С.Е. Эрлих (С.-Петербург)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРМИНА «ДЕКАБРИСТ» В РГ-КАМПАНИЯХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
Пиар НБП (национал-большевистской партии) держится на мелком политическом хулиганстве1. Новым русским революционерам свойственно приурочивать свои «торжественные мероприятия» к памятным датам истории революционного движения. Поэтому нет ничего удивительного, что их самая громкая акция - «ненасильственный захват» кабинета в приемной Администрации Президента РФ (ул. Ильинка, 23) -пришлась на день 14 декабря. День, когда «Россия - по словам их учителя В.И. Ленина - впервые видела революционное движение против царизма». В таком контексте весьма уместны лозунги «Царизм не пройдет!» и «Долой самодержавие!». Их наряду с другими антипутинскими требованиями скандировали молодые революционеры, запершись в одном из кабинетов здания на Ильинке.
Удивительно другое. За период с 14 по 31 декабря 2004 г. было зафиксировано не менее 477 сообщений прессы о «захвате приемной» и расследовании дела 39 лимоновцев. Но только в двух публикациях из этой полутысячи появилось определение героев акции как «новейших декабристов»2 и «новых декабристов»3. Автор обоих определений Лев Сигал («Русский журнал» от 25 и 31 декабря) может быть признан изобретателем метафоры «декабристы из НБП»4. Остальные журналисты прошли мимо возможности обыграть по горячим следам совпадение даты «ненасильственного захвата приемной» с годовщиной «восстания декабристов».
17 января 2005 г. в «Новой газете» была опубликована статья Анны Политковской «Поколение некстати», где впервые было употреблено выражение «нацболы-"декабристы"»5. Этой формуле было суждено стать классической. Ни одно из выражений того же смысла («новейшие декабристы»6, «новые декабристы»7, участники «восстания декабристов»8, «декабристы-лимоновцы»9,
«декабристы НБП»10, «пео-декабристы»11, «младодекабристы»12, «недавние декабристы»13) не смогло соревноваться в частотности с формулой Политковской. Но широкое тиражирование декабристской метафоры в прессе началось далеко не сразу. Следующее употребление случилось почти два месяца спустя. 9 марта 2005 г. на сайте информационного агентства «Regnum» появилось сообщение: «"Декабристов"-лимоновцев оставили под стражей»14. Еще почти через месяц, 3 апреля 2005 г. на сайте КПРФ опубликована информация: «Продлено следствие по делу нацболов-"декабристов"»15. Всего за 4 месяца метафора «декабристы» была применена к нацболам 5 раз.
Можно предположить в таком замалчивании декабристской метафоры заговор «буржуазной» прессы против «пролетарской» партии. но, обратившись к «партийной печати» национал-большевиков, мы с удивлением обнаруживаем, что никакого антилимоновского заговора СМИ не было.
В первом сообщении сайта «НБП-инфо» о «ненасильственном захвате» указывалось, что акция посвящена «защите Конституции» и приурочена к «годовщине смерти Андрея Сахарова»16. Связь с декабристами впервые была отмечена на сайте нБП лишь в феврале 2005 г. Причем в обоих случаях приурочивание «мирной протестной акции» к годовщине восстания декабристов было сделано не членами нБП.
10 февраля 2005 г. было опубликовано открытое письмо к президенту РФ от М.А. Глобы-Михайленко, «матери участника митинга в знак протеста против принятия думой рФ закона о "монетизации" льгот, проходившего 2 августа 2004 года». В письме сообщалось, что «40 юношей и девушек 14 декабря 2004 года, в день восстания декабристов, годовщину смерти Андрея Сахарова, пришли на митинг в защиту Конституции к приемной Администрации Президента»17.
16 февраля 2005 г. на том же сайте была опубликована стенограмма обсуждения проекта постановления «О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "о ситуации, связанной с событиями 2 августа 2004 года в здании Министерства здравоохранения и социального развития"». Депутат от партии «Родина» Н.С. Леонов охарактеризовал «захват» приемной лимоновцами как «мирную протестную акцию, совершенную ими 14 декабря, в годовщину восстания декабристов, в помещении общественной приемной Администрации Президента Российской Федерации»18.
И лишь 3 апреля 2005 г., почти четыре месяца спустя после «мирной протестной акции», на сайте ИБП появилось первое сообщение, где ее участники были названы «нацболами-"дека-бристами"»19. После этого именование «нацболы-"декабристы"» стало привычным (yandex дает 145 ссылок) для официального сайта лимоновцев.
Орган ИБП газета «Лимонка» проявила большую расторопность в использовании декабристского «брэнда». В январе 2005 г. амиго El Lobo Rojo подвел итоги за год: «Прошедший год был весьма успешным для ИБП: мы снискали не только широкую известность, но и любовь народную. Тому способствовали наши знаменитые акции: мирный захват Минздрава в знак протеста против отмены льгот - и "восстание декабристов" (14 декабря, через 179 лет после выступления на Сенатской площади) - захват приёмной администрации президента, демонстрация протеста против безумной политики Путина»20.
Почти полгода после этого метафора «декабристы» на страницах «Лимонки» не использовалась. Лишь в июне 2005 г. в редакционной статье Эдуарда Лимонова «Дела партийные» появилось упоминание «сорока "декабристов", национал-большевиков»21. В последующих номерах газеты эта метафора употреблялась неоднократно (yandex дает 92 ссылки).
