Научная статья на тему 'Использование современных технических средств в повседневной практической деятельности экспертно-криминалистических подразделений г. Москвы'

Использование современных технических средств в повседневной практической деятельности экспертно-криминалистических подразделений г. Москвы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспертно-криминалистическая деятельность / эксперт / специалист / осмотр места происшествия / 3D-сканеры / специализированный передвижной комплекс / беспилотное воздушное судно / forensic activities / forensic / specialist / inspection of the scene / 3D-scanners / specialized mobile complex / unmanned aircraft

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игорь Анатольевич Данилкин, Виталия Михайловна Данилкина

На примере повседневной практической деятельности сотрудников экспертно-криминалистических подразделений г. Москвы рассматриваются отдельные способы применения современных цифровых технологий и технических средств, позволяющие существенно расширить возможности экспертно-криминалистической деятельности в целом, а также оптимизировать процесс расследования отдельных видов преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of modern technical means in the daily practical activities of the forensic units of the city of Moscow

Using the example of the daily practical activities of the staff of the forensic units of the city of Moscow, the article examines individual ways of using modern digital technologies and technical means that significantly expand the capabilities of forensic activities in general and optimize the process of investigating certain types of crimes.

Текст научной работы на тему «Использование современных технических средств в повседневной практической деятельности экспертно-криминалистических подразделений г. Москвы»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-84-91 EDN: https://elibrary.ru/sgymwe NIION: 2003-0059-4/23-732 MOSURED: 77/27-003-2023-04-931

Использование современных технических средств в повседневной практической деятельности экспертно-криминалистических

подразделений г. Москвы

Игорь Анатольевич Данилкин1, Виталия Михайловна Данилкина2

1 Главное управление МВД России по городу Москве, Москва, Россия, i-danilkin@mail.ru

2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, v-danilkina@mail.ru

Аннотация. На примере повседневной практической деятельности сотрудников экспертно-криминалистических подразделений г. Москвы рассматриваются отдельные способы применения современных цифровых технологий и технических средств, позволяющие существенно расширить возможности экспертно-кримина-листической деятельности в целом, а также оптимизировать процесс расследования отдельных видов преступлений.

Ключевые слова: экспертно-криминалистическая деятельность, эксперт, специалист, осмотр места происшествия, SD-сканеры, специализированный передвижной комплекс, беспилотное воздушное судно

Для цитирования: Данилкин И. А., Данилкина В. М. Использование современных технических средств в повседневной практической деятельности экспертно-криминалистических подразделений г. Москвы // Вестник Московского университета МВД России. 2023. №№ 4. С. 84-91. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-84-91. EDN: SGYMWE.

Original article

The use of modern technical means in the daily practical activities of the forensic units of the city of Moscow

Igor A. Danilkin1, Vitalia M. Danilkina2

1 General Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for Moscow city, Moscow, Russia, i-danilkin@mail.ru

2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, v-danilkina@mail.ru

Abstract. Using the example of the daily practical activities of the staff of the forensic units of the city of Moscow, the article examines individual ways of using modern digital technologies and technical means that significantly expand the capabilities of forensic activities in general and optimize the process of investigating certain types of crimes.

Keywords: forensic activities, forensic, specialist, inspection of the scene, 3D-scanners, specialized mobile complex, unmanned aircraft

For citation: Danilkin I. A., Danilkina V. M. The use of modern technical means in the daily practical activities of the forensic units of the city of Moscow. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(4):84-91. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-84-91. EDN: SGYMWE.

В соответствии с современными запросами общества и государства в условиях стремительного развития цифровых технологий неизбежно совершенствуются существующие подходы к материально-техническому обеспечению основных направлений деятельности

экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел. Поэтому представляется актуальным на примере экспертно-криминалистического сопровождения расследования обстоятельств дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП) рас-

© Данилкин И. А., Данилкина В. М., 2023

смотреть возможности и эффективность применения тех высокотехнологичных устройств, которые используются сотрудниками экспертно-криминалисти-ческих подразделений г. Москвы (далее — ЭКП) для реализации возложенных на них задач при участии в следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях, а также при производстве автотехнических экспертиз и исследований.

