Научная статья на тему 'Использование цифровых технологий в процессе формирования ответственности подростков группы риска в системе педагогического сопровождения'

Использование цифровых технологий в процессе формирования ответственности подростков группы риска в системе педагогического сопровождения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
71
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
цифровые технологии / социальная ответственность / педагогическое сопровождение / подростки группы риска / общественное объединение / digital technologies / social responsibility / pedagogical counseling / teenager at risk / public association

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Елена Николаевна Сухоленцева

Статья посвящена изучению теоретических основ и практического опыта формирования социальной ответственности у подростков группы риска в системе педагогического сопровождения детских общественных объединений в период пандемии (COVID‑19) с использованием цифровых технологий. Экспериментальное исследование проводилось на базе детской общественной организации «Областная пионерская организация “Орлята”» Орловской области. В рамках исследования использовались ретроспективный и сравнительный анализы научной литературы, тестирование детей в онлайн-формате с применением Google-формы, анализ сайтов и документации образовательных организаций и общественных объединений, шкалирование результатов исследования. Приведенные в данной статье результаты позволят педагогическому сообществу применить опыт реализации модели педагогического сопровождения подростков группы риска с использованием цифровых технологий в общественном объединении и добиться положительной динамики формирования социальной ответственности подростков. Результаты исследования также могут быть использованы в целях повышения квалификации заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-организаторов, вожатых при разработке соответствующих программ в образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Елена Николаевна Сухоленцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF RESPONSIBILITY FORMATION OF ADOLESCENTS AT RISK IN THE PEDAGOGICAL COUNSELING SYSTEM

The article is devoted to the study of the theoretical foundations and practical experience in the formation of social responsibility among adolescents at risk in the system of pedagogical counseling for children's public associations during the COVID‑19 pandemic using digital technologies. The experimental study was carried out on the basis of the Children's Public Organization of the Oryol Region "Regional Pioneer Organization "Orlyata". The study used retrospective and comparative analyzes of scientific literature, online testing of students using Google Forms, analysis of websites, documentation of educational and public associations, scaling of research results. It is established that the system of pedagogical counseling is one of the mechanisms of social regulation of the nation's health. The results presented in this article will allow the pedagogical community to use the scientific and pedagogical experience of implementing the model of pedagogical counseling for adolescents at risk in a public association and achieve positive dynamics in the formation of social responsibility, as one of the mechanisms for social regulation of the health of the nation, during the coronavirus pandemic or in conditions of forced isolation using digital technology. The results of the study can be used in the development of an upbringing program for educational organizations, in planning the activities of children's public associations, to improve the skills of deputy directors for educational work, teacher organizers, and counselors.

Текст научной работы на тему «Использование цифровых технологий в процессе формирования ответственности подростков группы риска в системе педагогического сопровождения»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

Е. Н. Сухоленцева

Ценности и смыслы. 2022. № 6 (82). С. 122-135 Values and Meanings/Tsennosti I Smysly. 2022. No. 6 (82). P. 122-135 (In Rus)

Научная статья УДК 376.6

https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-6-122-135

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Елена Николаевна Сухоленцева

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева», г. Орел, Россия E-mail: suholenceva@mail.ru https://orcid.org/0000-0001-5403-2540

Аннотация. Статья посвящена изучению теоретических основ и практического опыта формирования социальной ответственности у подростков группы риска в системе педагогического сопровождения детских общественных объединений в период пандемии (COVID-19) с использованием цифровых технологий.

Экспериментальное исследование проводилось на базе детской общественной организации «Областная пионерская организация "Орлята"» Орловской области. В рамках исследования использовались ретроспективный и сравнительный анализы научной литературы, тестирование детей в онлайн-формате с применением Google-формы, анализ сайтов и документации образовательных организаций и общественных объединений, шкалирование результатов исследования.

© Сухоленцева Е. Н., 2022 122

Приведенные в данной статье результаты позволят педагогическому сообществу применить опыт реализации модели педагогического сопровождения подростков группы риска с использованием цифровых технологий в общественном объединении и добиться положительной динамики формирования социальной ответственности подростков.

Результаты исследования также могут быть использованы в целях повышения квалификации заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-организаторов, вожатых при разработке соответствующих программ в образовательных организациях.

Ключевые слова: цифровые технологии, социальная ответственность, педагогическое сопровождение, подростки группы риска, общественное объединение.

