Научная статья на тему 'Использование сценарного планирования как инструмента для формирования стратегии'

Использование сценарного планирования как инструмента для формирования стратегии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5621
568
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / СЦЕНАРИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коростелева Е. М.

Рассмотрены преимущества использования сценарного планирования при стратегическом управлении предприятием, актуальность этого метода. Описан опыт использования сценарного подхода в российских и зарубежных компаниях. Представлен алгоритм построения сценариев будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коростелева Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование сценарного планирования как инструмента для формирования стратегии»

имеющие филиальную сеть, должны уделять повышенное внимание вопросам управления рисками, связанными с деятельностью филиалов.

Существенным условием развития и повышения эффективности корпоративного управления является полноценная реализация принципов, вытекающих из статуса компаний как коммерческих организаций, независимых в осуществлении своей оперативной деятельности.

Необходимой предпосылкой для реализации этих принципов является совершенствование законодательства в сфере инвестиций, регулирующего вопросы корпоративного управления в инвестиционных компаниях. Вместе с тем государство не должно диктовать инвестиционным компаниям какие-либо конкретные схемы и модели корпоративного управления, организации управления рисками и внутреннего контроля.

С учетом повышения уровня автоматизации инвестиционной деятельности, развития информационных аналитических систем и технологий обслуживания клиентов особого внимания требуют связанные с этим факторы рисков. В данной связи необходимо уделить повышенное внимание вопросам обеспечения надежности автоматизированных систем, их резервирования, а также разработки эффективных планов восстановления бесперебойного функционирования указанных систем в случае негативного воздействия на них внешних событий.

I. Y. Kozlovskaya

Issues and Directions for Improving Risk Management System

This article focuses on improving the risk management systems used in the securities markets. The article contains an analysis of the stock market risks, particularly those related to financial and investment institutions.

УДК 338.242.2

E.M. Коростелева, аспирант, 8-926-255-89-54, [email protected], (Россия, Москва, МГУПИ)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЦЕНАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ

Рассмотрены преимущества использования сценарного планирования при стратегическом управлении предприятием, актуальность этого метода. Описан опыт использования сценарного подхода в российских и зарубежных компаниях. Представлен алгоритм построения сценариев будущего.

Ключевые слова: стратегическое планирование, сценарное планирование, стратегия, сценарии.

В условиях рыночных отношений появился новый подход к развитию предприятия. До недавних пор руководители российских предприятий опирались на принцип, что успех компании зависит только от рациональной организации производства продукции или услуг, который обеспечива-

ет снижение издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, повышения производительности труда и эффективного использования всех видов ресурсов. Этот принцип рассматривает предприятие как закрытую систему, цели и задачи которого считаются заданными и относительно стабильными в течение длительного периода времени.

Сегодня все больше специалистов рассматривают предприятие как открытую систему, главные предпосылки эффективной деятельности которой находятся не внутри, а вне его. Эффективность функционирования, таким образом, определяется тем, насколько удачно компания приспособлена к своему внешнему окружению, она должна знать и понимать, какие изменения ее ждут, уметь распознать угрозы и не упустить открывающиеся перед ней возможности.

Такой подход привел к появлению стратегического планирования, базирующегося на методах ситуационного планирования, согласно которому все внутрифирменное построение системы есть не что иное, как своего рода ответная реакция на различные по своей природе воздействия как со стороны внешней среды, так и некоторых ее внутренних характеристик, включающих технологию производства и качество продукции, трудовые и материальные ресурсы [1].

Стратегическое планирование — это сложный аналитический, социальный и, главное, исследовательский процесс. Организация должна понять логику, аппарат, который управляет ее судьбой. В этом процессе затрагиваются все внешние и внутренние факторы, каким-либо образом влияющие на компанию.

В стратегическом планировании существует много различных методологий, и их использование становится все более актуальным для российских компаний, которые выдерживают жесткую конкуренцию как между собой, так и с иностранными корпорациями.

На сегодняшний день в условиях мирового кризиса, когда макроэкономическая ситуация в стране подвержена колебаниям, в условиях достаточно высокой инфляции и постоянного кризиса неплатежей, среди всех методов особенно выделяется новый для российских предприятий метод — метод сценарного планирования.

