Научная статья на тему 'ИССЕДОНЫ: ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И ЛОКАЛИЗАЦИЯ'

ИССЕДОНЫ: ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И ЛОКАЛИЗАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
240
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЕДОНЫ / АРИСТЕЙ ПРОКОНЕССКИЙ / ГЕРОДОТ / ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / АНТИЧНАЯ ГЕОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Осипов Всеволод Викторович

Народ исседонов известен по античной традиции, восходящей к трудам Аристея Проконесского и Геродота. В статье обозреваются основные варианты локализации и этноязыковой принадлежности этого народа, предлагаемых современными исследователями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSEDONES: ETHNICITY AND LOCALIZATION

The Issedones are known from the classical tradition, which derives from Aristeas of Proconessus and Herodotus. The article addresses the main concepts of the Issedones’ localization and ethnicity by modern scholars.

Текст научной работы на тему «ИССЕДОНЫ: ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И ЛОКАЛИЗАЦИЯ»

Исседоны: этническая принадлежность и локализация The Issedones: ethnicity and localization

Осипов Всеволод Викторович

Студент-бакалавр, 3 курс Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Россия, Москва [email protected]

Osipov Vsevolod Viktorovich

Bachelor-student, the 3rd year Lomonosov Moscow State University Russia, Moscow [email protected]

Аннотация.

Народ исседонов известен по античной традиции, восходящей к трудам Аристея Проконесского и Геродота. В статье обозреваются основные варианты локализации и этноязыковой принадлежности этого народа, предлагаемых современными исследователями.

Annotation.

The Issedones are known from the classical tradition, which derives from Aristeas of Proconessus and Herodotus. The article addresses the main concepts of the Issedones' localization and ethnicity by modern scholars.

Ключевые слова: исседоны, Аристей Проконесский, Геродот, этническая принадлежность, античная география.

Key words: the Issedones, Aristeas of Proconessus, Herodotus, ethnicity, ancient geography.

Исседоны, исседы ('IaanSoveQ IcaqSoi) - народ, населявший, по-видимому, северо-восточную окраину известного древним грекам и римлянам мира [1, с. 28]. Конкретное место их проживания и этническая принадлежность всегда привлекали внимание исследователей, и за время изучения античной географии появилось множество интерпретаций. Наиболее примечательные из них были рассмотрены в известной работе А.И. Доватура, Д.П. Каллистова и И.А. Шишовой [2, с. 253-255]. Однако со времени её выхода увидели свет несколько других весьма примечательных исследований по теме - например, работы И.В. Куклиной [4] и И.В. Пьянкова [5], в том числе, обозначившие принципиально новый взгляд на этническую принадлежность и ареал обитания таинственного народа. В настоящей статье предпринята попытка обозреть основные предложенные исследователями интерпретации.

Сведения античных авторов

Одно из наиболее ранних упоминаний об исседонах (под именем laaqSoi) содержится в поэме «Аримаспея», приписываемой Аристею Проконесскому и датируемой VII или VI веком до н.э. [7, с. 29; 8, p. 7]. Поэма, дошедшая до нас в виде примерно 30 фрагментов и свидетельств у различных авторов (прежде всего, у Иоанна Цеца), повествует о путешествии Аристея к северным народам: исседоны, обитают дальше всех прочих, к коим он сам смог добраться [3, с. 36]. Исседоны живут у некоего обширного водоёма, носят своеобразные причёски - то ли длинные косы, то ли высокие пучки волос - которыми, притом, очень гордятся. На исседонах, по услышанным путешественником рассказам, населённый мир не заканчивается: дальше всего, у самого моря, живут гипербореи, затем грифы, стерегущие золото, а ближе всех к самим исседонам - одноглазые люди -аримаспы. Все эти народы, исключая лишь гипербореев, воюют друг с другом. Кроме того, аримаспы, вытеснив в ходе войны исседонов с их родной земли, дали толчок череде переселений: исседоны вытесняют соседствующих с ними скифов, а те - киммерийцев [7, с. 16-17].

