Научная статья на тему 'Исследование адаптации студентов первого курса как механизма социализации'

Исследование адаптации студентов первого курса как механизма социализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
312
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНТЫ МЛАДШИХ КУРСОВ / EDUCATION OF STUDENTS / КРИТЕРИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ / CRITERION OF SUCCESSFUL SOCIAL ADJUSTMENT / ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADJUSTMENT / ДЕЗАДАПТИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / MISADAPTING FACTORS / ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ. / SOCIAL ADJUSTMENT / FRESHMEN CLASSES / PERSONALITY ADAPTATION / SOCIAL ADJUSTMENT PROGRAM.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баранова Татьяна Анатольевна, Акопова Мария Алексеевна

В статье рассматривается взаимосвязь процесса социализации и воспитания, понятие адаптации, а также дезадаптирующие факторы, возникающие у студентов младших курсов. Целью работы является обоснование необходимости создания и реализации программы адаптации студентов младших курсов в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. Определив сущность социализации и адаптации, авторы устанавливают критерии успешной адаптации в высшем учебном заведении и выясняют условия, способствующие всестороннему развитию личности студента. Приведены результаты экспериментального исследования по анализу дезадаптирующих факторов посредством методов дескриптивной презентации, статистического и сравнительного анализа. В заключение авторы доказывают, что внедрение программы адаптации студентов младших курсов оптимизирует показатели эффективности учебно-воспитательной работы в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Баранова Татьяна Анатольевна, Акопова Мария Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF THE FIRST-YEAR STUDENTS’ ADAPTATION AS A TOOL OF SOCIAL ADJUSTMENT

The article analyzes interrelation of social adjustment and education, involving the misadapting factors that arise among freshmen classes. The goal of the paper is to validate the relevancy of establishing the students’ social adjustment program. Defining the essence of social adjustment the authors set the criteria of successful educational process at high school and find out conditions that may improve the level of students’ satisfaction and its contribution into their both personal and professional growth. As a result, the article presents the outcomes of the survey that deals with the methods of descriptive presentation of personality attitudes, statistical and comparative analysis. In conclusion the authors justify that introduction of social adjustment program minimizes psychological risks and destructive factors of the personality fostering process.

Текст научной работы на тему «Исследование адаптации студентов первого курса как механизма социализации»

-►

Образование и педагогические науки

DOI 10.58627JHSS.220.17 УДК 378.14.013:316.48

Т.А. Баранова,

М.А. Акопова

ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА КАК МЕХАНИЗМА СОЦИАЛИЗАЦИИ

В статье рассмотрены взаимосвязь процесса социализации и воспитания, понятие адаптации, а также дезадаптирующие факторы, возникающие у студентов младших курсов. Целью работы является обоснование необходимости создания и реализации программы адаптации студентов младших курсов в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. Определив сущность социализации и адаптации, авторы устанавливают критерии успешной адаптации в высшем учебном заведении и выясняют условия, способствующие всестороннему развитию личности студента. Приведены результаты экспериментального исследования по анализу дезадаптирующих факторов посредством методов дескриптивной презентации, статистического и сравнительного анализа. Авторы доказывают, что внедрение программы адаптации студентов младших курсов оптимизирует показатели эффективности учебно-воспитательной работы в высшем учебном заведении.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ; СТУДЕНТЫ МЛАДШИХ КУРСОВ; КРИТЕРИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ; ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ; АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ; СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ; ДЕЗАДАПТИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ; ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ.

Период обучения в вузе является важнейшим периодом социализации человека. Социализация личности относится к тем процессам, посредством которых люди учатся совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом, и при этом сам человек активно участвует в освоении культуры человеческих отношений, формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации

Социализация личности — это процесс вхождения индивида в социальную среду, овладения умениями и навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности, т. е. это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и обществен-

ных отношений [4, с. 543]. Иначе говоря, студенческий возраст характеризуется периодом «устойчиво концептуальной социализации, когда вырабатываются устойчивые свойства личности» [7, с. 447].

Темпы социализации подрастающего поколения на сегодня отстают от темпов и уровня развития общества, что неизбежно приводит к торможению общественно значимых процессов. В этом случае следует говорить о необходимости реализации социального заказа общества институтами социализации. В соответствии с заказом институты меняют теоретические модели, которые задают основные требования к личностно-развиваю-щей среде, личностному пространству, образу жизни, ценностным ориентациям, поведению и другим параметрам, включая требования к

внешнему облику субъектов образовательного процесса [5, с. 45].