Современная деловая обстановка характеризуется крайней нестабильностью. Предсказать или спрогнозировать какую-либо ситуацию на основании тенденций прошлых лет становится практически невозможно, будущее становится все более неопределенным. И именно сценарный подход позволяет руководителям избавиться от «туннельного видения» — слишком уверенного взгляда на происходящее в мире [2].

Прообразом сценарного подхода является метод, который изложил и опубликовал в 1898 г. А. Пуанкаре. В его статье «Измерение времени» говориться: «... мы хотим воспроизвести не только явления нашего сознания, но и явления, для которых сознание является театром. Более того, мы

хотим воспроизвести физические факты, то, чем мы заселяем пространство, которое не видит прямо ни одно сознание. Это необходимо, так как иначе наука не могла бы существовать. Одним словом, имея психологическое время, мы хотим создать научное и физическое время.»

В 1928 г. появилась книга Дж. Фон Неймана «К теории стратегических игр». В ней появилось первое определение термина «сценарий» с точки зрения теории игр: сценарий — это «упорядоченная во времени и предназначенная для освещения гипотетической будущей ситуации последовательность эпизодов, логически связанных друг с другом причинноследственными связями».

В конце 1980-х гг. интерес к сценарному подходу в иностранных компаниях возрос, искали «противоядие рутинному подходу в планировании». В 90-е гг. многие западные предприятия обратились к сценарному планированию как источнику стратегического мышления, позволяющему найти источник стоимости и роста в корпорациях, а также приданию им гибкости в управлении.

Сегодня сценарное планирование широко используется на промышленных предприятиях в Европе и США. Вот несколько примеров:

1) Американская компания «Леви-Страус» (Lévi-Strauss) активно использует инструмент сценарного планирования в своем бизнесе. Эта компания использует планирование сценариев как способ рассмотрения различных вариантов принимаемых решений. К числу рассматриваемых вопросов относятся такие крайние ситуации, как исчерпание мировых запасов хлопка и как возможные последствия — дерегулирование в отрасли, производящей хлопчатобумажные ткани в США.

2) В национальной системе медицинского обслуживания Великобритании был проведен опыт использования сценариев (так называемые «Хэ-мингфордские сценарии») для планирования перемен внутри системы, а также в качестве средства, способствующего обучению и выработке стратегического мышления.

3) Компания «Кроун» (KRONE) воспользовалась сценарным мышлением для переориентации своей линии продуктов, когда на смену медному кабелю пришли другие виды телекоммуникационной связи.

4) Компания «Глаксоу» (Glaxo) использовала сценарии, чтобы инициировать обсуждение сравнительных характеристик двух возможных направлений дальнейшего развития фармацевтической промышленности — средств диагностики или лекарств, выписываемых по рецепту врача.

Что же касается России, то сценарный метод планирования только начинает развитие в нашей стране. Пока этот инструмент используют на самом верхнем уровне управления, особенно при стратегическом планировании регионов и страны в целом. Например, в 2006 г. на заседании правительства РФ шла речь о сценарных условиях социально-экономического развития России на 2007 г. и на период до 2009 г. Глава Минэкономразви-

тия Герман Греф выдвинул несколько факторов, влияющих на развитие России. Это укрепление рубля, увеличение спроса на импортный товар, так как он является более качественным, падение роста добычи нефти и газа, еще один фактор: загрузка свободных производственных мощностей подошла к своему исчерпанию.

Всего представлено четыре сценарных плана, причем два из них связаны с экстремальным ростом либо падением цен на нефть. Базовый вариант — инерционный — предполагает сохранение благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

Еще одним примером использования сценариев может послужить одна из самых крупных компаний в мире из производящих энергию на возобновляемых источниках ОАО «ГидроОГК». В декабре 2007 г. были одобрены Основные положения стратегии развития ОАО «ГидроОГК» до 2030 года.

Согласно Стратегии до 2030 года, в ОАО «ГидроОГК» определены три основных сценария развития компании: базовый, сбалансированный и диверсифицированный. Ключевое отличие этих схем заключается в размере инвестиций и объеме вводов объектов, заложенных в программе. Как отметил глава ОАО «ГидроОГК» В. Синюгин, согласно первому сценарию планируется ввод объектов суммарной мощностью около 7 ГВт, по второму — порядка 22 ГВт, и согласно третьему сценарию планируется ввод 33 ГВт гидрогенерирующих мощностей. Как видно, второй сценарий нацелен на удвоение мощностей компании, но вместе с тем конъюнктура рынка может серьезно влиять на корректировку всех сценариев.

