УДК 53(071.1)
ББК 22.3р3 Е.С. Чагдурова
Использование средств дистанционного обучения для эффективной организации контроля самостоятельной работы студентов технического вуза
В данной статье рассматриваются основные факторы, влияющие на эффективность самостоятельной работы студентов, такие как контроль и мониторинг и их организация с помощью методов дистанционного обучения (ДО).
Ключевые слова: контроль, мониторинг, рейтинг, модуль, компетенции.
E. S. Ch agdurova
Using resources of distantional education for effective organization of technical institute
students’ self education
The main factors which influence effectiveness of students’ self education are given in this article. They include: controlling and monitoring, and its organization with the help of the methods of distantional teaching.
Key words: control, monitoring, rating, modul, competence.
Одной из основных целей профессионального образования является создание условий для овладения профессиональной деятельностью, получения квалификации для включения человека в общественно-полезный труд в соответствии с его интересами и способностями. Причем для каждого отдельного человека его профессиональное образование выступает в двух ипостасях:
- как средство самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, поскольку в наибольшей мере человек раскрывает свои способности в труде и в первую очередь - в профессиональном труде;
- как средство устойчивости, социальной самозащиты и адаптации человека в условиях рыночной экономики, как его собственность, капитал, которым он распоряжается или будет распоряжаться как субъект на рынке труда [1].
Сейчас в высшем образовании происходит переход от гностического подхода, когда основное внимание уделялось формированию прочных систематизированных знаний, к деятельностному: основная цель образования рассматривается теперь как формирование у студентов профессиональных компетенций, способности к активной деятельности, к труду во всех его формах, и в том числе к творческому профессиональному труду, так как в своей дальнейшей профессиональной деятельности студент должен будет «предъявлять» не знания в чистом виде, а способность применять их в конкретных практических ситуациях. В связи с этим при изучении окружающей действительности (знаний об объекте) необходимы знания о деятельности в ней, о целях, процессе, способах, средствах и условиях деятельности. К первым относятся, например, знания физических, химических законов устройства и принципов действия машин, аппаратов, свойств материалов и др. К знаниям второго рода следует отнести знание технологий, правил выполнения действий и операций, правил безопасности труда и т.д. Поскольку сформировать профессиональные умения без таких знаний невозможно, они формировались у учащихся, студентов в процессе выполнения ими учебно-практических работ. Целью современного образования является: дать студенту не только хорошие и прочные знания, но и научить его работать творчески, самостоятельно уметь пополнять и совершенствовать свои знания.
Таким образом, при переориентации вузовского учебного процесса от знаниевого к компетент-ностно-ориентированному (или деятельностному) подходу необходима серьезная перестройка учебного процесса в высшем учебном заведении.
Одним из решений данной проблемы является правильная организация самостоятельной работы студентов методами дистанционного обучения, так как в ходе самостоятельной работы осуществляются главные функции обучения: развитие творческого мышления, усвоение, закрепление знаний и переработка их в устойчивые умения и навыки; приобретение навыков работы с литературой и самостоятельного поиска знаний; выработка рациональных методов работы.
Дистанционное обучение (ДО) - это комплекс образовательных услуг, при которых используются традиционные и нетрадиционные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учится в удобном для себя месте по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и возможность контакта с преподавателем с помощью интернета или
Е.С. Чагдурова. Использование средств дистанционного обучения для эффективной организации контроля
самостоятельной работы студентов технического вуза
других средств связи. Характерные черты системы ДО: гибкость; адаптивность; модульность; экономическая эффективность; опора на передовые коммуникационные и информационные технологии.
Самостоятельную работу студенты осуществляют, слушая и самостоятельно фиксируя содержание лекции, после лекции работая с конспектом, учебником, учебным пособием, научной литературой, справочной и нормативной литературой, самостоятельно выполняя задания на практических и лабораторных занятиях и при подготовке к ним, выполняя домашние задания (графо-аналитические работы, курсовые проекты и работы, контрольные работы и т.п.), составляя отчеты, рефераты, доклады и выполняя задания по учебно-исследовательской работе.
Эффективность использования самостоятельной работы по мнению 3.А. Абасов, «зависит от соблюдения целого ряда педагогических условий. К их числу, в частности, относятся:
- предварительное проектирование преподавателем СРС, определение их места в структуре учебного процесса, уточнение целей и задач их выполнения;
- насыщение учебного процесса разнообразными типами самостоятельных работ (по образцу, реконструктивными, эвристическими, творческими), а также использование различных их форм (контрольные, курсовые, проектные, дипломные и др.) в рамках как аудиторных, так и внеаудиторных занятий;
- формирование у студентов навыков выполнения самостоятельной работы»[2]
Для создания благоприятных условий успешной и эффективной самостоятельной работы студентов необходимо осуществлять ряд организационных и методических мероприятий. Среди методических мероприятий важное место занимает контроль и мониторинг самостоятельной работы студентов.