По своему содержанию процессы социализации и воспитания взаимосвязаны. Необходимо отметить, что социализация связана с всесторонним развитием личности под влиянием разнообразных социальных факторов и носит преимущественно стихийный характер, при этом индивид играет активную роль, сам выбирает идеал и следует ему, а круг людей, которые оказывают социализирующее воздействие, достаточно широк и неограничен. В свою очередь, воспитание как составная часть социализации призвано упорядочить этот процесс, намеренно формируя личность в соответствии с принятым идеалом под влиянием сознательно направляемых многообразных воздействий. «Воспитание, по существу, есть одна из форм социализации личности, а именно управляемый и целенаправленный процесс социализации» [6, с. 24]. Основными участниками воспитательного процесса в вузе являются студенты и преподаватели. Под влиянием социальных зависимостей, различных воздействий воспитательного характера у студентов складывается представление о мире, формируются привычки деятельности и поведения, навыки, система привычного сознания, развиваются все психические свойства личности и мышление, благодаря чему студенты становятся подготовленными участниками общественной жизни [3].

Критериями успешной социализации можно считать следующие личностные проявления:

• сбережение здоровья,

• успешность в обучении,

• устойчивость разнообразных позитивных индивидуальных интересов,

• оптимистическая самооценка,

• четкий профессиональный план,

• общественная активность,

• высокий уровень моральных качеств,

• высокий уровень культуры поведения и др.

В определение сущности социализации,

особенностей ее процесса и структуры внесли свое понимание такие выдающиеся ученые, как В.С. Барулин, Э. Дюркгейм, И.С. Кон, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, С.Л. Рубен-штейн, Т. Парсонс, Г. Зиммель, А.В. Мудрик, А.А. Реан. Все они отмечают тот факт, что социализация — это процесс присоединения, интеграции личности в общество.

сущность социализации заключается, с одной стороны, в усвоении индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, с помощью которых он формируется как личность и функционирует в данном обществе, а с другой — в сочетании адаптации и обособления человека в обществе, баланс которых определяет становление индивида социальным существом и развитие человеческой индивидуальности.

Адаптация — приспособление личности к измененным внешним условиям. Различают физиологическую, социально-психологическую и профессиональную адаптации [4]. В нашем исследовании мы делаем акцент на социально-психологической адаптации, под которой понимаем процесс становления и развития основных параметров социально-личностных характеристик студентов и приведение их в состояние динамического равновесия с новыми условиями жизни.

Понятие о социализации как процессе полной адаптации личности к социальной системе сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон, А. Парк, Д. Доллард, Дж. Кольман и др.). Согласно Т. Парсонсу, социализация личности осуществляется с помощью познавательных, защитных психических и приспособительных механизмов. следует отметить, что познавательными механизмами являются подражание (имитация) и психическая идентификация, опирающиеся на чувства любви и уважения; с помощью защитных психических механизмов принимаются решения в тех случаях, когда между потребностями личности возникают конфликты, а механизмы приспособления тесно связаны с защитными механизмами [2, с. 682].

Таким образом, адаптация рассматривается как составляющая социализации и как ее механизм (в процессе социализации перед личностью возникают проблемные ситуации, для преодоления которых формируются адаптивные процессы). Т. Парсонс и Р. Мертон интерпретируют социализацию как процесс полной интеграции личности в социальную систему путем приспособления или адаптации к последней. Под результатом социализации понимается различная степень адаптированности личности к разнообразным социальным ситуа-

циям, микро- и макрогруппам, членом которых является индивид.

В высшем учебном заведении проблема адаптации значима для студентов всех курсов. Она представляет собой сложный, многофакторный период включения в новую образовательную систему, в новые социальные отношения, иначе говоря, в новые условия, выходящие за пределы их обыденного образа жизни. Особенно актуальна выше обозначенная задача для первокурсников, испытывающих на первых этапах обучения значительные трудности, которые обусловлены: неопределенностью мотивации выбора профессии; переживаниями, связанными с необходимостью «вживления» в новый коллектив, отличный от школьного; необходимостью освоения новых учебных норм, оценок, приемов самостоятельной работы и приспособления к новым условиям быта в студенческих общежитиях и т. д. Безусловно, сложности социально-психологического, учебного и материально-бытового характера не исчерпываются перечисленными выше, но, по нашему мнению, именно они наиболее значимы. Следует отметить, что адаптация студентов к новым вузовским условиям жизнедеятельности является интегра-тивной, так как все аспекты адаптации тесно взаимосвязаны между собой, обеспечивая единый, комплексный процесс «включения» личности в обучающую среду.

В рамках создания программы адаптации студентов младших курсов Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) было проведено исследование среди студентов первого курса с целью выявления дезадаптирующих факторов и заинтересованности учащихся в создании программы по адаптации. В нем приняли участие 254 человека. Исследование проводилось на основе анкеты, разработанной сотрудниками кафедры «Лингводидактика и перевод» СПбПУ. По нашему мнению, сложность процесса адаптации студентов первого курса обусловлена в первую очередь различием в их исходных данных. Для получения объективных экспериментальных результатов испытуемые были дифференцированы по территориальному признаку: в группу 1 вошли студенты, изменившие свое местожительство в связи с поступлением в вуз (проживание в общежитии, на съемной кварти-

ре), — 95 человек; в группу 2 — студенты, проживающие с родителями, — 159 человек.

