Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 1 (67). 2015. № 3. С. 35-41.
УДК 37.013.42-053.2(270) '18/19"
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
ФадееваМ. В.1, Безносюк Е. В.2
1 Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Евпатория, Республика Крым
E-mail: mary245@yandex ua
2МБОУ физико-математического профиля «Учебно-воспитательный комплекс "Интеграл"», Евпатория, Республика Крым
E-mail: [email protected]
В работе описаны особенности организации работы в темной сенсорной комнате в Евпаторийском институте социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», выделены категории детей, которым показана коррекционно-развивающая работа в сенсорной комнате, описаны особенности использования оборудования темной сенсорной комнаты в коррекционно-развивающей работе.
Ключевые слова: сенсорная комната, темная сенсорная комната, направление подготовки, педагогическое образование, психолого-педагогическое образование.
ВВЕДЕНИЕ.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта одной из главных целей является сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как ценностной составляющей, способствующей познавательному и эмоциональному развитию обучающихся. Важную роль в этом, а также в психологическом и социальном становлении личности школьника играет сенсорное развитие. Именно поэтому в настоящее время во многих дошкольных учреждениях, школах появляются сенсорные комнаты разных видов, которые представляют собой специально оснащенные в соответствии со стандартами помещения, в которых размещено интерактивное развивающее оборудование. В частности, такой вид сенсорной комнаты, как «темная», является оптимальной обстановкой для реализации комплекса коррекционно-развивающих занятий, направленных на сохранение, укрепление и коррекцию поведения и эмоционального состояния школьников.
35
Вместе с тем, несмотря на повсеместное появление сенсорных комнат в образовательных организациях г. Евпатории и Западного Крыма, специалистов, владеющих навыками работы в таких комнатах, катастрофически не хватает - в итоге часто возникает такая ситуация, что оборудование закупается, но оно не используется, так как педагоги-психологи не владеют навыками работы с таким оборудованием.
Все вышесказанное актуализирует проблему подготовки студентов направления подготовки «Педагогическое образование» к работе с детьми сенсорной комнате, что в Евпаторийском институте социальных наук (филиал) возможно реализовать уже на этапе обучения в вузе.
Проблемой организации коррекционной работы в сенсорной комнате с детьми и взрослыми занимались как зарубежные, так и отечественные ученые: П. Кушваха, Л. Пинкни, Е. Г. Сологубов, В. Т. Кожевникова, О. В. Богданов и другие.
Целью статьи является описание возможностей использования сенсорной комнаты в процессе профессиональной подготовки студентов направления подготовки «Педагогическое образование» в Евпаторийском институте социальных наук (филиал).
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА.
Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М. Монтессори. Сенсорная комната, с точки зрения М. Монтессори, - это среда, насыщенная автодидактическим материалом для занятий с детьми.
Первоначально сенсорные комнаты были разработаны в Голландии в конце 70-х годов. Термин «снузлин» происходит от голландского слова, означающего «дрема». «СНУЗЛИН» использовались реабилитологами и социальными работниками для работы с наиболее тяжелым контингентом больных психоневрологического профиля и грубым снижением интеллекта.
В начале 80-х годов одним из самых активных пользователей Сенсорной комнаты «СНУЗЛИН» наряду с Голландией стала Великобритания. В это же время значительно расширяется диапазон использования сенсорных комнат. Они стали применяться в качестве незаменимого средства в реабилитации людей как с медицинскими, так и с психологическими и психоэмоциональными проблемами [1].
В настоящее время количество сенсорных комнат в мировой практике исчисляется тысячами единиц - в Европе, включая СНГ, Азии, США и Канаде.
