5. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 08.00.13)
5.1. МЕТОД СЦЕНАРНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЗАТРАТ ПО ОКАЗАНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
Каширская Людмила Васильевна, доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Национальная безопасность»
Место работы: ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»
Карабашева Малвина Расуловна, старший преподаватель кафедры «Национальная безопасность» Место работы: ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»
Зыкина Ализа Мудассировна, студент
Место учебы: ФГБОУ ВО «Астраханский государственный архитектурно-строительный университет»
Аннотация
Задача. В статье рассмотрено использование метода сценарного прогнозирования применительно к оценке затрат, образующихся в транспортных организациях. При формировании прогнозных калькуляций возникает ряд серьезных проблем в методологии их разработки и информационном обеспечении. Проблема состоит и в том, что качественный анализ и прогноз затрат невозможны без подготовки отчетности об исполнении планов, которая является источником информации для формирования прогнозов и проведения анализа их исполнения.
Специфические методы, приемы и подходы прогнозирования затрат в учебной и научной литературе освещены крайне мало и им посвящено незначительное количество работ ряда зарубежных авторов, среди них: Камппинен М., Кан Г., Шварц П., которые носят общетеоретический характер. Тем не менее, имеющиеся методики анализа и прогнозирования затрат могут служить отправной точкой для выработки транспортными предприятиями собственных методик анализа транспортных затрат.
Модель. В статье исследованы методические подходы к сценаризации будущего, которые позволили предложить алгоритм проведения сценарного прогнозирования для транспортных предприятий.
Выводы. Сделан вывод о том, что при грамотном использовании сценариев в стратегическом планировании и управлении, затраты предприятия многократно окупаются, так как дают большой экономический эффект за счет более эффективного использования открывающихся возможностей и противостояния внешним и внутренним угрозам. Практическое значение. Практическая значимость статьи состоит в том, что выводы и предложения, направлены на усиление управленческой функции анализа и прогнозирования затрат при оказании перевозочных услуг и способствуют реальной оптимизации затрат исследуемого предприятия.
Оригинальность. Разработанные теоретико-методические положения и практические рекомендации имеют прямое прикладное значение для деятельности транспортных организаций. Несмотря на то, что сценарный метод является достаточно дорогостоящим и ресурсоемким мероприятием, при грамотном использовании сценариев в стратегическом планировании и управлении затраты предприятия многократно окупаются, так как дают большой экономический эффект за счет более эффективного использования открывающихся возможностей и противостояния внешним и внутренним угрозам.
Ключевые слова: метод сценарного прогнозирования, транспортные организации, стратегическое планирование и управление, затраты предприятия.
METHOD OF SCENARIO FORECASTING OF EXPENSES ON RENDERING TRANSPORT SERVICES
Kashirskaya Liudmila V., Doctor of Economics, associate professor, head of chair «National security» Work place: FGBOU VO «The Astrakhan state university»
Karabasheva Malvina R., senior teacher of chair «National security» Work place: FGBOU VO «The Astrakhan state university»
Zykina Aliza M., student
Study place: FGBOOU VO «Astrakhan state architecturally-construction university»
Annotation
Task. In article use of a method of scenario forecasting in relation to an assessment of the expenses which are formed in the transport organizations is considered. When forming expected accounting there is a number of serious problems in methodology of their development and information support. The problem consists and that the qualitative analysis and the forecast of expenses are impossible without preparation of the reporting on execution of plans which is information source for formation of forecasts and carrying out the analysis of their execution.
Specific methods, receptions and approaches of forecasting of expenses in educational and scientific literature are lit very little and the insignificant number of works of a number of foreign authors, among them is devoted to them: Kamppinen M., Kan G., Schwartz P., who have general-theoretical character. Nevertheless, the available techniques of the analysis and forecasting of expenses can serve as a starting point for development of own techniques of the analysis of transport expenses by transport enterprises. Model. In article methodical approaches to a future stsenarization which allowed to offer algorithm of carrying out scenario forecasting for transport enterprises are investigated.
Conclusions. The conclusion that at competent use of scenarios in strategic planning and management, expenses of the enterprise repeatedly pay off as give big economic effect due to more effective use of the opening opportunities and opposition to external and internal threats is drawn.
