Научная статья на тему 'Исследование динамики образа средств труда в профессиональной деятельности учителя'

Исследование динамики образа средств труда в профессиональной деятельности учителя Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
434
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ / СРЕДСТВА ТРУДА / ТРУД УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Некрасова Анна Анатольевна

В статье анализируются эмпирические данные по одному из эпизодов исследования динамики образа средств труда учителя: сравнение образов средств труда квалифицированных и начинающих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The empirical data on the dynamics of the image of teachers work means are analysed in the article. The author compares the images of work means of highly experienced teachers and those of beginners.

Текст научной работы на тему «Исследование динамики образа средств труда в профессиональной деятельности учителя»

А. А. Некрасова

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ОБРАЗА СРЕДСТВ ТРУДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Работа представлена кафедрой психологии труда и клинической психологии Тверского государственного университета.

Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Т. А. Жалагина

В статье анализируются эмпирические данные по одному из эпизодов исследования динамики образа средств труда учителя: сравнение образов средств труда квалифицированных и начинающих учителей.

Ключевые слова: образ, средства труда, труд учителя.

A. Nekrasova

RESEARCH ON THE DYNAMICS OF THE WORK MEANS IMAGE IN TEACHERS’ PROFESSIONAL OCCUPATION

The empirical data on the dynamics of the image of teachers’ work means are analysed in the article. The author compares the images of work means of highly experienced teachers and those of beginners. Key words: image, work means, teacher’s work.

Изучение деятельности учителя является оптимальным для разработки проблемы изменения образа средств труда в профессиональной деятельности. Образ средств труда должен быть представлен сознанию учителя на протяжении всего времени осуществления профессиональной деятельности в связи с большой вариативностью ее условий. Педагогические действия почти никогда не превращаются в автоматизированные навыки, и профессионалу необходимо непрерывно сознательно поддерживать четкий образ средств, которые он может применить в своем труде.

Изучение динамики образа средств труда на разных этапах развития профессиональной деятельности учителя, а также путей и основ для его формирования является актуальной исследовательской задачей.

В течение четырех лет (2003-2007 гг.) нами проводилось исследование с целью выявить изменения содержания образа средств труда квалифицированных учителей по сравнению с его содержанием у педагогов, находящихся на ранней стадии развития как профессионалов. Для этого были поставлены задачи произвести реконструкцию образов средств

труда высококвалифицированных учителей и молодых педагогов, а также провести сравнительный анализ их содержаний у обеих групп и выявить их различия. Для решения поставленных задач использовались методы психосемантики. На основе данных, полученных в исследовании, были сделаны выводы о путях и основах формирования образа средств труда у учителя.

В связи с вышеизложенными задачами исследование было проведено в два этапа по следующей схеме.

Испытуемыми были 118 учителей средней школы. Все испытуемые женского пола с высшим педагогическим образованием, родным языком которых является русский. Испытуемые распределялись на две группы по продолжительности педагогического стажа и присвоенной квалификационной категории, а также дополнительно учитывались другие параметры. Для повышения внутренней валидности исследования при распределении испытуемых на группы была использована стратегия подбора пар [2, с. 169-170]. Были выделены две группы учителей: 1) учителя, имеющие большой стаж работы и высшую квалификационную категорию; 2) учителя, имеющие вторую квалификационную категорию и небольшой стаж работы.

Предварительный этап. Для подготовки исследования по реконструкции образа средств труда учителя был сформирован список основных приемов, методов, используемых учителями в своей профессиональной деятельности. Для формирования списка был проведен психологический анализ педагогического труда, выделены специфические средства труда. Сбор информации осуществлялся методами беседы, изучения документации, педагогической и методической литературы. С целью оптимизации обработки информации список был ограничен 80 пунктами.

Экспериментальным материалом служили отдельно взятые названия различных методических приемов, элементов технологий, используемых в труде учителя. Названия были напечатаны каждое на отдельной карточке, которые и предъявлялись испытуемым. Количество карточек равно 80.

Основной этап. На этом этапе каждый учитель выступал в роли эксперта. Использовался метод классификации [3, с. 49-50]. Учителю предъявлялись карточки с названиями средств труда, и была дана инструкция распределить все карточки на группы по произвольному критерию и дать название каждой из групп. На основе индивидуальных протоколов для каждой из выделенных групп испытуемых были получены групповые результаты в виде матриц близости размером 80 х 80. Матрицы подвергались процедуре кластерного анализа [1, с. 185-189]. В итоге построено два дерева классификации. Впоследствии проведен анализ содержания и структуры деревьев для каждой группы учителей отдельно. Также произведен сравнительный анализ результатов, полученных для 1-й и 2-й групп, включавший расчет коэффициента корреляции Пирсона между итоговыми массивами данных.

