Раздел 9 СОЦИОЛОГИЯ
Ведущий эксперт раздела:
ЮРИЙ ЕФИМОВИЧ РАСТОВ - д-р социологических наук, профессор, действительный член Академии социальных наук, зам. председателя диссертационного совета по социологии при Алтайском Государственном университете (г. Барнаул)
УДК 316.33:001
Verzunova L.V., Menshikova E.N., Semenov M.Y., Bolkhovitina E.A. THE RESEARCH OF THE ACTIVITY OF BELGOROD REGION YOUNG SCIENTISTS IN THE DEVELOPMENT OF COMPETITIVE PROJECT PROPOSALS (IN THE SPHERE OF SCIENCE). The article presents the results of the research of young scientists' activity in the development of competitive project proposals, gives an assessment of its current state, describes the work of the structural unit, targeted on the support of scientific-research work in the university
Key words: research project, project proposal, initiative in the field of scientific research, grant activity, a survey of young scientists, the organization and support of R&D.
Л.В. Верзунова, канд. пед. наук, доц. начальник отдела организации и сопровождения НИОКР НИУ «БелГУ», E-mail: [email protected]; Е.Н. Меньшикова, канд. ист. наук, зав. аналитическим сектором отдела организации и сопровождения НИОКР НИУ «БелГУ», E-mail: [email protected]; М.Ю. Семенов, канд. ист. наук, зав. сектором грантов и программ отдела организации и сопровождения НИОКР НИУ «БелГУ», E-mail: [email protected]; Е.А. Болховитина, инженер отдела организации и сопровождения НИОКР НИУ «БелГУ», E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОСТИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В РАЗРАБОТКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ (В НАУЧНОЙ СФЕРЕ)
В статье представлены результаты исследования активности молодых ученых по разработке конкурентоспособных проектных предложений, дана оценка их современного состояния, описана работа структурного подразделения, ориентированного на сопровождение научно-исследовательских работ в вузе.
Ключевые слова: научный проект, проектное предложение, инициативность в научной сфере, грантовая активность, опрос молодых ученых, организация и сопровождение НИР.
Современное состояние отечественной науки характеризуется повышением среднего возраста научных и научно-педагогических кадров, что ведет к утрате преемственности поколений, деградации существовавших в советской науке научных школ и снижению темпов развития всего высокотехнологического сектора в стране в целом. Адекватно оценивая важность сохранения научного потенциала, в России в последнее десятилетие государством предпринимается комплекс мер по активному включению талантливой молодежи в процессы инновационного развития экономики страны. В ряде официальных документов («Модель образования 2020», Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы), в качестве одной из приоритетных задач высшего профессионального образования обозначена следующая: привлечение и максимально возможное использование интеллектуального потенциала студентов, аспирантов, научно-педагогических работников к выполнению фундаментальных и прикладных исследований, и наиболее эффективное использование полученных результатов НИР, способствующих в перспективе более интенсивному развитию науки, техники и технологий. Это позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний [1; 2].
В связи с этим перед высшей профессиональной школой ставится задача обучения студентов, аспирантов способам до-
бывания и переработки научной информации путём самостоятельной исследовательской практики в рамках компетентност-ного подхода. Решение этой задачи предусматривает следующее: повышение теоретической грамотности, овладение методами исследования, формирование умения статистически обрабатывать эмпирические данные, формулирование выводов, представление результатов исследования, что в итоге позволит проводить самостоятельные оригинальные научные исследования на высоком уровне [3].
Следует отметить, что трансформация российского общества, затронувшая все сферы, качественно изменила и научную жизнь: в последнее десятилетие происходит переориентация научной деятельности на проектный формат. Научные проекты стали одним из основных способов ведения специалистами научной деятельности, в том числе коллективной [4].
«Проектный формат» предполагает соблюдение учеными ряда обязательных требований, выполнение которых в целом позволит успешно провести научное исследование и получить качественно новый результат НИР:
- четкое представление об «этапности» всего проектного цикла («от заявки до отчета»);
- соблюдение заявленных временных рамок для каждого из этапов научного проекта;
- адекватная оценка затрат (в том числе и финансовых), необходимых для достижения результата;
- обязательное выполнение «индикаторов» и «показателей» проекта;
- умение презентовать научные результаты исследования;
- подготовка многокомпонентной отчетной документации по жестко установленному регламенту.
