Научная статья на тему 'Исследование деятельности предприятия в условиях рынка'

Исследование деятельности предприятия в условиях рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование деятельности предприятия в условиях рынка»

ных проектов у предприятий в краткосрочном периоде часто наблюдается снижение финансовой устойчивости и недостаток наиболее ликвидных активов (за счет привлечения заемных средств), но в долгосрочном периоде однозначно

наблюдается повышение экономической устойчивости хозяйствующего субъекта.

Рассматриваемому предприятию для обеспечения повышения экономической устойчивости необходимо осуществление мероприятий по снижению издержек, обновлению подвижного состава, разработке и продвижению на рынке продуктов, соответствующих требованиям потребителей, повышению дисциплины и ответственности персонала,

В связи с этим, очень важно на постоянной основе осуществлять мониторинг интегрального показателя экономической устойчивости, что позволяет сформулировать обоснованные выводы о траектории изменения рыночной позиции предприятия, об ослаблении или, наоборот, росте устойчивости и на этой основе принимать решения о выборе направлений дальнейшего развития предприятия.

Статья принята к публикации 13.12.06

ИЖ ©еипова

Механизм формирования внутрифирменного предпринимательства^ предприятии

Исследование процесса становления внутрифирменного предпринимательства проводится на основе изучения трансформации традиционной организационно-производственной структуры в предприятие с развивающейся предпринимательской подструктурой. Модель традиционного предприятия в системе рынка является основой для изучения процесса развития предприятия предпринимательского типа, работающего на принципах внутрифирменного предпринимательства. Исследование процесса становления внутрифирменного предпринимательства включает анализ целей, предпосылок становления, процесса формирования условий внутрифирменного предпринимательства, процесса создания предпринимательской деятельности.

Главной целью является обеспечение интересов и решение проблем партнеров этой деятельности, которая в себя включает:

1)интересы основного предприятия, 2)интересы предпринимательской структуры.

Предпосылки, то есть предварительные причины для функционирования внутрифирменного предпринимательства, обусловлены существованием потребностей в предпринимательской деятельности действующего предприятия и потенциальных ресурсных возможностях для их реализации. Эти предпосылки могут объективно возникнуть, созреть на традиционном предприятии как под воздействием внешней среды, так и под влиянием внутренних условий. Внутренние предпосылки могут заключаться в следующем:

1) экономический кризис предприятия - потребность в получении средств для существования предприятия,

2) завершающая фаза для жизнедеятельности предприятия (устаревшая продукция и технология),

3) наличие у предприятия неиспользованных ресурсов и возможностей,

4) стремление увеличить эффективность производства,

5) потребность в перспективном развитии,

6) появление стремления персонала к самореализации и желание достичь большего карьерного роста.

Внешние предпосылки:

» возрастающая конкуренция между предприятиями различных по величине секторов (малого и крупного) предпринимательства,

• ускорение научно-технического прогресса,

• глобальные изменения среды существования предприятий от консерватизма к новаторству,

» возрастающий уровень образования и самосознания потребителей.

Под воздействием совокупных причин необходимо принимать решения по поводу организации внутрифирменного предпринимательства, но прежде необходимо проанализировать потенциальные возможности предприятия и определить приоритетные направления для предпринимательской структуры, а именно выявить тот интра-капитал, который предоставит впоследствии возможности по улучшению эффективности производственного процесса и предприятия в целом. Принятию решения о начале развития интрапренерства на предприятии предшествует анализ предпосылок внутрифирменного предпринимательства, который можно представить в виде алгоритма, включающего в себя:

• анализ потребностей в поиске, разработке, освоении перспективной продукции и технологии проблем предприятия,

• анализ потенциальных ресурсных возможностей (финансовых, материально-технических, кадровых, про-

фессиональных, организационных и управленческих, информационных возможностей).

•анализ целесообразности развития внутрифирменной предпринимательской деятельности путем сопоставления потребности в предпринимательстве и ресурсных возможностей.

