Научная статья на тему 'Использование средств рукопашного боя в физической подготовке подростков 10-12 лет в условиях обучения в кадетском классе'

Использование средств рукопашного боя в физической подготовке подростков 10-12 лет в условиях обучения в кадетском классе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
218
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОПАШНЫЙ БОЙ / ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / КАДЕТСКИЙ КЛАСС / ПОДРОСТОК / КОМПЛЕКСНАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЯ ПОБЕДИТЕЛЯ / HAND-TO-HAND FIGHT / PHYSICAL TRAINING PROCESS / CADET CLASS / ADOLESCENT / COMPLEX TRAINING / PSYCHOLOGY OF THE WINNER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецова Л.П., Калашников А.Ф., Гапеев Д.В.

Данная статья посвящена особенностям процесса физической подготовки подростков 10-12 лет в условиях обучения в кадетском классе. В настоящем исследовании в процессе подготовки юных кадетов мы использовали средства рукопашного боя, как вида спорта, необходимого в системе общей комплексной подготовки юных кадетов, приобретения ими как спортивного соревновательного опыта, навыков спортивной борьбы, формирования психологии победителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузнецова Л.П., Калашников А.Ф., Гапеев Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF MEANS OF HAND-TO-HAND FIGHT IN PHYSICAL TRAINING OF 10-12 YEARS OLD TEENAGERS IN CADET CLASSES

The article is devoted to the peculiarities of physical training process of 10-12 years old adolescents in cadet classes. In this research, in the process of training young cadets, we used the means of hand-to-hand combat as an essential kind of sport in the system of general comprehensive training of young cadets, the acquisition of competitive experience, wrestling skills, the formation of the psychology of the winner.

Текст научной работы на тему «Использование средств рукопашного боя в физической подготовке подростков 10-12 лет в условиях обучения в кадетском классе»

УДК 796.03 КУЗНЕЦОВА Л.П.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики физического воспитания и спорта, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E -mail: larasport@mail.ru КАЛАШНИКОВ А.Ф.

доктор педагогических наук, профессор, кафедра теории и методики физического воспитания и спорта, Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева

E-mail: afkalashnikov@rambler.ru ГАПЕЕВД.В.

Магистрант, кафедра теории и методики физического воспитания и спорта, Орловскийгосударственныйуни-верситет имени И.С. Тургенева E-mail: kafedra_tmfvs@mail.ru

UDC 796.03 KUZNETSOVA L.P.

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of theory and methods of physical culture education and sport,

Orel State University E-mail: larasport@mail.ru KALASHNIKOV A.F.

Doctor of Pedagogics, professor, Professor, Department of theory and methods of physical culture education and sport,

Orel State University E-mail: afkalashnikov@rambler.ru GAPEEV D.V.

Graduate student, Department of theory and methods of physical culture education and sport, Orel State University E-mail: kafedra_tmfvs@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ РУКОПАШНОГО БОЯ В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ПОДРОСТКОВ 10-12 ЛЕТ

В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В КАДЕТСКОМ КЛАССЕ

USE OF MEANS OF HAND-TO-HAND FIGHT IN PHYSICAL TRAINING OF 10-12 YEARS OLD

TEENAGERS IN CADET CLASSES

Данная статья посвящена особенностям процесса физической подготовки подростков 10-12 лет в условиях обучения в кадетском классе. В настоящем исследовании в процессе подготовки юных кадетов мы использовали средства рукопашного боя, как вида спорта, необходимого в системе общей комплексной подготовки юных кадетов, приобретения ими как спортивного соревновательного опыта, навыков спортивной борьбы, формирования психологии победителя.

Ключевые слова: Рукопашный бой, процесс физической подготовки, кадетский класс, подросток, комплексная подготовка, психология победителя.

The article is devoted to the peculiarities of physical training process of 10-12 years old adolescents in cadet classes. In this research, in the process of training young cadets, we used the means of hand-to-hand combat as an essential kind of sport in the system of general comprehensive training of young cadets, the acquisition of competitive experience, wrestling skills, the formation of the psychology of the winner.

Keywords: Hand-to-hand fight, physical training process, cadet class, adolescent, complex training, psychology of the winner.