Practical value. The practical importance of article consists that conclusions and offers, are directed on strengthening of administrative function of the analysis and forecasting of expenses when rendering transportation services and promote real optimization of expenses of the studied enterprise.
Originality. The developed teoretiko-methodical provisions and practical recommendations have direct applied sense for activity of the transport organizations. In spite of the fact that the scenario method is rather expensive and resource-intensive action, at competent use of scenarios in strategic planning and management of expense of the enterprise repeatedly pay off as give big economic effect due to more effective use of the opening opportunities and opposition to external and internal threats. Keywords: method of scenario forecasting, transport organizations, strategic planning and management, expenses of the enterprise.
В последние десятилетия при разработке управленческих решений широкое распространение получил метод сценарного прогнозирования, дающий возможность оценить наиболее вероятный ход развития событий и возможные последствия принимаемых решений. Разрабатываемые специалистами сценарии развития анализируемой ситуации позволяют с тем или иным уровнем достоверности определить возможные
Предсценарный этап:
1.Определение цели сценарного процесса.
2.Формирование рабочей группы,определение руководителя группы.
3. Мотивация членов группы.
тенденции развития этой ситуации, выявить взаимосвязи между действующими факторами, сформировать картину возможных состояний, к которым может прийти ситуация под влиянием тех или иных воздействий.
Общая модель процесса стратегического сценарного прогнозирования и планирования развития предпринимательских структур приведена на рисунке 1 [6].
Сценарный этап:
1.Анализ факторов внешней
среды.
_к 2.Определение ключевых
_^ неопределенностей.
З.Разработка сценариев,
г определение параметров.
4.Разработка систем
индикаторов наступления
определенного сценария.
Этап внедрения сценариев:
1.0пределение стратегических
целей и задач.
-1\ 2.Разработка стратегических
—J планов.
V З.Разработка систем
J4 мониторинга определения
сценария.
4.Реализация стратегии.
Б.Оценка эффективности.
Рисунок 1. Модель процесса стратегического сценарного прогнозирования.
Как видно из рисунка, процесс сценарного прогнозирования 1. Предсценарный. На этом этапе формируется рабочая подразделяется на три укрупненных этапа: группа, ответственная за создание сценариев, и определяется
ее руководитель. Отдельное внимание следует уделить составу рабочих групп, так как от работы экспертов зависит итог всего процесса.
Основными принципами организации процесса на указанном этапе являются:
- состав рабочей группы экспертов должен максимально соответствовать целям сценарного процесса;
- члены экспертной группы должны обладать компетенциями в рассматриваемых областях и иметь способности к творчеству;
- руководитель рабочей группы должен обладать как подходящими личными качествами, так и необходимыми компетенциями в исследуемой предметной области.
2. Сценарный. Процесс сценарного планирования развития предпринимательских структур в современных российских условиях усложняется наличием большого количества движущих сил, неопределенностей, агрессивностью внешней среды, определяющих развитие компании [3]. При формировании стратегического плана компании необходимо учесть сложный комплекс факторов, начиная с макроэкономических (глобальных и отраслевых), политических, социальных, технологических, экологических трендов, на которые она не может непосредственно влиять, и заканчивая внешним ее окружением. Из всех факторов выделяют ключевые движущиеся силы, которые будут определять конкурентоспособность предприятия в долгосрочной перспективе. Определение тех из факторов, которые являются ключевыми движущими силами для развития, является основной задачей в процессе построения сценариев.
При формировании сценариев необходимо соблюдать следующие основополагающие принципы:
- выделение в ключевые движущие силы только тех факторов, которые характеризуются слабой корреляцией между собой и являются определяющими в долгосрочной перспективе;
- логическая выверенность и непротиворечивость каждого из сценариев.
Для разработки сценариев необходимо осуществить следующий алгоритм действий:
- опытным работникам-специалистам выдается подробное описание задания составить сценарии возможного решения поставленной проблемы и предполагаемых результатов;
- созывается совещание по обсуждению предварительного сценария;
- текст предварительного сценария рассылается всем работникам, которые на разных стадиях должны принять участие в разработке и реализации решения;
- осуществляется составление окончательного сценария и его последующий ввод в базу данных компании.