Непременное условие успешной адаптации студентов первого курса обеспечивается прежде всего позитивным отношением к выбранному учебному заведению. Результаты ответов свидетельствуют, что большинство учащихся как группы 1, так и группы 2 (98 %) довольны тем, что являются студентами нашего университета.

Весьма показателен тот факт, что на вопрос «Изменился ли Ваш образ жизни с началом учебы в вузе?» ответили утвердительно 79 % студентов группы 1 и только 26 % студентов группы 2. Возможно, процесс адаптации для испытуемых группы 1 усложняется тем, что они в силу своего возраста морально не готовы к самостоятельной жизни и к тому, что им придется решать различные материально-бытовые проблемы с первых дней обучения в вузе.

В проводимом исследовании нас интересовало и субъективное восприятие студентами адаптационного процесса. На вопрос «Трудно ли Вам было привыкать к студенческой жизни?» 24 % респондентов группы 1 и 31 % испытуемых группы 2 ответили, что никакая адаптация им не требовалась, они сразу почувствовали себя студентами. Однако большая часть респондентов группы 1 и группы 2 (45 %) утверждают, что процесс адаптации присутствовал, но был нетрудным и недолгим (менее двух недель), а 6 % студентов группы 1 и 8 % испытуемых группы 2 сталкивались со сложностями в процессе адаптации в течение достаточно длительного периода, но благополучно преодолели их. Следует обратить внимание, что небольшое количество студентов (13 % из группы 1 и 8 % из группы 2) до сих пор не привыкли к условиям вуза.

В период адаптации 44 % опрошенных группы 1 и 38 % учащихся группы 2 испытывали в первое время после поступления в университет чувство полной беспомощности, при этом 45 % студентов группы 1 и 53 % респондентов группы 2 рассчитывали только на собственные силы, по 18 % учащихся в обеих группах ожидали поддержки от семьи и родственников, 32 % (группа 1) и 22 % (группа 2) — от друзей, и лишь по 3 % студентов в обеих группах надеялись на помощь дирекции университета. Следовательно, возникающие трудности большинство студентов предпочитают решать исключительно самостоятельно, в то время как небольшая

часть опрошенных советуются с друзьями и родителями. Полученные результаты позволяют говорить об отсутствии или неэффективности работы кураторов младших курсов.

Отвечая на вопрос «Какие проблемы, стоящие перед Вами, Вы лично считаете существенными?», значительная часть студентов (60 %) обеих групп назвали в качестве основной трудности на первых этапах обучения учебный процесс. следовательно, для студентов группы 2 помимо естественных материально-бытовых проблем образуются сложности в обучении, что не способствует оптимальной адаптации. Поэтому изучение факторов, препятствующих достижению успешных результатов в процессе обучения, должно быть первоочередной задачей программы адаптации.

с какими же трудностями сталкиваются студенты вуза на первом курсе? самой важной студенческой проблемой 52 % учащихся группы 1 и 53 % респондентов группы 2 считают дефицит времени, делая акцент на большом объеме домашних заданий и самостоятельной работы, т. е. на чрезмерной учебной нагрузке. Данный факт объясняется, по нашему мнению, отсутствием умения рационально планировать свое время, так как лишь 17 % студентов обеих групп испытывают незначительные трудности в процессе обучения по отдельным дисциплинам.

серьезного внимания, на наш взгляд, заслуживают межличностные отношения студентов. В этом возрасте легко инициируются знакомства, легко образуются дружеские связи. Молодые люди осваивают нормы отношений между людьми (деловые, личные и др.). Учебная деятельность проходит в группе, в среде однокурсников [1].

с целью рассмотрения адаптации в сфере межличностного общения испытуемым было предложено высказать мнение о группе, в которой они обучаются, и ответить на следующие

вопросы: «К Вам хорошо относятся в группе?», «Как Вы оцениваете свою принадлежность к группе?», «Хотели бы Вы перейти в другую группу или поменять ее состав?» Опрос выявил, что 60 % студентов группы 1 и 57 % респондентов группы 2 считают группу, где они обучаются, дружной, однако около 30 % учащихся групп 1 и 2 отмечают отсутствие сплоченности среди своих одногруппников. значительная часть студентов (60 %) обеих групп утверждают, что к ним хорошо относятся большая часть од-ногруппников, 43 % учащихся группы 1 и 49 % респондентов группы 2 считают себя активными и полноправными членами коллектива. Отвечая на последний вопрос, около 40 % студентов обеих групп заявили, что им нравится группа, где они обучаются, и они всем довольны, а 30 % остались бы в группе, но поменяли бы в ней несколько человек, перейти в другую группу хотели бы лишь 2 % опрошенных. Таким образом, у большинства респондентов не наблюдается сложностей в установлении межличностных отношений с одногруппниками.