Правильное формирование структуры межличностных отношений в группе взаимосвязанных людей является не только необходимым и обязательным условием учебной, воспитательной и спортивной деятельности, но и одним из основных элементов, гарантирующих достижение общей цели, которая, в конечном счете, ведет к индивидуальному и коллективному успеху. Поэтому в современной педагогике идут интенсивные поиски методов, которые позволили бы систематически определять темпы, а также направления развития социально-психологических связей в отдельных коллективах, в системах военно-патриотической работы, в том числе в системе кадетских классов, с использованием средств различных видов спорта [5].

Вопрос формирования социальных связей в коллективе юных кадетов, спортсменов, учащихся, которые

вместе тренируются и вместе принимают участие в соревнованиях, заслуживает особого внимания. Правильное теоретическое и практическое решение этой проблемы обусловливает наряду с другими факторами, влияющими на учебный, тренировочный и соревновательные процессы, более эффективный ход работы в системе «воспитатель - кадет», близкой по уровню коммуникации и содержанию к работе в системе «тренер - спортсмен», направленность на формирование психологии победителя у юных кадетов и является одним из существенных принципов их социально-психологической подготовки к дальнейшей жизнедеятельности [5].

В настоящем исследовании в процессе подготовки юных кадетов мы использовали средства рукопашного боя, как вида спорта, необходимого в системе общей комплекс-

© Кузнецова Л.П., Калашников А.Ф., Гапеев Д.В. © Kuznetsova L.P., Kalashnikov A.F. Gapeev D.V.

ной подготовки юных кадетов, приобретения ими спортивного соревновательного опыта, навыков спортивной борьбы, формирования психологии победителя.

Решающее значение имеет позиция воспитателя, руководящего коллективом кадетов: любые ошибки и недостатки педагогического и организационного характера в системе «воспитатель - кадет» снижают эффективность учебной, патриотической и спортивной работы. Особую коммуникативную деятельность представляет собой коммуникация воспитателя в условиях работы с юными кадетами на занятиях рукопашным боем с целью повышения уровня их физической подготовленности и формирования психологии победителя, что и обусловило актуальность нашего исследования.

Учитывая вышеизложенное, целью исследования являлся мониторинг эффективности использования средств рукопашного боя для формирования психологии победителя и повышения физической подготовленности юных кадетов.

Исследование выполнялось на базе Кадетского класса Дома творчества Железнодорожного района г. Орла (руководитель-воспитатель - Гапеев Д.В.). Исследование осуществлялась в рамках деятельности научной группы «Подготовка резерва высококвалифицированных спортсменов в детско-юношеском спорте» кафедры теории и методики физического воспитания и спорта факультета «Академия физической культуры и спорта» (руководитель - Кузнецова Л.П.).

Рукопашный бой, как вид борьбы, относится к спортивным единоборствам. Он характеризуется высокой степенью влияния зрителей на состояние спортсмена, большим диапазоном знаков социальной поддержки (от максимально положительного до резко враждебного), концентрацией физических усилий и интенсивностью психических нагрузок. Изучение этих аспектов в единстве позволяет построить систему педагогических воздействий на кадетов с учетом их психологических особенностей [2].

Психолого-педагогические исследования личности кадета позволяют определить те ее особенности и свойства, которые оказывают существенное влияние на успешность учебной, воспитательной и спортивной деятельности кадета. При оценке психологических факторов успеха следует иметь в виду, что их правильное использование предполагает учет всех данных полного психологического обследования воспитанника. Весь комплекс факторов проявляется в особом характере мобилизационного боевого состояния кадета. В основе схематического представления о свойствах и характеристиках индивидуальности кадета лежат различия по уровню осознанности психического процесса, свойства и состояния, различия по уровням и подструктурам личности и, наконец, уровням и единицам деятельности (Г.С. Туманян, 1970-2010). Такое представление позволяет рассматривать всю систему факторов в целостности их взаимосвязей и детерминант конкретных индивидуальных свойств в их непосредственном отношении к учебной, воспитательной и спортивной деятельности [2].

Психолого-педагогические факторы учитываются в таких конкретных направлениях педагогической работы воспитателя, как: учет актуальных, консервативных и не поддающихся формированию индивидуальных психических свойств кадетов; организация обучения в ходе плано-

мерного формирования двигательных действий; обучение сознательной регуляции двигательной деятельности; формирование эмоционально-волевой сферы и характера кадета; воспитание положительной направленности и мотивационно-ценностной структуры личности; формирование общих способностей психорегуляции состояний [3].

