Научная статья на тему 'Использование вычислительной техники на уроках физики'

Использование вычислительной техники на уроках физики Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
141
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование вычислительной техники на уроках физики»

Эти постановления принимались на основе глубоких методических разработок. Вот что отмечал автор «Методики физики» и курсов физики Н.В. Кашин: «...при обсуждении вопроса о строении курса нам надо точно установить, где лежит критерий правильности наших утверждений в области методики. И тут мы, преподаватели физики, находимся в очень благоприятных условиях, ибо методика - метод преподавания физики - имеет прямую и естественную опору в методологии науки. Мне приходилось подробно развивать эту мысль в «Методике физики», здесь же я лишь отмечу, что методы индукции и дедукции, сочетание которых является наилучшей гарантией достоверности и точности знаний, добытых исследованием, глубоко и по существу соответствуют той последовательности, которую из психологических и педагогических соображений желательно ввести в учебный план физики в средней школе» [3, с. 164]. В Постановлении по преподаванию физики была одобрена программа-минимум и (Пункт I): 1) деление курса на две ступени; 2) построение первой ступени на основе практических занятий; 3) построение второй ступени на классных экспериментах преподавателя параллельном ведении практических занятий. Члены Совещания осмотрели фабрики Швабе и Трындина, которые изготавливали физические и химические приборы; ознакомились с демонстрациями приборов Б.Ю. Кольбе по электричеству. Для участников были организованы поездки на трамвайную и телефонную станции. После закрытия совещания состоялись доклады, в том числе А.А. Эйхенвальда: «Магнетизм в природе», который сопровождался «чрезвычайно интересными, и талантливо поставленными демонстрациями».

В конце журнала помещена реклама: Мастерских учебных пособий Вятского губернского земства; Парижской фабрики Пеллина по производству оптических и измерительных приборов; Магазина и фабрики «Трындин и С-вья» по полному оборудованию физических и химических лабораторий; предлагают школам и научным учреждениям свои услуги Мастерские точных приборов при Главной физической обсерватории. Русское общество «Всеобщая компания электричества» в Киеве предлагает для устройства физических кабинетов измерительные приборы и динамо-машины.

Вне статьи остались вопросы изменения содержания курсов и форм преподавания, но применение демонстрационных опытов, а в последующем и учебного практикума при обучении физике соответствует исторически выверенному экспериментальному характеру курса общей физики. Эта линия отчётливо прослеживается в России более 200 лет.

История оставила нам имена тех преподавателей - физиков, которые активно разрабатывали к широко применяли демонстрационный метод в преподавании. И такая методика, стиль работы служит мерилом качества преподавания физики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соколов И.И. Методика преподавания физики в средней школе. М: ГУПИ. 1951. 290 с.

2. Попов И В. О первых учебных физических кабинетах в России. В сб.: Вопросы истории естествознания и техники. Вып. 3-4. М.: Наука, 1977. С. 72-74.

3 Физическое обозрение. Т. 18, № 3-4. Киев, 1917.176+VIII с.

4. Полный иллюстрированный каталог физических приборов Торгово-Промышленного Товарищества Е С. Трындина и С-вей в Москве. М.: Товарищество типографий А.И. Мамонтова, 1905. 552+Х1Н с.

5. Очерки по истории физики в России / Под. ред. А.К. Тимирязева. М.: ГУПИ, 1949. 342 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Патлахов Н.В.

Томский государственный педуниверситет

В процессе овладения курсом физики при решении задач, при выполнении лабораторных работ ... учащимся приходится производить те или иные вычисления. Часть из них они могут выполнить в уме, для других бывает нужны карандаш и бумага. Иногда для проведения вычислений требуется расходовать много сил и времени. Для сокращения этих затрат обычно к заданиям подбирают такие количественные данные, вычисления с которыми выполняется быстро. Если при составлении заданий использовать реальные количественные данные, то для ускорения процесса вычислений полезно их производить на современной вычислительной технике (ВТ). В ряде случаев ее применение будет давать экономию времени, сил и энергии. Сэкономленные время, силы и энергию можно будет расходовать на более качественное овладение курсом физики. Но для применения такой техники необходимо овладеть специфическими знаниями -компьютерной грамотностью. Элементарные основы таких знаний школьникам может дать и учитель физики. Под его руководством они могут сделать и первые шаги по применению такой техники на уроках физики. В дальнейшем такую технику они смогут применять самостоятельно. И это хорошо.

