070.1:32019.51
ВЕРТЕШИН Алексей Иванович, кандидат политических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 20 научных публикаций
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ ПРИ ЛЕГИТИМАЦИИ ВЛАСТИ В ПЕРИОД ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Трансформация российского общества, легитимация власти, политическая журналистика, политическая информация, законы аргументации в политической журналистике
В начале 90-х гг прошлого столетия привыкшая десятилетиями поддерживать власть российская журналистика вдруг обнаружила, что властные структуры активно занялись собственным институированием и не хотят, а то и не умеют решать проблемы недавних союзников. Изменения в экономической и политической сферах заставили средства массовой информации сделать свой выбор: поддерживать или не поддерживать властные структуры в их реформах. В первом случае СМИ получали дополнительные ресурсы в виде субсидий, кредитов, финансовых льгот, приобретали соответствующий статус в политической системе, во втором - исчезали с рынка или находили иные источники финансирования, занимали другую нишу.
Начиная с 1990-х гг. в России развивается новая система легитимации власти. Институирова-ние системы проходит в нескольких направлениях, в том числе создаются правовая и экономическая основы. Ведется целенаправленный поиск
методов легитимации и профессиональный отбор союзников - постоянных и временных. Среди партнеров - политтехнологи, специалисты по связям с общественностью, журналисты. Многие из них зачастую далеки от открытого диалога с обществом и потому остаются в тени. Выявить их местоположение в системе легитимации, следовательно, понять сам процесс легитимации власти позволяют научные подходы в рамках политологии журналистики.
Прежде всего, отметим: возникшие в конце прошлого столетия концепции власти подтверждают гипотезу о ее структурном усложнении, а значит, и усложнении легитимации власти. Во многом это связано с активной ролью СМИ и журналистского сообщества, что позволило политологам выделить даже особые виды власти - духовно-информационную и идеологическую.
Так, специфика духовно-информационной влас-7ти обусловлена тем, что политические решения
интегрированы со способностями индивидов, групп и их организаций реализовывать свои интересы и волю с помощью средств политико-государственного управления и социального контроля - в качестве таковых выступают партии, общественные движения, СМИ. Таким образом, журналистское сообщество и СМИ - целостные системы, оказывающие влияние на легитимацию политической власти.
Современная политическая мысль обосновывает также идеологический тип легитимации. Его феномен связан с динамикой социальных процессов в обществе и направленностью их на индивидов, способностью власти влиять на население с помощью разделяемых большинством людей этических, политических и правовых аргументов. В этом случае журналистике и СМИ отводится роль трансляторов этих аргументов от адресанта, власти, к адресату, обществу.
На наш взгляд, чтобы изучить степень институционализации взаимодействия журналистики, СМИ и власти в легитимации последней, необходимо определить эпистемиологические параметры: выявить границы легитимационного поля, временные параметры легитимации, иерархичность участников процесса, интенсивность вовлечения в него журналистского сообщества и СМИ.
I. Границы легитимационного поля определяют основных участников процесса легитимации с учетом природного свойства власти стремиться к абсолютной поддержке со стороны населения данного государства любого ее политического решения. Границы поля определяют следующие факторы:
1. Тип политического режима. Тоталитарный и авторитарный режимы стремятся к силовому давлению по отношению к участникам ле-гитимационного процесса, отсюда использование средств для фальсификации, внеправовых, с точки зрения международных стандартов, методов влияния на индивидов. Предполагается, что под-
держать действия власти обязаны все члены общества. В условиях режимов демократического и переходного к нему (как в России) наблюдается сегментация легитимационного поля, что обусловлено неоднородностью политической культуры участников данного процесса.
