УДК 37
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА
THE USAGE OF LAW ENFORCEMENT BODY WEBSITE IN EDUCATIONAL PROCESS
Е.И. ДЕНИСОВА (E.I. DENISOVA)
Рассматриваются вопросы использования новых интерактивных методов в учебном процессе на примере дисциплины «Правоохранительные органы».
Ключевые слова: интерактивные методы обучения, методика преподавания, юридическое образование, правоохранительные органы.
The questions of using new interactive methods in educational process are considered in the present article. The discipline «Law enforcement bodies» is taken as an example.
Key words: interactive methods of training, methodology of teaching, legal education, law enforcement bodies.
Реформы в области образования, в том числе и юридического, принятие новых Федеральных государственных образовательных стандартов требуют изменения методики преподавания. Перед преподавателем высшего профессионального образования поставлена задача использования в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий.
При этом возросший за последнее десятилетие поток информации требует от преподавателя внедрения в учебный процесс таких методов преподавания, которые при изучении учебной дисциплины дают студентам возможность за один-два семестра не только получить большой объём знаний, но и обеспечить высокий уровень овладения изучаемого материала.
«Правоохранительные органы в Российской Федерации» - это одна из первых юридических дисциплин, изучаемых студентами юридического факультета Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Она даёт представление о том, как образуются и действуют правоохранительные органы в РФ. Именно в рамках этой дисциплины будущий юрист знакомится с деятельностью
судебных органов, прокуратуры, органов предварительного расследования, адвокатуры и иных правоохранительных органов.
На занятиях стали активно использоваться материалы, представленные на официальных сайтах изучаемых правоохранительных органов. Например, при изучении темы «Арбитражные суды в РФ» студенты получают домашнее задание - посетить официальный сайт Высшего Арбитражного Суда РФ и дополнительно к этому на свой выбор сайт Арбитражного суда Омской области или сайт Восьмого арбитражного апелляционного суда (г. Омск). Таким образом, каждый студент при подготовке к занятиям не только читает учебник и изучает законодательство, регулирующее устройство и деятельность арбитражных судов, но и изучает материалы, представленные на официальном сайте арбитражного суда. Допустим, при изучении темы «Прокуратура РФ» студентам предлагается уделить особое внимание официальным сайтам Генеральной прокуратуры РФ и Прокуратуры Омской области. При изучении темы «Адвокатура РФ» студентам рекомендуется познакомиться с официальным сайтом Федеральной адвокатской палаты РФ.
© Денисова Е.И., 2011
Как показала практика, структура сайта любого правоохранительного органа удобна и позволяет быстро найти необходимую информацию. В этом плане официальный сайт правоохранительного органа, безусловно, можно рассматривать как информационный ресурс, используемый в учебном процессе.
Например, на сайте Верховного Суда РФ можно получить информацию о законодательстве и иных документах, регламентирующих деятельность высшего судебного органа судов общей юрисдикции. Студенты с интересом для себя узнают, что в этой рубрике можно прочитать не только законы, но и Регламент Верховного Суда РФ, а также Инструкцию Верховного Суда РФ, о которых не идёт речь в учебной литературе. Кроме того, на официальном сайте Верховного Суда РФ есть такие разделы, как общая информация о суде, историческая справка, раздел о подсудности суда, о его полномочиях, о печатном органе суда. Также указан порядок организации доступа к информации о деятельности суда, можно познакомиться с Положением о пропускном и внутриведомственном режимах в зданиях Верховного Суда РФ.
Использование официального сайта правоохранительного органа в учебном процессе преследует три цели:
во-первых, формирование у студентов первого курса устойчивого интереса к предмету «Правоохранительные органы»;
во-вторых, стимулирование познавательной деятельности студентов как при самостоятельной подготовке к занятиям, так и на лекциях и практических занятиях;
в-третьих, повышение качества преподавания дисциплины «Правоохранительные органы».
Сразу следует отметить, что использование официального сайта правоохранительных органов в учебном процессе вызывает у студентов повышенный интерес как к самому предмету, так и к отдельным изучаемым темам. Они видят в этом новизну и нестандартный подход преподавателя к домашнему заданию.
Так, например, один из студентов в своём эссе написал: «В целом если рассматривать ценность сайта как образовательного ресурса, на мой взгляд, она, безусловно,
есть». Другой, подводя итог своей работы по материалам сайта, отметил: «Сайт дал мне возможность больше получить информации о прокуратуре и лучше подготовиться к семинарскому занятию». Третья студентка поделилась своим впечатлением о работе на сайте: «Я считаю сайт Прокуратуры Омской области очень полезным в учебном плане. На сайте много нужной, полезной информации, которая может помочь студентам при подготовке к практическим занятиям, при подготовке к экзаменам».
На практических занятиях используются такие приёмы, как обсуждение материалов сайта, обмен мнениями. Раз в семестр студенты в качестве домашнего задания пишут эссе по одному из официальных сайтов правоохранительных органов, при написании которого все студенты отмечают, что на официальных сайтах правоохранительных органов можно найти много интересной информации, в том числе и ту, которая не входит в программу учебной дисциплины. Более того, студенты честно признаются, что по некоторым темам дисциплины они готовились только по материалам сайта, в том числе и изучали нормативно-правовые акты.