В 2015 году Евпаторийский институт социальных наук (филиал) реализовал четыре образовательных проекта, прошедших конкурсный отбор в рамках реализации программы развития Крымского федерального университета на 2015 -2024 гг. В рамках конкурса К1.1/2015/ДП01 «Разработка программ дополнительного профессионального образования» был отобран проект «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования». В рамках реализации данного проекта была закуплена темная сенсорная комната, которая состоит из таких единиц:
36
Световой стол для рисования песком. Кварцевый песок в комплекте. Размер стола: 60 х 60 х 60 см;
Пучок фибероптических волокон в мягком кубике на пульте управления. Кол -во волокон -100 шт. длиной 200 см. Размер кубика: 35 х 35 х 35 см.
Комплект светонепроницаемых штор: комплект из двух штор, изготовленных специально для сенсорной комнаты размером 150 x 300 см каждая
Интерактивная панель «Волшебный свет». Палочки для рисования в комплекте. Размер полотна: 60 х 80 х 3 см.
Сенсорный уголок «Зеркальный обман»: Воздушнопузырьковая колонна - 150 (Н - 150 см, D - 10 см; анимационная подсветка RGB; компрессор и набор с рыбками в комплекте; полукруглое угловое основание размером 70 х 70 х 50 см; комплект безопасных зеркал размером 100 х 70 х 2 см каждое.
Сухой душ: шелковые разноцветные ленты длиной 200 см. Размер: 50 х 50 х 200 см.
«Темная сенсорная комната» - помещение, в котором в соответствии со стандартным (или индивидуальным) проектом размещено развивающее интерактивное оборудование. Сенсорная комната - мощный инструмент для сенсорного и познавательного развития детей, а также для нормализации психического состояния взрослых людей, здоровых и с ограниченными возможностями здоровья.
Темная сенсорная комната способствует:
- релаксации и снятию эмоционального, а также мышечного напряжения; стимулированию сенсорной чувствительности и двигательной активности школьников;
- фиксированию внимания и управление им, поддержанию интереса и познавательной активности; повышению психического тонуса за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;
- развитию воображения и творческих способностей обучающихся;
- коррекции психоэмоциональных состояний разных категорий обучающихся (дети, нуждающиеся в повышенном педагогическом внимании, дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся, состоящие на различных формах учета за совершение правонарушений и преступлений) [1]. Занятия в темной сенсорной комнате проводятся, как правило, под
руководством опытного специалиста (педагога-психолога, социального педагога). С точки зрения медико-психологического воздействия на состояние обучающихся полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты позволяет создать положительную эмоциональную обстановку, активизирует детей, помогая им преодолеть тревожные невротические переживания, страхи, достичь состояния эмоционального комфорта [1].
Цели и задачи коррекционно-развивающих занятий в темной сенсорной комнате обусловлены возрастом обучающихся, особенностями их сенсомоторного и интеллектуального развития, а также потребностями в психологической коррекции.
Для детей младшего школьного возраста актуальны занятия, направленные на: оптимизацию процесса адаптации и коррекцию дезадаптации; развитие
37
познавательных способностей и эмоциональной сферы; развитие познавательного интереса, повышения мотивации к обучению; снижение импульсивности, неусидчивости, развитие концентрации внимания); повышение стрессоустойчивости; коррекцию психоэмоционального напряжения.
Для подросткового и раннего юношеского возраста приоритетными являются следующие психологические проблемы, которые успешно могут быть скорректированы в условиях сенсорной комнаты под руководством опытного специалиста: дезадаптация, девиантное поведение, повышенная агрессивность и враждебность, склонность к вызывающему и демонстративному поведению; чрезмерно резкие колебания настроения, обусловленные пубертатным периодом и акцентуациями характера; робость, застенчивость, ранимость или повышенная обидчивость; мышечное и психоэмоциональное напряжение, повышенная тревожность, психоэмоциональные расстройства, стресс и др.
Особого подхода от специалиста требуют занятия в темной сенсорной комнате с обучающимися, имеющими следующие проблемы: астенические проявления, коммуникативные нарушения, синдром гиперактивности (синдром двигательной расторможенности), эпилептический синдром или готовность к эпилепсии, психоневрологические заболевания, нарушения зрения и слуха.
