Научная статья на тему 'Испытания экспериментальных камер ЖРД с сопловыми насадками из УУКМ'

Испытания экспериментальных камер ЖРД с сопловыми насадками из УУКМ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
407
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Шнякин В. Н., Потапов A. M., Переверзев В. Г., Коваленко А. Н., Марчан Р. А.

ГКБ «Южное» для камеры двигателя РД 861К разработало и успешно опробовало новую технологию изготовления сопловых насадков из углерод-углеродных композиционных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Шнякин В. Н., Потапов A. M., Переверзев В. Г., Коваленко А. Н., Марчан Р. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TESTS OF EXPERIMENTAL LRE CHAMBERS WITH NOZZLE'S EXTENSIONS FROM CCCM MATERIAL

The paper presents results of firing tests of experimental LRE chambers with nozzle's extensions from carbon-carbon composite material (CCCM), as well as design-technological specifities at manufacture of CCCM extension. The results of experimental works are positive.

Текст научной работы на тему «Испытания экспериментальных камер ЖРД с сопловыми насадками из УУКМ»

УДК 621.454.2.034.018.3

ИСПЫТАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ КАМЕР ЖРД С СОПЛОВЫМИ НАСАДКАМИ ИЗ УУКМ

© 2006 В.Н. Шнякин, А.М. Потапов, В.Г. Переверзев, А.Н. Коваленко, Р.А. Марчан ГКБ «Южное» им. М.К. Янгеля, г. Днепропетровск, Украина

ГКБ «Южное» для камеры двигателя РД 861К разработало и успешно опробовало новую технологию изготовления сопловых насадков из углерод-углеродных композиционных материалов.

Одним из перспективных направлений по повышению энерго-массовых характеристик ЖРД является увеличение степени расширения сопла за счет применения соплового насадка из углерод-углеродных композиционных материалов (УУКМ). Специфика применения УУКМ в ЖРД требует комплексного подхода к решению ряда проблемных вопросов, среди которых наиболее важными являются: химическая и эрозионная стойкость УУКМ в среде продуктов сгорания ЖРД, совместимость УУКМ с металлическими деталями камеры, герметичность соплового насадка из УУКМ и узла его крепления. В настоящее время эти технические проблемы успешно решены [1, 2], но, вместе с тем, остаётся ещё один немало -важный фактор, во многом определяющий коммерческую привлекательность сопловых насадков из УУКМ - это их стоимость, которая является достаточно высокой.

Данная статья посвящена огневым испытаниям сопловых насадков из УУКМ, разработанных в ГКБ «Южное» и изготовленных в кооперации с Государственным заводом «Углекомпозит» (г. Запорожье). Основной целью огневых испытаний была экспериментальная проверка работоспособности сопловых насадков из УУКМ в среде продуктов сгорания топлива АТ+НДМГ. Предполагается, что сопловые насадки, изготовленные из УУКМ по новой технологии, будут использоваться в камере двигателя РД861К тягой 8 тс, имеющей в месте стыковки соплового насадка симметричный вдув генераторного газа с температурой ~650°С. Сопряжение УУКМ с металлическими деталями, имеющими столь высокую температуру, создаёт дополнительные трудности, связанные с существенными различиями в коэффициентах температурного расширения материалов. Поэтому дополнительными целями экспериментов были:

имитация теплового режима, соответствующего камере двигателя РД861К и экспериментальная проверка разработанной концепции крепления соплового насадка к камере ЖРД.

Экспериментальная камера ЖРД представляет собой модернизированную камеру серийного двигателя РД 868, тягой 5кН. Модернизация заключалась в демонтаже хромоникелевого соплового насадка радиационного охлаждения и приварке фланца, имитирующего штатное разъемное соединение камеры двигателя РД 861К. Для управления температурой металлических деталей в месте стыка организован тангенциальный вдув инертного газа (например, азота или гелия) внутрь камеры сгорания для создания завесы. Изменением расхода вдуваемого газа осуществлялось регулирование температуры конструкции в месте стыка металлических и углерод-углеродных деталей в процессе испытаний. Учитывая погрешность расчетов, а также возможное влияние на газовый поток изменений в конструкции при доработке камеры программа огневых испытаний предусматривала ограничение на максимальную температуру фланца в районе стыка металлических и уг-лерод-углеродных деталей.

