Научная статья на тему 'Использование возможностей программы «Лекта» при подготовке учебно-методических материалов для иностранных слушателей'

Использование возможностей программы «Лекта» при подготовке учебно-методических материалов для иностранных слушателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красикова О. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование возможностей программы «Лекта» при подготовке учебно-методических материалов для иностранных слушателей»

отбор и дискурс, 8% курсантов показали сформированную лингвистическую компетенцию, которая была выражена в корректном тексте и хорошем фонетическом исполнении. Кейс-технология позволяет преодолевать стеснительность, неуверенность в своих силах и возможностях при общении на иностранном языке.

Таким образом, кейс-технология на сегодняшний день является весьма актуальной для применения на занятиях по иностранному языку в НА МВД России. Данная методика характеризуется продуктивностью, направлена на развитие ключевых компетенций курсантов, которые будут необходимы будущим работникам правоохранительных органов для успешной реализации себя.

О.Г. Красикова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранного языка и культуры речи

Использование возможностей программы «Лекта» при подготовке учебно-методических материалов для иностранных слушателей

В педагогике профессионального образования все чаще встречается понятие «профессиональный тезаурус личности». Определяют «профессиональный тезаурус как открытую систему взаимосвязанного накопления, хранения, преумножения информации, знаний, человеческого опыта, являющуюся информационной, понятийной и концептуальной базой образования, человеческой деятельности, формирования и развития личности и общества. Он характеризуется наличием ин-тегративной системы терминов, знаний, представлений, концептов в какой-либо области знаний, а также ценностных отношений к этой сфере и ко всему миру в целом. Уровни и компоненты данной системы могут активизироваться под влиянием внешних стимулов и внутренних побуждений» (Аб-дулмянова И.Р. Формирование профессионального тезауруса личности как цель профессионального образования // Вестник ТГПУ. 2010. Вып. 2 (92). С. 36—39). Нельзя не согласиться с тем, что формирование профессионального тезауруса специалиста необходимо считать одной из важнейших целей профессионального образования.

Поиск путей достижения указанной цели в ходе профессиональной подготовки иностранных слушателей представляет собой отдельную педагогическую задачу, так как осложняется необходимостью учитывать особенности языка преподавания. На наш взгляд, частично снять эту трудность может помочь использование программы «Лекта» (лексико-семантического анализатора) в ходе подготовки учебно-методических материалов дисциплины. Как правило, изучаемые документы есть в формате, доступном для обработки программой.

В качестве примера приведем некоторые результаты обработки программой текста Конституции РФ, которые следует учесть при составлении, например, тематического глоссария. Максимальное количество раз (770) в тексте встречается слово «федерация» в форме «Федерации». Отметим, что за этой формой скрываются три падежные формы единственного числа и две падежные формы множественного числа, о чем можно сделать пометку в глоссарии. Следующей по частоте употребления в тексте является словоформа «Российской» (встречается 584 раза), которая соответствует четырем падежным формам, но имеет в приведенном контексте ограниченную сочетаемость. Третье место занимает словоформа «государственной» — 162 случая употребления.

Далее идут имена существительные, которые, на наш взгляд, составляют ядро профессионального тезауруса и значения которых необходимо пояснять в глоссариях, не опасаясь повторений: закон (134), право (116), органы (81), область (77), власти (72), субъекты (71) и т. д.

Трудность для иностранных слушателей представляет быстрое и правильное согласование форм имен прилагательных с именами существительными во множественном числе, например: автономные округа, федеральные судьи. Такие словосочетания можно использовать для переключения внимания слушателей, поставив им задачу изменить фразы по падежам, использовать в предложениях или определениях, ответить на вопросы. Преподавателю также следует обратить внимание на слова, перевод которых, как правило, не приводится в словарях-переводчиках, используемых иностранными слушателями, например: дача, выдача, вправе, созыв, жилище, целостность, особо и др. Значение этих слов слушатели могут понять из контекста, но это можно проверить, задав вопросы. Трудные слова привлекут внимание при просмотре Базового словаря, созданного программой из введенного документа.

3П4

Юридическая наука и практика

Результаты анализа текста программой «Лекта» дают преподавателю информацию к размышлению и материал для педагогического творчества, повышающего качество подготовки иностранных слушателей по каждой конкретной дисциплине.

М.В. Лелетова, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предварительного расследования

Организация междисциплинарных тренингов

Примером проведения междисциплинарных тренингов на кафедре предварительного расследования является проведение таких видов занятий, как учения.

Принципом учений является реалистичность содержания практических заданий, полное моделирование реальной деятельности следственно-оперативных групп по раскрытию и расследованию преступлений.

В основу реализации установки на совершенствование практической направленности обучения курсантов (слушателей) Нижегородской академии МВД России заложен дидактический принцип превращения части учебного процесса в модель практической деятельности, когда моделируется не только объект и предмет деятельности, но и ее процесс, условия и факторы.

В рамках работы по подготовке к учениям предполагается два этапа ее организации:

1. Специализированная подготовка по трем направлениям практической деятельности органов внутренних дел: следователь, оперативный работник, специалист-криминалист.

2. Этап моделирования ситуаций будущей практической деятельности в рамках тренингов-«прогонов», которые ориентированы на возможный сценарий проведения межвузовских оперативно-тактических учений.

Целью учений является повышение профессионального мастерства курсантов (слушателей) образовательных организаций МВД России, совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков по выполнению ими типовых оперативно-служебных задач в составе следственно-оперативной группы, определение лучшей команды и индивидуальной профессиональной подготовленности участников.

Задачи учений:

1. Системное усвоение курсантами (слушателями) знаний о раскрытии и расследовании преступлений в форме предварительного следствия; о функционировании следственных, оперативно-разыскных и криминалистических подразделений; о содержании работы сотрудников указанных органов.

2. Комплексное использование курсантам (слушателям) знаний по уголовному процессу, уголовному праву, криминалистике, оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел, физической и огневой подготовке, другим учебным дисциплинам.

3. Совершенствование у курсантов (слушателей) профессиональных умений и навыков по раскрытию и расследованию преступлений, производству следственных и иных процессуальных действий, проведению оперативно-разыскных мероприятий, качественному составлению процессуальных, оперативно-разыскных и организационно-распорядительных документов.

4. Совершенствование у курсантов (слушателей) умений и навыков применения криминалистической и специальной техники, а также использования различных видов учетов.

5. Совершенствование у курсантов (слушателей) умений и навыков правомерного применения физической силы, огнестрельного оружия и специальных средств в различных условиях оперативно-служебной деятельности.

6. Формирование профессионально значимых личностных качеств будущих практических работников.

7. Стимулирование и поддержание высокой моральной, психологической и физической готовности курсантов (слушателей) к решению оперативно-служебных задач.

8. Привитие интереса к профессии следователя, оперуполномоченного уголовного розыска, специалиста-криминалиста.

9. Развитие и совершенствование взаимодействия, обмена опытом между образовательными организациями МВД России и практическими органами.

10. Совершенствование форм и методов обучения.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 4 (36) 305

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.