Научная статья на тему 'Использование термина «Декабрист» в PR-кампаниях политических партий'

Использование термина «Декабрист» в PR-кампаниях политических партий Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
108
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Эрлих Сергей Ефроимович

The article reviews the policies of the so-called National Bolshevik Party (N.B.P.) which is partly an extremist organization led by the narrative Russian writer E. Limonov. The policies of the N.B.P. are based on political «hooliganism». It is characteristic for National Bolsheviks to stage their «performance» on the historically significant dates of the Russian Revolutionary Movement. The most known act of the N.B.P. was the «non-violent occupation» of part of the premises of the reception of the President of the Russian Federation, which took place on the 14th of December 2004 the 129th anniversary of the Decembrists revolt. However, the supporters of the National Bolsheviks did not fully associate their arrested comrades with the Decembrists. The reasons for the prolonged rejection of obvious and advantageous analogies with regard to the «nobiliary revolutionaries» was due to the inflexibility of Limonov, not willing to reconcile his views on the Decembrists with pragmatical issues affecting public opinion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The usage of the term "Decembrist"in the PR-activity of the political parties

The article reviews the policies of the so-called National Bolshevik Party (N.B.P.) which is partly an extremist organization led by the narrative Russian writer E. Limonov. The policies of the N.B.P. are based on political «hooliganism». It is characteristic for National Bolsheviks to stage their «performance» on the historically significant dates of the Russian Revolutionary Movement. The most known act of the N.B.P. was the «non-violent occupation» of part of the premises of the reception of the President of the Russian Federation, which took place on the 14th of December 2004 the 129th anniversary of the Decembrists revolt. However, the supporters of the National Bolsheviks did not fully associate their arrested comrades with the Decembrists. The reasons for the prolonged rejection of obvious and advantageous analogies with regard to the «nobiliary revolutionaries» was due to the inflexibility of Limonov, not willing to reconcile his views on the Decembrists with pragmatical issues affecting public opinion.

Текст научной работы на тему «Использование термина «Декабрист» в PR-кампаниях политических партий»

С.Е. Эрлих (С.-Петербург)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРМИНА «ДЕКАБРИСТ» В РГ-КАМПАНИЯХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

Пиар НБП (национал-большевистской партии) держится на мелком политическом хулиганстве1. Новым русским революционерам свойственно приурочивать свои «торжественные мероприятия» к памятным датам истории революционного движения. Поэтому нет ничего удивительного, что их самая громкая акция - «ненасильственный захват» кабинета в приемной Администрации Президента РФ (ул. Ильинка, 23) -пришлась на день 14 декабря. День, когда «Россия - по словам их учителя В.И. Ленина - впервые видела революционное движение против царизма». В таком контексте весьма уместны лозунги «Царизм не пройдет!» и «Долой самодержавие!». Их наряду с другими антипутинскими требованиями скандировали молодые революционеры, запершись в одном из кабинетов здания на Ильинке.

Удивительно другое. За период с 14 по 31 декабря 2004 г. было зафиксировано не менее 477 сообщений прессы о «захвате приемной» и расследовании дела 39 лимоновцев. Но только в двух публикациях из этой полутысячи появилось определение героев акции как «новейших декабристов»2 и «новых декабристов»3. Автор обоих определений Лев Сигал («Русский журнал» от 25 и 31 декабря) может быть признан изобретателем метафоры «декабристы из НБП»4. Остальные журналисты прошли мимо возможности обыграть по горячим следам совпадение даты «ненасильственного захвата приемной» с годовщиной «восстания декабристов».

17 января 2005 г. в «Новой газете» была опубликована статья Анны Политковской «Поколение некстати», где впервые было употреблено выражение «нацболы-"декабристы"»5. Этой формуле было суждено стать классической. Ни одно из выражений того же смысла («новейшие декабристы»6, «новые декабристы»7, участники «восстания декабристов»8, «декабристы-лимоновцы»9,

«декабристы НБП»10, «пео-декабристы»11, «младодекабристы»12, «недавние декабристы»13) не смогло соревноваться в частотности с формулой Политковской. Но широкое тиражирование декабристской метафоры в прессе началось далеко не сразу. Следующее употребление случилось почти два месяца спустя. 9 марта 2005 г. на сайте информационного агентства «Regnum» появилось сообщение: «"Декабристов"-лимоновцев оставили под стражей»14. Еще почти через месяц, 3 апреля 2005 г. на сайте КПРФ опубликована информация: «Продлено следствие по делу нацболов-"декабристов"»15. Всего за 4 месяца метафора «декабристы» была применена к нацболам 5 раз.

Можно предположить в таком замалчивании декабристской метафоры заговор «буржуазной» прессы против «пролетарской» партии. но, обратившись к «партийной печати» национал-большевиков, мы с удивлением обнаруживаем, что никакого антилимоновского заговора СМИ не было.

В первом сообщении сайта «НБП-инфо» о «ненасильственном захвате» указывалось, что акция посвящена «защите Конституции» и приурочена к «годовщине смерти Андрея Сахарова»16. Связь с декабристами впервые была отмечена на сайте нБП лишь в феврале 2005 г. Причем в обоих случаях приурочивание «мирной протестной акции» к годовщине восстания декабристов было сделано не членами нБП.

10 февраля 2005 г. было опубликовано открытое письмо к президенту РФ от М.А. Глобы-Михайленко, «матери участника митинга в знак протеста против принятия думой рФ закона о "монетизации" льгот, проходившего 2 августа 2004 года». В письме сообщалось, что «40 юношей и девушек 14 декабря 2004 года, в день восстания декабристов, годовщину смерти Андрея Сахарова, пришли на митинг в защиту Конституции к приемной Администрации Президента»17.

16 февраля 2005 г. на том же сайте была опубликована стенограмма обсуждения проекта постановления «О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "о ситуации, связанной с событиями 2 августа 2004 года в здании Министерства здравоохранения и социального развития"». Депутат от партии «Родина» Н.С. Леонов охарактеризовал «захват» приемной лимоновцами как «мирную протестную акцию, совершенную ими 14 декабря, в годовщину восстания декабристов, в помещении общественной приемной Администрации Президента Российской Федерации»18.

И лишь 3 апреля 2005 г., почти четыре месяца спустя после «мирной протестной акции», на сайте ИБП появилось первое сообщение, где ее участники были названы «нацболами-"дека-бристами"»19. После этого именование «нацболы-"декабристы"» стало привычным (yandex дает 145 ссылок) для официального сайта лимоновцев.

Орган ИБП газета «Лимонка» проявила большую расторопность в использовании декабристского «брэнда». В январе 2005 г. амиго El Lobo Rojo подвел итоги за год: «Прошедший год был весьма успешным для ИБП: мы снискали не только широкую известность, но и любовь народную. Тому способствовали наши знаменитые акции: мирный захват Минздрава в знак протеста против отмены льгот - и "восстание декабристов" (14 декабря, через 179 лет после выступления на Сенатской площади) - захват приёмной администрации президента, демонстрация протеста против безумной политики Путина»20.

Почти полгода после этого метафора «декабристы» на страницах «Лимонки» не использовалась. Лишь в июне 2005 г. в редакционной статье Эдуарда Лимонова «Дела партийные» появилось упоминание «сорока "декабристов", национал-большевиков»21. В последующих номерах газеты эта метафора употреблялась неоднократно (yandex дает 92 ссылки).

Выражение «нацболы-"декабристы"» обрело устойчивость штампа в середине апреля, через четыре месяца после «мирного захвата». Именно тогда пропагандисты ИБП создали яркий «информационный повод» - «"Захват"-2». 15 апреля 2005 г. ИА «Regnum» риторически вопрошало: «Родители нацболов-"декабристов" пойдут по стопам своих детей?» Со ссылкой на пресс-службу ИБП сообщалось: «Во вторник, 19 апреля, в 12.30 родители членов Национал-большевистской партии, арестованных 14 декабря 2004 г. за символический "захват" приемной Администрации Президента РФ, намерены провести акцию "Захват"-2: в бездушном пространстве". <...> В 12.30 родители нацболов-"декабристов" планируют придти в приемную Администрации Президента и потребовать встречи с Президентом»22.

Апрельский «запуск» формулы «нацболы-"декабристы"» был, скорее всего, спровоцирован эффектом от выступления М.Б. Ходорковского. 11 апреля 2005 г. он заявил в «последнем слове» на суде: «Спасибо моей жене, которая действительно повела себя как соратник, как настоящая декабристка»23. Слова «настоящая декабристка» удалось обнаружить в 15 сообщениях

СМИ за период 11-13 апреля. Ход пиарщиков Ходорковского заключался в смещении акцента: можно ненавидеть кругом виноватого олигарха и при этом сочувствовать его самоотверженной «декабристке»-жене. Пропаганда НБП копировала этот удачный ход: можно считать детей наглыми хулиганами, но нельзя остаться равнодушным к горю несчастных родителей24. После «Захвата-2» метафора «нацболы-"декабристы"» заработала. 15-19 апреля 2005 г. она была употреблена в 8 сообщениях СМИ. Формула Политковской превратилась в термин, т. е. краткое обозначение участников акции 14 декабря 2004 г. Впоследствии она тиражировалась в СМИ не менее 186 раз.

Мы видим, что руководство нБП не торопилось ассоциировать молодых «героев, призвавших Путина уйти в отставку», с декабристами25. Почему национал-большевики поначалу отказались от очевидных и благотворных для пропаганды параллелей с «первым поколением» русских революционеров?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо исследовать классическую тему советского литературоведения «Писатель X о декабристах». В январе 1991 г. был опубликован протест 50 видных писателей, членов советского Пен-центра, против действий советских войск в Вильнюсе. 5 мая 1991 г. русский писатель Лимонов возразил советским писателям в газете «Советская Россия». В статье «Чаадаевщина» он описывает «перестройку» как революцию «новой буржуазии», чьим капиталом является знание, против власти «партийных бояр». По определению Ли-монова: «Интеллигенция - это элита буржуазии, ее мозговой трест, ее идеологические парашютно-десантные войска». Он отказывает интеллигентам в важнейшей для них самих функции -просвещении народа: «Интеллигенция в нашу эпоху потеряла роль просветителя и идеолога. Указывать неграмотному народу дорогу сегодня не нужно. Мы живем в эпоху всеобщей грамотности и необыкновенного развития средств коммуникаций. <...> Массы сами способны сегодня разобраться что к чему и без интеллигенции». В статье о сущности и истории русской интеллигенции абсолютно логично упомянуты ее святые предки -декабристы. Для понимания отношения Лимонова к декабристам важен контекст:

«Во времена иноземных нашествий, смут и хаоса лучшие люди российской цивилизации следовали другой, куда более благородной традиции. Ломоносов, державин, юный Пушкин с войсками на Кавказе и в Бессарабии, боевой офицер Лермонтов, боевой офицер Лев Толстой в Севастополе, военный врач

Константин Леонтьев, вовсе гражданский Достоевский - примеров можно было бы привести немало, все они словом и делом защищали Отечество. Это есть, в отличие от чаадаевщины, наша основная мощная традиция. Ей следовали люди высокого качества таланта. Я присоединяю свою подпись к подписям авторов "Бородино" и "Войны и мира". Обращение же Пен-центра иначе, как предательским, не назовешь. Предательским по отношению к нашим солдатам. Петр и Екатерина, цари и, я уверен, даже декабристы (они выступали против формы правления Русским государством, но защищали его против нашествия Наполеона) прокляли бы подписантов-"демократов". Верно и то, что все они, от Петра и Ломоносова до Толстого и Достоевского, не были профессиональными интеллигентами. Они чувствовали солидарность прежде всего со своим народом, в который уходили глубоко корнями»26.

Почему «даже декабристы»? Почему автор с сомнением включает их в ряд последователей «благородной традиции»? Не потому ли, что основатель предательской традиции «чаадаевщины» был членом декабристского «Союза Благоденствия»?

На эти вопросы отвечает следующее обращение писателя к декабристской теме. В «Лимонке» № 6 (февраль 1995 г.) вечный подросток Савенко бросает «Лимонку в избирателя»:

«К сожалению, - массовый российский избиратель, - это мещанин, т. е. человек, лишенный нескольких измерений, а именно: общественного, государственного, национального, мистического. Его сознание АРХАИЧНО, потому что при советской власти народ искусственно опускали в 19-й век. Его насильственно кормили архаичной эрзац-культурой (вспомните астрономическое количество фильмов, телефильмов, радиопостановок, спектаклей, книг с "героями" - декабристами, купцами, поручиками, барышнями, помещиками), потому что конфликты и герои 19 века были безопасны. В то же время мощный исторический взрыв национализмов в Европе в 1918-1945 гг. остался неизвестен человеку вовсе, окарикатурен, очернен. Мещане у нас рабочие, и таксисты, и лотошники, и интеллигенты»21.

Ненависть «интеллектуального маргинала»28 Эдички к буржуазной интеллигенции29 перекидывается на святых предков мыслящих «мещан» - «щеголей-вольнодумцев декабристов»30. Для Лимонова они «герои» в кавычках, т. е. не истинные герои. В исходном понимании древних греков, герои - святые предки, которым надо подражать. Поэтому декабристы не являются тем священным образцом, с которым следует отождествляться

членам НБП: «Пусть Вас вдохновляют исторические примеры: история партии большевиков, история итальянских фашистов, германских национал-социалистов»31. Отвечая на «ленинский» вопрос «От какого наследства мы отказываемся?», Лимонов в первую очередь отвергает архаичных «героев»-декабристов.

Пренебрежительное отношение безоглядных революционеров к «хрупкой дворянской революционности» (М.В. Нечкина) декабристов проглядывает в «Календаре "Лимонки"», который если не составлялся Лимоновым, то, по меньшей мере, получил его редакторское благословение:

«14 декабря 1825 г. провалилась попытка декабристов осуществить военно-революционный переворот. Они, конечно, страшно далеки были от народа, но главное - активней надо было мочить, господа!»32.

«13 июля 1826 г. в Петербурге повесили пятерых руководителей восстания декабристов. Лучше, тщательнее надо готовить государственные перевороты, товарищи!»33

Тема была продолжена в тюремных интервью Эдуарда Лимонова. Отвечая в июне 2001 г. на вопрос корреспондента «Независимой газеты» («Скажите, вы что, надеетесь, что ваша партия победит при вашей жизни? Может быть, вы считаете, что НБП выполняет своего рода функцию декабристов: декабристы разбудили Герцена, а уже Герцен будил тех революционеров, которым суждено было воплощать соответствующие идеи в жизнь?»), Лимонов решительно заявил: «Удобрением для поколений служить не будем. Победим сами, НБП. А если падет один боец, на его место придут другие. Знамя НБП будет над Лефортовом и Бутыркой»34. Образ красного знамени НБП над тюрьмами свидетельствует, что параллель с революционным удобрением (декабристами, сгнившими «во глубине сибирских руд») чужда вождю национал-большевиков. Он видит свою организацию не «первым поколением», но «поколением победителей».

Через полтора года Лимонов в интервью Александру Проханову утверждал, на первый взгляд, обратное: «НБП начала нечто, что, по всей вероятности, так же значительно, как то, что начали декабристы, а потом народовольцы. <...> Мы сделаем все, чтобы осколки нашей "Лимонки" детонировали крушение Нового Деспотизма. <...> Если дрова, как ты говоришь, окажутся сырыми, то загорятся со второй спички, с третьей. Но то, что это будет НБП и ее флаг, я не сомневаюсь»35.

В этом высказывании имеется логическое противоречие. Писатель сравнивает свою партию с декабристами и

народовольцами, которые оказались первой и второй «спичками», не способными запалить «сырые дрова» народного возмущения. Но далее, как и в интервью «Независимой газете», Лимонов утверждает, что крушение «нового деспотизма» произойдет под «флагом» НБП. То есть национал-большевизм будет «третьей спичкой» или, по терминологии Ленина, «третьим поколением». Впрочем, для писателя, живущего яркими образами победного «знамени»/«флага», отсутствие логики простительно. Надо учитывать также, что жанр интервью для «непосвященных» требует перевода понятия «самоотверженные герои» в привычные им символы. Даже у читателей газеты «Завтра» «фашизм не пройдет». Поэтому вождь нацболов, подобно вождю большевиков, причащается к русской революционной традиции. Но алогизм высказывания (НБП - мученики героического самопожертвования, вроде декабристов и народовольцев, и вместе с тем победители-большевики) свидетельствует о неорганичности сравнения с декабристами для Лимонова.

На сайте интернет-магазина «Озон» в марте 2004 г. было опубликовано еще одно интервью Лимонова, где писатель подвел итоги своего тюремного опыта. отвечая на вопрос, наверняка навеянный представлениями журналиста о Лимонове-узнике («Возможно ли в культурном пространстве России диссидентство, появятся ли новые декабристы?»), Лимонов попросту проигнорировал нелюбимую декабристскую тему: «Диссидентство - это ситуация в стране, в которой люди не могут спокойно публиковать, распространять свои инакомыслящие книги. Или другие виды культуры. Похоже, действительно может появиться диссиденство, хотя еще остались какие-то щели в государственной машине»36.

отчужденность от революционеров-декабристов заметна и в беллетристике писателя-революционера.

В «Книге мертвых» (Санкт-Петербург, 2000) Лимонов утверждает, что стремление к власти вдохновляло декабристов в «большей степени», чем мечты о свободе: «Так, говорят, было в Европе, когда артиллерийский лейтенант Наполеон Бонапарт сделал в революцию молниеносную и блистательную карьеру - в несколько лет стал генералом, а потом Императором. Каждый лейтенант того времени, не только французский, всей Европы, мечтал стать Наполеоном. О наших отечественных декабристах пишут как о поборниках свободы и республики, но их вдохновляла ещё в большей степени легенда Императора»37.

В сборнике произведений Лимонова «Контрольный выстрел» (Екатеринбург, 2003) есть мемуарное эссе «"Декабристы"». Автор вспоминает телепросмотр, состоявшийся в день 14 декабря 2001 г. в тюремной камере. Ассоциации с декабристами возникают по поводу появления на экране двух ренегатов - Андрея Исаева и Владимира Жириновского: «Так что я сподобился увидеть 14 декабря, в день восстания, двух декабристов, двух бывших можно сказать "революционеров", а ныне через десять лет две циничные человеческие оболочки»38. О сложном отношении к декабристам свидетельствует различие в написании слова «декабристы». В заголовке присутствуют иронические кавычки, а в тексте кавычек нет. Таким образом, во втором случае «две циничные человеческие оболочки» прямо отождествляются с теми, кто заявлял о себе как о «поборниках свободы», но в действительности вдохновлялся «еще в большей степени» стремлением к монархической власти, «легендой императора».

В другой написанной в тюрьме книге «Другая Россия» (Екатеринбург, 2003) Лимонов развернул уже приводившееся утверждение, что «при советской власти народ искусственно опускали в 19-й век»39. Одна из глав носит зловещее название «Трупный яд XIX века». В ней Лимонов в очередной раз предлагает сбросить Пушкина, а заодно и декабристов, с «корабля современности»:

«Утверждаю, что именно потому, что Россия потребляла Чехова, Толстого, Пушкина, Достоевского в лошадиных дозах, именно поэтому мы - отсталая, терпящая поражение за поражением держава. <...> Нет, не анормальная любовь граждан к XIX веку привела к феномену преобладания культуры XIX века. Просто, победив в 1917 году, новая власть банально не пошла на творческую борьбу с окружающим современным миром и с его культурой и эстетикой, а пошла на запреты. <...> Все культурные, философские и политические открытия и Европы и Азии прошли мимо России и остались ей неизвестны. <...> Зато как грибковая плесень разросся ядовито XIX век! <...> XIX век был для власти безопасен. Его декабристы, перешедшие в анекдоты, Белинские, Катковы, Шоколадный карлик Пушкин, дура Натали Гончарова, апатичные резонёры "Вишнёвого сада", гусары, корнеты, разночинцы, даже Базаров - болтуны, извергающие тонны слов, не могли никого совратить, приобщить к крамоле, потому и поощрялись. <...> Ослабевающая власть Хрущева и Брежнева всё увеличивала дозу XIX века. Тошнотворные барышни и гусары, и Пушкин, слава Богу, породили народную

отдачу - издёвку в форме порноанекдотов. Однако советский человек всё же сформировался под влиянием литературы XIX века, с сознанием на столетие дряхлее современности»40.

Вопреки своим воззрениям Лимонову пришлось признать метафору «нацболы-декабристы». В немалой степени это произошло потому, что «товарищи по партии» не разделяли его негативного отношения к первому поколению русских революционеров.

Хотя его ранний союзник исламист Гейдар Джемаль тоже сомневается в преемственности дела Ленина, а следовательно, и национал-большевиков по отношению к декабристам. В статье «Неоленинизм в XXI веке» («Лимонка» № 104, ноябрь 1998) он утверждает: «Ленин пришёл в революционную традицию России по двум, как бы, мандатам: один мандат у него был западный -это мандат марксизма. другой мандат - мандат русской революционной традиции, которая им самим возводится к декабристам. Со школьной скамьи все помнят знаменитое "Декабристы разбудили Герцена" - и так далее. Но мне кажется, что ссылка на декабризм не совсем точный адрес. В действительности, Владимир Ильич был русский мальчик, старший брат его был русский мальчик, и корни их уходят в глубокий евразийский фанатизм ненависти к Системе»41.

Но остальные члены НБП и сочувствующие партии употребляют слово «декабристы» в традиционном интеллигентском контексте.

В январе 2002 г. второй человек в НБП Владимир Линдерман, выступающий под псевдонимом Абель, рассуждает о том, что в борьбе с режимом «кровавой гэбни» национал-большевики не могут опереться на народ. Поэтому необходим тактический союз с либеральными СМИ: «Народ (в смысле "социальные низы") вряд ли способен сегодня разглядеть в ФСБ своего врага. У народа зрение сегодня замылено страшными сказками про "олигархов". А вот СМИ, интеллигенция уже по своему социальному статусу недолюбливают ФСБ». Общая нелюбовь к ФСБ - залог сотрудничества с «буржуазной» прессой: «Мы совершаем подвиги, они их сочувственно преподносят читателям, зрителям и слушателям». Абель предупреждает, что трусливые либералы обязательно опошлят героический порыв нацболов:

«Нужно помнить, что мы живем в негероическое время. Обывательская идеология господствует тотально. Прикиньте, в каких красках описали бы сегодняшние СМИ выступление декабристов в 1825 году на Сенатской площади? "Несформиро-

вавшиеся юнцы", "несчастные семьи", "хулиганская акция", "дали повод для репрессий", "провокация 3 отделения" и т. п.»42.

«Теоретик партии» готов не только к тактическому союзу с «буржуазной» интеллигенцией. Он искренне разделяет миф интеллигенции о святых декабристах-героях. В феврале 2003 г.Абель в статье «Сбросим обноски старых идеологий» («Лимонка», № 214) восхищается тюремной книгой Лимонова: «"Другая Россия" Вождя - это самая смелая на сегодня попытка освободиться от идеологического старья». речь идет о той самой книге, где весь XIX век и в первую очередь декабристы преданы анафеме. Тем не менее, Абель как будто не замечает лимоновского негативизма по отношению к декабристам: «две великих идеи для нас одинаково дороги: идея Нации и идея Свободы. В сочетании этих идей нет ничего противоестественного. Вспомним хотя бы декабристов, замышлявших не только отмену крепостного права, но и мечтавших о военных победах во славу России»43.

30 марта 2005 г. на сайте НБП была опубликована очередная теоретическая статья Абеля. В пафосном тексте «Революция превыше всего» он на примере декабристов, которые «были бесспорными русскими патриотами, но при этом горячими сторонниками политических и гражданских свобод», продолжает доказывать, что понятия «нация» и «свобода» не являются взаимоисключающими. Абель отмечает, что декабристы эволюционировали от «буйного национализма» к революционной постановке социальных вопросов: «Главное внимание переключилось на внутренние проблемы. И на внутреннего врага -самодержавие». далее автор сравнивает историю декабристов с эволюцией НБП: «НБП прошла похожий путь: от дерзких акций против внешнего врага (США, НАТО, антирусские режимы СНГ и Прибалтики, и т. п.) к жесткому политическому и физическому противостоянию с Кремлем. Это закономерная эволюция национальной революционной партии. <...> Сегодня патриота России куда больше, чем агрессивные выходки США на международной арене, должно бесить дичайшее уродство собственной страны»44.

В этом месте логика пропаганды требует закольцевать метафору, напомнить о товарищах-«декабристах», выступивших 179 лет спустя 14 декабря 1825 г. против того же «внутреннего врага - самодержавия». Но талантливый пропагандист Абель почему-то этого не делает. Кроме как цензурой «вождя» Эдички этот риторический ляп объяснить затруднительно.

Как известно, лимоновская партия требует решительного подавления чеченских сепаратистов. Отвечая «сознательному рабочему» из Северодвинска («Буржуазия и капитал не имеют национальных границ. <...> Враг - буржуазия, а не братья-украинцы, белорусы, чечены, т. е. враг - националистические буржуазные правительства»), Лимонов предпочел национальное чувство большевистскому классовому чутью: «Ну, какие же нам чечены - братья? Злейшие враги. До того, как мы пришли их воевать, они терроризировали Россию и изнутри, а в Чечне просто вырезали русских»45. В «Лимонке» не раз публиковались материалы, где на примерах прошлого предлагались пути «замирения» Кавказа. декабристы - участники кавказской войны также рассматриваются в качестве вдохновляющего примера для российских солдат третьего тысячелетия.

В «Лимонке» № 18 (июль 1995) А. Борисов в статье «Спецназовец Лермонтов в Чечне» напоминает, что «Кавказ россия завоевывала не одно десятилетие. И среди многих, кто принимал в этом участие, были три великих русских писателя: Грибоедов, Лермонтов и Л. Толстой». В статье сочувственно сообщается, что в бою при Валерике «уже на исходе боя, шальная чеченская пуля сразит декабриста Лихарева в тот самый момент, когда он будет рассуждать с Лермонтовым о Канте, Гегеле и вечности»46.

В статье Слипа «Пусть ненавидят, лишь бы боялись» («Лимонка» № 56, январь 1997) упоминается о декабристских связях покорителя Кавказа генерала Ермолова и его сотрудника коллежского асессора Грибоедова: «на всю россию прогремели события на Сенатской площади. николай приказал арестовать Грибоедова как сторонника декабристов. <...> Царь подозревал Ермолова в связях с декабристами, и не без оснований. Члены тайного общества видели Ермолова в роли одного из деятелей будущего революционного правительства. но, как известно, декабристы потерпели поражение. Счастливая звезда генерала Ермолова закатилась»47.

две упомянутых статьи относились к чеченской войне президента Б.Н. Ельцина. В ноябре 2004 г. в «Лимонке» № 261 опубликована статья Андрея Игнатьева «Путин как реинкарнация Николая I». Товарищ Андрей спорит с либералами, сравнивающими путинскую «вертикаль» со «сталинскими репрессиями». Он сравнивает политику, включая «бесконечную и бессмысленную» кавказскую войну, императора Николая с правлением президента Путина: «По моему мнению, если и говорить сейчас о какой-либо реставрации, то это реставрация

старой дореволюционной романовской России, а из всего романовского периода путинщина больше всего напоминает время царствования Николая I (1825-1855). Известно, что правление Николая началось с восстания декабристов, и все оно поэтому прошло под флагом борьбы со смутьянами - отсюда и печально знаменитое Третье отделение, "мундиры голубые", эпоха безвременья, удушливая атмосфера, от которой многие бежали хоть на Кавказ, где тогда шла такая же бесконечная и бессмысленная война, как и та, которая идет сейчас» 48.

Другие упоминания декабристов на сайте «НБП-инфо», также вполне сочувственны.

В ноябре 2002 г. («Лимонка», № 208) автор НБП из Ульяновска почтительно цитирует великого земляка: «Среда великороссов выдвинула радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-ых годов»49.

На сайте НБП помещена публикация иркутской интернет-газеты «СМ Номер один» от 16 декабря 2004 г. В ней рассказывается о бывшем перуанском студенте, оставшемся в россии и вступившем в ряды НБП. Умберто Сильва-Бедойя рассказывает, как он оказался в Иркутске: «Я немного читал об Иркутске. О том, что в этом городе жили декабристы, что сюда ссылали людей, которые шли против системы. Я как раз считал себя одним из таких людей - и поехал в Сибирь»50.

В ноябре 2005 г. в статье «Маленькие люди» («Лимонка», № 285) доктор Борменталь иронизирует по поводу «абстрактного гуманизма» великой русской литературы. По его мнению, «если не будет напрягаться "большой" человек внутри нас, то мы все вымрем! Даешь великие потрясения! Убей маленького в себе!» Маленьким мещанам, по мнению автора, противостоят «большие люди: якобинцы, декабристы, полководцы, императоры, мыслители»51.

В двух текстах сторонников национал-большевизма декабристы представлены, на первый взгляд, в ироническом ключе.

В «Лимонке» № 193 (апрель 2002) в рубрике «Промывка мозгов» неизвестный автор объясняет нацболам, «как надо понимать» правильно:

«Закордонного оппозиционера БАБа уже сравнивали с Троцким. Но лондонский Березовский скорее напоминает Герцена: этот разбуженный декабристами субъект в середине XIX века был ведущим дворянским оппозиционером петербургской имперской бюрократии. Проживая за границей - попеременно в Лондоне и Ницце (совсем как Борис Абрамыч) - Герцен

слал из своего прекрасного далёко словесные громы и молнии на голову царскому режиму. Злобный царский режим, гноивший оппозиционеров любых сословий в Акатуе или Алексеевском равелине, тем не менее не посягал на экономические основы герценовской оппозиционности. И революционный либерал Герцен критиковал крепостное право на деньги, содранные со своих крепостных»52.

Равиль Баширов в недатированной статье спрашивает: «Кто сможет назвать декабристов, породистых русских дворян - жи-дами-иудореволюционерами?»53.

Заметно, что ирония направлена не на декабристов, а на скованных с ними цепью «трех поколений» «революционного либерала» Герцена и «жидов-иудореволюционеров». Более того, оба автора противопоставляют декабристов предмету своей иронии. В отличие от прохлаждающегося в Лондоне и Ницце Искандера, декабристы «гниют» в Алексеевском равелине и Акатуе. А жидам-дворняжкам оппонируют «породистые русские дворяне».

Мы видим, что Лимонов-вождь не смог передать товарищам по партии свое негативное восприятие предков интеллигенции -декабристов. но, вероятнее всего, противодействовал использованию декабристской метафоры в пиаре акции 14 декабря 2004 г. С середины апреля ситуация вышла из-под контроля вождя НБП. Как развивалась метафора после апрельского «прорыва»?

Удивительно, но и в последующий период метафора в большинстве случаев использовалась лишь в качестве термина, т. е. краткого обозначения участников «мирного захвата»: «нацболы-"декабристы" - 39 активистов НБП, проведших в декабре прошлого года акцию протеста в приемной администрации президента»54. В терминологической ипостаси энергетика декабристской метафоры аннигилируется. Подобно смыслу выражения «белый как лунь» ее смысл полностью стирается в массовом сознании.

Запоздалое признание метафоры «нацболы-"декабристы"» свидетельствует, что Эдуард Лимонов - негибкий политик, которому трудно поступиться личными вкусами и пристрастиями в прагматических целях. Другой важный вывод: СМИ не способны самостоятельно формировать имидж того или иного события. В своем подходе они жестко зависят от пиаровских ходов заинтересованных сторон.

Примечания

1 «С правовой точки зрения проблема в том, что эта партия регулярно проводила дерзкие акции, которые в бытовом восприятии выглядели хулиганством, но при которых насилие не применялось. Это скорее имитация насилия. И отсюда возникала проблема их правовой квалификации». См.: Сигал Л. Уроки 2004 // Русский журнал. 2004. 31 дек. (http://old.russ.ru/culture/upravo/20041231.html)

2 Сигал Л. Страна Лимония // Русский журнал. 2004. 25 дек. (http:// www.russ.ru/docs/74422520?user_session=a710a179d7dec181c054d12 b279bb7f4)

3 Сигал Л. Уроки 2004 // Русский журнал. 2004. 31 дек. (http://old.russ. ru/culture/upravo/20041231.html)

4 Немного ранее, 18 декабря декабристские ассоциации были намечены в статье «Милые нац-бол-шалости» сибирского журналиста Василия Королева. Разоблачая лимоновцев, «человек из Кемерова» обыгрывает ленинскую цитату «страшно далеки они от народа»: «Можно сколь угодно долго заниматься крупными и мелкими пакостями (на днях несколько национал-большевиков захватили приёмную Администрации Президента России), но не надо изображать из себя страстных радетелей за народ, потому хотя бы, что страшно товарищи нацболы от народа далеки. Народу-то революции вовсе ни к чему, спасибо -накушались уже по темечко». См.: Королев В. Милые нац-бол-шалости // Губернские ведомости. Кемерово. 2004. 18 дек. (http://www.gubved. ru/article/?id=2453).

5 Политковская А. Поколение некстати // Новая газета. 2005. 17 янв. (http://2005.novayagazeta.ru/nomer/2005/03n/n03n-s17.shtml)

6 Сигал Л. Страна Лимония // Русский журнал. 2004. 25 дек. (http:// www.russ.ru/docs/74422520?user_session=a710a179d7dec181c054d12 b279bb7f4)

7 Сигал Л. Уроки 2004 // Русский журнал. 2004. 31 дек. (http://old.russ. ru/culture/upravo/20041231.html)

8 El Lobo Rojo. Куда пойти «советчикам» // Лимонка. № 264. Январь 2005. (http://limonka.nbp-info.ru/264/264_34_09.htm)

9 http://www.regnum.ru/news/418161.html

10 Загатин С. Постоять на эшафоте // Завтра. 2005. 31 авг. http://zavtra. ru/cgi/veil/data/zavtra/05/615/72.html

11 pmem. 10 июля 2006 // http://pmem.livejournal.com/2330.html

12 Гражданин России. Декабристы у парадного подъезда // http://www. nbp-info.ru/112print.html

13 Купите наши души. Семь признаков религиозных, политических и корпоративных сект. 14 апреля 2005 // http://yoki.ru/social/835-0/

14 «декабристов»-лимоновцев оставили под стражей. 9 марта 2005 // http: //www.regnum. ru/news/418161.html

15 Продлено следствие по делу нацболов-«декабристов». 3 апреля 2005 // http://www.cprf.ru/news/lenta/32411.html

16 14.12.04. Москва: захвачена приемная администрации президента // http://nbp-info.ru/archiv/131204/141204_priemnaya.html

17 10.02.05. Открытое письмо президенту РФ от матери политзаключенного // http://www.nbp-info.ru/archiv/131204/100205_pismo.html

18 16.02.05. Стенограмма пленарного заседания Государственной думы РФ по «делам НБП» // http://www.nbp-info.ru/archiv/131204/160205_ leonov.html

19 03.04.05. Москва: Продлено следствие по делу нацболов-«декабристов» // http://www.nbp-info.ru/archiv/131204/030405_decabr.html

20 El Lobo Rojo. Куда пойти «советчикам» // Лимонка. № 264. Январь 2005 (http://limonka.nbp-info.ru/264/264_34_09.htm)

21 Лимонов Э. Дела партийные // Лимонка. № 275. Июнь 2005 (http:// limonka.nbp-info.ru/2 75/2 75_12_01 .htm)

22 Родители нацболов-«декабристов» пойдут по стопам своих детей? 15 апреля 2005 // http://www.regnum.ru/news/439422.html

23 Ходорковский М.: «Я верю в то, что моя страна, Россия, будет страной справедливости и закона» // http://www.khodorkovsky.ru/speech/2199. html).

24 Ср. слова из обращения родителей нацболов к президенту РФ: «Проявите милосердие, помилуйте наших детей. Взгляните в наши глаза и глаза истории. Они полны надежды на Вас» // 22.04.05. Президенту Российской Федерации Путину В.В. от родителей политзаключенных // http://www.nbp-info.ru/archiv/131204/220405_putinu.html

25 Лимонов Э. Дела партийные // Лимонка. № 275. Июнь 2005 (http:// limonka.nbp-info.ru/2 75/2 75_12_01 .htm)

26 Лимонов Э. Чаадаевщина // Советская Россия. 5 мая 1991 (http://www. nbp-info.ru/new/lib/lim_iv/sssr13.html)

27 Лимонов Э. Лимонка в избирателя // Лимонка. Февраль 1995. № 6 (http://www.nbp-info.ru/Limonka/6_12_6.htm)

28 Магарил С. Чем опасен национал-большевизм? 4 октября 2005 // http://www.regions.ru/news/1904470/. Адекватный перевод слова маргинал - подонок общества. Ср. на сайте НБП-инфо: «подонки это маргиналы» // Слова редактора // Инкуб № 1(www.nbp-info. ru/inkub/001/1_12_01.htm)

29Лимонов подчеркивает, что слово мещанин переводится «на французский, да и на английский лишь словом буржуа». См.: Лимонов Э. Чаадаевщина // Советская Россия. 5 мая 1991 (http://www.nbp-info. ru/new/lib/lim_iv/sssr13.html)

30 Лимонов Э. Несколько мыслей по поводу Хлебникова // День литературы. Июль 2003. № 7 (http://www.nbp-info.ru/2265print.html)

31 Лимонов Э. Новогоднее обращение вождя к членам НБП и сочувствующим // Лимонка. Январь 1997. № 56 (http://www.nbp-info.ru/ Limonka/56.htm). В первую тройку любимых политиков Эдички вошли «Ленин, Гитлер, Муссолини» // Ответы вождя на вопросы рабочего // Лимонка. Январь 1997. № 55 (http://nbp-info.ru/Limonka/55.htm)

32 Календарь «Лимонки» // Лимонка. Ноябрь 1999. № 132 // www.nbp-info.ru/Limonka/limon132/cal132.htm

33 Календарь «Лимонки» // Лимонка. Июнь 1998. № 120 // http://www. nbp-info.ru/Limonka/limon 120/cal 120.htm

34 Тульский М. Голос из Лефортовской тюрьмы // Независимая газета. 14 июня 2001 // http://faces.ng.ru/people/2001-06-14/2_vote.html)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 Эдуард Лимонов: «Не будьте, как русские князья!» Диалог с Александром Прохановым // Завтра. Февраль 2003 (http://www.geksogen. ru/r6.html)

36 Эдуард Лимонов: «Высший тип писателя - это мыслитель». Март 2004 //

http://www.ozon.ru/context/detail/id/1659592/. Ср. ответ Лимонова на вопрос рабочего из Северодвинска («Имеете ли Вы отношение к Савенко (денщик П.И. Пестеля. - С. Э.), непосредственно связанному с декабристом Пестелем?»): «К стыду моему, не знаю. Плохо знаю свою родословную». См.: Ответы вождя на вопросы рабочего // Лимонка. Январь 1997. № 55 (http://nbp-info.ru/Limonka/55.htm)

37 http: //biblio-techka.megalit.ru/limonov_mertvye/limonov_mertvye_ 9.php

38 http: / / nbp-info.com/new/lib/lim_checkshot / cv 18.htm

39 Лимонов Э. Лимонка в избирателя // Лимонка. Февраль 1995. № 6 (http://www.nbp-info.ru/Limonka/6_12_6.htm)

40 http://soft.rosinstrument.com/cgi-bin/st/In_Russian/EDUARD_ LIMONOV/TRUPNY_YAD_XIX_VEKA.txt. Бывший соратник Лимонова Вадим Штепа дает «поморские ответы» на книгу писателя-узника «Другая Россия». Издевательски советуя классику применить «прогрессивный метод» «новой хронологии», архангелогородец пародийно «деконструирует» подсознательное отношение Лимонова к декабристам: «Удивительно, как Лимонов с его литературным талантом не воспользовался этим прогрессивным методом и попросту не вычеркнул так опостылевший ему 19 век русской истории. Его же на самом деле не было вовсе! Вот, смотрите, какие потрясающие соответствия: все эти мифы о "декабристах" были просто поздним и искаженным переложением событий Октябрьской революции, тиран Николай I был двойником Сталина, освободитель Александр II - Хрущева, застойный Александр III подозрительно смахивал на Брежнева, а когда Горбачев отрекся и развалил Союз, массовое подсознание его за это расстреляло» //Штепа В. Поморские ответы // Иначе. 5 мая 2003 (http://www.inache.net/barrikad/answers.html)

41 Джемаль Г. Неоленинизм XXI века // Лимонка. Ноябрь 1998. № 104 (http://limonka.nbp-info.ru/104/104.htm)

42 Абель. Что делать? // Лимонка. Январь 2002. № 56 http://www.nbp-info.ru/Limonka/187_12_2.htm

43 Абель. Сбросим обноски старых идеологий // Лимонка. Февраль 2003. № 214 (http://www.nbp-info.ru/Limonka/214_12.htm)

44 Абель. Революция превыше всего. 30 марта 2005 // http://www.nbp-info.ru/149.html

45 Ответы вождя на вопросы рабочего / / Лимонка. Январь 1997. № 55 (http://nbp-info.ru/Limonka/55.htm)

46 Борисов А. Спецназовец Лермонтов в Чечне // Лимонка. Июль 1995. № 18 (http://www.nbp-info.ru/Limonka/18_34_1.htm)

47 Слип. Пусть ненавидят, лишь бы боялись // Лимонка. Январь 1997. № 56 (http://www.nbp-info.ru/Limonka/56.htm)

48 Игнатьев А. Путин как реинкарнация Николая I // Лимонка. Ноябрь 2004. № 261 (http://nbp-info.ru/limonka_new/261/261_34_05.htm)

49 НБП. В.И. Ленин: «О национальной гордости великороссов» // Лимонка. Ноябрь 2002. № 208 (http://www.nbp-info.ru/Limonka/208_ 12_2.htm)

50 Улыбина Ю. Перуанец из Иркутска готов умереть за Россию // СМ Номер один. 16 декабря 2004 (http://pressa.irk.ru/sm/2004/50/003000. html; http://www.nbp-info.ru/subs/aboutus/76_bedoya.html )

51 Доктор Борменталь. Маленькие люди // Лимонка. Ноябрь 2005. № 285 (http://www.nbp-info.ru/limonka_new/285/285_56_05.htm)

52 Промывка мозгов // Лимонка. Апрель 2002. № 193 (http://www.nbp-info.ru/Limonka/ 193.htm)

53 Баширов Р. Ленин и мы // http://www.nbp-info.ru/128print.html

54 01.07.05. Москва: открытое заседание по делу нацболов-«декабристов» // http: //www.nbp-info.ru/archiv/131204/010705_2zasada.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.