Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
368
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СТУДЕНТЫ / ЭМПАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гайкина Мария Юрьевна, Харькова Ольга Александровна

Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения особенности эмоционального интеллекта, как важного фактора в контексте профессионально значимых качеств будущего врача. В российском обществе имеется, повышенная - потребность в квалифицированных специалистах в медицинской области и решении актуальных медицинских проблем, появившихся в последнее десятилетие. Выпускники медицинских вузов, должны быть эмоционально устойчивы, уметь правильно подать информацию и сопереживать окружающим. Студенты из разных слоев общества поступают в медицинский вуз с абсолютно нулевым скринингом относительно их эмоционального состояния. Также нет никакого структурированного обучения понимания роли и особой значимости эмоций в жизни людей. Поэтому они оставлены на произвол судьбы, учатся на собственном опыте и в конечном итоге либо слишком дистанцируются от страдания, как самозащита или слишком агрессивно ведут себя в стрессовых ситуациях. Необходимость управлением эмоциями становится очевидным в нашем обществе. Быстро меняющиеся социально-экономические и политические условия развития общества актуализируют проблему развития личностно-профессиональных качеств будущих врачей и, в том числе, их эмоционального интеллекта. Цель статьи заключается в изучение особенностей эмоционального интеллекта и эмпатических способностей у студентов медицинского вуза. Объектом исследования явились студенты медицинского вуза. В статье проводится анализ полученных результатов изучения эмоционального интеллекта у студентов лечебного факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гайкина Мария Юрьевна, Харькова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCHES OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AND EMPATHIC ABILITIES IN MEDICAL STUDENTS

The relevance of the article is due to the need to study the features of emotional intelligence as an important factor in the context of professionally significant qualities of a future doctor. In Russian society, there is an increased need for qualified specialists in the medical field and solving urgent medical problems that have appeared in the last decade. Graduates of medical schools should be emotionally stable, be able to correctly submit information and empathize with others. Students from all walks of life enter a medical school with absolutely zero screening regarding their emotional state. There is also no structured learning to understand the role and special significance of emotions in people's lives. So they are left to fend for themselves, learn from their own experience, and end up either distancing themselves too much from suffering as self-defense or acting too aggressively in stressful situations. The need for emotion management is becoming evident in our society. Rapidly changing socio-economic and political conditions of society's development actualize the problem of developing personal and professional qualities of future doctors, including their emotional intelligence. The purpose of the article is to study the features of emotional intelligence and empathic abilities of medical students. The object of the study was students of a medical University. The article analyzes the results of the study of emotional intelligence in students of the medical faculty.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

GAIKINA Maria Yuryevna and others RESEARCHES OF EMOTIONAL INTELLIGENCE .

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

УДК 378.14.015.62

DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0011

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

© Автор(ы) 2021 SPIN-код: 4922-0526 AuthorID: 741804

ГАЙКИНА Мария Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии

SPIN-код: 2167-7550 AuthorID: 494113

ХАРЬКОВА Ольга Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Северный государственный медицинский университет (163001 Россия, Архангельск, пр. Троицкий 51 e-mail: harkovaolga@yandex.ru) Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения особенности эмоционального интеллекта, как важного фактора в контексте профессионально значимых качеств будущего врача. В российском обществе имеется, повышенная - потребность в квалифицированных специалистах в медицинской области и решении актуальных медицинских проблем, появившихся в последнее десятилетие. Выпускники медицинских вузов, должны быть эмоционально устойчивы, уметь правильно подать информацию и сопереживать окружающим. Студенты из разных слоев общества поступают в медицинский вуз с абсолютно нулевым скринингом относительно их эмоционального состояния. Также нет никакого структурированного обучения понимания роли и особой значимости эмоций в жизни людей. Поэтому они оставлены на произвол судьбы, учатся на собственном опыте и в конечном итоге либо слишком дистанцируются от страдания, как самозащита или слишком агрессивно ведут себя в стрессовых ситуациях. Необходимость управлением эмоциями становится очевидным в нашем обществе. Быстро меняющиеся социально-экономические и политические условия развития общества актуализируют проблему развития личностно-профессиональных качеств будущих врачей и, в том числе, их эмоционального интеллекта. Цель статьи заключается в изучение особенностей эмоционального интеллекта и эмпатических способностей у студентов медицинского вуза. Объектом исследования явились студенты медицинского вуза. В статье проводится анализ полученных результатов изучения эмоционального интеллекта у студентов лечебного факультета.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект; студенты; эмпатические способности; лечебный факультет