Механизм крепления соплового насадка из УУКМ с охлаждаемым корпусом камеры должен обеспечивать надёжную фиксацию соплового насадка и герметизацию стыка, как при температуре окружающей среды, так и при температурах, характерных для огневой работы камеры. В большинстве известных аналогов механизм крепления располагается на регенеративно охлаждаемом участке сопла и, таким образом, удаётся организовать и охлаждение места стыка. В камере двигателя РД861К механизм крепления совмещён с узлом вдува, что приводит к нагреву механизма крепления до температу-

ры генераторного газа (~ 650 °С), при этом радиальные расширения сопрягаемых деталей могут достигать несколько миллиметров. Для компенсации температурных расширений была разработана концепция упругой фиксации и центровки соплового насадка.

Механическая связь между камерой ЖРД и сопловым насадком из УУКМ осуществляется разъемным соединением за счёт сжимающих усилий гибких элементов двух типов. Один тип гибких элементов создает сжимающее усилие преимущественно в радиальном направлении по направлению к оси камеры, за счёт чего осуществляется радиальная фиксация, а также центровка соплового насадка в процессе огневой работы камеры ЖРД. В то же время

другой тип гибких элементов создает сжимающие усилие вдоль оси камеры по направлению к минимальному сечению сопла и обеспечивает осевую фиксацию соплового насадка, а также осевое усилие, необходимое для сжатия торцевого замкового уплотнения. Фиксация гибких элементов в устройстве крепления и их сжатие осуществляется с помощью резьбовых соединений. Герметизация узла стыка корпуса экспериментальной камеры с сопловым насадком выполнялась при помощи двух уплотнительных колец из модифицированного терморасширенного графита марки КОЬОСК С-200. Поперечное сечение механизма крепления представлено на рис. 1.

ТПФ

Рис.1. Организация замеров для контроля работоспособности фланца, прижимных

и уплотнительных элементов

Материал, применяемый для прижимных элементов, должен сохранять упругие свойства в процессе работы при температурах ~ 600...650 °С. В изделиях отрасли для упругих уплотнений, работающих при температуре свыше 650 °С, нашли применение железоникелевые жаропрочные сплавы ЭП915 (ХН43БМТЮ), ЭП-700

(10Х15Н27Т3МР), а также жаропрочный никелевый сплав ЭК61 или 40НКХТЮМ (никель-кобальт-хром). В настоящих экспериментах применялся железоникелевый сплав 36НХТЮ (ЭИ702), который рекомендуется для упругих элементов, длительно работающих при температурах до

300...350 °С или кратковременно (несколько минут) до температур 500.550°С.

Для оценки фактического поля температур элементов конструкции механизма крепления были предусмотрены следующие замеры (рис.1): ТПФ - температура поверхности фланца, ТПЛ - температура поверхности лепестков и ТпТл - температура поверхности титанового сегмента; ТФ - температура фланца вблизи огневой поверхности. Контроль герметичности бокового уплотнения осуществлялся по показаниям датчика давления, подсоединенного к штуцеру ДФ (рис.1). Температура наружной поверхности соплового насадка из УУКМ измерялась в

шести точках: по три термопары на срезе сопла и в районе стыка с фланцем.

Общая характеристика экспериментальных сопловых насадков из УУКМ.

ГКБ «Южное» имеет собственный опыт по изготовлению и применению сопловых насадков из УУКМ как для РДТТ, так и для ЖРД. Для условий ЖРД наилучшие показатели были у материала КУП ВМ БС (композиционный углепластик высокомодульный боросилицированный), однако этот материал имел относительно высокую плотность (~ 1,9...2,0 г/см3), а также сложную и трудоемкую технологию изготовления. Материал КУП ВМ БС был разработан в 70х годах прошлого столетия. В настоящее время для условий ЖРД разработаны и опробованы материалы нового поколения, например российский «Граурис» или французская «Бпесша», которые применяются для изготовления габаритных тонкостенных сопловых насадков камер ЖРД и имеют плотность ~ 1,4 г/см3.

ГКБ «Южное» для камеры двигателя РД 861К разработало и успешно опробовало новую технологию изготовления сопловых насадков из УУКМ, которая учитывает фактическое состояние производственной базы, а также условия работы соплового насадка в составе камеры двигателя РД 861К. Применение соплового насадка из УУКМ в модернизируемом двигателе позволило увеличить геометрическую степень расширения сопла со 111 до 177. Среднеобъёмная плотность сопловых насадков, изготовленных по новой технологии, составляет ~1,35 г/см . Технология изготовления насадков из угле-род-углеродного композиционного материала включает следующие операции: изготовление углепластиковой заготовки; механическая обработка торцов и посадочных поверхностей; высокотемпературная обработка - получение углерод-углеродной заготовки; нанесение герметизирующих покрытий.

