Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАВЛЯЕМОГО РИТМА ДЫХАНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ УЧАЩИХСЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАВЛЯЕМОГО РИТМА ДЫХАНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
стрессоустойчивость / управляемый ритм дыхания / stress resistance / controlled respiratory rhythm

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — С.В. Клаучек, Г.В. Клиточенко, Т.Н. Кочегура, Р.А. Кудрин, Р.Е. Ахундова

Проблема повышения стрессоустойчивости учащихся имеет в настоящее время высокую актуальность. Исследовали влияние на стрессоустойчивость и операторскую деятельность учащихся такого метода воздействия на центральную нервную систему, как усвоение усредненной величины собственного дыхательного ритма. Показаны положительный результат использования методики для повышения работоспособности при выполнении операторской деятельности, а также позитивные сдвиги в показателях электроэнцефалографии в сочетании с оптимизацией вегетативного обеспечения деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — С.В. Клаучек, Г.В. Клиточенко, Т.Н. Кочегура, Р.А. Кудрин, Р.Е. Ахундова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF CONTROLLED RESPIRATORY RHYTHM TO ENHANCE STRESS RESISTANCE IN PUPILS

To enhance stress resistance in pupils is now a very urgent problem. The influence of a method affecting the central nervous system as acquisition of the averaged value of intrinsic respiratory rhythm has been studied. There has been a positive result of using the procedure to increase working capacity during performance by pupils and positive changes in electroencephalographic readings, by optimizing the autonomic provision for their activity.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАВЛЯЕМОГО РИТМА ДЫХАНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ УЧАЩИХСЯ»

гиена и санитария 3/2010

водстве, где работники не имели контакта с данными соединениями [6].

В течение года проводили исследование, направленное на выявление эффективности лечения диетой с увеличенным количеством белка язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки у работающих в контакте с азотистыми соединениями. У больных 1-й группы болевой синдром и диспепсические явления прекратились в течение 1-й недели лечения, во 2-й группе они исчезли через 10—12 дней. В 1-й группе рубцевание язвы наступило у 86,4% больных, во 2-й — у 76,7%. В качестве объективного и количественного доказательства приоритетного влияния диеты 1р в комплексной противоязвенной терапии на нормализацию анаболических и прочих расстройств у больных следует привести следующее наблюдение. Увеличение массы тела в 1-й группе за время лечения превосходило данный процесс во 2-й группе на 1,3 ± 0,15 кг (р < 0.05). После проведения стационарного лечения больные 1-й группы были выписаны с рекомендациями в предполагаемый период обострения пользоваться рационом с увеличенным количеством белка в профилактории, где внедрена данная диета.

Следовательно, результаты исследования показали целесообразность увеличения квоты белка в рационе больных язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, имевших контакт с азотистыми соединениями. Диета повышает эффективность лечения язвенной болезни. Однако на 1-е место среди мер профилактики язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной киш-

ки, безусловно, следует поставить не столько диетпитание, сколько оздоровительные меры технического характера по снижению контактов работников с азотистыми соединениями, которые продолжает осуществлять администрация предприятия.

Литература

1. Гарипова Л. #., Писаренко К. Г. Ц Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. — 2006. — № 2. — С. 42—45.

2. Ивойлов В. М., Штернис Т. А. Условия жизни, состояние здоровья и медицинская активность работающих на химических производствах. — Кемерово, 2006.

3. Лисицын Ю. П. // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. - 2003. - № 2. - С. 7-12.

4. МУК 4.1.0.272 - 4.1.0.340-96. Измерение концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны. — М., 1999. - Вып. 31.

5. Пиманов С. И., Макаренко Е. В., Семенова Е. В., Королева Ю. И. // Consilium medicum. — 2008. — Т. 10, № 8. - С. 9-15.

6. Помыткина Т. Е., Першин А. Н. // Медицина труда и пром. экол. — 2008. — № 7. — С. 36—40.

