Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГЛЕРОДНЫХ НАНОМАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПОЗИТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГЛЕРОДНЫХ НАНОМАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПОЗИТА Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДИФИЦИРОВАННЫЙ БИТУМ / УГЛЕРОДНЫЙ НАНОМАТЕРИАЛ / ПЕНЕТРАЦИЯ / ТЕМПЕРАТУРА ХРУПКОСТИ / АСФАЛЬТОБЕТОН

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Урханова Л.А., Шестаков Н.И., Буянтуев С.Л., Доржиева Е.В.

Представлены результаты исследований по получению асфальтобетона с улучшенными физико-механическими и эксплуатационными свойствами с использованием битума, модифицированного углеродными наноматериалами. Углеродные наноматериалы получены как побочный продукт при плазменной обработке угля в плазменном реакторе. Введение добавки от 0,1 до 0,5 мас.% значительно изменяет свойства битума и, соответственно, улучшает свойства асфальтобетона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF CARBON NANOMATERIALS FOR EFFECTIVE ROAD CONSTRUCTION COMPOSITE

The article presents the results of research on the production of asphalt concrete with improved physical and mechanical properties and performance using bitumen modified by carbon nanomaterials. Carbon nanomaterials are produced as a byproduct of coal plasma treatment in a plasma reactor. Introduction of additives from 0.1 to 0.5 wt.% significantly changes the properties of the bitumen and thus improves the properties of asphalt.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГЛЕРОДНЫХ НАНОМАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПОЗИТА»

Л.А. Урханова, д-р техн. наук, проф., e-mail: psmi88@mail.ru Н.И. Шестаков, аспирант, e-mail: nik.shestakov.1990@mail.ru С.Л. Буянтуев, д-р техн. наук, проф.

Е.В. Доржиева, канд. техн. наук Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ

УДК 625.06

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГЛЕРОДНЫХ НАНОМАТЕРИАЛОВ

ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПОЗИТА

Представлены результаты исследований по получению асфальтобетона с улучшенными физико-механическими и эксплуатационными свойствами с использованием битума, модифицированного углеродными наноматериалами. Углеродные наноматериалы получены как побочный продукт при плазменной обработке угля в плазменном реакторе. Введение добавки от 0,1 до 0,5 мас.% значительно изменяет свойства битума и, соответственно, улучшает свойства асфальтобетона.

Ключевые слова: модифицированный битум, углеродный наноматериал, пенетрация, температура хрупкости, асфальтобетон.

L.A. Urkhanova, Dr. Sc. Engineering, Prof.

N.I. Shestakov, P.G.

S.L. Buyantuev, Dr. Sc. Engineering, Prof.

E.V. Dorzhieva, Cand. Sc. Engineering

THE USE OF CARBON NANOMATERIALS FOR EFFECTIVE ROAD CONSTRUCTION COMPOSITE

The article presents the results of research on the production of asphalt concrete with improved physical and mechanical properties and performance using bitumen modified by carbon nanomaterials. Carbon nano-materials are produced as a byproduct of coal plasma treatment in a plasma reactor. Introduction of additives from 0.1 to 0.5 wt.% significantly changes the properties of the bitumen and thus improves the properties of asphalt.

Key words: modified bitumen, carbon nanomaterial, penetration, brittleness temperature, asphalt.

Введение

Современные тенденции в области строительства автомобильных дорог постоянно требуют введения новых, эффективных дорожно-строительных материалов. Создание таких эффективных композиционных материалов уже неосуществимо без участия высокодисперсных нанодобавок. Из-за большой удельной поверхности нанодобавки обладают высокой реакционной способностью и при введении в небольших количествах способны значительно изменять свойства исходных материалов.

Наиболее активно развиваются несколько направлений исследования новых видов добавок на основе углерода и их применения при разработке новых композиционных материалов. Среди этих добавок интерес вызывают такие их морфологические состояния, как алмазные пленки, нанотрубки и фуллерены.

Целью данной работы явилось получение эффективных дорожных композитов с использованием битумов, модифицированных углеродными наноматериалами (УНМ). Результаты проведенных ранее исследований показали эффективность применения УНМ для модификации цементного камня и получения высокопрочного бетона [1, 2]. Модифицирование цементного камня указанной добавкой приводит к значительному улучшению физико-механических и эксплуатационных показателей цементных композитов. По мнению ряда исследователей, механизм действия углеродных наночастиц фуллероидного типа заключается в образовании

дополнительных центров зародышеобразования кристаллогидратов, способствующих ускорению процесса гидратации цемента и упрочнению контактного слоя на границе раздела фаз [3].

