Научная статья на тему 'Исследование динамики и структуры спроса на услуги высшего профессионального образования в Краснодарском крае'

Исследование динамики и структуры спроса на услуги высшего профессионального образования в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕМОГРАФИЯ / РЕЙТИНГИ / СТРУКТУРА СПРОСА / MARKET RESEARCH / EDUCATION / DEMOGRAPHICS / RATINGS / STRUCTURE OF DEMAND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брусило Ирина Викторовна, Баранова Элеонора Андреевна, Демитрева Светлана Валерьевна

Приведен анализ изменений демографической ситуации и численности выпускников Краснодарского края и г. Краснодара, являющихся целевым сегментом Кубанского государственного университета. Представлены результаты маркетингового исследования мнений выпускников краснодарских школ и их родителей. Собранная информация позволила выявить приоритеты в выборе учебного заведения для получения высшего профессионального образования и рассчитать рейтинги вузов. Исследование дало возможность определить структуру спроса на различные формы обучения и факультеты Кубанского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брусило Ирина Викторовна, Баранова Элеонора Андреевна, Демитрева Светлана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF DYNAMICS AND STRUCTURE OF DEMAND FOR HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN THE KRASNODAR KRAI

The article carries out an analysis of changes in the demographic situation and the number of graduates in the Krasnodar Krai and the city of Krasnodar, which form the target segment of the Kuban State University. The results of market research of the opinions of Krasnodar school graduates and their parents are presented. Collected information helped to reveal priorities in choosing an institution for receiving higher professional education and to calculate ratings of the universities. The study provides the possibility to determine the structure of demand for various forms of education and faculties of the Kuban State University.

Текст научной работы на тему «Исследование динамики и структуры спроса на услуги высшего профессионального образования в Краснодарском крае»

тех или иных товаров в рамках отдельных стран с целью последующего международного обмена этими продуктами. Оно являлось той новой ступенью в углублении общественного разделения труда, начавшейся в конце XIX в., и отражало новый этап в развитии производительных сил, достигнутый в ходе машинной индустрии. Вместе с тем развитие международного разделения труда ведёт к дальнейшему прогрессу производительных сил, росту производительности труда [14].

Анализ взглядов мыслителей и экономистов показал, что теория общественного разделения труда начала формироваться ещё в глубокой древности, когда античные философы впервые обратили внимание на феномен разделения труда в обществе. Однако более чёткие представления о природе и сущности

данной проблемы появились только у классиков политической экономии А. Смита и Д. Рикардо, а позже у К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина. Большой вклад в исследование процесса разделения труда внесли советские учёные-экономисты.

Таким образом, обобщив представления ряда авторов о системе общественного разделения труда, можно выделить следующие формы: общее (разделение на крупные роды); частное (обособление деятельности в рамках отрасли или вида производства); территориальное (внутрирегиональное, межрегиональное и международное); единичное (в рамках предприятия). К предельным проявлениям каждой из рассмотренных форм общественного разделения труда относятся специализация, кооперация (комбинирование) и концентрация.

Библиографический список

1. Баранский Н.Н. Избранные труды: Становление советской экономической географии / редкол. В. А. Анучин и др. М.: Мысль, 1980.

2. Бушуев Р.В., Пряхин А.А. Общественное разделение труда при социализме: учеб. пособие. Свердловск, 1971.

3. Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество / пер. с англ. М.: Прогресс, 1969.

4. Гутман Г.В., Звягинцева О.П., Мироедов А.А. Регион в формировании социального государства. М.: Финансы и статистика, 2005.

5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996.

6. Корсаков А.Я. Экономические проблемы территориального разделения труда в условиях научно-технической революции. Свердловск, 1975.

7. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Процесс образования внутреннего рынка для крупной промышленности. М.: Политиздат, 1986.

8. Лист Ф. Национальная система политической экономии. М.: Европа, 2005.

9. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. В 3 т. / пер. с нем. М.: Политиздат, 1978.

10. Производство как общественный прогресс (актуальные проблемы теории и практики) / отв. ред. В.И. Толстых. М.: Мысль, 1986.

11. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / примеч. И. Бентама и др.; пер. с англ. П. Бибикова. М., 1996.

12. Фейгин Я.Г. Ленин и социалистическое размещение производительных сил. М.: Наука, 1969.