Журналистика для различных политических режимов способна выполнять социальную роль союзника или критика власти. В то время как информационная политика СМИ строится в соответствии с политическим давлением власти, законодательным оформлением институциональных взаимоотношений, культурой и традициями в журналистике. Данное обстоятельство позволило К.В. Маркелову выделить пять моделей взаимодействия: тоталитарная, плюралистическая, тоталитарно-плюралистическая, равновесная, государственно-либеральная. Российская журналистика, и с этим можно согласиться, функционирует в рамках олигархически-плюралистической модели1.
2. Территориально-географическая обусловленность. Признание действий российской политической власти возможно в рамках международного сообщества, собственного государства, региона. И это, на наш взгляд, важное положение в выявлении сегментов легитимации, поскольку связано с иерархией в журналистском сообществе. Деление СМИ на федеральные, региональные, местные позволяет исследовать их влияние на общественное мнение в рамках этих социально-политических, экономических, правовых пластов, поскольку в них создаются специфические типы институционализации взаимодействия власти и журналистики.
3. Легитимационные границы определяют СМИ и их аудиторию по признаку оппозиционности / неоппозиционности / нейтральности. Критика или непомерная хвала российской политической власти со стороны СМИ не всегда позволяют судить об их отношении к действиям властных структур. Оппозиционность, как и приверженность
власти, - это выражение концепции информационной политики отдельно взятого редакционного коллектива. Как правило, подобные газеты, журналы, радио и телевидение отражают интересы определенной части общественности, финансируются за счет соответствующе настроенных к власти промышленно-финансовых групп, а «нейтральная» пресса, - новички на политической арене или из числа тех, кто ищет спонсоров.
4. Партии, общественные организации и их сторонники также определяют легитимаци-онные границы. При этом они используют журналистское сообщество и СМИ в своих целях. Здесь сегментация легитимационного поля определяется как совокупность используемых общественными силами методов политического давления, в том числе с помощью журналистики.
5. Референтные группы, оценивающие действия политической власти, и их сторонники. В них могут входить не только влиятельные российские журналисты, но и другие представители истеблишмента - известные политики, писатели, художники, артисты, транслирующие свои взгляды через СМИ. В последние годы в состав референтных групп включаются зарубежные журналисты, озвучивающие мнение своей общественности, а также своих правительств.
II. Временные рамки легитимации. Казалось бы, смена высшего руководства государства и изменение политических приоритетов могли бы служить в качестве точки отсчета нового легитимационного процесса2. На самом деле легитимация действий властных структур непрерывна. Конечно, наибольшая активность массмедиа проявляется во время выборных кампаний, оправдания в глазах общественности непопулярных решений власти.
Логично в определении временных рамок процесса легитимации учитывать сроки принятия того или иного политического решения власти. Они могут служить параметром в оценке интенсивнос-
ти легитимации, ее динамики. К сожалению, гораздо чаще вместо соответствующей разъяснительной работы с помощью журналистского сообщества население России постфактум через СМИ оповещается о принятии непопулярного закона. На наш взгляд, это проявление неэффективности работы властных структур, отсутствия системы гласности в подготовке и реализации политических решений, а также результат неэффективных связей власти с общественностью, в том числе с журналистикой.
III. Иерархичность в процессе легитимации с использованием журналистики - данное понятие необходимо ввести для изучения проблем влияния политической власти на общественное мнение. На наш взгляд, наиболее универсальным методом выявления иерархичности может служить определение очередности участников процесса легитимации при получении от власти информации. В числе самых влиятельных политических групп - журналисты «кремлевского пула» и СМИ, которые они представляют, информационные агентства - все они первыми узнают новости от руководителей государства. Политическая информация, и это естественно, проходит интерпретацию в редакционных коллективах, поэтому у аудитории массмедиа появляется выбор - из множества источников отбирать необходимую информацию. Население, или аудитория СМИ, вправе либо поддерживать власть, либо критически воспринимать ее действия. Но в цепочке иерархичности народ остается последним.
Подобный подход позволяет сделать вывод, что, во-первых, власть сама организует легитимацию своих политических действий, используя для этого партнеров-союзников, иногда даже собственных противников. Во-вторых, журналистское сообщество не является пассивным участником легитимационного процесса, а напротив, активно способствует его развитию.
