Научная статья на тему 'Исследование аэродинамического сопротивления винтовой зоны пылеулавливания вихревого пылегазоразделителя'

Исследование аэродинамического сопротивления винтовой зоны пылеулавливания вихревого пылегазоразделителя Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ / AERODYNAMIC RESISTANCE / ЗОНА ПЫЛЕУЛАВЛИВАНИЯ ВИХРЕВОГО ПЫЛЕГАЗОРАЗДЕЛИТЕЛЯ / ZONES OF A PYLEULAVLIVANIYE OF A VORTEX PYLEGAZORAZDELITEL

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Алексеев В.В., Москалев Л.Н., Поникаров И.И.

В данной статье приведены результаты экспериментальных исследований аэродинамического сопротивления винтовой зоны пылеулавливания вихревого пылегазоразделителя и рассмотрено влияние режимных и конструктивных параметров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование аэродинамического сопротивления винтовой зоны пылеулавливания вихревого пылегазоразделителя»

УДК 66.023.2

В. В. Алексеев, Л. Н. Москалев, И. И. Поникаров

ИССЛЕДОВАНИЕ АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ВИНТОВОЙ ЗОНЫ ПЫЛЕУЛАВЛИВАНИЯ ВИХРЕВОГО ПЫЛЕГАЗОРАЗДЕЛИТЕЛЯ

Ключевые слова: аэродинамическое сопротивление, зона пылеулавливания вихревого пылегазоразделителя.

В данной статье приведены результаты экспериментальных исследований аэродинамического сопротивления винтовой зоны пылеулавливания вихревого пылегазоразделителя и рассмотрено влияние режимных и конструктивных параметров.

Keywords: aerodynamic resistance, zones of a pyleulavlivaniye of a vortex pylegazorazdelitel.

In this article are given results of experimental research of aerodynamic resistance of a screw zone of a pyleulavlivaniye of a vortex pylegazorazdelitel and influence ofperformance and structural constants.

Охрана окружающей среды промышленных технологических зон и экологическая безопасность производств определяется совершенством технологических процессов и эффективностью применяемого оборудования.

В ряде производств улавливание пыли из газовоздушных потоков осуществляется малоэффективными циклонами, циклонными камерами, центробежными пылеуловителями, которые устанавливаются на конечной стадии технологических процессов.

На кафедре машин и аппаратов химических производств КНИТУ разработаны центробежные пылеуловители, получившие название вихревых пылегазоразделителей (ВПГР). Особенностью их конструкции является наличие трех последовательных зон сухого центробежного пылеулавливания, позволяющее улавливать твердые частицы, размерами до 3,0 - 5,0 мкм. Применяемые в настоящее время промышленностью высокопроизводительные циклоны ЦН-11, ЦН-15, ЦН-15У и ЦН-24 обладают существенно меньшей эффективностью пылеулавливания по сравнению с разрабатываемыми аппаратами типа ВПГР. Данные аппараты могут конкурировать с высокоэффективными аппаратами отечественного производства, такими как СК-ЦН-22, СК-ЦН-34, СК-ЦН-40 и СДК-ЦН-33 и не отечественного производства, такими как, циклоны Огавы, циклоны Гумбольдта.

Для разработки инженерной методики расчета необходимо определить эффективность процессов пылеулавливания различных пылегазо-вых систем, исследовать влияние режимных и конструктивных параметров, аэродинамическое сопротивление аппарата, учитывающее энергетические затраты на проведение санитарной или технологической очистки и экологическую безопасность.

Целью данной работы являлось исследование аэродинамического сопротивления винтовой зоны пылеулавливания ВПГР и определение влияния режимных и конструктивных параметров, обеспечивающих экологическую безопасность процесса.

Аэродинамическое сопротивление винтовой зоны пылеулавливания аппарата АРе, Па рассчитывалось по уравнению:

АРв = ^

Р- ^z 2

(1)

где ^ в - коэффициент сопротивления винтовой зоны пылеулавливания; р - плотность газовой смеси, кг/м3; Ус = Су / Рк - скорость движения смеси в кольцевом сечении, м/с; - объёмный расход газовой смеси, м3/с; рк = — . р 2 _ ё 2 )

2

- площадь кольцевого сечения, м ; и - внутренний диаметр аппарата, м; ё - наружный диаметр выходной трубы, м.

