Научная статья на тему 'Использование SWOT-анализа для разработки стратегии развития экономики на разных уровнях управленческой иерархии'

Использование SWOT-анализа для разработки стратегии развития экономики на разных уровнях управленческой иерархии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
555
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЦЕНАРИЙ / РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКА / УРОВНИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ИЕРАРХИИ / ДИАГНОСТИКА / ПРИОРИТЕТ / РЕГИОН / СЦЕНАРіЙ / РОЗВИТОК / ЕКОНОМіКА / РіВНі УПРАВЛіНСЬКОї ієРАРХії / ДіАГНОСТИКА / ПРіОРИТЕТ / РЕГіОН / SCENARIO / DEVELOPMENT / ECONOMY / LEVELS OF ADMINISTRATIVE HIERARCHY / DIAGNOSTICS / PRIORITY / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлов К.В., Андреева И.Г.

Проаналізовано умови розробки сценарію розвитку економіки на різних рівнях управлінської ієрархії за допомогою найважливішої діагностичної процедури SWOT, використовуваної консультаційними фірмами світу. Наведені сценарії сприяють ефективному аналізу із застосуванням сучасного інструментарію для одержання надійних оцінок і визначення ефекту.Анализируются условия разработки сценария развития экономики на разных уровнях управленческой иерархии с помощью важнейшей диагностической процедуры SWOT, используемой консультационными фирмами мира. Приведенные сценарии способствуют проведению эффективного анализа с применением современного инструментария для получения надежных оценок и определения полученного эффекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes conditions for working out a scenario of economic development on different levels of administrative hierarchy by means of an important diagnostic procedure SWOT used by consulting firms all over the world. The scenarios given favour carrying out an efficient analysis using modern tools for getting reliable estimations and determination of the effect received.

Текст научной работы на тему «Использование SWOT-анализа для разработки стратегии развития экономики на разных уровнях управленческой иерархии»

К.В. Павлов, И.Г. Андреева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ SWOT-АНАЛИЗА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ИЕРАРХИИ

Анализ сильных и слабых сторон предприятия - очень важное направление в деятельности предприятия. Метод SWOT-анализа способен эффективно помочь в этом и широко используется предприятиями во всем мире. Современный менеджер обязан в совершенстве владеть этим методом. Этот метод помогает сбалансировать свои внутренние сильные и слабые стороны с теми благоприятными возможностями и факторами угрозы, с которыми придется столкнуться предприятию. Данный анализ помогает определить не только возможности предприятия, но и все доступные преимущества перед конкурентами.

Однако SWOT-анализ, на наш взгляд, можно использовать не только на микроуровне, но и также на мезо- и макроуровне при разработке сценариев развития экономики в целом или ее отдельных элементов. Так, например, далее показывается возможность использования SWOT-анализа при разработке сценариев развития малого бизнеса - исключительно важного в условиях рынка элемента экономической системы на региональном уровне.

При анализе деятельности малых предприятий в разных странах можно выделить три этапа:

1-й - формирование законодательной базы и государственной поддержки, что способствовало увеличению числа рабочих мест посредством создания новых предприятий;

2-й - ориентация на конкурентоспособность и диверсификацию существующих предприятий в целях обеспечения устойчивого роста и развития;

3-й - акцент на стратегическое управление с целью обеспечения ценностной значимости хозяйствующего субъекта.

Некоторые исследователи приходят к выводу, что малые предприятия обычно не

используют стратегический менеджмент (Gable и Topol), но в ряде работ зафиксирована позитивная связь между стратегическим планированием и

эффективностью деятельности компаний. Например, в работе [1] показано, что малые предприятия, прибегавшие к услугам консультантов в области стратегического планирования, имеют тенденцию

действовать более эффективно, чем те, которые не делали этого.

Для того, чтобы получить ясную оценку сил субъекта исследования и ситуации на рынке, можно использовать SWOT-анализ. SWOT-анализ - это легкий в применении инструмент быстрой оценки стратегического положения субъекта. SWOT-анализ подчеркивает, что стратегия должна как можно лучше сочетать внутренние возможности (сильные и слабые стороны) и внешнюю ситуацию (отраженную в возможностях и угрозах):

сильные стороны (Strengths) -преимущества;

слабости (Weaknesses) - недостатки; возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества на рынке;

угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение на рынке.