Применение различных технических средств получения изображений, в том числе трехмерных, представляет собой один из дополнительных способов фиксации обнаруживаемых материальных следов, аккумулирующий современные достижения научно-технического прогресса: на сегодняшний день сотрудниками ЭКП применяются не только простейшие средства цифровой фотографии, но и SD-сканеры, а также специализированные передвижные комплексы и входящие в их состав беспилотные летательные аппараты. Оперативность и полнота охвата осматриваемой территории в сочетании с высокой степенью детализации производимых измерений позволяет с использованием полученных изображений и моделей в процессе расследования преступления вновь и вновь возвращаться на место происшествия в том его состоянии, в каком оно пребывало в момент первоначального осмотра, в тех же погодных условиях и с той же следовой картиной произошедшего события.

С 2019 года сотрудниками различных подразделений Главного управления МВД России по г. Москве (далее — Главк) при производстве осмотров мест происшествий по фактам ДТП используются специализированные передвижные комплексы (далее — СПК), выполненные на базе автомобиля Volkswagen. СПК позволяет оптимизировать организацию работы по ряду направлений: проводить осмотры места происшествия, в том числе больших территорий и открытых пространств, анализировать и систематизировать отдельные аспекты организации и производства рассматриваемого следственного действия по различным критериям, выявлять проблемы применения технических средств, оборудования и программного обеспечения, а также взаимодействия правоохранительных и оперативных служб города, участвующих в ликвидации последствий ДТП. По линии экспертно-кри-миналистической деятельности внедрение подобного анализа позволило определить общий алгоритм действий специалиста при применении мерных объектов (масштабного квадрата, глубинного масштаба) и тактику использования СПК в ходе осмотра места ДТП для качественного и результативного его проведения с минимальными временными затратами.

Рассматриваемый СПК представляет собой цельнометаллический фургон, функционально разделенный на рабочий и технический отсеки. Рабочий отсек СПК укомплектован рабочими местами для четырех человек (сотрудников следственно-оперативной группы) и предназначен для организации процессов акку-

мулирования и обработки данных, собираемых с использованием входящих в состав СПК технических средств. Грузовой отсек предназначен для размещения и транспортировки оборудования, с целью достижения максимальной эффективности использования которого СПК имеет собственную бортовую электрическую сеть, питаемую от дополнительного аккумулятора.

Одной из востребованных функциональных возможностей СПК является использование в практике осмотров мест происшествий смонтированной на автомобиле стационарной телескопической системы освещения с комплексом фото- и видеофиксации, управляемой с помощью пульта, размещенного в рабочем отсеке: она применяется для просмотра окружающей обстановки с видеокамеры, регистрации видеоинформации с заранее заданными параметрами в ручном режиме по команде оператора или в автоматическом режиме (см. фото 1). Кроме того, использование средств визуального контроля осматриваемого участка в режиме реального времени позволяет обеспечить производство осмотра специалистом дистанционно в условиях невозможности его нахождения непосредственно на месте происшествия. Для обеспечения дополнительного освещения отдельных участков работы следственно-оперативной группы предназначена не только стационарная телескопическая система освещения, но и мачта пневматическая осветительная, установленная на крыше транспортного средства.

Фото 1. СПК с поднятой телескопической системой освещения с комплексом фото- и видеофиксации

На базе отдела автотехнических исследований Экспертно-криминалистического центра Главка (далее — ЭКЦ ГУ) создан и регулярно пополняется архив видеозаписей и иллюстраций с осмотров мест ДТП, полученных с использованием средств СПК. Указанный архив достаточно востребован: только за один год в него добавляются видеозаписи по более

300 выездам СПК на места ДТП общим объёмом около 100 Гб, более 1500 фотоиллюстраций объёмом около 7 Гб. Создание и использование подобного архива позволяет экспертам-автотехникам получить дополнительный источник криминалистически значимой информации при сопоставлении следовой и предметной обстановки на местах ДТП с обстоятельствами, указанными в процессуальных документах и материалах дела, предоставляемых при назначении автотехнических экспертиз и исследований.