7. Тишук Е. А., Щепин В. О. // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. — 2003. — № 3. — С. 28.

8. Cbey W. D., Wong В. С. Y. // Am. J. Gastroenterol. -2007. - Vol. 102. - P. 808-825.

9. Malfertbeiner P., Megraud F., О 'Morain С. et al. // Gut. - 2007. - Vol. 56. - P. 772-781.

Поступила 13.02.09

Гигиена детей и подростков

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2010 УДК 613.9:612.821.084-057.87

С. В. Клаучек, Г. В. Клиточенко, Т. Н. Кочегура, Р. А. Кудрин, Р. Е. Ахундова, А. С. Фокина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАВЛЯЕМОГО РИТМА ДЫХАНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ УЧАЩИХСЯ

ГОУ ВПО Волгоградский государственный медицинский университет Минэдравсоцразвития РФ

Проблема повышения стрессоустойчивости учащихся имеет в настоящее время высокую актуальность. Исследовали влияние на стрессоустойчивость и операторскую деятельность учащихся такого метода воздействия на центральную нервную систему, как усвоение усредненной величины собственного дыхательного ритма. Показаны положительный результат использования методики для повышения работоспособности при выполнении операторской деятельности, а также позитивные сдвиги в показателях электроэнцефалографии в сочетании с оптимизацией вегетативного обеспечения деятельности.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, управляемый ритм дыхания

S. V. Klauchek, G. V. Klitochenko, T. N. Kochegura, R. A. Kudrin, R. Ye. Akhundova, A. S. Fokina. - USE OF CONTROLLED RESPIRATORY RHYTHM TO ENHANCE STRESS RESISTANCE IN PUPILS

To enhance stress resistance in pupils is now a very urgent problem. The influence of a method affecting the central nervous system as acquisition of the averaged value of intrinsic respiratory rhythm has been studied. There has been a positive result of using the procedure to increase working capacity during performance by pupils and positive changes in electroencephalographic readings, by optimizing the autonomic provision for their activity.

Key words: stress resistance, controlled respiratory rhythm

Учитывая происходящее в настоящее время усложнение учебного процесса как в средних, так и в высших

Клаучек С. В. — д-р мед. наук, проф.; Клиточенко Г. В. — канд. мед. наук; Кочегура Т. Н. — канд. мед. наук; Кудрин Р. А. — канд. мед. наук; Ахундова Р. Е. — канд. биол. наук; Фокина А. С. — канд. мед. наук (Волгоград, ул. Павших борцов, д. 1).

учебных заведениях, проблемы регуляции функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС), создания эффективных способов для его направленной коррекции в случае неблагоприятных сдвигов приобретают все большую актуальность (7]. Одним из перспективных психофизиологических подходов в этом направлении стало использование методов резонансного воздействия на ЦНС [8]. Показано, что дыхание с увеличен-

ным периодом дыхательного цикла создает условия для резонанса дыхательного ритма с другими физиологическими ритмами организма человека [3, 10]. В нашем исследовании в основе низкочастотного резонансного воздействия лежало усвоение усредненной величины собственного дыхательного ритма.

Материалы и методы

Исследования проводили с участием 392 практически здоровых лиц в возрасте 18—23 лет. Средний возраст обследуемых составил для мужчин 20,7 года, для женщин 21,3 года. Перед началом каждого этапа исследований обследуемых информировали об условиях их проведения и используемых методиках, сообщали о гарантиях неразглашения полученной информации об участниках исследования, что отвечает принципам информированного согласия. Операции сенсомоторного слежения исследовали с помощью компьютерной программы Smile v. 1.3 [5, 6]. Для определения уровня тревожности использовали тест, разработанный Ч. Д. Спилбергером (1983). Также исследовали фоновые показатели (в покое) и особенности вегетативного реагирования обследуемых на эмо-циогенную нагрузку с использованием методов кардио-интервалографии и спектрального анализа сердечного ритма [1, 9]. Функциональное состояние ЦНС оценивали по данным электроэнцефалографии (ЭЭГ), которую регистрировали с использованием прибора ЭНЦЕФА-J1AH 131 01. Исследование проводили в затемненной экранированной комнате в положении пациента лежа с закрытыми глазами. Использовали Международную систему отведений 10—20. Применяли монополярный способ отведения с 19 активных хлорсеребряных электродов, в качестве референтных использовали 2 ушных электрода [4]. Регистрировали фоновую ЭЭГ в состоянии физиологического покоя при закрытых глазах и на фоне курсового низкочастотного резонансного воздействия.

