гиена и санитария 3/2010
водстве, где работники не имели контакта с данными соединениями [6].
В течение года проводили исследование, направленное на выявление эффективности лечения диетой с увеличенным количеством белка язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки у работающих в контакте с азотистыми соединениями. У больных 1-й группы болевой синдром и диспепсические явления прекратились в течение 1-й недели лечения, во 2-й группе они исчезли через 10—12 дней. В 1-й группе рубцевание язвы наступило у 86,4% больных, во 2-й — у 76,7%. В качестве объективного и количественного доказательства приоритетного влияния диеты 1р в комплексной противоязвенной терапии на нормализацию анаболических и прочих расстройств у больных следует привести следующее наблюдение. Увеличение массы тела в 1-й группе за время лечения превосходило данный процесс во 2-й группе на 1,3 ± 0,15 кг (р < 0.05). После проведения стационарного лечения больные 1-й группы были выписаны с рекомендациями в предполагаемый период обострения пользоваться рационом с увеличенным количеством белка в профилактории, где внедрена данная диета.
Следовательно, результаты исследования показали целесообразность увеличения квоты белка в рационе больных язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, имевших контакт с азотистыми соединениями. Диета повышает эффективность лечения язвенной болезни. Однако на 1-е место среди мер профилактики язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной киш-
ки, безусловно, следует поставить не столько диетпитание, сколько оздоровительные меры технического характера по снижению контактов работников с азотистыми соединениями, которые продолжает осуществлять администрация предприятия.
Литература
1. Гарипова Л. #., Писаренко К. Г. Ц Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. — 2006. — № 2. — С. 42—45.
2. Ивойлов В. М., Штернис Т. А. Условия жизни, состояние здоровья и медицинская активность работающих на химических производствах. — Кемерово, 2006.
3. Лисицын Ю. П. // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. - 2003. - № 2. - С. 7-12.
4. МУК 4.1.0.272 - 4.1.0.340-96. Измерение концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны. — М., 1999. - Вып. 31.
5. Пиманов С. И., Макаренко Е. В., Семенова Е. В., Королева Ю. И. // Consilium medicum. — 2008. — Т. 10, № 8. - С. 9-15.
6. Помыткина Т. Е., Першин А. Н. // Медицина труда и пром. экол. — 2008. — № 7. — С. 36—40.
7. Тишук Е. А., Щепин В. О. // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. — 2003. — № 3. — С. 28.
8. Cbey W. D., Wong В. С. Y. // Am. J. Gastroenterol. -2007. - Vol. 102. - P. 808-825.
9. Malfertbeiner P., Megraud F., О 'Morain С. et al. // Gut. - 2007. - Vol. 56. - P. 772-781.
Поступила 13.02.09
Гигиена детей и подростков
С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2010 УДК 613.9:612.821.084-057.87
С. В. Клаучек, Г. В. Клиточенко, Т. Н. Кочегура, Р. А. Кудрин, Р. Е. Ахундова, А. С. Фокина
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАВЛЯЕМОГО РИТМА ДЫХАНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ УЧАЩИХСЯ
ГОУ ВПО Волгоградский государственный медицинский университет Минэдравсоцразвития РФ
Проблема повышения стрессоустойчивости учащихся имеет в настоящее время высокую актуальность. Исследовали влияние на стрессоустойчивость и операторскую деятельность учащихся такого метода воздействия на центральную нервную систему, как усвоение усредненной величины собственного дыхательного ритма. Показаны положительный результат использования методики для повышения работоспособности при выполнении операторской деятельности, а также позитивные сдвиги в показателях электроэнцефалографии в сочетании с оптимизацией вегетативного обеспечения деятельности.
Ключевые слова: стрессоустойчивость, управляемый ритм дыхания
S. V. Klauchek, G. V. Klitochenko, T. N. Kochegura, R. A. Kudrin, R. Ye. Akhundova, A. S. Fokina. - USE OF CONTROLLED RESPIRATORY RHYTHM TO ENHANCE STRESS RESISTANCE IN PUPILS
To enhance stress resistance in pupils is now a very urgent problem. The influence of a method affecting the central nervous system as acquisition of the averaged value of intrinsic respiratory rhythm has been studied. There has been a positive result of using the procedure to increase working capacity during performance by pupils and positive changes in electroencephalographic readings, by optimizing the autonomic provision for their activity.