Перспективным средством фиксации следовой информации и предметов обстановки на месте ДТП является аэросъёмка с применением квадрокопте-ра (беспилотного воздушного судна, далее — БВС), входящего в комплектацию СПК. Однако специфика организации оперативного взлёта БВС над городом Москвой для проведения осмотров мест ДТП в соответствии с действующим законодательством не позволяет в настоящий момент использовать аэросъёмку на постоянной основе при каждом осмотре, что является существенным препятствием к широкому применению БВС в повседневной практической деятельности сотрудников ЭКП.

Использование БВС является современным вектором развития тактики проведения осмотров тех мест происшествий, которые представляют собой значительные по площади открытые участки местности. К настоящему моменту в ЭКЦ ГУ наработан практический опыт по организации работы специалистов на осмотрах мест происшествий по фактам ДТП, иным происшествиям (преступлениям) и при проведении следственных действий с применением БВС. Результаты проведенной апробации использования БВС в условиях производства осмотра мест ДТП демонстрируют эффективность применение последних, поскольку указанные технические средства позволяют обеспечить как качество и информативность выполняемой фиксации протяжённых участков местности за короткий промежуток времени, так и точность позиционирования всех элементов обстановки при должном использовании мерных объектов, что особенно актуально при фиксации сложной или многоуровневой конфигурации проезжей части (см. фото 2-4).

Отдельно следует остановиться на правовых и организационных аспектах использования воздушного пространства. В соответствии с требованиями п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ (утверждены постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 г. № 138, далее — ФАП-138) для выполнения полетов БВС установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства. Одновременно п. 52 ФАП-138 предписывается обязанность использования воздушного пространства не только в соответствии с полученным разрешением, но и на основании предоставляемого заинтересованным службам плана полета БВС.

Фото 2. Пример фиксации обстановки места

происшествия с использованием БВС с применением мерных объектов - глубинных масштабов и квадратов

Фото 3. Пример использования БВС при дополнительном осмотре места происшествия для определения размерных характеристик и взаимного расположения средств организации дорожного движения

Фото 4. Результат раскадровки видеозаписи с БВС (выполнена с высоты около 50 м с целью

обзора максимально возможного по протяженности участка) с использованием ПО «Adobe Photoshop»: зафиксировано взаимное расположение проезжих частей, имеющих криволинейную конфигурацию

Отметим, что в соответствии с п. 5 ст. 32 Воздушного кодекса РФ БВС определяется как «воздушное судно, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна». Для выполнения полетов БВС над г. Москвой в порядке, предусмо-

тренном Постановлением Правительства Москвы от 09 июля 2014 г. № 391-ПП «Об использовании воздушного пространства над Москвой», после получения ведомственных заключений (Министерства обороны РФ, Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта, Федеральной службы охраны РФ, Управления Федеральной службы безопасности РФ по городу Москве и Московской области, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы) окончательное разрешение должно быть получено от Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы.

Информация о наличии или отсутствии на территории, предполагаемой к осуществлению полета БВС, запретной зоны, опасной зоны или зоны ограничения полетов, установленных приказами Министерства транспорта РФ от 24 июля 2020 г. № 255 «Об установлении зон ограничения полетов» и № 254 «Об установлении запретных зон», содержится в сборниках аэронавигационной информации, а также иных источниках, размещенных, в том числе на информационно-телекоммуникационных ресурсах сети Интернет. Осуществлению полетов БВС в таких зонах должно предшествовать согласование использования воздушного пространства с организациями (должностными лицами), в чьих интересах такие зоны были введены (установлены).