Материалы и методы

Для изучения влияния УНМ на свойства битума и асфальтобетона использовались следующие материалы: щебень, соответствующий требованиям ГОСТ 8267-82, ГОСТ 10260-82, ГОСТ 8268-82; природные и измельченные пески, отвечающие требованиям ГОСТ 8736-85; минеральный порошок МП-1 - молотый известняк, битум марки БНД90/130 Ангарского нефтеперерабатывающего завода.

УНМ были получены при комплексной обработке угля в плазменном реакторе. При плазменной обработке угля под действием электродуговой плазмы из материала электродов и угля, подаваемого для газификации, в одной установке образуются синтез-газ (СО+Н2), активированный уголь (сорбент) и, в качестве побочных продуктов, углеродные наноматериалы. При этом в процессе плазменной обработки УНМ могут образовываться не только из материалов электродов (по известным методам), но и что очень важно, из угля, проходящего плазменную обработку в реакторе [4, 5].

Полученные при плазменной обработке УНМ имеют как компактную, так и волокнистую ультрадисперсную структуру, что указывает на наличие в них таких основных форм на-ночастиц, как «луковичные углеродные структуры» (многослойные, гиперфуллерены) и «нитевидные углеродные структуры» (нанотрубки, нановолокна) (рис. 1). Углеродный наномате-риал имеет средний размер первичных частиц не более 100 нм.

Рис. 1. Электронно-растровый снимок УНМ

Результаты и обсуждение

Известно, что битумы являются композициями сложного состава, и взаимодействие отдельных компонентов может происходить на молекулярном и надмолекулярном уровнях [6]. Поэтому для определения влияния углеродных наноматериалов на свойства битума в первую очередь были проведены исследования по оптимизации количества УНМ в составе битума, определяющего процессы структурообразования органических вяжущих и, соответственно, свойства асфальтобетона.

Работоспособность битумного вяжущего в составе асфальтобетона при периодическом воздействии напряжений сдвига, сжатия и перепада температуры во многом зависит от пластичности дорожного битума. Это обусловило целесообразность маркировки дорожных битумов в нашей стране и за рубежом по пенетрации (глубине проникания иглы). Поэтому для

определения изменения твердости битума в зависимости от содержания УНМ экспериментально были определены значения пенетрации вяжущего в интервале температур от 0 до 30 °С (табл. 1). Определение пенетрации проводилось на полуавтоматическом пенетрометре ПБА 1-Ф с массой груза 100 г.

Таблица 1

Изменение твердости битума, модифицированного УНМ

Количество УНМ, % от массы битума Пенетрация битума при различных температурах, 0,1 мм

0 °С 5 °С 10 °С 15 °С 20 °С 25 °С 30 °С

0 17 26 29 45 65 109 144

0,1 17 24 37 46 57 104 130

0,25 20 25 37 47 67 105 144

0,5 21 26 33 45 65 105 147

Анализ результатов исследований показывает, что при введении УНМ в битум в указанных количествах в интервале температур от 0 до 15 °С битум становится менее твердым, что благоприятно сказывается на создании подвижных сегментов битумной сетки в интервале низких температур. С увеличением температуры до 30 °С битум приобретает повышенную твердость, следовательно, и сопротивление динамическим и пластичным деформациям в теплое время года.

Очевидно, это обусловлено тем, что входящие в состав УНМ фуллерены являются зародышами битумной матрицы и образуют прочные связи с асфальтенами и смолами, которые, как известно, наиболее склонны к образованию ассоциатов. На их склонность к ассоциированию существенное влияние оказывает содержание в них ароматизированных фрагментов.

Еще одним важным показателем качества битума является температура его хрупкости, которая характеризует термостойкость битума при отрицательных температурах. От температуры хрупкости зависит поведение битума в дорожном покрытии в зимний период: чем она ниже, тем выше качество дорожного битума. Результаты изменения температуры хрупкости битума при введении модифицирующей добавки представлены на рисунке 2.

-30

С ) -28

о

к н -26

о

и

^ -24

Л -22

& и -20

и Н -18

-16

0% 0,10% 0,25% Содержание УНМ, от массы битума 0,50%

Рис. 2. Изменение температуры хрупкости битума, модифицированного УНМ

Анализ результатов показал, что снижение температуры хрупкости битума с введением УНМ подтверждает наше предположение о благоприятном поведении битума в условиях низких температур. Дорожные битумы с добавлением УНМ становятся более теплостойкие, что особенно актуально для эксплуатации асфальтобетона с их применением в условиях резкоконтинентального климата Бурятии. Оптимальное содержание добавки, вводимой в битум при нагревании до температуры 130-140 °С, - 0,1 мас.%, при котором пенетрация и температура хрупкости вяжущего имеют лучшие значения для эксплуатации композитов в конструкции дорожных покрытий.