13. Фейгин Я.Г. Размещение производства при капитализме и социализме. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Госполитиздат, 1958.

14. Цаголов Н.А. Вопросы методологии и системы политической экономии: Избр. произведения. М.: Изд-во МГУ, 1982.

15. Чангли И. И. Философские аспекты труда. М.: Знание, 1981.

16. Эйххорн В., Бауэр А., Кох Г. Диалектика производительных сил и производственных отношений / пер. с нем. М.: Прогресс, 1977.

УДК 332.05:378

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ СПРОСА НА УСЛУГИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

И.В. Брусило1, Э.А. Баранова2, С.В. Демитрева3

Кубанский государственный университет, 350049, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

Приведен анализ изменений демографической ситуации и численности выпускников Краснодарского края и г. Краснодара, являющихся целевым сегментом Кубанского государственного университета. Представлены результаты маркетингового исследования мнений выпускников краснодарских школ и их родителей. Собранная информация позволила выявить приоритеты в выборе учебного заведения для получения высшего профессионального образования и рассчитать рейтинги вузов. Исследование дало возможность определить структуру спроса на различные формы обучения и факультеты Кубанского государственного университета. Ил. 5. Табл. 1. Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: маркетинговое исследование; образование; демография; рейтинги; структура спроса.

1 Брусило Ирина Викторовна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры маркетинга и торгового дела, e-mail: Irinabaeva@yandex.ru

Brusilo Irina, Candidate of Economics, Senior Lecturer of the Department of Marketing and Trading Business, e-mail: Irinabaeva@yandex.ru

2Баранова Элеонора Андреевна, студентка, e-mail: Lelbka05@mail.ru Baranova Eleanora, Student, e-mail: Lelbka05@mail.ru

3Демитрева Светлана Валерьевна, студентка, e-mail: Lana-scorpion@inbox.ru Demitreva Svetlana, Student, e-mail: Lana-scorpion@inbox.ru

INVESTIGATION OF DYNAMICS AND STRUCTURE OF DEMAND FOR HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN

THE KRASNODAR KRAI

I.V. Brusilo, E.A. Baranova, S.V. Demitreva

Kuban State University,

149 Stavropolskaya St., Krasnodar, 350049.

The article carries out an analysis of changes in the demographic situation and the number of graduates in the Krasnodar Krai and the city of Krasnodar, which form the target segment of the Kuban State University. The results of market research of the opinions of Krasnodar school graduates and their parents are presented. Collected information helped to reveal priorities in choosing an institution for receiving higher professional education and to calculate ratings of the universities. The study provides the possibility to determine the structure of demand for various forms of education and faculties of the Kuban State University. 5 figures. 1 table. 3 sources.

Key words: market research; education; demographics; ratings; structure of demand.

Трансформация российских социально-экономических отношений и процессы глобализации внесли серьёзные изменения во все области общественной жизни, в том числе и в систему высшего образования, которая, с учётом международных стандартов, становится двухуровневой и осуществляет переход на бакалавриат и магистратуру. Последнее десятилетие в России и, в частности, в Краснодарском крае характеризовалось ростом числа учебных заведений, предлагающих услуги высшего профессионального образования. Наряду с этой тенденцией продолжает уменьшаться численность целевого рынка, что связано с демографическим кризисом в период перехода от командно-административной экономики к рыночной. Самым значимым и рентабельным сегментом рынка для многих образовательных учреждений, оказывающих услуги по получению высшего и среднего профессионального образования, являются выпускники одиннадцатых классов. Спрос имеет ярко выраженную региональную локализацию, то есть подавляющая часть абитуриентов - жители г. Краснодара и Краснодарского края, и большинство выпускников востребованы региональным рынком труда [1].

В Краснодарском крае количество абитуриентов в возрасте 17-18 лет, начиная с 2001 года, стабильно уменьшается, и данная негативная тенденция продлится вплоть до 2020 года. В Краснодаре наряду с самостоятельными вузами действует множество филиалов государственных и коммерческих образовательных учреждений. Обозначенные изменения приводят к усилению конкуренции в отрасли высшего и среднего профессионального образования, что определяет актуальность мониторинга рынка образовательных услуг и, в частности, исследование мнений, предпочтений и информационных запросов одиннадцатиклассников в целях выявления факторов, влияющих на принятие решений при выборе учебного заведения.

