Научная статья на тему 'Исследование эксплуатационного ресурса электрощеток электродвигателя постоянного тока подвижного состава'

Исследование эксплуатационного ресурса электрощеток электродвигателя постоянного тока подвижного состава Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
284
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ РЕЖИМ / MAINTENANCE MODE / ЭЛЕКТРОЩЕТКА / ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ / MOTOR / ИЗНОСОУСТОЙЧИВОСТЬ / DURABILITY / КОЛЛЕКТОР / ELECTRO BRUSH / COLLECTOR ВВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Филина Ольга Алексеевна

В статье изложен один из возможных путей решения поставленной задачи, посредством применения составных электрощёток с повышенным ресурсом на ТЭД для городского электротранспорта и локомотивов, за счёт использования повторно неизнашиваемой части щеток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Филина Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A study of the working life of the brushes of a dc motor of rolling stock

This article outlines one of the possible ways to solve the problem by applying composite brushes with heightened resource on TED for municipal electric and locomotives by using reneizlechimoj part of the brushes.

Текст научной работы на тему «Исследование эксплуатационного ресурса электрощеток электродвигателя постоянного тока подвижного состава»

УДК 621.3.047,4:629.4

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО РЕСУРСА ЭЛЕКТРОЩЁТОК ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

О.А. Филина

Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Россия

olga_yuminova83@mail. т

Резюме: В статье изложен один из возможных путей решения поставленной задачи, посредством применения составных электрощёток с повышенным ресурсом на ТЭД для городского электротранспорта и локомотивов, за счёт использования повторно неизнашиваемой части щеток.

Ключевые слова: эксплуатационный режим, электрощетка, электродвигатель, износоустойчивость, коллектор.

A STUDY OF THE WORKING LIFE OF THE BRUSHES OF A DC MOTOR OF

ROLLING STOCK

O.A. Filina

Kazan state power engineering University, Kazan, Russia

[email protected]

Abstract: This article outlines one of the possible ways to solve the problem by applying composite brushes with heightened resource on TED for municipal electric and locomotives by using re-neizlechimoj part of the brushes.

Keywords: maintenance mode, electro brush, motor, durability, collector

Введение

Рассматривается задача повышения ресурса путём использования новой конструкции электрощёток. Данное конструктивное решение хорошо согласуется с конкретными типами тяговых электродвигателей (ТЭД), применяемых на городском и железнодорожном транспорте, и удовлетворяет техническим условиям (ТУ) на их эксплуатацию. Применение разработанной конструкции электрощёток ведёт к повышению ресурсных показателей скользящего контакта ТЭД, снижению коэффициента ремонтопригодности.

Проблема увеличения ресурса работы коллекторно-щеточного узла (КЩУ) наиболее остро стоит применительно к ТЭД, уровень загрузки которого в ряде случаев составляет круглосуточная работа. Например, если ресурс работы электрощеток в электродвигателях для городского электротранспорта и локомотивов, как правило, составляет пробег между ТР2, то требуется неоднократная замена щеток в процессе эксплуатации. С целью повышения ресурса КЩУ разрабатываются все более совершенные марки электрощёток с повышенной надежностью, износоустойчивостью и коммутирующей способностью [1; 2].

Постановка задачи

Обзор литературы по данному вопросу показал, что технический ресурс электрощёток связан с износом элементов КЩУ. Механический и электроэрозионный износ обусловлен влиянием состояния коллектора и коммутационного искрения в скользящем контакте, которые, в свою очередь, зависят от многих факторов. Следовательно, для улучшения показателей работы КЩУ электродвигателей необходимо применение таких конструктивных решений, которые позволяют снизить влияние указанных факторов. В работах [3-5] таким техническим решением является введение разреза в тело электрощётки.

Рекомендуемая составная разрезная щётка [4, 5] выполнена в соответствии требованием ГОСТ 12232-89. Она выполнена составной (введён поперечный разрез, замковая часть), в то время как существующие конструкции электрощеток или неразрезные, или продольно разрезные. Конструкция КЩУ электрической машины остаётся неизменной.

В процессе эксплуатации происходит постоянный непрерывный износ электрощёток. Изношенные щётки не восстанавливаются, подлежат замене и утилизации совместно с дорогостоящими элементами конструкции.

На рис. 1. показана серийная электрощетка с указанием основных элементов.