Известно, что свойства асфальтобетона напрямую зависят от качества используемого битума. Поэтому для определения влияния модифицированного УНМ битума на свойства асфальтобетона были изготовлены образцы плотного, горячего, мелкозернистого асфальтобетона типа «Б». При этом учитывалось образование качественной микроструктуры асфальтобетона с прочным сцеплением заполнителей с органическим вяжущим. Состав асфальтобетонной смеси представлен в таблице 2.

Таблица 2

Состав асфальтобетонной смеси

Наименование компонентов Содержание, мас.%

Щебень гранитный фракции 5/15 44

Песок фракции 0/5 48

Минеральный порошок МП-1 8

Битум БНД 90/130 (сверх 100 % минеральной части) 5,8

Подбор состава опытных образцов горячей асфальтобетонной смеси типа Б, 2 марки для 1-й дорожно-климатической зоны осуществляли по ГОСТ 9128-2009.

Приготовление асфальтобетонной смеси производили на лабораторном смесителе ЛС-АБ-10, формовка образцов асфальтобетона - на прессе П-125т, согласно ГОСТ 12801-98. Определение прочностных характеристик асфальтобетона проводили по ГОСТ 12801-98 (табл. 3).

Температурный интервал, в котором асфальтобетон остается в упруго-пластичном состоянии, можно охарактеризовать коэффициентом температурной чувствительности, рассчитываемом как отношение прочности при 50°С к прочности при 0°С. Сопротивление асфальтобетона нагрузкам при высоких температурах характеризуется коэффициентом теплостойкости, который рассчитывается как отношение прочности при 50°С к прочности при 20°С.

Таблица 3

Основные характеристики асфальтобетона

Состав асфальтобетона Прочность при сж асфальтобетона, при температу атии МПа, рах Коэффициент теплостойкости, Я50/ Я20 Коэффициент температурной чувствительности, Яз0/ Я0

50 °С, Я50 20 °С, Я20 0 °С, Я0

Контрольный 0,91 2,53 4,31 0,359 0,211

+0,05 мас.% УНМ 1,16 2,87 5,18 0,404 0,224

+0,1 мас.% УНМ 1,36 2,77 5,28 0,490 0,257

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:

- асфальтобетон на модифицированных УНМ битумах обладает большей прочностью во всем интервале температур. Введение добавки УНМ позволяет улучшить прочность асфальтобетона при 20 и 50 °С в среднем на 15-20%. При введении 0,1 мас.% УНМ прочность асфальтобетона при 50°С на 49% выше, чем прочность асфальтобетона без добавки;

- введение УНМ улучшает коэффициент теплостойкости асфальтобетона. При введении УНМ в количестве 0,1% коэффициент теплостойкости увеличился в 1,36 раза, что уменьшит риск возникновения пластических деформаций, возникающих в летний период эксплуатации дорожного покрытия;

- введение УНМ повышает коэффициент температурной чувствительности асфальтобетона. При введении 0,1 % УНМ коэффициент увеличивается в 1,22 раза по сравнению с бездобавочным составом. Это связано с уменьшением количества битума в объемном состоянии, более полным переводом его в структурированное состояние, поэтому асфальтобетон будет

оставаться в упруго-пластичном состоянии в большем диапазоне температур, меньше подвергаться трещинообразованию, выдержит большее количество знакопеременных колебаний температуры воздуха.

Исследование влияния добавки на физико-механические показатели асфальтобетона показало закономерное улучшение свойств асфальтобетона соответственно показателям органического вяжущего.

Для доказательства изменения микроструктуры асфальтобетона с использованием модифицированного битума был выполнен электронно-микроскопический анализ (ЭМА) в ЦКП «Прогресс» ВСГУТУ (рис. 3). ЭМА выполнялся на растровом электронном сканирующем микроскопе JEOL-JSM-6510LV.

а б в

Рис. 3. ЭМА асфальтобетона с различным содержанием УНМ: а - асфальтобетон без добавки; б - асфальтобетон + 0,05% УНМ; в - асфальтобетон + 0,1 % УНМ

Анализ электронно-микроскопических снимков позволяет сделать вывод об эффективности модификации битума добавкой УНМ. С использованием модифицированного битума создается более плотная мелкозернистая структура асфальтобетона (рис. 3 в). При введении и повышении концентрации нанодисперсной добавки в составе битума идет рост центров кластеров и, следовательно, рост и плотность образования полимерной матрицы, что, в свою очередь, повышает прочностные характеристики органо-минеральных композиций. Из-за пространственно-объемной молекулы фуллерена, входящей в состав углеродных наноматериа-лов, рост кластеров идет по всему объему вяжущего, и, переплетаясь, они образуют прочную и жесткую пространственную сеть, увеличивая тем самым твердость и теплостойкость битума.

