Научная статья на тему 'Исследование эффективности автотракторных радиаторов методом минимизации производства энтропии'

Исследование эффективности автотракторных радиаторов методом минимизации производства энтропии Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
152
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теплообменный аппарат / радиатор / теплоноситель / производство энтропии / система охлаждения / поршневой двигатель / heat exchanger / radiator / coolant / entropy production / cooling system / piston engine

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Р А. Зейнетдинов, А А. Глущенко, И Р. Салахутдинов

Система охлаждения играет важную роль в эксплуатации поршневого двигателя внутреннего сгорания. Актуальным вопросом по данной тематике является оценка эффективности тепломассообменных процессов в охлаждающей системе. Несмотря на то, что в настоящее время не установилось единого мнения по выбору подходящего метода, наиболее простым и очевидным является энергетический подход. Однако недостатком этого варианта оценки является то, что он не учитывает необратимость и ценность различных видов энергии, что неверно с точки зрения второго закона термодинамики. Разработка новых методов, модернизация серийных радиаторов автотракторных двигателей неразрывно связаны с выявлением их эффективности, которая в статье определена методом минимизации энтропии. Использование энтропийного метода анализа является наиболее перспективным, и данный метод позволяет оценить степень совершенства теплообменных аппаратов и обозначить пути их улучшения. В статье приведены основные моменты, отражающие возможности оптимизации геометрических параметров жидкостного радиатора двигателя Д-245 методом минимизации производства энтропии в процессах теплопередачи и гидродинамики потока теплоносителя, определяющего режим энергосбережения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF EFFICIENCY OF MOTOR-TRACTOR RADIATORS BY MINIMIZATION OF ENTROPY PRODUCTION

The cooling system plays an important role in the operation of the internal combustion piston engine. An urgent issue on this topic is the evaluation of the efficiency of heat and mass transfer processes in the cooling system. Despite the fact that currently there is no consensus on the choice of a suitable method, the simplest and the most obvious is the energy approach. However, the disadvantage of this evaluation option is that it does not take into account the irreversibility and value of different types of energy, which is incorrect from the point of view of the second law of thermodynamics. Development of new methods, modernization of serial radiators of automotive enginesall this is inextricably linked with the identification of their efficiency, which is determined in the article by the method of entropy minimization. The use of entropy method of analysis is the most promising, and this method allows assessing the degree of perfection of heat exchangers and identifying ways to improve them. The article presents the main points reflecting the possibility of optimizing the geometric parameters of the liquid radiator of the D-245 engine by minimizing the production of entropy in the processes of heat transfer and hydrodynamics of the coolant flow, which determines the energy saving mode.

Текст научной работы на тему «Исследование эффективности автотракторных радиаторов методом минимизации производства энтропии»

3. Rakov V.A. Povyshenie energeticheskoj effektivnosti gibridnyh dvigatelej s parallel'noj skhemoj raspolozheniya elementov // Al'ternativnye istochniki energii na avtomobil'nom transporte: problemy i perspektivy racional'nogo ispol'zovaniya: materialy Mezhdunar. nauchn.-prakt. konferencii. - Voronezh: FGBOU VPO VGLTA, 2014. - S. 118-123.

4. Didmanidze O.N., Ivanov S.A., Ivolgin V.A. Traktor s kombinirovannoj energoustanovkoj // Sel'skij mekhanizator. - 2008. - № 11. - S. 6-7.

5. Kellogg, E.; Smith, J. Heavy-Duty PHEV Yard Tractor: Controlled Testing and Field Results. World Electr. Veh. J. 2012, 5, 246-253.

6. Rakov V.A., Smirnov A.V. Opredelenie neobhodimoj moshchnosti DVS gibridnyh silovyh ustanovok transportnyh sredstv // Vestnik mashinostroeniya. - 2010. - №4. - S. 32-35.

7. Rakov V.A., Aleksandrov I.K. Opredelenie moshchnosti, potreblyaemoj transportnym sredstvom pri neustanovivshihsya rezhimah raboty // Avtomobil'naya promyshlennost'. - 2013. -№5. - S. 9-11.

8. Aleksandrov I.K., Nesgovorov E.V., Rakov V.A. Tyagovyj raschet transportnyh sredstv s adaptivnym privodnym dvigatelem // Vestnik mashinostroeniya. - 2010. - №2. - S. 16-18.