Самой распространенной формой поддержки отечественной науки в последнее десятилетие стало финансирование научных проектов через грантовую систему, то есть целевых финансовых дотаций, представляемых ученым на проведение научных исследований на конкурсной основе. Привлечение дополнительных источников финансирования вузовской науки, в частности, за счет грантов, - это деятельность, которая уже давно приобрела свое название - фандрайзинг. В настоящее время система грантов представляется государству наиболее эффективным способом финансирования российской науки. Как известно, грантовая поддержка научных исследований осуществляется на конкурентной основе, что должно усилить конкурентную борьбу научных идей, увеличить количество проектных предложений и в итоге - повысить качество получаемых научных результатов, «инновационного продукта».
Исходя из описанных выше принципов функционирования современной российской науки возникла необходимость определить: насколько молодые российские ученые ориентированы на самостоятельное получение финансирования для осуществления своих научных исследований; каков уровень их инициативности и активности в заявочных кампаниях, объявляемых различными грантодающими организациями; владеют ли молодые ученые компетенциями по формированию заявок на получения гранта. Для оценки адаптивности молодых российских ученых к новым условиям, в которых функционирует российская наука, было проведено исследование в одном из наиболее интенсивно развивающихся регионов Российской Федерации -Белгородской области.
Актуальное состояние активности и инициативности молодых исследователей ученых Белгородской области изучалась методом опроса. Цель опроса: исследование современного состояния активности молодых ученых Белгородской области, выявление причин, препятствующих молодым ученым активно участвовать в грантовых конкурсах, предложение путей повышения грантовой активности в молодежной среде.
Для достижения поставленной цели был разработан анонимный опросник. Респондентами являлись молодые ученые (кандидаты и доктора наук), аспиранты, научные сотрудники, преподаватели вузов. Возраст опрашиваемых - до 35 лет (включительно). Опросник включал 8 вопросов смешанного типа, построенных с применением элементов развертки. Специалисты, осуществлявшие опрос, получили инструкции для его грамотного проведения. Часть вопросов опросника была направлена на выявление имеющегося у респондентов индивидуального или коллективного опыта участия в конкурсах грантов и программ в текущем году (с указанием фонда и заказчика, времени подачи заявки и запрашиваемых на финансирование сумм). Ряд вопросов был направлен на выявление степени успешности участия в подаче конкурсных заявок; устанавливалась связь между финансовым благополучием молодого ученого и грантовой активностью, выяснялись причины высокой или низкой грантовой активности. Заключительные вопросы позволил собрать предложения о повышении грантовой активности ученых Белгородской области.
Опрос проводился в период с 25 по 30 ноября 2011 года в городах Белгородской области. Общее число респондентов 411 человек, среди которых - 88 аспирантов, 56 преподавателей вуза без степени, 12 научных сотрудников без степени, 247 кандидатов наук, 8 докторов наук; по возрасту 20-25 лет - 24 чел., 26-30 лет - 198 чел., 31-35 - 189 чел.
Результаты опроса и его анализ.
Анализ первой группы вопросов показал, что в 2011 году 84 респондента (20,4 %) подавали индивидуальные заявки на получение дополнительного финансирования. Об участии в подаче заявок в составе широкого исследовательского коллектива утвердительно ответили 202 человека (49,1 %). Выявлена группа наиболее активных молодых ученых (25 % от общего количества опрошенных), которые в течение 2011 года приняли участие в формировании двух и более заявок.
В результате опроса было установлено, что наибольшее количество заявок молодыми исследователями Белгородской области было подано в такие российские фонды как РГНФ
и РФФИ, а также принимали участие в Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 г.».
Как показали результаты опроса, молодыми учеными Белгородской области в 2011 году была подана 301 заявка. Наибольшее число заявок было подано с участием одного молодого ученого - 11 (35,5%). Определена и другая группа участников - крайне пассивная - 162 чел. (39,4%), которая в течение 2011 года не принимала участие в подаче заявок.
В результате проведенного анализа анкет было установлено: из 301 поданной заявки поддержанными оказались 64 на общую сумму около 21 миллиона рублей (объем финансирования проектов зависел от вида конкурса и статуса грантодающей организации). Так, финансирование индивидуальных проектов, осуществляемое РГНФ, колеблется от 15000 до 220000 рублей; средства, выделяемые Администрацией Белгородской области для поддержки молодых ученых, достигает суммы в 120000 (коллективный проект); наиболее весомую финансовую поддержку молодые ученые могли получить, участвуя в коллективных проектах в рамках Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 г.» до 5 000 000 рублей. Отметим, что 64 поддержанных заявки (конкурс на один контракт 4,7) соответствует среднему грантовому конкурсу по стране. Так, по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» конкурс на 1 контракт составляет 4,22; по фонду РГНФ - 4,7.