Key words: stress resistance, controlled respiratory rhythm
Учитывая происходящее в настоящее время усложнение учебного процесса как в средних, так и в высших
Клаучек С. В. — д-р мед. наук, проф.; Клиточенко Г. В. — канд. мед. наук; Кочегура Т. Н. — канд. мед. наук; Кудрин Р. А. — канд. мед. наук; Ахундова Р. Е. — канд. биол. наук; Фокина А. С. — канд. мед. наук (Волгоград, ул. Павших борцов, д. 1).
учебных заведениях, проблемы регуляции функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС), создания эффективных способов для его направленной коррекции в случае неблагоприятных сдвигов приобретают все большую актуальность (7]. Одним из перспективных психофизиологических подходов в этом направлении стало использование методов резонансного воздействия на ЦНС [8]. Показано, что дыхание с увеличен-
ным периодом дыхательного цикла создает условия для резонанса дыхательного ритма с другими физиологическими ритмами организма человека [3, 10]. В нашем исследовании в основе низкочастотного резонансного воздействия лежало усвоение усредненной величины собственного дыхательного ритма.
Материалы и методы
Исследования проводили с участием 392 практически здоровых лиц в возрасте 18—23 лет. Средний возраст обследуемых составил для мужчин 20,7 года, для женщин 21,3 года. Перед началом каждого этапа исследований обследуемых информировали об условиях их проведения и используемых методиках, сообщали о гарантиях неразглашения полученной информации об участниках исследования, что отвечает принципам информированного согласия. Операции сенсомоторного слежения исследовали с помощью компьютерной программы Smile v. 1.3 [5, 6]. Для определения уровня тревожности использовали тест, разработанный Ч. Д. Спилбергером (1983). Также исследовали фоновые показатели (в покое) и особенности вегетативного реагирования обследуемых на эмо-циогенную нагрузку с использованием методов кардио-интервалографии и спектрального анализа сердечного ритма [1, 9]. Функциональное состояние ЦНС оценивали по данным электроэнцефалографии (ЭЭГ), которую регистрировали с использованием прибора ЭНЦЕФА-J1AH 131 01. Исследование проводили в затемненной экранированной комнате в положении пациента лежа с закрытыми глазами. Использовали Международную систему отведений 10—20. Применяли монополярный способ отведения с 19 активных хлорсеребряных электродов, в качестве референтных использовали 2 ушных электрода [4]. Регистрировали фоновую ЭЭГ в состоянии физиологического покоя при закрытых глазах и на фоне курсового низкочастотного резонансного воздействия.
Метод управляемого ритма дыхания реализован в виде компьютерной программы EZ-AIR. На экране монитора появлялся изменяющийся вертикальный столб высотой до 180 мм, имитирующий акт дыхания (вдох, выдох, пауза). Рабочую частоту дыхания обследуемый подбирал произвольно, ориентируясь на субъективные ощущения; в среднем она составляла 12—14 в 1 мин. Продолжительность и соотношение фаз вдох—выдох—пауза подбирались программой автоматически. Сеансы продолжительностью 10 мин проводили в затемненной комнате в положении обследуемого сидя. При этом непрерывно контролировали ЭЭГ в режиме реального времени. Занятия проводили ежедневно в течение 10 дней.
Алгоритм исследования:
— определение успешности операторской деятельности обследуемых, сопоставление ее с индивидуальными психофизиологическими и вегетативными характеристиками;
— анализ взаимосвязей исследуемых характеристик и индивидуальная оценка эффективности операторской деятельности у лиц с различным уровнем устойчивости к эмоциональному стрессу;
— оценка воздействия на ЦНС и успешность операторской деятельности модулированного ритма дыхания;
— исследование отсроченных физиологических эффектов курсового применения управляемого ритма дыхания.
Результаты и обсуждение
Анализируя особенности психофизиологической сферы у стрессонеустойчивых учащихся по сравнению со стрессоустойчивыми, в частности уровень фоновой биоэлектрической активности головного мозга, особенности реагирования вегетативной нервной системы (ВНС) на
стандартную нагрузку и взаимосвязь указанных характеристик с эффективностью деятельности, можно сделать вывод, что группа стрессонеустойчивых лиц характеризовалась наличием признаков дизритмии. Они проявлялись, во-первых, гиперсинхронным типом ЭЭГ, свидетельствующим о снижении уровня активации коры и повышении активности подкорковых стволовых структур. При таком уровне ритмической активности головного мозга эффективное выполнение операторской деятельности возможно лишь в режиме с низкой степенью сложности. Во-вторых, выявлялись признаки повышенного тонуса симпатического отдела ВНС в ответ на моделируемую эмоциогенную нагрузку (достоверное повышение низкочастотной составляющей спектра). Таким образом, при психоэмоциональном напряжении перестройка биологических ритмов в виде изменения амплитудно-частотных параметров ритмической активности головного мозга оказывается закономерной. Это в конечном итоге сопровождается снижением работоспособности, свидетельствующим о необходимости проведения психокоррскционных мероприятий с целенаправленным воздействием на ЦНС, что стало побудительным мотивом использования коррекционного метода управляемого ритма дыхания у данного контингента.