Текущий контроль самостоятельной работы студентов сводится к учебному контролю успеваемости, так как целью и результатом любого вида самостоятельной работы студентов является приобретение определенных знаний, умений и навыков. Текущий контроль успеваемости выполняет три основные функции, представленные на схеме.
Схема 1.
Констатирующая функция заключается в выявлении наличия и степени сформированности знаний, умений и навыков, корректирующая функция - в выявлении наличия и степени актуальности устранения как пробелов и изъянов в успеваемости студентов, так и недостатков в методике преподавания и организации самостоятельной работы студентов. Организующая функция контроля заключается в стимулировании студентов работать систематически.
Необходимо отметить, что вышеперечисленные функции эффективно реализуются с помощью рейтинговой системы контроля.
Рейтинговая система контроля знаний и умений студентов - это научно обоснованная система педагогического контроля, направленная на индивидуальную оценку каждого обучающегося, выраженную по многобалльной шкале на основе систематического контроля, и интегрально характеризующая успеваемость студента по данной дисциплине в течение определенного периода обучения.
Методика, положенная в основу рейтинговой системы оценивания, состоит из следующих действий:
1) явление и описание предмета измерения;
2) выбор параметров, влияющих на оценку объекта, и измерителей этих параметров — тестов, контрольных, тестовых заданий и т.д.;
3) конструирование шкал, соответствующих измерителям;
4) собственно оценивание объекта;
5) обработка результатов измерений;
6) интерпретация результатов[3]
Таким образом, идея рейтинговой оценки заключается в том, что в течение семестра по каждому курсу студент для допуска к зачету или экзамену должен набрать определенное количество баллов. Итоговая оценка зависит от определенной суммы баллов, полученной за следующие виды деятельности:
• выполнение и отчеты за домашние контрольные работы;
• выполнение практических заданий;
• выполнение и защиту лабораторных работ;
• поощрительные баллы;
• досрочную сдачу семестровых заданий [3].
Оценка достижений студентов, которых он добился при изучении той или иной учебной дисциплины, не только подводит итог успешности обучения, но зачастую определяет способность к дальнейшему обучению или самостоятельной деятельности.
Еще одним немаловажным условием для успешной организации самостоятельной работы студентов является мониторинг. Мониторинг позволяет получить конкретную картину изменений, происходящих в процессе профессионального становления студентов на каждом этапе, осуществляется с помощью компьютера, позволяет упорядочить, систематизировать диагностику студентов, а используя методы дистанционного обучения, можно сделать процесс доступным для студентов. Необходимо чтобы вся информация: план учебного процесса с подробным изложением всех работ, которые предстоит сделать студенту, полный курс лекций, тестовые задания различных видов и уровней сложности, вопросы для самопроверки, а также систему оценивания, была открыта для студента, таким образом, он всегда будет информирован о том, что его ожидает на следующем занятии. Использование современных средств делает процесс обучения более интересным, привлекательным, индивидуализированным, ускорить обработку полученных экспериментальных данных на основании выверенных критериев оценок; позволяет проводить компьютерный анализ результатов диагностики, хранить, использовать их более оперативно на следующих этапах исследования.
При правильной организации самостоятельной работы у студента формируется умение формулировать цели собственной самостоятельной деятельности; умение организовывать самостоятельную деятельность с применением технологий ДО; умение оценивать результативность самостоятельной деятельности и вносить в нее коррективы.
На кафедре «Физика» ВСГТУ в течение ряда лет внедряется и успешно используется рейтинговая система контроля, для этого была разработана система оценивания, которая упрощает работу преподавателя и мотивирует студентов к самостоятельной работе. Все баллы, заработанные студентом в течение семестра, заносятся в специальную таблицу, созданную с помощью программы EXCEL, которая суммирует баллы и считает средний балл по каждому практическому занятию, а также подсчитывает коэффициент усвоения для каждого студента в отдельности (табл. 1).
Мониторинг осуществляется также с помощью компьютера, разрабатывается сайт в интернете, в который также будет помещена данная таблица, позволяющая отследить успеваемость каждого студента, а также всей группы в целом по всем модулям в отдельности. На этот сайт также будет помещена вся необходимая информация, что позволит сделать процесс обучения доступным и открытым.
