40,7 5,5 31,5 3,7

низкий 48,2 0 13 35,2

4 Совместная сортировка высокий 11,1 7,4 3,7 0

средний 55,6 5,5 44,6 5,5

низкий 33,3 0 0 33,3

Составлена авторами

В данной выборке большинство младших школьников (87 %) обладают средним или низким уровнем эмоционального интеллекта. Это позволило предположить, что у них могут

возникнуть определенные затруднения при выстраивании коммуникации, вызванные сложностью воспринимать эмоции окружающих людей и выражать собственные эмоций. Для проверки этой частной гипотезы проведена диагностика коммуникативности младших школьников, уровень которой сравнивался с соответствующим ему уровнем эмоционального интеллекта. Данные оценки этих уровней и результата сравнения их сопряженности приведены в таблице 1.

Рассмотрим оценку коммуникативных действий, используемых младшими школьниками при необходимости добиться согласования совместных усилий с собеседником в процессе организации и осуществления сотрудничества с ним (кооперация). Согласно данным, полученным с помощью методики «Узор под диктовку», в данной выборке все младшие школьники с высоким уровнем коммуникативности (13 %) одновременно также характеризуются и высоким уровнем эмоционального интеллекта. Из младших школьников со средним уровнем коммуникативности наибольшее количество (48,2 %) обладают средним уровнем эмоционального интеллекта и незначительное количество (5,5 %) — граничащим с ним низким уровнем эмоционального интеллекта. Все младшие школьники с низким уровнем коммуникативности (33,3 %) обладают низким уровнем эмоционального интеллекта. Близкие по значению данные получены с помощью методики «Рукавички». Выявлено, что из обследованных младших школьников все обладатели высокого уровня коммуникативности (9,3 %) имеют высокий уровень эмоционального интеллекта. Из младших школьников со средним уровнем коммуникативности наибольшее количество (46,3 %) обладает средним уровнем эмоционального интеллекта, а незначительное количество — граничащими с ним высоким (3,7 %) или низким (5,5 %) уровнями эмоционального интеллекта. Среди младших школьников с низким уровнем коммуникативности наибольшее количество (33,3 %) характеризуются также низким уровнем эмоционального интеллекта, а незначительное количество (1,9 %) — граничащим с ним средним уровнем эмоционального интеллекта.

Рассмотрим оценку действий, используемых младшими школьниками при необходимости учета позиции собеседника (партнера). Согласно данным, полученным с помощью методики «Левая и правая стороны», высокий уровень коммуникативности сопряжен у наибольшего количества обследованных с высоким уровнем эмоционального интеллекта (7,4 %), а у наименьшего — с граничащим с ним средним уровнем эмоционального интеллекта (3,7 %). Из младших школьников со средним уровнем коммуникативности наибольшее количество (31,5 %) обладает средним уровнем эмоционального интеллекта, а незначительное количество — граничащими с ним высоким (5,5 %) или низким (3,7 %) уровнем эмоционального интеллекта. Среди младших школьников с низким уровнем коммуникативности низкий уровень эмоционального интеллекта имеют 35,2 %, а граничащий с ним средний уровень — 13 %.

Рассмотрим оценку навыков сотрудничества в отношении позиции собеседника. С помощью методики «Совместная сортировка» выявлено, что в данной выборке высокий уровень коммуникативности характерен для 7,4 % младших школьников с высоким уровнем эмоционального интеллекта и 3,7 % учащихся с граничащим с ним средним уровнем эмоционального интеллекта. Средний уровень коммуникативности характерен для наибольшего количества младших школьников со средним уровнем эмоционального интеллекта (44,6 %), а для наименьшего — с граничащими с ним высоким (5,5 %) или низким (5,5 %) уровнем эмоционального интеллекта. У всех обладателей низкого уровня коммуникативности (33,3 %) обнаружен также низкий уровень эмоционального интеллекта.