Эти сведения о соседях исседонов, как и само название народа, прочно закрепляется у греческих авторов, поскольку данные «Аримаспеи», по-видимому, становятся одной из важных составляющих системы ранних античных географических представлений - т.н. «древней ионийской периэгезы» [3, с. 38]. Во второй половине VII -V вв. до н.э. имя исседонов в несколько разных вариантах - 'IcanSoi, IcanSove^, 'Eaan5ove<; - называют поэты Пиндар и Алкман, логографы Дамаст Сигейский и Гекатей Милетский [1, с. 30; 8, p. 5]. По-видимому, именно в сохранившихся фрагментах произведении Гекатея «Землеописание» впервые чётко локализуется место проживания исседонов у подножия Рипейских гор, он же называет исседонов одним из скифских племён [3, с. 60]. Однако особенно много новых сведений об исседонах привносит Геродот.

Отец истории, в целом, повторяет рассказ «Аримаспеи» о соседях исседонов, в I книге своего труда дополняя картину массагетами, которых он помещает в пространстве между исседонами и скифами. Там же появляется дополнительный ориентир - река Аракс, на одном или разных берегах которой живут и массагеты, и исседоны [I, 201]. В IV книге, посвящённой описанию Скифии, Геродот отдельно упоминает Аристея и пересказывает его сведения о северных странах [IV, 13, 16]. Перечисляя народы, населяющие земли к северу от Ольвии, он доходит до скифских племён, освободившихся от «ига» царских скифов, на которых заканчиваются равнинные земли. Далее пролегает «...земля каменистая и неровная» [IV, 23; пер. по 2, с. 109], за которой и проживают исседоны со своими западными соседями аргиппеями (загадочными «лысыми» или «плешивыми» людьми). Вслед за Гекатеем Геродот помещает исседонов (наряду с упомянутыми аргиппеями) у подножия высоких гор, которые «отрезают [этот край], и через них никто не проходит» [IV, 25; пер. по 2, с. 109]. Правда, в отличие от Гекатея, Геродот не именует эти горы Рипейскими, (что открывает, как мы увидим, большой простор для интерпретации этих сведений).

В этих неназванных горах обитают, по рассказам, козлоногие люди (чему, правда, сам Геродот не верит), за ними живут уже известные нам от Аристея одноглазые аримаспы, а также стерегущие золото грифы и гипербореи [IV, 27, 32]. К этим сведениям Геродот добавляет, что жители «загорья», по словам аргиппеев спят по полгода, чему автор, впрочем, также не доверяет [IV, 25]. Кроме того, Геродот рассказывает о некоторых обычаях исседонов: в частности, об употреблении в пищу мяса покойного предка вместе с мясом животных и о почитании позолоченного черепа предка. Отдельно также отмечается равноправие мужчин и женщин [IV, 26]. В довершении рассказа об исседонах Геродот говорит, что в их землях, равно как и в землях их ближайших соседей, очень суровый климат, восемь месяцев там стоит «.мороз такой нестерпимый, что если в это время разлить воду, то и грязи ты не получишь», холодно и в оставшееся время года [IV, 28; пер. по 2, с. 111].

Позднее исседонов (под именем Essedones) упоминают и латинские авторы - Помпоний Мела (I в. н.э., он помещает исседонов недалеко от Меотиды), Солин (IV в. н.э.), Аммиан Марцеллин (IV в. н.э.) и другие. Плиний Старший (I в. н.э.) и Клавдий Птолемей (II в. н.э.) также указывают город с названием Исседон в Серике (так в античных источниках называется территория Восточного Туркестана и вообще Северного Китая). В целом, все авторы ориентируются на сведения Аристея и Геродота, у всех фигурируют примерно одни и те же соседи исседонов, горы, у подножия которых они живут (в большинстве случаев они вслед за Гекатеем названы Рипейскими), у некоторых и названная Геродотом река Аракс [2, с. 253; 4, с. 80].