Программа коррекционно-развивающих занятий с учащимися, независимо от ее содержания, в условиях темной сенсорной комнаты предполагает не столько знакомство участников с интерактивным оборудованием, сколько непосредственное привлечение их к активным действиям в сенсорно-перцептивной, моделирующей и речевой среде, что способствует развитию инициативы, творческой активности, воображения, формирует чувство самоценности и самодостаточности.
В структуре занятий можно выделить следующие блоки: введение в игровую ситуацию; создание познавательной основы; формирование эмоциональной готовности к занятию; этап активного действия - взаимодействие с интерактивной средой; слушание историй; ритуал прощания [1].
Однако выделенные блоки не являются статичными и не должны ограничивать творческий потенциал специалиста в ходе занятий в сенсорной комнате.
Практическое применение содержания программ общеразвивающей, коррекционно-образовательной, психологической и психотерапевтической работы в условиях темной сенсорной комнаты связано с повышенными требованиями к профессиональному уровню специалистов, осуществляющих работу в данной области.
Именно поэтому формирование и закрепление теоретических и практических навыков и умений в работе с сенсорной комнатой должно начинаться еще при освоении студентами программ бакалавриата и магистратуры.
Нами были выделены направления подготовки и изучаемые студентами дисциплины, в рамках которых будет актуальным проведение практических занятий в сенсорной комнате Евпаторийского института социальных наук (филиал):
44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование», «Дошкольное образование», дисциплина «Основы инклюзивного образования»;
38
44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Социальная педагогика и психология», дисциплина «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования»;
44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», магистерская программа «Психология и социальная педагогика», дисциплины «Психолого-педагогическая профилактика и сопровождение детей с практикумом», «Психолого-педагогическая коррекция в образовании с практикумом».
В рамках проведения практических занятий преподаватель знакомит студентов с оборудованием сенсорной комнаты, с особенностями использования его в коррекционно-развивающих занятиях с детьми разного возраста. Приведем пример использования в коррекционно-развивающей работе воздушно-пузырьковой колонны [2].
Пузырьковая колонна - основной и неотъемлемый элемент любой сенсорной комнаты. В прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной дистиллированной водой, постоянно меняется цвет подсветки. Акриловые зеркала создают объемный эффект и искаженное отражение. По желанию можно запустить пластмассовых рыбок.
Упражнение «Поймай взглядом».
Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания.
Ход упражнения. Педагог обращает внимание детей на воздушно-пузырьковую колонну: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Дети внимательно рассматривают происходящее в трубке.
Упражнение «Посчитаем пузырьки».
Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации.
Ход упражнения. Педагог обращает внимание детей на воздушно-пузырьковую колонну: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Обращается к детям: «Ребята, смотрите, сколько пузырьков плавает, давайте их посчитаем». Дети вместе с педагогом считают пузырьки, прослеживая пальчиками их движения.
Упражнение «Поймай пальчиком».
Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации.
Ход упражнения. Педагог обращает внимание детей на воздушно-пузырьковую колонну: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Обращается к детям: «Давайте поймаем рыбку». Каждый ребенок «ловит» рыбку определенного цвета (следит пальчиком по ребристой поверхности трубки за движениями рыбок). Дети «ловят» рыбок то правой, то левой рукой.
Помимо овладения навыками работы в сенсорной комнате, возможно еще одно направление - организация и проведение в сенсорной комнате экспериментальных частей исследований выпускных квалификационных работ студентов. Таким образом, студенты овладевают практическими навыками работы в сенсорной
39
комнате, что способствует развитию и становлению их профессиональной компетентности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Сенсорная комната - это специально оборудованное помещение, предназначенное для проведения лечебно-профилактических сеансов, необходимых детям и взрослым с различными отклонениями в развитии, а также для улучшения качества жизни здоровых людей, в ней происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира: кинестетический, аудиальный и визуальный (тактильными ощущениями, звуком и цветом).
