Научная статья на тему 'Использование зарубежного опыта для формирования политики в сфере интеллектуальной собственности российских университетов'

Использование зарубежного опыта для формирования политики в сфере интеллектуальной собственности российских университетов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1291
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ / ИС / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РИД / PATENT STRATEGY / INTELLECTUAL PROPERTY MANAGEMENT / COMMERCIALIZATION OF INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Видякина Ольга Валентиновна

В статье рассмотрен зарубежный опыт формирования университетами политики в сфере интеллектуальной собственности (ИС) и возможности Программы ВОИС «Университетская инициатива» для формирования такой политики в российских университетах. Представлен сравнительный анализ структурного содержания политики в сфере интеллектуальной собственности российских и зарубежных университетов. Предложены концептуальные основы Положения о политике в сфере ИС университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF FOREIGN EXPERIENCE FOR POLICY FORMATION IN THE SPHERE OF INTELLECTUAL PROPERTY RUSSIAN UNIVERSITIES

This article describes the formation of international experience university policy on intellectual property (IP) and the possibility of the WIPO «University Initiative» for the formation of such a policy in Russian universities. A comparative analysis of the structural content of the policy in the field of intellectual property of Russian and foreign universities. Conceptual bases provisions of the policy in the field of IP University.

Текст научной работы на тему «Использование зарубежного опыта для формирования политики в сфере интеллектуальной собственности российских университетов»

УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Использование зарубежного опыта для формирования политики в сфере интеллектуальной собственности российских университетов

О.В. Видякина

начальник научного отдела федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего профессионального образования «Российская государственная академия интеллектуальной собственности», кандидат экономических наук, докторант, LL.M. (г. Москва)

Ольга Валентиновна Видякина, volga3004@mail.ru

Сегодня одной из ключевых областей российской экономики является коммерциализация результатов научной и научнотехнической деятельности.

Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности - одно из самых важных направлений деятельности российских университетов и научных учреждений, которое было ограничено в связи с отсутствием необходимых норм в российском законодательстве.

Принятие Федерального закона № 217-ФЗ1 открыло реальные перспективы практической реализации интеллектуальной собственности российских университетов и академических институтов, созданной в рамках их научной и образовательной деятельности.

Стремление университетов получить экономическую прибыль от использования своих прав стимулирует университеты серьезно заниматься вопросами формирования и эффективного развития существующих систем управления интеллектуальной собственностью. Существенным препятствием этому процессу является отсутствие системного подхода к управлению

интеллектуальной собственностью и нерешенность теоретических и практических проблем, связанных с коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности. Другими словами, нет четкой продуманной стратегии, которая реализуется в соответствии с политикой университета в сфере интеллектуальной собственности (далее - ИС).

Политика в сфере ИС может быть определена как ряд положений, обеспечивающих четкие правила и устанавливающих руководящие принципы для управления интеллектуальной собственностью, включая создание эффективных правовых рамок для процедур охраны, защиты и коммерциализации интеллектуальной собственности, гарантируя последовательность подходов и прозрачность процессов принятия решений2.

В сфере И С существует как государственная политика (проводится на уровне государства и может являться моделью для университетов), так и локальная - политика отдельного университета.

Университеты, выполняя исследовательские работы и создавая интеллектуальную

1 Федеральный закон от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

2 WIPO University Initiative. URL: http://www.wipo.int/uipc/en/

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru

№ 3 (138) 2013

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

собственность, должны сформулировать собственную локальную политику в сфере ИС и отрегулировать ее официальным документом.

Зарубежными университетами накоплен значительный опыт формирования патентной политики. В частности, такой опыт накоплен университетами Соединенных Штатов Америки. В 1932 году впервые в мировой практике Массачусетский технологический институт принял официальную патентную политику, а в 1940 году - официальное положение о патентной политике и ее процедурах. Также патентная политика была принята другими университетами: Калифорнийский университет принял официальную патентную политику в 1943 году, Пенсильванский университет - в 1953, Гарвардский университет - в 1975 году.

В 1980-1990 годах в США было принято несколько законодательных и нормативных документов, в той или иной степени касающихся вопросов, связанных с коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности университетов, например Bayh-Dole Act of 1980 и Stevenson-Wydler Technology Innovation Act of 1980.

