Научная статья на тему 'Использование знаний теории и истории искусств в практической деятельности на занятиях физической культурой'

Использование знаний теории и истории искусств в практической деятельности на занятиях физической культурой Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
778
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / студент / теория и история / искусства / культура / physical culture / student / theory and history / arts / culture

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Оплетин Анатолий Александрович

В данной статье рассмотрен вопрос о взаимодействии искусства и физической культуры, а также о том, может ли студент специальности «Теория и история искусств» использовать полученные им в ходе обучения знаний на занятиях физической культурой. Материал. В данной статье представлен материал, раскрывающий вопрос о полезности полученных студентом в ходе обучения на специальности «Теория и история искусств» знаний на занятиях физической культурой. Методы исследования: анализ исторической, научной литературы по исследуемой теме. Результаты. Был проведен анализ исторической и научной литературы, в ходе которого было выявлено положительное влияние на студента изучения теории и истории искусства и применения полученных знаний на занятиях физической культурой. Заключение. Проведенные исследования подтверждают, что студент в ходе обучения на специальности «Теория и история искусств» может применить полученные знания на занятиях физической культурой, а также в ходе изучения данной специальности получить мотивацию и новые эстетические принципы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Оплетин Анатолий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KNOWLEDGE OF THEORY AND ART HISTORY USE IN PRACTICAL ACTIVITY AT PHYSICAL CULTURE LESSONS

The article is about the question of art and physical culture interaction and also it concerns the question of “Theory and art history” student specialty can use gained by him knowledge at physical culture lessons. Material. The article presents the material, which concerns the usefulness of knowledge gained by a student while studying at the specialty “Theory and art history” during physical culture lessons. Research material: Historic, scientific literature analysis. Results. Historic and scientific literature analysis was held, during which positive influence of theory and art history study on a student and the received knowledge use at physical culture lessons was revealed. Conclusion. The held research works prove the fact, that a student during his study at “Theory and art history” specialty can use the received knowledge at physical culture lessons and also get motivation and new aesthetic principles during this specialty study.

Текст научной работы на тему «Использование знаний теории и истории искусств в практической деятельности на занятиях физической культурой»

Шарафутдинова Л. И. - студентка ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700 г. Ульяновск, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4

Для цитирования: Назаренко Л.Д., Астраханцева И.В., Шарафутдинова Л.И. Оздоровительная направленность занятий по спортивной аэробике // Педагогико-психологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №4. - С. 72-81. БОТ 10/14526/04 2017 267.

DOI 10/14526/04_2017_268 УДК 796.077.5

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАНИЙ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

А.А. Оплетин - кандидат педагогических наук, доцент Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Комсомольский проспект, д. 29, г. Пермь, Россия, 614990 Пермская государственная фармацевтическая академия, 614990, Россия, Пермский край, ул. Екатерининская, д. 101, г. Пермь, Россия, 614990

E-mail: opletin.a@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрен вопрос о взаимодействии искусства и физической культуры, а также о том, может ли студент специальности «Теория и история искусств» использовать полученные им в ходе обучения знаний на занятиях физической культурой. Материал. В данной статье представлен материал, раскрывающий вопрос о полезности полученных студентом в ходе обучения на специальности «Теория и история искусств» знаний на занятиях физической культурой. Методы исследования: анализ исторической, научной литературы по исследуемой теме. Результаты. Был проведен анализ исторической и научной литературы, в ходе которого было выявлено положительное влияние на студента изучения теории и истории искусства и применения полученных знаний на занятиях физической культурой. Заключение. Проведенные исследования подтверждают, что студент в ходе обучения на специальности «Теория и история искусств» может применить полученные знания на занятиях физической культурой, а также в ходе изучения данной специальности получить мотивацию и новые эстетические принципы. Ключевые слова: физическая культура, студент, теория и история, искусства, культура.

KNOWLEDGE OF THEORY AND ART HISTORY USE IN PRACTICAL ACTIVITY AT

PHYSICAL CULTURE LESSONS

Anatoliy A. Opletin - Candidate of Pedagogics, Associate Professor Perm National Research Polytechnic University, 29, Komsomol Avenue, Perm, 614990, Russia Perm State Pharmaceutical Academy, 101, Ekaterininskaya str., Perm, 614990, Russia

E-mail: opletin.a@yyandex.ru

Annotation: The article is about the question of art and physical culture interaction and also it concerns the question of "Theory and art history" student specialty can use gained by him knowledge at physical culture lessons. Material. The article presents the material, which concerns the usefulness of knowledge gained by a student while studying at the specialty "Theory and art history" during physical culture lessons. Research material: Historic, scientific literature analysis. Results. Historic and scientific literature analysis was held, during which positive influence of theory and art history study on a student and the received knowledge use at physical culture lessons was revealed. Conclusion. The held research works prove the fact, that a student during his study at "Theory and art history" specialty can use the received knowledge at physical culture lessons and also get motivation and new aesthetic principles during this specialty study. Keywords: physical culture, student, theory and history, arts, culture.

