Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛАБОРАТОРИИ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И АКТИВАЦИИ РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА» В НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛАБОРАТОРИИ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И АКТИВАЦИИ РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА» В НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОС-ТРЕНИНГ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хало Павел Владимирович, Бегун Ольга Валентиновна, Сыроваткина Ирина Анатольевна

В статье проводится анализ возможного применения технических средств БОС-тренинга для внедрения инновационных методов в образовательный процесс при подготовке будущих бакалавров в области физической культуры и спорта. Даются методические рекомендации по разработке методик БОС-тренинга для различных видов спорта, а также с целью здоровьесбережения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хало Павел Владимирович, Бегун Ольга Валентиновна, Сыроваткина Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE TECHNICAL CAPABILITIES OF THE LABORATORY «HEALTH PRESERVATION AND ACTIVATION OF HUMAN RESERVE CAPABILITIES» IN SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

The article analyzes the possible use of technical means of the laboratory for the introduction of innovative methods into the educational process in the preparation of future bachelors in the field of physical culture and sports. Methodological recommendations are given for the development of biofeedback training methods for various sports, as well as for the purpose of health-saving.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛАБОРАТОРИИ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И АКТИВАЦИИ РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА» В НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

- уточнение структуры предложения;

- развитие функции словоизменения и словообразования;

- работа по морфологическому анализу состава слова и с однокоренными словами. Младшие школьники с дисграфией представляют собой разнородную группу из-за специфики нарушений письма и особенностей устной речи. Понимание механизмов дисграфии и ее эффективной коррекции требует создания особой психологической и образовательной атмосферы для коррекции письма.

Таким образом, как и в случае со многими другими заболеваниями, ранняя диагностика и своевременная квалифицированная помощь значительно увеличивают шансы на успех. Кор-рекционная работа на более ранних этапах развития ребенка позволяет полностью избежать дисграфии. Перспективы нашего исследования мы видим в проведении контрольного этапа экспериментальной работы с целью выявления уровня сформированности лексико-грамматической стороны речи у детей с аграмматичекой дисграфией, вошедших в состав экспериментальной группы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азова, О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.

2. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Педагогика. 1981. - 200 с.

3. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: Когито-Центр, 2008. - 138 с.

4. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подрост-

ков. - М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1999. - С.39-45.

П.В. Хало, О.В. Бегун, И.А. Сыроваткина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛАБОРАТОРИИ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И АКТИВАЦИИ РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА» В НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Аннотация. В статье проводится анализ возможного применения технических средств БОС-тренинга для внедрения инновационных методов в образовательный процесс при подготовке будущих бакалавров в области физической культуры и спорта. Даются методические рекомендации по разработке методик БОС-тренинга для различных видов спорта, а также с целью здоровьесбережения.

Ключевые слова: БОС-тренинг, физическая культура и спорт, образование, здоровьесбе-режение, психодиагностика, функциональные состояния.

P.V. Halo, O.V. Begun, I.A. Syrovatkina

USING THE TECHNICAL CAPABILITIES OF THE LABORATORY «HEALTH PRESERVATION AND ACTIVATION OF HUMAN RESERVE CAPABILITIES» IN SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE FIELD OF PHYSICAL

CULTURE AND SPORTS

Abstract. The article analyzes the possible use of technical means of the laboratory for the introduction of innovative methods into the educational process in the preparation of future bachelors in the field of physical culture and sports. Methodological recommendations are given for the development of biofeedback training methods for various sports, as well as for the purpose of health-saving.

Key words: BFB training, physical culture and sports, education, health preservation, psychodiagnostics, functional states.

В современной России совершенствование сферы физкультурно-спортивного образования и здоровьесбережения имеет стратегический приоритет. Это обусловлено экономической необходимостью формирования человеческого потенциала, готового к существованию в условиях динамично меняющегося производства и сложившейся сложной политико-экономической обстановки в мире. Кроме того, переход к шестому технологическому укладу, который необходим сегодня России, требует разработки и внедрения новых стандартов в образовании, основные принципы которых, отражены в ряде отечественных форсайт-проектах: «Образование-2030», «Форсайт компетенции 2030», «Атлас новых профессий» и т.д. [5]. Их целью является подготовка научно-образовательной базы, способствующей повышению уровня как креативности, так и физического здоровья населения для широкого внедрения КВГСБ-конвергенционных технологий в различные секторы экономической деятельности. Таким образом, в образовании назревает необходимость разработки мероприятий по повышению стрессоустойчивости и когнитивного потенциала личности, особенно в детском и юношеском возрасте. Поэтому одной из актуальных задач здесь становится использование инновационных методов и технических средств для подготовки будущих бакалавров в том числе и в области физической культуры и спорта.

В ТИ имени А.П. Чехова (филиал «РГЭУ (РИНХ) 6.02.2019 была открыта лаборатория «Здоровьесбережения и активации резервных возможностей человека». Основным направлением лаборатории является разработка математических моделей пространства функциональных состояний, занимающихся физической культурой и спортом [6]. Лаборатория ведет тесное сотрудничество с кафедрой Медицинской и биологической физики (РГМУ), кафедрой техносфер-ной безопасности и химии (Институт нанотехнологий, электроники и приборостроения, ЮФУ), Научно-производственной конструкторской фирмой «Медиком МТД» (г. Таганрог), Институтом психонетических исследований и разработок (г. Москва) и др. На базе лаборатории проводятся практические занятия по дисциплинам: «Биомеханика», «Спортивная метрология», «Методы активации резервных возможностей в области физической культуры и спорта», «Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта» и др. (см. рис 1).

Технические возможности лаборатории также используются в дисциплине «Менеджмент в физической культуре и спорте», в рамках которой разрабатываются стартапы в одноименном направлении. Осуществляется научно-исследовательская деятельность во время подготовки к защитам курсовых и выпускных квалификационных работ по профилям физкультурно-спортивной направленности. Ведется профориентационная работа со школами и пр. (рис. 2).

В настоящее время возможности лаборатории позволяют производить оценку психофизиологического состояния и психоэмоциональной напряженности обучающихся, осуществлять различные тренинги с биологической обратной связью (БОС) по многим биологическим каналам: температуры, электромиографии, балансометрии, частоте сердечных сокращений, дыханию, электроэцефалографии, по показателям периферического кровообращения, по кожно-гальванической реакции и кожной проводимости, производить обучение навыкам повышения стрессоустойчивости, а также БОС-тренинги, включающие комбинации различных биологических параметров. Хотя методы, основанные на БОС-тренинге, известны еще с конца 50-х годов XX века, их широкое внедрение в учебный и тренировочный процесс еще не получили широкого развития. Это можно объяснить отсутствием компактного электронного оборудования до недавнего времени, а также адекватных математических моделей, позволяющих оценивать функциональные изменения организма.

Целью статьи является определение методического сопровождения и возможные направления применения технических средств лаборатории для решения вышеописанных задач.

При разработке любых методик, направленных на совершенствование тех или иных возможностей спортсменов, а также, просто занимающихся физической культурой или здоровьес-бережением, стоит обратить внимание, что любая методика на основе применения БОС-систем предполагает наличие своей структуры. Как правило, она должна включать в себя несколько этапов: вводный - целью которого является предварительная оценка психофизиологического состояния обучающихся; этап выбора биологических показателей для осуществления коррек-

ции и непосредственно сам БОС-тренинг, направленный на желаемые изменения. В свою очередь, каждый из этапов может содержать один или несколько сценариев, которые преследуют одну и ту же цель и могут отличаться продолжительностью, числом подэтапов, сложностью заданий, в нем могут быть задействованы различные сенсорные модальности и т.д. В психофизиологическом комплексе РЕАКОР-Т, которым оснащена лаборатория, возможно использование следующих модальностей: визуальной, где происходит управление визуальными образами, аудиальной - обратная связь осуществляется через различные характеристики звукового образа, кинестетической - электростимуляция. Сценарий состоит из набора типовых подэтапов, каждый из которых выполняет определенные функции: инструктирование обучающегося; БОС-тренинг и отдых с автоматическим расчетом статистических данных. Такие этапы, как инструкция, тренинг, промежуточный отдых, могут неоднократно повторяться в ходе одной процедуры.

Рис. 1. - Проведение практических заниятий по дисциплине «Спортметрология» в лаборатории «Здоровьесбережения и активации резервных возможностей человека» ТИ имени

А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ).

Рис. 2. - Профориентационная работа со школьниками в лаборатории «Здоровьесбережения и активации резервных возможностей человека» ТИ имени А.П. Чехова

(филиал) РГЭУ (РИНХ).

Первый этап обычно содержит стартовую заставку с наименованием сценария и инструкцию поведения обучающегося для осуществления регистрации исходного фона биологических параметров, используемых для задания порогов управления последующего этапа. Для этого обучающийся должен принять удобное и комфортное положение, необходимо исключить любые отвлекающие помехи (посторонний шум, резкие изменения параметров освещенности, микроклимата и пр.), так как возможные двигательные и др. артефакты при регистрации фона контролируемых параметров могут привести к неправильному расчету их статистических значений. Длительность регистрации исходного фона, как правило, составляет от 1 до 2 минут. Точным критерием завершения фонового этапа является стабилизация статистических показателей контролируемых параметров.

Длительность этапов БОС-тренинга, как правило, составляет от 2 до 45 минут. Чрезмерное увеличение их не рекомендуется из-за возможной потери интереса обучающегося к самой БОС-процедуре. Для повышения мотивации на достижение требуемого результата необходим подбор содержания контролируемых образов с учетом ведущей модальности, индивидуальных предпочтений и когнитивных способностей обучающегося, которые можно предварительно определить с помощью психологических тестов. При смене содержимого аудио и видеообразов их длительность должна быть задана с некоторым временным запасом. Длительность отдыха между этапами БОС-тренинга обычно не превышает 1 мин. Изложенные рекомендации имеют общий характер и в каждом конкретном случае могут быть скорректированы.

Приведем некоторые возможные направления применения БОС-тренингов в сфере физической культуры, спорта и здоровьесбережения.

Для развития координационных способностей, статокинетической устойчивости и функций равновесия, обучающихся целесообразно применение БОС-тренингов на основе компью-

терной баланс-платформы. Результаты студенческих соревнований в значительной мере зависят от уровня развития ведущих двигательно-координационных способностей, в совершенствовании которых значительную роль играет тренировка вестибулярного аппарата. Уровень статоки-нетической устойчивости тесно связан с функциями распределения и переключения внимания, способностью к быстрому реагированию на изменяющуюся ситуацию, со зрительно-моторной координацией, дифференцировкой мышечно-двигательных ощущений, восприятием собственных движений в пространстве и времени. Перевозбуждение вестибулярного анализатора приводит к снижению функций зрительного и других анализаторов, что способствует уменьшению точности движений, и ведет к ошибкам спортсменов при выполнении технических приемов. Статокинетическая устойчивость также является одним из важных компонентов здоровьесбе-режения, т.к. участвует в формировании правильной осанки, нарушение которой может приводить к проблемам в работе внутренних органов: сердца, легких (уменьшение их жизненной емкости), желудочно-кишечного тракта и пр. [2]. Возможные области применения по видам спорта - единоборства, гимнастика, теннис, баскетбол, волейбол, футбол и пр.

БОС-тренинги по дыханию могут быть применены для развития аэробной и анаэробной выносливости, увеличения уровня ЖЕЛ, выработки правильных стратегий дыхания, и совместно с каналом фотоплетизмограммы - для формирования оптимального психфизиологического состояния [7]. Возможные области применения по видам спорта - легкоатлетический бег, в особенности на длинные дистанции, плавание, единоборства и пр.

БОС-тренинги по различным ЭЭГ-параметрам могут быть использованы для снижения уровня психической напряженности, увеличения индексов вербальной и невербальной креативности, уменьшения уровня ситуативной тревожности, развития тактического мышления (в игровых видах спорта), улучшения простой и сложной сенсомоторных реакций и пр. В беге БОС -тренинг по ЭЭГ-параметрам может быть использован для увеличения скорости формирования оптимальных функциональных состояний на основе индивидуальных «меченых» ритмов (рис 3). Возможные области применения по видам спорта - единоборства, бег, плавание, игровые виды спорта, шахматы, киберспорт и пр.

Рис 3. - Определение индивидуальных «меченых» ритмов для формирования оптимальных функциональных состояний бегунов.

БОС-тренинги по различным параметрам электромиограммы: для повышения согласованности работы различных мышечных групп, повышения эффективности в скоростно-силовой подготовке по параметрам огибающей электромиограммы (ОЭМГ) и пр. Возможные области применения по видам спорта - единоборства, тяжелая и легкая атлетика, пауэрлифтинг и пр.

В целом у многих, прошедших курс БОС-тренинга, обычно наблюдается улучшение когнитивных способностей и волевого самоконтроля, что позволяет рассматривать БОС-тренинг еще и как метод самокоррекции интеллектуальной и эмоциональной сфер.

Здоровьесберегающий эффект от БОС-процедур можно оценить по наличию положительных сдвигов в общем функциональном состоянии организма обучающегося. Успешность отдельного БОС-тренинга предполагает количественную оценка сдвига регулируемого параметра в требуемом направлении (например, увеличение выраженности индекса а-ритма, снижение ЧСС и т.п.). Для оценки успешности БОС-процедур целесообразно использовать психодиагностический мониторинг, предполагающей дотренинговое и послетренинговое исследования состояния обучающихся с помощью специально подобранной батареи тестов. Для этих целей могут быть использованы: шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, опросник САН, шкала депрессии Цунга, тест Mini-Mult (СМОЛ), тест Люшера (актуальное психоэмоциональное состояние и расчет вегетативного индекса), тест по таблицам Шульте (интегральная оценка свойств внимания и динамики психических процессов). Например, о достижении положительной динамики в психологическом статусе обучающегося могут говорить следующие изменения:

- сокращение времени выполнения заданий по таблицам Шульте (на одну таблицу до 2545 с);

- снижение значений шкал F, Hs, D, Pd, Pa, Sc или других по тесту Mini-Mult (СМОЛ);

- снижение баллов по шкале тревожности Спилбергера-Ханина в зависимости от исходного уровня личностной и ситуативной тревожности до уровня менее 30 баллов (при низких исходных значениях) или 31-45 баллов (при умеренных);

- при использовании шкалы депрессии Цунга, должно наблюдаться снижение уровня депрессии (УД) в пределах 50<УД>59;

- оценка по опроснику САН в пределах 5,0-5,5 баллов [1; 3; 4].

А Б

Рис. 4. Проведение БОС-тренинга с помощью баланс-платформы (А) и тренинга по ЭЭГ (Б) в лаборатории «Здоровьесбережения и активации резервных возможностей человека» ТИ имени А.П. Чехова (филиал «РГЭУ (РИНХ) в рамках научно-исследовательской деятельности студентов.

Таким образом можно сделать вывод о том, что возможности лаборатории «Здоровьес-бережения и активации резервных возможностей человека» ТИ имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ) отвечают самым современным трендам, сложившимся в области современного образования, позволяя готовить технически грамотное поколение бакалавров в сфере физической культуры и спорта. Современные технические средства лаборатории, как инновационные методы совершенствования тренировочного процесса пригодны для самого широкого спектра различных видов спорта и совершенствования практически всех физических качеств и навыков, что позволяет надеяться, на успешность реализации студенческих стартапов в будущем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодалев, А.А. Столин, В.В. Аванесов, В.С. Общая психодиагностика [Текст] / СПб.: Речь, 2006. - 440 с.

2. Кошелева, Л.П. Правильная осанка - залог здоровья человека [Текст] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 12-2. - С. 215-217.

3. Панов, В.И. Психодиагностика образовательных систем: теория и практика. - СПб: Питер, 2007. - 352 с.

4. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. [Текст] / Самара: БАХРАХ-М, 2001. - 672 с.

5. Хало, П.В. Формирование продуктивных состояний сознания в рамках отечественных форсайт-проектов [Текст] // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2019. № 1. С. 168-173.

6. Хало П.В., Бегун О.В. Подходы к построению математической модели пространства функциональных состояний занимающихся физической культурой и спортом [Текст] // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2020. № 1. С. 143-148.

7. Хало, П.В., Марченко, Б.И., Хвалебо, Г.В. Анализ возможности использования дыхательных психотехник для оптимизации функционального состояния спортсмена [Текст] // Валеология. 2017. № 4. С. 47-54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.