Кроме того, достаточно важным элементом являются маркетинговые коммуникации, способствующие продвижению образовательных услуг и формирующие имидж учебного заведения. Большое разнообразие способов разработки рекламных сообщений и каналов доставки информации об образовательных учреждениях до выпускников школ и других представителей контактной аудитории подтверждает актуальность темы исследования, так как создаёт условия для по-

вышения эффективности системы продвижения вуза в рассматриваемых географических границах. Выбор медиасредств, характеризующихся наибольшим воздействием и охватом целевого сегмента, позволяет увеличить эффективность рекламных кампаний и повысить рейтинг учебного заведения.

Данное маркетинговое исследование структуры спроса высшего профессионального образования проводилось для ФГБОУ ВПО Кубанского государственного университета (КубГУ). Разработка проекта исследования, полевые работы, обработка и анализ собранной информации проходили с февраля по май 2011 года.

Объектом исследования являются учащиеся одиннадцатых классов г. Краснодара и их родители.

Предмет исследования - предпочтения целевого сегмента КубГУ, определяющие структуру выбора образовательных учреждений, способов коммуникаций, форм и направлений обучения.

Цель исследования заключается в выявлении конкурентоспособности и рейтингов образовательных учреждений, форм обучения и факультетов, степени влияния представителей контактной аудитории на выбор направления обучения и учебного заведения и в определении популярных информационных носителей, используемых целевым сегментом.

Данные собраны на основе опроса выпускников шестнадцати краснодарских школ и школ-лицеев, а также анкетирования их родителей. Методика опроса - групповое заполнение анкет краснодарскими одиннадцатиклассниками с учётом комментариев и необходимых пояснений интервьюеров. Генеральная совокупность, представленная всеми выпускниками краснодарских школ, составляет 6955 человек. Выборка -317 учащихся одиннадцатых классов г. Краснодара и 118 родителей выпускников краснодарских школ. Ошибка выборочной средней составила ±4,6% [2].

Формирование выборки школ с целью провидения опроса одиннадцатиклассников осуществлялось по принципу соответствия структуре генеральной совокупности. Предварительно было рассчитано, что удельный вес гимназий и лицеев составляет 20-25% от общего числа учебных заведений, дающих среднее (полное общее) образование в г. Краснодаре. Далее все элементы генеральной совокупности были разделены на две части: СОШ и школы-гимназии/лицеи. После этого в соответствии с удельным весом каждой

из представленных групп на основе программного продукта Delphi случайным образом были выбраны учебные заведения, одиннадцатиклассники которых приняли участие в исследовании.

Изложение результатов исследования целесообразно начать с подробной оценки объёма и динамики целевого сегмента КубГУ в рамках Краснодарского края и г. Краснодара.

Подавляющее большинство студентов КубГУ являются жителями Краснодарского края. Таким образом, географическим ограничением целевого сегмента будут учащиеся городов, населённых пунктов, станиц, хуторов и аулов края. Расчёты позволяют составить предварительный прогноз изменения численности целевого сегмента. Из рис. 1 следует, что если в качестве базовой точки отсчёта принять 2011 год, то количество одиннадцатиклассников, проживающих в г. Краснодаре, сократится за рассматриваемый период на 18%, соответственно с 6955 человек до 5704.

Необходимо отметить, что приведённый прогноз является оптимистичным, так как отражает численность жителей Краснодара в возрасте 17-13 лет, которые будут поступать в вузы соответственно в 20112015 годах. Однако он не учитывает возможную смертность жителей города этих возрастов. Положительные миграционные процессы в первую очередь связаны с прибытием в Краснодар людей более зрелого возраста. К 2015 году приблизительная численность выпускников краевых школ, планирующих получить высшее или среднее профессиональное образование, сократится на 27% - с 29932 в 2011 году до 23168 в 2015 году (см. рис. 1) [3].

В большей степени последствия демографического кризиса ощутят вузы, которые являются менее рейтинговыми и престижными, так как уменьшение конкурса при поступлении в университеты-лидеры приведёт к зачислению тех абитуриентов, которые в благо-

приятных демографических условиях не набирали проходного балла. Отрицательная динамика численности выпускников краевых школ сохранится вплоть до 2020 года. Это потребует от вузов значительных маркетинговых усилий в целях привлечения уменьшающегося целевого сегмента.