9. Rakov V.A. Raschet moshchnosti DVS gibridnoj silovoj ustanovki parallel'nogo tipa // Avtomatizaciya i energosberezhenie mashinostroitel'nogo i metallurgicheskogo proizvodstv, tekhnologiya i nadezhnost' mashin, priborov i oborudovaniya: materialy Mezhdunar. nauchn.-tekhnich. konferencii. - Vologda: VoGU, 2016. - S. 129-134.

10.Pistoia, G. (2010). Electric and hybrid vehicles. Power sources, models, sustainability, infrastructure and the market. / G Pistoia. - Oxford: The Netherlands Linacre House. P.670.

УДК 621.436.2 DOI 10.24411/2078-1318-2019-13151

Канд. техн. наук Р.А. ЗЕЙНЕТДИНОВ (ФГБОУ ВО СПбГАУ [email protected]) Канд. техн. наук А.А. ГЛУШЕНКО (ФГБОУ ВО УлГАУ [email protected]) Канд. техн. наук И.Р. САЛАХУТДИНОВ (ФГБОУ ВО УлГАУ, [email protected])

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АВТОТРАКТОРНЫХ РАДИАТОРОВ МЕТОДОМ МИНИМИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ЭНТРОПИИ

Система охлаждения (СО) играет особую роль в обеспечении номинальных значений технико-экономических и ресурсных показателей поршневого двигателя и позволяет получить при разных эксплуатационных режимах стабильное наивыгоднейшее тепловое состояние двигателя. Основным функциональным условием является то, что количество теплоты, переданное из надпоршневого пространства в охлаждающую жидкость в процессе тепловыделения, должно отводиться в окружающее пространство через определенные участки поверхности радиатора. Поэтому разработка рациональных конструкций CO чаще связана с решением сложных задач теплообмена, уменьшения аэродинамического сопротивления, размеров и массы элементов систем и т.д.

Решение вышеотмеченных задач зависит от выбора современной методики оценки термодинамического совершенства радиаторов, которая в настоящее время еще не имеет единого подхода. Существующий энергетический метод не характеризует степень необратимости происходящих в теплообменных аппаратах (TOA) теплотехнологических процессов.

Цель исследования. Целью данной работы является внедрение термодинамического метода анализа в процесс проектирования ТОА поршневых двигателей на основе использования принципов неравновесной термодинамики. Это вызвано тем, что оценка энергоэффективности тепломассообменных процессов в ТОА системы охлаждения на основе

энтропийного метода анализа позволяет оценить степень их необратимости и, тем самым, наметить пути модернизации радиатора. При использовании данного метода уровень совершенства ТО А при заданных суммарных тепловой нагрузке и теплообменной

поверхности (коэффициенте теплопередачи можно характеризовать производством

энтропии С7р, минимизация которого обеспечивает возможность оптимизации

конструктивных параметров ТОА.

Материалы, методы и объекты исследования. Радиатор обычно представляет собой компактный теплообменник с перекрестным током теплоносителей, используемый для рассеивания непосредственно в атмосферный воздух теплоты из системы охлаждения поршневого двигателя.

При перекрестном потоке теплоносителей расчет средней разности температур ^лт-Гл.-- теплоносителей производится по формуле [1]:

ПЕРЕКР СР

= Л С

ПРОТ СР

(1)

где Жср0Т— средний температурный напор при противотоке; Ем — поправочный коэффициент, учитывающий влияние на Д^ схемы движения сред, отличной от противотока.

Рис. 1. Схема перекрестного тока теплоносителей Величину при противотоке можно рассчитать по формуле:

где Лt-:. И Лty — наибольшее и наименьшее из t-_ — Г2 и Г: — значения; t-_ и

температуры теплоносителей при входе в радиатор; и Г: - температуры теплоносителей при выходе из радиатора (рис. 1).

Поправочный коэффициент £м определяется графическим путем в зависимости от

вспомогательных параметров Р и И [ 1 ]:

Здесь величина Р характеризует отношение степени нагрева холодной среды к максимально возможному перепаду температур, величина Н — отношение степени охлаждения горячей среды к степени нагрева холодной среды.