Введение. В наши дни история является неотъемлемой частью жизни человека. Мы имеем уникальную возможность окунуться в наше прошлое, узнавая, как развивалось человечество, а также все то, что с ним связано. Неотделимой частью человечества начиная с первобытности и заканчивая настоящим временем является искусство. Углубляясь в историю этого уникального явления, мы имеем возможность не только узнать, как развивалось искусство в целом, но также проследить, как менялось сознание человека, развивался его эстетический вкус [1,4]. На примере искусства можно также проследить и то, как менялось отношение человека к физической культуре (ФК) [4]. Такую возможность имеют в первую очередь те, кто изучает искусство, начиная с его истоков, а именно студенты специальности «Теория и история искусств».

Возникает вопрос, как именно студент данной специальности может проследить данную зависимость истории физической культуры от истории искусства? История физической культуры восходит к далекой древности. Развиваясь, она вобрала в себя знания, накопленные и другими науками, такими как педагогика, медицина, культура и искусство. [1,4,5] История искусства, как выразился лауреат Нобелевской премии мира Нильс Бор, имеет способность вызывать в памяти гармонию, которая неподвластна никакому анализу, объясняя это чудо свободой игры и фантазии, способствующей развитию

личности [4,5,6,7]. Но если взглянуть на определение физической культуры, то ФК -это часть культуры общества, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека,

совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни [4,5,6,10]. Следовательно, можно предположить, что и то и другое имеет одинаковую функцию, а именно, способствует развитию и саморазвитию личности.

Между тем главным остается вопрос о том, сможет ли студент применить на практике, на занятиях физической культурой, знания, полученные в ходе изучения истории и теории искусства? Физическая культура и искусство взаимосвязаны, и ФК, в свою очередь, находит множество форм выражения: в музыке, поэзии, скульптуре и живописи. Например, такие эпические произведения, как «Илиада» и «Махабхарата», воспевающие боевые искусства, с одной стороны, древних греков, с другой -Древней Индии. А искусство Древней Греции и Рима в целом можно рассматривать как историю развития физической культуры, так как именно этими культурами оставлено великое множество скульптур, в том числе и знаменитый «Дискобол», не говоря уже о том, что именно Греция стала прародительницей Олимпийских игр.

Однако Греция подарила нам не только Олимпийские игры, но и великих философов, которые считали, что спорт и искусство - вещи неразделимые. Например, Платон, который выделял в человеке всего две способности -музыкальную и гимнастическую. Одна имела способность возбуждать темперамент, другая же, наоборот гармонично добавляла мудрости. Платон также был чемпионом по панкратиону, борьбе в соединении с кулачным боем. Это доказывает, что древние мыслители не только были творцами, но и сами активно участвовали в различных видах спорта. Что подтверждает выражение «в здоровом теле, может быть здоровый дух» [4,9].

В античности было особое отношение к человеческому телу. Изучая историю культуры античности, первое, что отметит студент - это стремление греков и римлян к совершенствованию своего тела. Они соблюдали диету, выполняли физические упражнения, причем не только мужчины, но и женщины. Повышенное внимание к тренировке тела также служило хорошей основой в дальнейшем становлении юноши в качестве воина. Например, политический деятель Афин и поэт Солон в своих выступлениях часто подбадривал юных спортсменов и призывал к извлечению пользы от гармонично сложенного тела. В итоге его усилия были оправданны, и вместо кутежей молодежь начинала проводить занятия по улучшению и совершенствованию своего тела, красоту которого можно было продемонстрировать затем на театральном представлении либо на стадионе [2]. Именно поэтому эпоху Античности действительно можно считать эпохой пропаганды здорового образа жизни и красивого тела. Изучая эту частичку истории искусства, студент может подчеркнуть для себя идею гармонии между телом и духом, развивая эти качества и в себе: развивая и улучшая свое тело за счет физической культуры, при этом наполняя себя духовно благодаря изучению искусства.