Выражение «нацболы-"декабристы"» обрело устойчивость штампа в середине апреля, через четыре месяца после «мирного захвата». Именно тогда пропагандисты ИБП создали яркий «информационный повод» - «"Захват"-2». 15 апреля 2005 г. ИА «Regnum» риторически вопрошало: «Родители нацболов-"декабристов" пойдут по стопам своих детей?» Со ссылкой на пресс-службу ИБП сообщалось: «Во вторник, 19 апреля, в 12.30 родители членов Национал-большевистской партии, арестованных 14 декабря 2004 г. за символический "захват" приемной Администрации Президента РФ, намерены провести акцию "Захват"-2: в бездушном пространстве". <...> В 12.30 родители нацболов-"декабристов" планируют придти в приемную Администрации Президента и потребовать встречи с Президентом»22.
Апрельский «запуск» формулы «нацболы-"декабристы"» был, скорее всего, спровоцирован эффектом от выступления М.Б. Ходорковского. 11 апреля 2005 г. он заявил в «последнем слове» на суде: «Спасибо моей жене, которая действительно повела себя как соратник, как настоящая декабристка»23. Слова «настоящая декабристка» удалось обнаружить в 15 сообщениях
СМИ за период 11-13 апреля. Ход пиарщиков Ходорковского заключался в смещении акцента: можно ненавидеть кругом виноватого олигарха и при этом сочувствовать его самоотверженной «декабристке»-жене. Пропаганда НБП копировала этот удачный ход: можно считать детей наглыми хулиганами, но нельзя остаться равнодушным к горю несчастных родителей24. После «Захвата-2» метафора «нацболы-"декабристы"» заработала. 15-19 апреля 2005 г. она была употреблена в 8 сообщениях СМИ. Формула Политковской превратилась в термин, т. е. краткое обозначение участников акции 14 декабря 2004 г. Впоследствии она тиражировалась в СМИ не менее 186 раз.
Мы видим, что руководство нБП не торопилось ассоциировать молодых «героев, призвавших Путина уйти в отставку», с декабристами25. Почему национал-большевики поначалу отказались от очевидных и благотворных для пропаганды параллелей с «первым поколением» русских революционеров?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо исследовать классическую тему советского литературоведения «Писатель X о декабристах». В январе 1991 г. был опубликован протест 50 видных писателей, членов советского Пен-центра, против действий советских войск в Вильнюсе. 5 мая 1991 г. русский писатель Лимонов возразил советским писателям в газете «Советская Россия». В статье «Чаадаевщина» он описывает «перестройку» как революцию «новой буржуазии», чьим капиталом является знание, против власти «партийных бояр». По определению Ли-монова: «Интеллигенция - это элита буржуазии, ее мозговой трест, ее идеологические парашютно-десантные войска». Он отказывает интеллигентам в важнейшей для них самих функции -просвещении народа: «Интеллигенция в нашу эпоху потеряла роль просветителя и идеолога. Указывать неграмотному народу дорогу сегодня не нужно. Мы живем в эпоху всеобщей грамотности и необыкновенного развития средств коммуникаций. <...> Массы сами способны сегодня разобраться что к чему и без интеллигенции». В статье о сущности и истории русской интеллигенции абсолютно логично упомянуты ее святые предки -декабристы. Для понимания отношения Лимонова к декабристам важен контекст:
«Во времена иноземных нашествий, смут и хаоса лучшие люди российской цивилизации следовали другой, куда более благородной традиции. Ломоносов, державин, юный Пушкин с войсками на Кавказе и в Бессарабии, боевой офицер Лермонтов, боевой офицер Лев Толстой в Севастополе, военный врач
Константин Леонтьев, вовсе гражданский Достоевский - примеров можно было бы привести немало, все они словом и делом защищали Отечество. Это есть, в отличие от чаадаевщины, наша основная мощная традиция. Ей следовали люди высокого качества таланта. Я присоединяю свою подпись к подписям авторов "Бородино" и "Войны и мира". Обращение же Пен-центра иначе, как предательским, не назовешь. Предательским по отношению к нашим солдатам. Петр и Екатерина, цари и, я уверен, даже декабристы (они выступали против формы правления Русским государством, но защищали его против нашествия Наполеона) прокляли бы подписантов-"демократов". Верно и то, что все они, от Петра и Ломоносова до Толстого и Достоевского, не были профессиональными интеллигентами. Они чувствовали солидарность прежде всего со своим народом, в который уходили глубоко корнями»26.
Почему «даже декабристы»? Почему автор с сомнением включает их в ряд последователей «благородной традиции»? Не потому ли, что основатель предательской традиции «чаадаевщины» был членом декабристского «Союза Благоденствия»?