IV. Интенсивность вовлечения журналистского сообщества в процесс легитимации можно определить стратегическими целями и задачами массмедиа, корпоративной культурой редакций. Сегодня российская журналистика сотрудничает не только с политической, но и с экономической властью. В последнем случае она нередко становится оппонентом власти политической.
Построение, изучение модели «власть - СМИ -журналистика» при легитимации политической власти позволяют выделить актуальные аспекты жизнедеятельности социума в период трансформации. Взаимодействие этих субъектов, во-первых, помогает противостоять процессам политической деструкции, во-вторых, способствует социальному влиянию на общество. Одновременно, в-третьих, модель служит в качестве метода изучения легитимации политической власти.
Подчеркнем, что подобная модель создается для реализации определенных целей и задач трех систем - власти, СМИ и журналистики. Политическая журналистика в данном случае выступает как составная творческая подсистема СМИ. Модель имеет временные рамки, так как союз этих систем не может быть постоянным. Легитимация власти - процесс дискретный, главным образом проявляющийся лишь в развитии масштабных политических процессов - реформирования общества, принятия законов, затрагивающих интересы большей части населения, выборных кампаний, правительственных кризисов, принятия непопулярных решений, то есть тогда, когда власть особенно нуждается в поддержке общественности. Подобная модель позволяет эффективно использовать методы легитимации.
Можно согласиться с Г.С. Мельник, которая утверждает, что в условиях законодательно установленной свободы печати не может быть единой модели взаимодействия СМИ и власти, что обусловлено локальными и региональными усло-
виями существования средств массовой инфор-мации3. Думается, тезис следует дополнить: «И моделями корпоративной культуры редакций».
Такая модель имеет асимметричную и потому несовершенную форму. Власть, обладая б льшими ресурсами, формулирует правила действий для журналистики. В асимметричной модели не может быть равенства, в этом ключ к разгадке подчиненности СМИ и журналистики во время легитимации власти. Главная система здесь - политическая власть, которая, кроме СМИ и журналистики, находит и других партнеров (партии, общественные организации).
В процессе легитимации, и в этом проявляется асимметричность модели, власть прибегает к имеющимся у нее ресурсам4. Среди таковых, например, институты физического принуждения -армия, милиция, службы безопасности, суд, прокуратура и специально подготовленные для этого люди. Сегодня журналистика функционально регулируется многочисленными законами и законодательными актами. Их неисполнение приводит к санкциям по отношению к журналистам, а то и к ликвидации тех или иных СМИ. Существуют и некоторые превентивные меры, в частности, налоговые проверки и связанные с ними наказания, после которых редакции продолжают существовать, но в ограниченных экономических возможностях.
Экономические ресурсы - материальные ценности, деньги - позволяют власти формировать собственные каналы политической информации, подчиненную целям и задачам власти журналистику. Власть определяет меру финансирования СМИ, в первую очередь телевидения и радио, местных редакций, в ответ на их лояльность и поддержку. На деле она обязывает журналистику заниматься PR-деятельностью, навязывая заключение так называемых договоров на информационное обслуживание между властными структурами и СМИ. Кроме того, власть финансирует
крупные российские партии, имеющие собственные СМИ. С одной стороны, власть оказывает экономическую поддержку массмедиа, с другой, подобное выглядит платой за услугу - молчание журналистов в период кризиса власти, фильтрацию критической информации, исходящей от аудитории.
Социальные ресурсы позволяют власти приближать к себе угодных ей журналистов. Для этого создаются различные властные пулы - кремлевские, правительственные, думские и так далее. У представителей власти немало возможностей повышать статус СМИ и журналистов, награждая их званиями, орденами, публично отмечая их «прогрессивную роль в обществе» на пресс-конференциях, в ходе других выступлений.
