Научная статья на тему 'Использование учетной информации для совершенствования системы внутреннего контроля строительной организации'

Использование учетной информации для совершенствования системы внутреннего контроля строительной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
513
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ / СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / УЧЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зимакова Л.А., Серебренникова И.В.

В статье описаны разработанные авторами направления развития системы внутреннего контроля для строительных организаций, которые включают объекты контроля, подконтрольные показатели, предложены варианты организации аналитического учета, даны рекомендации по организации учета и составлению документов, используемых в процессе ведения внутреннего контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование учетной информации для совершенствования системы внутреннего контроля строительной организации»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

УДК 657.1.12

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИзАЦИИ

Л. А. ЗИМАКОВА,

доктор экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита E-mail: zima@belnet.ru

И. В. СЕРЕБРЕННИКОВА,

аспирантка кафедры бухгалтерского учета и аудита

E-mail: irina_serebro@list.ru Белгородский государственный национальный исследовательский университет

В статье описаны разработанные авторами направления развития системы внутреннего контроля для строительных организаций, которые включают объекты контроля, подконтрольные показатели, предложены варианты организации аналитического учета, даны рекомендации по организации учета и составлению документов, используемых в процессе ведения внутреннего контроля.

Ключевые слова: внутренний контроль, аналитический учет, строительные организации, учетная информация.

Система внутреннего контроля является важной составляющей деятельности любой организации, особую значимость она приобретает в строительстве. Структура данной системы определяется, с одной стороны, законо-

дательством, с другой - руководителем. Она также зависит от характера, масштабов и особенностей вида экономической деятельности, которым занимается организация, а также от лиц, в интересах которых осуществляется контроль. К последним относятся:

- собственники, заинтересованные в стабильно работающем и постоянно развивающемся бизнесе;

- руководители, отвечающие за правомерность действий, совершаемых организацией, и своевременность выполнения обязательств;

- менеджеры, которых волнует быстрота выполнения запланированных работ и получение прибыли, и др.

Большое количество заинтересованных лиц, многопрофильность строительного бизнеса, сложная организационная структура свидетельс-

твуют о том, что главную роль в системе контроля за строительными организациями должна играть служба внутреннего аудита. Но постоянно меняющаяся бизнес-среда, различные условия работы и подходы к налогообложению в разных регионах требуют изменений в организации работы служб внутреннего аудита. Привлечение иностранного капитала делает необходимым применение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), а удаленность отдельных обособленных структурных подразделений приводит к проблемам как в практике применения МСФО, так и в организации бухгалтерского учета, что также влияет на работу внутреннего аудитора.

Современная система контроля должна быть нацелена на повышение качества и результативности работы организации в целом и ее отдельных составляющих, чему и должна способствовать служба внутреннего аудита. Если раньше данные службы осуществляли свою деятельность чаще всего посредством выездных проверок, то сегодняшний день требует оперативности в получении подконтрольной информации и ее мобильности. Использование автоматизации для целей ведения учета создает условия для расширения учетного информационного поля, а работа в онлайновом режиме позволяет проводить проверки быстро, качественно и на удаленном расстоянии. Это реально станет возможным при условии достаточно глубокой детализации учетной информации. Поэтому необходимо выделить специфические направления развития системы внутреннего контроля строительных организаций, разработать рекомендации по организации аналитического учета, составлению отчетов и регистров учета, использование которых в комплексе будет отвечать современным требованиям информационного обеспечения процесса контролем (табл. 1).

Проведенные исследования (осуществлявшиеся на базе строительных организаций) позволили выделить два наиболее важных и недостаточно исследованных направления развития системы внутреннего контроля: мониторинг основных подконтрольных индикаторов деятельности и разработку критериев оценки при проведениии контроля с учетом внутренней инфраструктуры.

Первое направление - мониторинг основных подконтрольных индикаторов деятельности.

Среди основных индикаторов можно выделить наиболее важные для строительства: имущественный комплекс, финансовое состояние, налоговая нагрузка.