Аэродинамическое сопротивление в винтовом закручивающем устройстве (ВЗУ) возникает при изменении направления движения газа из входной зоны пылеулавливания в винтовой канал, внутри его и на выходе из него. Изменение направления потока на входе возникает из-за разности углов закрутки потока во входной зоне пылеулавливания и винтовом канале. Потери давления внутри ВЗУ обусловлены трехмерным характером течения, трением потока о стенки канала и неравномерностью поля скорости за счет возникновения вторичных трений. По этим причинам теоретический расчет отдельных составляющих потерь давления вызывает трудности. Поэтому уравнения для расчета сопротивления ВЗУ получены экспериментальными методами, в которых учитываются суммарно все виды потерь в виде коэффициента Св в основной и дополнительных зонах пылеулавливания.

В уравнении (1) коэффициент Св является функцией конструктивных и режимных параметров, которые могут быть определены экспериментально в виде зависимости:

& = ¡1 (ё, 5, А, Ив, Явв), (2)

где ё = ё / Б - относительный диаметр выхлопной трубы; = ¡¡/Б - относительный шаг

закрутки потока; А1 = А1 /Б - относительный радиальный зазор между лопастями ВЗУ и внутренним

диаметром аппарата D; hв = Не /О - относительная

высота закручивателя; Reв =VD^dЭ^р/^ - критерий Рейнольдса; ц - вязкость газовой смеси, Па ■ с ; р - плотность газовой смеси, кг/м3

Св=2 АР/(р VD2).

(5)

d Э = D

d -

эквивалентный диаметр, м.

Уравнение (2) может быть преобразовано

к виду:

Се = / (ввхве, 4, Ив, Reв), (3)

где вeхe=tgфср(1+ d2)/(1+d ) - интегральный параметр крутки ВЗУ [1]; tgфср=(п■dср)/S; ^р= (О + d)/2 - средний диаметр канала ВЗУ; фср- средний угол закрутки, град.

Для определения влияния режимных параметров на аэродинамическое сопротивление винтовой зоны пылеулавливания были проведены исследования при постоянных конструктивных параметрах

(Явх = 2 ■ Rх /D = 0,8;КТ = а ■ Ъ /= 0,15 ).

Исследования проводились на аппарате диаметром 0=120 мм, с наружным диаметром выхлопной трубы d=0,047 м, шириной а=0,024 м и высотой Ь=0,06 м входного патрубка, на чистом воздухе по известной методике [1-3].

Расходы газа изменялись в интервале от 50 до 250 м3/ч при температуре воздуха 20 + 1 °С .

В ходе эксперимента находилось гидравлическое сопротивление винтовой зоны как разность между суммарным гидравлическим сопротивлением входной и винтовой зоны ДР^, Па и сопротивлением входной зоны ДРЬ Па:

ДРВ = ДР12-ДР1.

(4)

Винтовая зона пылеулавливания состояла из основной и дополнительной винтовых зон (рис.1).

Основная винтовая зона включала в себя ВЗУ, имеющее следующие конструктивные размеры. Шаг винта составил 81=0,048 м; количество витков щ=4; зазор между корпусом аппарата и ВЗУ Д!=0,006 м.

Дополнительная винтовая зона состояла из цилиндрической вставки, для создания большей центробежной силы, чем в основной зоне, и ВЗУ с шагом 82=0,038 м; количеством витков п2=4; зазор между ВЗУ и цилиндрической вставкой Д2=0,006 м.

На рис. 2 представлена зависимость гидравлического сопротивления винтовой зоны аппарата АРе, Па от скорости движения газовой смеси VD, м/с.

Анализ этого графика показывает, что сопротивление винтовой зоны аппарата существенно возрастает при скоростях движения газа Уп=5-7 м/с.

Коэффициент сопротивления Се экспериментально определялся из уравнения (1), когда были известны значения АРе, Па как функция скорости VD, м/с:

б

Рис. 1 - а) Основная винтовая зона; б) дополнительная винтовая зона

Рис. 2 - Зависимость гидравлического сопротивления винтовой зоны аппарата АРв от скорости движения газовой смеси Уп

На рис. 3 приведена зависимость коэффициента сопротивления винтовой зоны от критерия Рейнольдса Reе.

