ИНФОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И УПРАВЛЕНИЕ
УДК 621.01(06) В. В. Алексеев
ИССЛЕДОВАНИЕ АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ВИХРЕВОГО ПЫЛЕГАЗОРАЗДЕЛИТЕЛЯ
Ключевые слова: вихревой пылегазоразделитель, коэффициент сопротивления, конструктивные и режимные параметры.
Проведен анализ экспериментальных данных по аэродинамическому сопротивлению вихревого пылегазоразделителя (ВПГР) с переменной и постоянной круткой потока, моделирующих зоны пылеулавливания. Были исследованы влияния конструктивных и режимных параметров на суммарный коэффициент сопротивления.
Keywords: pylegazorazdelitel vortex, the drag coefficient, the design and operational parameters.
The analysis of experimental data on the aerodynamic drag of the vortex pylegazorazdelitelya (VPGR) with a variable and a constant twist flow modeling the dust collection area. Was investigated influence of design and operating parameters on the total coefficient of resistance.
Ранее были проведены исследования аэродинамических закономерностей вихревого пылегазоразделителя [1] и аэродинамического сопротивления во входной [2] и винтовой [3] зонах пылеулавливания аппарата по известной методике.
Целью данной работы являлось экспериментальное определение аэродинамического сопротивления аппарата, анализ экспериментальных данных по аэродинамическому сопротивлению вихревого пылегазоразделителя (ВПГР) с переменной и постоянной круткой потока, моделирующих зоны пылеулавливания,
исследование влияния конструктивных и режимных параметров на суммарный коэффициент сопротивления ^пшшб.
Основными последовательно расположен-ными зонами пылеулавливания аппарата являются: входная зона, основная и дополнительная, организованные винтовыми закручивающими устройствами (ВЗУ).
Входная зона представляла собой кольцевой канал с однозаходным тангенциальным закручивающим устройством (ТЗУ) и определялась следующими геометрическими и конструктивными параметрами: внутренним диаметром Б аппарата, м; наружным диаметром d выхлопной трубы, м;
относительной шириной a= a Ю и высотой Ь= Ь Ю входного патрубка ТЗУ; относительным радиусом
входного момента количества движения R вх =
2^вхЮ=1- a; площадью входного патрубка
7 2 2 2
Fвх= a ■ Ь ^ , м ; кольцевого канала Fк = "П"-^ -
22
d )/4, м ; параметром крутки потока Кт =
Fвх/Fк=4■ a • Ь /(п (1-d2)); интегральным параметром крутки потока на входе в аппарат 0вх =
этфвх-R вх/Кт, где фвх = 90-авх - угол закрутки потока на входе, град.
Аэродинамическое сопротивление аппарата определялось по уравнению:
где
A
С п
н = Z .О •
J полнО
n
= £С i = С
р • V
(1)
+ С В1 + С в 2 + С 6 + С в
суммарный коэффициент аэродинамического сопротивления, рассчитанный по скорости движения газа в кольцевом сечении Ус = ву^к, м/с;
- объемный расход газа, м3/с; р - плотность газовой смеси, кг/м3; коэффициент ^вх учитывает потери энергии на входном патрубке; £въ Св2 -определяют энергозатраты на организацию закрученного потока в основной и дополнительной
зонах:
i Ъ расш Ъ пов Ъ с.
коэффициент сопротивления бункерной зоны, включающий в себя затраты энергии на расширение, поворот и сжатие потока; г = г + г -
^ вт ^ X ^ вых
коэффициент сопротивления выходной трубы, учитывающий потери энергии по длине трубы и на выходе из аппарата.
Однако на данном этапе определение составляющих суммарного коэффициента Спшшб аналитическим путем не представляется возможным, поэтому в данной работе определялся только суммарный коэффициент СполНБ, проводились эксперименты по исследованию влияния режимных и конструктивных параметров.
Для определения суммарного коэффициента сопротивления Сполно ВПГР были проведены исследования в аппарате диаметром Б=0,12м, диаметром выхлопной трубы d = 0,047м, высотой входного патрубка Ь=0,06м, шириной а=0,024м.
В экспериментах расходы газа изменялись в пределах от 50 до 250 м3/ч, температура соответствовала 20 ± 1 оС.
Методика проведения эксперимента состояла в следующем: установив расход газа по
показанию дифманометра определялся статический перепад давления Дрст.вх во входном патрубке:
A P,
= A h,
• Рж • g
(2)
2
вх
= 1
i =1
где АЪст.вх - показание дифманометра, м.вод.ст.; рж -плотность жидкости в дифманометре, кг/м3; g=9,81м/с2 - ускорение силы тяжести.