Таблица 1
Группа 1 семестр
Рейтинг
№ п/п Ф.И. студента Вход конт р Самостоятельные работы
сумма ср. знач сумма ср. знач
Среднее значение
Лабор-ая работа (эксп-т) Лабор-ая работа (теор) ДКР поощ- рит. баллы ИТОГО баллы Ку,%
ср. знач сумма ср. знач max=325
Г.А. Шишкин. Использование инфокоммуникационных технологий в рейтинговой оценке знаний студентов
по дисциплине «дифференциальные уравнения»
Литература
1. Новиков А.М. Профессиональное образование в России. М.:ИЦП НПО РАО, 1997. 45 с.
2. Абасов З.А. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 2007. № 10. С.81-84.
3. Медведенко Н.В. Модульно-рейтинговая технология оценки достижений студентов вуза // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. №1. С.18-22.
4. Платонова С.Ю. Мониторинг в обеспечении эффективного управления системой профессионального образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. №1. С.28-29.
5. Рябова Н.В. Компьютерные технологии в мониторинге профессионального становления студентов. // Стандарты и мониторинг. 2007. №1. С.23-27.
6. Ваганова Т.Г. Модульно-компетентностное обучение физике студентов младших курсов технических вузов: дисс. ...канд. пед. наук. М., 2008. 196 с.
Literature
1. Novikov A.M. Professional education in Russia. M.: ICP NPO RAE, 1997. 45 p.
2. Abasov Z.A. Projecting and organization of students self-education / Visshee obrazovanie v Rossii. №10. P.81-84.
3. Medvedenko N.V. Module-competentional technology in estimation of students’ achievements / Standarti I monitoring v obrazovanii. 2008. №1. P.18-22.
4. Platonova S.U. Monitoring in organization of effective management of professional educational system / Standarti I monitoring v obrazovanii. 2007 №1. P.28-29.
5. Ryabova N.V. Computer technology in monitoring of students professional becoming / Standarti I monitoring v obrazovanii. 2007. №1. P.23-27.
6. Vaganova T.G. Module-competentional education in fisics of first year students of technical institutes. diss. ...cand. Of pedagogical sci. М., 2008. 196 p.
Чагдурова Елена Семеновна, аспирант Бурясткого государственного университета, преподаватель кафедры «Физика», Восточно-Сибирский государственный технологический университет.
Chagdurova Elena Semyenovna, a teacher of department «Phisics», East Siberian State Tehnological University
670013, Улан-Удэ, ул. Ключевская 40 (в), кафедра «Физика», e-mail: elen [email protected]
УДК 378.146:517.9
ББК 74.580.2:22.151.62 Г.А. Шишкин
Использование инфокоммуникационных технологий в рейтинговой оценке знаний студентов по дисциплине «дифференциальные уравнения»
В статье рассматривается использование в рейтинговой оценке знаний студентов разработанных программ ЭВМ для тестирования и проведения контрольных работ при изучении дифференциальных уравнений.
Ключевые слова: инфокоммуникационные технологии, рейтинг, дифференциальные уравнения, тестирование, обучающие и контролирующие программы.
G.A. Shishkin
The use of communication technologies in rating system estimation of students’knowlidge while learning the discipline «differential equations»
The application of rating system of assessment of students is regarded in this article, the electronic programs have been compiled for testing and testing while learning the differential equations.
Key words: communication technologies, a rating, the differential equations, the testing, training and supervising programs.
Рейтинговая система оценки знаний студентов, рассмотренная в [1], наряду с преимуществами имеет и существенный недостаток, так как требует от преподавателя значительных затрат времени, не учитываемых учебной нагрузкой. Поэтому необходимо, чтобы на контроль самостоятельной работы отводилось не 10% от часов лекций на группу, а хотя бы один час на студента в семестр, как в многих других вузах.
Во-вторых, необходимо применение педагогических и инфокоммуникационных технологий, которые, обеспечивая студенту возможность набрать высокий рейтинг, одновременно не требовали больших затрат времени преподавателя.
В статье [1] предложена рейтинговая система оценки знаний студентов по дисциплине «Дифференциальные уравнения», в основу которой положена обычная четырехбалльная вузовская система оценки знаний «отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно». В рейтинговую ведомость преподавателем заносятся баллы «3,4,5», соответствующие положительным оценкам «3,4,5», и заносится минус один балл, если студент получил неудовлетворительную оценку или вовремя не выполнил данный этап работы без уважительной причины.