Имущественный комплекс строительной организации определяет технические и технологические ресурсы. Поскольку большинство строительных организаций являются участниками некоммерческих партнерств саморегулируемых организаций (СРО) строителей, они должны иметь определенный имущественный комплекс. Представители управления СРО ежегодно проводят проверки этого комплекса, а организации регулярно предоставляют справку о наличии основных средств и имущества. В соответствии с требованиями нормативных актов стоимость основных средств должна составлять не менее 1 млн руб. на дату представления информации. Кроме того, составляется и представляется список материально-технической базы по видам проводимых работ, в который включается техника, используемая при проведении каждого вида работ, дается ее характеристика. Если основное средство арендуется, то прилагается договор аренды.

Отсюда следует необходимость ведения учета основных средств по следующим направлениям:

- по видам основных средств;

- по видам осуществляемой деятельности;

- по местам эксплуатации;

- по правовой форме использования имущества (собственное, арендованное имущество, лизинг и т. п.).

Такая организация учета позволит получать прозрачную информацию об имущественном комплексе, используемую службой внутреннего аудита и бухгалтерской службой для подготовки отчетов как внутренним, так и внешним пользователям.

Специфической особенностью строительства является периодическая эксплуатация основных средств. Например, на подготовительном этапе строительства какого-либо объекта активно используются экскаваторы различных модификаций, грузовые автомобили, бульдозеры, вибротрамбовки и т. п., на этапе устройства бетонных и железобетонных монолитных конструкций - краны, бетоносмесители, вибраторы и т. п. Только

Таблица 1

Характеристика детализации информации, используемой в системе внутреннего контроля за строительной организацией

Направление развития системы внутреннего контроля Объект контроля Подконтрольный показатель Рекомендации по ведению аналитического учета Рекомендации по составлению внутренних отчетов и проведению анализа Документы, используемые в процессе контроля

Мониторинг индикаторов деятельности Имущественный комплекс Стоимость основных средств Виды основных средств. Виды деятельности. Места эксплуатации Формирование аналитического отчета по арендованным основным средствам Регистры бухгалтерского учета различной аналитичности

Состояние основных средств Основные средства на консервации. Основные средства в эксплуатации Формирование сводного аналитического отчета по основным средствам в зависимости от условий работы Акт о переводе на консервацию, инвентарная карточка объекта основных средств

Количество и стоимость инвентаря Виды материалов в эксплуатации. Виды работ. Материально ответственные лица. Введение дополнительных субсчетов Составление аналитических отчетов по направлениям использования инвентаря Регистры бухгалтерского учета по субсчетам 10.9 «Инвентарь», 10.11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации»

Финансовое состояние Дебиторская задолженность Заказчики и подрядчики. Договоры. Авансы, выданные поставщикам. Источники финансирования Анализ объектов договора генподряда и субподряда в соотнесении с объектами строительства Регистры бухгалтерского учета, отчетность, дополнительные управленческие отчеты

Платежеспособность Учет дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе договоров (условий каждого договора) Расчет и анализ временного лага между потребностью в средствах и моментом их получения по каждому договору Детализирование смет денежных средств по подразделениям и по организации в целом

Обеспечение обязательств Источники финансирования. Источники реального обеспечения Анализ обеспечения с учетом специфики кредиторской задолженности Регистры учета по балансовым и забалансовым счетам

Налоговая нагрузка Выручка Виды деятельности Анализ выручки по подразделениям и бенчмаркинговый анализ Регистры бухгалтерского и налогового учета по соответствующим счетам

Налоги Виды уплачиваемых налогов Анализ соотношения выручки и уплачиваемых налогов

Численность Подразделения. Категории работников Анализ производительности труда и средней заработной платы по категориям и по подразделениям Бюджет прямых трудовых затрат, отчеты о движении рабочей силы

Окончание табл. 1

Направление развития системы внутреннего контроля Объект контроля Подконтрольный показатель Рекомендации по ведению аналитического учета Рекомендации по составлению внутренних отчетов и проведению анализа Документы, используемые в процессе контроля