В охлаждающей системе при отводе определенного количества теплоты от горячего теплоносителя (жидкости) необходимо строго фиксированный расход холодного теплоносителя (воздуха). Количество теплоты 0сист_ахл-, передаваемое охлаждающей среде в единицу времени, зависит от широкого ряда различных параметров, и для приблизительных расчетов четырехтактных двигателей фсист ви1 можно посчитать по следующей формуле [2]:

= (4)

где с = 0,41 - 0,47 - коэффициент пропорциональности; количество цилиндров; Б -диаметр цилиндра, см; п - частота вращения коленчатого вала, мин"1; а - коэффициент избытка воздуха; т=0,6-0,7 - показатель степени.

Массовый расход холодного теплоносителя можно определить из выражения:

п ^СИСТ.ОХЛ, ГГ-Ч

Ст3 = "С^Г' (5)

где СР2 ~ удельная теплоемкость холодного теплоносителя; Л12 — разность температур воздуха после и до радиатора, °С.

Расход горячего теплоносителя с учетом тепловых потерь в радиаторе можно определить из соотношения:

п±) = ст2сР2(^ - фа + п2), (6)

где П, - величина тепловых потерь, обычно составляет не более 5%.

Из уравнения (6) следует, что расход горячего теплоносителя равен:

С2СР2{г''-г'2) (1 + п2)

т1 СР1 ад - - по ■ 10

Система охлаждения является технической системой, в которой происходят необратимые термомеханические и теплообменные процессы, которые обуславливают возможность возникновения энтропии. В связи с этим для более глубокой оценки энергетических потерь в необратимых термодинамических процессах СО необходимо использовать методологию энтропийного анализа.

Суммарное изменение энтропии в радиаторе можно представить в виде:

= ■"'тер. ^мех.'

где Б тер. - производство энтропии, связанное теплообменом при конечной разности температур между теплоносителем и окружающей средой; Б мех. - производство энтропии, обусловленное гидравлическим сопротивлением при перетекании охлаждающей жидкости через трубки сердцевины радиатора.

Термическая составляющая производства энтропии охлаждающей жидкости в трубках радиатора можно определить из соотношения [4]:

__^СИСТ.ОХЛ.

^терм. — . ГСР . г ' ^

"1 1 ПО Б. ОХЛ.

Где Осист.охл. - количество отводимой теплоты системой охлаждения в единицу времени; <х1 - коэффициент теплоотдачи; Б пов.охл. - площадь поверхности охлаждения радиатора.

Площадь поверхности охлаждения радиатора F пов.охл. можно наити из выражения:

а

:сист.окл.

ЛОБ.ОХЛ.

k(t?-t?y

где к - коэффициент теплопередачи. Величину к можно определить из уравнения:

1

к =

1

5 1 '

Лг~ ССп

(И)

а1 ■ 0 лст ы,2

где ^ - коэффициент оребрения; для трубчато-пластинчатых радиаторов у= 7,5 - 10; а1 - коэффициент теплоотдачи от жидкости к стенке трубки радиатора; а 2 - коэффициент теплоотдачи от внешней стенки трубки радиатора к потоку воздуха; 5ст, Хст -толщина и теплопроводность стенки радиатора соответственно.

Коэффициент теплоотдачи от охлаждающей жидкости к внутренней стенке радиатора можно определить по формуле Крауссольда:

Я

= 0,024 -—^—Ке^Рг^, (12)

"1 экз.

где X1 - теплопроводность охлаждающей жидкости; ё экв • - эквивалентный диаметр трубки радиатора; Яе1, Рг - число Рейнольдса и число Прандтля для потока охлаждающей жидкости в трубках радиатора соответственно.

тр

V////////////////////////M

со

TZZZZZZZZZZZZZZZZL

-тр

Рис. 2. Разрез охлаждающей трубки радиатора Эквивалентный диаметр ¿1 Экв- трубки радиатора можно найти по выражению:

ЭКБ. _

45.

труб,

(13)

р

1 труб.

где S труб. - площадь сечения трубки; P труб. - внутренний периметр трубки (рис.2). Чтобы определить число Рейнольдса, необходимо рассчитать скорость движения жидкости в трубке TOA. Число Рейнольдса для потока охлаждающей жидкости в трубках:

Re± =l9ldl3KB, (14)

Vi

где - скорость охлаждающей жидкости в трубках; vi - кинематическая вязкость охлаждающей жидкости.

Величину параметра можно определить из соотношения:

1" А '

(15)

где — общая площадь «живого» сечения радиатора, Д — ТЦр," кс11 т/ 4, 71^ общее количество трубок радиатора.