Помимо Античности, в истории искусства существует и множество других важных эпох. В каких же из них студент также может получить долю мотивации, как, например, от древних греков? Безусловно, в эпоху Возрождения. Она названа так недаром, ведь именно в эту эпоху буквально возродились каноны красоты Античности. Вновь появляется интерес к человеческому телу, к его идеализации, что особенно чувствуется в работах скульптора Микеланджело. Его знаменитая работа «Давид» является отображением идеи о том, что человеческое тело прекрасно; автор таким образом претворяет в своем произведении античные представления о соответствии физической красоты, силе и мощи духа [3,4].

Современность также можно рассматривать как пример мотивации. Только если Античность и Возрождение диктовали нам идею красивого тела и при этом гармонично сложенного ума, то, например, 30-60-е годы прошлого века являются периодом открытой пропаганды здорового образа жизни. Ярким примером могут служить жизнерадостные полотна советского художника Александра Дайнеки. Его картины с изображением спортсменов, такие как «Баскетбол», «Эстафета по кругу», так и призывают взять в руки мяч или же пробежать эстафету, как герои этих работ. Тренированное тело олицетворяло государство с сильным народом, готовым к любым подвигам. Поэтому тема спорта была хорошо развита в искусстве этого периода, однако главной идеей остается та же, что и в античности: в здоровом теле -здоровый дух [4,9].

ВЫВОДЫ

Таким образом, на примере нескольких эпох видно, что искусство и физическая культура взаимосвязаны. Идея о гармонии между телом, душой и духом просматривается сквозь века, сквозь многие культуры. Эта же идея приобретает популярность и в наши дни. Задача студента, изучающего теорию и историю искусств, - не только увидеть в

произведениях искусства предмет прекрасного, но и в синтезе с полученной информацией выделить идею, которую старались донести до нас художники сквозь века. Ведь главная сила искусства состоит в том, чтобы оставить человечеству память о своих спортивных триумфах. Полученные знания студент может применить на практике. Следовательно, студент имеет право рассматривать физическую культуру в рамках изучения искусства. В ходе своих исследований он может применять полученную информацию на практике, Но будет он делать это или нет, зависит только от самого студента, его мотивации на саморазвитие в области физического, социально-нравственного. Искусство лишь может вдохновить студента и сподвигнуть на изменения личности, как внешние, так и внутренние.

Литература

1. Григорьевич, В. В. Всеобщая история физической культуры и спорта / В. В. Григорьевич // Изд. Советский спорт, 2008. - 288 с.

2. Голейзовский, К. Я. Спорт как искусство / К. Я. Голейзовский // Театр. - 1966. - № 4. - 79-83 с.

3. Дмитриева, Н. Краткая история искусств / Н. Дмитриева // АСТ-Пресс, Галарт, 2008.

- 624 с.

4. Оплетин, А. А. Потенциальные возможности физической культуры в процессе саморазвития личности студентов вуза / А. А. Оплетин, З. М. Кузнецова // Мир психологии. - 2014.

- № 4. - С.80-85

5. Оплетин, А. А. Формирование профессиональной культуры, физкультурно-спортивных компетенций у студентов вуза [Электронный ресурс] / А. А. Оплетин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Т. 9. - № 2. - С. 141-148. Режим доступа: http://www.ioш^nal-science.org/ru/article/88.html. БО1: 10.14526/00_1111_19.

6. Оплетин, А. А. Педагогическая система по формированию компетентности саморазвития у студентов вуза [Электронный ресурс] / А. А. Оплетин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. -Т.9. - № 2. - С. 154-162. Режим доступа: http://www.iournal-science.org/ru/article/92.html. БО1: 10.14526/00_1111_21.

7. Жуков, А. Д. Наука о спорте. Система жизнеобеспечения /А. Д. Жуков // Е. М.

Солодовникова. Редактор раздела «Общество» Международного журнала о лидерах и для лидеров «VlP-Premier», Магистр Пресс, 2011. - 1000 с.

8. Столяров, В. И. Спорт и искусство: сходство, различие, пути интеграции / В.И. Столяров // Вып. 5 : Сб. ст. - М. : Гуманитарный центр «СпАрт» РГАФК, 1998. - С. 101-265.

9. Лучишкин, С. Спорт в изобразительном искусстве / С. Лучишкин // Изд. Советский художник, 1981. - 240 с.

10. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329 от 4 декабря 2007.

11. Кузнецова, З. М. Исторические предпосылки формирования физкультурного образования [Электронный ресурс] / З. М. Кузнецова, Ю. П. Симаков / Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2007. -Т. 2. - № 4. - С. 8-14. Режим доступа: http ://www. j ournal-science.org/ru/magazine/48. html.

12. Кузнецова, З. М. Об истории развития физкультурного образования в советский период [Электронный ресурс] / З. М. Кузнецова, Ю. П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2008. - Т. 3. - № 2. - С. 9-19. Режим доступа: _ http ://www. j ournal-science.org/ru/article/450. html.