RESEARCHES OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AND EMPATHIC ABILITIES IN MEDICAL STUDENTS

© The Author(s) 2021

GAIKINA Maria Yuryevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of Department of pedagogy and psychology KHARKOVA Olga Aleksandrovna, candidate of psychological Sciences, associate Professor of the Department of pedagogy and psychology Northern State Medical University of Arkhangelsk (163001, Russia, Arkhangelsk, Troitsky Ave., 51, e-mail: harkovaolga@yandex.ru) Abstract. The relevance of the article is due to the need to study the features of emotional intelligence as an important factor in the context of professionally significant qualities of a future doctor. In Russian society, there is an increased need for qualified specialists in the medical field and solving urgent medical problems that have appeared in the last decade. Graduates of medical schools should be emotionally stable, be able to correctly submit information and empathize with others. Students from all walks of life enter a medical school with absolutely zero screening regarding their emotional state. There is also no structured learning to understand the role and special significance of emotions in people's lives. So they are left to fend for themselves, learn from their own experience, and end up either distancing themselves too much from suffering as self-defense or acting too aggressively in stressful situations. The need for emotion management is becoming evident in our society. Rapidly changing socio-economic and political conditions of society's development actualize the problem of developing personal and professional qualities of future doctors, including their emotional intelligence. The purpose of the article is to study the features of emotional intelligence and empathic abilities of medical students. The object of the study was students of a medical University. The article analyzes the results of the study of emotional intelligence in students of the medical faculty.

Keywords: emotional intelligence; students; empathic abilities; faculty of medicine

ВВЕДЕНИЕ

Эмоциональный интеллект - это явление, которое в России начало изучаться сравнительно недавно (Д.В.Люсина, И.Н.Андреевой, О.В.Белоконь, Д.В.Ушакова, О.А.Гулевич.) Согласно Люсина Д.В., эмоциональный интеллект есть психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обуславливают его уровень и специфические индивидуальные особенно-сти[1].

Эмоциональный интеллект в истолковании П. Саловея и Дж. Майера, представляет собой «способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов» [2]. При этом высокий уровень эмоционального интеллекта способствует успешности в таких социально-значимых сферах, как образование и медицина [3-5].

Эмоциональный интеллект может быть определен как способность человека понимать и реагировать на свои собственные и чужие эмоции и использовать эту способность, чтобы направлять свои мысли и действия. Эмоциональный интеллект необходим для всех человеческих взаимодействий.

Уязвимость пациентов и их родственников, неопределенность, связанная с лечением, переполненными больницами и перегруженными медицинскими работниками, способствуют многим из этих насильственных эпизодов. Они также могут быть связаны с отсутствием эмоционального интеллекта среди врачей и медицинских работников, что усугубляет ситуацию и подталкивает разочарованных пациентов и их родственников к насилию

В медицине, профессия, которая процветает на человеческом взаимодействии, эмоциональный интеллект имеет большое значение.

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ГАИКИНА Мария Юрьевна и другие ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ...

В последнее время возрастает интерес к важности эмоционального интеллекта для эффективной клинической практики. Сочувствие и сострадание всегда были желанными добродетелями у врача. Способность сопереживать улучшает клинические взаимодействия, а также дает хорошие клинические результаты. Исследования показали, что врачи, которые демонстрируют эмпатию, более эффективны в выявлении хорошей истории, постановке точного диагноза и обеспечении хорошего соответствия назначенному лечению [6].