Состояние субъекта производственной деятельно-

потребность предпринимательства; стиль руководства, создающий основу для творческого, инициативного труда; систему руководства и управления, делающую возможным создание предпринимательских структур; систему материального и морального стимулирования предпринимательской деятельности.

После выявления интракапитала происходит фор-

Принцип классификации Базы внутрифирменного предпринимательства

По натурально-вещественному вещественные невещественные

основные средства, оборотные средства финансы, персонал потери, отходы бракованная продукция нематериальные активы, режим работы качество, логистические системы трансакционные издержки сервис методы ценообразования

По возможности получения дохода доход определяемый использованием незадей-ствованной базы (с ограниченным эффектом) доход, определяемый уровнем освоения, НТП, развития (с неограниченным потенциальным эффектом)

основные средства, оборотные средства отходы, бракованная продукция [зежим работы сервис Потери, персонал нематериальные активы, качество \огистические системы трансакционные издержки методы ценообразования

сти, создающее возможности для предпринимательской деятельности, можно охарактеризовать потенциалом предприятия • интракапитадом:

• наличие человеческого капитала для внутрифирменной активности, который по своим квалификационно-профессиональным и социально-психологическим параметрам подходит для соответствующей деятельности (качественно, т.е. обладает стремлением к самовыражению, инициативностью, новаторством, активностью, и количественно: непосредственно люди, желающие заниматься инновационной деятельностью),

• наличие производственных возможностей для дополнительной предпринимательской деятельности, которые выражаются в возможности предоставлять часть производственных мощностей для целей предпринимательства - это и незадействованное оборудование, здания, земельные массивы, свободные производственные подразделения, в возможности передавать для этих же целей сырье, возможно отходы, в возможности уплотнять режимы работы, в возможности дополнительного использования вспомогательных и подсобных подразделений, в возможности применять прогрессивные системы управления качеством,

® наличие финансовых ресурсов для развития внутрифирменной деятельности, которые могут представлять собой часть прибыли предприятия или сумму кредита, полученную предприятием в банке, или целевые инвестиции.

• наличие организационной культуры, способствующей духу предпринимательства, включающей в себя систему ценностей, направленную на инициативу, творчество, новаторство и воспринимающую объективную

мирование внутри предприятия предпринимательской структуры либо деятельности на базе сформированных ранее условий, которые характеризуются наличием собственных, не выделенных из общей организационно-производственной структуры персонала, материально-технической базы, финансовых средств, организационной культуры. Поскольку внутрифирменное предпринимательство создается на базе функционирующего предприятия, очень крепки связи между этими субъектами. Связь партнеров по интрапренерству можно представить в виде производственно-технологической, организационно-структурной; финансово-экономической; юридической; личностно-психологической.

Далее следует заметить, что для осуществления предпринимательской деятельности не обязательно наличие сразу всех факторов или предпосылок или наличие всех видов ресурсов производства. Достаточно лишь их соответствие поставленной цели. Если главной целью является выживаемость, то очевидно, что финансовых ресурсов нет, и при создании предпринимательской структуры главным является коммерциализация имеющихся ресурсов через их приобщение к предпринимательской деятельности, то есть создание предпринимательских структур на их основе, например, увеличение производства за счет активизации трудовых ресурсов или за счет интенсификации основных фондов, или за счет оптимизации расхода материалов. К тому же ин-трапренерская деятельность может проистекать на предприятии сразу по нескольким направлениям, которые имеют конечной целью повышение эффективности предприятия. Под воздействием внутрифирменного предпринимательства прогрессирует большое предприятие,

© Экономические науки -:

развивается альтернативная деятельность. Оно предназначено для того, чтобы создавать и апробировать продукты на внутренних рынках, налаживать внутри организации работу по совершенствованию продуктов, внедрению инноваций, новых технологий и организационно-управленческих методов.

