Стадников Александр Абрамович, заслуженный деятель науки, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии, ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Минздрава России, Россия, 460000, г. Оренбург, ул. Советская, д. 6, тел.: (3532) 77-22-75, тел. 8-912-352-60-28, e-mail: [email protected].
УДК 612.13-053.7:572
© Г.П. Белоусова, И.Г. Пашкова, С.А. Кудряшова, Т.А Колупаева, 2012
Г.П. Белоусова, И.Г. Пашкова, С.А. Кудряшова Т.А Колупаева
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ КРОВООБРАЩЕНИЯ У СТУДЕНТОК С РАЗЛИЧНЫМ ТЕЛОСЛОЖЕНИЕМ
ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет»
У студенток (n = 92) из Карелии и Мурманской области с дифференцированным соматотипом (атлеты и субатлеты) было проведено исследование осциллометрическим методом (модель UA-605, фирмы A/D, Япония) показателей центральной гемодинамики в условиях экзаменационного стресса. Установлено, что у студенток независимо от телосложения в условиях пред- и постэкзаменационного стресса, величина артериального давления и частота пульса существенно увеличивалась по сравнению с фоновыми значениями. Стойкая перестройка показателей центральной гемодинамики в определенной степени зависела от соматотипа, причем наиболее неблагоприятные сдвиги гемодинамических показателей отмечались у девушек с атлетическим соматотипом.
Ключевые слова: соматотип, показатели центральной гемодинамики, экзаменационный стресс.
G.P. Belousova, I.G. Pashkova, S.A. Kudryashova, T.A. Kolupaeva THE RESEARCH OF EXAMINATION REORGANIZATION OF BLOOD CIRCULATION AMONG STUDENTS WITH THE VARIOUS CONSTITUTION
The research of indicators of central haemodynamics in the conditions of examination stress was performed for 92 healthy young students of medical faculty with different somatotype, living in Republic of Karelia and Murmansk area using oscillometric method (model UA-605, firm D/A, Japan). The arterial pressure and pulse rate essentially increased before and after examenation stress. Reorganization of indicators of central haemodynamics depended on the constitution. The changes of haemodynamics were revealed in girls of athletic somatotype.
Key words: somatotype, indicators of central haemodynamics, examination stress.
Введение. Проблема связи телосложения человека и способности организма к адаптации в различных климатических условиях, а также в профессиональной деятельности имеет большое медикобиологическое значение [3, 5]. Изучение морфотипа позволяет дать оценку физического статуса организма и выявить факторы риска развития различных заболеваний, в числе которых, ожирение, ос-теопороз, сердечно-сосудистые расстройства [1, 4, 6, 7]. Данные популяционных исследований, с изучением телосложения женщин из Карелии и Мурманской области, указывают на преобладание представительниц мегалосомного типа с наиболее высокими значениями габаритных размеров тела [6]. Учитывая, что физическое развитие, в значительной мере определяет величину АД, нам представлялся особенно важным вопрос, связанный с изучением влияния соматотипа на показатели кар-диально-гемодинамического гомеостаза. В литературе мы не нашли данных, касающихся изучения связи телосложения с показателями системной гемодинамики в юношеском возрасте в условиях Русского Севера.
Цель: изучить в сравнении изменения гемодинамических показателей у студенток при экзаменационном стрессе в зависимости от соматотипа.
Методика исследования. Исследование проводили с разрешения этического комитета при Минздрава Республики Карелия и информированного согласия испытуемых. В работе приняли участие 92 студентки медицинского факультета в возрасте 18,5 ± 0,1 лет, проживающих постоянно в Республике Карелия и Мурманской области, без жалоб на состояние здоровья, с диагностированным соматотипом по схеме В.П. Чтецова [8], с использованием классификации И.Б. Галанта [2]. По данным соматотипи-рования были сформированы группы девушек: атлеты (n = 16), субатлеты (n = 15), а также общая груп-
43
па (n = 61), без учета телосложения. Осциллометрическим методом при помощи цифрового измерителя артериального давления (модель UA-605, фирмы A/D, Япония) у испытуемых проводили измерение величин систолического (САД) и диастолического (ДАД) артериального давления, а также частоты пульса (ЧП). Сначала осуществляли фоновое исследование показателей (которое проводили неоднократно на занятиях, а затем перед экзаменом и после него). Фоновые результаты каждого испытуемого были усреднены. Проведена статистическая обработка результатов с использованием программных продуктов Microsoft Office Excel и Биостат [2]. Репрезентативность выборок обеспечивалась случайным отбором испытуемых. Рассчитывали среднее арифметическое (M), стандартную ошибку средней (m), среднеквадратическое отклонение (SD). Выборки данных проверяли на нормальность распределения на основе критериев Колмогорова-Смирнова и Шапиро-Уилкса. Для определения статистической значимости различий признаков использовали непараметрический критерий Манна-Уитни с 95 % порогом вероятности (р < 0,05) [2].