Кадет должен уметь преодолевать трудности при максимальных мышечных напряжениях, накопившемся утомлении, чрезмерной напряженности внимания, появлении тревожности. Особенно сложно преодолеть трудности, возникающие перед соревнованием и непосредственно на соревнованиях (большое волевое напряжение, взволнованность, необходимость риска, непредвиденные обстоятельства, фактор публичности выступления и т.п.). Напряжение борьбы в рукопашном бое может быть столь сильным, что порой причиняет серьезные психологические и физические неприятности, а иногда и страдания. Зато радость преодоления трудностей и азарт единоборства в ходе соревнований мобилизуют волевые усилия, закаляет юного кадета, формирует и совершенствует его личностные качества, в том числе - твердость характера, необходимую будущему защитнику Отечества [1].

Понимание твердости характера было объяснено с позиции логики. Экспериментальное обоснование волевой подготовки спортсменов выявило, аналогичную структуру волевых качеств, но в новых наименованиях отразились способы измерения и оценки волевых качеств. Ими были рассчитаны средние значения, дисперсия, корреляционные зависимости и выявлена факторная структура волевых качеств: наличие обостренного чувства чести и самолюбия; быстрота формирования волевых решений; мощность проявления волевых действий; устойчивость волевых состояний; степень самостоятельности проявления волевых действий [4].

При этом реализация всех перечисленных направлений педагогической работы воспитателя находится в прямой зависимости от эффективной коммуникации в системе «воспитатель - кадет» как условия формирования психологии победителя и достижение необходимого уровня физической подготовленности кадетов в процессе их учебной, патриотической и спортивной подготовки.

Для более эффективного достижения цели исследования и выполнения задач исследования, были использованы следующие методы исследования: анализ научно-исследовательской и методической литературы; педагогическое наблюдение; беседа; педагогическое тестирование (контрольные испытания); анкетирование; методы математической статистики.

Метод тестирования являлся базовым для данного дипломного исследования. Для диагностики уровня физической подготовленности и двигательной деятельности юных кадетов 10-12 лет в условиях использования средств рукопашного боя были использованы общепринятые контрольные тесты. Для оценки скоростных качеств применялся бег на 30 м с высокого старта. Тестируемый выполнял бег 2 раза, в протокол вносился лучший результат. Для оценки координационных способностей использовался челночный бег 3 по 10 м. Бег выполнялся один раз и результат заносился в протокол. Для оценки скоростно-силовых качеств применялся прыжок в длину с места. Каждый воспитанник выполнял три попытки, лучший результат за-

носился в протокол. Для оценки выносливости использовался 6-минутный бег. Бег выполнялся на открытой площадке, прилегающей к комплексу спортивной школы.

Антропометрические измерения проводились по следующим показателям: длина тела, масса тела, обхват груди при вдохе и выдохе, артериальное давление. Также определялись: а) максимальный показатель по каждому контрольному тесту, зарегистрированный в каждой возрастной группе; б) минимальный показатель по каждому контрольному тесту, зафиксированный в каждой возрастной группе; в) максимальный и минимальный показатели по физическому развитию. Показатели фиксировались отдельно для мальчиков и девочек. Испытуемыми являлись воспитанники-кадеты, занимающиеся рукопашным боем, различного паспортного возраста, различного пола, занимающиеся на различных этапах подготовки. В результате проведенного исследования были получены следующие результаты.

По показателю «Особенности изменения длины тела юных спортсменов». Длина тела у мальчиков 10 лет составляет 125 см, в 11 лет - 130 см, в 12 лет - 136 см. Ежегодный прирост составят в 11 лет 5 см, в 12 лет - 6 см, то есть обнаружены практически одинаковые темпы прироста показателя длины тела. Несколько другая тенденция выявлена по данному показателю у девочек. В 10 лет длина тела составляет 123 см, в 11 лет - 129 см, в 12 лет - 132 см. Абсолютный прирост составил в 11 лет - 6,5 см, в 12 лет - 2,7 см. Установлено, что темпы прироста показателя длины тела в 11 лет превышает в 2 раза темп прироста в 12 лет.