3. Внедрение сценариев. Разработка сценариев является важной частью сценарного планирования, однако, сами по себе сценарии практически бесполезны без их использования в стратегическом планировании.
Процесс внедрения сценариев требует:
- одинакового внимания к каждому сценарию. В противном случае какие-то сценарии могут быть приняты за маловероятные и им не будет уделено достаточного внимания, но впоследствии потребуется именно их применение;
- мониторинга наступления каждого из сценариев;
- соблюдения принципа обратной связи с клиентами.
Следует отметить, что большинство специалистов (как в области научных знаний, так и на практике) уделяют сценарному этапу большее внимание, оставляя остальные этапы без должной проработки. Однако, и другие этапы не менее важны.
Так, предсценарный этап задает качество всего дальнейшего исследования, так как именно он создает базу для формирования сценариев. Этап внедрения представляет собой ценность в связи с тем, что сценарный метод является достаточно
дорогостоящим и ресурсоемким мероприятием, однако, при грамотном использовании сценариев в стратегическом планировании аналитические затраты многократно окупаются, так как дают большой экономический эффект за счет более эффективного использования компанией открывающихся возможностей и противостояния угрозам.
Основной задачей сценарного метода является стремление к преодолению будущих неопределенностей, или объективизация будущего.
Как показало проведенное исследование, к настоящему времени не сложилось единого подхода к построению сценариев (табл. 1). Более того, чрезвычайно высокая неопределенность предмета анализа будущего не позволяет выделить подход, дающий наиболее достоверные результаты, т.к. они во многом зависят от компетентности аналитика и его субъективных решений.
Таблица 1
Методические подходы к сценаризации будущего
Разработчик
Г. Кан [2]
П. Шварц [8]
А. Рубин [4]
М. Камп-пинен [1]
Этапы построения сценария
2
1. Построение шагов, по которому будет развиваться будущее.
2. Разработка альтернатив на каждом из шагов, позволяющих облегчить или приостановить развитие событий
1. Определение ключевых проблем (вопросов) и решений (действий).
2. Определение ключевых факторов локальной среды, определяющих успех или неуспех первого шага.
3. Определение движущих сил, оказывающих влияние на ключевые факторы.
4. Ранжирование движущих сил по важности и неопределенности. Число движущих сил должно быть ограничено.
5. Определение логики сценария - выбор «сюжета», описывающего развитие сценария (например, эволюция, революция, победители и побежденные и др.).
6. Наполнение сценариев, т.е. установление связи между факторами, движущими силами и общим трендом.
7. Оценка последствий каждого сценария (какие появятся возможности, угрозы, союзники, конкуренты и т.д.).
8. Определение основных индикаторов и указателей, необходимых для освоения возможностей, которые вытекают из сценариев
1. Изучение текущего состояния (например, с помощью SWOT-анализа).
2. Разработка сценариев в рамках 3-5 вариантов развития будущего.
3. Выработка понимания будущего организации (vision).
4. Выработка миссии организации (mission), основанной на видении и созданных сценариях.
5. Разработка взаимосвязей между видением и миссией
1. Изучение рисков внешней среды для описания ее динамики.
2. Формулировка сценариев как совокупности узлов (возможных состояний среды) и отношений (действий по переходу между узлами).
3. Сопоставление сценариев.
4. Осуществление действий по сценариям
Характеристика подхода
3
Сценарии включают не только описание развития будущего, но и указания для действующих лиц, вовлеченных в исполнение сценариев
Сценарии увязывают движущие силы будущего с логикой развития будущего, предлагая его различные вариан-ты.Внимание акцентируется на 23 сценариях
Разработка сценариев «сжата» в один из шагов и не видна методика ее проведения. Однако, обеспечивается привязка разрабатываемых сценариев к нуждам организации
Ориентация на риски внешней среды
Опираясь на описанные в таблице 1 методические подходы, предлагаем следующую последовательность проведения сценарного прогнозирования для транспортных предприятий:
1
Шаг 1. Перечисляются наиболее важные события-угрозы и события-возможности, которые могут произойти на рынке
транспортных услуг.