Методы образования предпринимательских структур, их организационные формы и связи с основным базовым предприятием весьма разнообразны и должны соответствовать конкретным особенностям и целям базового объекта. Внутрифирменное предпринимательство различается способами их создания и основами. Один из перечней способов содержит: предприятие инвестирует средства в акции другого предприятия; организует малую фирму, не только инвестирование капитала, но оказание управленческой помощи в таких областях, как маркетинг, производство и НИОКР; выделение малой фирмы - в результате проведения НИОКР у предприятия могут появиться побочные технологии или идеи, которые не совпадают с основными направлениями его деятельности или несут в себе риск, тогда из материнской компании выделяется независимое предприятие, которое либо старается завоевать рынок для своей продукции и приобрести опыт, либо привлечь капитал со стороны; совместные предприятия нового типа - крупное предприятие и малая фирма организуют совместное предприятие; слияние и объединение - в результате объединяются лучшие качества всех способов образования предпринимательских структур; фирма внутри компании, то есть это ситуация, когда новая фирма создается внутри материнской компании, возможно, в качестве совершенно самостоятельного подразделения или группы, в задачу которой входит

выход на новые рынки или разработка совершенно иной, не традиционной для компании идеи.

Внутрифирменная предпринимательская деятельность в организации различается, базами для ее создания - потенциалом предприятия. Для упорядочения всего разнообразия баз сгруппируем их в две группы по натурально-вещественному признаку: вещественные -это ресурсы предприятия овеществленные, материальные и невещественные базы выражены нематериальными возможностями предприятия, его развитием и способностью применять современные методы управления во всех сферах производства. Кроме того каждая группа отличается величиной возможного дохода, полученного от использования той или иной базы, В данном случае выделяются группы: с доходом, определяемым использованием незадействованной базы (с ограниченным эффектом) и с доходом, определяемым уровнем освоения, НТП, развития (с неограниченным потенциальным эффектом).

Подводя итог, следует отметить, что все положительны моменты по усилению конкурентоспособности предприятия на рынке связываются со своевременным проведением реформ на производственном объекте по повышению общей эффективности работы предприятия. Изменения возможны при активизации различных потенциалов - более полное раскрытие существующих возможностей, применение новых прогрессивных методов организации производства, использование зарубежного опыта в производственных процессах выливается для производственной структуры в повышение эффективности, через сокращение издержек различного характера, повышение качества продукции, увеличение прибыли предприятия.

Статья принята к публикации 14.12.06

Б.Е. Бушуеза

Исследование деятельности предприятия в условиях рынко_____________

В условиях рынка любое предприятие стоит перед дилеммой: либо оно на основе комплексного экономического анализа сможет организовать такое управление хозяйственной деятельностью, которое позволяет ему не только выжить в условиях конкуренции, но и организовать жизнеспособный и прибыльный бизнес, либо рано или поздно конкуренты захватят его рынки сбыта оно прекратит свое существование.

Эконометрическая и компьютерная грамотность в условиях рыночной экономики выступают одной из предпосылок успешного ее функционирования. Руководитель предприятия, применяющий эконометрические методы, которые выходят за границы обязательной отчетности, для обоснования своих управленческих решений получает дополнительную информацию и помощь. Рыночная экономика заставляет руководителя предприятия задуматься над возможностью более широкого использования той обычной экономической информации, которой он пользуется в своей работе,

Новые условия хозяйствования определяют понятие «планирование» как выявление путей достижения его эффективности. Процесс планирования должен состоять из разработки общих стратегических намерений, определения кон-

ав г «-ч. __

Экономические науки

кретных детальных действий, обеспечивающих получение доходов и осуществление затрат, путей и средств их достижения. В этом процессе важным звеном является также контроль за достижением поставленной цели путем сопоставления фактических данных с плановыми, выявлением и оценкой факторов, которые обусловили положительное и отрицательное влияние на развитие хозяйственной деятельности. Возникает необходимость выявления связи между проблемами хозяйственной деятельности и имеющимися эконометрическими методами, которые можно использовать для оценки этих проблем.

В настоящее время предприятие можно рассматривать как открытую рыночную социально - экономическую и организационно-технологическую систему, испытывающую воздействие множества самых разнообразных факторов, как внешних (воздействие рыночной системы), так и внутренних. При исследовании деятельности предприятия следует подбирать такие статистические и математические методы для эконометрических расчетов, которые могли бы точно и адекватно отразить экономический процесс. Только в этом случае может быть найден лучший логический путь для принятия решений, связанных с поиском оптимальных экономических результатов.