Разработка критериев оценки с учетом внутренней инфраструктуры Контроль за действиями Операции Сроки. Виды проведенных работ. Виды операций Анализ взаимоувязки операций, видов и этапов работ посредством составления календарных линейных графиков выполнения работ. Введение в наряд-задание показателя «срок выполнения задания» Формы первичной учетной документации: № КС-11 «Акт приемки законченного строительством объекта»; № КС-2 «Акт о приемке работ»; № КС 3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат». Наряд-задание

Контроль за результатами Затраты, прибыль, эффективность использования инвестиций Центры ответственности Анализ индикаторов деятельности каждого центра ответственности Управленческие отчеты

Расширение качественных подконтрольных показателей Качество выполняемых работ Бригады, подразделения Анализ повышающих и понижающих коэффициентов Сводный аналитический отчет, на основании которого распределяется премиальный фонд

в крупных строительных организациях техника используется непрерывно, перемещаясь с объекта на объект. Но в этом случае многое зависит от грамотной организации труда этой техники, что не всегда удается. Иногда сезонный характер работ оказывает влияние на приостановку эксплуатации строительной техники. В этом случае объект основных средств целесообразно переводить на консервацию. Решение о консервации принимает руководитель, что подтверждается приказом по организации, факт перевода подтверждается актом. С точки зрения бухгалтерского учета при переводе объекта в состав законсервированных прекращается не только его эксплуатация, но и начисление амортизации.

В соответствии с п. 23 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 в течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более 3 мес. [5].

В соответствии с п. 55 МСФО (IAS) 16 «Основные средства» «амортизация актива начинается тогда, когда он становится доступен для использования... Начисление амортизация актива прекращается, начиная с более ранней из двух дат: даты перевода в состав активов, предназначенных для продажи (или включения в состав выбывающей группы, которая классифицируется как предназначенная для продажи) в соответствии с МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность» или даты прекращения признания актива. Соответственно, начисление амортизации не прекращается в случае простоя актива или прекращения активного использования актива, за исключением случаев, когда актив полностью амортизирован. Тем не менее при применении методов амортизации на основе использования актива сумма амортизационного отчисления может быть равна нулю, если актив не участвует в процессе производства» [3]. Следовательно, если строительная организация составляет отчетность в соответствии с МСФО, то данные бухгалтер-

ского учета, который ведется в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета, подлежат корректировке.

С одной стороны, при переводе основного средства на консервацию прекращаются амортизационные отчисления, что сокращает расходы организации, но при этом возникают дополнительные расходы, связанные с подготовкой объекта к хранению (проверкой состояния, обработкой, монтажом, демонтажом и т. п.) и собственно с хранением. С другой стороны, консервация позволяет зафиксировать остаточную стоимость объекта на одном уровне. Особенность строительных организаций состоит в том, что некоторые из них приобретают технику для проведения определенных работ, а после окончания работ продают ее, поэтому между моментом окончания эксплуатации и моментом продажи возникает временной лаг, начисление амортизации в течение которого приводит к необоснованно завышенным расходам.

Для упрощения составления финансовой отчетности по МСФО и управления расходами необходимо не только вести обособленный учет основных средств на консервации (на отдельном субсчете «Основные средства на консервации» к счету 01), но и составлять регистр начисления амортизации по основным средствам на консервации по подразделениям и сводный аналитический отчет по основным средствам на консервации.

Важными подконтрольными показателями для строительных организаций являются количество и стоимость инвентаря. В составе материально-технической базы для выполнения заявленных видов работ указываются не только основные средства, но и инвентарь, спецодежда, необходимые для выполнения работ. И, если информацию об основных средствах можно получить на основании данных бухгалтерского учета, то получение информации о материалах затруднено, так как при передаче материалов в эксплуатацию они списываются со счетов учета материальных ценностей и переходят в категорию затрат.

