УДК 372.857
UDC 372.857
Е.Н. ДЕМЬЯНКОВ
кандидат педагогических наук, профессор, кафедра ботаники, физиологии и биохимии растений, Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева
E-mail: [email protected]
E.N. DEMYANKOV
Candidate of Pedagogics, Professor, Department of botany, plant physiology and biochemistry, Orel State University
named after I.S. Turgenev E-mail: [email protected]
УЧЕБНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПО БИОЛОГИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ИХ РЕШЕНИЮ
EDUCATIONAL COGNITIVE PROBLEMS IN BIOLOGY AND POSSIBLE APPROACHES TO TEACHING OF THEIR SOLUTIONS
В статье рассматриваются особенности обучения решению задач начальной школы и возможной пролон-гации обучения решению учебно-познавательных задач по биологии в основной школе.
Ключевые слова: задача, учебная познавательная задача, алгоритм.
The article considers the peculiarities of teaching to solve elementary school problems and the possibility of prolonging the teaching of solving educational and cognitive problems in biology at primary school.
Keywords: problem, cognitive task, the algorithm.
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает основной задачей совре-менной школы формирование личностных результатов обучения. Путем реализации этой проблемы являет-ся формирование универсальных учебных действий, в основе которых лежит развитие мышления обучаемых и овладение определенными мыслительными операция-ми, такими как анализ, синтез, сравнение, обобщение, ди-алог и, конечно, творческая деятельность. Выполнению определенных действий уже обучают в начальной шко-ле, предлагая познавательные задания: образные, логические, оценочные; учебные познавательные задачи, к которым многие учителя, преподающие математи-ку, окружающий мир, начинают приучать учащихся. К примеру, анализ как метод исследования связан с экстрагированием элементов, свойств объекта, а синтез - с объединением разных элементов, сторон в одно целое. В процессе мышления они дополняют друг друга. Способность к аналитико-синтетической деятельности проявляется не только в умении выделять или соеди-нять элементы в единое целое, но в умении включать их в новые связи. Важнейшую роль играет формирова-ние приемов сравнения и других. Знакомя на конкрет-ных примерах с системой логических рассуждений, стимулирующих обучаемых к самостоятельности, прививаем навыки эвристического и нестандартного мышления. «Так как усвоение действия происходит только через выполнение данного действия самим учеником ... П.Я. Гальперин». Большинство задач решается в процессе целенаправленной и планомерной деятельности, так как от деятельности, которую выполняют учащийся
в процессе обучения, напрямую зависит их развитие.
Так Н.В. Тимошкина в статье «Решение познавательных задач на уроках окружающего мира» выделяет типы задач и способы их решения. Считает, что при решении репродуктивно-учебных задач познавательная деятельность учащихся носит репродуктивный характер, основным результатом которой является простое воспроизведение ранее полученных из того или иного источника знаний.
Решение более сложных задач предполагает обращение репродуктивно-преобразовательной познавательной деятельности учащихся, которая построена на традиционной словесной системе рассуждений.
Умения последовательно, четко излагать свои мыс-ли тесно связаны с умением представлять сложное действие в виде организованной последовательности простых - это и есть алгоритмическое умение. Для того чтобы его выработать у учеников начальной школы им предлагают различные упражнения, выполнение ко-торых позволяет им осознать способы деятельности: прочтение текста, его анализ, выявление взаимосвязей между условием и требованием и др. Так Истомина Н.Б. считает: любое задание в начальной школе можно рас-сматривать как задачу, выделив в нем условие, то есть ту часть, где содержатся сведения об известных и не-известных значениях, величинах, об отношениях между ними и требованиях, то есть указания на то, что нужно найти. Для выполнения каждого требования применя-ют определенный метод. В начальном курсе математи-ки понятие «задача» обычно используется тогда, когда речь идет об арифметических задачах. Обычно они ге-
Е.Н. Демьянков E.N. Demyankov
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (71), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 71. 2016
нерируются в виде текста, где существует количествен-ные
отношения между реальными объектами. Потому к ним применяют понятия «текстовые», «сюжетные», «вычислительные». Универсалия «решение задачи» рас-сматривается с различных точек зрения: решение как результат, то есть как ответ на вопрос; решение как про-цесс нахождения результата. В первом случае итогом становится сформированность у обучающихся умения решать задачи определенных типов. Другой - научить обучаемых выполнять анализ текстовых задач, выявлять взаимосвязи и
представлять эти связи в виде решения. Обучение решению задач каждого вида осуществляется в соответствии с логикой построения курса. Простые за-дачи сначала решаются на предметном уровне, практи-чески с помощью счета, затем по образцу и закрепление.
Сначала задачу читает учитель или кто-то из учени-ков (первое прочтение).
Затем ученикам предлагается прочитать задачу про себя (второе прочтение).
- Кто может повторить задачу?
(третье)
- Выделите условие и вопрос
задачи (четвертое)
- Что нам известно? (пятое)
- Что неизвестно?
Результат: ученики должны
осознать текст и полу-чить представление об описанной ситуации. Но многие и после такого разбора приступить к решению не мо-гут. Далее учитель дополняет беседу краткой записью условия и организует
целенаправленный поиск решения. Так у учащихся 1-4 классов постепенно формиру-ется общий подход к решению задач, направленный на усвоение структуры и осознание процесса решения.[7]
Таким образом, под решением задачи в 4 классе мож-но понимать процесс анализа словесного задачного сю-жета, имеющего определенные данные и характерную структуру (условие и требование), предполагающую определенную форму записи. А этому требуется
учить школьников - выполнять учебные действия: прочтение текста, его анализ, выявление взаимосвязи между усло-вием и требованием, данными и искомым и описывать их каким-то образом, в виде записи дано, решения. Так у них формируется подход к решению учебной задачи.
Именно в начальной школе начинают учить этапам работы по решению задач.
Подготовительная работа (повторение материа-ла, устное решение простых задач, повторение правил, величин (скорость, время, расстояние и т.д.).
Работа по разъяснению текста задачи.
Разбор (анализ) задачи, поиск пути решения и составление плана решения.
Запись - дано, решения, ответа.
Проверка, работа над задачей после ее решения, иногда в виде выводов, чему требуется обучать.
Обучение решению задач в начальной школе с по-становкой вопросов к каждому действию учит ребенка осмысленно относится к выполняемым действиям. При таком подходе формируется алгоритм к решению зада-чи и нивелируется психологический комплекс, «а как ее решать, с чего начинать?».
Существуют различные методы поиска решения за-дачи,
сформированные в педагогике, психологии, ди-дактике. Так в методической литературе широко описан эвристический метод, соответствующий современной парадигме образования. Где учитель вместо изложения учебного материала в готовом виде подводит обучаемых к «переоткрытию» закономерностей, к самостоятельному формулированию определений, к составлению за-дач. Разновидность этого метода:
- метод целесообразных задач;
- эвристическая беседа при решении задач;
- постановка и решение проблем;
- обобщение способа решения и составления ре-комендаций для поиска решения подобных задач.
Многие учителя предлагают и успешно используют практике решения учебных познавательных задач по биологии систему построения логических рассужде-ний, ориентированных на формально-логический ана-лиз проблемы, то есть самые общие указания по работе над задачей, а не конкретные предписания.
Интересный подход к обучению решения познавательных задач предлагает Модестов С.Ю., используя идеи решения задач с точки зрения ТРИЗ - теории решения изобретательских задач,
предложенной Г.С. Альтшуллером, где сочетаются алгоритмический и эвристический подходы.
Интересные подходы к обучению решению познавательных задач по экологии и
218
биологии предлага-ет творческий коллектив Анищенко Л.Н., Зайцев Д.Н., Булавинцева Л.И.
Еще в 70-80-х годах 20 века в своих работах Е.П. Бруновт предложила следующую
последователь-ность операций по решению учебных познавательных задач по биологии:
- сначала учитель дает образцы решения задач и объясняет алгоритм рассуждений;
- что ясно из условия;
- что надо объяснить;
- какие знания имеются о задаче и какие нужны для ее решения.
Мы рассматриваем различные методы поиска реше-ния учебных познавательных задач: традиционные, «но-вые» и, только комбинируя и осваивая их, можно добиться положительных результатов. И считаем, что процесс ре-шения любой учебной познавательной задачи представ-ляет собой определенную последовательность действий:
1 «Читать» и «слышать» условие задачи.
2 Выяснить биологический смысл задачи, о каком явлении идет речь.
3 Кратко записать условие (по определенному алгоритму).
4 Уточнить известные понятия, данные и опреде-лить, что они дают для ответа, какова связь между ними.
5 Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомнить, найти, прочитать.
6 Составить план решения по этапам.
7 Проверить все ли данные учли, является ли предложенное решение ответом на вопрос задачи.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
Сформулир овать ответ.
Сформулир овать
предполагаемы й вывод по рассматриваемому явлению в задаче.
Особенност ь учебных познавательных задач, ис-
пользуемых при изучении биологии, состоит в том, что многие из них имеют несколько путей
рассуждений. Поэтому важно научить учащихся мыслить логически, приходя к
ответу,
предполагаемы м выводам.
В практике решения учебных познавательных за-дач, по определенному алгоритму, мы убедились, что решение не только ответ на вопрос задачи (часто учащиеся его знают, но
обосновать решение не могут), но система умственных действий на основе анализа, рас-суждений, рассматривают их описанное явление и приводящих к определенной форме записи
условия задачи, постепенного ее решения и
формулирования ответа и
выводов по рассмотренному явлению. Этому следует
систематически обучать
учащихся. Для решения задач по алгоритму предлагаем использовать схему 1 .
План деятел ьности по
решен ию
задач
+ 4
G i
I tf
6 G
J
g
G G
g^LG+s [+443GJ g^G^^G
I^++[tfG}6GJ, LIG34GJQG)
++3j4
LIJGLI
^jfte— i
393iGe
Обучение решению учебных
познавательных задач не
самоцель, а действенное средство развития познава-тельных способностей, воспитание внимания школьни-ков, формирование различных мыслительных приемов. Ценность, что ученики учатся использовать получен-ные знания, умения в процессе выполнения конкретных заданий. Решение учебных познавательных задач предполагает поиск не только новых знаний, но и условий их применения. Большинство учебных познавательных за-дач решается в процессе целенаправленн ой и планомерной
деятельности. Опытные учителя знают, что сразу же после
ознакомления с содержанием задачи большинство учеников спешат назвать ответ. Многим решение задачи кажется
несложным, и они стремятся свести всю работу к
вычислениям (если это
вычислительная зада-ча) или ответу. Однако процесс
решения любой «зада-чи» состоит из
определенных этапов. Помощь учителя в
данном случае заключается в том, чтобы
обеспечить максимальную самостоятельнос ть школьников. Никогда не следует заострять внимание на искомой
величине и тем более пытаться сразу ее найти. Д. Пойа
отмечает: «Лучшее, что может сделать учитель для учащегося, состоит в том, чтобы путем неназойливой помощи подсказать блестящую идею ...».
Решение любой учебной познавательной задачи на-
чинается с
«умения читать» и «слышать» условие за-дачи, что для ученика исключительно важно, от этого зависит ее
понимание, а, следовательно, эффективность дальнейших действий. При чтении и
дальнейшем анализе условия ученик должен понять, «о чем эта зада-ча», какое явление рассматривается в условии
задачи.
Подумать о ситуации описанной в условии. Помнить, что ближайшая цель - выяснить описанное явление четко его представить, если есть
необходимость «про-говорить, услышать, удивиться». Анализ задачи начина-ется с расчленения ее на условие и требование, которые можно провести с
разной глубиной. Глубина анализа за-дачи зависит от того, знаком ли нам данный вид задач,
способ решения, а главное
рассматриваемое явление и его характеристики. Если да, то достаточно простейше-го
анализа. Если нет, то нужен основательный анализ.
Проанализирова в задачу,
вычленив из ее формулиров-ки условия задачи, мы должны соотнести этот анализ с
требованием задачи. Если, анализируя условие задачи, видим, что оно состоит из
одного явления, то описы-ваем его свойства, если из
нескольких -описываем их отношения, характеристики.
В процессе поиска решения познавательных задач важное значение имеет прогнозировани е - предвиде-ние тех результатов, к которым может применяться поиск. Любая учебная познавательная задача по
биологии, используемая в учебном процессе, выражает какое-то
биологическое явление (группу явлений). Соотношение между
искомыми и известными величинами содержатся внутри этого явления. Для того, что бы найти эти соотношения, необходимо не только знать сущность данного явления,
систему его параметров, но и уметь эти
параметры в данной задаче выделить. Иными словами, анализ задачи сводится к
выделению и анализу явления.
Рассматрив аемые явления часто содержат количественную и качественную характеристики . Поэтому
сначала определяют качественную характеристику яв-ления, затем устанавливают количественные связи и соотношения с величинами, характеризующ ими данное явление.
Оформлени ю задач также следует уделять присталь-ное внимание. Так, одним из
приемов по оформлению задач может служить использование цвета,
подчеркива-ний для выделения условия, вопроса, этапов решения (Пойа, В.Ф. Шаталов).
219
Дано, ответ, поиск решения за-дачи должны быть отражены в тетради.
Результаты анализа условия задачи следует записывать. Традиционная словесная система
рассуждений не совсем удобна, так как быстро теряется предмет обсуждения. Поэтому при изучении физики, химии, математики принята схемати-ческая запись условия задачи, где
широко используются обозначения, символы, сокращенные записи. Это сделать далеко не просто. Мы предлагаем в схематической записи четко выделять условия и
требования задачи, объекты и их
характеристики. Там, где
целесообразно, можно использовать условные обозначения.
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (71), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 71. 2016
Например.
Имеется условие задачи. Вопрос. Что необходимо сделать в первую очередь, чтобы решить задачу?
Ответ. Проанализировать условие задачи, выделить рассматриваемое явление, выявить связи и отношения и кратко записать условие задачи (дано).
Анализ задачи можно провести с разной глубиной, все зависит от того, знаком ли данный вид задачи, способ ее решения, а главное рассматриваемое явление и его характеристика. Проанализировав условие задачи, вычленяем из ее формулировки явление, связи, отноше-ния и кратко записываем по определенной схеме.
Условие задачи (Дано) Явление.
Что лежит в основе явления (биологическое, химическое, физическое и другие явления). Результат В о
п р
о с
3 а д а
4 и
Р
е
ш
е
н
и
е
Уточнить данные условия_
задачи.
Выяснить биологический
смысл задачи (о каких свойствах говорится в ней, какова связь между ними).
Мобилизовать в памяти недостающие для реше-ния задачи
факты, понятия (или найти в литературе, Интернете).
Отв
ет.
Пре
дпо
лага
емы
й
выв од.
Анализируя учебную
познавательную задачу по био-логии, учащиеся должны понимать, что задача имеет особенность, ее содержание является ориентиром, вхо-дящим в приемы решения задачи, и часто лежит часто вне биологии. Поэтому обучаемых следует учить умени-ям выделять описываемое в задаче явление, определять элементы и понимать отношения, которыми описыва-ется это явление. Специфические особенности описан-ной в задаче ситуации и выступают
ориентировочной основой,
определяющей путь решения. Как показывает опыт, ученикам предлагается самостоятельно
прочитать задачу, провести анализ, выделить явление, кратко запи-сать условие по схеме, определить систему рассуждений,
сформулировать ответ и
предполагаемый вывод. Все это требует определенных навыков. В практике решения за-дач учитель редко предлагает записать данные, составить план решения задачи. В результате школьники сразу же начинают манипулировать данными, не пытаясь выстро-ить систему рассуждений. Поэтому обращаем внимание на то, что необходимо учить обосновывать ход решения задачи, формулировать вопросы плана решения, обосно-вывать мотивацию плана выбора действий, объяснять значение полученных результатов, а также во многих случаях осуществлять проверку решения задачи.
Чтобы освоить умения решать познавательные за-дачи,
необходимо научиться рассуждать по «проблеме», описанной в задаче. Это возможно проводить по опре-деленному алгоритму:
- выделить явление; (выделить описанное в задаче
явление непросто, так как ученики часто видят несколь-ко явлений и это правильно, поэтому учитель ненавязчиво, в зависимости от цели использования задачи, направляет внимание учеников на нужную проблему);
- определить, что нам известно о рассматривае-мом явлении;
- определить вопрос задачи;
- провести анализ условия
задачи;
- кратко записать условие;
- решение задачи.
Начинается с установления не
противоречат ли другдругу данные о явлении, рассматриваемом нами и тому которое описано в условии задачи);
Хватает ли нам данных о рассматриваемом явлении;
Вспомнить, найти
дополнительную информа-цию о рассматриваемом явлении;
Что из этих знаний может помочь в решении
задачи;
Предложите свою идею по решению задачи (если такова имеется).
Определить по этапам план рассуждений по реше-нию задачи:
- ответ; (сформулированный ответ всегда должен быть на поставленный вопрос);
- предполагаемый вывод -желателен, так как дает возможность решателю подвести итог по рассматривае-мому явлению и обосновать свое решение, так как от-вет в большинстве случаев приходит в виде инсайта, мгновенно происходящего на подсознательном уровне, осознание его и воспроизведение вызывает большие затруднения
При обучении математике в начальной школе подоб-ным действиям обучают, а затем эти навыки остаются только на уроках математики, лишь по мере необходимости их используют на уроках химии, физики. В био-логии подобное обучение пока отсутствует.
Более того, путь от выделения понимания опи-сываемого явления до составления плана решения, формулирования ответа и предполагаемого вывода исключительно индивидуален для каждого школьника. одного он может быть коротким, потому что в ходе анализа задачи
по какой-то причине ему известен ответ. Другой легко «видит» план решения задачи и хорошо представляет, как ее записать, сформулировать ответ и предполагаемый вывод. Третий без специально орга-низованного поиска не может наметить путь решения. Четвертый даже не понимает, с чего начать.
Поэтому после решения задачи желательно прово-дить
ретроспективный анализ
деятельности по реше-нию задачи,
это может выглядеть следующим образом:
- какие моменты в процессе решения представля-ли узловые этапы решения?
- какой момент был самым
важным?
- в чем состояла самая главная
трудность?
- что можно сделать лучше?
- нет ли другого подхода, который можно приме-нить в следующий раз?
220
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
Безусловно, на все
требуется время. Но этому не-
обходимо обучать
систематически , так как на сегодня умения решать учебные познавательные задачи по биологии
складываются стихийно.
В
педагогике,
психологии
разработаны
основные
приемы,
позволяющие
найти план
решения
задачи: прием
конкретизации;
прием
абстрагировани я; синтез;
анализ, но ни один из них не является универсальным , пригодным для любой задачи. Овладение разнообразными приемами решения задач, различных видов, позволяет вооружить школьников обобщенными уме-ниями и навыками решения.
Рассмотрим
примеры.
Задача 1. Летом многие пруды, а также аквариумы, стоящие у окон, «зацветают»: вода в них теряет свою
прозрачность и становится зеленой. Почему это опасно для жизни водоема?
Вопрос. Что необходимо сделать в
первую
очередь, чтобы решить задачу?
Ответ. В первую очередь следует
проанализирова ть условие задачи,
выяснить какое рассматриваетс я явле-ние, установить связи
отношения и записать условие задачи.
Анализ условия
показывает, что рассматриваетс я «цветение» воды, его
причины и последствия. Дано: Цветение
воды. Теряет прозрачн ость и становит ся
зеленой. Опасно для водоема.
П
о
ч
е
м
У ?
Р е ш е
н и е
Пруды, аквариумы «зацветают » и теряют свою прозрачность за счет сильного солнечного и светового излучения. Это приводит к усиленному развитию одноклеточных и сине-зеленых водорослей. 2. Изменение светового, температурного режима ведет к усиленно-му развитию водорослей и одноклеточных. В результа-те прозрачность водоемов уменьшается, накапливается избыток органических веществ, что является опасным для замкнутых водоемов, так как жизнь в них начинает погибать. Ответ. Накопление избытка органических ве-ществ в замкнутых водоемах ведет к заилению и гибели жизни в них.
Предполага емый вывод. Цветение водоемов ведущее к усиленному заилению водоемов является призна-ком
неблагополучия
Задача 2. Вода
необходима всем отраслям народного хозяйства. Больше всего воды потребляет сельское хозяйство, на втором месте промышленност ь, на третьем - коммунальное хозяйство. В сутки на одного жителя планеты тратится в среднем до 8 т воды. Сколько тонн воды требуется городу с населением 500 тысяч человек?
Вопрос. Что необходимо сделать в
первую
очередь, чтобы решить задачу?
Ответ. Проанализиров ать условие задачи,
выяснить какое рассматриваетс я явление, выяснить связи и отно-шения, кратко записать условие задачи.
В данной задаче
рассматриваетс я вопрос
исполь-зования воды в
хозяйстве страны, города. Указывается потребление воды на одного жителя планеты в сутки.
Необходимо рассчитать, сколько воды требуется в сутки городу с населением в 500 тысяч. Дано:
потреблени е воды человеком
обеспечени е города водой
- трата воды
сел
Вопрос: Сколько тонн воды требуется городу с на-
е н и
е м
5 0 0
т ы с я ч
ч е л о в е к
Р
е
ш
е
н
и
е
Питьевая вода необходима для
поддержания и обе-спечения быта человека, уже сегодня стоит вопрос о за-пасах
питьевой воды.
Ежегодно
объемы
технической
пресной воды на
нужды
промышленност и возрастают и в крупных городах ее не хватает, поэтому производства, требующие много пресной воды, выводят за пределы крупных городов. Город с населением 500 тыс. человек потребляет в день 500000 * 8=4000000 т воды.
Ответ. Город с
населением в 500 000 человек потре-бляет в сутки 4000000 т воды.
Предполага емый вывод. Вода -
уникальное веще-ство, необходимое для
поддержания жизни живых орга-низмов и обеспечения быта человека. Ежегодно объемы
потребления пресной воды на нужды
промышленности и человека возрастают, а это
представляет эколо-гическую опасность, так как ресурсы пресной воды ограничены.
Задача 3. Известно, что растения нуждаются во вла-ге. Однако большинство кактусов живет в местах, где осадки столь редки, что можно говорить об их полном отсутствии. Как они выживают?
Вопрос. Что необходимо сделать в
первую
очередь, чтобы решить задачу?
Ответ. Проанализиров ать условие задачи, выяснить рассматриваемо е явление,
выявить связи и отношения и кратко записать условие задачи.
Разные растения нуждаются в различном количе-стве влаги и имеют для этого
приспособлени я.
Дано:
- вода как фактор жизни растений
засухоустой
чивость
растений
приспособл ения к дефициту влаги Как
выживают кактусы в условиях дефицита влаги? Решение: Кактусы имеют ряд приспособлени й к условиям дефицита влаги и высоким температурам -они имеют более толстые покровные ткани,
препятствующи
е ис-парению.
Листья
кактусов
видоизменены в
колючки.
Кактусы
произрастают в
условиях
сильного
перепада
температур, при
этом в воздухе
образуется
большое
количество
влаги.
Специальный капиллярный канал,
проходящий внутри колючки, служит для поглощения из воздуха этой столь
драгоценной в подобных услови-ях воды. Также они имеют более вязкую
цитоплазму и высокое осмотическое давление. У кактусов очень раз-
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (71), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 71. 2016
ветвленная корневая система, которая подходит близко к земной поверхности. Как только начинается дождь, волоски корней тут же всасывают дождевую воду, ко-торая увлажняет почву лишь на несколько сантиметров вглубь. Затем вода быстро попадает в само растение. После дождя кактус на девять десятых состоит из воды. Этого запаса воды кактусу может хватить на целый год, так как у него очень хорошо развита водоносная парен-хима. Во время длительной засухи он
сморщивается, а во время очередного дождя, как губка, снова впитывает в себя много воды.
Ответ. Кактусы выживают в условиях дефицита влаги, потому что они приспособились к произраста-нию в данных условиях.
Предполагаемый вывод. Вода -необходимый фак-тор жизни растений. Она необходима для всех про-цессов жизнедеятельности растительного организма.
Растения, произрастающие в условиях дефицита влаги, имеют ряд приспособительных признаков.
Выводы в задачах -предполагаемые, они могут ши-роко варьировать, все зависит от цели использования задач в учебном процессе. В процессе планомерного об-учения решения учебных познавательных задач у обуча-емых накапливается опыт
самостоятельных действий:
- чтение условия задачи и анализ ее содержания;
- краткая запись условия задачи;
- поиск плана решения;
- формулирование ответа;
- формулирование предполагаемых выводов;
- решение задачи другим способом.
Таким образом, решение системы постепенно
усложняющихся задач с применением одного и того же алгоритмического предписания создает базу для реше-ния нестандартных и творческих задач и в то же время способствует формированию навыков переноса знаний и умений в новую ситуацию комбинирования
известных способов действий.
Библиографический список
Анищенко Л.Н., Зайцев Д.Н. Демьянков Е.Н. Задачи экологического содержания в курсе биологии. Учебно-методическое пособие. Брянск, Изд-во Наяда, 2007.
Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций. М.: ВЛАДОС, 2005.
Бруновт Е.П., Бровкина Е.Т. Формирование приемов умственной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1981.
Булавинцева ЛИ. , Анищенко Л.Н., Зайцев Д.Н. Руководство к практическим занятиям по технологии и методике обучения биологии: Учебное пособие: В 3-х частях, Часть 3. Самостоятельные работы. Клинцы: Изд-во ГУП «Клинцовская городская типография», 2008.
Демьянков Е.Н. Познавательные задачи по биологии и природоведению ( для классов с малой наполняемостью базовой и общей средней школы). Учебное пособие. Орел, ОГПИ, 1993.
Демьянков Е.Н. Решение учебных познавательных задач по биологии. Биология в школе, 2013, 8: 34-40.
Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Кабанова - Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 1968.
Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии и ОБЖ. Пособие для учителя. Спб.: Акцидент, 1998.
Тимошкина Н.В. Решение познавательных задач на уроках окружающего мира. Начальная школа плюс ДО и После 2010, 1. 1/10.
Тарасова Л.Д. Из опыта работы над простыми задачами // Начальня школа, 2011. № 5, С. 70-71.
References
Anischenko L.N., Zaitsev D.N. Dem'yankov E.N. Objectives of environmental content in the course of biology. A teaching aid. Bryansk, Publishing House 'Nayada', 2007.
Beloshistaya A. V. Technique of teaching mathematics in primary schools: a course of lectures. M .: VLADOS, 2005.
BrunovtE.P., Brovkina E.T. Formation of receptions of students' mental activity. M.: Pedagogy, 1981.
Bulavintseva L.I. , Anischenko L.N., Zaitsev G.N. Guide to practical training in technology and methods of teaching biology: Tutorial: In 3 parts, Part 3. Independent work. Klintsy: Publishing House of the State Unitary Enterprise "Klintsovsky city printing", 2008.
Dem'yankov E.N. Cognitive problems in biology and environmental studies (for classes with low occupancy of basic and general secondary school). Textbook. Orel, OSPI, 1993.
Dem'yankov E.N. The solution of educational cognitive problems in biology. Biology in school, 2013, 8: 34-40.
Istomina N.B. Technique of teaching mathematics in primary school. M.: Publishing Center "Academy", 1999.
Kabanova-Meller E.N. Formation of receptions of mental activity and mental development of students. M.: Prosveschenie, 1968.
Modestov S.Yu. Collection of creative problems in biology and life safety. Teacher'sGuide. Spb.: Aktsident, 1998.
Timoshkina N. V. Solution of cognitive tasks on the lessons of the world. Elementary school plus BEFORE and AFTER 2010, 1.
1/10.
Tarasova L.D. From the experience of working on simple tasks // Elementary School, 2011. № 5. Pp. 70-71.