Вследствие приватизации ООО «Нижнеудинская Слюдянитовая фабрика» с 2001 года является частным предприятием. Рассматриваются следующие данные работы фабрики на период с 2001 по 2005 год (табл. 1).

Таблица 1

Годы Квартал Валовая продукция (млн. руб). Численность труд --ся( чел) Выработка (млн. руб/чел.)

2001 1 982600 112 8773,214

1! 1291500 110 11740.91

III 1459500 99 14742.42

IV 1432400 107 13386.92

2002 1 1625750 95 17113.16

II 2025750 90 22508.33

III 2000750 92 21747.28

IV 1650750 92 17942.93

2003 1 3100785 68 45599.78

II 3306540 72 45924.17

III 3135775 71 44165.85

IV 3000000 69 43478.26

2004 1 2995750 69 43416.67

II 2998673 71 42234.83

III 2995288 72 41601.22

IV 2993289 68 44018.96

2005 1 3634600 70 51922.86

II 3635605 70 51937.21

III 3638007 70 51971.53

IV 3630188 70 51859.83

Пусть У - фактор (признак), определяющий «объем валовой прибыли» (млн руб.); X - фактор, определяющий «численность рабочих» (чел.). Исследуем зависимость валовой прибыли фабрики У от численности трудящихся фабрики X по предприятию «НСФ».

Полагая, что X и V количественно измеримы и достаточно тесно связаны, построим модель парной регрессии

вида

У = № + 6, (1)

где функция ((.х) может быть линейной и нелинейной. Если для линейной зависимости показателем тесноты связи является коэффициент корреляции г^ то нелинейное уравнение регрессии дополняется индексом корреляции Р Величина данного показателя находится в границах 0 </? <1, и чем ближе к единице, тем теснее связь рассматриваемых признаков, тем более надежно найденное уравнение регрессии. Величину Я2 называют индексом детерминации, он имеет тот же смысл, что и индекс корреляции, но является более эффективной мерой качества уравнения регрессии.

При обработке информации на компьютере выбор вида зависимости (вида уравнения регрессии) обычно осуществляется методом сравнения величины Я2. Если показатели адекватности Я2 примерно одинаковы' для нескольких функций, то предпочтение отдается более простым видам функций, ибо они в большей степени поддаются интерпретации и требуют меньшего объема наблюдений.

Используя пакет прикладных программ Ехсе11, получим корреляционное поле рассматриваемой зависимости и всевозможные уравнения регрессии.

х ц

^

з: ^

5

О.

с О

ш о

со

О гО

ю

о

£ а

Численность трудящихся (чел)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так как индексы детерминации четырех моделей примерно одинаковые (0,9453; 0,9413; 0,9167; 0,9143; 0,9079) и близки к единице, то для удобства выбираем линейную парную модель вида

у = -54488х + 7000000 -

Величина коэффициента корреляции для зависимости (1) /у* = - 0,95286 говорит о достаточно сильной линейной зависимости, знак коэффициента корреляции показывает убывание функциональной зависимости, т.е. с увеличением численности трудящихся объем валовой продукции уменьшается, что экономически подтверждается.

Используя полученное уравнение, можно определить любое количество объема валовой продукции (млн руб) при заданной численности фабрики. Так, например, при численности фабрики 100 человек объем валовой продукции составит; у(ЮО) = -54488*100 + 7000000 = 1551200 (млн руб). Сравнивая полученное число со значением из таблицы, видим, что различия находятся в пределах допустимого.

Для проверки значимости уравнения (1) найдем среднюю ошибку аппроксимации по форму-

1

ле

П

у, -

У,

100%. Чеы

меньше рассеяние эмпирических точек вокруг теоретической линии регрес-

сии, тем меньше значение 4, Ошибка аппроксимации меньше 8 -10% свидетельствует о хорошем качестве модели. Результаты расчета ошибки аппроксимации сведены в табл. 2.