Анализ данных оценки коммуникативности по указанным диагностическим методикам показывает, что наименьшее количество младших школьников, участвовавших в исследовании, имели высокий уровень коммуникативности (от 9,3 % до 13 %). Высокий уровень

коммуникативности по данным двух из этих методик (№ 1 и 2) сопряжен с высоким уровнем эмоционального интеллекта, а двух других методик (№ 3 и 4) — с высоким уровнем (у основной части) или граничащим с ним средним уровнем (у наименьшей части).

Значительное количество обследованных младших школьников имели средний уровень коммуникативности (от 40,7 % до 55,6 %). По данным одной методики (№ 1) средний уровень коммуникативности сопряжен со средним уровнем эмоционального интеллекта (у основной части) и граничащим с ним низким (у наименьшей части), а трех других методик (№ 2-4) — со средним уровнем эмоционального интеллекта (у основной части) и граничащими с ним высоким или низким уровнями (у наименьшей части).

Низкий уровень коммуникативности по трем методикам (№ 1, 2 и 4) выявлен примерно у третьей части обследованных младших школьников (от 33,3 % до 35,1 %), а по одной методике (№ 3) — у менее половины (48,2 %). Низкий уровень коммуникативности сопряжен с низким уровнем эмоционального интеллекта или низким (у основной части) и граничащим с ним средним уровнем эмоционального интеллекта (у наименьшей части).

Для оценки значимости различий между младшими школьниками, обладающих соответствующими им уровнями эмоционального интеллекта и коммуникативности, использован критерий Пирсона х2. При определении критических значений указанного критерия исходили из того, что число степеней свободы V определено по формуле: V = k - 1, где k — количество уровней (V = 3 - 1 = 2). С учетом этого по стандартной таблице1 выявлены интересующие нас критические значения критерия Пирсона:

Х2кр. =

5,991 (р < 0,05) 9,210 (р < 0,01)

Эти значения сравним с эмпирическими значениями х2, исходные эмпирические данные для выявления которых представлены в таблице 2.

Таблица 2

Оценка значимости различий между разными уровнями исследуемых параметров младших школьников

№ п/п Методика Уровень fj fx fj - fx) fj - fx)2 (f^j - fx)2/fx X2 X эмп.

высокий 7 18 -11 121 6,72

1 Эмоциональный интеллект средний 26 18 8 64 3,6 10,82

низкий 21 18 3 9 0,5

высокий 7 18 -11 121 6,72

2 Узор под диктовку средний 29 18 11 121 6,72 13,44

низкий 18 18 0 0 0

высокий 5 18 -13 169 9,39

3 Рукавички средний 30 18 12 144 8 17,45

низкий 19 18 1 1 0,06

высокий 6 18 -12 144 8

4 Левая и правая стороны средний 22 18 4 16 0,89 12,45

низкий 26 18 8 64 3,56

высокий 6 18 -12 144 8

5 Совместная сортировка средний 30 18 12 144 8 16

низкий 18 18 0 0 0

Условные обозначения: — эмпирическая частота уровня оцениваемого параметра личности младшего школьника по соответствующей методике, /т — теоретическая частота. Составлена авторами

1 Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб, 1996. С. 113-141; 328.

Страница 6 из 10

На основе сравнения указанных критических значений критерия Пирсона с эмпирическими значениями, полученными нами и приведенными в таблице 2, выявлено, что по каждой из пяти использованных методик эмпирическое значение применяемого критерия. превышает критическое значение (х2эмп. > х2кр.) для уровня статистической значимостир < 0,01. Это доказывает, что эмпирические распределения частоты уровней эмоционального интеллекта и коммуникативности младших школьников, выявленных с помощью использованных методик, обладают статистически значимыми различиями по сравнению с теоретическим равномерным распределением, а выявленные различия между младшими школьниками, вызванные обладанием ими разными сопряженными уровнями эмоционального интеллекта и коммуникативности, являются достоверными.