Неизнашиваемая часть

Изнашиваемая часть

Рис. 1. Конструкция серийной (неразрезной) электрощетки: 1 - наконечник луженый; 2 - медный провод гибкий неизолированный плетеный; 3 - материалы для соединения токоведущего провода с телом щетки (конопатка, электропроводящий клей, медный порошок); 4 - угольно-графитовая часть

3

4

Предлагаемая конструкция позволяет использовать верхнюю (неизнашиваемую) часть электрощетки неоднократно, что, в свою очередь, позволяет существенно снизить эксплуатационные затраты электрических машин и исключить утилизацию неизношенных частей. Это связано с тем, что при замене изношенной сменной вставки не требуется полной замены щетки. Достаточно только установить новую сменную вставку. Весь процесс замены сменной вставки значительно облегчает работу обслуживающего персонала и сокращает время профилактических работ до 70%.

Составная электрощетка (рис. 2) с повышенным ресурсом функционально не отличается от серийной ни по типоразмеру, ни по технологии изготовления и эксплуатации. Основное отличие заключается в конструкции тела щетки. В гильзе щёткодержателя 1 располагается неизнашиваемая часть 2 составной электрощетки и сменная графитовая вставка 3, скользящая по коллектору 4 электрической машины. Прижим электрощетки к коллектору осуществляется пружиной 5. Данное усилие создает надежный контакт в плоскости соприкосновения 6 между основной частью составной электрощетки и сменной графитовой вставкой.

Предложенная конструкция, как показывают расчеты, также обеспечивает уменьшение коэффициента ремонтопригодности.

Ориентировочно стоимость неизношенных остатков составляет на 3 июля 2017 г. около 60% от общей стоимости электрощетки (70000 руб.): для электрощёток ЭГ61А 1000шт. - соответственно 42000 руб.

Рис. 2. Схематическое изображение КЩУ: а - составная электрощетка с замковой частью;

б - составная (разрезная)

Составные разрезные щётки обеспечивают надёжный электрический контакт с вращающимися частями электрических машин и не вызывают нарушения этого контакта, как показали лабораторные измерения, проведенные на кафедре «Электротехнические комплексы и системы» КГЭУ под руководством П.П. Павлова, в статическом режиме сопротивление увеличивается на 9-13% [3].

Рис. 3. Принципиальная схема короткозамкнутого коллектора и замера падения напряжения на щётках: 1 - короткозамкнутый коллектор; 2 - составные электрощётки - неизнашиваемая часть; 3 -составные электрощётки - изнашиваемая часть; 4 - токоведущие провода; 5 - реостат; 6 - источник постоянного тока 6-12 В

4

Испытания включали в себя проверку коллекторных характеристик: измерение величины общего падения напряжения на паре щеток (2ДЦ), износ и коэффициент трения.

Данная схема измерения позволила, кроме замеров падения напряжения 2ДП, измерять падение напряжения в разрезе тела электрощёток.

Результаты испытаний (неразрезной) серийной и составной разрезной электрощёток были занесены в протокол, и на его основании построены зависимости падения напряжения на пару щёток 2ди (усреднённые) от времени испытания (рис.4).

Рис. 4. Зависимости падения напряжения на пару щёток 2ди (усреднённые) от времени испытания: а - серийная (неразрезная); б - составная разрезная

Как видно из рис 4, в начале и конце измерений для неразрезных щеток характерно увеличение падения напряжения, что можно объяснить ростом температуры КЩУ. Для составных разрезных щёток характерно уменьшение падения напряжения на 0,2-0,3 В

после завершения испытаний, что можно объяснить приработкой контактных поверхностей в разрезе тела щётки.

Проведенные экспериментальные исследования на других образцах щёток, выполненные с использованием данной методики, показали, что, несмотря на относительное увеличение падения напряжения на паре щёток 2AU, их можно использовать в условиях эксплуатации независимо от типа электрической машины и условий ее эксплуатации.

При испытаниях также выявлено, что остальные параметры коллекторных характеристик составных электрощеток с повышенным ресурсом находятся в пределах норм, определяемых ТУ.

Следующий этап проведения эксперимента заключался в обработке полученных статистических данных. С этой целью использовалась программа Staistica 6.0. На основании результатов были построены гистограммы распределения переходного падения напряжения на пару щеток 2AU (рис. 5, 6) всех серийных электрощёток выпуска 2005г. и составных разрезных электрощёток.