Д

тр

Ни

I

Ц

Рис. 3. Схема расположения решеток сердцевины радиатора

Число Прандтля для потока охлаждающей жидкости в трубках:

= —г-.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л1

Число Рейнольдса для потока воздуха в ячейках сердцевины радиатора:

Ке2 =

эке.

>

V?

(16)

(17)

где $2 -скорость воздушного потока в радиаторе; ё2 экв. -эквивалентный диаметр ячейки, образуемой трубками и охлаждающими пластинами радиатора (рис.3). Эквивалентный диаметр ячейки сЬ жв можно найти формуле [5]:

2

а

2 ЭКЕ.

1

+

+

1

(18)

'пл 1 "пл. ¿В + ^тр

где Ьпл. - шаг охлаждающих пластин; 5пл. - толщина пластины; Ьв - шаг трубок в сердцевине по фронту; Бтр. - наружный диаметр трубки (рис. 3).

Коэффициент теплоотдачи от внешней стенки трубки радиатора к потоку воздуха можно определить по формуле Н.Б. Марьямова:

а2 = 0,0556

Я,

а

Ке

0.75

1

1'

(19)

2 ЭКЕ,

1 - 0,522/?^ 3

где Х2 - теплопроводность теплоносителя; ё 2 экв. - эквивалентный диаметр; Яе2 - число Рейнольдса.

-¿терм, мех. ¿5

Зи м/с

Рис. 4. Зависимость производства энтропии в трубке радиатора от скорости потока охлаждающей

жидкости

? И

70

60

50

40

30

20

10

■5 терм »5 мы.

Е5

1 ч. гч , гч гч

г ГП г

т т

<4. ^г

Рис. 5. Зависимость производства энтропии в трубке радиатора от ее радиуса

Механическую составляющую производства энтропии жидкости можно найти из выражения [4]:

А _ ^ Струён. ' ^ст ' GV1

^мех. -CP . л 1

^ 1 Усист.охл.

где Тст - температура стенки трубки; Gvi - объемный расход горячего теплоносителя; APj трубн.. - потеря давления в трубках радиатора.

Определим потерю давления по воде в трубках радиатора [6]:

/ пх ■ I \ -&\ рх

труби. = ^MECTjCOD.J ("21)

Где / - длина трубок; пх - число ходов по трубному пространству; р\ - плотность охлаждающей жидкости; ^ = 1 - коэффициент местного сопротивления на входе и выходе

трубки; К1 = 352 - суммарное количество входов и выходов трубок, принимаем = 0 [6]; 2^месг,соп, ~~ суммарный коэффициент местного сопротивления,

^МЕСГХОП. =

Результаты исследований. Результаты расчета изменения энтропии в радиаторе двигателя Д-245 на номинальном режиме работы двигателя приведены на рис. 4, 5, из которых видно, что повышение скорости потока охлаждающей жидкости в трубках радиатора не дает нужного результата по снижению производства энтропии, так как с увеличением скорости потока растет и производство энтропии (рис. 4). Однако анализ результатов при различных радиусах трубок радиатора показал, что увеличение внутреннего радиуса трубок г с 1,5 мм до 3 мм обеспечивает уменьшение производства энтропии на 68,97% (рис. 5). Стоит отметить, что коэффициент теплопередачи через трубки радиатора при этом уменьшается на незначительную величину, точнее, менее чем на 0,4%.

Выводы. Таким образом, наиболее эффективным способом анализа и оптимизации теплообменных аппаратов является энтропийный метод по причине того, что учитывает не только общие и явные данные, а также неравновесность тепломассообменных процессов и механические потери в радиаторе.

На частном примере водяного радиатора показано, что использование принципа минимизации энтропии позволяет, исключая сложные и непроизводительные расчеты, оптимизировать основные геометрические размеры ТОА автотракторных радиаторов.

Литература

1. Михеев М.А., Михеева И.М. Основы теплопередачи. - изд. 2-ое. - М.: Энергия, 1977. - 344 с.

2. Николаенко А.В., Шкрабак В.С. Энергетические машины и установки. Двигатели внутреннего сгорания. - СПб.: СПбГАУ, 2005. - 438 с.

3. Зейнетдинов Р.А. Энергодинамика поршневых двигателей: монография. - СПб.: СПбГАУ, 2018. - 272 с.