На эти вопросы отвечает следующее обращение писателя к декабристской теме. В «Лимонке» № 6 (февраль 1995 г.) вечный подросток Савенко бросает «Лимонку в избирателя»:
«К сожалению, - массовый российский избиратель, - это мещанин, т. е. человек, лишенный нескольких измерений, а именно: общественного, государственного, национального, мистического. Его сознание АРХАИЧНО, потому что при советской власти народ искусственно опускали в 19-й век. Его насильственно кормили архаичной эрзац-культурой (вспомните астрономическое количество фильмов, телефильмов, радиопостановок, спектаклей, книг с "героями" - декабристами, купцами, поручиками, барышнями, помещиками), потому что конфликты и герои 19 века были безопасны. В то же время мощный исторический взрыв национализмов в Европе в 1918-1945 гг. остался неизвестен человеку вовсе, окарикатурен, очернен. Мещане у нас рабочие, и таксисты, и лотошники, и интеллигенты»21.
Ненависть «интеллектуального маргинала»28 Эдички к буржуазной интеллигенции29 перекидывается на святых предков мыслящих «мещан» - «щеголей-вольнодумцев декабристов»30. Для Лимонова они «герои» в кавычках, т. е. не истинные герои. В исходном понимании древних греков, герои - святые предки, которым надо подражать. Поэтому декабристы не являются тем священным образцом, с которым следует отождествляться
членам НБП: «Пусть Вас вдохновляют исторические примеры: история партии большевиков, история итальянских фашистов, германских национал-социалистов»31. Отвечая на «ленинский» вопрос «От какого наследства мы отказываемся?», Лимонов в первую очередь отвергает архаичных «героев»-декабристов.
Пренебрежительное отношение безоглядных революционеров к «хрупкой дворянской революционности» (М.В. Нечкина) декабристов проглядывает в «Календаре "Лимонки"», который если не составлялся Лимоновым, то, по меньшей мере, получил его редакторское благословение:
«14 декабря 1825 г. провалилась попытка декабристов осуществить военно-революционный переворот. Они, конечно, страшно далеки были от народа, но главное - активней надо было мочить, господа!»32.
«13 июля 1826 г. в Петербурге повесили пятерых руководителей восстания декабристов. Лучше, тщательнее надо готовить государственные перевороты, товарищи!»33
Тема была продолжена в тюремных интервью Эдуарда Лимонова. Отвечая в июне 2001 г. на вопрос корреспондента «Независимой газеты» («Скажите, вы что, надеетесь, что ваша партия победит при вашей жизни? Может быть, вы считаете, что НБП выполняет своего рода функцию декабристов: декабристы разбудили Герцена, а уже Герцен будил тех революционеров, которым суждено было воплощать соответствующие идеи в жизнь?»), Лимонов решительно заявил: «Удобрением для поколений служить не будем. Победим сами, НБП. А если падет один боец, на его место придут другие. Знамя НБП будет над Лефортовом и Бутыркой»34. Образ красного знамени НБП над тюрьмами свидетельствует, что параллель с революционным удобрением (декабристами, сгнившими «во глубине сибирских руд») чужда вождю национал-большевиков. Он видит свою организацию не «первым поколением», но «поколением победителей».
Через полтора года Лимонов в интервью Александру Проханову утверждал, на первый взгляд, обратное: «НБП начала нечто, что, по всей вероятности, так же значительно, как то, что начали декабристы, а потом народовольцы. <...> Мы сделаем все, чтобы осколки нашей "Лимонки" детонировали крушение Нового Деспотизма. <...> Если дрова, как ты говоришь, окажутся сырыми, то загорятся со второй спички, с третьей. Но то, что это будет НБП и ее флаг, я не сомневаюсь»35.
В этом высказывании имеется логическое противоречие. Писатель сравнивает свою партию с декабристами и
народовольцами, которые оказались первой и второй «спичками», не способными запалить «сырые дрова» народного возмущения. Но далее, как и в интервью «Независимой газете», Лимонов утверждает, что крушение «нового деспотизма» произойдет под «флагом» НБП. То есть национал-большевизм будет «третьей спичкой» или, по терминологии Ленина, «третьим поколением». Впрочем, для писателя, живущего яркими образами победного «знамени»/«флага», отсутствие логики простительно. Надо учитывать также, что жанр интервью для «непосвященных» требует перевода понятия «самоотверженные герои» в привычные им символы. Даже у читателей газеты «Завтра» «фашизм не пройдет». Поэтому вождь нацболов, подобно вождю большевиков, причащается к русской революционной традиции. Но алогизм высказывания (НБП - мученики героического самопожертвования, вроде декабристов и народовольцев, и вместе с тем победители-большевики) свидетельствует о неорганичности сравнения с декабристами для Лимонова.
На сайте интернет-магазина «Озон» в марте 2004 г. было опубликовано еще одно интервью Лимонова, где писатель подвел итоги своего тюремного опыта. отвечая на вопрос, наверняка навеянный представлениями журналиста о Лимонове-узнике («Возможно ли в культурном пространстве России диссидентство, появятся ли новые декабристы?»), Лимонов попросту проигнорировал нелюбимую декабристскую тему: «Диссидентство - это ситуация в стране, в которой люди не могут спокойно публиковать, распространять свои инакомыслящие книги. Или другие виды культуры. Похоже, действительно может появиться диссиденство, хотя еще остались какие-то щели в государственной машине»36.
отчужденность от революционеров-декабристов заметна и в беллетристике писателя-революционера.