При ответе на вопрос, направленный на выяснение финансового благополучия молодых ученых 4 чел. (1%) охарактеризовали свой уровень благосостояния как высокий, 7 чел. (1,7%) -выше среднего, 69 чел. (16,8%) - среднее, 331 чел. (80,5%) -низкое. Связь между поданными и выигранными заявками, суммами финансирования проектов и финансовым благополучием прослеживается не напрямую. При этом руководители подержанных индивидуальных проектов не оценили свое благосостояние как низкое.
Наиболее частыми вариантами ответов на вопрос о причинах низкой/высокой активности молодых ученых в грантовых и инновационных конкурсах указывались следующие:
- отсутствие времени (варианты: большая занятость на преподавательской работе, большая учебная нагрузка);
- трудоемкий процесс подачи заявки для участия в конкурсе (варианты: трудная конкурсная документация, подача заявки на иностранном языке);
- недостаток информации о проведении подобных конкурсов;
- отсутствие подходящих проектов;
- неуверенность в реальности финансирования (варианты: не все фонды честно финансируют авторов; фонды проводят конкурсы, чтобы «собрать идеи»);
- отсутствие оснащения для проведения исследований (варианты: предполагаемого финансирования будет недостаточно, чтобы приобрести необходимые приборы или расходные материалы);
- отсутствие подходящих грантодающих организаций;
- сложность заявочных форм;
- предполагаемые «бюрократические» препятствия на пути успешной реализации финансируемого научного проекта.
Следует отметить, что 21 аспирант указал в качестве причины своего неучастия в конкурсах «отсутствие подходящих проектов». С одной стороны, такой ответ можно объяснить невысоким уровнем исследовательской и проектной компетентности самого аспиранта, что мешает ему трансформировать научные идеи диссертационного исследования в коммерчески привлекательный проект. С другой стороны, подобный ответ можно объяснить позицией научных руководителей аспирантов, которые в силу традиций советского периода или в связи с низкой информированностью не ориентируют аспирантов на участие в конкурсах для получения финансирования, не формирует у них представления о способах продвижения научного проекта для получения финансирования.
Описанная ситуация позволяет определить, что решающими факторами успешного продвижения научного проекта аспирантами является повышение уровня их исследовательской и проектной компетентности, которая формируется только в соответствующей деятельности; наращивание их опыта участия в формировании заявок на получение финансовой поддержки со стороны грантодающей организации и/или фонда, опыта вы-
полнении финансируемых проектов в качестве исполнителя (например, в составе научного коллектива под руководством опытного исследователя). Такой ориентир в работе может стать одним из ресурсов, который позволит увеличить грантовую активность аспирантов.
В завершении опроса молодых ученых ими были высказаны следующие предложения по повышению их грантовой активности: введение в ВУЗе материального стимулирования молодых исследователей, подающих заявки (предлагались даже конкретные суммы - за каждую поданную заявку 1000 руб., которые платит молодому ученому заинтересованная организация), повышение уровня информированности об объявляемых конкурсах, со стороны заинтересованной организации - усовершенствование рассылки информации о конкурсах; введение принудительной подачи заявок молодыми учеными, включение пункта «участие в грантовых конкурсах» в обязательные показатели аттестации аспиранта, ученого или кафедры. Некоторыми из опрошенных отмечалась необходимость создания в организации, в которой работают (учатся) молодые исследователи, отдела (структурного подразделения), который бы осуществлял помощь ученым при формировании проектных предложений. Интересным, на наш взгляд, является предложение молодых ученых о проведении серии семинаров (круглых столов, информационных совещаний) по проблемам финансирования научных исследований, о проектном менеджменте, о конкурсных процедурах, об особенностях участия в конкурсах различных грантодающих организаций с приглашением наиболее опытных исследователей.
Отметим, предложения молодых исследователей Белгородской области, высказанные по итогам опроса, во многом успешно реализуются в Белгородском национальном исследовательском университете: в структуре Управления научной и инновационной деятельности вуза существует отдел организации и сопровождения НИОКР, основными направлениями деятельности которого являются следующие:
• научно-методическое и консультативное сопровождение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), оказание помощи в вопросах оформления документов для участия в конкурсах на выполнение НИОКР;
• координация работы подразделений университета по выполнению целевых научно-технических и ведомственных программ Минобрнауки РФ и других Министерств, грантов различных научных фондов и др.;
• организационное и научно-методическое сопровождение внутривузовских конкурсов грантов для преподавателей, ас-
Библиографический список
пирантов и студентов НИУ «БелГУ» по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники;
• адресное информирование научно-педагогических работников, докторантов, аспирантов и студентов НИУ «БелГУ» о проводимых конкурсах грантов и программ.