Заключение

Таким образом, введение углеродного наноматериала в небольшом количестве в состав битума изменяет его структуру и свойства, битум становится более теплостойким. Использование модифицированного битума значительно улучшает физико-механические и эксплуатационные свойства дорожно-строительных композитов на его основе.

Библиография

1. Пат. № 2466110 Российская Федерация, МПК С 04 В 28/04. Сырьевая смесь для высокопрочного бетона / Л.А. Урханова, С.Л. Буянтуев, С.А. Лхасаранов, А.С. Кондратенко; заявитель и патентообладатель Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления (RU). -№ 2011125450/03; заявл. 20.06.2011; опубл. 10.11.2012, Бюл. № 31. - 8 с.: ил.

2. Урханова Л.А., Буянтуев С.Л., Лхасаранов С.А. Применение новых композиционных вяжущих с пониженной энергоемкостью и себестоимостью // Строительство: новые технологии и новое оборудование. - 2012. - № 9. - С. 27-30.

3. ПухаренкоЮ.В. [и др.]. Модифицирование цементных композитов смешанным наноуглерод-ным материалом фуллероидного типа // Научные исследования, наносистемы и ресурсосберегающие технологии в промышленности строительных материалов (XIX науч. чтения): сб. докл. междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 5-8 окт. 2010 г. Белгородский гос. технолог. ун-т. Ч. 1. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2010. - С. 282-286.

4. Пат. 2488984 Российская Федерация, МПК8 H05H1/00, 82B 1/00. Способ получения углеродных наноматериалов с помощью энергии низкотемпературной плазмы и установка для его осуществления / С.Л. Буянтуев, А.С. Кондратенко, Б.Б. Дамдинов; патентообладатель ФГБОУ ВПО Бурятский гос. ун-т. - № 2011106679/07; заявл. 22.02.2011; опубл. 27.07.2013, Бюл. № 21.

5. Буянтуев С.Л., Кондратенко А.С., Хмелев А.Б. Особенности получения углеродных нанома-териалов методом комплексной плазменной переработки углей // Вестник ВСГУТУ. - 2013. - № 3 (42). - С. 21-25.

6. Нестерова С.В., ГрушоваЕ.И., ШрубокА.О. Окисленные битумы из модифицированного сырья // Тр. Белорус. гос. технол. ун-та. Сер. 4: Химия, технология органических веществ и биотехнология. - 2012. - Т. 1, № 4.

Bibliography

1. RF Patent N 2466110, IPC C 04 28/04. Raw mixture for high strength concrete / LA. Urhanova, S.L. Buyantuev, S.A. Lhasaranov, A.S. Kondratenko; Applicant and patentee is the East-Siberian State University of Technology and Management (RU). - N 2011125450 / 03; appl. 20.06.2011; publ. 10.11.2012, Bull. N 31. - 8 p.: ill.

2. Urkhanova L.A., Buyantuev S.L., Lkhasaranov S.A. The use of new composite binders with low power consumption and cost // Construction: new technology and new equipment. - 2012. - N 9. - P. 27-30.

3. Puharenko Yu.V. [et al.]. Modification of cement composites by mixed nanocarbon fulleroid type materials // Research, nanosystems and resource-saving technologies in the construction materials industry (XIX scientific reading): Proc. of Intern. Scientific and Practical Conf., Belgorod, 5-8 October. 2010 Belgorod State Tech. Univ., P. 1. - BGTU Press, 2010. - P. 282-286.

4. RF Pat. N 2488984 MPK8 H05H1 / 00, 82B 1/00. A method for producing carbon nanomaterials using the energy of low-temperature plasma and installation for its implementation / S.L. Buyantuev, A.S. Kondratenko, B.B. Damdinov; Patentee is Buryat State Univ. - N 2011106679 / 07; appl. 22.02.2011; publ. 07.27.2013, Bul. N 21.

5. Buyantuev S.L., Kondratenko A.S., Khmelev A.B. Preparation of carbon nanomaterials by integrated plasma processing of coal // ESSUTM Bulletin. - N 3 (42). - 2013. - P. 21-25.

6. Nesterova S.V., Grushova E.I., Shrubok S.A. Oxidized bitumen modified by raw materials // Proceedings of the Belarusian State Technological University. Series 4: Chemistry, technology of organic substances and biotechnology. - 2012. - Vol. 1, N 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.