SWOT-анализ - это одна из важнейших диагностических процедур, используемых консультационными фирмами мира. Кроме того, ее можно и нужно рассматривать как бизнес-технологию, технологию оценки исходного состояния, незадействованных ресурсов и угроз деятельности.

Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину, принимать взвешенные решения,

касающиеся развития бизнеса. SWOT-анализ - это промежуточное звено между

© Павлов Константин Викторович - доктор экономических наук, профессор; Андреева Ирина Григорьевна - кандидат экономических наук, доцент. Белгородский государственный университет.

ISSN 1562-109X

формулированием цели и постановкой задач. Целью является обеспечение устойчивости и повышение эффективности

функционирования субъектов малого предпринимательства региона. Достижение цели возможно в следующей последовательности:

1) оценить возможности, угрозы (риски) для малого предпринимательства с позиции сильных и слабых сторон рынка;

2) определить и сопоставить цели и задачи.

Итак, после проведения SWOT-анализа мы сможем более четко представить себе достоинства и недостатки субъектов малого предпринимательства региона, а также ситуацию на рынке. Это позволит выбрать оптимальный путь развития, учитывая и стараясь избежать опасностей, при этом также максимально эффективно

использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы, попутно пользуясь

предоставленными рынком возможностями. SWOT-анализ помогает структурировать имеющуюся информацию, по-новому взглянуть на текущую ситуацию и открывающиеся перспективы. SWOT-анализ развития малого предпринимательства в ряде субъектов РФ показал следующее.

Сильные стороны - это то, что выявляется при анализе территориально-экономических особенностей субъекта РФ: уникальные ресурсы, имеющийся опыт, наличие передовой технологии и современного оборудования, высокая квалификация персонала, высокое качество выпускаемой продукции и т.п.

Слабые стороны - это отсутствие чего-то важного для функционирования субъектов малого предпринимательства или то, что пока не удается осуществить.

Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые можно использовать для получения преимущества. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а лишь те, которые можно использовать для обеспечения устойчивости.

Рыночные угрозы - события, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на функционирование субъектов малого предпринимательства.

Как отмечает В.С. Ефремов, впервые организованный бизнес столкнулся с проблемой стратегического планирования в условиях экономического кризиса [2]. Именно в таких условиях отчетливо видны все слабые стороны одних предприятий и сильные стороны других. И именно в такие периоды, как никогда, очевидно, куда были впустую истрачены огромные ресурсы, которые уже никогда не дадут ожидаемого эффекта. Тогда до предела обостряется конкурентная борьба, победителем из которой выходит тот, кто сумеет добиться больших конкурентных преимуществ -преимуществ не над конкурентами, а преимуществ, связанных со своим положением в бизнес-пространстве.

В последнее время сложилась такая ситуация, когда развитие бизнеса (независимо от формы и масштаба деятельности) стало существенно опережать развитие системы управления (см. рисунок). В первую очередь это касается предприятий малого бизнеса (отличительные особенности функционирования).

На основании результатов

многолетних исследований группы, руководимой Л. Бабаевой, последняя делает заключение: «Одним из результатов наблюдений в исследовании оказался факт доминирования у бизнес-элиты «модели интуитивных и кратковременных стратегий».

Лидеры бизнеса чаще всего при принятии решений ориентируются скорее на интуицию, нежели на рациональный расчет» [4]. Таким образом, исследования показывают, что российский

предпринимательский слой имеет низкий или даже очень низкий уровень знаний по теории и практике управления и слабо опираются на них в своей практической деятельности.

Для успешного применения

методологии SWOT-анализа важно уметь не только оценить возможности, вскрыть угрозы, но и попытаться на основании этого полученную информацию учесть в будущих стратегиях развития. SWOT-анализ позволяет выбрать оптимальный путь развития бизнеса, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы.

В качестве объекта апробации SWOT-анализа нами рассматривалась оценка

территориально-экономического состояния область, Удмуртская республика,

ряда субъектов РФ, таких как Белгородская Челябинская область (табл.1).