Анализ структуры спроса на образовательные услуги учебных заведений, позволяющих получить высшее и среднее профессиональное образование, начнём с рассмотрения планов одиннадцатиклассников, касающихся их деятельности после окончания школы. Полученные данные показывают, что 94,5% опрошенных выпускников высказывают желание поступать в вузы в год окончания школы. Некоторая часть одиннадцатиклассников мужского пола собираются служить в армии непосредственно после окончания школы (1,5%). Незначительное количество выпускников (1,9%) на данном этапе планируют получение среднего профессионального образования, а затем - высшего. Такой же процент респондентов приходится на неопределившихся в своём будущем. Возможно, это связано с неопределённостью результатов ЕГЭ и количества бюджетных мест в вузах. Устроиться на работу, имея среднее образование, планируют 1,3% респондентов.

Одним из важных аспектов изучения структуры рынка услуг высшего профессионального образования является определение предпочтений учащихся одиннадцатых классов краснодарских школ в отношении выбора вузов, факультетов и форм обучения для получения дальнейшего образования.

Представленная на рис. 2 диаграмма демонстрирует процентное распределение предпочтений респондентов в отношении выбора вуза после того, как они получат аттестат о среднем образовании. Собранные данные позволяют сделать вывод о том, что наибольшую привлекательность для выпускников

Рис. 2. Выбор вузов одиннадцатиклассниками г. Краснодара для дальнейшего обучения,

краснодарских школ имеют три постоянно конкурирующих между собой вуза: КубГУ (ФГБОУ ВПО Кубанский государственный университет), КубГАУ (ФГБОУ ВПО Кубанский государственный аграрный университет) и КубГТУ (ФГБОУ ВПО Кубанский государственный технологический университет).

Анализ собранных данных показал, что 42% респондентов признают КубГУ наиболее подходящим для получения высшего образования. Второе и третье место в рейтинге вузов отдано КубГАУ и КубГТУ. 20,2% респондентов поставили на первое место КубГТУ, при этом КубГАУ как наиболее приоритетный вуз для дальнейшего обучения выбрало несколько меньшее количество респондентов - 19,6%.

Диаграмма также показывает, что наименее вос-

требованными из приведённого перечня образовательных учреждений являются КФ РГТЭУ (Филиал Российского государственного торгово-экономического университета), ИМСИТ (Институт маркетинга и социально-информационных технологий), КубГМУ (ГБОУ ВПО Кубанский государственный медицинский университет) и КубГУФКСТ (ФГБОУ ВПО Кубанский государственный университет физкультуры спорта и туризма). Однако полученный результат в большей степени связан со спецификой образовательной деятельности учебного заведения и узкой направленностью обучения в данных вузах. При этом 13,2% опрошенных одиннадцатиклассников называли вузы, которые не вошли в предложенный список в силу того, что они пользуются наименьшей популярностью.

Приоритетность выбора форм обучения выпускниками краснодарских школ, %

Форма обучения Место Форма не выбрана Средневзвешенный коэффициент Итоговый рейтинг

1-е 2-е 3-е 4-е 5-е 6-е

Очная, бюджет 66,2 7,9 1,3 1,9 0 0 22,7 2,8 1

Очная, договор 24,3 42,3 4,4 1,3 0 0,3 27,4 3,5 2

Заочная, бюджет 7,6 11,7 6,9 1,6 0,3 0,6 71,3 6,3 3

Заочная, договор 6,9 9,1 2,5 6,3 0,6 1,2 73,2 6,5 4

Очно- заочная, бюджет 1,9 5 0,6 0,6 4,7 0,9 86,1 7,3 5

Очно- заочная, договор 0,6 4,4 0,6 0 0 5,6 88,6 7,5 6

Результаты опроса, отражающие процентное распределение мнений выпускников краснодарских школ относительно рейтингов форм обучения, представлены в таблице.

Из представленных данных видно, что наиболее приоритетными формами обучения являются очная на бюджетной основе (78%) и очная на договорной основе (73%). Это свидетельствует о желании получить более глубокие знания в процессе обучения по очной форме, а также о готовности оплачивать обучение. 24,3% одиннадцатиклассников изначально планируют подавать документы на обучение по форме «очная, договор». Таким образом, очное обучение на коммерческой основе является более предпочтительным, чем заочное обучение на бюджетной основе. Из ответов следует, что 66,2% респондентов в первую очередь рассматривают очную форму обучения на бюджетной основе, тогда как приоритетность заочной формы обучения отметили лишь 7,6% (бюджет) и 6,9% (договор).