13. Denny John, Vijender Kumar. Exposure to Hardship Financing for Healthcare among Rural Poor in Chhattisgarh, India. Zhurnal upravleniya zdorov'em [Journal of health management]. 2017, Vol. 19, No. 3, pp. 387-400. (Scopus)

14. Geir Godager, Tor Iversena, Ching-to Albert Ma. Competition, gatekeeping, and health care access. Zhurnal ekonomiki zdorov'ya [Journal of health economics]. 2015, No. 39, pp. 159-170 (Scopus)

References

1. Grigorievich V.V. The general history of physical culture and sports. Izdanie Sovetskij Sport [Ed. Soviet sport]. 2008, 288 p. (in Russian).

2. Goleizovsky K.Ya. Sport as art. Teatr [Theater]. 1966, No. 4, pp. 79-83. (in Russian).

3. Dmitrieva N. A. Kratkaya istoriya iskusstv [Brief History of Arts]. AST-Press, Galart, 2008, 624 p. (in Russian).

4. Opletin A.A., Kuznetsova Z.M. Potential possibilities of physical culture in the process of self-development of the students of the university. Mir psihologii [The World of Psychology]. 2014, No. 4, pp. 80-85. (in Russian).

5. Opletin A. A. Formation of the professional culture, physical culture and sports competence of the students. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2014, Vol. 9, no 2, pp. 141-148. Available at: http://journal-

science.org/ru/article/88.html. DOI: 10Л4526/00_1Ш_19.

6. Opletin A. A. Pedagogical system of self-development competence formation of students of the University. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2014, Vol. 9, no 2, pp. 154-162 Available at: http://journal-science.org/ru/article/92. html. DOI: 10.14526/00_ПП_21.

7. Zhukov A.D., Solodovnikova E.M. The science of sport. Life support system. Mezhdunarodnyj zhurnal liderov I liderov "VIP-Premjer" [International Journal of Leaders and Leaders "VIP-Premier"]. Magister Press, 2011, 1000 p. (in Russian).

8. Stolyarov V. I. Sport and art: similarity, difference, ways of integration. Subbotnee iskusstvo [Sat. Art]. RGAFK, 1998, Vol. 5, pp. 101-265. (in Russian).

9. Luchishkin S. Sport in Fine Arts. Izdatel'stvo sovetskij artist [Ed. Soviet artist], 1981, 240 p. (in Russian).

10. The Federal Law "On Physical Culture and Sport in the Russian Federation" No. 329 of 04.12.2007. (in Russian).

Подано: 30.10.2017 Принято: 03.11.2017

11. Kuznetsova Z.M., SimakovYu.P. Historical offer of the formation of physical education. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2007, Vol. 2, no 4, pp. 8-14 Available at: http://journal-

science.org/ru/magazine/48.html.

12. Kuznetsova Z. M., Simakov, Yu. P. On the history of physical education in the Soviet period. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2008, Vol. 3, no 2, pp. 919. Available at: http://wwwjournal-science.org/ru/article/450. html.

13. Denny John, Vijender Kumar. Exposure to Hardship Financing for Healthcare among Rural Poor in Chhattisgarh, India. Zhurnal upravleniya zdorov'em [Journal of health management]. 2017, Vol. 19, No. 3, pp. 387-400. (Scopus)

14. Geir Godager, Tor Iversena, Ching-to Albert Ma. Competition, gatekeeping, and health care access. Zhurnal ekonomiki zdorov'ya [Journal of health economics]. 2015, No. 39, pp. 159-170 (Scopus)

Оплетин Анатолий Александрович - кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Комсомольский пр., 29, Пермь, Россия, 614990, E-mail: opletin. a@yandex. ru

Для цитирования: Оплетин А.А. Использование знаний теории и истории искусств в практической деятельности на занятиях физической культурой // Педагогико-психологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №4. - С. 81-85. DOI 10/14526/04 2017 268.

Б01 10/14526/04_2017_278 УДК 378.148

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В САМОРАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

A.А. Оплетин - кандидат педагогических наук, доцент Пермский национальный исследовательский политехнический университет,

Комсомольский проспект, д. 29, г. Пермь, Россия, 614990 Пермская государственная фармацевтическая академия, 614990, Россия, Пермский край, ул. Екатерининская, д. 101, г. Пермь, Россия, 614990

B.Д. Паначев - доктор педагогических наук, профессор

Пермский национальный исследовательский политехнический университет(ПНИПУ), Комсомольский проспект, д. 29, г. Пермь, Россия, 614990

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.