4. Морозюк Л.И. Оптимизация теплообменных аппаратов холодильных машин методом минимизации производства энтропии // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. - Харьков: Технологический центр, 2015. - С. 42-47.

5. Якубович А.И. Системы охлаждения тракторных и автомобильных двигателей. - Минск: Новое знание; М.: ИНРА- М, 2014. - 473 с.

6. Павлов К.Ф., Романков П.Г., Носков А.А. Примеры и задачи по курсу процессов и аппаратов химической технологии. - М.: Альянс, 2006. - 575 с.

L ^^^^

1. Mikheev M.A., Mikheeva 08поуу 1ер1орегеёасЫ. - 2-ое. - М.: Eneгgiya, 1977. - 344 s.

2. Nikolaenko A.V., Shkrabak V.S. Eneгgeticheskie mashiny i ustanovki• Dvigate1i vnutгennego sgoгaniya• - 8РЬ.: SPbGAU, 2005. - 438 s.

3. Zeynetdinov R.A. Energodinamika poгshnevykh dvigate1ey: monografíya. - SPb.: SPbGAU, 2018. - 272 s.

4. Morozyuk L.I. 0ptimizatsiya tep1ooЬmennykh appaгatov kho1odi1'nykh mashin metodom minimizatsii pгoizvodstva entгopii // Vostochno-Evгopeyskiy zhurna1 peгedovykh tekhno1ogiy• -Khaг'kov: Tekhno1ogicheskiy tsentг, 2015. - 8. 42-47.

5. Yakubovich A.I. Sístemy okЫazhdeшya traktornykh í avtomoЫГnykh dvígateley. - М^к: Novoe znanie; М.: ШИЛ- М, 2014. - 473 s.

6. Pavlov K.F., Romankov P.G., Noskov A.A. Pгimeгy i zadachi po kuгsu pгotsessov i apparatov khimicheskoy tekhno1ogii• - М.: А1'УЯШ, 2006. - 575 s.

УДК: 637.112.5; 637.115 D0I 10.24411/2078-1318-2019-13158

Канд. техн. наук Н.В. МУХАНОВ (ФГБОУ ВО ИГСХА, nikem81@гamыeг•гu) Доктор техн. наук В.А. СМЕЛИК (ФГБОУ ВО СПбГАУ, [email protected]) Аспирант Д.В. БАРАБАНОВ (ФГБОУ ВО ИГСХА, ЬaraЬanov_dmitry@mai1•Гu) Канд. ветеринар. наук Л.В. ГУРКИНА (ФГБОУ ВО ИГСХА, [email protected])

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЖИМОВ РАБОТЫ МАНИПУЛЯТОРА РОБОТИЗИРОВАННОЙ УСТАНОВКИ ПРЕДДОИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫМЕНИ

Доильные робототехнические системы выполняют все необходимые операции при доении коров. Но обслуживание стада с большим поголовьем КРС при помощи роботов требует их большого количества, что связано не только со значительными затратами на их приобретение, а также с проблемой их размещения и обслуживания [1, 2, 3]

Поэтому в настоящее время обозначился тренд на роботизацию традиционных доильных систем, где роботы-манипуляторы в сочетании с доильной установкой, по сути, становятся единой роботизированной системой, способной обслужить большое количество животных [3, 4, 5].

Вопрос роботизации доильных залов изучается не только в странах Западной Европы. Следует отметить, что и в России учёные ФГБНУ ФНАЦ ВИМ занимаются исследованиями по данному направлению [4].

Сократить отставание в области роботизации доения позволит концепция, которая заключается в поэтапной роботизации отдельных операций, выполняемых при доении коров на доильной установке типа «Карусель». Выбор в пользу этой установки сделан ввиду того, что в станки, расположенные на вращающейся платформе, животные входят по одному с одинаковым временным интервалом, что очень удобно для последовательного обслуживания каждого животного [3, 5, 6].

На первом этапе предполагается разработать установку преддоильной подготовки вымени, осуществляющей подмыв и массаж вымени, основу которой составляет станок с входной и выходной дверцей и система позиционирования рабочего органа, которую образуют манипулятор и система машинного зрения [3, 5, 6].

Создание такой установки в первую очередь требует разработки манипулятора. Так, некоторые компании, выпускающие доильные роботы, пошли по пути разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.