Появление сенсорных комнат в образовательных учреждениях г. Евпатории и Республики Крым связано с вступлением Крыма в состав Российской Федерации и улучшением бюджетного финансирования образовательных организаций, в связи с чем стала возможной закупка новейшего полифункционального интерактивного оборудования сенсорной комнаты. Однако в связи с этим возникла другая проблема - неготовность педагогического коллектива к работе с таким оборудованием, что обуславливает необходимость подготовки студентов педагогических направлений к работе с данным типом оборудования уже на этапе обучения в вузе.
Список литературы.
1. Возняк И. В. Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты в общеобразовательных учреждениях / И. В. Возняк, И. В. Еремина, С. В. Лебедева. - Белгород : Научно-методический информационный центр. - 84 с.
2. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации / Г. Г. Колос - Москва : АРКТИ, 2010. - 80 с.
UDC 37.013.42-053.2(270) '18/19"
THE USING OF THE OPPORTUNITIES OF THE TOUCH ROOM IN THE PROCESS OF VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL
HIGH SCHOOL
Fadyeyeva M. V., Beznosyuk E. V.
1Yevpatoria Institute of Social Sciences (Branch) of V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Yevpatoria, Republic of Crimea
E-mail: mary245@yandex ua
2Physical and mathematical profile educational complex "Integral", Yevpatoria, Republic of Crimea
40
E-mail: [email protected]
In accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard, one of the main objectives is to preserve and strengthen the physical and mental health as a value component to contribute the cognitive and emotional development of students. An important role in this, as well as in psychological and social formation of the student plays the sensory development. That is why at the present time in many preschools, schools appear sensor rooms of different types, which are specially equipped premises in accordance with the standards, which include an interactive developmental equipment. In particular, this kind of sensory room as a "dark" is the optimal setting for the realization of complex remedial developmental activities aimed at preserving, strengthening and correction of behavior and emotional state of schoolchildren.
However, despite the widespread occurrence of sensory rooms in educational institutions of Yevpatoriya and Western Crimea, specialists with skills in these rooms are sorely lacking. The result is often a situation that the equipment is purchased, but it is not used as educational psychologists do not have the skills to work with such equipment
All of the above actualizes the problem of training of students training areas "Teacher education" and "Psycho-pedagogical" to work with kids sensory room, especially, in Yevpatoria Institute of Social Sciences (branch) such practical preparation can be realized at the stage of training in high school.
The emergence of sensory rooms in educational institutions of Republic of Crimea Yevpatoria and the Crimea due to the accession of the Russian Federation and the improvement of budgetary financing of educational institutions. This has been made possible the purchase of modern multifunctional interactive sensory room equipment. However, in this regard, there is another problem - lack of readiness of the teaching staff to work with such equipmenthence the need for training of students of pedagogical directions for using this type of equipment at the stage of training in high school.
The presence of a sensory room in Yevpatoria Institute of Social Sciences (branch)and the organization of workshops with the students there, as part of the subjects taught "Fundamentals of inclusive education", "Psycho-pedagogical foundations of inclusive education", "Psycho-pedagogical prevention and support of children with the praacticum", "Psycho-pedagogical correction in education practicum" will contribute to the more effective preparation of students of pedagogical and psycho-pedagogical directions of preparation for future careers. In addition, sensory room can be used for carrying out the experimental part of the study in the final qualifying works of students enrolled in undergraduate and graduate programs.
Keywords: sensory room, dark sensory room, direction of training, teacher education, psychological and pedagogical education.
References
1. Wozniak I.V. Guidelines on the organization of sensory room work in educational institutions / I.V. Wozniak, I.V. Eremin, S.V. Lebedev. - Belgorod: Scientific and Methodological information center. - 84 p.
2. Kolos G.G. Sensory Room in preschool: Best Practices / G.G. Kolos - Moscow: ARKTI, 2010. - 80 p.
41