Прорыв в коммерциализации университетских исследований в США связывают с наиболее известным документом - Bayh-Dole Act. Однако по поводу преимуществ3, недостатков и последствий4 принятия этого закона до сих пор ведутся споры5. В то же время необходимо признать, что патентная политика университетской системы Соеди-

ненных Штатов Америки стала одной из мер государства и общественного воздействия на развитие доступной и инновационной деятельности и народного хозяйства в целом.

Опыт университетов разных стран6 показывает, что основа успеха понятия «от фундаментальных исследований до стадии промышленного производства» - отлаженный организационно-правовой механизм, элементами которого являются законодательство и инфраструктура7, обеспечивающая процессы создания, охраны, защиты и передачи технологий8. Другими словами, во многом это зависит от правильно сформированной политики в сфере ИС университета.

Анализ существующих политик в сфере ИС университетов показал, что такая политика создается для того, чтобы поощрить создание и практическое применение результатов исследований университетов; определить права и действия всех заинтересованных сторон; предусмотреть получение дохода от реализации прав для дальнейшей поддержки исследования и образования и т. д.9.

Для российских университетов очень важен сложившийся опыт зарубежных стран в области управления интеллектуальной собственностью, поскольку его изучение позволит избежать очевидных ошибок на практике и сформировать собственную стратегию инновационной деятельности.

По состояни ю на 1 января 201 1 года в Российской Федерации аккредитованы

3 Mowery D., Sampat B. The Bayh-Dole Act of 1980 and University Technology Transfer: A Model for Other OECD Governments? // Journal of Technology Transfer. 2005. № 1/2. P. 115-127.

4 Nelson R. Observations on the Post-Bayh-Dole Rise of Patenting at American Universities // Journal of Technology Transfer. 2001. № 26. P. 13-19.

5 Boetigger S., Bennett A. Bayh-Dole: if we knew then what we know now // Nature Biotechnology. 2006. Volume 24. № 3. P. 320-323.

6 Cervantes M. Academic Patenting: How universities and public research organizations are using their intellectual property to boost research and spur innovative start-ups. URL: http://www.wipo.int/sme/en/documents/academic_ patenting.html

7 Technology transfer, intellectual property and effective university-industry partnerships: the experience of China, India, Japan, Philippines, the Republic of Korea, Singapore and Thailand. URL: http://www.wipo.int/freepublications/ en/intproperty/928/wipo_pub_928.pdf

8 Monotti A., Ricketson S. Universities and Intellectual Property: Ownership and Exploitation. Oxford University Press, 2004. P. 404-456.

9 IP and Technology Management for Universities. URL: http://www.wipo.int/uipc/en/useful_links.html

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru

УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ

1 127 высших учебных заведений (87,1%), из них 687 (98,6%) - государственные (федеральные, субъектов Российской Федерации и муниципальные) и 440 (73,7%) - негосударственные. Статус университета имеют 369 учреждений, академии - 225 и статус института - 53310.

В настоящее время в нашей стране проходит модернизация системы высшего профессионального образования с целью формирования новой, более компактной и структурированной архитектуры высшего образования - активно идут процессы слияния и санации слабых вузов с одновременным опережающим развитием лидирующих университетов. Для реализации абзаца четвертого подпункта «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», пункта 3 поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 17 мая 2012 года № ДМ-П8-2804 Министерство образования и науки Российской Федерации провело комплекс мероприятий по мониторингу деятельности федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов.

Процесс модернизации продолжается. По состоянию на 7 декабря 2012 года в России зарегистрировано 446 негосударственных вузов и 661 филиал негосударственных вузов11.

При современном состоянии отечественной вузовской науки университеты являются активными участниками инновационного процесса12, способными выполнять фунда-

ментально ориентированные и прикладные исследования и разработки, имеющие высокий потенциал рыночной реализации13. Вместе с тем российские университеты недостаточно включены в глобальные сети и мировые рынки товаров, услуг, инноваций и научно-исследовательских разработок, а также недостаточно используют ключевые инструменты поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, такие как Enterprise Europe Network, Framework Programme 7 (FP7), Competitiveness and Innovation Framework Programme, Framework Programme for Research and Innovation - Horizon 2020, Russian Business Innovation Network14 и многие другие. В связи с этим одним из перспективных направлений деятельности в области интеллектуальной собственности российских университетов должен стать выбор оптимальных возможностей для формирования политики в сфере ИС.