Культурно-информационные ресурсы включают в себя имеющиеся в обществе знания и информацию, средства их распространения и приема. Власть не ограничена в своих возможностях распространения и приема необходимой ей информации: используются властные структуры, государственные организации, открытые и закрытые каналы распространения информации. Система «власть - СМИ - журналистика» функционирует в рамках политических, экономических, социокультурных и информационных процессов в обществе.
Процессы в экономике увеличивают или уменьшают масштабы информационного обмена в период легитимации: СМИ, в основе своей имеющие частный, а не государственный капитал, предпочитают продажу газетных и журнальных площадей, радио- и телеэфира, и власть не всегда способна оплачивать агитационные информационные продукты. В регионах, где велика доля государственного капитала в СМИ, информация, исходящая от политической власти, согласно законодательству размещается в них на бесплатной основе и в обязательном порядке.
Власть и СМИ, власть и журналистика стремятся к единству в силу потребности в самоорга-
низации и саморазвитии. Составляющие их подсистемы способны реагировать на изменения внешней среды, при этом трансформируются сами и модернизируют систему в целом. Так, за сравнительно короткое время система политической власти создала собственные печатные СМИ в качестве подсистемы. Это своеобразная реакция на снижение качества большинства российских газет и журналов, уменьшение их тиражей. Правительственные печатные издания также включаются в процесс легитимации, но уже на другой основе - они участвуют в воспроизводстве политической власти.
В последние десятилетия особую роль в легитимации власти играют информация и знание, что отмечали еще Ю. Хабермас5 и Ж.-Ф. Лиотар6. Это явление некоторые исследователи называют кризисом легитимации в классическом ее понимании, так как знания, которыми вооружена аудитория СМИ, способствуют научному и, следовательно, более критическому восприятию и изучению информации о работе государственных деятелей и политиков. Российская власть, а также институты, которые ее обслуживают, вынуждены применять современные технологии, в основе которых воздействие на подсознание - информационно-психологические, нейролингвистические и т. п. Все это ведет к кризису легитимации в демократических режимах, поскольку в этом случае она носит принудительный характер.
Для привлечения журналистики в процесс своей легитимации российская власть опирается на массовую информационно-коммуникационную систему (МИКС), которая характеризует контакты власти и общества, правящих элит с гражданами, населением страны, отражает взаимодействие их интересов, раскрывает институты и технологии коммуникации7. В нее, наряду со СМИ и журналистикой, входят партии, общественные организации, различные политические клубы - источники политической информации.
В основу изучения институциональных процессов легитимации власти с использованием СМИ положены исследования политической информации. Это одно из понятий политической журналистики, кодированный эквивалент служащего для поддержки политических действий власти события. Политическая информация, перед тем как быть использованной властью в своих решениях, прежде чем приобрести свой окончательный вид, проходит через восемь слоев обогащения8, через восемь социальных институтов.
СМИ и журналистика - участники создания политической информации - образуют свой слой. Именно они формируют «повестку дня» для общества при обсуждении специально отобранных к тому политических проблем, для подготовки общественного мнения к реализации управленческих решений.
Однако, чтобы политическая информация могла обогащаться и беспрепятственно проходить от одного социального института к другому, журналистика должна присутствовать во всех звеньях цепочки, на всех восьми этапах формирования информации. Между тем система постоянного взаимодействия власти и журналистики отсутствует - на деле в ходе проведения реформ власть не нуждается в контроле со стороны социальных институтов, в том числе журналистики, оправдывая это, по выражению реформаторов, «масштабностью преобразований»9. На наш взгляд, это обстоятельство пагубно сказалось в целом на отношениях власти и прессы. Власть попросту перестала реагировать на критические материалы журналистов.