Результаты исследования. Диагностика АД на основе стандартов нормы ВОЗ (1999) показала, что в фоновых условиях у студенток, как общей группы, так и с атлетическим, и субатлетическим телосложением, средние величины САД (< 130 мм рт. ст.) и ДАД (< 80 мм рт. ст.) соответствовали оптимальному уровню, а частота пульса, отражающая суммарный эффект регуляции работы сердца, характеризовалась нормокардией (табл.). Вместе с тем, у субатлетических девушек в фоновых условиях, по сравнению с девушками общей и атлетической групп, величины ДАД характеризовались более низкими значениями (табл.). Перед экзаменом величина ЧП во всех группах девушек по сравнению с фоновыми значениями характеризовалась выраженной тахикардией, что указывает на состояние психо-эмоционального стресса [1]. При этом у девушек общей группы и атлетов величины показателей САД, ДАД были существенно выше, чем в фоновых условиях. Перед экзаменом у атлетов по сравнению с фоном САД повышалось в большей степени, чем в других группах. У субатлетов по сравнению с фоном отмечались наиболее высокие показатели ДАД и ЧП (табл.). После сдачи экзамена у девушек всех групп сохранялась выраженная тахикардия, показатели САД, ДАД оставались также выше фоновых значений. У атлетов отмечалось более выраженное изменение показателей САД, ДАД и ЧП. В группе субатлетов восстановление величины САД и ДАД после экзамена происходило быстрее, чем в других группах (табл.).
Таблица
Сравнительная характеристика показателей центральной гемодинамики у девушек в зависимости от телосложения в условиях экзаменационного стресса______________
Показатели Группа Фон Экзамен Критерий Манна-У итни
Перед После
1 2 3 4 5 6
САД, мм рт. ст. Общая (1) 114 ± 1,3 121 ± 1,9 124 ± 1,9 Фон: 1-2 р = 0,541 1-3 р = 0,738 2-3 р = 0,827 Перед: 1-2 р = 0,032 1-3 р = 0,978 2-3 р = 0,092 После: 1-2 р = 0,337 1-3 р = 0,755 2-3 р = 0,322
Атлеты (2) 113 ± 1,2 129 ± 2,9 129 ± 3,71
Субатлеты (3) 115 ± 1,4 122 ± 3,9 122 ± 4,24
ДАД, мм рт. ст. Общая (1) 70 ± 1,0 77 ± 1,2 78 ± 1,7 Фон: 1-2 р = 0,627 1-3 р = 0,006 2-3 р = 0,005 Перед: 1-2 р = 0,12 1-3 р = 0,107 2-3 р = 0, 01 После: 1-2 р = 0,127 1-3 р = 0,020 2-3 р = 0,004
Атлеты (2) 71 ± 1,2 81 ± 1,8 83 ± 3,0
Субатлеты (3) б8 ± 1,0 73 ±1,8 70 ± 2,5
1 2 3 4 5 6
ЧП, уд./мин Общая (1) 73 ± 1,6 94 ± 2,5 93 ± 3,1 Фон: 1-2 р = 0,366 1-3 р = 0,623 2-3 р = 0,44 Перед: 1-2 р = 0,283 1-3 р = 0,828 2-3 р = 0,0001 После: 1-2 р = 0,51 1-3 р = 0,581 2-3 р = 0,324
Атлеты (2) 74 ± 1,7 100 ± 4,5 98 ± 4,4
Субатлеты (3) 72 ± 1,5 94 ± 7,2 89 ± 6,2
Заключение. Проведенное исследование состояния системы кровообращения у девушек с дифференцированным соматотипом на основе главных показателей центральной гемодинамики выявило, что в условиях пред- и постэкзаменационного стресса у студенток, как общей группы, так и с атлетическим и субатлетическим телосложением, возрастают симпатические влияния на сердце, что проявляется в выраженной тахикардии (ЧП > 90 уд./мин). Предэкзаменационный стресс у девушек-атлетов приводил к повышению САД в большей степени, чем у девушек общей группы и субатлетов. Характерным признаком у субатлетов перед экзаменом стало повышение уровня ДАД в меньшей степени, чем в других группах. После сдачи экзамена показатели гемодинамики у девушек всех групп оставались на уровне предэкзаменационного стресса, что может указывать о стойкой активации симпато-адреналовой системы. Вместе с тем, после экзамена в группе субатлетов наблюдалось более быстрое восстановление уровня ДАД, чем в других группах. Таким образом, было установлено, что у студенток в условиях пред- и постэкзаменационного стресса наблюдалось стойкое увеличение показателей центральной гемодинамики, которое в определенной степени зависело от телосложения, причем наиболее неблагоприятные сдвиги гемодинамических показателей отмечались у девушек-атлетов.
Список литературы
1. Белоусова, Г. П. Характеристика антропометрических особенностей и психологического благополучия на экзамене у студенток-алекситимиков в условиях Севера / Г. П. Белоусова, Т. А. Ко-лупаева, С. А. Кудряшова, И. Г. Пашкова // Фундаментальные исследования. Приложение. - 2009. -№ 7. - С. 13-15.
2. Галант, И. Б. Новая схема конституциональных типов женщин / И. Б. Галант // Казанский медицинский журнал. - 1927. - № 5. - С. 547-557.
3. Гланц, С. Медико-биологическая статистика : пер. с англ. / С. Гланц. - М. : Практика, 1998. - 459 с.