Углепластиковые заготовки насадка изготавливали методом выкладки на металлическую формообразующую оправку с заданным профилем углеродного волокнистого материала, предварительно пропитанного фенолформальдегидным связующим. В отличие от известных аналогов, новая технология базируется на использовании в каче-

стве сырья более дешёвой низкомодульной углеродной ткани. Толщина заготовки регулировалась количеством слоев углеродного материала. Формование полуфабриката

осуществляли вакуум-автоклавным методом в печи аэродинамического подогрева при 160-5°С. Давление формования 4.5 кгс/см2. Использование углеродного наполнителя специальной объемной структуры позволило обеспечить достаточную межслоевую прочность материала насадка при невысоком давлении формования и исключило необходимость поперечной прошивки слоев материала. Предварительная пропитка наполнителя обеспечила изготовление углепластиковой заготовки более высокого качества, без расслоений, из-за низкого содержания летучих в полуфабрикате.

Механической обработке подвергали углепластиковые заготовки насадка, при этом обрабатывались только торцы деталей и цилиндрический участок для монтажа присоединительного кольца. После высокотемпературных переделов детали не обрабатывали. Внутренний профиль деталей обеспечивается благодаря использованию специальных технологических оправок на стадии изготовления углепластика и углерод-ного-углеродного материала.

Высокотемпературные переделы включают в себя: карбонизацию углепластиковых заготовок, термообработку при 1800+50 °С, предварительное пироуплотнение, окончательное пироуплотнение.

Карбонизацию углепластиковых заготовок, термообработку и предварительное уплотнение проводили на формостабилизирующих оправках за один цикл в электровакуумной печи. Формостабилизирующая оправка имеет определенный профиль наружной поверхности, что позволяет обеспечить заданную геометрию заготовки. Материал оправки имеет близкий к материалу заготовки коэффициент термического расширения. Карбонизация осуществляется при температуре 850°С, термообработка - при 1850+50 °С, предварительное пироуплотнение - при 950 °С. Во время этих стадий материал заготовки предварительно насыщается пироуглеродом и приобретает достаточную жесткость для сохранения формы. Для окончательного уплотнения предварительно

уплотненные заготовки помещаются в электровакуумную печь в свободном состоянии. Процесс насыщения пироуглеродом проводится при температуре 1000+50 °С.

Повышение окислительной стойкости УУКМ достигнуто герметизацией открытой пористости путем послойной пропиткой температуростойкими композициями до полного насыщения с последующей термообработкой. Содержание герметизирующего состава в углерод-углеродном материале составило от 4,24% до 5,13%.

После герметизации коэффициент удельной газопроницаемости УУКМ составляет (0,18-0,19)-10-14м2, удельная негер-

см3 / с

метичность материала - 0,0045 -------.

см2

Краткая характеристика испытательного стенда.

Для обеспечения безотрывного истечения продуктов сгорания из сопла экспериментальной камеры огневые испытания проходят на стенде, оснащенном барокамерой, газодинамической трубой и газоэжекторной установкой. Газоэжекторная установка обеспечивает предварительное разрежение до величины 50.60 мм.рт.ст. в барокамере перед запуском испытуемой камеры ЖРД. После запуска испытуемой камеры ЖРД давление в барокамере снижается до 5.6 мм.рт.ст., таким образом на основном режиме работы обеспечивается имитация высотных условий эксплуатации. Суммарная продолжительность огневого испытания ограничена технологическими причинами и составляет - не более 400....420 секунд. Огневые испытания выполнялись с многократными включениями для уменьшения их ко-

личества и снижения стоимости их подготовки.

Результаты огневых испытаний.

Максимальные температуры, замеренные в процессе испытаний, представлены в таблице 1, где обозначения ТПНС1 и ТПНС2 максимальным соответствуют температурам наружной поверхности насадка на срезе сопла и вблизи механизма крепления, соответственно.

На первом испытании по стендовым причинам не был выдержан режим испытания, что привело к нерасчетному тепловому состоянию экспериментального узла. На первых включениях замер ТПНС выполнялся по традиционной технологии путем приклейки клеем К-800 (в таблице 1 отмечены символом *), в дальнейшем для получения достоверных температур использовались специально разработанные упругие прижимы. Эти прижимы обеспечили надежное прижатие термопар к насадку и существенно более точный замер температур на протяжении всего испытания, в том числе и с многократными включениями. Так, по сравнению со старым способом крепления термопар, уровень замеряемых температур насадка на схожих режимах возрос на 150.200 0С.