Эти примеры говорят о том, что сценарные методы планирования становятся у руководителей все более популярными несмотря на то, что информации об использовании этого инструмента стратегического управления на российском рынке достаточно мало.

По существу сценарный метод представляет собой определенным образом организованную итеративную исследовательскую процедуру построения сценария возможного развития прогнозируемой бизнес-системы. Все процедуры метода основаны на сочетании логико-эвристического анализа с формальными методами исследований, в том числе на математических моделях [2].

Единого определения сценария и сценарного планирования не существует. Разные специалисты предлагают собственные толкования этого понятия. Майкл Портер дал определение сценария как внутренне не противоречивого представления о том, каким может оказаться будущее, — не прогноз, а один из вариантов будущих последствий. Питер Шварц называет сценарий инструментом упорядочения имеющихся представлений о возможных условиях деятельности в будущем, в которых принятое решение окажется правильным.

В данной работе планирование сценариев определено следующим образом: это инструменты и технологии стратегического планирования, которые позволяют управлять неопределенностью будущего. Сценарий не является прогнозом, т. е. описанием сравнительно предсказуемого развития событий настоящего. Не является он и видением, т. е. желаемым будущим. Прогноз и видение имеют тенденцию скрывать риски, сценарий же, напротив, дает возможность управлять рисками.

Сценарный подход позволяет:

1) лучше понять рыночную ситуацию, ее эволюцию из прошлого в настоящее и в возможное будущее;

2) выявить угрозы и возможности компании при различных сценариях будущего;

3) определить чувствительность факторов, характеризующих компанию, к изменениям во внешней среде, которые происходят или могут происходить в будущем;

4) проанализировать возможные направления своих действий и выделить среди них оптимальные.

Использование сценарного метода особенно актуально в российской промышленности. Этому есть ряд причин:

1. Большинство инвестиций, которые поступают в промышленные комплексы, являются долгосрочными, т. е. рассчитаны на 10-15 лет. Долгосрочные проекты — вполне обычное явление для отрасли тяжелой промышленности, машиностроения, компаний энергетической отрасли. Время жизни такого проекта около 20 лет, таким образом, необходимо смотреть, как минимум, на 25 лет вперед. Сценарный метод позволит существенно снизить риски, увидеть уязвимость компании и ее возможности.

2. Современная промышленность в России существенно отстает в своем развитии от своих зарубежных коллег — это и новые технологии, и методы управления, и использование ресурсного потенциала. Изменение мировосприятия, возможность по-новому взглянуть на окружающий мир под воздействием сценарного метода позволит российским компаниям найти новые бизнесы, новые направления, стать более гибкими по отношению к внешней среде и, главное, быть готовыми к различным развитиям событий.

На сегодняшний день наиболее актуально использование метода сценарного планирования при формировании стратегии развития предприятия.

В классической схеме разработка стратегии состоит из нескольких основных этапов:

1) Определение миссии компании.

2) Определение целей и задач компании.

3) Анализ внешней и внутренней бизнес-среды.

4) Выработка стратегии.

5) Реализация стратегии и контроль.

Применение сценарного метода при формировании стратегии модифицирует классическую схему и добавляет новые этапы (рисунок).

Структура стратегического планирования

Новый этап «Прогнозирование динамики развития предприятия» производится с учетом оценки внутренних и внешних факторов развития и использует сценарии будущего.

С помощью сценариев происходит рассмотрение возможных вариантов поведения системы в результате изменений внешней среды или изменений, произошедших внутри самой системы. Целью написания сценария является не предсказание будущего, а желание понять тенденции развития рассматриваемого предприятия во времени и уловить те направления, в которых необходимо двигаться компании.

Сценарии должны из настоящей ситуации развить картины будущего организации. Работа эта ведется систематически и с учетом основополагающего принципа стратегического управления — альтернативности выбора. Поэтому разрабатывается не один сценарий, а несколько вариантов, что позволяет руководителям организации видеть возможные последствия выбора того или иного направления развития. В демонстрации множества картин будущего и вариантов развития и состоит цель метода сценариев [2].

Далее представлен алгоритм формирования сценариев.

