Научная статья на тему 'Испытание средой'

Испытание средой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
95
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Испытание средой»

ИСПЫТАНИЕ СРЕДОЙ

Богданович Станислав, ученик 11 класса школы № 11 г. Саранска

В 1875 году в журнале «Отечественные записки», издававшемся в то время Некрасовым в соавторстве с Щедриным и Михайловским, был напечатан роман Ф.М. Достоевского «Подросток». Следует сказать, что само решение об опубликовании родилось по заинтересованности обеих сторон. Члены редакции хорошо понимали, что произведения писателя пользовались спросом у читателей. Их одолевали на одном дыхании, ими восторгались, их ругали... Но бесспорным оставалось то, что Достоевский - великолепный писатель, что он талантлив, что каждое его произведение - это сугубо авторское слово в литературе.

Однако и сам Достоевский сознательно отдал рукопись в «Отечественные записки». В его мировосприятии происходили заметные перемены. «Хождение в народ» интеллигентов он увидел как стремление их сблизиться со средой глубинной, земной. Поэтому в «Подростке» общественные противоречия и социальная канва характеров действующих лиц рисовалась автором ярче, чем в предыдущих произведениях. Достоевский как бы вновь пересматривал своё отношение к миру, к людям, но самое главное - к исторической обусловленности судеб всех живших и искавших себя в конкретный период развития общества. Он, как смелый экспериментатор, вместе со своими героями погружался в ситуации, которые брал из реальной жизни, но при этом умело концентрировал краски, доводя их до уровня литературной типичности.

Для своих наблюдений Ф.М. Достоевский выбрал молодого героя, чистого, неискушенного во многих жизненных вопросах, и его на глазах читателя должна была сформировать общественная среда.

Произведение реализовало замысел: главный герой стал «продуктом общества». К его душе прикасались и добрые люди, и коварные, и все они оставляли память о своём «прикосновении»... А для того, чтобы читатель мог проследить формирование личности, повествование ведётся от первого лица, и события излагаются задним числом, т.е. всё уже произошло, свершилось.

Структурно роман делится на три части. Начало знакомит с героями произведения и, конечно же, с главным из них, с Аркадием Долго-

руким. Во второй части герой попадает в атмосферу светских развлечений и похождений. Он испытывает разные чувства, он пробует себя в правильных делах и «недостойных поступках». Среда развращает душу Аркадия, и он становится не тем человеком, которого читатель узнал при первой встрече с ним. В заключительной части происходит духовное соединение юноши с родителями, и этот процесс, по Достоевскому, должен был сыграть всеспасительную роль в жизни молодого человека.

Аркадий Долгорукий незаконнорожденный сын помещика Версило-ва и дворовой девушки Софьи, круглой сироты. Девушку выдали замуж за Макара Долгорукого - тоже дворового крестьянина, садовника. Он был на много лет старше своей жены, отличался особой мягкостью, добротой. У Достоевского Макар в итоге вырастает до образа праведника, человека, необходимого не только Аркадию для исправления, но и для всех представителей общества, в котором формировался молодой человек.

От Макара Аркадию досталась фамилия, которая приносит ему ощутимые неудобства. На Руси, как известно, аристократическая фамилия нередко доставалась крестьянам от господ, которым они принадлежали. Аркадия все спрашивали, не княжеского ли он рода. Молодому человеку приходилось объяснять, что он «просто» Долгорукий. Мучительно осознавалось им и «незаконное» рождение. Отца Аркадий видел однажды в десятилетнем возрасте, особой заботы и ласки с его стороны не испытывал. Мальчик жил на жалкое содержание, надзирала за ним и за имением по поручению Версилова помещица, жившая в соседях.

Отношения между помещиком Версиловым и крестьянкой Софьей были отстраненными. С ней он не жил, хотя и не бросал, даже за границу к себе вызвал.

Двойственное положение не могло не отражаться на характере Аркадия. Страстный от природы, искренний, но и не лишённый юношеской амбициозности, он фактически был предоставлен своей собственной воле, и полагаться мог только на самого себя.

Аркадий Долгорукий знал о существовании «настоящей» семьи Вер- силова. Со сводным братом у юноши отношения не сложились, а вот

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

сводная сестра, Анна Андреевна, общалась с Ар- ка проявились в желании сделаться Ротшильдом,

кадием, даже совместные дела им приходилось совершать. И всё-таки главным вопросом, который волновал Аркадия, был вопрос о его родном отце. Он хотел понять Версилова, тем более, что о нём ходили самые невероятные слухи, о его лжи, интригах. Однажды молодой человек узнал, что его отец косвенно повинен в самоубийстве домашней учительницы Оли. Аркадий замыслил проверить Версилова, предъявить ему обвинения, а затем иметь над ним нравственное тником.

сколотить «миллион». Только деньги могли, по его убеждению, дать силу. И даже не просто уверенность в себе, а именно безграничную власть надлюдьми, позволяющую делать с теми, кто ниже, всё желаемое. Взаимоотношения с авантюристом Ламбертом также заметно воздействовали на юношу. Аркадий не мог принять все его подлые поступки, но невольно перенимал манеры Ламберта и становился его соучас-

превосходство. Юноша показал отцу письмо

Вообще, преступный мир игроков, шулеров,

Столбеева, которое лишало Версилова наслед- фальшивомонетчиков, посетителей тайных при-

ства, выигранного по первому варианту завещания. Он терялся в догадках, как поступит отец, а Версилов показал письмо проигравшему процесс князю Сокольскому и уничтожил все пре-

тонов столицы мог погубить юношу, но писатель позволил своему герою понять, в каком чаду он пребывал. Возвратился из странствий Макар Иванович Долгорукий. И только он, праведник,

Для Арка- по замыслу Достоевского, способен был всех

дия такой поступок отца был удивителен, оказалось, что не он испытывал Версилова, а жизнь преподнесла юноше урок.

Он хотел шантажировать документом Катерину Ахмакову, боявшуюся огласки письма, из-

спасти, всех исцелить.

Рассуждая о Европе и России, автор высказал уверенность, что именно России предстоит сказать своё слово в истории человечества. Европейцам, с их постоянной борьбой за «место

за которого её могли обвинить в попытке под солнцем», далеко до «царства божьего». А

/

незаконно присвоить наследство. Он пытался русский человек «свободен» в выборе путей. И

даже самая гнетущая среда, изменяя человека, может не калечить его, а делать ещё более силь-

вынудить женщину поити на позорный «выкуп», но в душе стыдился собственных мыслей. Полу-

чалось, что герой боролся со своей внутренней ным, более убеждённым в правильности своих

чистотой, увлекаясь светскими играми. Но ярче идей, своей дороги,

всего отрицательные черты характера Подрост-

Литература

\

1.Арсенев Н. Духовные основы творчества Достоевского. Париж., 1971.

2.Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. Перевод Ю.М.Табака.

М., 1995.

3.Иваск Ю. Упоение Достоевского//Новый журнал. 1972. № 107.

4.Селезнев Ю.И. В мире Достоевского. М., 1980.

5.Селезнев Ю.И. Достоевский. М., 1990. Серия «Жизнь замечательных людей».

і

с*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.