Таким образом, зафиксировано, что у мальчиков с 10 до 12 лет длина тела сменяется равномерно, а у девочек происходит более интенсивный прирост до 11 лет, а далее происходит замедление. Согласно современным данным нормальный рост у детей данного возраста должен составлять 118-129см. Следует отметить, что Р.Н.Дорохов и И.И. Бахрах констатируют, что у девочек в возрасте с 10 до 12 лет наблюдается минимальный прирост тела, и они уступают в длине тела мальчикам, что согласуется с полученными данными наших исследований.

По показателю «Изменения массы тела». По полученным данным масса тела у мальчиков в 10 лет составляет 24,2кг, в 11 лет - 30,5 кг, в 9 лет - 32,4 кг. Ежегодный прирост составил в 11 лет - 6,3 кг (26 %), в 12 лет 1,8 кг, (6,2%). Общий прирост составил 8, 1 кг. Аналогичная ситуация прослеживается и у девочек. Масса тела у девочек составляет в среднем 22,9 кг В 11 лет - 28,1 кг и в 12 лег - 29,2 кг Характерно: абсолютный прирост в 11 лет равен 5,2 кг. (22,7 %)., в 12 лет - 1,1 кг (3,3%). Общий прирост с 10 до 12 лет составил 6,3 кг.

Таким образом, масса тела у мальчиков и девочек 1012 лет увеличивается неравномерно. В 10 лет разница в массе тела между мальчиками и девочками минимальна и составляет 2,7 кг, а в 12 лет эта разница уже составляет 3,2 кг Согласно средним нормативам масса тела должна составлять в 10 лет - 21-28 кг С.В. Тихвинский отмечал, что масса тела в возрасте 10-12 лет изменяется неравномерно у мальчиков и девочек. Наши данные подтверждают эти показатели. Важной особенностью изменений показателя массы тела является неравномерность темпов приро-

ста. Характерно, что период ускоренного прироста с 10 до 11 лет сменяется существенным замедлением в период с

11 до 12 лет данного показателя как у мальчиков, так и у девочек.

В качестве частной задачи был проведен сравнительный анализ показателей длины и массы тела, полученных в наших исследованиях и данных полученных другими авторами (И.С. Строев, И.М. Бахрах, В.Л. Леонтьева, Л.И. Шевченко, Р.Е. Берман, В.К. Воган, В.Г. Петрухин). Как показал анализ, зафиксированы различия в возрастном плане по всем показателям. Весьма существенны эти различия между классическими данными полученными И.С.Строевым и И.И. Бахрахом и собственными данными. Можно предположить, что это обусловлено временным диапазоном исследований. С данными остальных авторов также заметны существенные различия. По нашему мнению, это связано с тем, что современные дети 10-12 лет в данном регионе (средняя полоса, относительно стабильная экология), занимающиеся спортом, могут опережать в физическом развитии школьников некоторых других географических районов.

По показателю «Изменение показателей экскурсий грудной клетки». В наших исследованиях были выявлены следующие особенности экскурсии грудной клетки. У мальчиков показатели вдоха составляют в 10 лет - 69,6 см, в 11 лет - 69,7 см, в 12 лет 75,5 см; выдоха, соответственно - 66,2 см, 69,5 см и 71,5 см. Экскурсия грудной клетки составляет в 10 лет - 3,4 см, в 11 лет - 0,1 см, в 12 лет - 4 см. Абсолютный прирост вдоха в 12 лет составил 5,96 см, выдоха в 11 лет - 3,32 см, в 12 лет - 2,2 см. Несколько другая картина показателей вдоха и выдоха у девочек. В 10 лет средний показатель вдоха составил 66,6 см, в 11 лет - 71,6 см, в 12 лет - 73,8, выдоха соответственно - 63 см, 67,8 см и 68,3 см. Экскурсия грудной клетки составила в 10 лет - 3,3 см, в 11 лет, - 3,8 см, в 12 лет - 3,5 см. Абсолютный прирост в 11 лет был, 5,04 см, в

12 лет - 0,16 см, а выдоха - 4,8 см и 0,48 см, соответственно. Показатели вдоха и выдоха характеризуют жизненную емкость легких. При сравнении данного показателя у девочек и мальчиков можно отметить следующие особенности: в 10 лет у девочек и мальчиков различий нет, а в 12 лет мальчики опережают по этим показателям девочек.