В «Книге мертвых» (Санкт-Петербург, 2000) Лимонов утверждает, что стремление к власти вдохновляло декабристов в «большей степени», чем мечты о свободе: «Так, говорят, было в Европе, когда артиллерийский лейтенант Наполеон Бонапарт сделал в революцию молниеносную и блистательную карьеру - в несколько лет стал генералом, а потом Императором. Каждый лейтенант того времени, не только французский, всей Европы, мечтал стать Наполеоном. О наших отечественных декабристах пишут как о поборниках свободы и республики, но их вдохновляла ещё в большей степени легенда Императора»37.
В сборнике произведений Лимонова «Контрольный выстрел» (Екатеринбург, 2003) есть мемуарное эссе «"Декабристы"». Автор вспоминает телепросмотр, состоявшийся в день 14 декабря 2001 г. в тюремной камере. Ассоциации с декабристами возникают по поводу появления на экране двух ренегатов - Андрея Исаева и Владимира Жириновского: «Так что я сподобился увидеть 14 декабря, в день восстания, двух декабристов, двух бывших можно сказать "революционеров", а ныне через десять лет две циничные человеческие оболочки»38. О сложном отношении к декабристам свидетельствует различие в написании слова «декабристы». В заголовке присутствуют иронические кавычки, а в тексте кавычек нет. Таким образом, во втором случае «две циничные человеческие оболочки» прямо отождествляются с теми, кто заявлял о себе как о «поборниках свободы», но в действительности вдохновлялся «еще в большей степени» стремлением к монархической власти, «легендой императора».
В другой написанной в тюрьме книге «Другая Россия» (Екатеринбург, 2003) Лимонов развернул уже приводившееся утверждение, что «при советской власти народ искусственно опускали в 19-й век»39. Одна из глав носит зловещее название «Трупный яд XIX века». В ней Лимонов в очередной раз предлагает сбросить Пушкина, а заодно и декабристов, с «корабля современности»:
«Утверждаю, что именно потому, что Россия потребляла Чехова, Толстого, Пушкина, Достоевского в лошадиных дозах, именно поэтому мы - отсталая, терпящая поражение за поражением держава. <...> Нет, не анормальная любовь граждан к XIX веку привела к феномену преобладания культуры XIX века. Просто, победив в 1917 году, новая власть банально не пошла на творческую борьбу с окружающим современным миром и с его культурой и эстетикой, а пошла на запреты. <...> Все культурные, философские и политические открытия и Европы и Азии прошли мимо России и остались ей неизвестны. <...> Зато как грибковая плесень разросся ядовито XIX век! <...> XIX век был для власти безопасен. Его декабристы, перешедшие в анекдоты, Белинские, Катковы, Шоколадный карлик Пушкин, дура Натали Гончарова, апатичные резонёры "Вишнёвого сада", гусары, корнеты, разночинцы, даже Базаров - болтуны, извергающие тонны слов, не могли никого совратить, приобщить к крамоле, потому и поощрялись. <...> Ослабевающая власть Хрущева и Брежнева всё увеличивала дозу XIX века. Тошнотворные барышни и гусары, и Пушкин, слава Богу, породили народную
отдачу - издёвку в форме порноанекдотов. Однако советский человек всё же сформировался под влиянием литературы XIX века, с сознанием на столетие дряхлее современности»40.
Вопреки своим воззрениям Лимонову пришлось признать метафору «нацболы-декабристы». В немалой степени это произошло потому, что «товарищи по партии» не разделяли его негативного отношения к первому поколению русских революционеров.
Хотя его ранний союзник исламист Гейдар Джемаль тоже сомневается в преемственности дела Ленина, а следовательно, и национал-большевиков по отношению к декабристам. В статье «Неоленинизм в XXI веке» («Лимонка» № 104, ноябрь 1998) он утверждает: «Ленин пришёл в революционную традицию России по двум, как бы, мандатам: один мандат у него был западный -это мандат марксизма. другой мандат - мандат русской революционной традиции, которая им самим возводится к декабристам. Со школьной скамьи все помнят знаменитое "Декабристы разбудили Герцена" - и так далее. Но мне кажется, что ссылка на декабризм не совсем точный адрес. В действительности, Владимир Ильич был русский мальчик, старший брат его был русский мальчик, и корни их уходят в глубокий евразийский фанатизм ненависти к Системе»41.
Но остальные члены НБП и сочувствующие партии употребляют слово «декабристы» в традиционном интеллигентском контексте.
В январе 2002 г. второй человек в НБП Владимир Линдерман, выступающий под псевдонимом Абель, рассуждает о том, что в борьбе с режимом «кровавой гэбни» национал-большевики не могут опереться на народ. Поэтому необходим тактический союз с либеральными СМИ: «Народ (в смысле "социальные низы") вряд ли способен сегодня разглядеть в ФСБ своего врага. У народа зрение сегодня замылено страшными сказками про "олигархов". А вот СМИ, интеллигенция уже по своему социальному статусу недолюбливают ФСБ». Общая нелюбовь к ФСБ - залог сотрудничества с «буржуазной» прессой: «Мы совершаем подвиги, они их сочувственно преподносят читателям, зрителям и слушателям». Абель предупреждает, что трусливые либералы обязательно опошлят героический порыв нацболов:
«Нужно помнить, что мы живем в негероическое время. Обывательская идеология господствует тотально. Прикиньте, в каких красках описали бы сегодняшние СМИ выступление декабристов в 1825 году на Сенатской площади? "Несформиро-
вавшиеся юнцы", "несчастные семьи", "хулиганская акция", "дали повод для репрессий", "провокация 3 отделения" и т. п.»42.