Для цитирования: Сухоленцева Е. Н. Использование цифровых технологий в процессе формирования ответственности у подростков группы риска в системе педагогического сопровождения// Ценности и смыслы. 2022. № 6 (82). С. 122-135. https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-6-122-135

Original article

USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF RESPONSIBILITY FORMATION OF ADOLESCENTS AT RISK IN THE PEDAGOGICAL COUNSELING SYSTEM

Elena N. Suholenceva

Orel State University named after I. S. Turgenev, Orel, Russia E-mail: suholenceva@mail.ru; https://orcid.org/0000-0001-5403-2540

Abstract. The article is devoted to the study of the theoretical foundations and practical experience in the formation of social responsibility among adolescents at risk in the system of pedagogical counseling for children's public associations during the COVID-19 pandemic using digital technologies.

The experimental study was carried out on the basis of the Children's Public Organization of the Oryol Region "Regional Pioneer Organization "Orlyata". The study used retrospective and comparative analyzes of scientific literature, online testing of students using Google Forms, analysis of websites, documentation of educational and public associations, scaling of research results.

It is established that the system of pedagogical counseling is one of the mechanisms of social regulation of the nation's health. The results presented in this article will allow the pedagogical community to use the scientific and pedagogical experience of implementing the model of pedagogical counseling for adolescents at risk in a public association and achieve positive dynamics in the formation of social responsibility, as one of the mechanisms for social regulation of the health

of the nation, during the coronavirus pandemic or in conditions of forced isolation using digital technology.

The results of the study can be used in the development of an upbringing program for educational organizations, in planning the activities of children's public associations, to improve the skills of deputy directors for educational work, teacher organizers, and counselors.

Keywords: digital technologies, social responsibility, pedagogical counseling, teenager at risk, public association.

For citation: Sukholentseva E. N. Use of digital technologies in the process of responsibility formation of adolescents at risk in the pedagogical counseling system // Values and Meanings/Tsennosti I Smysly.2022. No.6 (82). P. 122-135 (In Rus)..https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-6-122-135

Введение

Категория подростков группы риска насчитывает более четверти всех детей в малых городах и сельских поселениях [16; 17; 19; 22; 23], она наиболее уязвима и подвержена негативному влиянию окружающей среды.

Существуют различные подходы к понятию «подростки группы риска». Так, В. Д. Альперович, Л.Н Антонова, Д. Б. Воронцов, И. В. Дубровина, Л. И. Белозерова и др. к этой категории относят социально изолированных, педагогически запущенных, неуправляемых, дезадаптированных детей. Отстраненность родителей от их воспитания, транслирование опыта семейных неудач формирует у детей понимание собственной ущербности и неблагополучия.

В зарубежных исследованиях к этой группе относятся, как правило, подростки с низкой успеваемостью [15], и те, которые, по мнению некоторых зарубежных ученых (J. K. Thomas), по каким-либо причинам не посещают школу [26]. Раздражительность и агрессивность как неотъемлемые качества подростков группы риска подчеркиваются рядом ученых (H. Reicher, M. Matischek-Jauk) [23]. Исследования данных авторов показывают сложную взаимосвязь между социальной динамикой изоляции и депрессией. Важнейшими показателями неуспеваемости детей считаются неуверенность в учебе, семейные проблемы, пропуски занятий и т.п.

В группу риска мы относим тех подростков, в семьях которых нет благоприятных условий для их развития. Это дети беженцев и переселенцев, дети, ставшие жертвами жестокого обращения и насилия, оставшиеся без попечения родителей, дети из малообеспеченных семей, дети с де-

виантным поведением. Как показал анализ научной литературы, такие дети характеризуются низким уровнем социальной ответственности [19].

Формирование социальной ответственности подростков группы риска за свои действия является актуальной проблемой.

Цель исследования

Изучение теоретических основ и практического опыта формирования социальной ответственности у подростков группы риска с использованием цифровых технологий в системе педагогического сопровождения детских общественных объединений в период пандемии COVID-19. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать научные исследования по проблеме педагогического сопровождения и формирования социальной ответственности у подростков группы риска;

2) описать авторский подход на проблему педагогического сопровождения и формирования социальной ответственности у подростков группы риска;

3) разработать модель педагогического сопровождения и формирования социальной ответственности в период пандемии в процессе использования цифровых технологий и экспериментально подтвердить ее эффективность.

Методология и методы исследования

В рамках исследования применялись ретроспективный и сравнительные анализы научной литературы, обследование детей в онлайн-формате с использованием Google-формы, анализ сайтов, документации образовательных и общественных объединений, шкалирование результатов исследования.

Обзор научной литературы по проблеме исследования

Дефиниция «социальная ответственность» рассматривается философами, социологами, политиками, представителями бизнеса. В трудах ряда ученых (В. И. Выровский, С. И. Дмитриева, Н. И. Лавриненко, В. В. Козловский, М. Ю. Мартынов, И. Н. Мишуров, В. И. Спиранский, И. П. Чуева, B. С Яковлев) социальная ответственность определяется как способность человека предвидеть последствия своих поступков. И. А. Панарин в своих работах делает акцент на психологию социальной

ответственности лидеров молодежного движения.

Период самоизоляции существенно повлиял на поведение детей группы риска. В настоящее время ученых, психологов, педагогов и социальных работников волнует проблема формирования социальной ответственности как одного из механизмов социальной регуляции национального здоровья (D. Arnold, T. Beauchamp, J. Ahola-Launonen, N. Bowie, D. Wikler, A. Prakash) [11; 12; 17; 21].

В свете нашего исследования социальная ответственность рассматривается как нравственное качество и черта характера, проявляющиеся в аккуратности, пунктуальности, ответственном отношении к своим обязанностям и готовности отвечать за свои действия. Развитыми эмоциональными чертами являются способность к сопереживанию, чувствительность к боли и радости. Личная социальная ответственность требует таких качеств, как настойчивость, мужество, выдержка.

Ряд исследователей представляет методы избавления от социальных рисков, в частности, от наркотрафика через социальные сети (H. K. Dunn, D. N. Pearlman, A. Beatty) [16]. Некоторые ученые подчеркивают необходимость корпоративной социальной ответственности в киберпространстве для преодоления социальных рисков (E. Laidlaw) [17]. Это необходимо в период распространения заболевания COVID-19, когда все подростки активно пользуются интернетом, где много негативной информации, влияющей на эмоциональное самочувствие каждого ребенка. Обилие интернет-рассылок, нагнетающих проблемы, приводит детей и взрослых к депрессии, неуверенности в завтрашнем дне. Кроме того, в сети создаются экстремистские группы, которые морально дезориентируют детей.

Как показал анализ зарубежной литературы, концепция солидарности является фундаментальной ценностью, необходимой для реформирования системы социального обеспечения граждан (J. Ahola-Launonen) [16]. Вслед за автором этой теории мы противопоставляем солидарность либеральной справедливости и праву и считаем важным учитывать это понятие, решая среди общих проблем и проблемы подростков.

Зарубежные ученые разработали меры безопасности при работе с подростками группы риска в кризисной ситуации (A. Bickerton, T. Hense, A. Benstock, J. Ward, L. Wallace) [13]. Предлагаемая модель направлена на обеспечение эмоциональной и физической безопасности при помощи мультисистемных и семейных вмешательств, которые могут быть широко использованы в том числе и в период пандемии коронавируса.

В настоящее время необходим поиск новых социальных институтов, способных нивелировать социальные риски для сложных категорий детей и подростков. На наш взгляд, такими социальными институтами являются детские общественные объединения.

В истории педагогической мысли воспитательный потенциал детских общественных объединений подчеркивался рядом отечественных и зарубежных ученых (Л. В. Алиева [1], А. В. Волохов [2], Р. А. Литвак [4-6], Л. Н. Орлова [7], М. И. Рожков [8], И. И. Фришман [9], I. Lewis-Smith [18], J. Ruzickova, M. Punova [24] и др.). Для организации полноценной работы по формированию социальной ответственности у подростков категории группы риска необходимо создать систему педагогического сопровождения.

Обратимся к рассмотрению понятия «сопровождение». Е. А. Климовой, Р. Л. Кричевским, А. К. Осницкой, Н. Г. Осуховой и др. педагогическое сопровождение определяется как деятельность педагога-психолога по развитию разных сфер личности. Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается зарубежными психологами Г. Олпортом, А. Маслоу, К. Роджерсом, Дж. Мидом, М. Куном, И. Блумергом.

Е. В. Бондаревской, A. B. Петровским, М. И. Рожковым, Д. И. Фельдштейном и др. обосновывается проблема социально-педагогического сопровождения. Е. А. Александровой, О. С. Газманом, Н. Б. Крыловой, Н. Н. Михайловым и С. М. Юсфиным, И. Ю. Шустовой и др. раскрыты идеи педагогической поддержки.

В русле нашего исследования педагогическое сопровождение рассматривается как процесс оказания помощи подростку группы риска, в основе которого лежит самостоятельность выбора траектории развития, осознанность и свобода в принятии решений.

Изучив основные методологические подходы зарубежных и российских ученых и специалистов к проблеме педагогического сопровождения и формирования социальной ответственности подростков группы риска в общественном объединении, мы пришли к выводу, что они способны нивелировать социальные риски, особенно в период распространения заболевания COVID-19.

К сожалению, в настоящее время существует противоречие между необходимостью разработки системы дистанционного педагогического сопровождения подростков группы риска, направленной на формирование у них социальной ответственности в условиях пандемии коронавируса

и отсутствием методических основ для ее формирования. Например, не разработаны теоретические подходы к работе с подростками группы риска в дистанционном формате, отсутствуют методики, отслеживающие динамику развития этой категории подростков. Кроме того, в настоящее время экспериментально не подтверждена возможность использования системы педагогического сопровождения в общественных объединениях, направленного на формирование социальной ответственности в процессе использования цифровых технологий.

В целях выявления опыта работы образовательных организаций в вопросах формирования социальной ответственности у подростков группы риска мы проанализировали сайты, документацию образовательных и общественных объединений городов Курска, Белгорода, Минска, Нижнего Новгорода и Москвы.

Обследование подростков группы риска по выявлению уровней социальной ответственности проводилось по авторской методике на базе детской общественной организации «Областная пионерская организация "Орлята"» Орловской области. В исследовании приняло участие 1500 респондентов — детей и подростков группы риска.

Констатирующий этап экспериментального исследования показал, что педагоги не готовы к дистанционной работе с детьми. Основное внимание школ сосредоточено на учебном процессе. Планы работы общественных объединений не адаптированы под использование цифровых технологий.

50% респондентов детей и подростков группы риска имеют низкий уровень социальной ответственности. Данная группа респондентов без внешнего контроля не способна к проявлению ответственного поведения. Для респондентов характерно негативное отношение к обязанностям и низкий уровень ответственности за результат своих действий.

27% респондентов имеют средний уровень социальной ответственности. Они без внешнего контроля принимают на себя обязательства, положительно относятся к обязанностям, однако при этом не имеют навыков организации собственного времени, что отражается на низком уровне самостоятельности и качестве выполнения заданий.

23% респондентов имеют низкий уровень социальной ответственности. Они без внешнего контроля принимают на себя обязательства, положительно относятся к обязанностям, демонстрируют навыки организации собственного времени, высокий уровень самостоятельности

и,соотвеоственно, высокое качество выполнения заданий. Уровни социальной ответственности представлены на рисунке 1.

I Конст.этап

Высокий Средний

Низкий

Рисунок 1. Уровни социальной ответственности у детей и подростков группы риска (констатирующийэтап)

Как показали результаты опроса 324-х педагогов в цифровом формате с использованием Google-формы, в категории подростков группы риска в периодпандемии COVID-19наблюдались эмоциональныепроблемы, которыепривелик низкойуспеваемости,трудностям в обучении и нарушению межличностных отношений в семье. Результаты анализа анкет позволили констатировать, чтоэкологическаяситуацияи социальные факторыспособствовалитому, чтообследуемаягруппа оказаласьв ситуации полной неопределенности без внимания родителей, педагогов и возможностей для самореализации.

По результатам констатирующего этапа экспериментального исследования разработана цифровая система педагогического консультирования, направленная на формирование ответственности в процессе цифровой коммуникации у подростков группы риска в условиях пандемии коро-навируса. Сопровождение проводилось дистанционно через платформу Zoom по следующим направлениям: педагогическому, психологическому, социальному и медицинскому. Руководитель общественного объединения совместно с психологом и врачами составляли маршруты личностного развития каждого ребенка. На основе таких маршрутов строилась цифровая программа деятельности общественного объединения с учетом внутреннего контекста личности и уровня сформированности когнитивного, эмоционально-регуляторного, коммуникативно - деятельно стного, мотивационно-личностного компонентов [9].

До начала реализации маршрутов подросток группы риска наглядно представлял результаты своей деятельности, обдумывая последствия своих действий. Общение детей осуществлялось в цифровом формате через платформу Zoom. Конкурсы, мероприятия социальной направленности, социально-значимые проекты реализовывались дистанционно. Результаты конкурсов были представлены в социальной сети Вконтакте «Орлята». Итогом каждого мероприятия, социально-значимого проекта являлось дистанционное общее собрание как этап осмысления проделанной работы, где участники в процессе цифровой коммуникации делились опытом работы, анализировали свои плюсы и минусы.

С целью проверки эффективности внедренной системы педагогиче-скогосопровождения в цифровом формате с использованием GoogTc-формы был проведен контрольный этап исследования. На данном этапе использоввороо та же меродииа, ово и на констатирующем. Сненияеельные рвзуесовты рбследованил социасьной овоетстпвиьосолподроааяов групиов риспа предьрвопоны на рисунке 2.

70 60 50 40 30 20 10 0

I Конст.этап Конт.этап

Высокий Средний Низкий

Рисунок 2. Сравнительная характеристика уровней социальной ответственности у детейи подростков группыриска

Результаты контрольного этапа экспериментального исследования позволили сделать вывод о значительном повышении уровня социальной ответственностиу детейиподростков группыриска.

В ходе экспериментальной работы сместилось понимание ответственности обследуемой группы за обязательность поставленных за-дачнаосознаниеличностной значимостиответственных действий. Контрольныйэтап экспериментального исследованияпоказал,что комплексное формирование ответственности также способствует

преодолению социальных рисков.

Результаты экспериментального исследования показали, что внедрение модели педагогического сопровождения способствовало своевременному распознаванию проблем, связанных с депрессией. Разработанная модель педагогического сопровождения и созданные условия позволили добиться положительной динамики в формировании социальной ответственности как одного из механизмов социальной регуляции национального здоровья у подростков группы риска в условиях пандемии коронавируса. Разработанная нами модель способствовала снижению депрессивных расстройств, а также повысила ответственность каждого субъекта за свои действия.

Заключение

Проведенное нами исследование основано на анализе зарубежных и отечественных теорий формирования социальной ответственности как одного из механизмов социального поведения подростков, безопасного для них самих и общества. Результаты исследования позволили констатировать, что необходимо формировать личную ответственность каждого человека. Социальная ответственность должна определяться и как механизм оздоровления нации в период пандемии коронавируса или в условиях самоизоляции. В ходе экспериментального исследования было выявлено, что дистанционные мероприятия с использованием цифровых технологий способствуют профилактике социальных рисков среди подрастающего поколения. Разработанная система педагогического сопровождения способствует предупреждению социальных рисков, повышению уровня социальной ответственности, мотивации подростков группы риска к саморазвитию и самовоспитанию, повышению уровня цифровой коммуникации. Научно-педагогический опыт реализации модели педагогического сопровождения с использованием цифровых технологий позволил добиться положительной динамики развития социальной ответственности подростков группы риска. Данная модель направлена на нивелирование социальных рисков и посредством цифровой коммуникации способствует повышению уровня социальной ответственности.

В дальнейшем мы планируем внедрить разработанную систему и в других регионах, так как цифровое дистанционное педагогическое сопровождение содержит большие возможности для формирования социальной ответственности, в том числе в период изоляции. Система педагогического сопровождения формирования социальной ответ-

ственности подростков группы риска является одним из механизмов успешной организации данного процесса.

Литература

1. Алиева Л. В. Социально-педагогические ценности пионерской организации — школы гражданско-патриотического воспитания детей и юношества. // Внешкольник. 2017. № 3 (177). С. 22-26.

2. Вербицкий А. А., Сухоленцева Е. Н. Технология деятельности общественных объединений как образовательной системы: социально-контекстный подход // Педагогика. № 4. Москва, 2013. С. 65-73.

3. Волохов А. В. Стратегия и тактика развития детского общественного объединения как особого института социального воспитания // Ярославский педагогический вестник: научный журнал. Ярославль: РИА ЯГПУ. № 2 (2). 2012. С. 63-70.

4. ЛитвакР. А. Детское общественное объединение как фактор социализации личности ребенка // Педагоги против насилия в семье и обществе. 1998. С. 27-35.

5. Литвак Р. А. Понятие молодежных общественных объединений в современной педагогической науке // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI в.: материалы международного научно-творческого форума. 2017. С. 295-299.

6. Литвак Р. А. Социализация личности ребенка в деятельности детских общественных объединений. Челябинск: ЧГПУ, 2000. 168 с.

7. Орлова Л. Н. Роль орловской областной пионерской организации "Орлята" как субъекта социально-культурного пространства региона в развитии гражданского общества// Социально-культурный потенциал региона: уникальность, приоритеты, инновации: Материалы всероссийской научно-практической конференции; под. ред. Л. Н. Орловой, А. В. Михайлина, А. С. Рубаник. Орел: ОГИИК. 2018. С. 43-46.