Таблица 1. SWOT-анализ эффективного и устойчивого развития субъектов _малого предпринимательства региона_

Факторы, определяющие эффективность работы Факторы, определяющие устойчивость развития

ВОЗМОЖНОСТИ • Создание новых малых предприятий • Активное использование потенциала: природных ресурсов, научно-технических кадров и т.п. • Создание научно-технических центров • Использование развитого топливно-энергетического и промышленного комплексов • Мобильность в организации малых предприятий РИСКИ (УГРОЗЫ) • Отсутствие эффективного механизма взаимодействия бизнеса с позиции масштабности • Монополия крупных предприятий • Неадекватная экономическая политика в отношениях малых предприятий • Финансово-кредитная система

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ 1. Увеличение числа новых рабочих мест 2. База для создания малых предприятий вспомогательного назначения 3. Мощный инструмент для организации и развития предпринимательской деятельности 4. Ориентация на покупательский спрос 5. Свобода сведения предпринимательской деятельности 6. Концентрация производственных факторов 7. Возможность несоблюдения или игнорирование существующих нормативно-правовых актов 8. Разработка новых механизмов поддержки малого предпринимательства Сильные возможности 1, 5. 2, 3. 3, 8. 2, 6, 8. 1, 4, 5, 8 Сильные угрозы 6, 7, 8. 2, 6, 8. 7, 8. 8

Вывод: сильные стороны возможностей, а также сильные угрозы (риски) по обеспечению устойчивости малых предприятий сконцентрировались на 8-м факторе: разработка новых механизмов поддержки малого предпринимательства. Разбирая детально этот факт, следует отметить, что для обеспечения устойчивости развития малого предпринимательства необходимо учитывать как возможности по обеспечению устойчивости, так и высокий риск того, что благие намерения новых механизмов не дадут ожидаемых результатов

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ 1. Распыление научно-технического потенциала региона 2. Монополия на важные виды деятельности 3. Технологическая неготовность к использованию научно-технических достижений 4. Низкий уровень квалификации предпринимателей и персонала Слабые возможности 3, 4 ,6, 9. 8. 1, 3, 8. 2, 6. 4, 5, 7 Слабые угрозы 2, 4, 6, 7. 2. 1, 8. 3, 9

5. Некачественное отслеживание покупательского спроса

6. Отсутствие интеграционных процессов по эффективному распределению ресурсов

7. Недополучение в бюджет региона налоговых отчислений

8. Отсутствие естественной конкуренции

9. Высокий уровень издержек

Вывод: слабые возможности и угрозы сконцентрированы на 2, 3, 4,6 и 8-м факторах. Эти факторы можно устранить, что позволит повысить эффективность функционирования субъектов малого предпринимательства. Таким образом, необходимы условия в области повышения квалификационного уровня предпринимателей, что позволит применять научно-технические достижения, разработать и управлять интеграционными процессами и в итоге .повысит уровень естественной конкуренции и принесет устойчивость развития субъектов малого предпринимательства

Полученные выводы являются основой для разработки рекомендаций и стратегий дальнейшего развития субъектов малого предпринимательства. Эффекты от использования рекомендаций и стратегий на практике могут состоять в:

оптимизации деятельности малых предприятий за счет повышения качества и оперативности использования

информационных потоков и обеспечения;

увеличении и сохранении

действующих и малых предприятий за счет снижения рисков ведения

предпринимательской деятельности;

повышении предпринимательской активности населения за счет обеспечения ресурсной базы региона.

С точки зрения формирования стратегии сильные стороны важны, поскольку они могут быть использованы как основа для формирования стратегии. Если же сильных сторон недостаточно, то чтобы сформировать на их основе успешную стратегию, необходимо срочно создавать ту основу, на которой можно было бы разработать эффективную стратегию.

В то же время успешная стратегия должна быть направлена на устранение слабых сторон, которые мешают нормальному функционированию и не дают использовать привлекательные возможности.

Принцип здесь прост: организационная стратегия должна полностью учитывать и сильные, и слабые стороны как возможностей, так и угроз. Рискованно следовать стратегическому плану, который невозможно полностью реализовать, используя имеющиеся ресурсы и накопленный опыт, или выполнению которого помешают слабые стороны. Как правило, стратегию необходимо строить на том, что больше всего повышает устойчивость, а также избегать стратегий,

которые не решают поставленной цели и вызывают сомнения.

Развитие экономической ситуации в России в последние десятилетия складывается так, что скорость происходящих изменений и дополнительные возможности, которые открываются в результате них, мало предсказуемы. Поэтому можно предположить, что предприятия малого бизнеса могут увеличить свои шансы на успех, если серьезно попытаются в управлении использовать методы

стратегического управления, с помощью которых возможно получение преимуществ от совершающихся изменений и порождаемых ими возможностей. Ключевая задача малых предприятий - сосредоточить внимание на самом важном, а именно на наборе управленческих решений, которые определяются в соответствии с результатами ценного SWOT-анализа.