«Теоретик партии» готов не только к тактическому союзу с «буржуазной» интеллигенцией. Он искренне разделяет миф интеллигенции о святых декабристах-героях. В феврале 2003 г.Абель в статье «Сбросим обноски старых идеологий» («Лимонка», № 214) восхищается тюремной книгой Лимонова: «"Другая Россия" Вождя - это самая смелая на сегодня попытка освободиться от идеологического старья». речь идет о той самой книге, где весь XIX век и в первую очередь декабристы преданы анафеме. Тем не менее, Абель как будто не замечает лимоновского негативизма по отношению к декабристам: «две великих идеи для нас одинаково дороги: идея Нации и идея Свободы. В сочетании этих идей нет ничего противоестественного. Вспомним хотя бы декабристов, замышлявших не только отмену крепостного права, но и мечтавших о военных победах во славу России»43.
30 марта 2005 г. на сайте НБП была опубликована очередная теоретическая статья Абеля. В пафосном тексте «Революция превыше всего» он на примере декабристов, которые «были бесспорными русскими патриотами, но при этом горячими сторонниками политических и гражданских свобод», продолжает доказывать, что понятия «нация» и «свобода» не являются взаимоисключающими. Абель отмечает, что декабристы эволюционировали от «буйного национализма» к революционной постановке социальных вопросов: «Главное внимание переключилось на внутренние проблемы. И на внутреннего врага -самодержавие». далее автор сравнивает историю декабристов с эволюцией НБП: «НБП прошла похожий путь: от дерзких акций против внешнего врага (США, НАТО, антирусские режимы СНГ и Прибалтики, и т. п.) к жесткому политическому и физическому противостоянию с Кремлем. Это закономерная эволюция национальной революционной партии. <...> Сегодня патриота России куда больше, чем агрессивные выходки США на международной арене, должно бесить дичайшее уродство собственной страны»44.
В этом месте логика пропаганды требует закольцевать метафору, напомнить о товарищах-«декабристах», выступивших 179 лет спустя 14 декабря 1825 г. против того же «внутреннего врага - самодержавия». Но талантливый пропагандист Абель почему-то этого не делает. Кроме как цензурой «вождя» Эдички этот риторический ляп объяснить затруднительно.
Как известно, лимоновская партия требует решительного подавления чеченских сепаратистов. Отвечая «сознательному рабочему» из Северодвинска («Буржуазия и капитал не имеют национальных границ. <...> Враг - буржуазия, а не братья-украинцы, белорусы, чечены, т. е. враг - националистические буржуазные правительства»), Лимонов предпочел национальное чувство большевистскому классовому чутью: «Ну, какие же нам чечены - братья? Злейшие враги. До того, как мы пришли их воевать, они терроризировали Россию и изнутри, а в Чечне просто вырезали русских»45. В «Лимонке» не раз публиковались материалы, где на примерах прошлого предлагались пути «замирения» Кавказа. декабристы - участники кавказской войны также рассматриваются в качестве вдохновляющего примера для российских солдат третьего тысячелетия.
В «Лимонке» № 18 (июль 1995) А. Борисов в статье «Спецназовец Лермонтов в Чечне» напоминает, что «Кавказ россия завоевывала не одно десятилетие. И среди многих, кто принимал в этом участие, были три великих русских писателя: Грибоедов, Лермонтов и Л. Толстой». В статье сочувственно сообщается, что в бою при Валерике «уже на исходе боя, шальная чеченская пуля сразит декабриста Лихарева в тот самый момент, когда он будет рассуждать с Лермонтовым о Канте, Гегеле и вечности»46.
В статье Слипа «Пусть ненавидят, лишь бы боялись» («Лимонка» № 56, январь 1997) упоминается о декабристских связях покорителя Кавказа генерала Ермолова и его сотрудника коллежского асессора Грибоедова: «на всю россию прогремели события на Сенатской площади. николай приказал арестовать Грибоедова как сторонника декабристов. <...> Царь подозревал Ермолова в связях с декабристами, и не без оснований. Члены тайного общества видели Ермолова в роли одного из деятелей будущего революционного правительства. но, как известно, декабристы потерпели поражение. Счастливая звезда генерала Ермолова закатилась»47.
две упомянутых статьи относились к чеченской войне президента Б.Н. Ельцина. В ноябре 2004 г. в «Лимонке» № 261 опубликована статья Андрея Игнатьева «Путин как реинкарнация Николая I». Товарищ Андрей спорит с либералами, сравнивающими путинскую «вертикаль» со «сталинскими репрессиями». Он сравнивает политику, включая «бесконечную и бессмысленную» кавказскую войну, императора Николая с правлением президента Путина: «По моему мнению, если и говорить сейчас о какой-либо реставрации, то это реставрация
старой дореволюционной романовской России, а из всего романовского периода путинщина больше всего напоминает время царствования Николая I (1825-1855). Известно, что правление Николая началось с восстания декабристов, и все оно поэтому прошло под флагом борьбы со смутьянами - отсюда и печально знаменитое Третье отделение, "мундиры голубые", эпоха безвременья, удушливая атмосфера, от которой многие бежали хоть на Кавказ, где тогда шла такая же бесконечная и бессмысленная война, как и та, которая идет сейчас» 48.