Чаще всего при оформлении первичного документа на внутреннее перемещение инвентаря в аналитическом учете меняется только материально ответственное лицо. Составив регистр аналитического учета в разрезе материально ответственного лица и зная, на каких видах работ

занята бригада, можно получить информацию об использовании инвентаря по видам проводимых работ. При такой организации учета имеют место следующие противоречия:

1) фактически материалы переданы в производство и подлежат включению в затраты (таким образом, нарушаются принцип доброкачественности информации, предполагающий наиболее полное и точное отражение в учете данных, соответствующих реальному положению дел, и принцип релевантности информации, предполагающий, что информация бухгалтерского учета должна удовлетворять потребности пользователей при принятии решений);

2) дебетовый и кредитовый обороты по субсчету 10.9 «Инвентарь» показывают завышенную сумму на стоимость перемещенных материалов, что затрудняет проведение анализа использования материалов;

3) на счетах учета материальных ценностей отражена завышенная стоимость ценностей, что может создавать проблемы при составлении финансовой отчетности и вводить в заблуждение пользователей отчетности.

Отсюда следует необходимость открытия дополнительных субсчетов:

- 10.9.1 «Строительный инвентарь на складе»;

- 10.9.2 «Строительный инвентарь в эксплуатации»;

- 10.9.3 «Инвентарь общехозяйственного назначения».

Обособленный учет строительного инвентаря и инвентаря общехозяйственного назначения позволит вести контроль за инвентарем, используемым в течение выполнения ряда работ на строительных площадках. Особое значение такая организация учета приобретает для предприятий, имеющих обособленные подразделения.

Аналитический учет строительного инвентаря целесообразно вести в разрезе:

- материально ответственных лиц;

- видов работ;

- мест использования.

Для ведения учета специальной одежды и обуви в строительных организациях используют субсчета:

- 10.10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе», который предназначен для

учета поступления, наличия и движения специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, находящейся на складах организации или в иных местах хранения;

- 10.11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации», на котором учитываются поступление и наличие специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды в эксплуатации (при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации).

По кредиту субсчета 10.11 отражается погашение (перенос) стоимости специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды на себестоимость продукции (работ, услуг) в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат. Списание остаточной стоимости объектов при их досрочном выбытии отражается в корреспонденции с дебетом счета 91 «Прочие доходы и расходы».

В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н, стоимость специальной одежды погашается линейным способом с учетом срока полезного использования специальной одежды. Для получения информации о наличии средств индивидуальной защиты достаточно информации, содержащейся на субсчете 10.11.

Экономисты В. Н. Кабанов, Н. Г. Стерхова, Н. В. Волков, проводя исследования в области стратегемы результативного выбора подрядной строительной организации, определили перечень сбалансированных показателей для анализа уровня надежности и стратегических перспектив развития при выборе альтернативных подрядных организаций. Важнейшей составляющей при этом выделена стратегическая перспектива «Финансы», а среди показателей - общая сумма активов [2]. Соглашаясь с этим мнением, выделяем второй объект контроля - финансовое состояние как важнейшая составляющая успешной работы любой организации. Но, выделяя общую сумму активов как подконтрольный индикатор, особое

внимание следует уделять дебиторской задолженности. Проведенные исследования показали, что специфическими особенностями договоров строительного подряда являются следующие:

- возможность получения аванса (чаще всего не более 30 % от суммы контракта), который должен быть направлен на приобретение материалов;

- возможность поэтапной сдачи работ и поэтапной оплаты за сданные работы;

- использование нескольких источников финансирования по одному договору (средства местных бюджетов, субъектов РФ и федеральных средств), что приводит к разновременности денежных потоков;

- при строительстве одного объекта может заключаться несколько договоров на выполнение отдельных этапов работ;

- часто в составе дебиторской задолженности числится задолженность поставщиков.

Следовательно, аналитический учет обязательств следует вести в разрезе:

- заказчиков и подрядчиков;

- договоров генподряда и субподряда;

- объектов строительства;

- авансов, выданных поставщикам;

- источников финансирования.