По показателю «Изменение показателей артериального давления (АД)». Согласно современным данным нормальное артериальное давление у детей 10-12 лет должно составлять 110/70 мм рт.ст., повышенным считается 130/80 мм рт.ст. Из полученных данных АД у мальчиков в 10 лет было 96/57 мм рт. ст., в 11 лет - 106/63 мм рт. ст., в 12 лет - 101/63 мм рт. ст. У девочек, соответственно, 96/50 мм рт. ст., 104/62 мм рт. ст. и 100/63 мм рт. ст., что соответствует средним возрастным нормам.

Одной из частных задач нашего исследования являлась задача сравнения контрольных нормативов для юных спортсменов в соответствии с действующей

программой рукопашного боя, с данными, полученными в настоящем дипломном исследовании. Такой анализ позволяет определить уровень двигательных способностей в конкретной группе, занимающейся рукопашным боем, для конкретного контингента юных кадетов.

По показателю «Изменения показателя скоростных качеств». Для исследования скоростных качеств исполь-

зовался бег на 30 м с высокого старта. Средний результат в беге на 30 м с высокого старта у мальчиков 10 лет составил 6,5 сек., 11 лет - 5,9 сек., 12 лет - 5,6 сек. Годовой прирост результата в 11 лет составил 0,52 сек. (10,2 %), в 12 лет 0,3 сек. (5,3 %). Несколько иные показатели у девочек: в 10 лет - 6,7 сек., в 11 лет - 6,2 сек., в 12 лет - 5,7 сек. Таким образом, установлено, что прирост скоростных способностей у девочек и мальчиков с 10 до 12 лет происходил равномерно.

По показателю «Изменения показателей координационных способностей». Для исследования координационных способностей использовался челночный бег 3 х 10 м. Зарегистрировано, что данный показатель, характеризующий суммарную характеристику скоростных возможностей и двигательной координации по перестройке изменения бега, изменяется у мальчиков и девочек неодинаково и неравномерно. Отмечается относительно равномерный прирост показателя в челночном беге у мальчиков. В частности, в 10 лет средний показатель составил 9,8 ± 0,1 сек., в 11 лет - 9,3 ± 0,1 сек., в 12 лет - 8,8 ± 0,1 сек. Абсолютный прирост в 11 лет 0,5 сек. (4,3 %), в 12 лет - 0,7 сек. (5,7 %). Несколько иная картина изменений показателя челночного бега зафиксирована у девочек. В частности, в 10 лет он равен 10,2 ± 0,1 сек.; в 11 лет - 9,9 ± 0,08 сек., и в 12 лет - 9,1 ± 0,09 сек. Выявлены две важные особенности: замедление прироста данного показателя между первым и вторым годами (0,28 сек.), что составило 3%, и существенный прирост данного показателя в возрастном диапазоне с 11 до 12 лет (0,7 сек.), что равно 7 %. Таким образом, наши исследования показали, что имеется существенное различие в развитии координационных способностей у мальчиков и девочек 10-12 лет. Это предполагает включение в тренировочный процесс юных кадетов целенаправленных скоростных упражнений с изменением направлений.

По показателю «Изменения показателей скоростно-силовых качеств». Для исследования данного качества использовался прыжок в длину с места. Выявлено, что данный показатель изменяется у девочек и мальчиков неодинаково и неравномерно. Отмечается равномерный прирост данного качества у мальчиков. В частности, средние показатели в прыжках в длину с места у мальчиков в 10 лет равны 133 ± 1,8 см, в 11 лет - 147 ± 3,3 см, в 12 лет - 161 см ± 2 см. Абсолютный прирост в

11 лет равен приросту в 12 лет и составляет 14 см (7,3 %). Несколько иная характеристика данного показателя зафиксирована у девочек. Средний показатель в 10 лет был равен 117 ± 2 см, в 11 лет - 134 ± 1,7 см, в 12 лет - 146 ± 2 см. Абсолютный прирост в 11 лет составил 17 см (14,5%), в

12 лет 12 см (8,95 %). В связи с этим выявлено, что у девочек в диапазоне с 10 до 11 лет идет интенсивный прирост скоростно-силовых качеств, а с 11 до 12 лет этот рост замедляется. При сравнении данных стандартной программы и полученных нами данных, можно сделать следующий вывод: у девочек в возрасте с 10 до 12 лет прирост скоростно-силовых качеств (23,45 %) идет более быстрыми темпами, чем у мальчиков (14,6%).