Другие упоминания декабристов на сайте «НБП-инфо», также вполне сочувственны.
В ноябре 2002 г. («Лимонка», № 208) автор НБП из Ульяновска почтительно цитирует великого земляка: «Среда великороссов выдвинула радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-ых годов»49.
На сайте НБП помещена публикация иркутской интернет-газеты «СМ Номер один» от 16 декабря 2004 г. В ней рассказывается о бывшем перуанском студенте, оставшемся в россии и вступившем в ряды НБП. Умберто Сильва-Бедойя рассказывает, как он оказался в Иркутске: «Я немного читал об Иркутске. О том, что в этом городе жили декабристы, что сюда ссылали людей, которые шли против системы. Я как раз считал себя одним из таких людей - и поехал в Сибирь»50.
В ноябре 2005 г. в статье «Маленькие люди» («Лимонка», № 285) доктор Борменталь иронизирует по поводу «абстрактного гуманизма» великой русской литературы. По его мнению, «если не будет напрягаться "большой" человек внутри нас, то мы все вымрем! Даешь великие потрясения! Убей маленького в себе!» Маленьким мещанам, по мнению автора, противостоят «большие люди: якобинцы, декабристы, полководцы, императоры, мыслители»51.
В двух текстах сторонников национал-большевизма декабристы представлены, на первый взгляд, в ироническом ключе.
В «Лимонке» № 193 (апрель 2002) в рубрике «Промывка мозгов» неизвестный автор объясняет нацболам, «как надо понимать» правильно:
«Закордонного оппозиционера БАБа уже сравнивали с Троцким. Но лондонский Березовский скорее напоминает Герцена: этот разбуженный декабристами субъект в середине XIX века был ведущим дворянским оппозиционером петербургской имперской бюрократии. Проживая за границей - попеременно в Лондоне и Ницце (совсем как Борис Абрамыч) - Герцен
слал из своего прекрасного далёко словесные громы и молнии на голову царскому режиму. Злобный царский режим, гноивший оппозиционеров любых сословий в Акатуе или Алексеевском равелине, тем не менее не посягал на экономические основы герценовской оппозиционности. И революционный либерал Герцен критиковал крепостное право на деньги, содранные со своих крепостных»52.
Равиль Баширов в недатированной статье спрашивает: «Кто сможет назвать декабристов, породистых русских дворян - жи-дами-иудореволюционерами?»53.
Заметно, что ирония направлена не на декабристов, а на скованных с ними цепью «трех поколений» «революционного либерала» Герцена и «жидов-иудореволюционеров». Более того, оба автора противопоставляют декабристов предмету своей иронии. В отличие от прохлаждающегося в Лондоне и Ницце Искандера, декабристы «гниют» в Алексеевском равелине и Акатуе. А жидам-дворняжкам оппонируют «породистые русские дворяне».
Мы видим, что Лимонов-вождь не смог передать товарищам по партии свое негативное восприятие предков интеллигенции -декабристов. но, вероятнее всего, противодействовал использованию декабристской метафоры в пиаре акции 14 декабря 2004 г. С середины апреля ситуация вышла из-под контроля вождя НБП. Как развивалась метафора после апрельского «прорыва»?
Удивительно, но и в последующий период метафора в большинстве случаев использовалась лишь в качестве термина, т. е. краткого обозначения участников «мирного захвата»: «нацболы-"декабристы" - 39 активистов НБП, проведших в декабре прошлого года акцию протеста в приемной администрации президента»54. В терминологической ипостаси энергетика декабристской метафоры аннигилируется. Подобно смыслу выражения «белый как лунь» ее смысл полностью стирается в массовом сознании.
Запоздалое признание метафоры «нацболы-"декабристы"» свидетельствует, что Эдуард Лимонов - негибкий политик, которому трудно поступиться личными вкусами и пристрастиями в прагматических целях. Другой важный вывод: СМИ не способны самостоятельно формировать имидж того или иного события. В своем подходе они жестко зависят от пиаровских ходов заинтересованных сторон.
Примечания
1 «С правовой точки зрения проблема в том, что эта партия регулярно проводила дерзкие акции, которые в бытовом восприятии выглядели хулиганством, но при которых насилие не применялось. Это скорее имитация насилия. И отсюда возникала проблема их правовой квалификации». См.: Сигал Л. Уроки 2004 // Русский журнал. 2004. 31 дек. (http://old.russ.ru/culture/upravo/20041231.html)
2 Сигал Л. Страна Лимония // Русский журнал. 2004. 25 дек. (http:// www.russ.ru/docs/74422520?user_session=a710a179d7dec181c054d12 b279bb7f4)
3 Сигал Л. Уроки 2004 // Русский журнал. 2004. 31 дек. (http://old.russ. ru/culture/upravo/20041231.html)
4 Немного ранее, 18 декабря декабристские ассоциации были намечены в статье «Милые нац-бол-шалости» сибирского журналиста Василия Королева. Разоблачая лимоновцев, «человек из Кемерова» обыгрывает ленинскую цитату «страшно далеки они от народа»: «Можно сколь угодно долго заниматься крупными и мелкими пакостями (на днях несколько национал-большевиков захватили приёмную Администрации Президента России), но не надо изображать из себя страстных радетелей за народ, потому хотя бы, что страшно товарищи нацболы от народа далеки. Народу-то революции вовсе ни к чему, спасибо -накушались уже по темечко». См.: Королев В. Милые нац-бол-шалости // Губернские ведомости. Кемерово. 2004. 18 дек. (http://www.gubved. ru/article/?id=2453).