То есть, по сути, в университете создана профессиональная структура, призванная, в том числе, содействовать повышению грантовой активности молодых ученых, формированию конкурентных проектных предложений (благодаря поддержке специалистов отдела учеными НИУ «БелГУ» в 2011 году было подано 396, в 2010 - 395, в 2009 - 255 заявок на участие в конкурсах грантов, программ).
Таким образом, проведенное исследование показало, что уровень современной грантовой активности молодых исследователей Белгородской области можно охарактеризовать как средний, результативность участия в конкурсах - также как среднюю. Для повышения грантовой активности и результативности участия в конкурсах грантов/программ основной массе ученых следует преодолеть ряд трудностей, связанных с их привыканием к проектному формату организации и проведения научных исследований, системе грантовой поддержке НИР и интеллектуальной конкуренции. Ускорить адаптацию основной массы ученых к новым условиям научной жизни позволит ряд мер:
- создание на базе вуза специализированного подразделения (структуры), оказывающего квалифицированную помощь ученым в проектной деятельности;
- повышение информированности ученых о проводящихся конкурсах грантов и программ;
- корректировка (преодоление) устоявшегося представления ученых о научном исследовании как о неком исключительно творческом процессе, не ограниченном какими-либо рамками (финансирование, время, ресурсы) в сторону понимания научного исследования как конкретного проекта с заданными условиями, параметрами, требованиями, обязательными к выполнению.
Соблюдение перечисленных выше рекомендаций в итоге позволит развивать интеллектуальный потенциал молодого ученого (группы ученых), привлекать значительные финансовые ресурсы для развития конкретного научного направления, сформировать уважительное отношение к представителям научной среды, как к людям, способным достичь успеха, благодаря выполнению интеллектуальных видов работ.
Исследование выполнено в рамках реализации государственного задания Министерства образования и науки РФ на выполнение научно-исследовательских работ в НИУ «БелГУ» (проект № 6.346.2011)
1. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях // Модернизация экономики и глобализация / под. ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина. - М., 2008.
2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы [Э/р]. - Р/д: http://mon.gov.ru/dok/prav/obr/8182
3. Воронова, Т.А. К вопросу о критериях эффективности подготовки педагогов-исследователей в системе университетского многоуровневого педагогического образования // М.Н. Скаткин и современное образование: материалы конф.: в 2 т. / под ред. В.А. Мясникова.
- М., 2000. - Т. 2.
4. Новиков, Д.А. Модели и механизмы управления научными проектами в вузах / Д.А. Новиков, А.Л. Суханов. - М., 2005.
Bibliography
1. Rossiyjskoe obrazovanie - 2020: modelj obrazovaniya dlya ehkonomiki, osnovannoyj na znaniyakh // Modernizaciya ehkonomiki i globalizaciya / pod. red. Ya. Kuzjminova, I. Frumina. - M., 2008.
2. Koncepciya Federaljnoyj celevoyj programmih razvitiya obrazovaniya na 2011-2015 godih [Eh/r]. - R/d: http://mon.gov.ru/dok/prav/obr/8182
3. Voronova, T.A. K voprosu o kriteriyakh ehffektivnosti podgotovki pedagogov-issledovateleyj v sisteme universitetskogo mnogourovnevogo pedagogicheskogo obrazovaniya // M.N. Skatkin i sovremennoe obrazovanie: materialih konf.: v 2 t. / pod red. V.A. Myasnikova. - M., 2000.
- T. 2.
4. Novikov, D.A. Modeli i mekhanizmih upravleniya nauchnihmi proektami v vuzakh / D.A. Novikov, A.L. Sukhanov. - M., 2005.
Статья поступила в редакцию 07.03.12
УДК 316.354
Gronskyi V.A.,, Kabeshev R.V. HISTORICAL BACKGROUND OF THE FORMATION OF INNOVATION POLICY OF SINGAPORE. This article explores the regional innovation policy with special attention to the Singapore's experience. The important role of the state in formation of effective innovation policy providing substantial improvement in the business climate and stimulating the priority development of high_tech fields is placed in strong relief.
Key words: innovations, national innovative systems, governance, Singapore.