По результатам динамики ЭЭГ в процессе сеанса управляемого ритма дыхания установили, что по сравнению с фоновой ЭЭГ снизились амплитуда и индекс а-ритма на 6 и 17,3% соответственно, повысился индекс р-ритма на 45,8%. В отношении медленно волновой активности показано снижение амплитуды б-ритма в среднем на 29,2%.
По окончании курса управляемого ритма дыхания также регистрировали ЭЭГ. Динамика биоэлектрической активности головного мозга через 10 дней после курса показала снижение по сравнению с фоновой ЭЭГ амплитуды и индекса а-ритма на 5 и 11,7% соответственно, амплитуды и индекса б-ритма на 37,1 и 74,2% соответственно.
Таким образом, судя по динамике параметров ЭЭГ в случаях курсового использования управляемого ритма дыхания наблюдалась активация коры при относительном снижении активности подкорковых стволовых структур головного мозга [4].
На следующем этапе исследований оценивали отсроченные результаты оптимизирующего влияния управляемого ритма дыхания на функциональное состояние коры головного мозга, ВНС и работоспособность учащихся через 1 мес после курса низкочастотного резонансного воздействия. Результаты свидетельствуют о позитивной динамике параметров биоэлектрической активности головного мозга по сравнению с параметрами исходной фоновой ЭЭГ. Так, достоверно снизились амплитуда и индекс а-ритма на 7,5 и 7% соответственно, вырос индекс р-ритма на 58,3%, снизилась амплитуда б-ритма на 28,6%, частоты та-ритма в среднем на 42%.
При сравнении параметров ЭЭГ через 1 мес после курса с параметрами ЭЭГ, зарегистрированной через 10 дней после воздействия, выявили, что паттерн ЭЭГ стрессонеустойчивых учащихся в отсроченном периоде представляет собой достаточно стабильную картину. Так, в отношении характеристик а-ритма достоверных различий не выявлено. Установили достоверное повышение индекса р-ритма на 46%, умеренное повышение медленно волновой активности.
Таким образом, после курсового применения низкочастотного резонансного воздействия (метод управляемого ритма дыхания) в отсроченном периоде наблюдалась перестройка биоэлектрической активности головного мозга, характеризующаяся устойчивыми позитивными изменениями параметров ЭЭГ, коррелирующими с уровнем работоспособности и свидетельствующими об
[гиена и санитария 3/2010
активации коры и снижении активности подкорковых структур.
При оценке оптимизирующего влияния низкочастотного резонансного воздействия в режиме усвоения собственного дыхательного ритма на динамику реактивности ВНС у стрессонеустойчивых учащихся через 1 мес после завершения курса установили снижение тонуса симпатического отдела ВНС. Так, на первом этапе пробы (в исходном состоянии) низкочастотный компонент спектра (LFHe) уменьшался на 19,4%, при этом наблюдалось снижение индекса напряжения в среднем на 18%. Обращает внимание предстартовое состояние стрессонеустойчивых учащихся, характеризующееся снижением на 19,5% мощности LF-диапазона, который, поданным литературы, ответствен за тонус вазомоторного центра и реализует свои функции через симпатический отдел вегетативной нервной системы [2]. Показатель симпатико-вагусного соотношения уменьшался в среднем на 22,2% в сторону парасимпатического преобладания, при этом высокочастотная составляющая спектра (HFHC), характеризующая тонус парасимпатического отдела, увеличилась в среднем на 7% по сравнению с показателями ВСР до проведения коррекционных мероприятий. Выявили также достоверное уменьшение показателя симпатико-вагусного соотношения (LF/HF) на 28,5% и увеличение HF„,. 13,6%.
Оптимизирующее влияние управляемого ритма дыхания на моделируемую операторскую деятельность у стрессонеустойчивых лиц также оценивали через 1 мес после курса. Установили, что после курса эффективность следящей деятельности у стрессонеустойчивых операторов была достоверно больше, чем в докоррекционном периоде: показатель работоспособности по различным режимам слежения возрастал в диапазоне от 15,4 до 38,4%.