По показателю «Изменения показателей выносливости». Необходимо отметить, что данный показатель изменяется у мальчиков и девочек неодинаково и неравномерно. В частности, у мальчиков в 10 лет - 809 ± 20 м (средние данные), в 11 лет 948 ± 28 м, в 12 лет 1094 ± 26,5 м. Абсолютный прирост в 11 лет составил 139 м (17,2 %), а в 12 лет -146 м. (15,4%), что говорит о благоприятствовании данного возраста для развития выносливости у мальчиков. Другая картина зафиксирована у девочек. Средний показатель в 10 лет был зафиксирован - 710 ± 17,7 м, в 11 лет - 782 ± 27 м, в 12 лет - 924 ± 27,2 м. Абсолютный прирост составил в 11 лет 72 м (10%), а в 12 лет 140 м (18 %). Таким образом, наши исследования показали, что имеется существенное различие в развитии выносливости у мальчиков и девочек 10-12 лет. У мальчиков идет относительно равномерный прирост показателя данного качества, а у девочек на первом этапе (с 10 до 11 лет) идет замедленный прирост, а на втором этапе (11 до 12 лет) этот прирост увеличивается почти в 2 раза, что говорит о благоприятном сенситивном периоде с 11 до 12 лет у девочек.

В соответствии со схемой управления процессом подготовки юных кадетов, моделирование двигательной деятельности и контроль прироста показателей в процессе подготовки, с использованием средств рукопашного боя, включают в себя: анализ и оценку особенностей контингента занимающихся; прогнозирование различных количественных показателей модели желаемого состояния занимающихся; разработку системы педагогических воздействий от отдельных уроков до больших циклов занятий с учетом основных закономерностей теории и методики спортивной тренировки; систему методов педагогического контроля [2].

Предложенный нами подход к моделированию двигательной деятельности юных кадетов, исходя из их физического развития и физической подготовленности, позволяет воспитателю (руководителю) нивелировать данное несоответствие с помощью доступных оценочных тестов и самостоятельно моделировать двигательную деятельность своих воспитанников, разрабатывая групповые и индивидуальные комплексы общих и специальных упражнений в соответствии с сенситивными периодами развития физических качеств.

Таким образом, показатели физического развития у юных кадетов -мальчиков и девочек 10-12 лет - претерпевают существенные изменения в условиях использования средств рукопашного боя. Абсолютные показатели, а также темпы прироста длины тела, массы тела, экскурсии грудной клетки, артериального давления носят в каждом возрастном периоде неоднозначный характер и их динамика различна. Неодинаковы межгодовые изменения этих показателей у мальчиков и девочек. В этой связи необходимо использовать средства рукопашного боя в комплексе с основами других видов спорта и с использованием индивидуального и дифференцированного подходов.

Библиографический список

1. Алексеев А.В. Преодолей себя! Психологическая подготовка в спорте. Изд. 5-е, перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 352 с. (Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте).

2. Буторина Т.С., ОвчинниковаН.П. Воспитание патриотизма средствами образования. СПб.: КАРО, 2004. 224 с. (Модернизация общего образования).

3. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. 3-е изд., испр. М.: Советский спорт, 2007. 296 с.: ил.

4. КитаеваМ.В. Психология победы в спорте: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 208 с.: ил. (Психологический факультет).

5. КукушкинВ.С. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИКЦ МарТ, Ростов н/Д: Издательский центр МарТ, 2004. 352 с. (Серия «Педагогическое образование»).

References

1. AlekseevA.V. Get over yourself! Psychological training in sports. Ed. 5th. Rostov n/D: Phoenix, 2006. 352 p. (Educational technology in mass and Olympic sports).

2. Butorina T.S., OvchinnikovaN.P. Patriotic upbringing in the process of education. SPb.: KARO, 2004. 224 p. (Modernization of General education).

3. Gorbunov G.D. Psychopedagogy in sports. 3rd ed., ISPR. M.: Soviet Sport, 2007. 296 p.: Il.

4. KitaevaM.V. Psychology of winning in sport: Textbook. Rostov n/D: Phoenix, 2006. 208 p.: Il. (Psychological faculty.)

5. Kukushkin V. S., Theory and methods of educational work: Textbook. 2nd ed., edited by. M.: ICC MarT, Rostov n/D: publishing center MarT, 2004. 352 p. (Series of books "Pedagogical education").

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.