Таблица 2
Ожидаемые события на рынке транспортных услуг
События-угрозы События-возможности
СУ-1. Быстрый рост цен на нефть, и, как следствие, рост цен на топливо и прочие горюче-смазочные материалы. СУ-2. Усиление конкуренции: приход на рынок новых конкурентов-предприятий малого бизнеса, крупных иностранных компаний-перевозчиков с развитой логистикой, интеграция отечественного транспортно-логистического рынка в глобальную сеть с появлением мощных международных логистических компаний, образование транспортно-логистических предприятий на базе государственно-частного партнерства. СВ-1. Появление на рынке нового, гораздо более дешевого дизельного топлива. СВ-2. Появление новых 1Т-технологий в области контроля и управления подвижным составом автопарка. СВ-3. Повсеместное улучшение дорожного полотна, строительство новых дорог, мостов и иных дорожных сооружений. СВ-4. Понижение цен на материальные ресурсы: топливо, автозапчасти, авторезину и т.п. СВ-5. Мощное развитие торговой сети из центра страны в регионы.
СУ-3. Снижение рыночных цен на автотранспорт, массовая покупка населением и организациями собственных транспортных средств и их последующее использование для перевозки грузов и пассажиров. СУ-4. Сокращение платежеспособного спроса. СУ-5. Коммерциализация крупных дорожных путей СВ-6. Рост компетенции логистических операторов при обслуживании клиентов в области оптимизации затрат, минимизации уровня запасов, интеграции компьютерных систем и совместного управления издержками
Шаг 2. Раскрываются последствия каждого события для участников рынка транспортных услуг. В таблицу вводится цветовое отличие между положительными и отрицательными
последствиями (выделены соответственно былым и серым цветами заливки).
После таблицы 2 составляется таблица ожидаемых последствий на рынке в таблице 3.
Таблица 3
Последствия ожидаемых событий на рынке транспортный услуг
Код события Последствия события
для поставщиков ресурсов дляклиентов дляорганизации
1 2 3 4
СУ-1 Повышение цен на транспортные услуги, повышение затрат Повышение цен на транспортные услуги Повышение затрат
СУ-2 Расширение рынка, рост продаж Повышение качества услуг, расширение ассортимента услуг, снижение цен на услуги Сокращение доли рынка
СУ-3 Расширение рынка, рост продаж Самостоятельное исполнение всех транспортно-логистических операций, включая соответствующие затраты (возможна экономия затрат) Сокращение спроса
СУ-4 Сокращение спроса Расширение кредитных отношений с транспорт-но-логистическими компаниями Сокращение объема оказания услуг
СУ-5 Отсутствуют или незначительны Повышение цен на транспортные услуги Повышение затрат
СВ-1 Снижение выручки от продажи дизельного топлива Снижение цен на транспортные услуги Снижение затрат
СВ-2 Отсутствуют или незначительны Ускорение обслуживания, повышение качества услуг, снижение цен на транспортные услуги Усиление контроля за передвижением автотранспорта и сохранностью груза, сокращение непроизводительных затрат
СВ-3 Сокращение спроса на автозапчасти и резину, рост спроса на автомобильное топливо Ускорение обслуживания, повышение качества услуг, расширение ассортимента услуг, снижение цен на транспортные услуги Ускорение обслуживания, улучшение технического состояния подвижного состава, расширение транспортных сетей, снижение затрат на ремонт и техобслуживание
СВ-4 Уменьшение выручки от продажи материальных ресурсов Снижение цен на транспортные услуги Снижение материальных затрат
СВ-5 Расширение рынка, рост продаж Расширение ассортимента услуг Развитие транспортных сетей, расширение рынка транспортных услуг
СВ-6 Отсутствуют или незначительны Снижение цен на транспортные услуги Оптимизация затрат
Шаг 3. Оценивается вероятность наступления каждого события и сила его влияния на развитие транспортной компании. Отсеиваются события, характеризуемые как «слабое влияние -малая вероятность». События категории «сильное влияние -малая вероятность» временно исключаются из дальнейшего анализа, однако, остаются на контроле, поскольку ранее могла быть неверно оценена вероятность их наступления.