4. Негашева, М. А. Системный подход при изучении взаимосвязей соматических, дерматогли-фических и психологических признаков в структуре общей конституции человека / М. А. Негашева // Морфология. - 2008. - Т. 133, № 1. - С. 73-77.
5. Николаев, В. Г. Онтогенетическая динамика индивидуально-типологических особенностей организма человека / В. Г. Николаев, В. В. Гребенникова, В. П. Ефремова и др. - Красноярск : Красноярская государственная медицинская академия, 2001. - 172 с.
6. Пашкова, И. Г. Сравнительный анализ возрастных изменений минеральной плотности костной ткани у женщин разных соматотипов / И. Г. Пашкова // Ученые записки СПбГУ им. акад. И. П. Павлова. - 2011. - Т. XVIII, № 2. - С. 109-111.
7. Пашкова, И. Г. Телосложение и компонентный состав тела юношей с учетом психологической характеристики личности в условиях Севера / И. Г. Пашкова, С. А. Кудряшова, Т. А. Колупаева, Г. П. Белоусова // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. - 2011. - Т. Х^П, № 2. - С. 111112.
8. Чтецов, В. П. Опыт объективной диагностики соматических типов на основе измерительных признаков у женщин / В. П. Чтецов, Н. Ю. Лутовина // Вопросы антропологии. - 1979. - Вып. 60. -С. 3-14.
Белоусова Г алина Павловна, кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии человека и животных медицинского факультета, ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет», Россия, 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 33, тел.: (8142) 78-15-41, e-mail: [email protected].
Пашкова Инга Геннадьевна, кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой анатомии и гистологии медицинского факультета, ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет», Россия, 185910, Республика Карелия, Петрозаводск, пр. Ленина, д. 33, тел.: (8142) 76-44-95, 89212206954, e-mail: [email protected].
Кудряшова Светлана Александровна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии и гистологии медицинского факультета, ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет», Россия, 185910, Республика Карелия, Петрозаводск, пр. Ленина, д. 33, тел.: (8142) 76-44-95, e-mail: [email protected].
Колупаева Татьяна Александровна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии и гистологии медицинского факультета, ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет», Россия, 185910, Республика Карелия, Петрозаводск, пр. Ленина, д. 33, тел.: (8142) 76-44-95, e-mail: [email protected].
УДК 611.813.1-055 © И.Н. Боголепова, П.А. Агапов, 2012
И.Н. Боголепова, П.А. Агапов МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ И ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ШИРИНЫ КОРЫ ПОЛЯ 7 ВЕРХНЕЙ ТЕМЕННОЙ ОБЛАСТИ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА
ФГБУ «Научный центр неврологии» РАМН, г. Москва
Проведено морфометрическое исследование ширины коры поля 7 верхней теменной области мозга 6 мужчин и 6 женщин, умерших в возрасте от 20 до 50 лет. В результате измерения ширины коры и ширины отдельных слоев коры выявлена межполушарная асимметрия и гендерные различия ширины коры изученной области. При сравнении ширины коры поля 7 верхней теменной области мозга мужчин и женщин обнаружена большая ширина коры этого цитоархитектонического поля правого полушария и тенденция к преобладанию значения ширины коры поля 7 левого полушария у женщин по сравнению с шириной коры поля 7 мозга мужчин.
Ключевые слова: асимметрия, верхняя теменная область, поле 7, ширина коры, гендерные различия.
I.N. Bogolepova, P.A. Agapov THE HEMISPHERIC ASYMMETRY AND GENDER DIFFERENCES OF WIDTH OF THE CORTEX OF THE FIELD 7th TOP PARIETAL AREAS OF THE HUMAN BRAIN
We studied width of the cortical area of the 7th superior parietal cortex of 6 men and 6 women who died at the age range from 20 to 50. As the result of measuring the cortex width and the width of the individual cortex layers of area 7 we revealed hemispheric asymmetry and gender differences between the width of the cortical areas. Comparing the width of the cortex area 7th of superior parietal region of male and female brain, we found out that the cortex width of women was more than of men as well as the tendency of predominance of width of cortex layers area 7th of men.
Key words: asymmetry, superior parietal region, area 7, width of the cortex, gender differences.
Введение. Одними из первых доказательств асимметрии мозга человека стали клинические наблюдения латерализации речевых функций учеными Broca и Wernicke. Затем интерес исследователей вызвала связь ведущей руки с асимметрией мозга [6]. Приблизительно у 97 % правшей наблюдается левосторонняя латерализация процессов речи [11]. Такая специализация полушарий может выражаться в различиях размеров областей, площади профильного поля нейронов одного из полушарий, в отличиях строения цитоархитектонических слоев коры мозга [2]. Асимметрия мозга проявляется и на анатомическом уровне в вариациях строения разных областей мозга [3, 4].
Между полушариями мозга мужчин и женщин обнаружены анатомические различия. Мужчины и женщины отличаются в выполнении действий, связанных с зрительно-пространственными, вербальными и когнитивными задачами, также для них характерно разное развитие и протекание нервно-психических расстройств [4].