5 Политковская А. Поколение некстати // Новая газета. 2005. 17 янв. (http://2005.novayagazeta.ru/nomer/2005/03n/n03n-s17.shtml)
6 Сигал Л. Страна Лимония // Русский журнал. 2004. 25 дек. (http:// www.russ.ru/docs/74422520?user_session=a710a179d7dec181c054d12 b279bb7f4)
7 Сигал Л. Уроки 2004 // Русский журнал. 2004. 31 дек. (http://old.russ. ru/culture/upravo/20041231.html)
8 El Lobo Rojo. Куда пойти «советчикам» // Лимонка. № 264. Январь 2005. (http://limonka.nbp-info.ru/264/264_34_09.htm)
9 http://www.regnum.ru/news/418161.html
10 Загатин С. Постоять на эшафоте // Завтра. 2005. 31 авг. http://zavtra. ru/cgi/veil/data/zavtra/05/615/72.html
11 pmem. 10 июля 2006 // http://pmem.livejournal.com/2330.html
12 Гражданин России. Декабристы у парадного подъезда // http://www. nbp-info.ru/112print.html
13 Купите наши души. Семь признаков религиозных, политических и корпоративных сект. 14 апреля 2005 // http://yoki.ru/social/835-0/
14 «декабристов»-лимоновцев оставили под стражей. 9 марта 2005 // http: //www.regnum. ru/news/418161.html
15 Продлено следствие по делу нацболов-«декабристов». 3 апреля 2005 // http://www.cprf.ru/news/lenta/32411.html
16 14.12.04. Москва: захвачена приемная администрации президента // http://nbp-info.ru/archiv/131204/141204_priemnaya.html
17 10.02.05. Открытое письмо президенту РФ от матери политзаключенного // http://www.nbp-info.ru/archiv/131204/100205_pismo.html
18 16.02.05. Стенограмма пленарного заседания Государственной думы РФ по «делам НБП» // http://www.nbp-info.ru/archiv/131204/160205_ leonov.html
19 03.04.05. Москва: Продлено следствие по делу нацболов-«декабристов» // http://www.nbp-info.ru/archiv/131204/030405_decabr.html
20 El Lobo Rojo. Куда пойти «советчикам» // Лимонка. № 264. Январь 2005 (http://limonka.nbp-info.ru/264/264_34_09.htm)
21 Лимонов Э. Дела партийные // Лимонка. № 275. Июнь 2005 (http:// limonka.nbp-info.ru/2 75/2 75_12_01 .htm)
22 Родители нацболов-«декабристов» пойдут по стопам своих детей? 15 апреля 2005 // http://www.regnum.ru/news/439422.html
23 Ходорковский М.: «Я верю в то, что моя страна, Россия, будет страной справедливости и закона» // http://www.khodorkovsky.ru/speech/2199. html).
24 Ср. слова из обращения родителей нацболов к президенту РФ: «Проявите милосердие, помилуйте наших детей. Взгляните в наши глаза и глаза истории. Они полны надежды на Вас» // 22.04.05. Президенту Российской Федерации Путину В.В. от родителей политзаключенных // http://www.nbp-info.ru/archiv/131204/220405_putinu.html
25 Лимонов Э. Дела партийные // Лимонка. № 275. Июнь 2005 (http:// limonka.nbp-info.ru/2 75/2 75_12_01 .htm)
26 Лимонов Э. Чаадаевщина // Советская Россия. 5 мая 1991 (http://www. nbp-info.ru/new/lib/lim_iv/sssr13.html)
27 Лимонов Э. Лимонка в избирателя // Лимонка. Февраль 1995. № 6 (http://www.nbp-info.ru/Limonka/6_12_6.htm)
28 Магарил С. Чем опасен национал-большевизм? 4 октября 2005 // http://www.regions.ru/news/1904470/. Адекватный перевод слова маргинал - подонок общества. Ср. на сайте НБП-инфо: «подонки это маргиналы» // Слова редактора // Инкуб № 1(www.nbp-info. ru/inkub/001/1_12_01.htm)
29Лимонов подчеркивает, что слово мещанин переводится «на французский, да и на английский лишь словом буржуа». См.: Лимонов Э. Чаадаевщина // Советская Россия. 5 мая 1991 (http://www.nbp-info. ru/new/lib/lim_iv/sssr13.html)
30 Лимонов Э. Несколько мыслей по поводу Хлебникова // День литературы. Июль 2003. № 7 (http://www.nbp-info.ru/2265print.html)
31 Лимонов Э. Новогоднее обращение вождя к членам НБП и сочувствующим // Лимонка. Январь 1997. № 56 (http://www.nbp-info.ru/ Limonka/56.htm). В первую тройку любимых политиков Эдички вошли «Ленин, Гитлер, Муссолини» // Ответы вождя на вопросы рабочего // Лимонка. Январь 1997. № 55 (http://nbp-info.ru/Limonka/55.htm)
