интеграция правовой пачки и высшего юридического овразования
(ДИДАКТИЧЕСКИЙ аСПЕКТ)
УДК 378.14.015.62
Клементьева Светлана Валерьевна Klementjeva Svetlana Valerievna
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры философии
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of sciences (psychological), associate professor, associate professor of the department of philosophy
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoe shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Использование возможностей интерактивного обучения для формирования и развития умений и навыков самоорганизации деятельности у обучающихся в образовательных организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации
Use of possibilities of the interactive educating for forming and development of abilities and skills of organization itself in activity at student in educational organizations of Ministry of internal affairs of Russian Federation
В статье рассматриваются новые возможности формирования и развития умений и навыков самоорганизации деятельности у обучающихся в образовательных организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации. Для создания оптимальных условий формирования и развития самоорганизации деятельности предлагается использовать возможности интерактивного обучения.
Ключевые слова: самоорганизация деятельности, деятельность, интерактивное обучение.
In the article new possibilities of forming and development of abilities and skills of organization itself in activity are examined at student in educational organizations of Ministry of internal affairs of Russian Federation. For creation of optimal terms of forming and development of organization itself in activity it is suggested to use possibilities of the interactive educating.
Keywords: organization itself in activity, activity, interactive educating.
В настоящее время общество нуждается в компетентных специалистах, способных оперативно и эффективно решать профессиональные и служебные задачи. В первую очередь это касается специалистов, которые проходят профессиональную подготовку на базе образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации [1, с. 57].
Чтобы соответствовать требованиям оперативности и эффективности, выпускники образовательных организаций системы МВД России должны владеть умениями и навыками самоорганизации своей деятельности, и в первую очередь профессиональной.
Проблема самоорганизации деятельности специалистов в свете тенденций современного образования и требований практики чрезвычайно актуальна. Она подвергается детализиро-
ванному изучению специалистами различных отраслей, но на сегодняшний день очень далека от однозначного решения.
Существует достаточное количество подходов к определению самого понятия «самоорганизация деятельности», но они подчас весьма противоречивы. С точки зрения технологий формирования и развития умений и навыков самоорганизации деятельности у обучающихся представляется рациональной и научно обоснованной концепция С.Н. Костроминой. С позиции данной концепции самоорганизация деятельности рассматривается как «интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли, интеллекта, мотивов и реализуемая в структурно-функциональной упорядоченности выполняемой человеком де-
интЕГРация правовой пачки и высшего юридического овразования
(дидактичЕский аспЕкт)
ятельности через индивидуальную траекторию саморегуляции» [2, с. 155].
В рамках концепции самоорганизации деятельности, предложенной С.Н. Костроминой, обосновывается структурно-функциональная модель самоорганизации. С точки зрения структурно-функциональной модели в самоорганизации деятельности выделяются следующие структурные компоненты: проблемно-целевой (гностический), программно-целевой, операционально-технологический и рефлексивно-оценочный [3; 20].
Особенность структурно-функциональной модели самоорганизации деятельности заключается в том, что в ней выделяются два уровня: субъектный (как делает?) и индивидуально-личностный (кто делает?). Обмен энергией между этими уровнями обеспечивается посредством саморегуляции деятельности [2; 157]. Наряду с выделенными уровнями важное значение для формирования и развития самоорганизации деятельности у обучающихся в образовательных организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации имеет субъектно-субъектный уровень взаимодействия (кто воздействует?), который включает в себя все виды воздействия на обучаемых со стороны преподавателей, педагогов и иных участников воспитательно- образовательного процесса.
Умения и навыки самоорганизации деятельности обучающихся формируются посредством их включения в различные виды деятельности. Одним из доминантных видов деятельности обучающихся в образовательной организации высшего образования является учебная деятельность. Умения и навыки самоорганизации учебной деятельности оказывают существенное влияние на формирование и развитие у обучаемых умений и навыков самоорганизации профессиональной деятельности. Таким образом, ресурсы учебной деятельности обучаемых, а именно развитие их как субъектов учебной деятельности, могут продуктивно использоваться для становления и развития у них умений и навыков самоорганизации.
Выполненное в 2000 году автором исследование выявило и обосновало наличие взаимообусловленной связи в формировании обучающегося как субъекта коммуникативной и учебной деятельности [4; 6]. Следовательно, возможности коммуникативной деятельности могут быть использованы для развития обучающегося как субъекта учебной деятельности и для формирования и развития у него умений и навыков самоорганизации деятельности.
На основании вышеизложенного и учитывая тот факт, что субъектно-субъектный уровень в структуре самоорганизации деятельности представляется весьма значимым, открываются новые возможности в формировании и развитии умений и навыков самоорганизации деятельности у обучающихся в образовательных организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, а именно через возможности интерактивного обучения. Обусловлено это особенностями самого интерактивного взаимодействия.