Эмоциональная направленность и эмоциональный интеллект, как относительно устойчивые личностные характеристиками эмоциональной сферы, оказывают опосредствующее влияние на успешность профессиональной деятельности [7].

Следовательно, необходимо прививать навыки эмоционального интеллекта как часть медицинского образования при создании чувствительных и чутких врачей на будущее. Медицинская учебная программа перегружена предметным содержанием, поэтому зачастую на развитие навыков отводится очень мало времени. Многие из этих навыков, таких как эффективное общение, эмоциональный интеллект, эмпатия и т. д., оставлены для подсознательного обучения, благодаря наблюдению за старшими коллегами в действии у постели больного и в поликлиниках.

Согласно Ассоциации американской медицинской школы (Association of American Médical Colleges), развитие эмпатических способностей, а значит и эмоционального интеллекта, - один из приоритетов высшего медицинского образования [8].

В российских федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 «Лечебное дело (уровень специалитета)» навыки общения с пациентом и его родственниками, эффективность которых напрямую зависит от уровня эмпатии и эмоционального интеллекта врача, внесены в число обязательных компетенций врача (ОК-8, ПК-5) [9].

Потребность практической медицинской деятельности - это профессиональные навыки врача во взаимодействии с пациентом, отсюда возникает исследовательский вопрос, а какой уровень развития эмоционального интеллекта и эмпатических способностей у студентов медицинского вуза? Перед нами была поставлена цель исследования -изучить эмоциональный интеллект и эм-патические способности у студентов лечебного факультета в медицинском вузе.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В поперечном одномоментном исследовании приняло участие 379 студентов Северного государственного медицинского университета и Казанского государственного медицинского университета 1 курса лечебного факультета, где 25,3% - юноши, а 74,7% - девушки. Для решения поставленных исследовательских задач были использованы следующие методики исследования: опросник эмоционального интеллекта (Д. В Люсин) и методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко [8].

Статистический анализ выполнялся в программе STATA и осуществлялся с помощью критерия Манна-Уитни в связи с ненормальным распределением количественного признака. Данные представлены в виде медианы (Ме) и квартилей первого и третьего (Q1; Q3). Критический уровень статистической значимости составил р<0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе диагностики эмоционального интеллекта было выявлено, что у студентов лечебного факультета 1 курса такие шкалы эмоционального интеллекта, как «межличностный эмоциональный интеллект», «внутри-личностный эмоциональный интеллект», «понимание эмоций», «управление эмоциями» - не выходили за пределы среднего уровня, а некоторые из них даже не до-

стигали его, это говорит о том, что студенты на данном этапе, способны понимать эмоциональное состояние человека на интуитивном уровне или на основе внешних проявлений. Обобщенные результаты приведены в Таблице 1.

Таблица 1 - Особенности эмоционального интеллекта у юношей и девушек студентов лечебного факультета/баллы, Ме (01; ф)

Шкалы эмоционального интеллекта Студенты лечебного факультета 1 курса Р-уровень

девушки юноши

«Межличностный эмоииона льный интеллект» 42 (36; 48) 40 (35; 45) 0,053

«Внутри личн о стнын эмоциональный интеллект» 40 (33; 45) 44 (38; 52) <0,001

«Понимание эмоций» 40 (36; 46) 40 (35; 45) 0,868

«У правление эмоциями» 40 (35; 46) 44 (39; 48) 0,002

Примечание: р рассчитывалось с помощью критерия Манна-Уитни

По таблице 1 видно, что девушки-студентки лечебного факультета имеют ниже среднего значения по таким шкалам, как «внутриличностный эмоциональный интеллект», «понимание эмоций» и «управление эмоциями», что свидетельствует об определенных трудностях в распознавании и интерпретации своих эмоциональных состояний, причин их возникновения, а также регуляции своих эмоций в поведении и деятельности.