Процесс разработки Положения о политике в сфере ИС для университетов включает 3 этапа.

Первый этап. Выявление и анализ существующих документов (проектов документов), представляющих собой информационную основу для изучения сложившегося зарубежного и российского опыта с целью рассмотрения их структуры и содержания

Всемирной организацией интеллектуальной собственности (далее - ВОИС) подготовлено Типовое положение о политике в сфере ИС для университетов и научноисследовательских учреждений (далее - Ти-

10 Статистический анализ результатов государственной аккредитации образовательных учреждений, проведенный Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в 2010 году. URL: http://bulletin.nica. ru/index.php/accreditation/page1/22

11 URL: минобрнауки.рф/новости/2906

12 Российский инновационный индекс / под ред. Л. М. Гохберга. М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. С. 35-36.

13 Инновационные регионы : справочный бюллетень. М. : Центр стратегического партнерства, 2011. Вып. 2. С. 16.

14 Russian Business Innovation Network. URL: http://gate2rubin.ru/en/

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru

№ 3 (138) 2013

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

повое положение ВОИС), которое может быть введено в действие российскими университетами при условии обязательной адаптации к национальному законодательству.

Университеты, нацеленные на создание Политики в сфере интеллектуальной собственности, могут использовать Типовое положение ВОИС, учитывая, что в основу этого документа положены нормы действующих положений следующих зарубежных университетов: Борнмутский университет, Королевский колледж в Лондоне, Университет Оксфорд Брукс, Калифорнийский университет, Кембриджский университет, Университет Дебрецена, Университет Глазго, Оксфордский университет, Плимутский университет.

Примером формирования политики в сфере ИС российского университета является проект Положения об основных принципах политики национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в области ИС15 (далее - проект Положения о политике НИУ ВШЭ). При разработке этого проекта учтен опыт более 60 ведущих университетов мира по созданию аналогичных документов, в частности, Гарвардского, Стэндфордского, Принстонского, Кембриджского, Йельского, Оксфордского университетов, Национального австралийского университета, Кельнского и Цюрихского университетов.

Анализ Положения о политике в сфере ИС университетов позволяет выделить основные вопросы, требующие решения и, соответственно, включения их в структуру разрабатываемого каждым вузом Положения:

• обеспечение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД);

• использование РИД;

• распоряжение правами на РИД;

• распределение доходов, полученных от использования РИД;

• решение конфликтных ситуаций и другие вопросы16.

Таким образом, на первом этапе изучение структурного содержания положений о политике в сфере ИС зарубежных и российских университетов позволяет сформулировать основные проблемные вопросы и структурировать их в рамках политики, разрабатываемой конкретным университетом. Например, Политикой в сфере интеллектуальной собственности НИУ ВШЭ предусмотрено, что исключительное право на созданную там интеллектуальную собственность принадлежит сотруднику-автору, а не НИУ ВШЭ, с соблюдением определенных гарантий прав НИУ ВШЭ. Это означает, что автор как владелец может самостоятельно, во-первых, использовать созданную им интеллектуальную собственность (скажем, использовать разработанные им учебные материалы для преподавания в других университетах). Во-вторых, автор имеет возможность распоряжаться исключительными правами на интеллектуальную собственность (например заключать лицензионные договоры с издательствами, отчуждать права на свои разработки компаниям и т. п.)17.

Второй этап. Выявление и анализ факторов, которые могут существенно повлиять на содержание разрабатываемой политики в сфере ИС университета

Фактор 1 - инновационная политика государства. Инновационная политика является составной органической частью государственной научно-технической поли-

15 Проект Положения об основных принципах политики национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) в области ИС разработан А.В. Кашаниным - ведущим научным сотрудником Института правовых исследований НИУ ВШЭ.

16 URL: http://www.hse.ru/data/2012/09/06/1241904565/HSE_IP_Policy.pdf

17 Политика Вышки в области интеллектуальной собственности // Информационный бюллетень НИУ ВШЭ «Окна академического роста». 2013. № 2 (59). С. 3. URL: https://www.hse.ru/data/2013/02/11/1307826552/ okna_59.pdf

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru

УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ

тики, представляющей собой совокупность общественно-экономических отношений государства и его структур разного уровня с субъектами хозяйственной деятельности по поводу создания, преобразования и использования инноваций для обновления всех сфер жизнедеятельности людей на основе сбалансированности интересов всех участников научно-технологических и инновационных процессов.