Такая организация учета даст возможность получать информацию для проведения анализа объектов генподряда и субподряда в соотнесении с объектами строительства, что в свою очередь позволит оперативно управлять дебиторской задолженностью.

Экономическая нестабильность и отсутствие бизнес-культуры - это черты, пока еще свойственные отечественному бизнесу, которые могут приводить к сбоям в работе и нехватке средств. Поэтому появляется необходимость в контроле за платежеспособностью и кредитоспособностью любой организации. А наличие временного лага, часто достаточно большого, между моментом проведения строительных работ, временем их сдачи и оплаты приводит к необходимости привлечения заемных средств. Для сбалансированности денежных потоков можно составлять детализированную (по датам крупных платежей) смету движения денежных средств по подразделениям и по организации в целом.

Высокая конкурентная борьба на рынке строительных услуг, недостаточная грамотность и несогласованность работы юридических и экономических служб зачастую приводят к снижению платежеспособности, иногда даже к банкротству. Проведенный анализ деятельности строительных организаций позволил выявить следующие причины такого положения дел:

1. Низкая сметная стоимость строительно-монтажных работ. Недостаточной глубокий анализ расценок, проводимый сметно-договорным отделом, приводит к тому, что в смету закладываются заниженные расценки. В ходе выполнения работ фактические расходы на материалы оказываются выше планируемых, а это приводит к убыткам и, как следствие, к недостатку средств для своевременного погашения обязательств.

2. Несогласованность действий отделов управляющей (головной) организации с ее подразделениями и недостаточная осведомленность о специфических региональных особенностях. В частности, при составлении сметы не учитывается удаленное месторасположение объекта строительства от областного центра, что приводит:

- к увеличению транспортно-заготовитель-ных расходов на закупаемые материалы;

- к увеличению командировочных расходов и т. п.

Для осуществления текущей деятельности строительные организации привлекают средства из различных источников финансирования (кредиты, авансовые платежи покупателей и заказчиков, целевое финансирование). Каждый источник финансирования требует определенного обеспечения. Например, долгосрочные кредиты должны быть обеспечены основными средствами, авансовые платежи могут быть обеспечены банковской гарантией и т. п. Получение и выдача гарантий отражаются на забалансовых счетах. В настоящее время данная информация должна отражаться в пояснениях к бухгалтерскому балансу. При этом следует учитывать, что многие строительные организации покупают технику посредством лизинга, что учитывается на балансе лизингополучателя и отражается по строке «Основные средства». Учитывая, что субъекты малого предпринимательства составляют упрощенную форму отчетности, а крупные организации само-

стоятельно определяют детализацию показателей, для того чтобы увидеть «реальную картину», необходимо составлять дополнительные учетные регистры.

В целях контроля за деятельностью строительных организаций и своевременностью уплаты налогов местные органы управления могут определять подконтрольные показатели, характеризующие деятельность организаций и налоговую нагрузку. При этом выделяются следующие основные подконтрольные показатели:

- выручка;

- численность;

- налоги.

Если подконтрольные показатели (или их соотношение) оказываются ниже средних по региону, то организации могут подпадать под дополнительный внешний контроль. Следовательно, необходимо вести постоянный мониторинг данных показателей.

Учет выручки целесообразно вести по видам деятельности. При этом возможно использование различных подходов к классификации видов деятельности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- виды деятельности, определяемые особенностями строительства как вида экономической деятельности;

- виды деятельности, определяемые потребностями предприятия - виды работ, услуг;

- виды деятельности, вытекающие из сегментации бизнеса (географические сегменты, хозяйственные сегменты, маркетинговые сегменты).

- виды деятельности, определяемые потоками денежных средств (текущая, инвестиционная, финансовая деятельность).

Подконтрольный показатель численности важен с точки зрения анализа производительности труда и средней заработной платы. При этом необходимо организовать учет рабочей силы по категориям и обособленным структурным подразделениям. Данные аналитического учета позволят правильно рассчитать нормы затрат рабочего времени на совершение операций, правильно составить бюджет прямых трудовых затрат, определить фонд оплаты труда и вести контроль за отклонениями.