Для выполнения полетов над г. Москва в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Москвы от 09 июля 2014 г. № 391-ПП «Об использовании воздушного пространства над Москвой», в ЭКЦ ГУ организовано получение ежегодных разрешений на использование воздушного пространства в Московском регионе, а также налажено взаимодействие с ГКУ «ЦОДД Правительства Москвы» по вопросам технического обслуживания БВС, замены их аккумуляторов вне зависимости от ресурса и выполненных полетов, определен порядок обеспечения страхования ответственности. В настоящее время в г. Москва использование БВС возможно исключительно за пределами Садового кольца (запретная зона ииР53, установленная приказом Минтранса России от 11 мая 2022 г. № 172), где оно допустимо только по предварительному согласованию с дежурной службой Центра авиации Федеральной службы охраны РФ. Имеются и ряд других территориальных запретов и ограничений.

При необходимости использования БВС в целях пресечения и раскрытия преступлений требуется получение оперативного согласования использования воздушного пространства, что может занять некоторое время. Для выполнения каждого взлета БВС, прошедших государственную регистрацию в инженерно-авиационной службе Военно-воздушных сил

Воздушно-космических сил Министерства обороны РФ с присвоением учетного опознавательного знака и выдачей соответствующего свидетельства, в Московский зональный центр Единой системы организации воздушного движения (далее — МЗЦ ЕС ОрВД) вместе с планом полета подается представление на установление местного режима — запрещения или ограничения использования воздушного пространства в отдельных районах, котором указываются: адрес места взлета, высота полета в метрах и в футах (истинная высота полета, а также высота над уровнем моря), контактные данные о внешнем пилоте, марка и модель БВС, его регистрационный номер и время работы БВС. После получения согласований и разрешений в день полета за 1-1,5 часа до времени его начала через дежурного Центра авиации Федеральной службы охраны РФ (далее — Центр авиации) требуется уточнить информацию о неизменности или изменении принятого решения о согласовании полетов, а непосредственно перед началом взлета и после окончания работ на месте — связаться с дежурным Центра авиации и МЗЦ ЕС ОрВД, сообщив, что «работа начата/ закончена».

При получении разрешения на взлет от МЗЦ ЕС ОрВД внешний пилот осуществляет взлет БВС. Командир БВС (сотрудник ЭКЦ, имеющий необходимый опыт данной работы), прошедший соответствующее обучение и имеющий удостоверение на право управления БВС в качестве внешнего пилота, действует согласно представленному плану полета и осуществляет общий контроль за обстановкой в месте проведения полетов (осмотра и фиксации места происшествия), одновременно обеспечивая устойчивую телефонную связь с МЗЦ ЕС ОрВД и, при необходимости, с дежурным Центра авиации. Уведомление об окончании полета производится непосредственно после его полного окончания: уведомлять о каждой промежуточной посадке БВС (например, для смены батареи питания или карты памяти) необязательно.

Практика выполнения полетов БВС в отделе автотехнических исследований ЭКЦ ГУ показала, что оптимальной полетной высотой БВС является 20-30 метров: отметим, что при фото- или видеосъемке участка места происшествия заданная высота полета предполагается неизменной. При этом фотосъемка участка места происшествия с разложенным глубинным масштабом должна выполняться с такого ракурса, при котором глубинный масштаб будет располагаться полностью в кадре.

Таким образом, использование БВС, безусловно, повышает качество осмотра места происшествия, однако на практике его применение является сложноор-ганизованной процедурой, не всегда осуществимой в условиях производства первоначальных неотложных следственных действий. Тем не менее, при необходимости более подробного изучения обстоятельств события в рамках дополнительных и повторных ос-

мотров мест происшествия использование БВС представляется целесообразным.

Проведение любого осмотра требует проведения измерений с использованием соответствующих технических средств. Применение контактных методов осмотра позволяет установить только отдельные элементы (этапы) механизма ДТП, в то время как развитие цифровой техники открыло новые и ранее недоступные возможности по созданию специализированных технических средств и программных продуктов для бесконтактного измерения расстояний и величин объектов с помощью оптических, ультразвуковых и лазерных дальномеров, результаты использования которых значительно точнее контактных методов измерения. С появлением SD-сканера появилась возможность бесконтактным способом определять любые расстояния между объектами на месте совершения ДТП, а также устанавливать взаимное расположение последних, что повышает результативность воссоздания обстановки и механизма ДТП в условиях дальнейшего расследования обстоятельств дела.