Возможный диапазон значений общего коэффициента составляет от 1 - лучший результат (все респонденты поставили форму обучения на первое место) до 7 - худший результат (никто из респондентов не выбрал форму обучения для дальнейшего получения образования). Следовательно, чем ближе значение средневзвешенного коэффициента к 1, тем более приоритетной является форма обучения. Данный показатель позволяет оценить разрыв между значениями итоговых рейтингов. Так, второе место (очная, договор) превосходит третье в 1,8 раза (заочная, бюджет). Отметим, что практически отсутствует разрыв между третьим местом (заочная, бюджет) и четвертым (заочная, договор).

Исследование показало крайне низкую заинтересованность в очно-заочной форме обучения на бюджетной и договорной основах. Эти формы как наиболее приоритетные рассматривают соответственно 1,9% и 0,6% респондентов. Однако полученный результат в большей степени связан с отсутствием у абитуриентов информации об особенностях организации образовательного процесса, а также условиях поступления и обучения по данным формам. При условии заинтересованности вуза в развитии спроса на данную образовательную услугу эту проблему можно решить путём информирования целевой аудитории посредством наиболее востребованных способов коммуникаций и медиаканалов, которые назвал наибольший процент респондентов. Собранная информация позволила установить, что 8,5% абитуриентов в случае непоступления на выбранную форму обучения планируют подавать документы в следующем учебном году, не рассматривая другие варианты получения образования.

Проведённое исследование также определило структуру предпочтений выпуск-ников в выборе факультетов. Сформулированная гипотеза состояла в том, что наиболее выбираемыми будут экономический и юридический факультеты. Данная гипотеза была принята не полностью, так как ответы респондентов обеспечили первое и второе место экономическому факультету (35%) и факультету управления и

психологии (18,3%) соответственно. Юридический факультет был выбран 17% респондентов. Возможно, это связано с активной в последнее время рекламой технических специальностей среди выпускников. Однако развитие рыночной экономики и рост числа коммерческих предприятий определяют постоянное повышение спроса на специалистов с экономическим образованием. Более того, именно профессионалы в области экономики чаще других проявляют предпринимательскую активность и организуют свой бизнес. Развитие малого бизнеса также является важным направлением политики президента и правительства РФ.

Значительно меньший процент респондетов рассматривает возможность поступления на другие факультеты вуза - 9,8% и ниже. Полученные результаты необходимо сопоставить со структурой спроса и потребностью в конкретных специалистах на рынке труда г. Краснодара и края. В случае выявления необходимости в бакалаврах, которуе могут получить образование на маловостребованных факультетах, потребуется продуманная рекламная кампания и агитация посредством СМИ, что позволит повысить популярность данных факультетов. Необходимо разработать концепции продвижения каждого из факультетов КубГУ. Многие абитуриенты не обладают информацией о перспективах трудоустройства после получения диплома об окончании того или иного направления обучения, не имеют представления о процессе обучения, мероприятиях, перечне предметов. Доведение полной и актуальной информации о факультетах до широких масс обеспечивает увеличение числа потенциальных абитуриентов.

Одной из задач маркетингового исследования было выяснение конкурентоспособности трёх основных вузов краснодарского края: КубГУ, КубГТУ, КубГАУ. Выпускникам было предложено оценить вузы по семи характеристикам. При этом абитуриенты по шести из них отдали КубГУ первое место («отношение работодателей к диплому вуза»; «получаемый уровень знаний», «практическая подготовка», «организация студенческого досуга в вузе», «участие вуза в общественной и культурной жизни города и страны», «участие вуза в трудоустройстве выпускников»). Лишь по одной характеристике («вероятность поступления на бюджет») КубГУ уступил свои позиции КубГАУ и КубГТУ. Однако КубГУ также желательно изменить общественное мнение в отношении «уровня практической подготовки студентов» и «участия вуза в трудоустройстве выпускников», так как, несмотря на лидирующую позицию по сравнению с конкурентами и весомый вклад вуза в обеспечениие и развитие данных направлений, средний балл по этим двум параметрам недостаточно высок - 3,6 (из 5 возможных). Итоговый результат по всем сравнительным характеристикам: КубГУ - 25,7 балла, КубГТУ - 23,9 балла, КубГАУ -23,7 балла. То есть разница в конкурентоспособности КубГУ и основных конкурентов по оцениваемым параметрам составила порядка 8%.