Второе направление - разработка критериев оценки при проведении контроля с учетом внут-

ренней инфраструктуры, включающей:

- контроль за действиями;

- контроль за результатами.

Уровень централизации управления определяет стратегию контроля, которая в свою очередь устанавливает формы и объем контроля: чем выше уровень централизации, тем жестче контрольные процедуры и больше объем контроля, и наоборот.

На выбор стратегии контроля влияют также тип организационной структуры и используемая практика управления, стиль лидерства руководителя и методы управления, вид деятельности, внутренняя и внешняя среда организации.

Доцент филиала Казанского государственного университета Х. Ш. Муллахметов отмечает, что можно контролировать или действия людей, или результаты их деятельности. При контроле за результатами меньше ограничений свободы, человек сам определяет пути достижения необходимых результатов, труд его становится более творческим, у человека появляется стимул повышения своего профессионального уровня и больше оснований для самоуважения [4].

Контроль за действиями целесообразно осуществлять:

- на предварительной стадии, когда определяются действия, которые должен осуществить работник, бригада, подразделение, организация (при составлении бюджетов);

- в текущий момент, когда проверяется соблюдение технологии и последовательности совершения действий (в процессе производства).

Контроль за результатами свойствен децентрализованной системе управления и проявляется посредством сличения плановых и фактических результатов. При этом исполнителям делегируются функции принятия производственных решений без осуществления постоянного системного контроля со стороны руководства. Данная стратегия стимулирует инициативу исполнителей. Управленческий учет в таком случае ведется по центрам ответственности.

Практика ведения управленческого учета в крупных строительных организаций на базе центров ответственности позволяет выделить два наиболее распространенных подхода:

1) производственный, учитывая потребление ресурсов;

2) организационный, учитывая структуру управления.

С производственной точки зрения целесообразно выделять центры в зависимости от содержания и характера функций, выполняемых службами производственного подразделения, ответственными за использование в производстве соответствующих видов ресурсов. Они могут создаваться на базе бригад. В центрах потребления ресурсов контроль ведется за действиями, приводящими к появлению затрат, и за технологией производства.

Учитывая, что сроки выполнения работ имеют важное значение именно для строительных организаций, последние активно используют оперативно-календарное планирование. Оно направлено на осуществление координации деятельности предприятия и оптимальное использование ресурсов в процессе достижения целей.

На рисунке представлена схема соотнесения объектов контроля и подконтрольных документов. При этом следует отметить, что в актах проставляются сроки сдачи объекта и выполнения работ, а в стандартизированной форме наряда-задания срок выполнения операций не предусмотрен, но, так как он имеет важное значение и для бригады может выступать в качестве одного из индикаторов деятельности, целесообразно ввести этот показатель.

Для лучшей взаимоувязки времени выполнения отдельных этапов работ и операций можно использовать диаграммы (составлять календарные линейные графики выполнения работ), что позволяет проанализировать сложную сеть потоков работ и выбрать среди них те, которые имеют решающее значение для завершения всего задания.

Как отмечает К. Друри, посредством выделения центров ответственности решаются две задачи:

- формализуется процесс планирования;

- ведется учет ответственности [1].

Поэтому, базируясь на имеющейся организационной структуре, целесообразно выделить следующие центры ответственности:

- затрат;

- прибыли;

- инвестиций.

Схема соотнесения объектов контроля и подконтрольных документов по передаче результатов произведенных работ

С одной стороны, контроль качества проводимых работ влечет удорожание работ, так как контролер качества должен получать заработную плату, которая будет включаться в себестоимость работ. С другой стороны, он позволит избежать дополнительных затрат, которые могут возникать после сдачи объекта или выполненных работ в связи с исправлением некачественно выполненных работ.

В табл. 2 представлена общая характеристика системы контроля качества выполняемых работ строительной организа-

Это будет способствовать правильному определению индикаторов, характеризующих результаты деятельности, за которые несет ответственность руководитель центра.