Полученные результаты убедительно демонстрируют эффективность курсового использования метода управляемого ритма дыхания, проявляющуюся позитивными влияниями на ритмическую активность основных составляющих эффективности деятельности учащихся (уровень биоэлектрической активности головного мозга, тонус ВНС и ее реактивность) с последующим повышением работоспособности.
Вывод. Таким образом, курсовое резонансное воздействие на человека в режиме усредненного дыхательного ритма способствовало повышению до 17% профессиональной работоспособности при выполнении наиболее сложного режима слежения. Результатом примене-
ния методики управляемого ритма дыхания был устойчивый уровень активации коры головного мозга при одновременном относительном снижении уровня активности подкорковых стволовых структур в сочетании с оптимизацией вегетативного обеспечения деятельности. Физиологически обоснованные методы низкочастотной (управление ритмом дыхания) резонансной коррекции функционального состояния можно рекомендовать к использованию в практике работы кабинетов психофизиологической разгрузки лечебно-профилактических учреждений для снижения психоэмоционального стресса, обусловленного интенсивным потоком информации в ходе современного учебного процесса.
Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 08-04-12031-офи).
JI итература
1. Баевский Р. М., Шлык Н. И. // Тезисы Международ, симпозиума. — Ижевск, 1996. — С. 226.
2. Баевский Р. М. // Физиол. человека. — 2002. — Т. 28, № 2. - С. 70-82.
3. Бреслав И. С. // Рос. физиол. журн. — 2002. — Т. 88, № 2. - С. 257-262.
4. Жирмунская Е. А., Лосев С. В. Электроэнцефалография в клинической практике. — М., 1997. — С. 12—59.
5. Клаучек С. В. // Научное наследие акад. П. К. Анохина и его развитие в трудах волгоградских ученых: Материалы обл. науч. конф. 26—27 февраля. — Волгоград, 1998. - Т. 1. - С. 52-53.
6. Кудрин Р. А., Клаучек С. В. // Материалы Всероссийской науч. конф., посвящ. 125-летию со дня рождения А. А. Ухтомского. — Волгоград, 2001. — С. 44— 48.
7. Судаков К. В. Дезинтеграция функциональных систем организма при эмоциональном стрессе: стратегии реабилитации. Руководство по реабилитации лиц, подвергшихся стрессорным нагрузкам. — М., 2004. - С. 21-42.
8. Field T. M., Quitino О., Hernandes-ReifM., Kozlovsky G. //Adolescence. - 1998. - Vol. 33. - P. 103.
9. Malik M., Camm A. J. // Am. J. Cardiol. - 1993. -Vol. 72. - P. 821-822.
10. Murphy K, Isaev G., Gui A. // J. Physiol. - 2000. -Vol. 525. - P. 32.
Поступила 26.12.08
С Г. Г. ВЕРШУБСКАЯ, А. И. КОЗЛОВ. 2010
УДК 613.951:572.1(571.651)
Г. Г. Вершубская, А. И. Козлов
ДИНАМИКА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК НОВОРОЖДЕННЫХ И РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЖЕНЩИН КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ ЧУКОТКИ
ГУ Институт возрастной физиологии РАО, Москва
По материалам 257 историй родов оценены антропометрические характеристики новорожденных коренного населения Чукотки, а также возраст сексуального дебюта и возраст рождения первенца у их матерей. Согласно критериям ВОЗ физическое развитие новорожденных когорты 2000—2003 гг. оценено как удовлетворительное. По сравнению с 1967— 1970 гг. масса тела при рождении и обхваты головы и груди новорожденных достоверно уменьшились. Доля детей с массой тела при рождении менее 2500 г составила 97%», что выше среднего показателя по Российской Федерации и показателей коренного населения Аляски и Канады. Изменения в репродуктивном поведении коренных жительниц Чукотки проявились в снижении возраста сексуального дебюта к началу 2000-х годов по сравнению с 1990 г. в среднем на 17мес: до 16,96 года (жительницы поселков) и 17,26 года (горожанки). Средний возраст женщин при рождении первенца пока не отличается от характерного для группы при традиционном образе жизни (18—19 лет), но дисперсия показателя возрастает. В результате среди чукчанок доля рожениц в возрасте 17 лет и младше в 2—4 раза (в зависимости от места жительства) превышает общероссийский показатель.
Ключевые слова: масса тела при рождении; размеры тела новорожденных; возраст полового дебюта; возраст рождения первенца