а

20000 Re

Рис. 3 - Зависимость коэффициента сопротивления винтовой зоны Се от критерия Рейнольд-са Яве

Из рисунка видно, что с увеличением значения критерия Рейнольдса Reе значение коэффициента Се уменьшается и при значениях яе )( 35 + 40 ) ■ 10 3 , по-видимому, достигается автомодельный режим течения. При числах Рейнольдса яе в < ( 35 + 40 ) ■ 103 коэффициент

сопротивления Се определяется режимными и конструктивными параметрами, а при Яе ) ( 35 + 40 ) ■ 103 - только конструктивными.

В данной исследовательской работе не определялось влияние конструктивных параметров винтовой зоны на аэродинамическое сопротивление.

В ходе работы было установлено, что сопротивление винтовой зоны зависит от геометрических параметров входной зоны. Исследования, проведенные с изменением конструктивных параметров входной зоны при числах Рейнольдса

Яев = (5 ^ 40) ■ 103, представлены на рис. 4.

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

0,05

0,1 Кт

0,15

0,2

Рис. 4 - Зависимость коэффициента сопротивления винтовой зоны Се от коэффициента крутки Кт

Анализ этого графика показывает, что увеличение значения коэффициента сопротивле-

ния С в происходит с увеличением значения коэффициента крутки Кт.

Результаты проведенных исследований аэродинамического сопротивления винтовой зоны пылеулавливания вихревого пылегазоразделителя качественно совпадают с исследованиями проти-воточных циклонов, вихревых камер и закручивающих устройств [4,5].

Выводы

1. Приведены результаты опытных исследований аэродинамического сопротивления винтовой зоны пылеулавливания ВПГР и рассмотрено влияние режимных параметров.

2. Установлено влияние коэффициента крутки потока на коэффициент аэродинамического сопротивления винтовой зоны пылеулавливания.

3. В производстве сухой молочной сыворотки [6] предложено дополнительное пылеулавливающее оборудование для снижения потерь, что позволит частично устранить экологические проблемы данного производства.

4. В производстве синтетических моющих средств [7] реконструкция систем аспирации позволит снизить выбросы порошков СМС в окружающую среду и повысить экологическую безопасность производства за счет замены существующих циклонов на ВПГР.

Литература

1. В.В. Алексеев, И.И. Поникаров, П.В. Алексеев. Исследование аэродинамических закономерностей вихревого пылегазоразделителя // Вестник Казан. технол. ун - та, 16, 20, 220 - 223 (2013)

2. В.В. Алексеев, И.И. Поникаров, П.В. Алексеев. Анализ гидравлического сопротивления и расчет противо-точных циклонов и вихревых камер // Вестник Казан. технол. ун - та, 17, 2, 132 - 134 (2014).

3. В.В. Алексеев, И.И. Поникаров. Исследование аэродинамического сопротивления входной зоны пылеулавливания вихревого пылегазоразделителя // Вестник Казан. технол. ун - та, 17, 4, 220 - 222 (2014).

4. Нурсте Х.О. Исследование аэродинамики потока в закручивающихся устройствах / Х.О. Нурсте, Ю.В. Иванов, Х.О. Луби // Теплоэнергетика. -1978.-№1. -С. 37 - 39.

5. Халатов А.А. Теория и практика закрученных потоков / А. А. Халатов. - Киев: Наук. думка, 1989. - 192 с.

6. В.В. Алексеев, П.В. Алексеев, И.И. Поникаров. Совершенствование технологической схемы производства сухой молочной сыворотки// Вестник Казан. тех-нол. ун - та, 16, 21, 218 - 220 (2013).

7. В.В. Алексеев, И.И. Поникаров. Расчет и применение вихревого пылегазоразделителя в производстве синтетических моющих средств // Вестник Казан. тех-нол. ун - та, 17, 14, 428 - 430 (2014).

0

0

30000

40000

0

© В. В. Алексеев - канд. техн. наук, доц. каф. машин и аппаратов химических производств КНИТУ, valexeevtt@mail.ru; Л. Н. Москалев - зав. лаб. той же кафедры, lejnya@yandex.ru; И. И. Поникаров - д-р техн. наук, профессор той же кафедры, советник ректората.

© V. V. Alekseev - Candidate of Technical Sciences, the associate professor of machines and devices of chemical productions of KNRTU, valexeevtt@mail.ru; L. N. Moskalev - manager of laboratory of the same chair, lejnya@yandex.ru 1 I. Ponikarov - the Doctor of Technical Sciences, Professor of the same chair, the adviser of administration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.