Valid N Mean Median Mode Frequency Sum Variance Std.Dev. Standard

ЭГ- 61A 78 1,55 1,50 1,50 13 118,60 0,058 0,24 0,027

Рис. 5. Гистограмма распределения переходного падения напряжения 2ди на пару щеток ЭГ-14

На гистограммах рис. 5, 6 изображены усреднённые кривые: по экспериментальным данным - сплошная зелёная и по проектируемым - пунктирная. Для того, чтобы усилить благоприятное влияние падения напряжений и1 + и2 на процесс коммутации, в машинах постоянного тока с затрудненной коммутацией применяют щетки с большим переходным сопротивлением, несмотря на то, что это увеличивает потери мощности в переходном контакте.

Выводы

1. Результаты статистического анализа распределения величины переходного падения напряжения на пару щеток показали, что данная величина распределена по нормальному закону распределения как для неразрезных, так и для составных разрезных щеток. Кроме того, математическое ожидание значения падения напряжения на пару щёток 2ди для разрезных щеток в среднем на 6-10 % больше, чем для неразрезных, но это не превышает требований ТУ.

2. Большое значение дисперсии величины падения напряжения на пару щеток для электрощетки типа ЭГ-61А указывает на нестабильность её характеристик, что подтверждает неодкратные упоминания об этом в литературе.

Variable: ЭГ61А Distribution: Normal Chi-Square test = 26,62036, df= 6 (adjusted) , p = 0,107

2AU, B

Valid N Mean Median Mode Frequency Sum Variance Std.Dev. Standard

ЭГ- 61А 60 2,76 2,8 3,00 12 160,8 0,16 0,39 0,05

Рис. 6. Гистограмма распределения переходного падения напряжения 2AU на пару щеток ЭГ-61А

3. Исследования зависимости величины падения напряжения на пару щеток 2AU от времени показали, что для неразрезных щеток характерно увеличение 2AU, что связано с ростом температуры, а для составных разрезных - уменьшение падения 2AU из-за приработки поверхности контакта частей составных разрезной щетки. В связи с этим необходимо обеспечивать поверхность соприкосновения частей составных щеток не менее 90% контактной поверхности в поперечном разрезе тела щетки.

4. Полученные положительные результаты исследований, выполненных на установке КЗК-95, позволяют рекомендовать проведение эксплуатационных испытаний предложенного конструктивного решения составных щёток с поперечным разрезом на электроподвижном составе.

5. Существенно сокращаются расходы на эксплуатацию электрических машин в различных отраслях промышленности за счёт экономии на отходах, возникающих при эксплуатации серийных электрощёток.

Литература

1. Пат. 51792 РФ, МПК H01R 39/40. Щёточный узел электрической машины / Идиятуллин Р.Г. заявл. 30.06.2005, опубл. 27.02.2006. Бюл. № 6.

2. Пат. 2365005 РФ, МПК H01R 39/18. Составная разъёмная щётка с замковой частью / Степанов Е.Л., Рылов Ю.А., заявл. 16.11.2007, опубл. 20.08.2009. Бюл. № 23.

3. Харламов В.В., Долгова А.В. и др. Определение диагностических параметров для оценки состояния профиля коллектора тягового электродвигателя // Омский научный вестник. Сер. «Приборы, машины и технологии». 2011. Вып. 1 (97). С. 121.

4. Харламов В.В., Шкодун П.К., Долгова А.В. Алгоритм оценки износа коллектора тягового электродвигателя // Инновационные факторы развития Транссиба на современном этапе: Материалы науч.практ. конф. Сибирский гос. ун-т путей сообщения. Новосибирск, 2012. С. 378-380.

5. Ахмедзянов Г., Харламов В.В. Совершенствование диагностирования коллекторно-щеточного узла. Изд. LAP Lambert Academic Publishing, ISBN: 9783659380150. С. 168.

6. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года: утверждена Правительством Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877р. URL: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?id=3997&layer_id=5104& STRUCTURE_ID=704 (дата обращения: 07.11.2015).

7. Совершенствование технологии диагностирования технического состояния коллекторно-

щеточного узла тяговых электродвигателей электровозов: монография / В.В. Харламов, П.К. Шкодун, А.В. Долгова, Д.А. Ахунов. Омск: Омский гос. Ун-т путей сообщения, 2015. 198 с.