В 2020-2021 годах в ЭКЦ ГУ с целью определения технических возможностей лазерного трехмерного сканирования при фиксации обстановки на месте ДТП и дальнейшего использования полученных результатов осмотра в автотехнических экспертизах проводилась апробация SD-сканера «FARO Focus 3DX 330» с лазерным принципом работы. В результате проведенных апробаций было установлено, что время, затраченное на работу экспертов-криминалистов с использованием 3D-сканера, оказалось значительно меньше, чем время, затраченное инспекторами ГИБДД на осмотр с применением контактных методов осмотра. Однако целесообразность применения 3D-сканирования и возможность достижения условий, необходимых для корректной работы устройства, определяется с учетом конкретной дорожной ситуации и иных особенностей осматриваемой местности.

Приведем несколько примеров, в которых использование ЗЭ-скансра для решения поставленных перед экспертами вопросов в категоричной форме являлось наиболее современным и оптимальным подходом к проведению исследования в силу невозможности использования контактных методов. Так, в результате сопоставления повреждений, предположительно полученных передней частью автомобиля при наезде на дерево, выявлено полное совпадение между поврежденными элементами передней части автомобиля и стволом дерева с учетом конфигурации и наклона последнего к опорной поверхности, что позволило эксперту сформулировать категоричный вывод о взаимном контакте вышеуказанных объектов (см. фото 5-6 ирис. 1-3).

Аналогичным образом в рамках проведения автотехнической экспертизы для решения вопроса о взаимном расположении двух транспортных средств в момент первоначального контакта было произведено

сопоставление зафиксированных как в режиме фотосъемки, так и в режиме сканирования с получением трехмерного облака точек повреждений задней части автомобиля с передней частью мотоцикла. Результатом проведенного сопоставления стало установление взаимного расположения объектов в момент контактирования, что невозможно было бы реализовать с применением контактных методов осмотра в силу недостаточной степени точности определения величины угла контактирования с диапазоном отклонения не менее 20 градусов (см. фото 7-8 и рис. 4-5).

Таким образом, современные технические средства существенно расширили возможности экспер-тно-криминалистической деятельности. Полнота обнаруживаемых и фиксируемых с их помощью следов и повреждений в сочетании с точностью воспроизведения получаемых измерений позволяет решать те задачи, которые были бы невыполнимы с использованием традиционных методов криминалистической техники, а также существенно сократить время, затрачиваемое специалистами на производство тех или иных видов осмотров и исследований. Возможность определения по получаемым фото- и видеоматериалам расположения тех или иных объектов обстановки места происшествия, расстояний между ними, а также геометрических характеристик местности имеет большой потенциал для использования в правоохранительной деятельности полиции в условиях стремительно развивающихся цифровых технологий и возрастающей потребности в их внедрении в повседневную практическую деятельность сотрудников экспертно-крими-налистических подразделений органов внутренних дел. Учёт накопленного опыта позволяет продолжать повышать результативность применения современных технических средств, совершенствовать формы и методы использования получаемых с их помощью результатов в дальнейшей экспертно-криминалисти-ческой деятельности.

Фото 5. Изображение автомобиля «Genesis», выполненное SD-сканером «FARO Focus 3DX 330» в режиме фотосъемки

%

Рис. 1. Изображение автомобиля «Genesis», выполненное SD-сканером «FARO Focus 3DX 330» в режиме сканирования с получением трехмерного

«облака точек»

hi 41

Рис. 3. Сопоставление трехмерных изображений поврежденного автомобиля «Genesis» с трехмерным изображением дерева, на которое предположительно был совершен наезд

!