Интерактивный означает подразумевающий взаимодействие, то есть обеспечивающий возможность находиться в едином коммуникативном пространстве с партнером (преподавателем, другим обучающимся). Роль преподавателя при использовании интерактивных форм, методов и приемов заключается в ненавязчивой ориентировке и корректировке деятельности обучаемых в соответствии с целями и задачами обучения [5; 253].
Интерактивное обучение концентрируется на углубленном и многоаспектном взаимодействии обучающихся друг с другом, а не только с преподавателем и на доминировании активности обучающихся в рамках образовательного процесса [6; 80]. Данная особенность интерактивного обучения также способствует оптимизации условий для формирования и развития самоорганизации деятельности у обучающихся в образовательных организациях системы МВД России.
Современные исследования предлагают достаточно обширный спектр классификаций форм, методов и приемов интерактивного обучения по разным основаниям. Представляется рациональным остановиться на тех, которые обеспечивают психологические основы формирования и развития умений и навыков самоорганизации деятельности у обучаемых на лекционных, практических и семинарских занятиях.
Метод «синквейна». В переводе с французского языка «синквейн» означает стихотворение из пяти строк, которое составляется по определенным правилам. Сочинение «синквейна» позволяет обобщить изученное, выразить свое отношение к учебному материалу, к занятию. «Синквейн» подразумевает творчество по определенным правилам, основанное на умении организовать свою деятельность.
Кейс-метод. Предусматривает анализ конкретных жизненных или профессиональных ситуаций. Как правило, описываемая ситуация содержит проблему, требующую от обучаемых
интеграция правовой начни и высшЕго юридического образования
(дидактический аспект)
рационального решения. Решение, в свою очередь, невозможно без актуализации определенных знаний.
Метод проектов. В настоящее время к специалистам предъявляются очень серьезные требования с точки зрения умения осуществлять проектную деятельность. Указанный метод способствует формированию и развитию подобного рода умений и навыков. Метод проектов позволяет погрузить обучающихся в ситуацию поиска решения проблемы, стимулирует творческую деятельность на опережение.
Мозговая атака по принципу брейнурай-тинга. Буквально понимается как «записывание за мозгом» [7; 36]. Метод предполагает фиксацию генерируемых идей в процессе коллективного поиска решения проблемы. Существует достаточное количество разновидностей брейнурайтинга. Все зависит от уровня профессионального мастерства педагога и степени подготовленности обучаемых.
Метод Осборна—Эйлоарта. Метод используется в тех ситуациях, когда варианты решения проблемы существуют, но они не устраивают все стороны, вступившие в дискуссию. Возникает необходимость усовершенствования решения. Для этого используется контрольный список вопросов, дающих стимул для индивидуального и коллективного творчества.
Творческие задания. Такие учебные задания, которые требуют от обучаемых не простого воспроизведения информации, а творческого подхода к решению задачи. Творческие задания содержат элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько вариантов решения.
Мозговой штурм. Метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают озвучить как можно большее количество вариантов решения. Затем из общего числа высказанных мнений отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Дискуссия. Вид обсуждения, посвященный однозначному ответу на поставленный вопрос: да или нет? Причем одна группа (утверждающие) — сторонники положительного ответа, а другая группа (отрицающие) — сторонники отрицательного ответа.
Дебаты. Вид обсуждения, подразумевающий свободные высказывания, обмен мнениями по предложенному вопросу. Участники дебатов приводят факты, аргументируют, доказывают, поясняют и т. д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных
проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников.
Деловая игра. Форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности.
Круглый стол. Одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию. Характерной чертой круглого стола является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.
Тренинги. Технология, направленная на достижение конкретной цели обучения, реализуемая посредством взаимосвязанных форм и методов. Это система тренировок в определенной сфере деятельности, позволяющая за короткий срок формировать профессиональные умения и навыки, а также корректировать профессиональное поведение. К основным принципам реализации тренинга относится активность участников, наличие обратной связи, групповая включенность.
Работа в малых группах. Это одна из самых популярных стратегий, так как она дает возможность всем учащимся участвовать в обсуждении, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.
Метод «кластера». «Кластер» означает пучок, созвездие. Метод позволяет систематизировать знания по теме посредством графики. Обучающиеся в центре листа записывают ключевое понятие, вокруг него при помощи стрелок-лучей группируют и структурируют смыслообра-зующий понятийный аппарат.
Метод Вогана—Эстеса («инсерт»). Допустимый перевод: интерактивная познавательная система для эффективного чтения и размышления. Позволяет отслеживать и анализировать понимание прочитанного. В процессе реализации метода используются введенные маркировочные знаки, с помощью которых обучаемые помечают в тексте то, что уже известно, новую информацию, то, что идет вразрез с их представлениями, непонятное. Метод стимулирует научный поиск, обращение к научной литературе.
