ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАРОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ Халиулина Л.Э.
Халиулина Лилия Эльверовна - инженер II категории, Инженерно-технический центр - филиал, ООО «Газпром добыча Ямбург», г. Новый Уренгой
Аннотация: в статье рассматривается способ регенерации асфальтобетонного покрытия. Регенерация - в переводе с латинского означает восстановление, возрождение. Применительно к дорожным одеждам регенерация означает восстановление их прочностных свойств, ровности, сплошности и т.д. Ключевые слова: регенерация, асфальтобетонное покрытие, дорожная одежда, машины-ремиксеры, термопрофилирование.
Наиболее распространенным способом восстановления (увеличения прочности) дорожной одежды в России и странах СНГ является устройство слоев усиления поверх старого покрытия. За рубежом чаще применяют способ, называемый «способом переукладки», при котором потерявшие несущую способность слои асфальтобетона удаляют фрезерованием, а на их место укладывают новые. Срок службы восстановленной дорожной одежды соответствует расчетному, а стоимость ремонта ниже, чем при традиционном способе усиления благодаря частичной компенсации затрат за счет реализации сфрезерованного материала -асфальтобетонного гранулята (АГ). Еще больше удешевляют ремонтные работы различные способы регенерации.
Регенерация - в переводе с латинского означает восстановление, возрождение. Применительно к дорожным одеждам регенерация означает восстановление их прочностных свойств, ровности, сплошности и т.д. Применительно к асфальтобетону регенерация - это обработка или переработка старого материала с приданием ему физико-механических показателей, близких к первоначальным.
Существует большое количество методов регенерации, которые могут быть применены при ремонте и реконструкции автодорог. Все методы можно объединить в следующие группы:
а) горячая регенерация на месте: используют различные способы разогрева, разрыхления и улучшения свойств старого асфальтобетона с последующим устройством покрытия;
б) холодная регенерация на месте: материал старого покрытия снимают холодным фрезерованием, обрабатывают битумной эмульсией или цементом и устраивают нижний слой нового покрытия;
в) холодно-горячая регенерация (комбинированные методы): материал старого покрытия снимают холодной фрезой, а затем перерабатывают его с подогревом, добавлением нового щебня и битума в смесительной установке и укладывают в покрытие. Переработка может осуществляться на месте в передвижной смесительной установке или на стационарном асфальтобетонном заводе.
Выбор того или иного способа регенерации зависит от состояния конструктивных слоев дорожной одежды.
В зарубежной практике широко применяется заводская технология приготовления асфальтобетонных смесей с добавлением старого асфальтобетона [1].
Технологический процесс переработки старого асфальтобетона протекает следующим образом: минеральный материал из агрегата питания подается после дозирования в барабанный разогреватель. Сюда же подаются минеральный порошок,
уловленная пыль, битум и дробленый старый асфальтобетон, которые нагреваются и смешиваются с добавляемым битумом (или пластификатором).
Для восстановления асфальтобетонного покрытия с устройством нового слоя широкое применение находят машины-ремиксеры (см. рисунок 1), выпускаемые фирмой «Виртген» (Германия) [2].
Рис. 1. Технологическая схема специальной асфальтосмесительной регенерационной установки: 1 - агрегат питания для щебня и песка; 2 - агрегат для минерального порошка;
3 - конвейер; 4 - ленточный питатель; 5 - смеситель; 6 - конвейер; 7 - бункер старого асфальтобетона; 8 - бункер готовой смеси; 9 - кабина управления; 10 - скипа для подъема готовой асфальтобетонной смеси; 11 - топливный бак; 12 - труба; 13 - пылеулавливающий разогреватель; 14 - оборудование для нагрева битума
Ремиксер за один проход выполняет следующие операции:
а) размягчает путем нагревания термоэлементами инфракрасного излучения изношенное асфальто-бетонное покрытие; разогрев производится на глубину рыхления - от 20 до 35 мм. Предварительный нагрев выполняется асфальторазогревателем до 90-100° С, затем - ремиксером до 120-150 С;
б) разрыхляет размягченное покрытие вращающимся рыхлителем, полученный гранулят подается в смеситель;
в) добавляется новая асфальтобетонная смесь - 25-50 кг/м2, затем до 150 кг/м2;
г) переработанная и новая асфальтобетонная смесь перемешиваются в смесителе;
д) шнек распределяет готовую смесь с приданием слою заданного профиля и требуемой ровности;
е) предварительно уплотняет распределенный слой материала.