Говоря о ценности использования сайта в образовательном процессе нельзя не отметить следующее. Во-первых, в связи с постоянными изменениями в законодательстве даже самый новый учебник по дисциплине «Правоохранительные органы» слишком быстро устаревает. Преподаватель, в том числе и по этой причине, помимо информации на традиционном бумажном носителе, вынужден внедрять в учебный процесс информационные технологии. И в отличие от учебника, нормативные акты на официальном сайте правоохранительного органа даны в последней редакции. Во-вторых, студенты через сайт могут познакомиться с работой правоохранительных органов, действующих именно в нашем субъекте Федерации. Например, с работой Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Омской области, с работой районных судов г. Омска.
Благодаря активному использованию сайта в учебном процессе, студенты усваивают знания с большим интересом. Как показал опыт преподавания данной дисциплины,
обычно студенты особенно не интересовались историей развития правоохранительных органов. При использовании материалов с сайта ситуация кардинальным образом изменилась. Появилось здоровое соперничество в предоставлении более интересной информации по теме. При этом они смотрят не только структуру, допустим, суда, их полномочия, но и интересуются новостями о работе судебного органа, составом суда, судебными решениями, читают информацию о международных связях Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Конституционного Суда РФ с другими международными судебными органами. Более того, как выяснилось, студенты по своей инициативе читают журнальные статьи, судебные решения, размещенные на сайте. Например, при изучении темы Конституционный Суд РФ у студентов вызвали повышенный интерес такие разделы, как «О суде», «Обращение в Конституционный Суд РФ», «Решения Конституционного Суда РФ», «Заседания Конституционного Суда РФ». При этом в каждой группе нашлись студенты, которые прочитали хотя бы одно решение Конституционного Суда РФ. Наряду с этим обсуждалось удобство поисковой системы. В качестве недостатка отмечено отсутствие видеозаписей из зала судебного заседания.
В некоторых случаях материалы сайта использовались даже в большем объёме, чем предполагалось первоначально. Например, студенты обратили внимание на то, что сайт Генеральной прокуратуры РФ содержит немало полезной информации в виде таблиц, что, безусловно, облегчает процесс запоминания нужной информации. И уже на занятиях эти таблицы ими использовались. Кроме того, студенты смотрят видеоролики, участвуют в различных социологических опросах, проводящихся на сайте, некоторые подписались на рассылку новостей.
При этом независимо от того, с официальным сайтом какого правоохранительного органа знакомятся студенты, все пришли к единому мнению, что каждый узнал много новой, интересной и полезной информации. Например, в своём эссе на тему «Официальный сайт Федеральной палаты адвокатов РФ» студентка отметила, что время пребывания на сайте было для неё полезно: «Осо-
бое место занимает раздел “Актуально”, содержащий тезисы научно-практической
конференции “Адвокатура. Государство.
Общество”, интересные дискуссионные статьи по вопросу об адвокатской тайне». И завершила эссе выводом: «Сайт показался мне отличным, удобным, продуманным. Такой информации, к сожалению, не найти в учебниках по дисциплине “Правоохранительные органы”».
Использование официального сайта в обучении студентов первого курса способствует интенсификации процесса обучения: вовлекаются и студенты, и преподаватель. Преподаватель также должен хорошо владеть тем материалом, который представлен на официальном сайте изучаемого на занятиях правоохранительного органа, чтобы при необходимости направить разговор в нужное русло. Так, при изучении темы «Суды общей юрисдикции» студенты при подготовке к занятиям использовали материалы, опубликованные на официальном сайте Омского областного суда. Например, некоторые студенты прочитали новости о работе областного суда не только за октябрь, когда изучали эту тему, но и за больший период. При этом их внимание привлекла информация о том, что Российское агентство правовой и судебной информации опубликовало рейтинг открытости судов РФ. В ходе исследования эксперты Института развития свободы информации оценили более 2 400 сайтов судов общей юрисдикции по всей стране.
Для студентов было интересно узнать, что в сводном рейтинге информационной открытости официальных сайтов верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов РФ официальный сайт Омского областного суда занял 2 место из 84. Студенты, которые нашли эту информацию, для сравнения познакомились с сайтами других судов подобного уровня и признали, что действительно сайт Омского областного суда значительно выигрывает. После изложения этой информации, преподаватель предложил обсудить следующие вопросы: Что означает открытость суда? Каковы элементы открытости суда? Что даёт открытость суда для граждан и общества в целом? Их обсуждение
заняло немного времени, но нашло живой отклик среди студентов всей группы.
При использовании такого интерактивного метода в обучении преподаватель должен быть готов к тому, что студенты встречают и непонятную для них информацию, которая требует разъяснения. Как это, например, случилось, когда их внимание привлекла к себе информация об электронном
правосудии, расположенная на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ.
Подводя итог о работе студентов первого курса с официальными сайтами правоохранительных органов, можно сказать, что такая форма обучения даёт возможность сделать юридическое образование более эффективным.