Бинарное занятие. Это может быть применимо как к лекциям, так и к семинарским и практическим занятиям. Бинарное занятие предусматривает, что его ведут два преподавателя. Данная форма позволяет активизировать на занятии максимальное количество обучаемых,
интегряция правовой начни и высшего юридического обрязовяния
(ДИДаКТИЧЕСКИЙ аспЕнт)
реализовать на фоне группового взаимодействия индивидуально-дифференцированный подход в обучении, что способствует интерио-ризации знаний, совершенствованию умений и навыков, включая умения и навыки самоорганизации деятельности.
Конференция. Способствует развитию креативного, логического, критического мышления. Развивает умение задавать и отвечать на вопросы, совершенствует навык работы с научной литературой. Технология позволяет свести к минимуму активность преподавателя на занятии и максимально задействовать каждого обучающегося в обсуждении.
Мастерская. Мастерские получили развитие от творческих мастерских французских педагогов. Мастерские получили свое название, потому что обучающиеся сами добывают знания, способствующие формированию определенных умений и навыков. Основные идеи мастерских состоят в том, чтобы создать условия для индивидуального и группового творческого научного поиска. В результате совместного обдумывания проблемы обучающиеся переходят на качественно новый уровень знаний.
Гэнераторы—критики. Метод предусматривает деление обучающихся на две группы: генераторы идей и критики. Преподаватель формулирует проблему, участники обсуждения действуют согласно соей роли. Задача преподавателя — направить обучающихся в процессе поиска решения проблемы, выведения закономерности, правила.
Ривин-методика. Методика А.Г. Ривина, или методика поабзацного изучения текста, дает возможность эффективно организовать работу по изучению письменных источников информации. При помощи Ривин-методики можно добиться более глубокого понимания и осмысления изучаемого материала. Технология способствует формированию умения вычленять и запоминать основные мысли текста.
Названные формы, методы и приемы интерактивного обучения не исчерпывают весь возможный перечень существующих на сегодняшний день эффективных технологий. Они показывают и обосновывают возможность их использования для формирования и развития у обучающихся умений и навыков самоорганизации деятельности. С одной стороны, действительно ситуация интерактивного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса, организуя определенные психолого- педагогические условия, способствует формированию умений и навыков
самоорганизации деятельности у обучающихся. С другой стороны, реализация интерактивного обучения опирается на имеющиеся у обучающихся умения и навыки самоорганизации деятельности, стимулируя таким образом их развитие.
Диалектичность ситуации интерактивного обучения обеспечивает формирование и развитие умений и навыков самоорганизации деятельности у обучающихся в образовательных организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, что, в свою очередь, является основой самоорганизации профессиональной деятельности выпускаемых специалистов и обеспечивает ее эффективность.
Примечания
1. Клементьева С.В. Формирование духовно-нравственной культуры как средство совершенствования профессиональной подготовки сотрудников современной полиции // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 28 февраля 2014 г). Екатеринбург, 2014. Т. 2.
2. Костромина С.Н. Структурно-функциональная модель самоорганизации деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. 2010. Вып. 4.
3. Костромина С., Латушкина В. Психологические основы самоорганизации деятельности. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015.
4. Клементьева С.В. Психологические особенности формирования детей 6-7 лет как субъектов коммуникативной и учебной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2000.
5. Клементьева С.В. Место интерактивных форм и методов обучения в процессе преподавания учебной дисциплины «Логика» в юридических образовательных организациях // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 3 (31).
6. Клементьева С.В. Реализация интерактивного подхода при изучении учебной дисциплины «Логика» в высших учебных заведениях МВД России // Современные образовательные технологии в подготовке специалистов правоохранительных органов: материалы Всероссийской научно-практической конференции 10 июня 2015 года. Руза, 2015.
7. Хэйди Ч. Время безрассудств. СПб., 2001.
Notes
1. Klementjeva S.V. Forming of spiritually-moral culture as means of perfection of professional preparation of employees of modern police // Issues of the day of
интеграция правовой науки и высшЕго юридического образования
(дидактический аспект)
sociology of young people, culture, education and management: materials of all-russian research and practice conference (Ekaterinburg, 2014, February, 28). Ekaterinburg, 2014. Vol. 2.
2. Kostromina S.N. Structurally is a functional model of organization itself in activity // Announcer Saint-Petersburg university. Series 12. 2010. Vol. 4.
3. Kostromina S., Latushkina V. Psychological bases of organization itself in activity. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015.
4. Klementjeva S.V. Psychological features of forming of children 6-7 as subjects of communicative and educational activity: dissertation... candidate of psychological sciences. Nizhny Novgorod, 2000.
5. Klementjeva S.V! Place of interactive forms and methods of educating in the process of teaching of educational discipline «Logician» in legal educational organizations // Legal science and practice: Journal Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2015. № 3 (31).
6. Klementjeva S.V. Realization of interactive approach at the study of educational discipline «Logician» in higher educational establishments of the Ministry of internal affairs of Russia // Modern educational technologies in preparation of specialists of law enforcement authorities: materials All-russian scientifically to the practical conference of 10.06.2015. Ruza, 2015.
7. Heidi H. Follies time. St. Petersburg, 2001.