Применение ВТ на уроках физики положительно не только для совершенствования компьютерной грамотности, но и для совершенствования знаний по физике за счет приобретения умений:

- четко и лаконично формулировать свои мысли;

- четко и правильно формулировать вопросы, ставить задачи и предлагать пути их решения;

- находить оптимальные пути и решения проблем;

- сокращать время на проведения различных расчетов, что сокращает расход энергии для получения ответа.

Естественно, прирост положительных качеств в знаниях, умениях и навыках у учеников, в их развитии будет формироваться успешно лишь в процессе систематической, постоянно усложняемой работы. Действительно, при выполнении первых вычислений с помощью ВТ возможны различные ошибки и расход времени будет больше, чем при обычных, знакомых способах вычислений. Но затем, по мере приобретения опыта, при выполнении вычислений с "громоздкими", "неудобными" числами, расположенными в "громоздких", "сложных" формулах итогового ответа, результат будет обратным. Он будет точным и будет получен быстрее, чем при осуществлении вычислений в уме или на бумаге. Однако из этого не следует делать вывод, что имея ВТ следует отказаться от вычислений в уме. Наоборот, учащихся надо систематически обучать устному счету и осуществлению "прикидки" ответа в уме. Такая работа развивает мозг ученика. Кроме того, ответ, полученный на основе прикидки, позволяет оценить правильность ответа, полученного с помощью ВТ. Это особенно взаимно ценно на первых порах использования ВТ.

Рассмотрим примеры использования маленькой ЭВМ - программируемого микрокалькулятора при выполнении лабораторных работ по физике в 7-ом классе средней школы.

Л.Р. ИЗМЕРЕНИЕ РАЗМЕЮВ МАЛЫХ ТЕЛ МЕТОДОМ РЯДОВ

Перед выполнением работы полезно повторить определение цены деления линейки, попытаться линейкой измерить размеры малого тела и вспомнить метод рядов. В учебнике (Физика-7) в указаниях к данной работе рекомендуется вплотную к линейке приложить несколько дробинок (20-25 шт.), расположенных в плотный непрерывный ряд. Для упрощения и ускорения этого процесса рекомендуем использовать желоб или ушлок, боковые стенки которых с торца с одной стороны соединены друг с другом поперечной стенкой. В желоб (уголок) помещают несколько измеряемых тел, например, дробинок, горошин, шайб... и приподнимают второй конец. Измеряемые тела скатываются друг к другу, образуя плотный, непрерывный ряд. Остается к раду приложить линейку и измерить длину ряда. Затем сосчитать число частил в ряду и первое число поделить на второе. Это и будет средняя величина размера частицы (диаметра дроби, горошины...).

Вычисление ее величины можно произвести в уме, на бумаге или с помощью ПМК.

Для более точного измерения размера частиц следует либо брать более длинный ряд с большим числом частиц, либо опыт проделывать несколько раз, изменяя последовательность расположенных частиц в ряду. Затем средние значения размеров во всех опытах сложить и разделить на число опытов.

При использовании ПМК для вычисления среднего размера частиц в одном ряду достаточно проделать следующие операции: включить ПМК, ввести число (равное длине рада), нажать В1 (перевод числа из регистра X в регистр У), ввести число (равное количеству частиц в ряду), нажать : (деление первого числа на второе), прочитать ответ, выключить ПМК.

Для вычисления среднего значения частиц в четырех рядах ПМК используем в режиме программирования. В этом случае измеряемые величины и результаты вычислений распределим по регистрам памяти, например, так как это показано в таблице 1.

Табл.1

Измеряемые и вычисляемые данные Распределение регистров памяти для 1-4 рядов

1 2 3 4

1 -длина ряда, мм 0 3 6 9

п - число частиц в ряду, шт. 1 3 7 а

О - среднее значение размера частиц в данном ряду, мм 2 4 8 Ъ

Если опустить получение и чтение промежуточных ответов (среднего значения размеров частиц в данном ряду), то программа будет выглядеть так: F, ПРГ, П-х, 0, П-х, 1, :, П-х, 3, П-х, 4, :, +, П-х, 6, П-х, 7, :, +, П-х, 9, П-х, а, :, +, 4,:, С/П, F, АВТ, В/О.

Теперь следует в ПМК ввести данные результатов измерений радов:

число, х-П, 0, число. х-П, 1 (1 рад)

(длина рада) (кол-во частиц)

число. х-П, 3, ЧИСЛО, х-П. 4 (2 рад)

число, х-П, 6, ЧИСЛО, х-П, 7 (Зрад)

число, х-П, 9, число, х-П, а (4 рад)

Нажимаем клавишу С/П и читаем результат.