Наиболее низкие значения наблюдались у юношей по шкалам «межличностный эмоциональный интеллект» и «понимание эмоций», что говорит о низкой способности к пониманию эмоций других людей, что может непосредственно повлиять на профессиональные отношения.

Статистически значимые различия были выделены по некоторым шкалам эмоционального интеллекта между юношами и девушками. Так, юноши-студенты менее способны к пониманию эмоций других людей (р=0,053), а девушки, наоборот, менее способны к пониманию собственных эмоций (р<0,001). Кроме того, девушки менее способны по сравнению с юношами к управлению своими и чужими эмоциями (р=0,002).

Далее нами изучались эмпатические способности у студентов лечебного факультета 1 курса (таблица 2).

Таблица 2 - Особенности эмпатических способностей у юношей и девушек студентов лечебного факультета, баллы, Ме (01; 03)

Шкалы эмпатических Студенты лечебно го факультета 1 курса Р-уровень

способностей девушки юноши

Рациональный канал 3,0 (2,0; 4,0) 3,0 (2,0; 4,0) 0,958

Эмоциональный канал 3,0 {2,0; 5,0) 2,0(1,0:4,0) <0,001

Интуитивный канал эмпатии 3,0 {2,0; 4,0) 2,0 (1,0; 3,0) <0,001

Установки, способствующие эмпатии 4,0 (3,0; 5,0) 4,0 (3,0; 4,0) 0,138

Проникающая 2,8 (2,0; 4,0) 3,0 (3,0; 4,0) 0,008

Идентификация в эмпатии 3,0 (2,0; 4,0) 2,8 (1,0; 4,0) 0,012

Показатель эмпатических 19,0 (16,0; 23,0) 17,5 (14,5; 21,0) 0,001

Примечание: р рассчитывалось с помощью критерия Манна-Уитни

По таблице 2 видно, что показатели шкал эмпати-ческих способностей не превышают средний уровень (максимальное количество баллов 6), а в ряде случаев даже ниже среднего. Так, девушки студентки обладают средним уровнем рационального, эмоционального канала эмпатии, проникающей способности эмпатии, а также идентификации в эмпатии. Это говорит о том, что они обладают средним уровнем спонтанного интереса к другим людям, не всегда стремятся понять внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение и, соответственно, эффективно воздействовать. Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости и доверительности; однако и она развита у студенток лишь на среднем уровне. Что же касается идентификации в эмпатии, то она демонстрирует недостаточно развитое для будущих врачей умение понять другого на основе сопереживаний. Единственная шкала, которая имеет показатель выше среднего - уста-

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008

55

GAIKINA Maria Yuryevna and others Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

RESEARCHES OF EMOTIONAL INTELLIGENCE ... 2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

новки, способствующие или препятствующие эмпатии, - позволяет говорить о том, что девушки все-таки проявляют любопытство к другим людям, не стараются избегать с ними контактов. Студенты мужского пола характеризуются низким уровнем эмоциональной отзывчивости, а также неспособностью предвидеть поведение партнеров по общению, действовать в условиях дефицита исходной информации о них. Как и студенты девушки, юноши имели средний уровень развития рационального канала эмпатии, проникающей способности эмпатии и идентификации; и выше среднего - установки, способствующие эмпатии.