За годы реформ была разрушена система социального контроля со стороны журналистики и не была создана новая. Сформированные властью административные структуры по обеспечению свободы слова, например, Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ, носили формальный характер. Вскоре после созда-
ния палаты ее заключения стала публиковать не официальная «Российская газета», а «Журналист» - корпоративное издание журналистов. То есть документы, которые могли бы стать своеобразными кирпичами в фундаменте демократического процесса, развития демократической журналистики, которые должны быть доступны для широкой общественности, печатались в корпоративном журнале тиражом примерно в девять тысяч экземпляров.
С начала 1990-х гг. критика власти в российских СМИ носит бессистемный и во многом субъективный характер, полностью зависящий от позиции издателей, журналистов, олигархов - федеральных и местных.
Стремление к информационности в политической журналистике приводит к крайностям: СМИ выражают собственное критическое мнение относительно действий власти, но при этом отсутствуют разъяснения по скрытым от общественности проблемам, и поэтому ее волнующим. Для комментариев журналистам не хватает ни знаний, ни опыта.
Политическая информация играет воспитательную функцию, готовит людей к решению ими определенных социальных задач: например, «в рыночных отношениях необходимо надеяться только на себя», «государство сбрасывает с себя груз социальных проблем, поэтому надо обеспечивать себя финансовыми ресурсами». Как ни странно, при этом журналистика проявила активность в защите интересов власти, а у политической информации появились внятные алгоритмы.
Предполагается, что компоненты политической информации власть воспринимает и оценивает в предпоследнем слое, на основе имеющихся в ее распоряжении норм, законов и правил. Власть в этом случае должна реагировать на общественное мнение и создавать основу для управленческих решений. На этом этапе политическая журналистика может изучать эффективность власти, что
имеет значительный легитимационный эффект, так как общество судит о власти на основе ее умения взаимодействовать с политическими институтами, в том числе с журналистикой.
Взаимодействие власти с журналистикой необходимо и для того, чтобы противодействовать деструктивным силам в обществе. Поэтому сегодня решения высшего российского руководства принимаются с учетом политической информации, поступающей из внешней среды. Например, пресс-конференция В.В. Путина с привлечением широкого круга российских и иностранных журналистов, которая состоялась 23 декабря 2004 г., -своеобразный ответ российской власти на падение рейтинга президента РФ10 и активную критику российской власти за провалы в экономической реформе со стороны отечественной и зарубежной журналистики.
Во время разработки властью политической информации журналистика оценивает и доводит до аудитории мнение об эффективности государственного управления. При этом учитываются моральные, психологические качества деятелей, политиков. Журналистика выступает здесь в качестве активного политического актора, участником политической борьбы. На последнем слое властная система окончательно формулирует политическую информацию для принятия соответствующего решения. Задача журналистики на этом этапе - противодействовать дезинформации, которая может разрушить всю цепочку формирования политической информации.
Чтобы политическая информация могла быть воспринята населением и участвовать в поддержке власти в процессе легитимации, она должна быть связана с аргументацией - логико-коммуникативным процессом, служащим обоснованию определенной точки зрения с целью ее восприятия и понимания11.
Прежде чем прагматическая коммуникативная конструкция аргументации, создаваемая вла-
стью, будет воспринята обществом, она должна пройти несколько этапов: 1) идентификацию концепций с идеально-смысловыми структурами адресата, то есть населения, 2) понимание, 3) принятие (непринятие), 4) убеждение. Аргументация считается правильной в том случае, если адресат включился в процесс обратной связи, сотворчества, приобщения к знаниям.
Журналистика участвует в формировании аргументации и в ее транспортировке до адресата, поскольку в ее основе - лингвистические компоненты, логические формы изложения, обращение к мировоззренческим, этическим, психологическим параметрам общества.
На наш взгляд, практическое значение теории аргументации на современном этапе трансформации общества не воспринимается в должной мере российской журналистикой, поскольку отсутствуют практические подходы, навыки и традиции ее использования. В период реформ со стороны власти и журналистики происходит искажение принципов аргументации, формулируются эквиваленты истины, особенно в тех случаях, когда истинность утверждения нельзя доказать, отчего оно в политических целях заменяется правдоподобными, но не правдивыми постулатами.