Способы термопрофилирования осуществляют при температуре воздуха не ниже +5 С (с дополнительным разогревателем) или до +20 °С (без дополнительного разогревателя); скорость ветра при этом должна быть не более 7 м/с, при большей скорости ветра происходят большие потери тепловой энергии. Кроме того, при сильном ветре имеет место задувание горелок.
В последние годы применение способов термопрофилирования идет на спад из-за незначительной толщины регенерации (5-7 см), роста цен на газ (его расход превышает 600 л/ч). В городских условиях этой тенденции способствуют также экологические проблемы, возникающие при разогреве покрытия. К тому же остается не до конца решенной проблема старения битума в регенерированном асфальтобетоне.
Список литературы
1. Издательское агентство «Интерфакс». Издание. 14.09.2007.
2. Состояние строительной индустрии и промышленности строительных материалов республики на 01.11.2007. // Бюлютень строительного комплекса Республики Башкортостан, 2007. № 4. С. 11-12.
СПОСОБЫ УТИЛИЗАЦИИ ПОПУТНЫХ ГАЗОВ НЕФТЯНЫХ
МЕСТОРОЖДЕНИЙ Громов А.Ю.
Громов Антон Юрьевич - магистрант, кафедра авиационных двигателей, факультет авиадвигателестроения,
Рыбинский государственный авиационный технический университет им. П.А. Соловьева,
г. Рыбинск
На современном этапе развития нефтяной отрасли, добывающие компании взяли курс на повышение эффективности утилизации попутного газа, неизбежного спутника «чёрного золота» на любом месторождении мира. От простого и привычного факельного сжигания газа операторы переходят к новейшим технологиям его использования и переработки. Тем не менее, утилизация нефтяного газа по-прежнему является малорентабельной и трудоёмкой. Классификация ПНГ по качественному составу: 1.Чистый углеводородный (95-100% углеводородов). 2.Углеводородный с углекислым газом (примесь 4-20% С02). З.Углеводородный с азотом (примесь 3-15% М2). 4.Углеводородно-азотный (до 50% М2).
Нефтяной газ отличается от природного, состоящего преимущественно из метана, большими количествами бутана, пропана и этана, других предельных углеводородов. ПНГ включает не только газовые, но и парообразные компоненты, высокомолекулярные жидкости, начиная с пентанов, а также вещества, которые не являются углеводородами — меркаптаны, сероводород, аргон, азот, гелий, углекислота.
Доля использования ПНГ в России:
По данным ЮНЕСКО на 2010 год процент сжигания в факелах ПНГ в России составляет 95%, за рубежом - 45%.
Опасность для человека и природы
В связи с невысокими темпами развития инфраструктуры, необходимой для сбора, перемещения и переработки нефтяного газа и ввиду отсутствия спроса на него, весь без исключения ПНГ раньше сжигался в факелах прямо в местах нефтедобычи. Даже в настоящее время нет возможности оценить объёмы сжигаемого попутного газа, поскольку на многих месторождениях отсутствуют системы учёта.
По усреднённым оценкам, речь идёт о десятках миллиардов кубометров в год во всём мире.
Таблица 1. Примерный состав попутного нефтяного газа
Номе р п/п Состав попутного нефтяного газа Доля, %
1 Метан СН4 61
2 Этан С2Н6 8
3 Бутан С4Н30 5
4 Изобутан Ю4Н10 4
5 Пропан С2Н8 17
6 Другие 5