Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческие естественно-научные умения / театрализованная деятельность / дополнительное образование / естественно-научное образование / creative natural science skills / theatrical activities / additional education / natural science education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Б.А. Артеменко, Н.В. Калашников, Я.С. Конышева

В статье рассматриваются проблемы формирования естественно-научных умений у обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования. Сегодня говорить о полноценном изучении дисциплин естественно-научного профиля (химия, биология, физика и др.) в общеобразовательной школе достаточно сложно. Однако существует достаточно большое количество профессий и отраслей производства, где эти знания необходимы. Решить эту образовательную проблему возможно за счет реализации программ дополнительного образования естественно-научной направленности в профильных учреждениях дополнительного образования, где может быть обеспечена не только их вариативность, но и учтены все потребности обучающихся. Кроме того, образовательный процесс может быть не ограничен началом летнего периода и каникул, как в школе, а продлен за счет организации профильных смен в летних лагерях, походов, сплавов и др. Авторами на основе родо-видового анализа дефиниций «творчество», «творческие умения», «естественно-научные умения» и др. представлено собственное определение понятия «творческие естественно-научные умения»; описан опыт формирования творческих естественно-научных умений у обучающихся через использование театрализованной деятельности в условиях профильной смены. Представленный материал позволяет говорить об эффективности проводимой работы в контексте смены антропоцентрической парадигмы на экоцентрическую, что подтверждается значительным снижением количества обучающихся, демонстрирующих прагматической установки, и пропорциональным увеличением количества обучающихся, демонстрирующих такие установки, как эстетическая, когнитивная и этическая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Б.А. Артеменко, Н.В. Калашников, Я.С. Конышева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THEATER ACTIVITIES IN THE FORMATION OF CREATIVE NATURAL SCIENCE SKILLS IN STUDENTS UNDER PROFESSIONAL CHANGE CONDITIONS

The article examines problems of developing natural science skills among students in the context of an additional education institution. Today, it is quite difficult to talk about a full study of natural science disciplines (chemistry, biology, physics, etc.) in a secondary school. However, there are quite a large number of professions and industries where this knowledge is necessary. It is possible to solve this educational problem through the implementation of additional education programs of a natural science orientation in specialized institutions of additional education, where not only their variability can be ensured, but also all the needs of students can be taken into account. In addition, the educational process may not be limited to the beginning of the summer period and holidays, as in school, but extended through the organization of specialized shifts in summer camps, hikes and rafting, etc. The authors, due to a generic analysis of the definitions “creativity”, “creative skills”, “natural science skills”, etc. present its own definition of the concept of “creative natural science skills”. The experience of developing creative natural science skills in students through the use of theatrical activities in conditions of a specialized shift is described. The presented material allows speaking about effectiveness of the work being carried out in the context of changing the anthropocentric paradigm to an ecocentric one, this is confirmed by a significant decrease in the number of students demonstrating a pragmatic attitude and a proportional increase in the number of students demonstrating such attitudes as aesthetic, cognitive and ethical.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ»

6. Borodina K.M. Izuchenie variativnosti i neobhodimosti 'eticheskogo obrazovaniya v programmah obucheniya laboratornoj medicine. ANI: Pedagogika ipsihologiya. 2021; № 3 (36): 33-35.

7. Turchina Zh.E., Nor O.V., Baksheev A.I., Nozdrin D.A., Andrenko O.V. Aktual'nye voprosy podgotovki studentov medicinskih vuzov k obscheniyu s pacientami s ogranichennymi fizicheskimi vozmozhnostyami. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2021; № 9: 104-107.

8. Antipov V.V., Antipova S.I. Yatrogeniya kak neizbezhnoe yavlenie v medicine XXI veka. Chast I: ot vrachebnyh oshibok k yatrogenii. Medicinskie novosti. 2017; № 4: 25-32.

9. Organizaciya zapisi na priem k vrachu, v tom chisle cherez edinyj portal gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug i edinye regional'nye koll-centry: metodicheskie rekomendacii № 12-22 (utv. FGBU «CNIIOIZ» Ministerstva zdravoohraneniya RF 30 noyabrya 2022 g.). Moskva, 2022.

Статья поступила в редакцию 21.09.23

УДК 37.036.5: 379.835

Artemenko B.A., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Head of Department ofTheory, Methods and Management of Preschool Education South Ural

State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: artemenkoba@cspu.ru

Kalashnikov N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Director of Children's Ecological Center of Chelyabinsk (Chelyabinsk, Russia), E-mail: cde_chel@mail.ru

Konysheva Ya.S., pedagogue, Children's health camp "Sunny Glade of Chelyabinsk' (Chelyabinsk, Russia), E-mail: brykney@gmail.com

USE OF THEATER ACTIVITIES IN THE FORMATION OF CREATIVE NATURAL SCIENCE SKILLS IN STUDENTS UNDER PROFESSIONAL CHANGE CONDITIONS. The article examines problems of developing natural science skills among students in the context of an additional education institution. Today, it is quite difficult to talk about a full study of natural science disciplines (chemistry, biology, physics, etc.) in a secondary school. However, there are quite a large number of professions and industries where this knowledge is necessary. It is possible to solve this educational problem through the implementation of additional education programs of a natural science orientation in specialized institutions of additional education, where not only their variability can be ensured, but also all the needs of students can be taken into account. In addition, the educational process may not be limited to the beginning of the summer period and holidays, as in school, but extended through the organization of specialized shifts in summer camps, hikes and rafting, etc. The authors, due to a generic analysis of the definitions "creativity", "creative skills", "natural science skills", etc. present its own definition of the concept of "creative natural science skills". The experience of developing creative natural science skills in students through the use of theatrical activities in conditions of a specialized shift is described. The presented material allows speaking about effectiveness of the work being carried out in the context of changing the anthropocentric paradigm to an ecocentric one, this is confirmed by a significant decrease in the number of students demonstrating a pragmatic attitude and a proportional increase in the number of students demonstrating such attitudes as aesthetic, cognitive and ethical.

Key words: creative natural science skills, theatrical activities, additional education, natural science education

Б.А. Артеменко, канд. биол. наук, доц., зав. каф. теории, методики и менеджмента дошкольного образования ФГБОУ ВО «Южно-Уральский

государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, E-mail: artemenkoba@cspu.ru

Н.В. Калашников, канд. пед. наук, директор МБУДО «Центр детский экологический г. Челябинска», г. Челябинск, E-mail: E-mail: school85nk@mail.ru

Я.С. Конышева, методист МАУДОЛ «Солнечная поляна г. Челябинска», г. Челябинск, E-mail: brykney@gmail.com

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ

В статье рассматриваются проблемы формирования естественно-научных умений у обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования. Сегодня говорить о полноценном изучении дисциплин естественно-научного профиля (химия, биология, физика и др.) в общеобразовательной школе достаточно сложно. Однако существует достаточно большое количество профессий и отраслей производства, где эти знания необходимы. Решить эту образовательную проблему возможно за счет реализации программ дополнительного образования естественно-научной направленности в профильных учреждениях дополнительного образования, где может быть обеспечена не только их вариативность, но и учтены все потребности обучающихся. Кроме того, образовательный процесс может быть не ограничен началом летнего периода и каникул, как в школе, а продлен за счет организации профильных смен в летних лагерях, походов, сплавов и др. Авторами на основе родо-видового анализа дефиниций «творчество», «творческие умения», «естественно-научные умения» и др. представлено собственное определение понятия «творческие естественно-научные умения»; описан опыт формирования творческих естественно-научных умений у обучающихся через использование театрализованной деятельности в условиях профильной смены. Представленный материал позволяет говорить об эффективности проводимой работы в контексте смены антропоцентрической парадигмы на экоцентрическую, что подтверждается значительным снижением количества обучающихся, демонстрирующих прагматической установки, и пропорциональным увеличением количества обучающихся, демонстрирующих такие установки, как эстетическая, когнитивная и этическая.

Ключевые слова: творческие естественно-научные умения, театрализованная деятельность, дополнительное образование, естественно-научное образование

Одной из ведущих проблем цивилизации в конце XX - начале XXI в. стала проблема снижение количества выбросов, сохранения и приумножения биоразнообразия Земли. Подтверждение сказанному мы можем найти в таких международных документах, как Всемирная хартия природы (1982), Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (1992), Парижское соглашение об изменении климата (2015) и др. Промышленная и социокультурная деятельность человека за последние десятилетия все больше стала наносить природе невосполнимый ущерб (добыча природных ископаемых, вырубка лесов, промысловая деятельность и т. д.). Это дало почву для появления различных групп экоактиви-стов, деятельность которых может быть оценена как положительно, так и отрицательно, поскольку, по нашему мнению, в подобные группы часто вовлекаются люди, не обладающие необходимыми биологическими, химическими, природо-пользовательскими и другими специальными естественно-научными знаниями.

С 2019 года в России стартовал национальный проект «Экология», реализация которого должна способствовать сокращению количества различных видов отходов и, как следствие, свалок, сохранение и приумножение площади лесных массивов, поверхностных водоемов, биоресурсов и др. Значительное место в на-цпроекте отведено и экологическому воспитанию. На законодательном уровне разработано достаточно большое количество документов, регламентирующих деятельность по сохранению и приумножению природных богатств России, например: федеральный закон № 7 «Об охране окружающей среды» (2002), «Ос-

новы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (2012), Экологическая доктрина Российской Федерации (2002) и др.

В перечисленных документах значительное место отводится экологическому воспитанию и просвещению населения Российской Федерации. Делаются акценты на необходимости начала данного процесса с дошкольного возраста и дальнейшей его непрерывности, таким образом, ведущая роль отводится системе образования. Подтверждение этой же мысли мы встречаем в работах Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного [1], Н.М. Мамедова [2], С.Н. Николаева [3], Н.А. Рыжова [4] и др. Однако, по нашему мнению, система общего образования не может полноценно самостоятельно осуществлять обучение и воспитание ребенка как природо-ориентированной личности, чья деятельность в отношении окружающей среды в дальнейшем будет носить природосозидательный, а не потребительский характер. Связано это с различными моментами: снижением количества часов на предметы естественно-научного профиля в школе, отсутствием или недостаточностью современной материально-технической базы для изучения дисциплин естественно-научного профиля, отсутствием возможности учитывать индивидуальные интересы детей, желающих изучать естественные науки и др.

Альтернативным вариантом получения обучающимися знаний в области биологии, химии, экологии, астрономии и других естественных наук становится

посещение ими профильных учреждений дополнительного образования. Кроме того, государством определено, что к 2024 году до 80% обучающихся от общего числа детей должны быть обеспечены услугами дополнительного образования [5]. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детский экологический г Челябинска» ежегодно посещают более 1100 обучающихся. В течение учебного года на базе Центра реализуются 24 дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, среди которых следующие: «Экологические аспекты энергетики», «Экобиофизика», «Экология и Мы», «Практическое естествознание с основами китайского языка», «Биоэкология» и др., а завершается учебный год «пятой учебной четвертью», когда образовательный процесс выстраивается в виде походов по рекам Челябинской области, республики Башкортостан, Пермского края, походов и экспедиций по национальным паркам или профильной смены, организуемой на территории детского оздоровительного лагеря «Солнечная поляна».

Целью настоящего исследования является выявление эффективности использования театрализованной деятельности как нестандартной формы организации образовательного процесса в формировании естественно-научных умений у обучающихся в условиях профильной смены.

Задачи исследования:

1. Изучить понятие «творческие естественно-научные умения обучающихся».

2. Выявить влияние театрализованной деятельности на формирование творческих естественно-научных умений у обучающихся.

3. Описать названный процесс в условиях профильной смены в детском оздоровительном лагере.

Объектом исследования является процесс формирования творческих естественно-научных умений у обучающихся.

Предмет исследования: театрализованная деятельность как условие формирования творческих естественно-научных умений у обучающихся.

Научная новизна исследования состоит в теоретико-методическом обосновании значения театрализованной деятельности в формировании творческих естественно-научных умений у обучающихся.

Методы исследования: в работе использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования (анализ литературных данных, обобщение, наблюдение, беседа, диагностика личностного отношения к природе В.А. Ясвина).

О формирования естественно-научных умений у обучающихся говорится в работах И.Д. Зверева [6], Н.Н. Моисеева [7], З.И. Тюмасевой [8] и др. Рассуждая о формировании и развитии у обучающихся естественно-научных умений, А.В. Леонтьева [9], П.А. Оржековский [10], Д.Е. Серовайская [11] и др. связывают их с творческими. Поскольку в нашем исследовании средством формирования естественно-научных умений у обучающихся выступает театрализованная деятельность, подразумевающая наличие творческих умений и способностей, то мы, проведя анализ дефиниций «творчество», «творческие умения», «естественно-научные умения» и др., пришли к выводу, что под творческими естественно-научными умениями мы будем понимать систему сознательно усвоенных и закрепленных в процессе биологического образования способов действий, обеспечивающих успешность решения обучающимися творческих задач биоэкологического характера [12].

Что касается использования театрализованной деятельности в формировании творческих естественно-научных умений у обучающихся, то подобных исследований нами выявлено не было, однако стоит отметить, что ее использование описано применительно к изучению иностранных языков [13], экономической культуры [14], коммуникативной культуры [15] обучающихся.

Наше исследование проведено в период с 2021 по 2023 гг на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детский экологический г Челябинска», который в летний период организует «пятую учебную четверть» - профильную смену для обучающихся, посещающих детские объединения в Центре. Смена организована на территории Муниципального автономного учреждения детского оздоровительного лагеря «Солнечная поляна г Челябинска», который находится на территории Каштакско-го бора - памятника природы. В исследовании приняли участие 94 респондента - обучающиеся, которые на протяжении трех лет подряд не только посещали занятия в Центре, но и выезжали в лагерь.

Ежегодно в рамках смены организуется работа лабораторий по основным направлениям деятельности Центра: «Химия+», «Увлекательная энтомология», «Юный зоолог», «Астрономия», «Практическое естествознание с основами китайского языка», «Ботаника с основами биогеоценологии» и др. Лаборатории организуются в лучших традициях юннатского движения и имеют практико-ори-ентированную направленность, мотивируя обучающихся к дальнейшему выбору профессии. В целом все лаборатории представляют собой образовательный блок смены.

Полученные и закрепленные в рамках работы лабораторий знания и практические умения обучающиеся применяют в природоохранной деятельности, ухаживая за территорией бора, создавая цветники и клумбы на территории лагеря. Таким образом реализуется природоохранный блок смены.

Также в смене предусмотрен оздоровительный блок, который осуществляется в процессе соблюдения режимных моментов, витаминизации, оздоровительных процедур, участия в спортивных мероприятиях лагеря и др.

Четвертым блоком смены является творческий. Он реализуется через организацию коллективно-творческой деятельности обучающихся и массовых творческих мероприятий.

Мероприятия организуются в дневное и вечернее время. Первая половина дня предусматривает проведение экспромтных форм, например, флешмобы экологической направленности; организацию экологических марш-стартов; подготовку и выпуск стенгазет по результатам исследовательской деятельности и др. Вторая половина дня посвящена организации театрализованных действий, где каждый отряд в форме литературно-музыкальной композиции презентует свое направление деятельности.

Так, например, в 2023 году мероприятия были посвящены 105-летию юннатского движения. Обучающихся поделили на четыре отряда в соответствии с условными этапами развития юннатского движения в историческом аспекте:

1) до 1940-х годов - период приобщения обучающихся к сельскому хозяйству;

2) после окончания Великой Отечественной войны - период приобщения обучающихся к достижениям послевоенной науки: развитие атомной промышленности, покорение космоса и т. д.;

3) 1990-е годы - период развития идей валеологии в образовании, пропаганды здорового образа жизни и др.;

4) современный период (с начала 2000-х годов) - развитие движения юных экологов как приемников юннатов, формирование современных направлений естественно-научного образования.

Образовательный маршрут каждого отряда спроектирован таким образом, что он отражает характерные особенности этапов развития юннатского движения, например, на занятиях в лаборатории «Химия+» для первого отряда организовывались занятия по ознакомлению с химическими веществами и препаратами, используемыми в сельском хозяйстве; занятия для обучающихся второго отряда были посвящены знакомству с достижениями химической науки 195060-х годов; обучающиеся третьего отряда знакомились с полезными и вредными продуктами питания, их химическим составом и воздействием на организм человека; занятия для обучающихся четвертого отряда были посвящены изучению организации химического мониторинга окружающей среды.

При построении занятий во всех лабораториях придерживались данной логики.

Театрализованная деятельность способствует не только закреплению в игровой форме изучаемого материала, но и переходу обучающихся из категории слушателей в категорию трансляторов полученных знаний. Художественный замысел каждой литературно-музыкальной композиции должен отражать исторический период, особенность направления лаборатории, где занимаются обучающиеся, те практические знания, которые они получают и возможности их дальнейшего применения. Подобные мероприятия способствуют развитию не только естественно-научных знаний, но и творческого воображения обучающихся и в целом позволяют формировать творческие естественно-научные умения, проявляющиеся в учебно-исследовательской, познавательной и творческой деятельности.

Для качественной постановки каждого выступления, подготовки сценария, подбора музыкального сопровождения и др. к работе привлекаются не только педагоги-предметники и вожатые, но и профессиональный режиссер, который обучает сценическому мастерству, речи, работе со сценой, способам подачи материала и т. д.

С целью выявления результативности от проводимой работы нами была реализована диагностика В.А. Ясвина [16]. Предположение заключалось в том, что сформированность творческих естественно-научных умений напрямую корреспондирует с типом доминирующей установки по отношению к природе. Автор выделил такие доминирующие установки, как:

- эстетическая природа - это объект красоты, которой человек может наслаждаться;

- когнитивная природа - это объект изучения и получения новых знаний;

- этическая природа - это объект, нуждающийся в охране;

- прагматическая природа - это ресурсы для обеспечения жизнедеятельности человека.

Динамика результатов исследования с 2021 по 2023 гг. представлена в табл. 1.

Таблица 1

Отношение к природе обучающихся, посещающих детские объединения в «Центре детском экологическом г. Челябинска»

№ Установка Кол-во обучающихся по годам, %

п/п 2021 2022 2023

1. Эстетическая 11,7% 14,9% 20,2%

2. Когнитивная 34,1% 40,4% 43,6%

3. Этическая 19,1% 25,6% 28,7%

4. Прагматическая 35,1% 19,1% 7,5%

Из анализа табл. видна положительная динамика отношения к природе у обучающихся по всем установкам. Значительные изменения прослеживаются по эстетической и этической установкам, в то же время процент обучающихся с прагматической установкой за период исследования значительно снизился.

Обобщая вышеизложенное, мы отмечаем, что респонденты, участвующие в исследовании, в своем большинстве относятся к природе как объекту эстетического восприятия, предназначенному для созерцания и отдыха. В то же время часть из них все же рассматривает природу как объект получения определенной выгоды, хотя и с учетом рационального природопользования, без причинения вреда окружающей среде.

Проблемы экологии и охраны окружающей среды остаются первостепенными, т. к. от этого в целом зависит качество жизни человека. Поэтому формирование экологического мировоззрения необходимо начинать с уровня общего образования: дошкольного, начального, основного и среднего общего. Важно понимать, что данный процесс должен быть непрерывен и интересен для обучающихся, поэтому мы считаем, что творческая деятельность, в нашем случае театрализованная, может выступать как фактор, стимулирующий интерес обучающихся к изучению естественных наук в нестандартной форме. Организация учебной смены на базе детского оздоровительного лагеря позволяет расширить образовательные возможности для изучения детьми в природе таких наук, как биология, химия, экология и др., а за счет организации и проведения литературно-музыкальных композиций в нетрадиционной творческой форме раскрыть и представить результаты собственных исследований.

Таким образом, в ходе интеграции познавательной и творческой деятельности происходит формирование творческих естественно-научных умений у обучающихся. По нашему убеждению, именно через реализацию такого подхода в системе общего и дополнительного образования детей возможно говорить о полноценно развивающейся личности, готовой к природосозида-тельной и природоохранной деятельности. Образовательная и творческая среда, которая создается совместными усилиями учреждения дополнитель-

Библиографический список

ного образования («Центр детский экологический г. Челябинска») и детского оздоровительного лагеря («Солнечная поляна г. Челябинска») позволяет расширить круг возможностей для раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося. Высокий уровень заинтересованности в такой форме организации образовательной деятельности подтверждается и тем фактом, что в исследовании приняли участие одни и те же респонденты, посещающие на протяжении трех лет занятия в «Центре детском экологическом г. Челябинска» и выезжающие в летний период в лагерь. Авторы считают, что сегодня роль учреждений дополнительного образования естественно-научного профиля заключается в том, чтобы, с одной стороны, вызвать интерес у обучающихся к наукам естественного профиля, а с другой стороны, обеспечить непрерывность именно экологического образования, о чем говорится в законодательной базе. Однако полноценной реализации этих направлений на практике не осуществляется. Если на уровне дошкольного образования в федеральном государственном образовательном стандарте выделена образовательная область «Познавательное развитие», где полноценно раскрываются теоретические и практические аспекты экологии, формируются базовые основы экологической культуры, то в федеральных государственных образовательных стандартах школьного образования мы можем об этом говорить только с уровня основного образования, когда появляется учебный предмет «Биология», т. к. в начальной школе сегодня преподается «Окружающий мир», содержание которого не тождественно замененному «Природоведению».

Представленный в работе опыт использования театрализованной деятельности в формировании творческих естественно-научных умений у обучающихся может быть использован не только при планировании образовательных смен в летних лагерях, но и во время всего учебного года. В дальнейшем авторы планируют экстраполировать опыт организации образовательного процесса на систему образования г. Челябинска через взаимодействие с городскими методическими объединениями учителей естественно-научного профиля и педагогов дополнительного образования естественно-научного профиля.

1. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Миссия экологического образования - 2030. Педагогика. 2020; № 6: 68-76.

2. Мамедов Н.М. Экологизация образования не заменит экологическое образование. Энергия: экономика, техника, экология. 2023; № 2: 8-13.

3. Николаева С.Н., Клемяшова Е.М. Эколого-краеведческий и эколого-географический подход в воспитании старших дошкольников. Дошкольное воспитание. 2021; № 10: 20-28.

4. Рыжова Н.А. Образование для устойчивого развития: что может детский сад? Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2020; № 8: 433-434.

5. Национальный проект «Образование». Available at: https://edu.gov.ru/national-projects/success/

6. Отношение школьников к природе: педагогическая наука реформе школы. Москва: Педагогика, 1988.

7. Моисеев Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования. Экология и жизнь. 2010; № 8: 4-6.

8. Тюмасева З.И., Шмакова Л.А., Шиндина Т.Л. Структурно-содержательная модель формирования экологической культуры субъектов образовательного процесса в школе в контексте идеи современной экологии. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023; Т. 8, № 1: 92-98.

9. Леонтьева А.В. Использование проектно-исследовательской технологии в развитии творческого потенциала учащихся при обучении биологии. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2012.

10. Оржековский П.А. Методические основы формирования у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 1998.

11. Серовайская Д.Э. Развитие творческих способностей обучающихся в образовательном процессе по биологии. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2021.

12. Калашников Н.В. Формирование творческих естественно-научных умений у обучающихся в условиях дополнительного биологического образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2021.

13. Слюнкова Д.Д., Фролова А.О. Театрализация как средство обучения иностранному языку младших школьников с ОВЗ. Вопросы устойчивого развития общества. 2022; № 3: 928-933.

14. Грибкова Г.И., Панфилова А.В. Театрально-игровая деятельность как средство формирования экономической культуры младших школьников. Искусство и образование. 2022; № 2 (136): 172-180.

15. Вологодина И.В. Развитие коммуникативной культуры у субъектов образования посредством театрализованной деятельности: результаты исследования. Вестник Саратовского областного института развития образования. 2021; № 1 (25): 24-31.

16. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001.

References

1. Dzyatkovskaya E.N., Zahlebnyj A.N. Missiya 'ekologicheskogo obrazovaniya - 2030. Pedagogika. 2020; № 6: 68-76.

2. Mamedov N.M. 'Ekologizaciya obrazovaniya ne zamenit 'ekologicheskoe obrazovanie. 'Energiya: 'ekonomika, tehnika, 'ekologiya. 2023; № 2: 8-13.

3. Nikolaeva S.N., Klemyashova E.M. 'Ekologo-kraevedcheskij i 'ekologo-geograficheskij podhod v vospitanii starshih doshkol'nikov. Doshkol'noe vospitanie. 2021; № 10: 20-28.

4. Ryzhova N.A. Obrazovanie dlya ustojchivogo razvitiya: chto mozhet detskij sad? Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta. 2020; № 8: 433-434.

5. Nacional'nyjproekt«Obrazovanie». Available at: https://edu.gov.ru/national-projects/success/

6. Otnoshenie Shkolnikov k prirode: pedagogicheskaya nauka reforme shkoly. Moskva: Pedagogika, 1988.

7. Moiseev N.N. 'Ekologicheskoe obrazovanie i 'ekologizaciya obrazovaniya. 'Ekologiya izhizn'. 2010; № 8: 4-6.

8. Tyumaseva Z.I., Shmakova L.A., Shindina T.L. Strukturno-soderzhatel'naya model' formirovaniya 'ekologicheskoj kul'tury sub'ektov obrazovatel'nogo processa v shkole v kontekste idei sovremennoj ekologii. Pedagogika. Voprosy teorii iprakiiki. 2023; T. 8, № 1: 92-98.

9. Leont'eva A.V. Ispol'zovanieproekino-issledovatel'skoj tehnologii vrazvitii tvorcheskogopotenciala uchaschihsya priobucheniibiologii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.

10. Orzhekovskij P.A. Metodicheskie osnovy formirovaniya u uchaschihsya opyta tvorcheskoj deyatel'nosti pri obuchenii himii. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1998.

11. Serovajskaya D.'E. Razvitie tvorcheskih sposobnostejobuchayuschihsya vobrazovatel'nomprocessepobiologii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2021.

12. Kalashnikov N.V. Formirovanie tvorcheskih estestvenno-nauchnyh umenij u obuchayuschihsya v usloviyah dopolnitel'nogo biologicheskogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Slyunkova D.D., Frolova A.O. Teatralizaciya kak sredstvo obucheniya inostrannomu yazyku mladshih shkol'nikov s OVZ. Voprosy ustojchivogo razvitiya obschestva. 2022; № 3: 928-933.

14. Gribkova G.I., Panfilova A.V. Teatral'no-igrovaya deyatel'nost' kak sredstvo formirovaniya 'ekonomicheskoj kul'tury mladshih shkol'nikov. Iskusstvoiobrazovanie. 2022; № 2 (136): 172-180.

15. Vologodina I.V. Razvitie kommunikativnoj kul'tury u sub'ektov obrazovaniya posredstvom teatralizovannoj deyatel'nosti: rezul'taty issledovaniya. Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya. 2021; № 1 (25): 24-31.

16. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. Moskva: Smysl, 2001.

Статья поступила в редакцию 18.09.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.