Этноним

Точная этимология имени исседонов неизвестна. Ни Геродот, ни другие авторы никак не комментируют происхождение названия (хотя, например, истоки имени одноглазых аримаспов Геродоту известны). Однако наиболее распространённая версия роднит это название с рекой Исеть, левым притоком Тобола [1, с. 32]. По-видимому, в пользу этой версии может говорить увязка ещё у Аристея исседонов с водоёмом, на берегу которого они проживают. Исходя из этой же близости к водоёму, И.В. Куклина выдвигает версию о родстве имени

исседонов с названием озера Иссык-куль, отмечая также, что в данном случае больший вес обретают сведения Птолемея, помещающего таинственный народ на северной или северо-западной окраине Китая [4, с. 82]. Кроме того, имя исседонов соотносилось с этнонимом «ушеду-анни», фигурирующем в Колагранской надписи (VIII в. до н.э.) из Восточного Закавказья [6, с. 43]. Тут же упоминаются и «ари-анни», которых исследователь П.Н. Ушаков узнал одноглазых аримаспов. Оба народа, по свидетельству надписи, живут рядом. Высказывались также версии о близости названий исседонов и осетин [2, с. 255].

Варианты локализации

В основном, в описаниях древними места жительства исседонов исследователи обращали внимание на рельеф - каменистую местность, отделяющую народ от скифов, и непроходимые горы, служащие границей с одноглазыми аримаспами и пр. Поскольку у Гекатея и ряда более поздних авторов эти высокие горы прямо названы Рипейскими (которые, в свою очередь, в основном, принято соотносить с Уралом) исседонов часто помещают в Зауралье [2, с. 253]. В то же время ещё в начале XX века английские учёные У.У. Хау и Дж. Уэллс в своём комментарии к труду Геродота выдвинули предположение, впоследствии поддержанное многими исследователями, что по описанию высоких и непроходимых гор в «Истории» можно заключить, что они простираются не с севера на юг (как Урал), а с запада на восток [9]. Выходит, у Геродота здесь упоминаются не Рипейские горы (если отождествлять их с Уралом, как делали данные авторы и вообще большая часть исследователей), а какие-то другие, вероятно, Алтайские [2, с. 249]. В лесостепях перед северными или южными склонах Алтая - то есть, соответственно, в Южной и Юго-Западной Сибири или Северо-Восточном Казахстане локализуют исседонов, в частности, такие отечественные исследователи, как Г.М. Бонгард-Левин и Э.А. Грантовский, Л.А. Ельницкий, И.В. Пьянков [1, с. 32; 3, с. 41, 61; 5, с. 29]. Не исключено, правда, что и сами Рипейские горы простирались не в меридиональном направлении, а наоборот - о таком расположении этих гор в частности пишет И.В. Куклина. Она, правда, соотносит Рипейские горы с Тянь-Шанем и локализует исседонов у его северных склонов (как раз в районе озера Иссык-куль) [2, с. 249; 4, с. 178-179].

Уралом, однако, может оказаться та самая каменистая (также переводимая как гористая) поверхность, которая предшествует местам жительства исседонов. Тогда собственно высокими горами закономерно окажется именно Алтай. На наш взгляд, в пользу этого говорит и разница в высоте этих горных систем - невысокий (не выше 1900 м) Урал и высокий (макс. 4500 м) Алтай. Другими кандидатами на роль каменистой области оказываются возвышенность Общий Сырт, Казахский мелкосопочник или даже предгорья Алтая [2, с. 248-249]. При такой локализации этой местности исседоны должны оказаться где-то в Восточном Казахстане, Киргизии (как это произошло у И.В. Куклиной) или вовсе в Синцзяне - Восточном Туркестане. Последний вариант особенно интересен, поскольку, как уже упоминалось выше, Птолемей и Плиний пишут о существовании города Исседон в Серике - местности, к которой Синцзян как раз и относится.

