Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ТРИЗ» НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ТРИЗ» НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
технология / ТРИЗ / познавательные задачи / TRIZ / technology / educational tasks

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаренко Н.С.

В работе рассматривается особенность использования технологии «ТРИЗ» при изучении предметов естественнонаучно цикла. Данная технология позволяет повысить эффективность усвоения сложных тем при изучении биологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF TRIZ TECHNOLOGY IN BIOLOGY LESSONS AS BASIS FOR DEVELOPMENT STUDENTS' SYSTEMIC THINKING

The paper considers the peculiarity of the use of TRIZ technology in the study of subjects of the natural science cycle. This technology makes it possible to increase the efficiency of mastering complex topics in the study of biology.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ТРИЗ» НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»

УДК 37

Назаренко Н.С.

учитель биологии высшей квалификационной категории

Гимназия № 5 (г. Волгоград, Россия)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ТРИЗ» НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Аннотация: в работе рассматривается особенность использования технологии «ТРИЗ» при изучении предметов естественнонаучно цикла. Данная технология позволяет повысить эффективность усвоения сложных тем при изучении биологии.

Ключевые слова: технология, ТРИЗ, познавательные задачи.

На современном этапе развития общества особо важное значение имеет не только освоение базового уровня знаний в конкретной области науки, но и умение творчески мыслить, владеть навыками логического рассуждения. Поэтому задача школы - не только дать необходимый объем знаний, предусмотренный программой, но и заставить учащегося увидеть цели своей учебной деятельности, планировать возможные способы получения новых знаний. [1] Поэтому в педагогике возникла потребность в переосмыслении традиционных методов и форм обучения и разработке таких методических приемов, которые будут способствовать развитию активной мыслительной деятельности. Важно чтобы преподавание конкретной дисциплины носило не описательный характер, а раскрывало взаимосвязь основных закономерностей и явлений действительности, выявляло причинно - следственные связи. Поэтому применение учебно- познавательных задач, требующих не только знаний, но и умения оперировать имеющимися понятиями, выдвигать гипотезы, может стать особенно продуктивным с точки зрения результата

учебной деятельности. Особенно это касается предметов естественнонаучного цикла. В настоящее время сформировались научные направления по систематизации познавательных задач по биологии. Одним из них является технология «ТРИЗ», которую разработал Г. С. Альтшуллер. Эта технология основана на системе выстраивания логических выводов на основе единых закономерностей любой науки. Теория изобретательских задач дает возможность не тратить время на метод проб и ошибок или на ожидание творческого озарения, а воспользоваться системным подходом и решить большую часть рутинной работы на интеллектуальном уровне, найдя оптимальное решение. [2]

Биология - не только теоретическая дисциплина, она непосредственно связана с практикой, поэтому усвоение основных понятий будет более продуктивным, если учитель использует такие методы, которые раскрывают не какие-либо абстрактные биологические модели, а опирается на естественные, реально существующие в природе закономерности. Это помогает учащимся соотносить приобретенные знания с наблюдаемыми, и, наоборот, в своих наблюдениях видеть или обнаруживать общеизвестное.

Существует большое разнообразие видов задач, кроме того, само понятие трактуется авторами по-разному. В отличие от задач точных дисциплин чаще всего учебно-познавательная задача в биологии представляется как учебная комбинация, описывающая какое-то биологическое явление, формулировка которой содержит определенное противоречие и предполагает ряд учебных действий, приводящих к разрешению противоречий. Но в то же время биологическая задача состоит из одних и тех же частей, что и математическая: условие, требование задачи, оператора задачи (то есть возможных путей ее решения). Поэтому при введении в практику такого приема целесообразно изначально учащихся подготовить, объяснить алгоритм, общий принцип ее построения.

Особенность учебно - познавательных задач, используемых при изучении биологии, состоит в том, что многие из них имеют несколько путей

рассуждений, приводящих к предполагаемому выводу. Необходимо объяснить учащимся, что решение задачи - это не только ответ на вопрос, а система умственных действий на основе анализа рассуждений. Учащиеся формулируют то, что дано в условии задачи, что необходимо выяснить. Затем, опираясь на знания о жизни рыб, предполагают возможные пути ее решения. Роль учителя при этом зависит от того, насколько учащиеся усвоили основной принцип решения задач такого типа. Если навык самостоятельного рассуждения уже отработан, функция учителя - направляющая, если - нет, то дает идею, а развивать ее предлагает детям. Кроме того, можно использовать прямой принцип решения: от предполагаемых вариантов к истинному, либо, наоборот, сформулировать решение задачи, а затем проверить его правильность. При этом следует отметить учащимся, что в основе биологической задачи лежит какое -то биологическое явление, необходимо его только выявить, а затем, опираясь на общеизвестную закономерность, можно легко найти верное решение. Это имеет огромное развивающее значение, поскольку создает ситуацию открытия чего - то нового, позволяет ощутить себя маленьким исследователем или первооткрывателем. Кроме того, применение такого приема гораздо эффективнее в младших классах, когда обучение строится на основе исключительно познавательного интереса, когда еще не вводится сложная биологическая терминология. Это и подтверждает теорию Л. С. Выготского о "зонах актуального и ближайшего развития". Действительно обучение не должно опираться на исходный уровень знаний, а несколько опережать его, тем самым создавать предпосылки для последующего их совершенствования.

Особое значение имеют биологические задачи экологического содержания. Введение экологических понятий на уроках биологии через использование познавательных задач позволит учащимся обогатить знания о биологических процессах и явлениях, представить сложность устройства окружающего мира.

Разработка и использование педагогом учебно-познавательных задач разных видов позволит улучшить качество знаний, будет способствовать развитию творческого мышления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход - М.: ГУ ВШЭ, 2002г;

2. Демьянков Е.Н. Биология.Мир животных.7 кл.:задачи, дополнительные материалы/ Е.Н. Демьянков, А.И. Никишов.-М.:Гуманитар.изд.центр.ВЛАДОС, 2004.-175 с

Nazarenko N.S.

Gymnasium No. 5 (Volgograd, Russia)

USE OF TRIZ TECHNOLOGY IN BIOLOGY LESSONS AS BASIS FOR DEVELOPMENT STUDENTS' SYSTEMIC THINKING

Abstract: the paper considers the peculiarity of the use of TRIZ technology in the study of subjects of the natural science cycle. This technology makes it possible to increase the efficiency of mastering complex topics in the study of biology.

Keywords: TRIZ, technology, educational tasks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.