Таблица 4
Вероятность и сила влияния ожидаемых событий на деятельность организации
-- Слабое влияние Сильное влияние
Малая вероятность СУ-3, СУ-4, СВ-1, СВ-3, СВ-4
Высокая вероятность СВ-6 СУ-1, СУ-2, СУ-5, СВ-2, СВ-5
Временно исключены из анализа следующие события: СУ-3. Снижение рыночных цен на автотранспорт, массовая
покупка населением и организациями собственных транспортных средств и их последующее использование для перевозки грузов и пассажиров.
СУ-4. Сокращение платежеспособного спроса.
СВ-1. Появление на рынке нового, гораздо более дешевого дизельного топлива.
СВ-3. Повсеместное улучшение дорожного полотна, строительство новых дорог, мостов и иных дорожных сооружений.
СВ-4. Понижение цен на материальные ресурсы.
Шаг 4. Оставшиеся события группируются по степени их влияния на конкурентоспособность транспортной компании. События категории «не оказывают влияния» временно исключаются из дальнейшего анализа, однако, остаются на контроле, поскольку ранее могли быть неверно оценены их характер и сила влияния.
Таблица 5
Влияние ожидаемых событий на конкурентоспособность организации_
Влияние на конкурентоспособность Коды событий
Усиливают СВ-2, СВ-5, СВ-6
Ослабляют СУ-1, СУ-2
Не оказывают влияния СУ-5
Временно исключено из анализа событие «СУ-5. Коммерциализация крупных дорожных путей».
Шаг 5. Выявляются факторы, которые будут влиять на наступление/ненаступление каждого события, оставшегося после выполнения предыдущего шага. Делается вывод о неотвратимости наступления каждого события.
Таблица 6
Драйверы ожидаемых событий
Шаг 6. Анализируются сильные и слабые стороны транспортной компании, а также ее потенциальные возможности, имеющие высокую вероятность освоения.
Таблица 7
Сильные и слабые стороны организации
Шаг 7. Разрабатываются конкретные действия транспортной компании, направленные на управление изменениями внешнего окружения: приближение и/или усиление влияния благоприятных событий и ослабление или устранение неблагоприятных событий. Эти действия могут быть основаны на управлении драйверами событий, а также сильными и слабыми сторонами организации, ее потенциальными возможностями.
Таблица 8
Управление ожидаемыми изменениями локальной среды
Влияние на конку-ренто-способность организации Код события Действия организации по управлению событием
1 2 3
Усил и-вают СВ-2 Внедрение новой техники и технологий; организация самостоятельных исследований и разработок
СВ-5 Освоение новых маршрутов, расширение клиентской базы
СВ-6 Организация непрерывного процесса повышения квалификации логистов и менеджеров, координирующих процесс перевозки; использование услуг внешних логистических операторов на первоначальных этапах освоения новых направлений перевозок
Ослабляют СУ-1 Перевод подходящих транспортных средств на более дешевый по сравнением с дизельным топливом газ; сокращение количества холостых пробегов
СУ-2 Организация непрерывного процесса повышения квалификации менеджеров предприятия, ориентация менеджеров на поиск и освоение новых способов конкурентной борьбы; поиск транспортных предприятий для последующей производственной кооперации с ними; развитие региональных и межрегиональных транспортно-логистических систем (особенно в таких регионах страны, как Сибирь и Дальний Восток). Расширение ассортимента услуг за счет освоения новых видов услуг: управление и контроль перевозок, курьерские услуги, экспедиторские услуги, доставка грузов клиенту «лично в руки», доставка «just - in - time», доставка на основе собственной сети распределения, доставка с помощью сети международных транспортных агентов, хранение груза, страхование складских запасов, обработка и упаковка грузов, консультирование в области логистики, оптимизация грузопотоков, управление заказами от имени клиента
Шаг 8. Разрабатываются индикаторы (численно измеряемые либо качественно оцениваемые показатели), необходимые для оценки эффективности управления компанией ожидаемыми изменениями локальной среды.