Отдельный вопрос - водоём, вблизи которого живут исседоны, о нём, напомним, рассказывает ещё Аристей. Как мы уже видели, И.В. Куклиной в нём видится озеро Иссык-куль. И.В. Пьянков предлагает ассоциировать этот водоём с одной из рек бассейна Оби - Иртышом, Ишимом, Тоболом или той самой Исетью (здесь, он солидарен с английским исследователем Аристея - Дж. Болтоном) [5, с. 29; 8, p. 115]. Однако остаётся ещё один водный ориентир - упомянутая Геродотом в I книге Истории река Аракс, на одном или разных берегах которой проживают исседоны и массагеты. Л.А. Ельницкий был склонен видеть в этом Араксе, собственно, кавказский Аракс что соотносилось с его представлением о Рипейских горах как о Кавказе: это, впрочем, не влияло на его локализацию исседонов, поскольку исследователь не увязывал её с Рипейскими горами [3, с. 6061]. Однако, как указывает И.В. Куклина, в представлении Геродота, по-видимому, произошло смешение двух рек, тесно связанных со скифской историей, под общим названием Аракс - собственно, современного Аракса на

Кавказе и Амударьи - последняя и имеется в виду в пассаже об исседонах [4, с. 126]. В этой связи можно вспомнить также близость исседонов к Меотиде, упомянутую Мелой. Она проистекает из другой неверной ассоциации Аракса в этом месте с Танаисом, и потому близость таинственного народа к Меотиде, как правило, отвергается [3, с. 175]. Таким образом, наиболее вероятные «кандидатуры» на роль соседнего с исседонами водоёма - это озеро Иссык-Куль, притоки верхнего и среднего течения Оби, река Амударья.

Итак, суммируя вышесказанное, следует выделить две основные крупные зон возможной локализации: Юго-Западная Сибирь (к северу от Алтайских гор) - Северо-Восточный Казахстан (к югу от Алтайских гор) и Восточный Казахстан - Киргизия - Восточный Туркестан. Примечательно, что предпринимались, весьма остроумные попытки примирить эти два направления: например, немецкие учёные Х.И. Кисслинг и К.И.Г. Нойманн и их отечественные единомышленники представляли исседонов кочевым народом, который мог появляться на всех обозначенных территориях [2, с. 253; 3, с. 81-82].

Этническая принадлежность

Как уже говорилось Гекатей Милетский считал их одним из скифских племён. Ряд отечественных учёных также видят в исседонах некое ираноязычное население: например, Л.А. Ельницкий связывает их с саками [2, с. 254]. В то же время А.Н. Бернштам связывает исседонов с кочевыми ирано- или тюркоязычными усунями, сначала населявшими Восточный Туркестан и шире - весь Северный Китай, а ближе к концу I тыс. до н.э. - Восточный Казахстан (например, регион Семиречья), Киргизию [3, с. 82-83]. Существует версия о связи исседонов с ираноязычным населением тасмолинской культуры в Центральном Казахстане [2, с. 254]. Весьма характерно также, что гораздо севернее от всех перечисленных мест - в Минусинской котловине фиксируются находки одноглазых фигурок ещё времён бытования андроновской культуры (XVI-XII вв. до н.э.), которые иногда связываются с теми самыми одноглазыми аримаспами, локализуемыми, в том числе, также в предгорьях Алтая и по берегам притоков среднего и верхнего течения Оби [2, с. 256; 8, p. 113].

Помимо индоиранской версии, существуют также другие основанные на описании обычаев исседонов, данном у Геродота: в частности, на примечательном обычае поедания трупа предка и выставлении позолоченного черепа. Этот обычай сближался с известным обрядом воздушного погребения, из-за чего исседонов, например, известный русский антиковед Ф.Г. Мищенко и др. считали одним из тибетских народов, у коих в том числе, распространён такой обряд [2, с. 253; 3, с. 79-81]. Также английский учёный Дж. Болтон приводил параллели в обрядах маньчжурских, монгольских и тюркских (например, уйгуров) народов [8, p. 77].