Статистически значимые различия между девушками и юношами наблюдались по шкалам «эмоциональный канал эмпатии» (р<0,001), «интуитивный канал эмпатии» (р<0,001), «проникающая способность эмпатии» (р=0,008), «идентификация» (р=0,012), а также по показателю эмпатических способностей в целом (р=0,001). Это говорит о том, что юноши по сравнению с девушками, менее эмоционально отзывчивы, способны предвидеть поведение собеседника, поставить себя на место собеседника, но более открыты. Несмотря на то, что показатель эмпатических способностей и у девушек, и у юношей находится в пределах заниженного уровня, у девушек он статистически выше.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования показали, что девушки-студентки 1 курса лечебного факультета испытывают трудности в распознавании и интерпретации своих эмоциональных состояний, а юноши-студенты - в способности к пониманию эмоций других людей. Также студенты мужского пола характеризуются низким уровнем эмоциональной отзывчивости, а женский пол обладает средним уровнем спонтанного интереса к другим людям.

Формирование действенной эмпатии на учебных занятиях, возможно с помощью социальной адаптации студентов на практике, а также часть практических занятий проводить в тренинговой форме. Одним из таких эффективных методов может быть социально-психологический тренинг, моделирующий медицинскую деятельность и упражнения по когнитивной рефлексии могут помочь студентам понять важность эмоций в медицинской практике, и это может стать хорошей отправной точкой для развития навыков эмоционального интеллекта.

На сегодняшний день актуально, вовлекать студентов в добровольчество, что свидетельствует о повышении у студентов-волонтеров профессиональной зрелости и социально-психологической компетентности.

Преподавателям теоретических и клинических дисциплин можно рекомендовать во время разработки рабочих программ по дисциплине, включать модуль на понимание эмоций пациента, а также использовать современные методы обучения коммуникативным навыкам, начиная с младших курсов, таких как «стандартизованный пациент» [9-12] и «модуль коммуникативные навыки врача».

Таким образом, эмпирическое исследование подтвердило необходимость целенаправленного развития эмоционального интеллекта и его составляющих на протяжении обучения в медицинском вузе, учитывая влияние всех фактора. Помимо этого, планируется оценка динамики развития эмоционального интеллекта у студентов лечебного факультета с целью коррекции и совершенствования учебного плана.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - С. 29-39.

2. Mayer D., Casey D. Cobb Educational Policy on Emotional Intelligence: Does It Make Sense? // Educational Psychology Review. 2000. Vol. 12, Issue 2. Pp. 163-183. DOI: https://doi. org/10.1023/A:1009093231445

3. Особенности эмоционального интеллекта и эмпатических способностей у студентов медицинского вуза /М. В. Ветлужская [и

др.] // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 3. С. 404-422. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.096.023.201903.404-422

4. Шинкарёва О.В., Майорова Е.А. Оценка эмоционального интеллекта студентов высших учебных заведений // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 263-265.

5. Деревянко С.П. Методика тренинга эмоционального интеллекта как инструмента повышения психологического благополучия вик-тимной личности //Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 74-77.

6. Mayer J. D., Salovey P., Emotional Intelligence and the Construction and Regulation of Feelings // Applied and Preventive Psychology. 1995. Vol. 4, Issue 3. Pp. 197-208. DOI: https://doi.org/10.1016/S0962-1849(05)80058-7

7. HojatM. Empathy in patient care: antecedents, development, measurement and outcomes. New York: Springer Science & Business Media; 2007.

8. Андреева И. Н. Гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта //Психологический" журнал. 2008. № 1. С. 39-43. URL:https://psyjournals.ru/files/89290/psyedu_2017_n4_ Kochetova_Klimakova.pdf (дата обращения: 12.06.2020)

9. Доценко О. Н. Эмоциональный интеллект как детерминанта профессиональной успешности в социономических профессиях / О. Н. Доценко, И. Н. Бондаренко // Психология индивидуальности: материалы: IVВсероссийской научной конф. — М. : Логос, 2012. — С. 248-249

10. Остапенко Р.И. Структурное моделирование в науке и образовании: краткий обзор и перспективы развития // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 9 (29). С. 30.

11. ФГОС ВО по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело. DOI: http://fgosvo.ru/news/2/1807

12. Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии - Психолого-педагогические исследования - 2012. Том. 4, № 2

Статья поступила в редакцию 14.07.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.