Таблица 9
Оценка эффективности управления ожидаемыми изменениями
Событие Основные индикаторы управления изменениями
СВ-2 Коэффициент обновляемости 1Т-технологий
СВ-5 Темп роста протяженности автопробега, коэффициент освоения новых маршрутов, показатели расширения клиентской базы
СВ-6 Показатели повышения квалификации логистов и менеджеров, управляющих перевозками
СУ-1 Протяженность общего автопробега, коэффициент использования автопробега, затраты на топливо
СУ-2 Выручка и прибыль от реализации услуг, рентабельность продаж, рентабельность основной деятельности, ресурсоемкость услуг, точка безубыточности, запас финансовой прочности, количество договоров стратегического партнерства, ассортимент услуг
Шаг 9. По мере осуществления ожидаемых событий оцениваются достигнутые значения индикаторов и указателей из шага 8, предпринимаются необходимые действия по корректировке текущей деятельности транспортной компании, а также проводится периодический повтор всей последовательности сценарного прогнозирования с целью своевременного
Сильные стороны Слабые стороны Потенциальные возможности
- высокая квали- - неразвитость марке- - преимущества в области
фикация логистов тингового обеспече- издержек (доступ к дешевым
и менеджеров, ния; ресурсам за счет заключения
координирующих - отставание в области договоров стратегического
процесс перевоз- исследований и партнерства с поставщиками
ки; разработок; ресурсов);
- хорошее знание - устаревшая техника и - высокий уровень техники и
рынка; технология; технологии (внедрение системы
- наличие устой- - недостаточные спутникового мониторинга);
чивых связей с финансовые ресурсы; - высокая квалификация и
клиентами и - отсутствие квалифи- компетентность работников
поставщиками; цированных кадров по управления (переобучение и
- хорошая деловая ряду направлений повышение квалификации
репутация; деятельности; сотрудников);
- безопасность при - узкий ассортимент - расширение ассортимента
осуществлении услуг; основных и сопутствующих услуг;
перевозок - большая протяжен- - производственная кооперация
ность холостых пробе- с транспортными предприятия-
гов ми;
- выход на международный
рынок
Влияние на конку-ренто-способность организации Код события Драйверы события
1 2 3
Усил и-вают СВ-2 Наступление: выявление пользователями 1Т-технологий множества недостатков в последних версиях [7]; разработка новых способов передачи данных и мониторинга; разработка новых средств технической поддержки 1Т-технологий [6]. Событие неотвратимо.
СВ-5 Наступление: добровольная экспансия международных и отечественных торговых сетей. Событие неотвратимо.
СВ-6 Наступление: приход на отечественный рынок развитых зарубежных транспортно-логистических компаний. Событие неотвратимо.
Ослабляют СУ-1 Наступление: экономический кризис, введение санкций против российских предприятий, резкое усиление нало-ггового бремени для нефтедобывающих предприятий Ненаступление: открытие новых крупных дешевых месторождений нефти и их освоение. Вероятность наступления события очень высокая.
СУ-2 Наступление: наличие в России дешевой рабочей силы, дешевых ресурсов и неразвитой транспортно-логистической системы. Событие неотвратимо.
обнаружения новых событий, значимых для деятельности этой компании.
Таким образом, для компании разработано пять сценариев развития событий в случае:
1. Быстрого развития IT-технологий в области логистики;
2. Развития и расширения транспортных сетей в неосвоенных регионах страны;
3. Появления высоко компетентных внешних логистических операторов;
4. Ускоренного роста цен на топливо;
5. Чрезвычайного усиления конкуренции.
В рамках каждого сценария проведены следующие работы: оценены последствия для участников рынка транспортных услуг, выявлены драйверы события, разработаны действия компании по управлению изменениями внешнего окружения и подобраны индикаторы оценки эффективности таких действий.
В заключение следует отметить, что сценарное прогнозирование представляет собой удобный инструмент моделирования конкурентоспособности любой компании на основании прогноза. Если традиционные инструменты прогнозирования позволяют выдавать статический прогноз финансовой ситуации на основании сложившегося плана и факта в рамках текущего месяца или года, то сценарное прогнозирование позволяет динамически изменять прогноз при поступлении дополнительной информации, заранее оценивать последствия такой корректировки и принимать меры по корректировке планов в случае неблагоприятного развития ситуации. Несмотря на то, что сценарный метод является достаточно дорогостоящим и ресурсоемким мероприятием, при грамотном использовании сценариев в стратегическом планировании и управлении затраты предприятия многократно окупаются, так как дают большой экономический эффект за счет более эффективного использования открывающихся возможностей и противостояния внешним и внутренним угрозам.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 75,89%.