Большое значение в разработке рекламных мероприятий и выборе медианосителей имеет понимание степени влияния родителей на процесс принятия решения в выборе направления обучения и образовательного учреждения. Именно поэтому вторая часть маркетингового исследования была посвящена исследованию мнений родителей опрошенных одиннадцатиклассников.

В исследовании приняло участие 118 респондентов, из них 83 женщин и 35 мужчин. Из двух родителей в семье одиннадцатиклассника для опроса выбирался тот, кто в большей степени владеет информацией о рынке услуг высшего и среднего профессионального образования и принимает участие в выборе учебного заведения и направления обучения ребёнка.

относительно выбора направления обучения и вуза для их детей соответствует результату 3,3 и 2,9. Мода ответов родителей на эти два вопроса равна 3, по 40% респондентов назвали именно этот вариант. Объединив ответы родителей и детей, можно сделать вывод, что выбор направления обучения осуществляется «скорее детьми, чем родителями», а вуз определяется «в равной степени детьми и родителями». Полученные результаты целесообразно использовать для выбора медианосителей и планирования рекламного бюджета.

Также необходимо учитывать влияние родителей на выбор направления обучения их детей. Информация, полученная от респондентов, показывает, что наиболее важными факторами являются «предпочте-

Данная диаграмма позволяет выявить степень влияния мнения одиннадцатиклассников и их родителей на выбор направления обучения и вуза для дальнейшего образования детей. Варианты ответов о степени влияния закодированы следующим образом: 1 -«решение принимают родители», 2 - «скорее родители, чем дети», 3 - «в равной степени дети и родители», 4 - «скорее дети, чем родители», 5 - «самостоятельный выбор ребенка».

Расчеты показывают, что, по мнению выпускников краснодарских школ, на выбор направления обучения влияют «скорее они сами, чем родители» (3,9). Однако наиболее частым ответом абитуриентов на данный вопрос является «самостоятельный выбор», 38% выпускников отметили именно этот вариант. В свою очередь, по мнению учащихся одиннадцатых классов, выбор вуза также в большей степени осуществляют «скорее дети, чем родители», но в данном случае наиболее популярным ответом был «в равной степени дети и родители» (35% ответов). Мнение родителей

ния и пожелания ребенка» (59%) и «востребованность специалистов выбранных направлений на рынке труда» (53%). Первостепенная значимость фактора «предпочтения и пожелания ребенка» объясняется мнением родителей о том, что направление обучения в первую очередь должно нравиться их ребенку и тогда в выбранной профессии он обязательно достигнет высоких результатов. Таким образом, при подготовке Републикаций, освещении событийных мероприятий и проведении интервью необходимо учитывать данную информацию. «Высокую вероятность поступления на бюджетную форму обучения» как причину выбора направления обучения назвало гораздо меньше родителей выпускников краснодарских школ -21%.

В ходе разработки проекта исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой о возможности повышения квалификации и прохождения переподготовки с последующим получением диплома известно большинству респондентов, так как этот вид образо-

вательной услуги довольно актуален и может представлять интерес для людей, имеющих высшее образование. Данные образовательные услуги могут быть интересны не столько одиннадцатиклассникам, сколько их родителям.

Однако расчёты опровергают вышеприведённую гипотезу о высоком уровне осведомлённости родителей выпускников краснодарских школ в отношении дополнительных образовательных услуг КубГУ (рис. 4). Собранные данные позволяют судить о том, что большинство опрошенных имеют довольно ограниченное представление о некоторых услугах, предлагаемых вузом. О «возможности пройти переподготовку с последующим получением диплома» знают всего

15,3% респондентов. Информированы об услуге «повышение квалификации с последующим получением свидетельства» 16,9%. При этом стоит отметить, что данные образовательные услуги вызывали интерес у респондентов в ходе опроса. Это говорит о том, что вузу целесообразно акцентировать внимание на имеющихся образовательных услугах и повысить уровень информирования целевого сегмента.