Организация контроля за затратами с выделением центров ответственности - это эффективная мера снижения и регулирования затрат, позволяющая организации в целом использовать все ресурсы наиболее эффективно.

Учитывая, что для строительных организаций свойственно открытие отдельных структурных подразделений, расположенных на достаточно большом расстоянии от головной организации, необходимо сочетание двух видов контроля: контроля за действиями и контроля за результатами.

Расширение качественных подконтрольных показателей - одно из направлений развития системы внутреннего контроля. Следует отметить, что современные условия хозяйствования и все возрастающие требования заказчиков требуют, чтобы на строительный объект или на выполненные работы распространялась гарантия. Учитывая большую текучесть кадров, особенно низкоквалифицированных, именно текущему контролю качества проводимых работ нужно уделять особое внимание.

ции, из которой следует, что основная функция операционного (текущего) контроля возложена на прораба. Характеристика же качества выполненных работ дается в наряде-задании, который подписывается первоначально мастером, а затем прорабом. Она может выражаться в коэффициентах, на их основании осуществляется распределение премиального фонда. Возможно использование понижающих коэффициентов, что приводит к сокращению основной заработной платы.

В рамках проводимого исследования разработаны направления развития системы внутреннего контроля для строительных организаций, которые включают объекты контроля, для них определены подконтрольные показатели, предложены направления организации аналитического учета, даны рекомендации по составлению внутренней отчетности и проведению анализа. Внедрение представленных рекомендаций в практику позволит выработать оптимальные подходы к организации аналитического учета для получения детализированной информации, используемой в системе внутреннего контроля, что приведет к улучшению информационного обеспечения, повышению результативности работы каждого отдельного подразделения и конкурентоспособности строительной организации в целом.

Таблица 2

Система контроля качества выполняемых работ строительной организации

Вид контроля Порядок осуществления Ответственное лицо

Входной контроль

Контроль за проектной документацией В соответствии с нормативной документацией при обнаружении недостатков документация направляется на доработку Главный инженер, начальник производственно-технического отдела (ПТО), прораб

Контроль за применяемыми материалам и изделиями Результаты документируются Главный инженер, начальник ПТО, прораб

Контроль за вынесенной геодезической разбивочной основой Составляется акт Геодезист, инженер ПТО, прораб

Операционный контроль

Контроль за строительно-монтажными работами Проводится в соответствии со схемами операционного контроля качества (СОКК) за выполнением соответствующего вида работ. Результаты заносятся в журнал работ, исполнительные схемы операционного контроля Прораб

Геодезический контроль Результаты фиксируются в общем журнале работ и исполнительных схемах Прораб, геодезист

Приемочный контроль

Внутренний контроль Результаты документируются Прораб, главный инженер

Внешний контроль Замечания технического надзора и авторского надзора документируются, запрещается выполнение последующих работ до устранения выявленных дефектов Технический надзор заказчика (с привлечением при необходимости проектной организации и инспектирующих органов)

Инспекционный контроль

Внутренний контроль По результатам инспекционного контроля разрабатываются мероприятия по повышению качества на предприятии Комиссия по качеству, главный инженер, заместитель директора по производству

Внешний контроль По результатам выдаются предписания по устранению выявленных нарушений Технический надзор заказчика, проектная организация, государственный строительный надзор, пожарный надзор

Список литературы Х.ДруриК. Управленческий и производственный учет: учеб. комплекс. 6-е изд. / пер. с англ. В. Н. Егорова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 1423 с.

2. Кабанов В. Н., Стерхова Н. Г., Волков Н. В. Стратегема результативного выбора подрядной строительной организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 91-95.

3. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства» // приказ Минфина России от 25.11.2011 № 160н.

4. Муллахметов Х. Ш. Контроль в системе управления // Управленческий учет. 2012. № 11. С.96-105.

5. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

Публикация годовой и квартальной отчетности

В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы

формата А4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.