Процесс построения сценариев развития бизнес-систем делится на три этапа — исследовательский этап, этап конструирования и этап внедрения в стратегию предприятия.

Исследовательский этап предназначен для содержательного и формального исследования внешней и внутренней среды компании. Проводиться описание прогнозируемых процессов, подготовка всей необходимой информации для выработки сценариев. На данном этапе происходит описание текущего состояния предприятия и внешнего окружения, тенденций ее развития и основных факторов, оказывающих на нее влияние.

На этом этапе определяются цели и глубина исследования, степень его детализации и задачи исследования. Также на данном этапе выбираются критерии развития компании и факторы, влияющие на него. Для каждой отрасли это могут быть свои критерии, но есть и общие для всех, например капитализация, увеличение стоимости активов, удовлетворение потребительского спроса.

Критерии и факторы развития отбираются с помощью экспертного метода. Чтобы не выйти за рамки исследования, каждому фактору присваивается вес в процентном соотношении, который определяет степень влияния данного фактора на развитие предприятия. Благодаря этому формируется перечень ключевых факторов. На базе исследования поведения ключевых факторов в будущем, в дальнейшем будут строиться сценарии.

Результатом выполнения данного этапа является выработка различных представлений о будущем.

На следующем этапе разработки сценариев на основании нескольких представлений о будущем формируется сценарное дерево.

Каждый сценарий представляет собой последовательность событий. Событие переходит от периода 1 к периоду (1+1). Эксперты задают вероятности переходов к тому или иному событию в долях единицы. Полученные от экспертов данные усредняются по формуле:

п i=1

РЦ,Ж+№ 1 п ,

X [ 2 ^ О, 1 )^+1, k)]

k п ,=1

где а — оценка вероятности перехода от ]-го события в периоде 1 к к-му событию в периоде (1+1), устанавливаемая 1-м экспертом; п — число экспертов.

Далее строится граф — дерево событий. Каждая ветка событий — это возможный сценарий. Каждому событию подписывается вероятность наступления. Далее все вероятности по ветке перемножаются, и ветка с максимальным числом и есть сценарий, наступление которого наиболее вероятно.

Сценарий — это последовательность событий с разной вероятностью наступления, т. е. из одного сегодняшнего состояния получаем несколько сценариев будущего.

Сценарии должны быть построены таким образом, чтобы после ознакомления с ним были ясны цели по управлению рассматриваемым объектом на прогнозируемый период, т. е. он должен представлять собой обзор, содержащий данные относительно ситуации, внутри которой протекают конкретные процессы, являющиеся объектом прогноза. Сценарии позволяют получить предварительное представление о системе и ситуациях, которые могут возникнуть. Это служит основой ддя разработки стратегии, оперативных планов и подготовки детальных вариантов при принятии решения.

На заключительном этапе сценарного моделирования проводится анализ и сравнение сценарных вариантов между собой, а также подготовка предварительных вариантов решений.

Существующее в сценарном подходе множество альтернатив позволяет очертить поле возможных направлений развития системы и тем самым создает основу для принятия долгосрочных решений.

Применение сценарного метода, несмотря на значительное увеличение работы и определенные затраты, в условиях турбулентной среды в комплексе с обычными методами исследования снижает риски, повышает качество прогноза и создает устойчивую платформу для принятия стратегических решений. Данный метод позволяет выявить причинные факторы, которые, главным образом, влияют на поведение изучаемой системы, а также представить картину того, каким образом их изменение оказывает влияние на систему.

К. Прахалад и Г. Хэймил считают, что сценарный подход играет особую роль при подготовке стратегии компании. Он позволяет по-новому взглянуть на происходящее вокруг, увидеть только зарождающиеся проблемы [2] в то время, когда многие еще и не предполагают о них, это дает возможность подготовить компанию к будущим изменениям и использовать их на благо развития компании.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ляско В.И. Стратегическое планирование развития предприятия: учеб. пос. / В.И. Ляско. М.: Издательство «Экзамен», 2005. 288 с.

2. Данников. Холдинги в нефтегазовом бизнесе: стратегия и управление / Данников. М.: ЭЛВОЙС-М, 2004. 464 с.

E.M. Korosteleva

Scenario Planning as tool for strategy

This article is about advantages of use of scenario planning in management of business. Experience of use of the scenario method in the Russian and foreign companies is described. The algorithm of construction of scenarios of the future is presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.