Данные, полученные из ответов на вопрос относительно необходимости проведения в каждой студенческой группе специальных психологических тренингов по адаптации к вузу (88 % студентов группы 1 и 82 % учащихся группы 2 заинтересовались участием в адаптационных тренингах), подтвердили актуальность создания и реализации комплексной программы адаптации студентов младших курсов санкт-Петербургского политехнического университета, которая позволит существенно минимизировать процесс дезадаптации, предупредить возможные нарушения психологического здоровья студентов, развить готовность учащихся первого курса к профессиональному обучению, повысить стрессо- и конфликтоустойчивость, актуализовать коммуникативные навыки и в итоге оптимизировать показатели эффективности учебно-воспитательной работы.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акопова М.А., Баранова Т.А. Формирование личности современного студента как важнейшая задача российского образования // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 2 (172). С. 95-111.

2. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М.: Изд-во иностранной лит., 1961. 882 с.

3. Краснокутская С.Н. Семейное поведение студенческой молодежи: сб. науч. тр. URL: http://www. ncstu.ru.htm (дата обращения: 03.04.2009).

4. Рапацевич Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия. Мн.: Соврем. слово, 2005. 720 с.

5. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 335 с.

6. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. 416 с.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие. Ростов н/Д: Логос, 1995. 671 с.

БАРАНОВА Татьяна Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингводидак-тики и перевода Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Россия, 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29 e-mail: baranova.ta@flspbgpu.ru

АКОПОВА Мария Алексеевна — доктор педагогических наук, директор гуманитарного института, заведующий кафедрой лингводидактики и перевода Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

T.A. Baranova, M.A. Akopova

INVESTIGATION OF FIRST-YEAR STuDENTS' ADAPTATION

as a tool of social adjustment

The article analyzes the interrelation of social adjustment and education, involving misadapting factors that arise among freshmen classes. The goal of the paper is to validate the relevancy of establishing a student social adjustment program. Defining the essence of social adjustment, the author sets the criteria of a successful educational process at higher institutions and finds out conditions that may improve the level of students' satisfaction and its contribution into their both personal and professional growth. As a result, the article presents the outcomes of the survey that deals with the methods of the descriptive presentation of personality attitudes, statistical and comparative analyses. In conclusion the author proves that the introduction of the social adjustment program minimizes psychological risks and destructive factors of the personality development process.

SOCIAL ADJUSTMENT; FRESHMEN CLASSES; CRITERION OF SUCCESSFUL SOCIAL ADJUSTMENT; STUDENT EDUCATION; PERSONALITY ADAPTATION; SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADJUSTMENT; MISADAPTING FACTORS; SOCIAL ADJUSTMENT PROGRAM.

references

1. Akopova M.A., Baranova T.A. [Personality development of today's students as a priority of the Russian education]. St. Petersburg State Polytechnical University Journal: Humanities and Social Sciences, 2013, no. 2 (172), pp. 95-111. (In Russ.)

2. Bekker G., Boskov A. Sovremennaya sotsiologi-cheskaya teoriya v yeye preyemstvennosti i izmenenii

[Contemporary sociological theory in its continuity and change]. Moscow, Inostrannaya literatura Publ., 1961. 882 p. (In Russ.)

3. Krasnokutskaya S.N. [Family behavior of students]. Available at: http://www.ncstu.ru.htm (accessed 03.04.2009).

4. Rapatsevich E.S. Pedagogika. Bol'shaya sovremen-naya entsiklopediya [Pedagogy. Contemporary Encyclopedia]. Minsk, Sovremennoye slovo Publ., 2005. 720 p. (In Russ.)

5. Podlasiy I.P. Pedagogika: 100 voprosov — 100 ot-vetov [Pedagogy: 100 questions — 100 answers]. Moscow, VLADOS-press Publ., 2004. 335 p. (In Russ.)

6. Rean A.A. Psikhologiya lichnosti. Sotsializatsiya, povedeniye, obshcheniye [Personality Psychology. Socialization, behavior, communication]. St. Petersburg, Prime-Evroznak Publ., 2004. 416 p. (In Russ.)

7. Stolyarenko L.D. Osnovypsikhologii [Fundamentals of Psychology]. Rostov-on-Don, Logos Publ., 1995. 671 p. (In Russ.)

BARANOVA Tatyana A. — Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. Politekhnicheskaya ul., 29, St. Petersburg, 195251, Russia e-mail: baranova.ta@flspbgpu.ru

AKOPOVA Mariya A. — Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.