Чтобы повторить эти вычисления, достаточно нажать В/О и С/П, а затем прочитать результат

Если есть необходимость проверить, правильно ли заносились экспериментальные данные и правильны ли результаты действий с ними, то достаточно нажать В/О, а затем последовательно нажимать ПП и читать значения занесенных данных и результатов действий с ними.

Для определения среднего размера других частиц по четырем рядам достаточно нажать В/О, ввести данные для новых рядов (см. выше), нажать С/П и прочитать результат.

После окончания работы ПМК выключают (и отключают от электросети).

Л.Р. К.П.Д. ПРИ ПОДЪЕМЕ ТЕЛА ПО НАКЛОННОЙ ПЛОСКОСТИ

Перед самостоятельным выполнением лабораторной работы полезно с учащимися обсудить ее ход. Для этого изобразить на доске наклонную плоскость с бруском; показать силу тяжести бруска - Р1 и силу - ¥2, которую надо приложить к бруску, чтобы его равномерно перемещать вверх вдоль наклонной плоскости; длину наклонной плоскости (АВ) обозначить -1, а высоту ВС обозначить Ь.

По определению к.п.д. = ^--100%. Для нас к.п.д.- ^ ^-100% .

А2 П-!

В рекомендации к работе (Физика-7) предлагают найти к. п.д. только для одного какого-то утла наклона. Мы полагаем, что проводимая работа станет содержательнее, если условие задания несколько расширить -выяснить зависимость к п д. наклонной плоскости от угла ее наклона. Углы наклона могут быть произвольными (их величина может быть измерена транспортиром; они могут характеризоваться словами "0°", "больше"... "90°"). Они могут быть и заранее заданными. Например, 0°, 30°, 45°, 60°, 90°. Такие углы можно установить с помощью линейки. При а=0° ВС=0. при а=30° ВС=0,5 АВ, при а=45° ВС=АС. при а=60° АС=0,5АВ, при ос=90° АС=0.

Экспериментальные данные измерений и данные результатов вычислений можно заносить в таблицу 2, содержащую избыточную информацию (значения А1 и А2) без специального вычисления которой с помощью ВТ можно вычислить к п д. наклонной плоскости.

Табл. 2.

№ п/п а. град Р1,Н Ь, м А1=Р1Ь, дж Р2. Н 1, м А2=Р1 1,дж ¥1-1

1. 0°

2. 30°

3. 45°

4. 60°

5. 90°

Теперь полезно проделать измерения Р1, И, Р2 и 1 в каждом опыте и заносить результаты измерений в таблицу 2.

Дальнейший ход работы может быть разным. Можно либо сразу приступить к вычислениям, либо произвести анализ условия задания, сделать выводы и только после этого приступить к вычислениям.

Более детальный анализ рисунков наклонной плоскости и экспериментальных данных таблицы 2 показывают, что:

1) при а=0° Ь=0. следовательно А1=0, откуда к.п.д.=0;

2) при а=90° 1г=1 и Р2=Р1, следовательно А2=А1, поэтому к.п.д.= 100%.

3) при изменении значения величины Р2 и И изменяются, а Р1 и 1 остаются прежними.

Для вычислений используем ПМК в программируемом режиме. Регистры памяти распределим так: Р1-1. Ь-2, Р2-3 и 1-4. В этом случае программа может выглядеть так: Р, ПРГ, П-х, 1, П-х, 2, х, С/П, П-х, 3, П-х. 4, х, С/П, :, 100, х, С/П, Р, АВТ, В/О.

Для вычисления в первом опыте в избранные регистры памяти заносим значения гТ, Ь, Р2,1, нажимаем С/П - читаем значение А1, нажимаем С/П - читаем значение А2, нажимаем С/П - читаем к.п.д.

Для вычислений в следующих опытах достаточно в избранные регистры памяти занести значения И и Р2, нажать В/О (возврат на начало счета), С/П - А1, С/П - А2, С/П - к.п.д. Аналогично поступают при вычислениях в 3-ем опыте и т.д.

Приведенные примеры показывают целесообразность применения ВТ (в частности ПМК) на уроках физики при выполнении лабораторных работ. Очевидна их полезность и при решении вычислительных задач. Поэтому учителю следует поощрять работу учащихся с ПМК не только на уроках, но и дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.