В политической журналистике нарушаются не только принципы, но и законы аргументации (см. таблицу), что свидетельствует о системном разрушении логико-семантических связей в творчестве12.
Нарушение законов аргументации логически отражает важнейшую проблему легитимационного процесса - рациональности и иррациональности журналистской аргументации в поддержку власти и ее политических решений. Искажение истинности, особенно в период реформ, приводит к изменению легитимационного поля, усилению дифференциации общества и журналистики, в конечном случае - к разрушению основ легитимации власти.
Нарушения аргументации в текстах политической журналистики
Закон аргументации Примеры нарушений, влияющих на легитимационный процесс
Закон общности языка мышления Отсутствие доводов на языке базовых информационных и репрезентативных систем аудитории.
Закон единства и доказательности В информации СМИ личности не отделяются от проблем, а мнения от фактов.
Закон диалектичности (единство противоположностей) Подчеркивается весомость положительных аргументов при наличии негативных фактов.
Закон минимизации аргументов Наличие большого количества доводов и аргументов в качестве доказательства истинности.
Закон постепенности Нарушение проявляется в виде «натиска» со стороны СМИ, активности некоторых журналистов по поводу освещения в основном второстепенных политических событий.
Закон встраивания Данный закон нарушается, когда в политических материалах журналисты вставляют свои, нередко некомпетентные комментарии, или комментарии, логически разрушающие предыдущие тезисы.
Закон рефрейминга (переоценки) Журналисты переоценивают доводы одной из сторон в политических конфликтах, дискуссиях и принимают позицию зачастую слабого.
Закон обратной связи В печатных СМИ уменьшается почта читателей, исчезают материалы, подготовленные читателями. На радио и ТВ - онлайновые связи во время передач являются лишь слабым подобием обратной связи, поскольку не отражают подлинного отношения аудитории к материалам журналистов. Одна из стратегических ошибок российской журналистики в том, что редакционные коллективы не интересует мнение массовой аудитории.
Закон авторитета Журналисты в своих материалах почти не ссылаются на главный авторитет -Законодательство РФ. В качестве комментаторов используются лица, придерживающихся мнения редакции.
Этико-психологические законы Современная российская журналистика, похоже, игнорирует этико-психологические законы в творчестве. Это, например, проявляется в неуважительном отношении к собеседникам на телеканалах в прямом эфире. Обвиняются лица, которые не смогут дать соответствующий отпор.
Закон свободы Журналисты не являются свободными в выборе тем, характере освещения событий, поскольку существуют корпоративные нормы, редакционные принципы.
Закон наглядности В качестве примеров наглядности используются сомнительные методы, в результате нарушается принцип правдивости материалов.
Закон научности Стремление к развлекательности информации приводит к уменьшению научной ценности журналистских материалов. В массовой печати почти отсутствуют научные комментарии специалистов, ученых.
Закон адекватности Отсутствует тщательная подборка аргументов, подтверждающих легитимность или нелегитимность власти, политических решений.
Рациональность и иррациональность отражают формы бытия и формы мышления общества на определенном этапе его развития13. Любая трансформация государственного устройства, политической системы приводит к изменению приоритетов в ценностях, сознании людей, поэтому рациональность ассоциируется с генезисом разума, осознанием своей человеческой сущности, с внешней стороной бытия человека.
На наш взгляд, при изучении институционализации взаимодействия политической журналистики и власти с точки зрения рациональности необходимо сформулировать некоторые эпистемологические подходы. Во-первых, журналистские аргументы при легитимации власти должны быть научно обоснованы и оптимально сбалансированы. Во-вторых, следует учитывать нравственную основу журналистики, опирающуюся на нерациональные факторы - долг, милосердие и т.п., близкие к сократовским идеалам человечности14. В-третьих, следует осознавать, что основополагающие подходы к рациональности сформулированы в законах и правовых актах, регулирующих деятельность журналистского сообщества и средств массовой информации. В частности, есть они в Кодексе профессиональной этики журналистов, различных документах Союза журналистов РФ. На определенном этапе развития реформ (выборы Президента России и в Государственную Думу) принимаются совместные документы общественных организаций, цель
которых - регламентировать в определенных рациональных рамках действия журналистского сообщества.