Фото 6. Изображение дерева, на которое предположительно произвел наезд автомобиль «Genesis», выполненное ЗБ-сканером «FARO Focus 3DX 330» в режиме фотосъемки

Ф

г -Р

Фото 7. Изображение мотоцикла, полученное при помощи 3D-сканера «FARO Focus 3DX 330» в режиме фотосъемки

Рис. 2. Изображение дерева, выполненное 3D-сканером «FARO Focus 3DX 330» в режиме сканирования с получением трехмерного «облака точек»

Рис. 4. Изображение мотоцикла, полученное при помощи 3D-сканера «FARO Focus 3DX 330» в режиме сканирования с получением трехмерного «облака точек»

Фото 8. Сопоставление повреждений мотоцикла и автомобиля, зафиксированное SD-сканером «FARO Focus 3DX 330» в режиме фотосъемки

Рис. 5. Сопоставление повреждений мотоцикла и автомобиля, зафиксированное SD-сканером «FARO Focus 3DX 330» в режиме сканирования с получением трехмерного «облака точек»

Библиографический список

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (действующая редакция) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ (действующая редакция) // Собрание законодательства РФ, 24.03.1997. № 12. Ст. 1383.

3. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 г. № 138 «Об утверждении федеральных правил

использования воздушного пространства РФ» // Собрание законодательства РФ, 05.04.2010. № 14. Ст. 1649.

4. Приказ Министерства внутренних дел РФ № 7 от 11.01.2009 г. «Об утверждении Наставления по организации экспертно-крими-налистической деятельности в системе МВД России» [Электронный ресурс]. URL: http:// мвд.рф/upload/site1/folder_page/002/939/761/ Prikaz_MVD_Rossii_7.docx (дата обращения: 19.07.2022).

5. Приказ Минтранса России от 11.05.2022 г. № 172 «Об установлении запретных зон» [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 21.07.2022).

6. Постановление Правительства Москвы от 09.07.2014 г. № 391-ПП «Об использовании воздушного пространства над Москвой» // Вестник Мэра и Правительства Москвы, 15.07.2014. № 39.

Bibliographic list

1. Criminal Procedure Code of the Russian Federation dated 18.12.2001 № 174 (current edition) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 24.12.2001 № 52 (Part 1). Article 4921.

2. Air Code of the Russian Federation dated 19.03.1997 № 60 (current edition) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 24.03.1997 № 12. Article 1383.

3. Resolution of the Government of the Russian Federation dated 11.03.2010 № 138 «On approval of the federal rules for the use of the airspace of the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation, 05.04.2010 № 14. Article 1649.

4. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation № 7 dated 11.01.2009 «On approval of the Instruction on the organization of forensic activities in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» [Internet]. URL: http://мвд.рф/upload/site1/ folder_page/002/939/761/Prikaz_MVD_Rossii_7. docx - (accessed: 19.07.2022).

5. Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation dated 11.05.2022 № 172 «On the establishment of restricted zones» [Internet]. URL: http://pravo.gov.ru (accessed: 21.07.2022).

6. Resolution of the Government of Moscow dated 09.07.2014 № 391-PP «On the use of airspace over Moscow» // Bulletin of the Mayor and Government of Moscow, 15.07.2014. № 39.

Информация об авторах

И. А. Данилкин — заместитель начальника полиции Главного управления МВД России по городу Москве, кандидат юридических наук;

В. М. Данилкина — доцент кафедры криминалистики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.

Information about the authors

I. A. Danilkin — Deputy Chief of Police of the General Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences;

V. M. Danilkina — Associate Professor of the Department of Criminalistics of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 12.04.2023; одобрена после рецензирования 23.05.2023; принята к публикации 03.07.2023.

The article was submitted 12.04.2023; approved after reviewing 23.05.2023; accepted for publication 03.07.2023.

Оперативно-розыскная деятельность. Учебник. Под ред. Н. А. Кузьмина, Л. Л. Тузова, И. А. Климова. 8-е изд., перераб. и доп. 447 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований.

В основе учебника — Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г. (с многочисленными изменениями и дополнениями).

Приведены материалы, касающиеся правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, оснований и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий, оперативно-розыскного обеспечения уголовного судопроизводства и других вопросов, не составляющих государственную тайну.

Изложены базовые положения теории оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации.

Для студентов, слушателей и курсантов учебных заведений системы правоохранительных органов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.