Обсуждение и выводы

Расширение социально-психологических контактов в младшем школьном возрасте приводит обучающихся к необходимости дополнять получаемую и передаваемую объективную информацию субъективными сведениями, добываемыми путем считывания эмоций окружающих и выражения собственных эмоций с учетом развертывающейся коммуникативной ситуации. Однако полученные диагностические данные оценки уровня эмоционального интеллекта показывают, что в обследованной выборке выявлена лишь маленькая часть младших школьников (13 %) с высоким уровнем этого свойства, в то время как наибольшая часть обладает средним (48,1 %) или низким (38,9 %) уровнем. Аналогично, маленькая часть этих младших школьников (от 9,3 % до 13 %) обладают высоким уровнем коммуникативности, в то время как наибольшая часть обладает средним (от 40,7 % до 55,6 %) или низким (от 33,3 % до 48,2 %) уровнем коммуникативности. Следовательно, наибольшая часть обследованных младших школьников испытывают определенные трудности при необходимости распознавать и понимать собственные эмоции и эмоции окружающих людей (взрослых, сверстников, более старших или младших детей). Скудный эмоциональный опыт этих младших школьников снижает качество реализации коммуникативных действий в ситуациях взаимодействия с окружающими людьми, вызванное затруднениями, возникающими при необходимости согласовывать совместные усилия в процессе организации и осуществления кооперации с учетом позиции собеседников.

Таким образом, в изученной выборке прослеживается тенденция сопряжения конкретного уровня коммуникативности с таким же уровнем эмоционального интеллекта (у основной части) или граничащим с ним ближайшим вышестоящим или нижестоящим уровнем (у наименьшей части). Эта ситуация осложняется тем, что обследованные младшие школьники преимущественно имели средний или низкий уровни коммуникативности и эмоционального интеллекта. Этот вывод подтверждается утверждениями других исследователей, приведенными в нашем обзоре состояния изученности проблемы и призывающими к решению каждого ее аспекта: формированию эмоционального интеллекта (Н.Б. Никитина, К.С. Кузнецова и др.), развитию коммуникативности и рефлексивности (В.В. Рубцов и И.М. Улановская, другие авторы) у большинства младших школьников.

В результате нашего исследования доказана гипотеза об отличиях влияния разных уровней эмоционального интеллекта младшего школьника на уровень их коммуникативности. Данный факт подтвержден статистически достоверными значимыми различиями между уровнями эмоционального интеллекта и коммуникативности, выявленными с помощью критерия Пирсона х2 при р < 0,01. Обоснованность результатов исследования имеет практическую значимость для удовлетворения потребностей организаций дошкольного, общего и дополнительного образования в точных сведениях о сопряжении уровней эмоционального интеллекта и коммуникативности младших школьников, а также о возможных

способах получения подобных сведений при создании современных развивающих психолого-педагогических программ.

Полученные данные позволяют утверждать, что в младшем школьном возрасте обучающиеся попадают в разнообразные коммуникативные ситуации, требующие адекватной интерпретации эмоционального мира собеседника и выражения собственных эмоций, в то время как большинство из них не обладают достаточным для этого опытом. Решение этой проблемы особенно важно с учетом того, что не только на этом возрастном этапе, а и при переходе младших школьников в следующую возрастную группу для них как для будущих подростков особое значение приобретут психологические характеристики эмоционального мира собеседников, которые будут востребованы в процессе общения как ведущем виде предстоящей деятельности. Для успешного преодоления возникающих трудностей необходимо спроектировать развивающую программу, вбирающую в себя достижения психолого-педагогических наук для решения проблем коммуникативности младших школьников в контексте развития их эмоционального интеллекта, что составляет перспективу исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вайсбах X., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М.: Лик Пресс, 1998. 160 с.

2. Гоулман Д.Г. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ МОСКВА, 2009. 478 с.

3. Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 83-95.

4. Изотова Е.И. Амплификация эмоционального развития детей в условиях дошкольного учреждения // Психолог в детском саду. 2007. № 1. С. 57-74.

5. Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Методы диагностики эмоционального интеллекта // Современная зарубежная психология. 2019. № 4. С. 106-114.

6. Сергиенко Е.А. Эмоциональный интеллект: модель, структура теста (М8СБ1Т У2.0), русскоязычная адаптация // Социальная психология и общество. 2019. № 3. С.177-192.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Серов Е.Л., Ушкалова А.С. Представление о проблемах диагностики эмоционального интеллекта // Наука, образование и культура. 2018. № 6(8). С. 52-58.