Место проведения исследования: муниципальные общеобразовательные школы № 36, 30, 52 г. Твери, муниципальная общеобразовательная школа № 7 г. Костромы, муниципальная общеобразовательная школа № 3 г. Туапсе, Городинская православная гимназия Конаковского района Тверской области, негосударственное образовательное учреждение «Русская школа» г. Твери.

Исследование образа средств труда начинающих учителей. Исследуемая группа учителей насчитывала 62 человека. В итоге получено классификационное дерево, содержащее 7 кластеров.

Описание и анализ классификационного дерева. При описании выделенных кластеров будем двигаться по дереву кластеризации от анализа классов, выделенных на низких уровнях сходства, до рассмотрения объединения объектов на высоких уровнях сходства.

На низком уровне сходства элементы объединены в кластере 3 (13 элементов). Смысловым, содержательным инвариантом объединенных в этом кластере элементов выступает факт повторяемости, периодичности процесса, стереотипный характер воздействия. Необходимо отметить, что применение повторяющихся действий является способом, бес-

сознательно применяемым для стабилизации регуляторной системы [4, с. 14-20].

Факт выделения такого рода средств труда в отдельную категорию свидетельствует о том, что в начальной стадии формирования профессионала, в стадии адаптации происходит рассогласование регуляторных психических механизмов с участием аффективной сферы. В данной ситуации средства труда этого класса не только играют роль преобразователя предмета труда в продукт, но и выполняют функцию общей стабилизации системы психических регуляторов процесса труда. Отметим, что выделение в структуре образа средств труда этой категории не осознается учителями.

Элементы кластера 1 (11 элементов) также объединены на низком уровне сходства. Совокупность элементов этого кластера можно обозначить как класс средств труда, носящий игровой, условный характер.

На более высоком уровне сходства находятся элементы в кластере 2 (15 элементов). Можно сказать, что многие элементы были отнесены испытуемыми к этому классу только по такому поверхностному критерию, как наличие в названиях слов «действие» или «операция». В протоколах 56,45% учителей этой группы в названиях классов, данных при осуществлении процедуры сортировки, содержится данная категория, что демонстрирует среднюю степень осознанности при применении испытуемыми данного критерия классификации.

Следующий кластер 5 содержит 7 элементов. Рассматриваемый кластер отражает совокупность воздействий, предполагающих активность самого учителя, в которых учитель проявляет свою «субъектность». Сочетание профессиональных приемов, попавших в этот класс, имеет явные признаки экспансивного поведения и является еще одним доказательством процесса «допостроения» базовой системы регуляции, происходящем на данном этапе формирования учителя как профессионала. В 14,5% протоколов сходные группы элементов обозначены как «регламентация деятельности», «активность учителя» и т. д., что указывает на частичное наличие в кате-

гориальной структуре сознания начинающих учителей данного критерия.

Кластер 6 объединяет элементы на высоком уровне сходства. В нем 8 элементов. Средства труда этого класса имеют характер диалогичности и относятся к речевым средствам. Данные приемы не являются специфичными для труда учителя, а, скорее, подразумевают средства общения. Степень осознанности критериев выделения этого класса высокая -82,3% протоколов содержат упоминание речевых способов воздействия в труде учителя, а также указание на коммуникативные функции данной совокупности элементов.

Кластер 4 выделен на высоком уровне сходства. Здесь 9 элементов. Он объединяет элементы, относящиеся к применению средств поощрения и наказания. Выделение этих групп является полностью осознанным.

Высокой степенью осознанности характеризуются и признаки выделенного на высоком уровне сходства кластере 7 (17 элементов). Содержание его интерпретируется как типичные классические действия, применяемые всеми учителями в своем труде в рамках урока. Названия же близких по составу классов в протоколах педагогов были весьма разнообразны: «деятельность на уроке», «планирование и организация урока», «схема, этапы урока» и т. д.

Исследование образа средств труда квалифицированных учителей. В данную группу вошли 56 человек. Итогом исследования послужило классификационное дерево, содержащее 9 кластеров.