В действительности главными достоинствами могут быть:

высокотехнологичное производство,

обеспечивающее выпуск продукции высокого качества; функционирование систем быстрого и четкого выполнения заказов; эффективная сбытовая система; внедрение разработок новой продукции; владение в совершенстве современными технологиями; понимание нужд и вкусов потребителей и т.д. Обычно главное достоинство связано с опытом и мастерством в осуществлении определенных видов деятельности или с глубиной технологических возможностей

(технологические ноу-хау). Важность главного достоинства для разработки стратегии определяется тем, что оно:

1) усиливает способность находить определенные рыночные возможности;

2) может обеспечить конкурентное преимущество на рынке;

3) может стать основой эффективной стратегии.

Пристальное внимание к вопросам выбора стратегий экономического развития субъектов малого гпредпринимательства определенного субъекта РФ, стратегий, обеспечивающих устойчивый экономический рост, очевидно. Новые экономические реалии, связанные, прежде всего, с глобализацией мировой экономики, требуют переосмысления развития малого

предпринимательства. Необходимо

разработать новые принципы, которые позволили бы оценить перспективность различных альтернативных стратегий развития малого предпринимательства на ближайшие 5-10 лет.

Особая роль при этом отводится проблемам систематизации условий, факторов и источников экономического развития, учёту достигнутого уровня и специфике региона. Для оценки выбора того или иного сценария развития субъектов малого предпринимательства необходимо руководствоваться результатами мирового опыта. Ключевым является вопрос определения критериев и условий достижения обеспечения устойчивого и эффективного развития субъектов малого предпринимательства. В условиях рыночной экономики нет более важной задачи, чем задача обеспечения устойчивого

экономического роста, решения социальных и структурных проблем.

Оценка степени устойчивости тех или иных тенденций в динамике макроэкономических показателей требует анализа развития малых предприятий в продолжительном периоде. Мировой опыт свидетельствует, что в современных условиях устойчиво могут развиваться лишь регионы (страны), где растет производительность труда, повышается доля готовой продукции в структуре экономики, осуществляются другие прогрессивные структурные сдвиги [3].

Для оценки устойчивого развития используется ряд макроэкономических и финансовых показателей, таких как:

рост числа малых предприятий;

вклад малого предпринимательства в ВВП РФ (ВРП субъекта федерации);

налоговые отчисления в фонды бюджетного и внебюджетного уровней;

рост заработной платы;

изменение структуры экономики.

Мировой опыт показывает, что экономическое развитие становится устойчивым в том случае, если наблюдается прогресс по большинству рассмотренных показателей (критериев). При этом важным направлением обеспечения устойчивости экономического роста является соотношение макроэкономических показателей и параметров экономической среды, при которых устойчивый рост является наиболее вероятным. Далее мы предлагаем разработку типовых сценариев и стратегий социально-экономического развития субъектов малого предпринимательства определенного

субъекта РФ. Исходя из потенциальных возможностей региона, можно предложить как минимум три варианта развития, суть которых заключается в следующем.

Сценарий А. Развитие местного производственного предпринимател ьства. Задачи этого сценария состоят в том, чтобы расширить сферу материального

производства, используя уникальную сырьевую базу природных ресурсов от переработки до выпуска готовой продукции, стимулировать предпринимателей

инвестирования под государственные гарантии, снизить налоговое бремя, предоставить производственные площади.

Сценарий Б. Развитие новых направлений предприятий торговли с выходом на внешние рынки. Активная деятельность торговых предприятий, начиная с 1990-х годов, претерпела множество изменений. Но в настоящее время предпринимательская деятельность в торговле требует изменений. Таким образом, необходимо создавать и развивать предприятия торговли с новыми подходами к ведению деятельности - для этого следует осваивать новые рынки сбыта, расширять конъюнктуру.

Сценарий В. Развитие инновационно-активных и венчурных предприятий. В условиях ускорения НТР, возникновения нанотехнологий, развития биотехнологий и процесса роботизации многие субъекты РФ

обладают высоким научно-техническим потенциалом и научными школами, что при грамотном руководстве создает условия для технологического прорыва во многих производственных отраслях.

Все сценарии носят стратегический характер для экономического развития малого предпринимательства региона и поэтому должны являться ключевыми в определении перспектив территориального развития. Сравнительная оценка сценарных подходов представлена в табл. 2.