Отношение политической журналистики к рациональности, следовательно, и к иррациональности во время периода легитимации власти воспринимается российским населением. Это своеобразная «тоска по смыслу», возникшая в результате противоречий в обществе, переоценки жизненных принципов, автоматизации деятельности, дифференциации ролей в социальной структуре. Рациональное в журналистике воспринимается обществом как выражение истинности человеческой деятельности, проявляемое в целях, методах, средствах и результатах, в соответствие с объективными законами и закономерностями.
Между тем, присутствие схематизма, техницизма в политических действиях власти (ориентация власти на самоорганизацию общества, «монетизация» льгот пенсионеров и т. п.) разрушает обоснование рационального как истины. Поддержка таких действий журналистикой приводит к снижению ее профессионального уровня, авторитета. Журналистика в данном случае не выполняет своей роли в политической системе, т.е. не обеспечивает ее информацией, необходимой для трансформации общества. Аудитория по-своему реагирует на иррациональность журналистики -на практике это выражается в падении тиражей газет и журналов, снижении численности радиослушателей и телезрителей.
Примечания
1 Маркелов К.В. Журналистика и власть: этика взаимоотношений, резервы взаимодействия // Вестник Моск. унта. Сер. 10: Журналистика. 2004. №9 1. С. 49.
2 Например, деятельность В.В. Путина нашла более высокую оценку населения России, чем режим Б.Н. Ельцина и его политика. Об этом свидетельствуют результаты исследования ВЦИОМ. На вопрос «Какую бы оценку от 1 до 10 Вы бы дали Президенту России?» респонденты ответили: 2,7 - в 1995 г.; 1,87 - в 1999 г. Оценки ныне действующего президента - гораздо выше, хотя и не дотягивают до десятого балла. См.: Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003. №9 2. С. 90.
3МельникГ.С. Массовая коммуникация как фактор политического влияния: автореф. дис. ... д-ра полит. наук. СПб., 1998. С. 52.
4 Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1999. С. 110-112.
5ХабермасЮ. Вовлечение другого. Очерки политической теории / пер. с нем. СПб., 2001. С. 332-380.
6 ЛиотарЖ.-Ф. Состояние постмодерна / пер. с фр. М., СПб., 1998. С. 24-28.
’Политические коммуникации / Ю.Ю. Петрунин и др. М., 2004. С. 64.
8 Юрьев А. Механизмы влияния политики на психическое состояние. Режим доступа: http://www.dix.ru . Проверено 25.12.2004.
9ГайдарЕ. Дни поражений и побед. М., 1996. С. 152-173.
10 Ильичев Г. Недовольных в России стало больше, чем довольных // Известия. 2004. 21 дек.
11 ЯскевичЯ.С. Аргументация // Всемирная энциклопедия: Философия / гл. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М., Минск, 2001. С. 67-68.
12 Законы аргументации по: СергеечеваВ. Как говорить убедительно. СПб., 2002. С. 94-103.
13 КотлерК. Логика научного исследования / пер. с англ. / под общ. ред. В.Н. Садовского. М., 2004. С. 13-17.
14 Новиков А.А. Рациональность в ее истоках и утратах // Исторические типы рациональности. М., 1995. С. 31.
Verteshin Aleksey
USE OF JOURNALISM AT POWER LEGITIMATION IN THE TRANSFORMATION PERIOD
OF RUSSIAN SOCIETY
The article is dedicated to the problems of studying legitimation of Russian power, which uses political journalism as a communication tool in the period of society transformation.
Рецензент - РепневскийА.В., доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова