УДК 795.5
ББК 75.81p3
Каткова О.В., Лебедева Т.Е., Фокина Т.А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ СЕРВИСА
Katkova O. V., Lebedeva T.E., Fokina T.A.
THE USE OF TRAINING TECHNOLOGIES IN THE PREPARATION OF SPECIALISTS OF SERVICE
Ключевые слова: тренинг, тренинговые технологии, практическое занятие, сфера сервиса.
Keywords: training, training technologies, practical workshop, sphere of service.
Аннотация
Статья посвящена использованию активных технологий обучения в учебном процессе высшей школы. Обсуждаются опыт и результаты использования тренинговых технологий в подготовке специалиста в области сервиса.
Abstract
The article is devoted to the use of active learning technologies in educational process of higher education. Discusses the experience and results of the training technologies in preparation of the specialist in the field of service.
Одной из важнейших стратегических задач на современном этапе развития высшего образования является подготовка специалистов на уровне международных требований, задекларированных в Болонском процессе. Они касаются как проблемы возрастающей роли подготовки преподавателей, которые должны создать инновационную образовательную среду с привлечением современных информационных технологий, так и проблемы привлечения студентов к инновационному обучению, в основе которого лежит компетентносный подход к формированию у студентов необходимых профессиональных знаний, умений, навыков и качеств, которые делают их более конкурентоспособными в глобальной экономической среде.
В этих условиях структура организации учебного процесса должна быть достаточно гибкой, чтобы оперативно реагировать на вызовы времени и изменения в сфере образования. Кроме того, важным является мотивационный фактор обучения, который помогает сформировать у студента удовлетворенность достигнутыми результатами. Успех мотивации в значительной мере зависит от правильного выбора способа обучения - такого, при котором тот, кто учится, тратил бы на усвоение учебного материала как можно меньше времени, а результат был бы наилучшим.
Исследования процесса усвоения человеком информации с точки зрения традиционных методов обучения свидетельствуют, что основная масса учебного материала (60%) забывается в течение одного часа, около 90% того, что осталось, - в течение 30 дней, и только 10-20% информации, полученной с использованием тренингов и других активных технологий обучения, переносится в профессиональную деятельность и применяется в работе. Стоит добавить, что традиционное обучение имеет и другие значительные недостатки, а именно:
- процесс обучения представляется как выполнение рутинной работы;
- обучение зачастую не отвечает потребностям обучающегося;
- не представляется возможным в полной мере реализовать задачи обучения;
- обучение не соответствует способу, которому отдает предпочтение каждый конкретный студент и т.п.
Кроме того, проблема усложняется и тем, что одновременно с эволюцией форм, методов и техники обучения эволюционирует понимание возможностей, которые могут предоставить современные информационные технологии, а поэтому возрастают требования заказчиков обучения. Не прибегая к детальному анализу традиционных методов организации учебного процесса, заметим, что решить поставленные выше проблемы, на наш взгляд, целесообразно путем внедрения в учебный процесс активных методов обучения на базе тренинговых технологий.
Однозначного определения понятия «тренинг» не существует. Если в поисковике Google набрать слово «тренинг», Вы получите более 9000000 результатов. Тренинг -(training, перевод с английского), означает «обучение, воспитание, тренировка». Этим термином в англоязычной литературе обозначается почти любое обучение, направленное на развитие определенных навыков (от обучения компьютерным программам до стратегического планирования). Тренинг - это интенсивное обучение, основной принцип которого - принцип активности (А.Л. Геращенко) 1.
Можно выделить следующие особенности тренинга, которые обеспечивают его эффективность по сравнению с другими формами обучения:
1. Тренинг обеспечивает безопасное, комфортное пространство, в котором человек мо-жет отработать недостающие навыки.
2. Тренинговая группа выступает как мини-социум, поэтому у человека появляется возможность узнать о себе, своих поведенческих стереотипах и стиле взаимодействия от других членов группы, и на основании этих знаний он может подкорректировать собственные представления и возможно, выработать новую тактику поведения.
3. Тренинговое пространство, как и любая тренировка, построено на отработке ошибок. Если в реальной жизни промах может стоить карьеры, то на тренинге участники «безболезненно» учатся на собственных ошибках и, следовательно, прокладывают себе путь к успеху.
4. Наличие профессионального тренера - важное условие и необходимость любого обучения. Здесь тренер выступает в качестве «эталона» и представляет собой наглядный образец ожидаемого результата.
5. Тренинг во многом моделирует реальную ситуацию, что позволяет сформировать более конкретные навыки и освоить новые способы взаимодействия в конкретной ситуации.
Рассматриваемая педагогическая технология включает в себя теоретический материал, показательные эксперименты, анализ конкретных ситуаций, групповые и индивидуальные упражнения, ролевые и деловые игры, а также упражнения на разогрев; обязательной и самой ответственной составляющей любого тренинга считается «обратная связь», которая является неотъемлемой частью каждого тренингового блока.
В статье мы хотим поделиться более чем пятилетним опытом проведения занятий с использованием тренинговых технологий, накопленным кафедрой предпринимательства и управления Нижегородского государственного педагогического университета. Анализ педагогической деятельности преподавателей кафедры позволил выстроить модель включения тренинговых блоков в различные дисциплины кафедры. Основная последовательность этапов может быть представлена так:
1 Геращенко, А.Л., Геращенко Ж.В. Консультирование и тренинг: профессиональный подход. - М. Институт эффективного тренинга, 2003. - С. 10.
Рис. Модель включения тренинговых блоков в дисциплину
Тренинговый блок по времени рассчитан обычно на 1,5 часа. Продолжительность тренингового дня, как правило, составляет 6-8 часов (4-5 тренинговых блоков). Что касается учебных занятий, то «погрузиться» на 6-8 часов в одну дисциплину не представляется возможным. Поэтому на занятиях, как правило, мы проводим не классические тренинги, а используем отдельные тренинговые технологии. Следует отметить, что исследователи выделяют достаточно большое количество тренингов. Мы в своей работе практикуем навыковые тренинги и используем технологии, характерные для них. В основе навыковых тренингов лежит технологическая цепочка: мини-теория - упражнение - обратная связь. Эти три составляющие тренингового блока всегда тесно связаны друг с другом. Теория должна быть очень дозированной, в упражнении отрабатывается лишь то, что дается в теории - не больше, не меньше. В обратной связи участниками вербализируется опыт, полученный в упражнениях, который обязательно связывается с теорией, поэтому преподаватель должен заранее продумать вопросы, которые он задаст студентам на обратную связь. Следует отметить, что такие составляющие тренингового блока как минилекция и упражнение в зависимости от задачи, поставленной перед занятием, могут меняться местами, но они всегда остаются логически связанными.
Опыт проведения тренинговых занятий со студентами специальности «Социальнокультурный сервис и туризм» (СКСиТ) показывает, что использование данной технологии является достаточно эффективным как на начальной, так и на заключительной стадии обучения, когда интенсивно формируется профессиональная компетентность будущего специалиста.
Первое знакомство студентов с тренговыми технологиями происходит на втором курсе в рамках дисциплины «Психология делового общения». Приведем подробный пример одного из практических занятий этой дисциплины по теме «Самопрезентация». Занятие рассчитано на 1 час 20 минут (1 пара). Студенты располагаются на стульях, расставленных по кругу. Ход данного занятия можно представить в следующей таблице:
Ход занятия
по теме: «Самопрезентация» (дисциплина: «Психология делового общения») для студентов, обучающихся по специальности СКСиТ
№ Характер деятельности Содержание деятельности Расчетное время
1 Мини-лекция: «Само- презентация» Самопрезентация - это управление впечатлением. Этим термином обозначаются многочисленные стратегии и техники, применяемые индивидом при создании и контроле своего внешнего имиджа и впечатления о себе, которые он демонстрирует окружающим. Кроме термина самопрезентация, который употребляется сравнительно недавно, для отечественной традиции долгое время более характерными были понятия самоподача и самопредъявление, используемые как 15 мин
№ Характер деятельности Содержание деятельности Расчетное время
синонимы. Назовем некоторые теории самопрезентации. Наибольший интерес представляют мотивационные теории. В их основе лежит допущение, что самопрезентация обусловлена мотивами, лежащими в основе поведения людей. Мотивационные теории различаются по тому, какие именно побуждения лежат в основе самопрезентации. Так, например, с точки зрения И. Гоффмана, это - потребность одобрения и стремление избежать неодобрения. По И. Джонсу и Т. Питтману в основе самопрезентации лежит мотив власти. Похожая позиция у А. Адлера, он объясняет самопрезентацию стремлением к превосходству. По мнению Дж. Уайта -это стремление чувствовать свою эффективность, по мнению Р. Харе - это потребность в уважении. Рассмотрим более подробно представления о самопрезентаци, высказанные И. Джонсом и Т. Питтманом, которые считают, что в основе самопрезентации лежит стремление расширить и поддержать влияние в межличностных отношениях, т.е. стремление к власти. По этому признаку они выделяют пять стратегий самопрезентации, каждая из которых направлена на получение определенного вида власти. 1. Стараться понравиться (ingraditation). Такая стратегия обязывает окружающих быть любезными, доброжелательными к субъекту, таким образом, достигается власть обаяния. 2. Самореклама, или самопродвижение (selfpromotion), человеком своей компетентности дает власть эксперта. 3. Запугивание (intimidation) - демонстрация силы обязывает окружающих подчиниться, таким образом, достигается власть страха. 4. Пояснение примером (exemplification) - демонстрация духовного превосходства, достигается власть наставника. 5. Мольба (supplication) - демонстрация слабости, дает власть сострадания.
2 Упражнение: «Пять стратегий самопрезентац ии» 1. Разделиться на 5 подгрупп: 1 подгруппа работает со стратегией - «стараться понравиться», т.е. власть обаяния. 2 подгруппа работает со стратегией - «самореклама», т.е. власть эксперта. 3 подгруппа - «запугивание», т.е. власть страха. 4 подгруппа - «пояснение примером», т.е. власть наставника 5 подгруппа - мольба, т.е. власть сострадания Методический комментарий: если в студенческой 50 мин
группе, которая пришла на занятие 25 человек, то в каждой подгруппе будет по 5 человек. После того, как студенты распределились по подгруппам, они покидают круг и могут разместиться в аудитории, объединившись в свои подгруппы.
№ Характер деятельности Содержание деятельности Расчетное время
2. В подгруппах каждый студент индивидуально в тетради составляет рассказ о себе, своих успехах (или неуспехах), достижениях (или провалах) - реальные истории, исходя из той стратегии, которая досталась его подгруппе. Время, отводимое на эту часть задания -10 мин. 3. Потом каждый студент по-очереди рассказывает написанную им историю в рамках своей подгруппы - по 5 мин. на рассказчика. Методический комментарий: если в подгруппе 5 человек, то общее время, отведенное на эту часть задания, будет 25 мин. Если общее количество студентов, пришедшее на занятие меньше, чем 25, то можно им дать чуть больше времени на индивидуальные выступления в рамках своих подгрупп. 4. Подгруппа выбирает одну самую яркую из представленных презентаций (ту, в которой больше всего проявляется требуемая стратегия) с тем, чтобы представить ее на круг. 5. Далее студенты садятся снова в круг, и каждая подгруппа представляет одну самопрезентацию в рамках заданной стратегии. Методический комментарий: на каждую самопрезентацию отводится от 3 до 5 мин, в зависимости от того, сколько времени было израсходовано на предыдущие этапы упражнения. В нашем случае - это 3 минуты на каждую самопрезентацию. Итого: 15 мин. Следовательно, на выполнение всего упражнения отводится 50 мин.
3 Обратная связь Вопросы: Что получилось, а что нет? Какие презентации лучше всего запомнились и почему? Что влияет на эффективность презентации? Какая стратегия ближе и почему? Методический комментарий: при проведении обратной связи каждый участник по кругу высказывается, придерживаясь вышеперечисленных вопросов. 10-15 мин.
На 3-4 курсах тренинговые технологии включаются в дисциплины «Психологический практикум», «Менеджмент и маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме» и др.; Преемственность использования тренинговых технологий сохраняется и на 5 курсе при изучении дисциплин «Управленческое консультирование» и «Реклама в социально-культурном сервисе и туризме».
Так, в курсе «Реклама в социально-культурном сервисе и туризме» каждому студенту выдается индивидуальная экономическая задача, которая максимально приближена к реальной (разработка рекламного продукта) ситуации. Работа проводится в несколько этапов, на каждом из которых используются знания, полученные в предшествующих семестрах в циклах общеэкономической подготовки, профессиональной подготовки. Приведем пример практического занятия по теме «Разработка слогана». Занятие рассчитано на 1 час 20 минут (1 пара). Ход данного занятия можно представить в следующей таблице:
Ход занятия по теме: «Разработкарекламного слогана» (дисциплина: «Реклама в социально-культурном сервисе и туризме») для студентов, обучающихся по специальности СКСиТ
№ Характер деятельности Содержание деятельности Расчётное время
1 Мини-лекция «Разработка рекламного слогана» Слоганы - это рекламные фразы, которые ассоциируются с рекламируемыми товарами. В отличие от названий продуктов, слоганы несут в себе энергетику и призваны создавать первое впечатление. Как придумать слоганы. Существует множество методов разработки рекламных слоганов. Рассмотрим наиболее распространенные из них. Метод фокальных объектов. Метод отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности. Результативность поиска с помощью метода фокальных объектов во многом определяется "чувствительностью" к конструкциям языка, умением строить оригинальные ассоциативные цепочки. После выбора объекта проектирования случайным образом выбирается ряд других объектов, и составляются списки их признаков. Путем последовательного перебора этих признаков и сопоставления их с проектируемым объектом пытаются изменить форму объекта, принцип действия, алгоритм функционирования, материал и др. характеристики. Метод фокальных объектов включает следующие процедуры: 1) определение фокуса ключевого слова (выражения), которое содержит сущность проблемы. Если проблема состоит в поиске новых функций (свойств) технического объекта, фокусом может быть его наименование (например, телевизор, карандаш и др.); 2) выбор случайных имен существительных. При этом проще эти имена случайным образом заимствовать из книг, газет и т. д. Рекомендуется использовать слова, не связанные напрямую с объектом проектирования (например, пластмасса, лампа, космос, волнение и т.д.); 3) определение признаков имен существительных из п. 2. в виде имен прилагательных (например, пластмасса - стареющая, легкая; лампа -ультрафиолетовая, люминесцентная; космос -безграничный, вечный). Поскольку целью п. 3 является получение случайных имен прилагательных, то их можно добавлять, "заимствуя" у объектов, не вошедших в п. 2 20 минут
№ Характер деятельности Содержание деятельности Расчётное время
(например, вкусный, мокрый и т.п.). При этом рекомендуется использовать слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика; 4) связывание прилагательных из п. 3 с фокусом из п.1 и поиск по аналогии ассоциативных решений конкретной проблемы; 5) оценка полученных решений с точки зрения новизны и возможности реализации. Метод стилистических приемов. Представим алгоритм: 1) выбор объекта рекламы; 2) характеристика объекта с помощью прилагательных; 3) для каждого из прилагательных подбор аналога (существительное); 4) составить цепочку: объект-прилагательное-ана-лог-существительное; 5) добавить действие к объекту; 6) соединить 4 и 5; 7) составить окончательный вариант с использованием стилистических приемов.
2 Упражнение: «Варианты разработки слогана» Студенты распределяются по микрогруппам. Каждой группе предлагается выбрать объект для разработки слогана (путем жребия), далее студенты отрабатывают предложенные алгоритмы. В начале каждый студент самостоятельно разрабатывает варианты рекламных слоганов, затем в микро группах происходит обмен вариантами слоганов и выбор «супер слогана». Далее студенты представляют полученные результаты в виде презентаций 50 минут
3 Обратная связь Вопросы: Какой из алгоритмов вызвал затруднения? Какой из слоганов может быть эффективен для «жизни» продукта? Какая из презентаций слогана запомнилась? 10 минут
Представим достигнутые студентами результаты.
Объект рекламы: кофе
Какой? Что такое же?
Черный Ночь
Горячий Огонь
Ароматный Цветок
Дымящийся Костер
Алгоритм размышлений
1) выбор
Кофе черный как ночь
2) действие объекта
3) соединим
Черная ночь стоит на столе
4) составляем окончательный вариант
Аромат ночи на вашем столе
Содержание задания свидетельствует, что тренинг ориентирован на достаточный уровень знаний студентов по дисциплинам, которые используются в данной работе. Следует отметить, что только подготовленная группа, т.е. та, которая уже знакома с тренинговыми технологиями, может столь оперативно работать и уложиться в одну учебную пару при изучении темы.
Практика показывает, что тренинговые технологии являются довольно эффективными при обучении специалистов сферы сервиса, поскольку позволяют не просто формировать профессионально важные компетенции, но и развивать умения оценивать степень владения данными компетенциями, рефлексировать свою деятельность.
Библиографический список
1. Геращенко А.Л., Геращенко Ж.В. Консультирование и тренинг: профессиональный подход. - М.: Институт эффективного тренинга, 2003.