Выбор приоритетного направления развития субъектов малого

быстро изменяющейся среде необходим для разработки точного прогноза на среднесрочную перспективу. Приведенные ранее сценарии способствуют проведению эффективного анализа с применением современного инструментария для получения надежных оценок и определения полученного эффекта. Необходима также разработка мер и механизмов осуществления выбранного сценария, которые предполагают разработку программ, законов,

постановлений и пошагового алгоритма действий с выявлением возможных альтернатив.

предпринимательства в условиях рынка в

Таблица 2. Сравнительная оценка сценарного подхода развития субъектов малого предпринимательства региона

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сценарий А Сценарий Б Сценарий В

Параметр на начало на конец на начало на конец на начало на конец

периода периода периода периода периода периода

Финансовый блок

1. Инвестиционные кредиты С В В С В В

2. Ставка по инвестиционным Н С Н С В Н

кредитам

3. Инфляция Н Н Н Н Н Н

4. Налоговое бремя Н С Н С С Н

Ресурсный блок

1. Капиталоемкость в В С В В В В

структуре

2. Потенциал С В В В В В

3. Реинвестиционная деятель- Н В Н В В В

ность субъекта

Результативный блок

1. Доля в ВРП С С С С С В

2. Доля готовой продукции С В Н С С С

3. Участие в экспорте Н В С В В В

Условные обозначения оценки на разные периоды развития означают следующее: В - высокая, С -средняя, Н - низкая.

Стратегическое управление в условиях малого бизнеса позволяет:

оценить текущее положение на рынке; осмыслить поставленные цели и оценить задачи;

оценить стратегический интерес; предпринять упреждающие и профилактические действия;

повысить готовность противостоять как поддающимся контролю, так и неподконтрольным проблемам;

оценить эффективность реализации стратегии, обеспечивая информацию по проблеме соответствия стратегии условиям внешней среды, и помочь понять природу изменений этих условий;

привнести в стратегический процесс этические аспекты и социальную ответственность.

SWOT-анализ можно использовать также и на федеральном уровне. В частности, его использование помогло нам при

определении причин и факторов, а также выявлении особенностей возникновения финансово-экономического кризиса в России в последнее время. Использовать его можно также и при разработке антикризисных мер и стратегии развития экономики страны в посткризисный период.

Действительно, начало XXI века в России (так же как и в ряде других постсоциалистических странах)

ознаменовалось определенным

экономическим оптимизмом. В

значительной мере были забыты негативные последствия августовского дефолта 1998 г.,

Однако уже в 2008 г. рост российской экономики сменился существенным замедлением. Так, если темпы прироста ВВП за год в среднем в России за период с 2003 по 2007 г. составили около 7%, то за 2008 г. прирост ВВП составил 5,6% и приблизился к значениям 2001-2002 гг. - минимальным за десятилетний период восстановительного развития. Существенное влияние на внутренний рынок оказало замедление темпов промышленного производства до 102,1% в 2008 г. против 106,3% в 2007 г. В условиях растущей инфляции все это привело к замедлению темпов прироста реальных доходов населения до 2,7% против

наблюдался существенный экономический рост, и многие даже стали верить в достижение в недалеком будущем российского экономического чуда. Действительно, анализ динамики ряда основных показателей социально-экономического развития России свидетельствует о неуклонном росте в этот период отечественной экономики (табл. 3).

Еще очевидней показатели роста экономики Российской Федерации в начале ХХ1 века, если использовать индексные значения показателей (табл. 4).

12,1% в 2007 г. и реальной заработной платы до 9,7% против 17,2% [6]. Темпы роста оборота розничной торговли составили в 2007 г. 116,1%, а в 2008 г. уже 113,0%, платных услуг населению - 104,9% против 107,9% годом ранее.

Особенно ухудшилась ситуация во второй половине 2008г. Темпы прироста ВВП России замедлились с 8,5% в первом квартале до 1,1% в четвертом. Такая крайне неустойчивая динамика основных показателей развития экономики в начале кризиса была обусловлена рядом факторов, в том числе явлением инерционности. Инерционный рост ВВП первой половины

Таблица 3. Показатели социально-экономического развития России _в начале XXI века (Росстат [5])_

Показатели 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Валовый внутренний продукт:

всего, млрд. руб. 7306 13243 17048 21625 26904 33111 41668

на душу населения, руб. 49835 91607 118573 151106 188813 232990 293527

Расходы на конечное потребление,

млрд. руб. 4476,8 9024,7 11401,5 14318,9 17629,7 21785,8 27237,4

Валовое накопление, млрд. руб. 1365,7 2755,1 3558,9 4338,7 5748,8 8031,7 10642,5

Таблица 4. Стоимостные показатели развития российской экономики, _в постоянных ценах (в процентах к предыдущему году)_

Показатели 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Валовый внутренний продукт 110,0 107,3 107,2 106,4 107,7 108,1 105,6

Расходы на конечное потребление 105,6 106,0 109,2 108,8 109,0 110,9 108,9

Валовое накопление 175,2 114,3 112,2 109,5 118,6 121,0 111,1

Промышленное производство 108,7 108,9 108,0 105,1 106,3 106,3 102,1

Продукция сельского хозяйства 107,7 101,3 103,0 102,3 103,6 103,4 110,8

Примечание. Показатели промышленного производства и продукции сельского хозяйства приведены в сопоставимых ценах.

2008 г. был обусловлен благоприятной ситуацией на мировом рынке сырьевых ресурсов и накопленным потенциалом. Во второй половине 2008 г. резко ухудшилась внешнеэкономическая конъюнктура. В результате уже в октябре 2008 г. кризис финансово-кредитных институтов

распространился на всю российскую экономику.

Существенно изменилась отраслевая структура - наиболее значительное снижение выпуска продукции произошло в строительстве, транспорте и промышленном производстве. В кризисной ситуации лидирующие позиции в национальной экономике вновь стала занимать торговля. Ситуация значительно осложнилась в связи с ростом масштабов оттока капитала из страны. Если в первом полугодии 2008 г. сохранилась тенденция притока

иностранного капитала в размере 18 млрд дол., то во втором полугодии отток капитала достиг почти 150 млрд. дол.

В региональном отношении можно выделить субъекты Российской Федерации, налоговые доходы которых в наибольшей степени снизились в результате экономического кризиса в конце 2008 г.: Оренбургская, Челябинская, Ульяновская, Мурманская, Свердловская области, республики Татарстан, Удмуртия, Саха-Якутия, Красноярский край.

Возникший в России финансово-экономический кризис объясняется рядом факторов и отличается некоторыми особенностями. Одной из важнейших социально-экономических особенностей современного российского кризиса является то, что впервые за многие десятилетия (возможно, даже, впервые за последнее столетие) кризис экономики России стал частью глобального кризиса. Действительно, в условиях социалистических

производственных отношений ни в период Великой депрессии, ни позже экономика России (как и всего Советского Союза) при возникновении международных финансово-экономических кризисов оставалась в относительно устойчивом состоянии. Это же справедливо и в отношении новейшей истории страны, когда после распада СССР Россия стала суверенным государством.

Еще одной особенностью проявления современного экономического кризиса в России является его запаздывающий характер. Это означает то, что глобальный кризис начался в США почти на год раньше, чем в России. Напомним, что в США кризис начался в системе ипотечного кредитования с резкого снижения цен на жилье. Произошло это в начале 2008 г. Вследствие того, что в последние десятилетия американская валюта выполняет функции мировых денег и ряда других факторов, кризис достаточно быстро стал проявляться и в других странах - прежде всего, развитых. Таким образом, экономический кризис стал международным, однако ряд стран с емкими развивающимися рынками (Россия, Китай, Индия) еще достаточно долго (до шести месяцев) сохраняли высокие темпы роста.

Быстрое распространение кризисных явлений из США в развитые страны Европы при сохранении в течение еще некоторого времени высоких темпов роста в ряде ведущих стран мира привело к быстрому развитию теории, в соответствии с которой развивающиеся государства в настоящее время станут именно тем локомотивом, который позволит остановить глобальный кризис и вытащить развитые страны из начинающегося замедления экономического роста. Однако уже к осени 2008 г. всем стало ясно, что финансовый кризис перерастает по-настоящему в глобальный и в конце концов охватит экономику всех основных стран мира.

Еще одной особенностью российского кризиса является то, что он явно выходит за рамки обычного циклического и все более приобретает структурный и инновационный характер [6]. Особенности проявления кризиса экономики в России во многом связаны с факторами возникновения и дальнейшего развития кризиса. Так, учитывая преимущественно сырьевой характер российского экспорта, снижение мирового спроса на важнейшие сырьевые товары вследствие глобального кризиса привело к падению цен на них и, как следствие, резкому сокращению доходов. Еще одним очень важным источником роста российской экономики в докризисный период, то есть кроме высоких мировых цен на сырьевые товары (прежде всего

энергоносители), который также исчерпал себя, является то, что на мировом рынке исчезли дешевые финансовые ресурсы.

В этой связи следует добавить, что одним из факторов возникновения глобального экономического кризиса стало исключительно быстрое развитие мировой экономики в последнее время (за 5 лет мировой ВВП увеличился на четверть). Кроме того, что такой быстрый подъем неизбежно привел к накапливанию системных противоречий в мировой финансово-кредитной и валютной системе, возникла виртуальная реальность в виде дешевых финансовых ресурсов, чем воспользовались многие российские бизнесмены. В настоящее время ситуация в корне изменилась. Доступных кредитов нет, а заложенные в обеспечение кредитов ценные бумаги достаточно быстро обесцениваются. До конца 2009 г. предстояло выплатить по этим долгам около 43 млрд. дол. К счастью, российское правительство пришло на помощь и представило около 50 млрд. дол. средств через банковскую систему на решение такого рода проблем.

Дешевые кредиты далеко не всегда способствуют их эффективному

инвестированию, особенно если компании, взявшие их, связаны с государственными структурами. Но это далеко не самое важное негативное последствие возникших вследствие кризиса изменений в финансово-кредитной системе. Рост корпоративных внешних заимствований и не высокая эффективность их использования

дополнялись, таким образом, тем обстоятельством, что большинство этих заимствований фактически были

квазигосударственными. В результате прежде снижавшаяся совокупная

(государственная и корпоративная) долговая нагрузка с 2007 г. начала расти, что привело к существенному усилению зависимости экономического положения России от колебаний мировой финансовой

конъюнктуры, а в условиях глобального кризиса - и к быстрому вовлечению страны в него.

Таким образом, несмотря на значительный рост и существенные структурные изменения, происшедшие с

российским фондовым рынком в докризисный период, в целом финансово-кредитная система России оказалась недостаточно зрелой, чтобы в должной мере противостоять мировому финансовому кризису. Так, например, в деятельности отечественных заемщиков наблюдалась типичная ошибка - они нередко соглашались на залоговые схемы без особой на то потребности. В результате в условиях кризиса многие из них столкнулись с быстрым падением стоимости своих залогов и с реальной угрозой лишиться своих активов. Однако главная причина кризиса, конечно же, не в этом (так же как и не в том, что ключевым ориентиром развития многих российских корпораций стал, по-мнению ряда ученых, рост их капитализации[6]).

Основная причина мирового финансового кризиса заключается в непомерной эмиссии американской валюты и использовании в огромных масштабах различных финансовых суррогатов, прежде всего в виде производных ценных бумаг. Российская экономика оказалась не готовой, чтобы в должной степени противостоять различным финансовым «мыльным» пузырям. Таким образом, в возникновении финансово-экономического кризиса в России «повинны» различные причины, которые условно можно разделить на три группы:

1) связанные с особенностями и проблемами современной экономики США;

2) с функционированием системы механизмов мирового экономического развития;

3) со спецификой российской социально-экономической системы.

Вместе с тем нельзя утверждать и то, что российское правительство оказалось совершенно не готовым к разработке эффективной антикризисной стратегии. Так, кроме вышеупомянутой помощи, фирмам-заемщикам российское правительство оказало существенную финансовую помощь и для поддержки в условиях кризиса банковской системы страны. К важнейшим мерам в этой сфере можно отнести следующие: предоставление ликвидности, расширение гарантий по банковским вкладам физических лиц, выкуп части банков государством, снижение ставок

рефинансирования, осуществление

бюджетных вливаний для стимулирования

спроса в реальном секторе экономики, регулирование курса отечественной валюты по отношению к ведущим мировым валютам. Несмотря на некоторые существенные различия, в целом принятые российскими властями меры по смягчению кризиса совпадают с мерами, принятыми в развитых странах. Эти меры дали несомненный эффект.

Прежде всего, в отличие от августовского дефолта 1998 г. на этот раз удалось избежать массовых изъятий сберегательных вкладов физических лиц, в связи с чем в целом население России не утратило доверия и к национальной валюте. Однако плавная девальвация рубля привела к значительному снижению золотовалютных резервов страны в первой половине 2009 г. Кроме того, некоторые банки, которым государство предоставило ликвидность, предпочитали максимально переводить ее в иностранную валюту, чтобы застраховаться от валютных рисков или использовать для снижения собственной задолженности перед иностранными кредиторами. Все это вместе с ростом коррупции не соответствовало первоначальным намерениям властей при предоставлении денежных средств.

Однако, несмотря на сложности, в целом принятые меры дали ощутимый позитивный эффект. К тому же к концу 2009 г. увеличились и золотовалютные резервы страны (сейчас Россия по этому показателю занимает 3 место в мире). По некоторым оценкам, в России в конце 2009 г. стал наблюдаться некоторый рост ВВП, но успехами не следует обольщаться. Первоначальный анализ последствий экономического кризиса показал всю уязвимость российской экономики.

Особенно это связано с неэффективной отраслевой структурой экономики и экспорта. Преобладание в экспорте сырьевых товаров ставит платежный баланс страны в более тяжелую зависимость от циклических колебаний по сравнению с экономикой диверсифицированной. Учитывая

изложенное, важнейшей стратегией развития российской экономики в обозримой перспективе должна стать структурная диверсификация экономики на основе широкого внедрения эффективных инноваций. Это позволит уменьшить степень износа основных фондов (с 2001 по 2008 г.

этот показатель увеличился с 41,2 до 46,3%) как российской экономики в целом, так и ее важнейших отраслей. Особое внимание при этом следует уделить росту коэффициентов обновления и выбытия основных фондов, которые существенно меньше, чем в развитых странах (в 2008 г. эти показатели в России составили 4,2 и 1,0% соответственно).

В противном случае в перспективе все чаще будут происходить технологические катастрофы, которые сами по себе могут стать одной из причин очередного финансово-экономического кризиса. В целом система антикризисных мер должна носить комплексный характер и помимо вышеперечисленных мер включать также мероприятия по поддержке малого и среднего бизнеса, изменения в системе налогообложения, создания специальных бюджетных фондов и пр. Для более эффективного противостояния различного рода кризисам, которые неизбежно будут возникать в будущем, необходимо также развивать теорию о социально-экономических кризисах (нами науку о всевозможного рода экономических патологиях и кризисах предложено называть патоэкономикой [7], хотя название, разумеется, здесь не самое главное).

Отсутствие глубоких теоретико-методических разработок сказалось на процессе формирования системы

антикризисных мер и в настоящее время. Дело в том, что российская элита (как политическая, так и экономическая) тщательно готовилась в последнее время к возникновению кризиса образца 1998 г. в целях не допустить ошибок прошлого. Однако ситуация оказалась другой, ибо причины современного кризиса и кризиса десятилетней давности существенно отличаются (достаточно сказать, что августовский дефолт 1998 г. был порожден прежде всего внутренними причинами, в том числе слабостью власти и просчетами в бюджетной политике). На наш взгляд, нужна обобщающая теория кризисов в экономической сфере. Причем не следует забывать об этом и в относительно благополучные годы, наступающие после завершения кризисного периода. В противном случае снова окажемся в положении, когда в последнее десятилетие в

России выросло поколение политиков и менеджеров, привыкших управлять «ростом благосостояния» и все более забывающих о кризисном управлении [8]. Таким образом, для создания системы эффективного антикризисного управления необходимо решить широкий комплекс проблем как теоретического, так и практического характера.

Как можно видеть, SWOT-анализ имеет смысл использовать не только на микроуровне, как это в настоящее время в основном и происходит, но и также на регионально-отраслевом (мезоуровне) и даже на федеральном (т.е. макроуровне) при изучении разнообразных проблем функционирования экономической системы. Таким образом, данный метод может быть использован на разных уровнях управленческой иерархии.

Литература

1. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: учебник; пер. с англ. -М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2005. - 400 с.

2. Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. - М.: Финпресс, - 2001. - 240 с.

3. Лялин В.Е., Ляшенко В.И., Павлов К.В., Хахулин В.В, Развитие малого предпринимательства: отечественный и зарубежный опыт. - М.: Экономистъ, 2006. - 254 с.

4. Трайнев В.А., Бутырин И.Я. Муниципальный менеджмент малого бизнеса и его информационное обеспечение: учеб. пособие. - М.: Логос, 2003. - 184 с.

5. Россия в цифрах 2009: Краткий стат. сб. - М.: Росстат, 2009. - 525 с.

6. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / науч. ред. Е.Т. Гайдар. - М.: Проспект, 2010. - 656 с.

7. Павлов К.В. Патологические процессы в экономике. - М.: Магистр, 2009. - 461 с.

8. Мау В. Экономическая политика 2007 г.: успехи и риски // Вопросы экономики. - 2008. - № 2. - С. 57-68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.