Каждая страна в зависимости от национальных особенностей подходит к формированию государственной инновационной политики по-своему. Для Финляндии, например, характерен высокий уровень диверсификации экономики; для Франции - создание более мелких технологических фирм; для США - поддержка реструктуризации национальной экономики. По мнению специалистов, основные этапы разработки и реализации инновационной политики в Российской Федерации на современном этапе еще не сформированы. Обобщение и использование зарубежного опыта поможет в совершенствовании и эффективной реализации политики России в сфере инновационной деятельности18.

В 2007 году на встрече глав патентных ведомств Центральной и Восточной Европы было решено разработать ряд специальных регламентов для стран с переходной экономикой, к числу которых относится Россия. В результате отделом стран Европы и Азии ВОИС был создан базовый документ - Руководство по разработке стратегии в области ИС в странах с переходной экономикой19, на основе которого многие страны уже разработали свои национальные стратегии.

На заседании Комитета Торговопромышленной палаты Российской Федерации по ИС (далее - ТПП РФ) 14 марта

2012 года рассмотрен и одобрен проект Концепции государственной стратегии ИС, в которой четко сформулированы цели, задачи, принципы построения, структура основных функциональных элементов, определяющих полный набор системно выстроенных программных действий и сопутствующих мероприятий по практической реализации концепции.

Фактор 2 - требования национального законодательства. В настоящее время нормативная база Российской Федерации в области ИС объединена в четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению специалистов, после введения эта часть не очень активно дополняется новыми нужными разделами и главами, что не позволяет гармонично охватить всю сферу отношений для всестороннего и полноценного развития национальной инновационной экономики20.

Фактор 3 - основные цели и задачи университета. Российские университеты, основываясь на российском и зарубежном опыте, должны формировать собственную политику в сфере ИС - разработать документ, основанный на законодательстве Российской Федерации с учетом правовых и организационных особенностей конкретного университета и экономической ситуации в стране в целом (далее этот документ будем называть «политика в сфере ИС»).

Фактор 4 - реальные возможности для реализации политики в сфере ИС. Под возможностями понимается наличие финансовых, организационных, кадровых, и других ресурсов. Помимо этого, должна быть сформирована четкая система мотивации всех участников инновационного процесса и использованы юридические механизмы реализации политики в сфере ИС.

18 Быкова О. Н. Механизмы формирования инновационной деятельности : монография. М. : Офсет-Принт М, 2012. С. 130.

19 Руководство по разработке стратегии в области ИС в странах с переходной экономикой. URL: http://www. wipo.int/export/sites/www/dcea/ru/pdf/tool_7.pdf

20 См.: Леонтьев Б. Б. URL: http://www.i-russia.ru/all/articles/11422

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru

№ 3 (138) 2013

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

Третий этап. Непосредственно

разработка структуры и содержания

Положения о политике в сфере ИС

университета

В соответствии с рекомендациями ВОИС21 при формировании политики в сфере ИС университетам необходимо предусмотреть следующее:

1) область политики;

2) правовые вопросы, касающиеся статуса исследователей;

3) внешнее спонсорство, научно-исследовательское сотрудничество с третьими лицами;

4) право собственности на ИС;

5) раскрытие информации об использовании ИС, защита ИС;

6) распределение доходов;

7) конфликт интересов и конфиденциальность22.

Политика в сфере ИС университета является основополагающим документом, закрепляющим общие принципы в области управления правами на РИД. Помимо политики в сфере ИС, в университете должны быть разработаны и другие необходимые документы, соответствующие ей и предназначенные для детального урегулирования вопросов закрепления прав на РИД университета, такие как стратегия правовой охраны, порядок распределения вознаграждения за использование РИД и т. д.

Рассмотрим некоторые разделы, которые, по мнению автора статьи, должны войти в Положение о политике в сфере ИС университета23.

Раздел 1. Общие положения

В этом разделе должны быть указаны категории лиц, на которые распространяется Положение о политике в сфере ИС университета.