8. Авилов В.Д. Оптимизация коммутационного процесса в коллекторных электрических машинах постоянного тока: монография. Омск: Омский научный вестник, 2013. 356 с.

9. Trends in fault diagnosis for electrical machines: a review of diagnostic techniques / H. Henao, G.A. Capolino, M. Fernandez Cabanas, F. Filippetti, C. Bruzzese, E. Strangas, R. Pucsa, M. Riera Guasp, S. Hedayati Kia // IEEE Industrial Electronics Magazine. 2014. V. 8, No. 2. P. 31-42.

10. Electric machines. Modeling, condition monitoring and fault diagnosis / А. Toliyat, S. Nandi, S. Choi, H. Meshgin Kelm. Boca Raton, Florida, USA: CRC Press, 2012. 272 p.

Автор публикации

Филина Ольга Алексеевна - старший преподаватель, аспирант кафедры «Электротехнические комплексы и системы» (ЭТКС) Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ). E-mail: [email protected].

References

1. Pat. 51792 RF, MPK H01R 39/40. Shchetochnyi uzel elektricheskoi mashiny /Idiyatullin R.G. zayavl. 30.06.2005, opubl. 27.02.2006. Byul. No. 6.

2. Pat. 2365005 RF, MPK H01R 39/18. Sostavnaya raz'emnaya shchetka s zamkovoi chast'yu / Stepanov E.L., Rylov Yu.A., zayavl. 16.11.2007, opubl. 20.08.2009. Byul. No. 23.

3. Kharlamov V.V., Dolgova A.V. i dr. Opredelenie diagnosticheskikh parametrov dlya otsenki sostoyaniya profilya kollektora tyagovogo elektrodvigatelya // Omskii nauchnyi vestnik. Ser. «Pribory, mashiny i tekhnologii». 2011. Vyp. 1 (97). P. 121.

4. Kharlamov V.V., Shkodun P.K., Dolgova A.V. Algoritm otsenki iznosa kollektora tyagovogo elektrodvigatelya // Innovatsionnye faktory razvitiya Transsiba na sovremennom etape: Materialy nauch.prakt. konf. Sibirskii gos. un-t putei soobshcheniya. Novosibirsk, 2012. P. 378-380.

5. Akhmedzyanov G., Kharlamov V.V. Sovershenstvovanie diagnostirovaniya kollektorno-shchetochnogo uzla. Izd. LAP Lambert Academic Publishing, ISBN: 9783659380150. P. 168.

6. Strategiya razvitiya zheleznodorozhnogo transporta v Rossiiskoi Federatsii do 2030 goda: utverzhdena Pravitel'stvom Rossiiskoi Federatsii ot 17 iyunya 2008 g. No. 877r. URL: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?id=3997&layer_id=5104& STRUCTURE_ID=704 (data obrashcheniya: 07.11.2015).

7. Sovershenstvovanie tekhnologii diagnostirovaniya tekhnicheskogo sostoyaniya kollektorno-shchetochnogo uzla tyagovykh elektrodvigatelei elektrovozov: monografiya / V.V. Kharlamov, P.K. Shkodun, A.V. Dolgova, D.A. Akhunov. Omsk: Omskii gos. Un-t putei soobshcheniya, 2015. 198 p.

8. Avilov V.D. Optimizatsiya kommutatsionnogo protsessa v kollektornykh elektricheskikh mashinakh postoyannogo toka: monografiya. Omsk: Omskii nauchnyi vestnik, 2013. 356 p.

9. Trends in fault diagnosis for electrical machines: a review of diagnostic techniques / H. Henao, G.A. Capolino, M. Fernandez Cabanas, F. Filippetti, C. Bruzzese, E. Strangas, R. Pucsa, M. Riera Guasp, S. Hedayati Kia // IEEE Industrial Electronics Magazine. 2014. V. 8, No. 2. P. 31-42.

10. Electric machines. Modeling, condition monitoring and fault diagnosis / A. Toliyat, S. Nandi, S. Choi, H. Meshgin Kelm. Boca Raton, Florida, USA: CRC Press, 2012. 272 p.

The author of the publication

Olga A. Filina - senior lecturer, postgraduate Department of Electro technical complexes and systems of the Kazan state power engineering University. E-mail: [email protected].

Поступила в редакцию

03 июля 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.