Метод управляемого ритма дыхания реализован в виде компьютерной программы EZ-AIR. На экране монитора появлялся изменяющийся вертикальный столб высотой до 180 мм, имитирующий акт дыхания (вдох, выдох, пауза). Рабочую частоту дыхания обследуемый подбирал произвольно, ориентируясь на субъективные ощущения; в среднем она составляла 12—14 в 1 мин. Продолжительность и соотношение фаз вдох—выдох—пауза подбирались программой автоматически. Сеансы продолжительностью 10 мин проводили в затемненной комнате в положении обследуемого сидя. При этом непрерывно контролировали ЭЭГ в режиме реального времени. Занятия проводили ежедневно в течение 10 дней.

Алгоритм исследования:

— определение успешности операторской деятельности обследуемых, сопоставление ее с индивидуальными психофизиологическими и вегетативными характеристиками;

— анализ взаимосвязей исследуемых характеристик и индивидуальная оценка эффективности операторской деятельности у лиц с различным уровнем устойчивости к эмоциональному стрессу;

— оценка воздействия на ЦНС и успешность операторской деятельности модулированного ритма дыхания;

— исследование отсроченных физиологических эффектов курсового применения управляемого ритма дыхания.

Результаты и обсуждение

Анализируя особенности психофизиологической сферы у стрессонеустойчивых учащихся по сравнению со стрессоустойчивыми, в частности уровень фоновой биоэлектрической активности головного мозга, особенности реагирования вегетативной нервной системы (ВНС) на

стандартную нагрузку и взаимосвязь указанных характеристик с эффективностью деятельности, можно сделать вывод, что группа стрессонеустойчивых лиц характеризовалась наличием признаков дизритмии. Они проявлялись, во-первых, гиперсинхронным типом ЭЭГ, свидетельствующим о снижении уровня активации коры и повышении активности подкорковых стволовых структур. При таком уровне ритмической активности головного мозга эффективное выполнение операторской деятельности возможно лишь в режиме с низкой степенью сложности. Во-вторых, выявлялись признаки повышенного тонуса симпатического отдела ВНС в ответ на моделируемую эмоциогенную нагрузку (достоверное повышение низкочастотной составляющей спектра). Таким образом, при психоэмоциональном напряжении перестройка биологических ритмов в виде изменения амплитудно-частотных параметров ритмической активности головного мозга оказывается закономерной. Это в конечном итоге сопровождается снижением работоспособности, свидетельствующим о необходимости проведения психокоррскционных мероприятий с целенаправленным воздействием на ЦНС, что стало побудительным мотивом использования коррекционного метода управляемого ритма дыхания у данного контингента.

По результатам динамики ЭЭГ в процессе сеанса управляемого ритма дыхания установили, что по сравнению с фоновой ЭЭГ снизились амплитуда и индекс а-ритма на 6 и 17,3% соответственно, повысился индекс р-ритма на 45,8%. В отношении медленно волновой активности показано снижение амплитуды б-ритма в среднем на 29,2%.

По окончании курса управляемого ритма дыхания также регистрировали ЭЭГ. Динамика биоэлектрической активности головного мозга через 10 дней после курса показала снижение по сравнению с фоновой ЭЭГ амплитуды и индекса а-ритма на 5 и 11,7% соответственно, амплитуды и индекса б-ритма на 37,1 и 74,2% соответственно.