К первой категории относятся сотрудники университета, для которых этот вуз является основным (или по совместительству) местом работы, включая профессорскопреподавательский состав, научных работников, инженерно-технический, административно-управленческий, административно-хозяйственный, учебно-вспомогательный и другой персонал.

Ко второй категории относятся лица, обучающиеся в университете, включая студентов, аспирантов, докторантов, соискателей ученых степеней, слушателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К третьей категории относятся физические лица, участвующие в научноисследовательских и образовательных проектах университета на основании договоров с вузом.

Четвертой категорией лиц являются подрядчики (исполнители) по договорам подряда, договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ (далее - НИОКР) и иным договорам, в ходе исполнения обязательств по которым создаются РИД.

В соответствии с рекомендациями ВОИС Положение о политике в сфере ИС университета должно распространяться на две категории лиц:

1) исследователи, к числу которых относятся лица, состоящие в трудовых отношениях с вузом, включая:

• работников-студентов и технический персонал;

• студентов, в том числе студентов вуза, являющихся студентами бакалавриата и аспирантами;

• любых лиц, включая приглашенных ученых, которые используют ресурсы вуза и выполняют любую научноисследовательскую задачу в вузе либо

21 Model Intellectual Property Policy for Universities and Research Institutions in Countries in Transition, Presentation of Mr. Michal Svantner, Director, Division for Certain Countries in Europe and Asia, WIPO, Geneva, 2011.

22 Guidelines on Developing Intellectual Property Policy for Universities and R&D Organizations, WIPO, Geneva. URL: http://www.wipo.int/export/sites/www/uipc/en/guidelines/pdf/ip_policy.pdf

23 Подробнее см.: Видякина О. В. Формирование патентной политики университета : монография. М. : ОАО «Информационно-издательский центр «ПАТЕНТ», 2012. С. 99.

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru

УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ

иным образом принимают участие в любом научно-исследовательском проекте под руководством вуза, в том числе в проектах, финансируемых внешними спонсорами;

2) приглашенные исследователи -лица, взаимодействующие с вузом, но не являющиеся его работниками или студентами.

Важным, по мнению автора статьи, является выделение такой категории лиц, как работники-студенты, состоящие в трудовых отношениях с вузом, поскольку в настоящее время они являются наиболее незащищенной категорией лиц в вопросах закрепления прав на созданные ими РИД в университете.

Помимо определения категорий лиц, в этом разделе необходимо указать основные понятия, которые использовались при разработке Положения о политике в сфере ИС.

Раздел 2. Цели, задачи, принципы

Политика вуза в области управления ИС должна быть ориентирована в первую очередь на достижение роста конкурентоспособности продукции вуза (работ и услуг) через сохранение и развитие интеллектуального и научно-технического потенциала университета как его стратегического ресурса. Такая политика должна основываться на признании необходимости достижения основных целей и соответствия основным принципам, а именно:

1) содействие свободному распространению идей и знаний, обеспечение максимальной открытости науки и доступности результатов научно-исследовательской деятельности;

2) обеспечение максимальной свободы научно-исследовательской и образовательной деятельности;

3) создание условий и стимулов для осуществления научно-исследовательской деятельности и приобретения новых знаний;

4) создание условий для повышения качества образовательных услуг;

5) создание системы четких правил, регламентирующих отношения по поводу РИД, создаваемых в университете;

6) устранение неопределенности в распределении прав на РИД между университетом, непосредственными создателями таких результатов и подрядчиками (исполнителями), а также устранение связанных с этим конфликтов интересов;

7) обеспечение условий для соблюдения и защиты интеллектуальных прав университета, работников, обучающихся и третьих лиц;

8) обеспечение устойчивых конкурентных позиций университета на рынке интеллектуальных продуктов;

9) обеспечение университету возможностей коммерческого использования создаваемых в нем РИД;

10) обеспечение справедливого распределения дохода, получаемого от использования создаваемых в университете РИД и справедливости в распоряжении правами на такие результаты между университетом и непосредственными создателями РИД;

11) соблюдение прав автора РИД на вознаграждение;

12) создание условий для соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации об обеспечении правовой охраны РИД, выполнения обязательств, стороной которых является университет, а также для минимизации рисков, связанных с нарушением прав и законных интересов университета либо третьих лиц.

Перечисленные цели и принципы могут быть приняты во внимание отдельно взятым университетом и дополнены с учетом его целей и задач.