8. Рожков М. И. Социально-педагогическое сопровождение деятельности детских объединений и организаций/ М.И Рожков, Т. Н. Сапожникова // Инновационные модели и технологии современного образования: материалы конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского». Ярославль, 2013. С. 221-229.

9. Сухоленцева Е. Н. Волонтерская деятельность в общественном объединении: социально-контекстный подход // Антропологические науки: инновационный взгляд на образование: материалы IV Международной научно-практической конференции 21-22 марта 2017 г. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2017. С. 321-324.

10. Фришман И. И. Содержание воспитательного процесса во временном детском объединении //Модели создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организация отдыха детей и их оздоровления: наука, технологии, практики: сборник статей. М.: Московский педагогический государственный университет, Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров, 2018. С. 44-49.

11. Ahola-Launonen J. Humanity and Social Responsibility, Solidarity, and Social Rights // Cambridge Quarterly of Healthcare Ethics, 2016. Vol. 25(2), p.p. 176-185. doi:10.1017/S0963180115000481.

12. Arnold D., Beauchamp, T., Bowie, N. Corporate Social Responsibility // In Ethical Theory and Business. Cambridge: Cambridge University Press, 2019. pp. 204-260. doi:10.1017/9781108386128.006.

13. Bickerton A., Hense, T., Benstock, A., Ward, J., Wallace, L. Safety first: A model of care for working systemically with high risk young people and their families in an acute CAMHS service (Review) // Australian and New Zealand Journal of Family Therapy. 2007. Vol. 28 (3). p.p. 121-129. doi: 10.1375/anft.28.3.121.

14. Cardoso P. C., Fonseca D. C. Teenagers responsible for infractions: difficulties in accessing and staying in school // Psychology and Sociology. 2019. Vol. 31 (2). https://doi. org/10.1590/1807-0310/2019v31190283.

15. Chadbourne R. Middle schooling for the middle years: What might the jury be considering? 2001. [Электронный ресурс]. http://www.aeufederal.org.au/Publications/ Middleschooling.pdf (дата обращения: 07.12.2022).

16. Dunn H. K., Pearlman D. N., Beatty A. Psychosocial Determinants of Teens' Online Engagement in Drug Prevention // Social Media Campaigns: Implications for Public Health Organizations. 2018. Vol. 39 (5).— p.p. 469-481.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Laidlaw E. Corporate social responsibility in cyberspace // In Regulating Speech in Cyberspace: Gatekeepers, Human Rights and Corporate Responsibility. Cambridge: Cambridge University Press. 2015. p.p. 58-115. doi:10.1017/CB09781107278721.004.

18. Lewis-Smith, Ronald I. Norman Erlend Mooney, Shackleton's "other" Boy Scout. 2018. Vol. 54 (2). Vol. 152-157. doi: 10.1017/S003224741800030X.

19. Ludicke P. Muir T., Swabey K. Identifying and supporting young adolescent academic underachievers in Year 7 and 8 // Issues in Educational Research. 2019.Vol. 29(2), p.p.458-484. [Электронный ресурс]. http://www.iier.org.au/iier29/ludicke. pdfhttp://www.aeufederal.org.au/Publications/Middleschooling.pdf (дата обращения: 07.12.2022).

20. Ng C., Bartlett B., Elliott, S. N. Empowering Engagement: Creating Learning Opportunities for Students from Challenging Backgrounds, Springer International Publishing. 2018. p.p. 1-253.

21. Prakash A. Conclusion: Corporate social responsibility as social regulation. In K. Tsutsui & A. Lim (Eds.). // Corporate Social Responsibility in a Globalizing World (Business and Public Policy,. Cambridge: Cambridge University Press. 2015. pp. 455472. doi:10.1017/CBO9781316162354.014.

22. Raty L., Vehkakovski T., Pirttimaa R. Documenting pedagogical support measures in Finnish IEPs for students with intellectual disability // European Journal of special needs education, Feb 2018. 2018. doi: 10.1080/08856257.2018.1435011.

23. Reicher H., Matischek-Jauk M. Depressive adolescents at risk of social exclusion: The potentials of social-emotional learning in schools // Improving Schools. 2019. Vol. 22(1). p.p. 43-54 [Электронный ресурс]. https://doi.org/10.1177/1365480218763845 (дата обращения: 07.12.2022).