Таким образом, судя по динамике параметров ЭЭГ в случаях курсового использования управляемого ритма дыхания наблюдалась активация коры при относительном снижении активности подкорковых стволовых структур головного мозга [4].

На следующем этапе исследований оценивали отсроченные результаты оптимизирующего влияния управляемого ритма дыхания на функциональное состояние коры головного мозга, ВНС и работоспособность учащихся через 1 мес после курса низкочастотного резонансного воздействия. Результаты свидетельствуют о позитивной динамике параметров биоэлектрической активности головного мозга по сравнению с параметрами исходной фоновой ЭЭГ. Так, достоверно снизились амплитуда и индекс а-ритма на 7,5 и 7% соответственно, вырос индекс р-ритма на 58,3%, снизилась амплитуда б-ритма на 28,6%, частоты та-ритма в среднем на 42%.

При сравнении параметров ЭЭГ через 1 мес после курса с параметрами ЭЭГ, зарегистрированной через 10 дней после воздействия, выявили, что паттерн ЭЭГ стрессонеустойчивых учащихся в отсроченном периоде представляет собой достаточно стабильную картину. Так, в отношении характеристик а-ритма достоверных различий не выявлено. Установили достоверное повышение индекса р-ритма на 46%, умеренное повышение медленно волновой активности.

Таким образом, после курсового применения низкочастотного резонансного воздействия (метод управляемого ритма дыхания) в отсроченном периоде наблюдалась перестройка биоэлектрической активности головного мозга, характеризующаяся устойчивыми позитивными изменениями параметров ЭЭГ, коррелирующими с уровнем работоспособности и свидетельствующими об

[гиена и санитария 3/2010

активации коры и снижении активности подкорковых структур.

При оценке оптимизирующего влияния низкочастотного резонансного воздействия в режиме усвоения собственного дыхательного ритма на динамику реактивности ВНС у стрессонеустойчивых учащихся через 1 мес после завершения курса установили снижение тонуса симпатического отдела ВНС. Так, на первом этапе пробы (в исходном состоянии) низкочастотный компонент спектра (LFHe) уменьшался на 19,4%, при этом наблюдалось снижение индекса напряжения в среднем на 18%. Обращает внимание предстартовое состояние стрессонеустойчивых учащихся, характеризующееся снижением на 19,5% мощности LF-диапазона, который, поданным литературы, ответствен за тонус вазомоторного центра и реализует свои функции через симпатический отдел вегетативной нервной системы [2]. Показатель симпатико-вагусного соотношения уменьшался в среднем на 22,2% в сторону парасимпатического преобладания, при этом высокочастотная составляющая спектра (HFHC), характеризующая тонус парасимпатического отдела, увеличилась в среднем на 7% по сравнению с показателями ВСР до проведения коррекционных мероприятий. Выявили также достоверное уменьшение показателя симпатико-вагусного соотношения (LF/HF) на 28,5% и увеличение HF„,. 13,6%.

Оптимизирующее влияние управляемого ритма дыхания на моделируемую операторскую деятельность у стрессонеустойчивых лиц также оценивали через 1 мес после курса. Установили, что после курса эффективность следящей деятельности у стрессонеустойчивых операторов была достоверно больше, чем в докоррекционном периоде: показатель работоспособности по различным режимам слежения возрастал в диапазоне от 15,4 до 38,4%.

Полученные результаты убедительно демонстрируют эффективность курсового использования метода управляемого ритма дыхания, проявляющуюся позитивными влияниями на ритмическую активность основных составляющих эффективности деятельности учащихся (уровень биоэлектрической активности головного мозга, тонус ВНС и ее реактивность) с последующим повышением работоспособности.