Раздел 3. Принципы распределения прав на РИД

Вопросы распределения прав на РИД могут быть рассмотрены в рамках одного или нескольких разделов Положения о политике в сфере ИС или отдельного документа (например в Положении о порядке распре-

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru

№ 3 (138) 2013

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

деления прав на РИД) с целью устранения неопределенности в распределении прав между университетом, непосредственными создателями таких результатов и подрядчиками (исполнителями), а также связанных с этим конфликтов интересов.

На рисунке представлены возможные субъекты конфликтов интересов в сфере ИС, сформулированные Д.Б. Шульгиным, по мнению которого конфликтные ситуации могут быть классифицированы по месту возникновения как внешние и внутрикорпоративные, а также по этапу создания или коммерциализации РИД24.

Конфликты, возникающие при создании объектов ИС, связаны в основном со спецификой творческого характера интеллектуальной деятельности, а также с неполной исключаемостью и конкурентностью ее результатов, конфликты на этапе трансфера возникают, как правило, из-за сложностей адекватной оценки РИД, а конфликты на этапе использования объекта ИС во многом обусловлены противоречиями между институтом привилегий на РИД и конкурентной природой бизнеса, нематериальным характером и тиражируемостью объектов ИС.

НИОКР

(создание объектов! ИС)

ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЯ

(конфликты при трансфере и конкурентные конфликты)_____________________

Работник

ВУЗ -

исполнитель

НИОКР

Предприятие-

Startup-компания

конкурент ТП-----------

ВУЗ-

лицензиар

Предприятие-лицензиат

Предприятие-заказчик

Предприятие-

партнер

т

Конечный

потребитель

Возможные субъекты конфликтов интересов в сфере ИС

При рассмотрении экономических, правовых, управленческих аспектов разрешения конфликтов интересов в сфере ИС последние удобно привязывать к различным этапам и ситуациям создания инноваций, что позволяет достаточно четко идентифицировать участников конфликтов интересов, а также механизмы возникновения противоречий и способы их разрешения.

В остальные разделы Положения о политике в сфере ИС могут быть включены принципы решения конкретных задач универси-

тета в области управления правами на РИД, например принципы политики университета в области закрепления, распоряжения и защиты прав на РИД, использования РИД, права на которые принадлежат вузу, распределения доходов от использования указанных результатов и распоряжения указанными правами, распределения функций и компетенции в области ИС между органами управления, структурными подразделениями и должностными лицами университета и т. д.

К разработке Положения о политике в сфере ИС университета следует подходить

24 Шульгин Д. Б. Теоретико-методологические основы управления ИС как стратегическим ресурсом инновационного развития системы «вуз - предприятие» : дис. ... доктора эконом. наук. СПб., 2010.

^80^ Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru

УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ

вдумчиво, стараясь максимально учесть в разрабатываемом документе все возможные направления развития системы управления ИС вуза для поддержки и развития образовательной, научной и инновационной деятельности университета.

Важными шагами при разработке Положения о политике в сфере ИС университета должны стать предварительное изучение текущей ситуации в университете в области управления правами на РИД, выявление проблемных вопросов, определение сдерживающих факторов и оценка реальных возможностей для реализации политики в сфере ИС, что в конечном итоге позволит избежать очевидных ошибок на практике и максимально структурировать собственную стратегию инновационной деятельности.

Как показывает многолетний опыт ведущих зарубежных университетов, политика в сфере ИС является мощным инструментом для обеспечения эффективной системы управления интеллектуальной собственностью вуза.

Поскольку процесс формирования политики в сфере ИС в российских университетах только развивается, на этом этапе важно использовать возможности Программы ВОИС «Университетская Инициатива»25, взяв за основу систему University IP Coordinators. Это будет способствовать развитию внутринационального и транснационального трансфера технологий через участие университетов в специальных международных проектах.

Выработка собственной стратегии коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, поиск зарубежных партнеров, участие в различных российских и международных проектах и программах являются сегодня перспективными направлениями деятельности российских университетов.