Список литературы:
1. Камппинен М. - Kamppinen M. Scenarios as cultural models of risk -our tools for navigating in the network of possible worlds // www.tukkk.fi.
2. Кан Г.- Aligica P.D. The challenge of the future and the institutionalization of interdisciplinarity: notes on Herman Kahn's legacy // Futures. -2004.
3. Почепцов Г.Г. Стратегический анализ: Стратегический анализ для политики, бизнеса и военного дела. // Г.Г. Почепцов -Киев: 2004. - 333 с.
4. Рубин А. - Rubin A. Scenario working in future studies // www.tukkk.fi.
5. Ситнов А.А. Стратегический аудит информационных систем // Аудитор. -2014. - № 11 (237). - С. 7 - 15.
6. Ситнов А.А. Аудит информационных систем // Аудиторские ведомости. -2014. - № 3. - С. 83-91.
7. Ситнов А.А., Уринцов А.И. Аудит информационных систем: монография для магистров. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. -239 с.
8. Шварц П. - Scenario building: The Schwartz/GBN//www.infinite-futures.com.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью д. э. н., профессора Каширской Л. В., старшего преподавателя Карабашевой М. Р. и Зыкиной А. М. на тему: «Метод сценарного
прогнозирования затрат по оказанию транспортных услуг» По мере изменения требований развития современного общества меняются требования, предъявляемые к управлению современными компаниями. При этом в последние десятилетия при подготовке управленческих решений широкое распространение получил метод сценарного прогнозирования, позволяющий оценивать вероятный ход развития событий и возможные последствия от принятия указанных решений. Разрабатываемые специалистами-экспертами сценарии развития анализируемой ситуации позволяют с тем или иным уровнем достоверности определить возможные тенденции этой ситуации, выявить взаимосвязи между действующими факторами, сформировать картину возможных состояний, к которым может прийти ситуация под влиянием тех или иных воздействий.
Потребность в уверенности относительно полезности, которую дают управленческие решения, управление связанными с ними рисками и растущие требования к контролю над информацией в настоящее время считаются ключевыми элементами управления.
В свою очередь исследования показывают, что одним из совершенных и многофункциональных инструментариев исследования существующих и вероятных рисков, а также разносторонних проблемных ситуаций является сценарное прогнозирование, представляющее собой удобный инструмент моделирования конкурентоспособности любой компании на основании прогноза. Если традиционные инструменты прогнозирования позволяют выдавать статический прогноз финансовой ситуации на основании сложившегося плана и факта в рамках текущего периода, то сценарное прогнозирование позволяет динамически изменять прогноз при поступлении дополнительной информации, заранее оценивая последствия такой корректировки и принимать меры по корректировке планов в случае неблагоприятного развития ситуации.
Несмотря на то, что сценарный метод является достаточно дорогостоящим и ресурсоемким мероприятием, при грамотном использовании сценариев в стратегическом планировании и управлении компаниями затраты предприятия многократно окупаются, так как дают большой экономический эффект за счет более эффективного использования открывающихся возможностей и противостояния внешним и внутренним угрозам, которые в современных условиях становятся практически незаменимыми для осуществления исследования и оценки информации в указанных субъектах.
При этом следует учитывать, что эффективность сценарного метода во многом зависит от информационной обеспеченности и соблюдения определенных принципов и алгоритма его осуществления.
Основная часть статьи посвящена исследования применения сценарного метода в транспортных компаниях. В ней обобщены и систематизированы авторские предложения по его осуществлению.
В результате проведенного исследования авторы, предопределяя проблемы формирования методики осуществления сценарного метода доказывают, что при грамотном использовании сценариев в стратегическом планировании и управлении затраты предприятия многократно окупаются, так как дают большой экономический эффект за счет более эффективного использования открывающихся возможностей и противостояния внешним и внутренним угрозам.
Представляется, что статья подготовлена на хорошем теоретическом и практическом уровне, носит целенаправленный характер и полностью отвечает требованиям, предъявляемым к работам данного уровня. Профессор Департамента учета, анализа и аудита ФГОБУ ВО«Финансовый университет при ПравительствеРоссийской Федерации», доктор экономических наук,доцент
А. А.Ситнов