Описание и анализ классификационного дерева. На низком уровне сходства объединены элементы в кластере 1 (13 элементов). В данном кластере выделяются два подклас-тера. Первый подкластер содержит приемы, выступающие для опытных педагогов как условные, ритуальные, преследующие цель структурировать процесс урока, а второй подкластер является совокупностью методов игрового типа. Интерес представляет состав элементов первого подкласса, в который в качестве ритуальных действий вошли: «направленные и спланированные вопросы», «деление класса на подгруппы», «вызов к доске»,

«определение внешней и психологической готовности учащихся к уроку» и т. д. Попадание таких приемов в разряд ритуалов указывает на то, что опытный учитель использует их уже не в качестве прямых воздействий, а как способы временной и организационной структуризации процесса урока для сохранения общего привычного «рисунка» урока, необходимого прежде всего для учащегося. Степень осознанности критериев выделения первого подкластера немного ниже, чем второго (соответственно 60,7 и 78,6%).

Элементы кластера 2 (11 элементов) имеют низкий уровень сходства. Этот класс объединяет приемы, отражающие методы работы с учебными действиями и деятельностью учащихся. Схожие категории в названиях классов использовали 89,3% экспертов данной группы, что свидетельствует о высокой степени осознанности критериев выделения этого класса элементов.

Кластер 6 (11 элементов) содержит группу средств труда, имеющих невысокий уровень сходства. Эта совокупность методов является специфичной для учителей, работающих по развивающему типу образовательных программ. Этот класс получил название «Приемы развивающего обучения». Прямую формулировку схожих совокупностей элементов содержали 23,2% протоколов. В основном учителями использовались такие названия, как «способы достижения хорошей результативности» или «приемы современного урока», «активизация мыслительной деятельности учащихся» и т. д. Нечеткое выделение в категориальной структуре учителей данной группы этого критерия связано с тем, что широкое применение в практике современной школы учебных программ развивающего типа, привело к распространению наиболее эффективных развивающих методов и на другие типы обучения, теперь условно считающиеся «традиционными».

Элементы кластера 5 (8 элементов) имеют среднюю степень схожести. Выделенная совокупность действий применяется педагогами при наличии у учащегося каких-либо затруднений, для анализа помех в работе ученика и оказания учителем ему прямой помощи

стимулирующего характера. 73,2% протоколов содержали подобные формулировки в названии классов.

В кластер 4 (7 элементов) попали элементы с высоким уровнем сходства. Этот класс объединяет речевые средства труда учителя. В 87,5% протоколов фигурируют аналогичные категории в названиях классов, использованных учителями при процедуре сортировки -степень осознанности высокая.

Кластер 9 выделен на среднем уровне сходства, небольшой по размеру - 4 элемента. Он объединяет внешние средства труда учителя, характеризующиеся наглядностью. В связи с его небольшими размерами педагоги в своих протоколах не часто выделяли этот класс как отдельный. Около 16% анкет содержат признак наглядности как критерий выделения отдельной группы методических приемов.

На высоком уровне сходства объединены элементы в 3, 7 и 8-м кластерах. В кластере 8 средства труда связаны с положительным эмоциональным подкреплением со стороны учителя, в кластере 3 - с отрицательным. Кластер 3 включает методы воздействия, применяемые педагогами с целью установления жестких дисциплинарных рамок в учебном процессе. Степень осознанности критериев выделения этих групп объектов очень высока - 96,4%.

Кластер 7 (11 элементов) объединяет на высоком уровне сходства классические средства труда учителя, относящиеся к средствам организации и структурирования урока. Степень осознанности - 100 %.

Сравнительный анализ. При проведении сравнительного анализа результатов выявилось, что в группе квалифицированных учителей образ средств труда более дифференцирован, чем в группе начинающих. Это свидетельствует о большей степени свободы у опытных учителей при выборе адекватных конкретной ситуации средств труда.

Анализ названий кластеров показывает, что сходные формулировки в обеих группах имеют названия пяти кластеров. Но при большом числе совпадений в названиях кластеров коэффициент корреляции Пирсона между усредненными матрицами данных обеих групп

составляет 0,296. Это означает, что при совпадении в формулировках содержание образа средств труда имеет явные отличия. Рассмотрим все сходства и различия поэлементно.

Совпавшие по названию кластеры 7 (классические средства, применяемые на уроке) в целом сходны и по содержанию. Но кластер 7 у группы начинающих учителей включает больше элементов, чем этот кластер другой группы. Элементы, не включенные в данный кластер опытными педагогами, оказались у них в кластере 1, выделенном по критерию условного, ритуального характера действий. Это означает, что некоторые из профессиональных средств труда для квалифицированных учителей утратили роль прямых способов преобразования предмета труда в продукт, но функционируют теперь в качестве приемов структурирования времени процесса обучения. Этот важный факт указывает на то, что при проведении процедуры сортировки у опытных учителей образ-цель играет ведущую роль, за ним стоят конкретные педагогические ситуации и высокий уровень рефлексии тех результатов, которые должны быть получены при применении того или иного средства труда. При этом у начинающих педагогов не полностью сформирован образ-цель, и он не является определяющим фактором при категоризации образа средств деятельности.