24. Ruzickova J., Punova M. Counseling in the difficult life situations of scout troop members // Socialni Prace. 2018. Vol. 18 (2). p.p. 85-101.

25. Sukholentseva E., Gulakova I., Goltsova T. To the problem of education of adolescents at risk in a public association in the process of pedagogical counseling // SHS Web of Conference (72). 2019. [Электронный ресурс]. https://doi.org/10.1051/shsconf /20197203032 (дата обращения: 07.12.2022).

26. Thomas J. K. Re-engagement of students after an alternative education program. PhD thesis, University of Tasmania. 2016. [Электронный ресурс]. https://eprints.utas. edu.au/23489/ (дата обращения: 07.12.2022).

References

• Alieva L. V. Social'no-pedagogicheskie cennosti pionerskoj organizacii — shkoly grazh-dansko-patrioticheskogo vospitaniya detej i yunoshestva. // Vneshkol'nik. 2017. № 3 (177). S. 22-26.

• Verbickij A. A., Suholenceva E. N. Tekhnologiya deyatel'nosti obshchestvennyh ob"edinenij kak obrazovatel'noj sistemy: social'no-kontekstnyj podhod // Pedagogika. № 4. Moskva, 2013. S. 65-73.

• Volohov A. V. Strategiya i taktika razvitiya detskogo obshchestvennogo ob"edineniya kak osobogo instituta social'nogo vospitaniya // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik: nauch-nyj zhurnal. Yaroslavl': RIA YaGPU. № 2 (2). 2012. S.63-70.

• LitvakR. A. Detskoe obshchestvennoe ob"edinenie kak faktor socializacii lichnosti re-benka // Pedagogi protiv nasiliya v sem'e i obshchestve. 1998. S. 27-35.

• Litvak R. A. Ponyatie molodezhnyh obshchestvennyh ob"edinenij v sovremennoj peda-gogicheskoj nauke // Nauchnye shkoly. Molodezh' v nauke i kul'ture XXI v.: materialy mezhdunarodnogo nauchno-tvorcheskogo foruma. 2017. S. 295-299.

• Litvak R. A. Socializaciya lichnosti rebenka v deyatel'nosti detskih obshchestvennyh ob"edinenij. Chelyabinsk: ChGPU, 2000. 168 s.

• Orlova L. N. Rol' orlovskoj oblastnoj pionerskoj organizacii \"Orlyata\" kak sub"ekta social'no- kul'turnogo prostranstva regiona v razvitii grazhdanskogo obshchest-va// Social'no-kul'turnyj potencial regiona: unikal'nost', prioritety, innovacii: Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii; pod. Red. L. N. Orlovoj, A. V. Mihajlina, A. S. Rubanik. Orel: OGIIK. 2018. S.43-46.

• Rozhkov M. I. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie deyatel'nosti detskih ob"edinenij i organizacij/ M.I Rozhkov, T. N. Sapozhnikova // Innovacionnye modeli i tekhnologii sovremennogo obrazovaniya: materialy konferencii. Ministerstvo obra-zovaniya i nauki Rossijskoj Federacii; FGBOU VPO «Yaroslavskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. K. D. Ushinskogo». Yaroslavl', 2013. S. 221-229.

• Suholenceva E. N. Volonterskaya deyatel'nost' v obshchestvennom ob"edinenii: social'no-kontekstnyj podhod // Antropologicheskie nauki: innovacionnyj vzglyad na obrazovanie: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 21-22 marta 2017 g. Voronezh: Izdatel'sko-poligraficheskij centr «Nauchnaya kniga», 2017. S.321-324.

• Frishman 1.1. Soderzhanie vospitatel'nogo processa vo vremennom detskom ob"edinenii //Modeli sozdaniya vospityvayushchej sredy v obrazovatel'nyh organizaciyah, orga-nizaciya otdyha detej i ih ozdorovleniya: nauka, tekhnologii, praktiki: sbornik statej. M.: Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, Federal'nyj koordinacionnyj centr po podgotovke i soprovozhdeniyu vozhatskih kadrov, 2018. S. 44-49.

• Ahola-Launonen J. Humanity and Social Responsibility, Solidarity, and Social Rights // Cambridge Quarterly of Healthcare Ethics, 2016. Vol. 25(2), p.p. 176-185. doi:10.1017/ S0963180115000481.