8. Филиппова О.Г., Терещенко М.Н., Батенова Ю.В., Прохорова А. А. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Азимут научных исследований: Педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 4(37). С. 370-374.

9. Варданян Ю.В., Фомина Н.В. Развитие эмоционально-благоприятного настроения младших школьников средствами арт-терапии // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62(4). С. 249-252.

10. Яшкова А.Н., Тумайкина А.А. Диагностика взаимосвязи эмоциональных состояний и саморегуляции в юношеском возрасте // Учебный эксперимент в образовании. 2021. № 1(97). С. 29-35.

11. Баляев С.И., Кожаева К.А., Никишов С.Н. Изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта и уровня интеллектуального развития студентов различных направлений подготовки // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 3. Режим доступа: https: //mir-nauki .com/PDF/ 18P SMN321.pdf (29.10.2022).

12. Никитина Н.Б. Коррекционно-развивающая работа психолога с эмоциональной сферой ребенка дошкольного и младшего школьного возраста // Гуманитарный вектор. 2015. № 1. С. 134-140.

13. Кузнецова К.С. Особенности педагогического сопровождения младших школьников в процессе формирования у них эмоционального интеллекта // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 2(6). С. 109-115.

14. Рубцов В.В., Улановская И.М. Влияние способов организации учебных взаимодействий на развитие коммуникативно-рефлексивных способностей детей 6-10 лет // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 1. C. 5-16.

15. Худолей Н.А., Горькая Ж.В. Взаимосвязь элементов эмоционального интеллекта с коммуникативными навыками // Universum: психология и образование. 2017. № 8(38). URL: https ://7universum .com/ru/ psy/archive/item/5012.

51PSMN522

Vardanyan Yulia Vladimirovna

Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evsevyev, Saransk, Russia

E-mail: julia_vardanyan@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8261-6543 RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=285212 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=55801257400

Vdovina Natalia Alexandrovna

Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evsevyev, Saransk, Russia

E-mail: natalex-15@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2702-9685 RSCI: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=655982

Semenyuk Anna Alekseevna

Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evsevyev, Saransk, Russia

E-mail: semenyuk.anya07@mail.ru

Research of emotional intelligence and communication skills of younger schoolchildren

Abstract. The article substantiates the relevance of studying the features of connection between the emotional intelligence of junior schoolchildren and their communicative skills, the inconsistency of information about which constrains the satisfaction of needs of preschool, general and additional education organizations in modern scientific information when creating developmental psycho-pedagogical programs. The purpose of the study is to identify the features of emotional intelligence and communicative skills of junior schoolchildren, the connection between the levels of the studied properties and their influence on each other. The material for the study was empirical data obtained from 54 junior schoolchildren which characterize general idea of the levels of their emotional intelligence (the "Emotional Identification" technique) and communicative skills (the "Dictation Pattern", "Mittens", "Left and right sides", "Joint sorting" techniques) implemented in the process of using communicative actions of cooperation, partnership, and consideration of the interlocutor's position. The authors found out a tendency of predominant conjugation in the examined sample of high, medium or low levels of emotional intelligence of junior schoolchildren with a similar level of their communicative skills. The evaluation of significance of the revealed differences using the Pearson criterion x2 confirmed that the empirical frequency distributions of the levels of emotional intelligence and communicative skills of junior schoolchildren identified with the help of the used techniques have statistically significant differences compared to the theoretical uniform distribution, and the revealed differences between junior schoolchildren caused by their possession of different conjugate levels of emotional intelligence and communicative skills are reliable. The prospects of solving the problems of junior schoolchildren communicative skills in the context of development of their emotional intelligence by designing a developmental program that incorporates the achievements of psycho-pedagogical sciences are shown.

Keywords: emotional intelligence; communicative skills; communicative actions; cooperation; partnership; consideration of the interlocutor's position; level of development; conjugacy; junior schoolchildren

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.