Таблица 2

X, У; )>/ У: Х- - ^ У1 ~ 9,

У* !

112 982600 923453 59147 59147 0.060194

110 1291500 1033119.48 258380.52 258380.52 0.20006

99 1459500 1636285.12 -176785.12 176785.12 0.121127

107 1432400 1197619.2 234780.8 234780.8 0.163907

95 1625750 1855618.08 -229868.08 229868.08 0.141392

90 2025750 2129784.28 -104034.28 104034.28 0.051356

92 2000750 2020117.8 -19367.8 19367.8 0.00968

92 1650750 2020117.8 -369367.8 369367.8 0.223757

68 3100785 3336115.56 -235330.56 235330.56 0.07589

3900000 3400000 2900000 2400000 1900000 1400000 900000

у = 2Е+О7е"0,0253х Я2 = 0,9453

у = ЗЕ+10х"2'1693 Л2 = 0,9413

53631 х2 - 148442х+ 1Е+07 II2 = 0.9167

у = -5Е+061л1(х) + 2Е+07 К2 - 0.9143 у = -54488 + 7Е+06

120

72 3306540 3116782.6 189757.4 189757.4 1 0.057388

71 3135775 3171615.84 -35840.84 35840.84 0.011429

69 3000000 3281282.32 -281282.32 281282.32 0.09376

69 2995750 3281282.32 -285532.32 285532.32 0.0953

71 2998673 3171615.84 -172942.84 172942.84 0.05767

72 2995288 3116782.6 -121494.6 121494.6 0.04056

68 2993289 3336115.56 -342826.56 342826.56 0.11453

70 3634600 3226449.08 ■ 408150.92 408150.92 0.112296

70 3635605 3226449.08 409155.92 409155.92 0.11254

70 3638007 3226449.08 411557.92 411557.92 0.11313

70 3630188 3226449.08 403738,92 403738,92 0,111217

А = —. 1.96721073 -100% = 0.0983605 -100% - 9.836% « 9.8% , что является допустимой 20

ошибкой и говорит о хорошем качестве модели.

Иногда при моделировании требуется изучить влияние каких-либо других факторов, воздействующих на объект исследования. Основная цель множественной регрессии - построить модель с большим числом факторов, определив при этом влияние каждого из них в отдельности, а также совокупное их воздействие на моделируемый показатель.

Введем в модель фактор Х2 - «индекс цен». Тогда требуется построить модель зависимости влияния численности фабрики (Х^ и индекса цен (Х2) на результативный фактор (У), т.е. объем валовой прибыли.

Построение уравнения множественной регрессии начинается с вопроса о спецификации модели, которая включает в себя два круга вопросов; отбор фактов; выбор вида уравнения регрессии.

Отбор факторов при построении множественной регрессии должен отвечать следующим требованиям:

1. Факторы должны быть количественно измеримы. В нашем случае все включенные в модель факторы количественно измеримы: млн руб., чел., %.

2. Каждый фактор должен быть достаточно тесно связан с результатом, т.е. коэффициенты парной линейной корреляции гух1; г^; гх1х2 должны существенно отличаться от нуля.

3. Факторы не должны сильно коррелировать друг с другом. Если между факторами существует высокая корреляция, то нельзя определить изолированное влияние численности фабрики (Х1} и индекса цен (Х2) на результативный фактор (У)> т.е. объем валовой прибыли.

Данные работы ООО «Нижнеудинская Слюдянитовая фабрика» за период с 2001 по 2005 год приведены в табл.3.

Таблица 3

Год Квартал У Х1 Х2

2001 1 982600 112 122,2

2 1291500 110 124,4

3 1459500 99 121

4 1432400 107 118,7

2002 1 1625750 95 117,8

2 2025750 90 115,5

3 2000750 92 115

4 1650750 92 115

2003 1 3100785 68 114,6

2 3306540 72 114

3 3135775 71 113,5

4 3000000 69 112,6

2004 1 2995750 69 110,7

2 2998673 71 110,1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.