• Arnold D., Beauchamp, T., Bowie, N. Corporate Social Responsibility // In Ethical Theory and Business. Cambridge: Cambridge University Press, 2019. pp. 204-260. doi:10.1017/9781108386128.006.

• Bickerton A., Hense, T., Benstock, A., Ward, J., Wallace, L. Safety first: A model of care for working systemically with high risk young people and their families in an acute CAMHS service (Review) // Australian and New Zealand Journal of Family Therapy. 2007. Vol. 28 (3). p.p. 121-129. doi: 10.1375/anft.28.3.121.

• Cardoso P. C., Fonseca D. C. Teenagers responsible for infractions: difficulties in accessing and staying in school // Psychology and Sociology. 2019. Vol. 31 (2). https://doi.

org/10.1590/1807-0310/2019v31190283.

• Chadbourne R. Middle schooling for the middle years: What might the jury be considering? 2001. [Elektronnyj resurs]. http://www.aeufederal.org.au/Publications/ Middleschooling.pdf (data obrashcheniya: 07.12.2022).

• Dunn H. K., Pearlman D. N., Beatty A. Psychosocial Determinants of Teens' Online Engagement in Drug Prevention // Social Media Campaigns: Implications for Public Health Organizations. 2018. Vol. 39 (5).— p.p. 469-481.

• Laidlaw E. Corporate social responsibility in cyberspace // In Regulating Speech in Cyberspace: Gatekeepers, Human Rights and Corporate Responsibility. Cambridge: Cambridge University Press. 2015. p.p. 58-115. doi:10.1017/CBO9781107278721.004.

• Lewis-Smith, Ronald I. Norman Erlend Mooney, Shackleton\'s "other" Boy Scout. 2018. Vol. 54 (2). Vol. 152-157. doi: 10.1017/S003224741800030X.

• Ludicke P. Muir T., Swabey K. Identifying and supporting young adolescent academic underachievers in Year 7 and 8 // Issues in Educational Research. 2019.Vol. 29(2), p.p.458-484. [Elektronnyj resurs]. http://www.iier.org.au/iier29/ludicke.pdfhttp://www. aeufederal.org.au/Publications/Middleschooling.pdf (data obrashcheniya: 07.12.2022).

• Ng C., Bartlett B., Elliott, S. N. Empowering Engagement: Creating Learning Opportunities for Students from Challenging Backgrounds, Springer International Publishing. 2018. p.p. 1-253.

• Prakash A. Conclusion: Corporate social responsibility as social regulation. In K. Tsutsui & A. Lim (Eds.). // Corporate Social Responsibility in a Globalizing World (Business and Public Policy,. Cambridge: Cambridge University Press. 2015. pp. 455-472. doi:10.1017/ CBO9781316162354.014.

• Raty L., Vehkakovski T., Pirttimaa R. Documenting pedagogical support measures in Finnish IEPs for students with intellectual disability // European Journal of special needs education, Feb 2018. 2018. doi: 10.1080/08856257.2018.1435011.

• Reicher H., Matischek-Jauk M. Depressive adolescents at risk of social exclusion: The potentials of social-emotional learning in schools // Improving Schools. 2019. Vol. 22(1). p.p. 43-54 [Elektronnyj resurs]. https://doi.org/10.1177/1365480218763845 (data ob-rashcheniya: 07.12.2022).

• Ruzickova J., Punova M. Counseling in the difficult life situations of scout troop members // Socialni Prace. 2018. Vol. 18 (2). p.p. 85-101.

• Sukholentseva E., Gulakova I., Goltsova T. To the problem of education of adolescents at risk in a public association in the process of pedagogical counseling // SHS Web of Conference (72). 2019. [Elektronnyj resurs]. https://doi.org/10.1051/shsconf /20197203032 (data obrashcheniya: 07.12.2022).

• Thomas J. K. Re-engagement of students after an alternative education program. PhD thesis, University of Tasmania. 2016. [Elektronnyj resurs]. https://eprints.utas.edu.au/23489/ (data obrashcheniya: 07.12.2022).

Информация об авторе

Е. Н. Сухоленцева — кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий психолого-педагогического

и специального образования Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева.

Information about the author

Elena N. Suholenceva—PhD(Pedagogical Sciences), Associate Professor of the Department ofTechnology of Psychological,

Pedagogical and Special Education Orel State University.

Статья поступила в редакцию 10.10.2022; одобрена после рецензирования 09.11.2022; принята к публикации 13.11.2022.

The article was submitted 10.10.2022; approved after reviewing 09.11.2022; accepted for publication 13.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.