В кластерах с номерами 1 сходство их по составу ограничивается наличием в обоих элементов-маркеров, определивших формулировку названий данных классов при интерпретации. В остальном состав элементов этого кластера в разных группах сильно различается. Присваивание молодыми учителями атрибута ритуальности некоторым действиям явно порождено непониманием их сути и механизмов, т. е. наличием неадекватного образа-цели этих средств труда или вовсе его отсутствием, определяющим выделение этой части структуры образа учителями данной группы на основе случайных признаков.

Рассмотрим кластеры с номерами 2. Группа участников исследования с низкой квалификацией отбирала элементы в этот класс по несущественному признаку наличия в формулировке слова «действие», тогда как в другой

группе при сортировке этот класс объектов идентифицировался как «методы работы с учебным действием и деятельностью учащихся», что и определило различный состав элементов этих кластеров в группах.

Кластер 4 в группе опытных учителей включает строго речевые средства деятельности, а подобный кластер 6 дерева другой группы, помимо речевых, имеет в составе и специфические коммуникативные средства труда. Следовательно, в представлении начинающих педагогов эти признаки смешаны, не дифференцированы, что может привести к ограничению сферы применения речевых средств коммуникации.

В кластер 4 дерева группы начинающих учителей объединены элементы по достаточно очевидному критерию отбора средств поощрения и наказания учащихся. В соответствующих ему кластерах 3 и 8 другой группы педагогов помимо различения совокупностей способов положительного и отрицательного подкрепления учащихся содержатся элементы, отражающие сам процесс и ситуацию оценивания, которая молодыми учителями не выделяется как самостоятельное событие.

Содержание специфичных для группы учителей с низкой квалификацией кластеров 3 и 5 демонстрирует, что некоторые группы средств труда на этом этапе не только играют роль преобразователя предмета труда в продукт, но и функционируют как способ общей стабилизации системы психических регуляторов процесса труда. Наличие таких элементов в структуре образа средств труда свидетельствует о прохождении участниками данной группы адаптационной стадии в процессе своего профессионального развития.

Специфичными для группы квалифицированных учителей являются кластеры 5, 6, 9. В кластере 5 собраны средства, применяемые учителями в ситуациях требующих анализа помех и устранения трудностей в обучении у учащихся. В кластере 6 объединены элементы, отражающие приемы развивающего обучения. В кластере 9 отдельно выделены внешние средства труда по принципу их наглядного характера. Отметим, что такие традиционные для педагогического сознания критерии не

были применены ни в одном случае сортировки в группе педагогов с небольшим опытом.

Итак, мы можем рассматривать начинающего учителя как субъекта, основной направленностью деятельности которого является профессиональное саморазвитие при условии стабилизации процесса труда как системы. Роль образа средств труда на этом этапе - регулирующая. По этой причине некоторые компоненты образа средств труда не осознаются.

В структуре образа средств труда квалифицированных учителей практически нет категорий средств труда, основанных на неосознаваемых признаках. Средства труда не выступают у него как регуляторы психической системы. Применение средств труда становится технологичным, практически без привнесения личностных компонентов. Профессионал становится субъектом труда в полном смысле слова, а не субъектом самореализации, а средства труда становятся именно средствами труда, а не средствами саморегуляции.

На основе данных, полученных в исследовании и проведенного анализа, были сделаны следующие выводы:

1. Содержания образов средств труда квалифицированных и начинающих учителей различны.

2. Структура образа средств труда начинающих учителей указывает на то, что некоторые группы средств труда на этом этапе функционируют как способ общей стабилизации системы психических регуляторов процесса труда.

3. Не все критерии категоризации совокупности средств труда рефлексируются, осознаются начинающими учителями.

4. Часть образа средств труда начинающих учителей строится с опорой на категориальную структуру, сформированную на основе неосознаваемых признаков.

5. Образ средств труда квалифицированных учителей более дифференцирован в отличие от такового у начинающих учителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 336 с.

2. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учеб. пособие / Пер. с англ. Ч. А. Измайлова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 463 с.

3. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988. 208 с.

4. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1990. 197 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.