32 Календарь «Лимонки» // Лимонка. Ноябрь 1999. № 132 // www.nbp-info.ru/Limonka/limon132/cal132.htm
33 Календарь «Лимонки» // Лимонка. Июнь 1998. № 120 // http://www. nbp-info.ru/Limonka/limon 120/cal 120.htm
34 Тульский М. Голос из Лефортовской тюрьмы // Независимая газета. 14 июня 2001 // http://faces.ng.ru/people/2001-06-14/2_vote.html)
35 Эдуард Лимонов: «Не будьте, как русские князья!» Диалог с Александром Прохановым // Завтра. Февраль 2003 (http://www.geksogen. ru/r6.html)
36 Эдуард Лимонов: «Высший тип писателя - это мыслитель». Март 2004 //
http://www.ozon.ru/context/detail/id/1659592/. Ср. ответ Лимонова на вопрос рабочего из Северодвинска («Имеете ли Вы отношение к Савенко (денщик П.И. Пестеля. - С. Э.), непосредственно связанному с декабристом Пестелем?»): «К стыду моему, не знаю. Плохо знаю свою родословную». См.: Ответы вождя на вопросы рабочего // Лимонка. Январь 1997. № 55 (http://nbp-info.ru/Limonka/55.htm)
37 http: //biblio-techka.megalit.ru/limonov_mertvye/limonov_mertvye_ 9.php
38 http: / / nbp-info.com/new/lib/lim_checkshot / cv 18.htm
39 Лимонов Э. Лимонка в избирателя // Лимонка. Февраль 1995. № 6 (http://www.nbp-info.ru/Limonka/6_12_6.htm)
40 http://soft.rosinstrument.com/cgi-bin/st/In_Russian/EDUARD_ LIMONOV/TRUPNY_YAD_XIX_VEKA.txt. Бывший соратник Лимонова Вадим Штепа дает «поморские ответы» на книгу писателя-узника «Другая Россия». Издевательски советуя классику применить «прогрессивный метод» «новой хронологии», архангелогородец пародийно «деконструирует» подсознательное отношение Лимонова к декабристам: «Удивительно, как Лимонов с его литературным талантом не воспользовался этим прогрессивным методом и попросту не вычеркнул так опостылевший ему 19 век русской истории. Его же на самом деле не было вовсе! Вот, смотрите, какие потрясающие соответствия: все эти мифы о "декабристах" были просто поздним и искаженным переложением событий Октябрьской революции, тиран Николай I был двойником Сталина, освободитель Александр II - Хрущева, застойный Александр III подозрительно смахивал на Брежнева, а когда Горбачев отрекся и развалил Союз, массовое подсознание его за это расстреляло» //Штепа В. Поморские ответы // Иначе. 5 мая 2003 (http://www.inache.net/barrikad/answers.html)
41 Джемаль Г. Неоленинизм XXI века // Лимонка. Ноябрь 1998. № 104 (http://limonka.nbp-info.ru/104/104.htm)
42 Абель. Что делать? // Лимонка. Январь 2002. № 56 http://www.nbp-info.ru/Limonka/187_12_2.htm
43 Абель. Сбросим обноски старых идеологий // Лимонка. Февраль 2003. № 214 (http://www.nbp-info.ru/Limonka/214_12.htm)
44 Абель. Революция превыше всего. 30 марта 2005 // http://www.nbp-info.ru/149.html
45 Ответы вождя на вопросы рабочего / / Лимонка. Январь 1997. № 55 (http://nbp-info.ru/Limonka/55.htm)
46 Борисов А. Спецназовец Лермонтов в Чечне // Лимонка. Июль 1995. № 18 (http://www.nbp-info.ru/Limonka/18_34_1.htm)
47 Слип. Пусть ненавидят, лишь бы боялись // Лимонка. Январь 1997. № 56 (http://www.nbp-info.ru/Limonka/56.htm)
48 Игнатьев А. Путин как реинкарнация Николая I // Лимонка. Ноябрь 2004. № 261 (http://nbp-info.ru/limonka_new/261/261_34_05.htm)
49 НБП. В.И. Ленин: «О национальной гордости великороссов» // Лимонка. Ноябрь 2002. № 208 (http://www.nbp-info.ru/Limonka/208_ 12_2.htm)
50 Улыбина Ю. Перуанец из Иркутска готов умереть за Россию // СМ Номер один. 16 декабря 2004 (http://pressa.irk.ru/sm/2004/50/003000. html; http://www.nbp-info.ru/subs/aboutus/76_bedoya.html )
51 Доктор Борменталь. Маленькие люди // Лимонка. Ноябрь 2005. № 285 (http://www.nbp-info.ru/limonka_new/285/285_56_05.htm)
52 Промывка мозгов // Лимонка. Апрель 2002. № 193 (http://www.nbp-info.ru/Limonka/ 193.htm)
53 Баширов Р. Ленин и мы // http://www.nbp-info.ru/128print.html
54 01.07.05. Москва: открытое заседание по делу нацболов-«декабристов» // http: //www.nbp-info.ru/archiv/131204/010705_2zasada.html