Для разработки рекламных мероприятий и РР сопровождения вузу необходимо знать, какие факторы оказывают наибольшее влияние на выбор образовательного учреждения. Рис. 5 отражает распределение мнений родителей краснодарских одиннадцатиклассников по данному вопросу. «Получаемый уровень зна-

ний» стал основополагающим для большинства опрошенных (61%). Этот фактор получил лидирующую позицию вполне оправданно, так как знания, приобретаемые в процессе обучения, являются базой для дальнейшей самореализации и трудоустройства. При выборе вуза респонденты также думают о том, каким будет «отношение работодателей к диплому учебного заведения» (44,9%). Для многих руководителей компаний диплом известного и престижного вуза расценивается гораздо выше, чем диплом небольшого вуза локального масштаба. При этом внутренний вкладыш зачастую вообще не имеет значения. С другой стороны, крупные вузы обычно лучше осведомлены о ситуации на рынке труда и корректируют набор абитуриентов на различные направления обучения, основываясь именно на этих данных. Помимо вышеперечисленных факторов респонденты высоко ценят «уровень практической подготовки», которую обеспечивает вуз (35,6%). В целом при выборе образовательного учреждения родители уделяют наибольшее внимание факторам, непосредственно связанным с учебным процессом и его конечным результатом, нежели дополнительным возможностям, таким как «организация досуга студентов» (3,4%).

Считаем возможным рекомендовать систематическое проведение маркетинговых исследований среди выпускников краснодарских школ в сочетании с продвижением вуза, раздачей информационных буклетов и листовок, информированием будущих абитуриентов о новых направлениях обучения и сроках поступления. Эта рекомендация подтверждается тем, что по результатам проведённого исследования 58% одиннадцатиклассников г. Краснодара и 57% их родителей отметили, что считают данный способ информирования об образовательных услугах вуза одним из наибо-

лее эффективных. По сравнению с другими источниками информирования данный способ родители поставили на первое место, а выпускники школ - на третье. При этом данная работа может проводиться студентами вуза в качестве одного из направлений реализации практической части дисциплины «Маркетинговые исследования». Подобные мероприятия обладают следующими преимуществами: получение ответов на возникающие вопросы руководства вуза непосредственно у представителей целевого сегмента КубГУ; тестирование, оценка эффективности и корректирование применения новых методов распространения рекламной информации; отслеживание динамики спроса на услуги вуза в целом, по направлениям и формам обучения; сочетание распространения и сбора необходимых данных при минимальных затратах денежных средств; демонстрация старшеклассникам социальной активности вуза и умения реализовывать свои знания на практике с непосредственным участием целевого сегмента; формирование доверия к информации о процессе обучения в вузе и имеющихся возможностях самореализации, так как информация предоставляется непосредственно студентами (недавними выпускниками школ).

В заключение отметим, что двусторонняя коммуникация, основывающаяся на выявлении мнений и предпочтений абитуриентов, предоставляет возможность не только оценить эффективность используемых способов информирования и выбрать медиака-налы, но и способствует развитию доверительных отношений между вузом и контактной аудиторией. Такой подход позволит сформировать представление о вузе как об учебном заведении, стремящемся к дальнейшему самосовершенствованию с учётом пожеланий целевого сегмента.

Библиографический список

1. Костецкий А.Н. Маркетинговая концепция развития Кубан- руководство / пер. с англ. М.: ИД «Вильямс», 2007. 768 с. ского государственного университета // Университетское 3. Федеральная служба государственной статистики [Элек-управление: практика и анализ. 2003. № 1 (24). С. 35-41. тронный ресурс]. URL: www.gks.ru (дата обращения:

2. Малхотра Н. Маркетинговые исследования: практическое 20.04.2011).

УДК 622.33:338.45

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.И. Буньковский1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074 г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены этапы реализации Энергетической стратегии России до 2030 г. Дана характеристика современного состояния ООО «Компания «Востсибуголь». Рассмотрены перспективы развития угледобывающей отрасли Иркутской области. Отмечено, что при соответствующем уровне инвестирования угледобывающая промышленность вполне может стать конкурентоспособной отраслью, способной играть активную роль в экономическом возрождении всего региона. Указано на необходимость внедрения инновационных технологий как одного из условий привлечения инвестиции для развития топливно-энергетического комплекса Иркутской области. Табл.1. Библиогр. 4 назв.

1 Буньковский Владимир Иосифович, доктор экономических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: 89645492005, e-mail: bunker59@mail.ru

Bunkovsky Vladimir, Doctor of Economics, Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: 89645492005, e-mail: bunker59@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.