Правильно сформированная политика в сфере ИС позволит российским вузам вы-

брать направления для продвижения научных разработок на российский и зарубежный рынки, определить свои место и роль в системе взаимоотношений с зарубежными и российскими партнерами и в дальнейшем получать экономическую выгоду от реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Международное сотрудничество в области политики в сфере ИС в рамках программы ВОИС «Университетская Инициатива», созданной для поддержки университетов в развивающихся странах, позволит вузам выработать механизмы управления результатами интеллектуальной деятельности и заложить основу для экономики, основанной на знаниях.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Boetigger S., Bennett A. Bayh-Dole: if we knew then what we know now // Nature Biotechnology. 2006. Volume 24. № 3.

2. Cervantes M. Academic Patenting: How universities and public research organizations are using their intellectual property to boost research and spur innovative start-ups. URL: http://www.wipo.int/sme/en/documents/aca demic_patenting.html

3. Guidelines on Developing Intellectual Property Policy for Universities and R&D Organizations, WIPO, Geneva. URL: http://www. wipo.int/export/sites/www/uipc/en/guidelines/ pdf/ip_policy.pdf

4. IP and Technology Management for Universities. URL: http://www.wipo.int/uipc/en/

useful_links.html

5. Model Intellectual Property Policy for Universities and Research Institutions in Countries in Transition, Presentation of Mr. Michal Svant-ner, Director, Division for Certain Countries in Europe and Asia, WIPO, Geneva, 2011.

6. Monotti A., Ricketson S. Universities and Intellectual Property: Ownership and Exploitation. Oxford University Press, 2004.

25 Университетская Инициатива была представлена и принята государствами - членами ВОИС во время генеральных ассамблей ВОИС в 2002 году в целях решения важных вопросов и оказания помощи университетам.

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru

№ 3 (138) 2013

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

7. Bayh-Dole Act of 1980. Public Law № 96-517.

8. Stevenson-Wydler Technology Innovation Act of 1980. Public Law № 96-480.

9. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки : Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599.

10. Поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 17 мая 2012 года № ДМ-П8-2804.

11. URL: минобрнауки.рф/новости/2906

12. URL: http://www.hse.ru/data/2012/09/ 06/1241904565/HSE_IP_Policy.pdf

13. Политика Вышки в области интеллектуальной собственности // Информационный бюллетень НИУ ВШЭ «Окна академического роста». 2013. № 2 (59). С. 3. URL: https:// www.hse.ru/data/2013/02/11/1307826552/ okna_59.pdf

14. Видякина О. В. Формирование патентной политики университета : монография. М. : ОАО «Информационно-издательский центр «ПАТЕНТ», 2012.

15. Mowery D., Sampat B. The Bayh-Dole Act of 1980 and University Technology Transfer: A Model for Other OECD Governments? // Journal of Technology Transfer. 2005. № 1/2.

16. Nelson R. Observations on the Post-Bayh-Dole Rise of Patenting at American Universities // Journal of Technology Transfer.

2001. № 26.

17. Russian Business Innovation Network. URL: http://gate2rubin.ru/en/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Technology transfer, intellectual property and effective university-industry partnerships: the experience of China, India, Japan, Philippines, the Republic of Korea, Singapore and Thailand. URL: http://www.wipo.int/freepubli cations/en/intproperty/928/wipo_pub_928.pdf

19. WIPO University Initiative. URL: http:// www.wipo.int/uipc/en/

20. Быкова О. Н. Механизмы формирования инновационной деятельности : монография. М. : Офсет-Принт М, 2012.

21. Инновационные регионы : справочный бюллетень. М. : Центр стратегического партнерства, 2011. Вып. 2.

22. Концепция государственной стратегии ИС. URL: http://www.tpprf.ru/common/up load/IS_koncept.pdf

23. Леонтьев Б. Б. URL: http://www.Lrus sia.ru/all/articles/11422

24. Российский инновационный индекс / под ред. Л. М. Гохберга. М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011.

25. Руководство по разработке стратегии в области ИС в странах с переходной экономикой. URL: http://www.wipo.int/export/ sites/www/dcea/ru/pdf/tool_7.pdf

26. Статистический анализ результатов государственной аккредитации образовательных учреждений, проведенный Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в 2010 году. URL: http://bulletin.nica.ru/index.php/accreditation/ page1/22

27. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) : Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ.

28. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности : Федеральный закон от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ.

29. Шульгин Д. Б. Теоретико-методологические основы управления ИС как стратегическим ресурсом инновационного развития системы «вуз - предприятие» : дис. ... доктора эконом. наук. СПб., 2010.

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.