Динамический перепад давления ДРдин.вх рассчитывался по скорости движения газа на входе Увх:
A P
р • V
(3)
2
где Увх=вУ/Рвх - скорость движения газа во входном патрубке, м/с.
Для каждого из расходов определялось значение коэффициента Сшшнб:
С
2 • A P
(4)
р • V
где ДРполн = АРст.вх+ДРдинвх, Па; Ув - скорость движения газа в кольцевом сечении аппарата, м/с.
Значения критерия Рейнольдса рассчитывались по формуле:
Р • Л э У
Re в =
• э ' 13
(5)
М
где dэ=D-d - эквивалентный диаметр аппарата, м; ц - динамический коэффициент вязкости газовой фазы, Па-с.
По уравнениям (4), (5) был построен график зависимости (см. рис. 1) коэффициента СполнВ от режима движения газа Яев.
^полнЭ
250 200 150 100 50 0
0 5000 10000 15000 20000 25000 30000 35000 40000
относительного радиуса входа Я вх, осуществляемое за счет уменьшения ширины а и увеличения высоты Ь входного патрубка, при неизменном значении коэффициента крутки Кт, приводит к росту коэффициента Сполн.в. При постоянных значениях относительного радиуса входа Я вх с увеличением числа Рейнольдса значения коэффициента сопротивления СполнВ уменьшаются и стремятся к постоянной величине.
СполнВ
250
200
-Re=6780 -Re=13560
— Re=20350 -Re=27120
— Re=33900
0,79 0,8 0,81 0,82 0,83 0,84 0,85 0,86
/?вх
Рис. 2 - График зависимости коэффициента сопротивления ^полно от радиуса входа Я вх
СполнВ
100
500
ReD
Кт
150
100
50
0
300
Рис. 1 - График зависимости коэффициента сопротивления ^полнб от числа Рейнольдса ReD
от
25-103 и выше стремятся к автомодельной
При увеличении числа ReD значения коэффициента Сполнл постоянной величине Спол^ = const, по числу Рейнольдса.
Анализ этого графика показывает, существуют две области.
В первой, находящейся до значений Рейнольдса (20-25)-103, на коэффициент оказывают влияние как конструктивные, режимные параметры.
Во второй области, где ReD >(20 - 25)-10 коэффициент Спишл определяется только конструктивными параметрами.
Графики зависимостей, представленные на рис. 2-4, получены путем изменения конструктивных параметров входной зоны пылеулавливания: высоты а, ширины b входного патрубка. Увеличение
что
чисел
Спол^ так и
,3
Рис. 3 - График зависимости коэффициента сопротивления ^полнб от коэффициента крутки Кт
-Gv=50 м3/ Gv=100 м: -Gv=150 м: Gv=200 м: -Gv=250 м:
0в
Рис. 4 - График зависимости коэффициента сопротивления ^полнб от входного момента количества движения 0вх
250
200
150
100
50
0
Уменьшение значений коэффициента крутки потока крутки Кт (см. рис. 3), за счет уменьшения высоты Ь при фиксированной ширине входного патрубка а ТЗУ, приводит к возрастанию тангенциальной составляющей скорости, что приводит к увеличению статического давления вблизи стенок входного патрубка и аэродинамического сопротивления аппарата. График зависимости, представленный на рис. 4, является обобщающим и построен с использованием интегрального параметра крутки потока 0вх.
Литература
1. Алексеев В.В., Поникаров И.И., Алексеев П.В.
Исследование аэродинамических закономерностей
вихревого пылегазоразделителя //Вестник Казан. технол. ун-та, 2013, т. 16, №20, с. 220-223.
2. Алексеев В.В., Поникаров И.И. Исследование аэродинамического сопротивления входной зоны пылеулавливания вихревого пылегазоразделителя // Вестник Казан. технол. ун-та, 2014, т. 17, №4, с. 220-222.
3. Алексеев В.В., Москалев Л.Н., Поникаров И.И. Исследование аэродинамического сопротивления винтовой зоны пылеулавливания вихревого пылегазоразделителя // Вестник технол. ун-та, 2015, т. 18, №8, с. 228-230.
© В. В. Алексеев - к.т.н., доцент кафедры машин и аппаратов химических производств КНИТУ, [email protected].
© V.V. Alekseev - Ph.D., Associate Professor, Department of machines and devices of chemical manufactures KNRTU, [email protected].