Огневым испытаниям подвергались два сопловых насадка: первый экземпляр испытывался на испытаниях №№ 1 и 2, второй на испытаниях №№ 3, 4 и 5. Суммарная наработка на пяти огневых испытаниях составила 869 секунд при восьми включениях, в том числе насадка № 2 - 662 секунд при шести включениях.

Таблица 1. Результаты замеров температуры

'''''''''Дар аметр № исп X, с ТПФ, °С С ° е Т ТПЛ, °С ТпТл,°С ТПНС1, °С ТПНС 2, °С

1 Пуск №1 79 20 - 30 - 526* 511*

2 Пуск №1 129 140 605 235 - 635* 961*

3 Пуск №1 123 120 603 190 540 821 882*

4 Пуск №1 119 180 636 240 505 972 1129

Пуск №2 120 300 639 385 450 957 1070

5 Пуск №1 119 110 632 220 498 980 1012

Пуск №2 120 295 668 400 622 979 1011

Пуск №3 60 340 659 415 621 964 997

Потеря массы насадков после огневых испытаний составляет от 0,65% до 2,32 %, при этом эрозии и сколов материала не обнаружено. Геометрические характеристики сопловых насадков после огневых испытаний не изменились.

Торцевое уплотнение обеспечивает надёжную герметизацию стыка. Боковое уплотнение в холодном состоянии не герметично, но в процессе огневой работы оно герметизируется. Это явление объясняется радиальным термическим расширением металлического кольца, в котором установлено боковое уплотнение, вследствие чего оно поджимается и герметизируется. Анализ результатов испытаний показал также удовлетворительную стойкость материала соплового насадка из УУКМ и уплотнителя марки КОЬОСК С-200 допускающую многократное использование.

Механизм крепления обеспечивает надёжную фиксацию соплового насадка и необходимое для герметизации торцового уплотнения стабильное во времени осевое сжимающее усилие. Все упругие элементы использовались многократно и не имели после огневых испытаний механических повреждений или видимых деформаций. Несмотря на то, что крепление соплового насадка осуществлялось упругими элементами, его фиксация в составе камеры была устойчивой и надёжной как в холодном состоянии, так и в процессе огневой работы. Несмотря на это, вопрос о выборе оптимального варианта материала для гибких элементов остаётся открытым. Поскольку материал 36НХТЮ не рекомендуется для изготовления высокотемпературных пружин, то его применимость для кратковременного использования в области температур 600-700 0С требует более тщательного исследования. В наших экспериментах мак-

симальная температура прижимного элемента на наиболее механически нагруженном участке не превышала 415 0С, при этом длительность работы при данной температуре составляла менее 2-х минут.

Выводы:

1. Разработана новая технология изготовления сопловых насадков из УУКМ, обеспечивающая среднеобъёмную плотность УУКМ —1,35 г/см . Технология изготовления предусматривает получение углепластиковых заготовок без поперечной прошивки слоёв и с использованием низкомодульного углеродного сырья, что обеспечивает значительное снижение производственных расходов.

2. Огневые испытания сопловых насадков из УУКМ в составе ЖРД подтвердили работоспособность новой технологии изготовления.

3. Огневые испытания подтвердили работоспособность концепции упругой фиксации и центровки соплового насадка в составе камеры ЖРД.

4. Уплотнительный углеродный материал марки IZOLOCK C-200 может быть рекомендован для герметизации стыков сопловых насадков в условиях ЖРД.

5. Необходимо проведение дальнейших исследований в области упругих элементов, работающих при температурах 600-700 0С.

Список литературы

1. Миронов В., Кочетков Ю., Давыденко Н. Оправа для огня // Двигатель, №2, 1999. с. 8-9.

2. Lacombe A., Pichon T., Ferrey M., Ellis R., Humbert S., Payne F. M. RL10B-2 - ground qualification of an improved C-C deployable nozzle extension assembly for Delta IV// AIAA-2002-3585, 10 p.

TESTS OF EXPERIMENTAL LRE CHAMBERS WITH NOZZLE’S EXTENSIONS FROM CCCM MATERIAL

© 2006 V.N. Shnyakin, A.M. Potapov, V.G. Pereverzyev, A.N. Kovalenko, R.A. Marchan

The paper presents results of firing tests of experimental LRE chambers with nozzle’s extensions from carbon-carbon composite material (CCCM), as well as design-technological specifities at manufacture of CCCM extension. The results of experimental works are positive.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.