Вывод. Таким образом, курсовое резонансное воздействие на человека в режиме усредненного дыхательного ритма способствовало повышению до 17% профессиональной работоспособности при выполнении наиболее сложного режима слежения. Результатом примене-

ния методики управляемого ритма дыхания был устойчивый уровень активации коры головного мозга при одновременном относительном снижении уровня активности подкорковых стволовых структур в сочетании с оптимизацией вегетативного обеспечения деятельности. Физиологически обоснованные методы низкочастотной (управление ритмом дыхания) резонансной коррекции функционального состояния можно рекомендовать к использованию в практике работы кабинетов психофизиологической разгрузки лечебно-профилактических учреждений для снижения психоэмоционального стресса, обусловленного интенсивным потоком информации в ходе современного учебного процесса.

Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 08-04-12031-офи).

JI итература

1. Баевский Р. М., Шлык Н. И. // Тезисы Международ, симпозиума. — Ижевск, 1996. — С. 226.

2. Баевский Р. М. // Физиол. человека. — 2002. — Т. 28, № 2. - С. 70-82.

3. Бреслав И. С. // Рос. физиол. журн. — 2002. — Т. 88, № 2. - С. 257-262.

4. Жирмунская Е. А., Лосев С. В. Электроэнцефалография в клинической практике. — М., 1997. — С. 12—59.

5. Клаучек С. В. // Научное наследие акад. П. К. Анохина и его развитие в трудах волгоградских ученых: Материалы обл. науч. конф. 26—27 февраля. — Волгоград, 1998. - Т. 1. - С. 52-53.

6. Кудрин Р. А., Клаучек С. В. // Материалы Всероссийской науч. конф., посвящ. 125-летию со дня рождения А. А. Ухтомского. — Волгоград, 2001. — С. 44— 48.

7. Судаков К. В. Дезинтеграция функциональных систем организма при эмоциональном стрессе: стратегии реабилитации. Руководство по реабилитации лиц, подвергшихся стрессорным нагрузкам. — М., 2004. - С. 21-42.

8. Field T. M., Quitino О., Hernandes-ReifM., Kozlovsky G. //Adolescence. - 1998. - Vol. 33. - P. 103.

9. Malik M., Camm A. J. // Am. J. Cardiol. - 1993. -Vol. 72. - P. 821-822.

10. Murphy K, Isaev G., Gui A. // J. Physiol. - 2000. -Vol. 525. - P. 32.

Поступила 26.12.08

С Г. Г. ВЕРШУБСКАЯ, А. И. КОЗЛОВ. 2010

УДК 613.951:572.1(571.651)

Г. Г. Вершубская, А. И. Козлов

ДИНАМИКА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК НОВОРОЖДЕННЫХ И РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЖЕНЩИН КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ ЧУКОТКИ

ГУ Институт возрастной физиологии РАО, Москва

По материалам 257 историй родов оценены антропометрические характеристики новорожденных коренного населения Чукотки, а также возраст сексуального дебюта и возраст рождения первенца у их матерей. Согласно критериям ВОЗ физическое развитие новорожденных когорты 2000—2003 гг. оценено как удовлетворительное. По сравнению с 1967— 1970 гг. масса тела при рождении и обхваты головы и груди новорожденных достоверно уменьшились. Доля детей с массой тела при рождении менее 2500 г составила 97%», что выше среднего показателя по Российской Федерации и показателей коренного населения Аляски и Канады. Изменения в репродуктивном поведении коренных жительниц Чукотки проявились в снижении возраста сексуального дебюта к началу 2000-х годов по сравнению с 1990 г. в среднем на 17мес: до 16,96 года (жительницы поселков) и 17,26 года (горожанки). Средний возраст женщин при рождении первенца пока не отличается от характерного для группы при традиционном образе жизни (18—19 лет), но дисперсия показателя возрастает. В результате среди чукчанок доля рожениц в возрасте 17 лет и младше в 2—4 раза (в зависимости от места жительства) превышает общероссийский показатель.

Ключевые слова: масса тела при рождении; размеры тела новорожденных; возраст полового дебюта; возраст рождения первенца

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.