В то же время, наиболее аргументированным и учитывающим большую часть имеющихся у нас сведений об исседонах, представляется мнение о финно-угорском происхождении исседонов. Хотя такая версия существовала и до него, наиболее полно её выразил И.В. Пьянков [2, с. 255]. Он, как уже отмечалось, локализует исседонов по берегам Иртыша, Ишима, Тобола и Исети, что соответствует саргатско-гороховской культуре, которая считается преимущественно угорской (с вероятными индоиранским и енисейским компонентами) [5, с. 29-30]. И.В. Пьянков обращает внимание на близость описанного Геродотом почитания черепа предка как идола и археологических находок подобных черепов-идолов в ареале саргатско-гороховской культуры [5, с. 30-31]. Также его внимание привлекает описанный ещё Аристеем внешний вид исседонов, а точнее самая характерная его черта - высокие причёски - пучки волос или косы. По свидетельству Пьянкова, это характерная для угорских народов (и в особенности для обских угров) причёска, маркировавшая принадлежность человека к воинам [5, с. 31-32]. Более того, Пьянков находит в рассказах исседонов об одноглазых аримаспах и стерегущих золото грифах и т.д., переданных Аристею, явные параллели в картине мира, свойственной народам-носителям именно уральских (а также некоторых енисейских) языков [5, с.32]. В этой концепции, таким образом, исседоны

оказываются одним из угорских народов, близких мадьярам, а также хантам, манси и некоторым другим, по-прежнему населяющим Западную Сибирь.

Итак, мы проследили основные предложенные современными исследователями интерпретации сведений об исседонах из античных источников. Такие учёные, как Г.М. Бонгард-Левин и Э.А. Грантовский, Л.А. Ельницкий, И.В. Пьянков, Дж. Болтон локализуют таинственный народ в лесостепной зоне Юго-Западной Сибири и Северо-Восточного Казахстана, по обе стороны Алтайских гор. В то же время И.В. Куклина, апеллируя к сведениям Плиния и Птолемея, связывает исседонов с районом Семиречья, Восточного Туркестана, Тянь-Шанем и озером Иссык-куль, возводя наименование народа к этому гидрониму. В этноязыковом отношении исседонов роднят с индоиранскими, тюркскими, тунгусо-маньчжурскими, тибетскими, финно-угорскими народами. Среди конкретных этнических групп, которые могут скрываться за именем исседонов, называются царские саки (Л.А. Ельницкий), усуни (А.Н. Бернштам), уйгуры (Дж. Болтон) и др. Однако из обозначенных в работе концепций наибольшее внимание привлекает версия И.В. Пьянкова, опирающаяся на практически все сведения античных авторов, а также данные археологии и этнографии. Так, быту и обрядам исседонов учёный нашёл убедительные параллели у финно-угорских и енисейских народов территории, которая, в свою очередь, по всем заданным Аристеем, Геродотом и последователями параметрам, может соответствовать месту проживания таинственного народа (берега Иртыша, Ишима, Исети, Тобола). В то же время, несмотря на особую полноту и убедительность данной концепции, вопрос об этнической принадлежности и локализации места проживания исседонов всё же нельзя считать полностью решённым.

Список используемой литературы:

1. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. М.,

1983.

2. Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. М., 1982.

3. Ельницкий Л.А. Знания древних о северных странах. М., 1961.

4. Куклина И.В. Этногеография Скифии по античным источникам. Л., 1985.

5. Пьянков И.В. Аристей: путешествие к исседонам // Исседон. 2005. Т. III. С. 15-35.

6. Ушаков П.Н. К походам урартийцев в Закавказье в IX и VIII вв. до н.э. // ВДИ. 1946. №2. С. 31-44.

7. Щеглов Д.А. Аристей из Проконесса: факты и интерпретации // Аристей. 2010. Т. I. С. 9-34.

8. Bolton J. Aristeas of Proconnesus. Oxford, 1962.

9. How W.W., Wells J. A Commentary on Herodotus. Project Gutenberg. 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.