Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
544
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PUBLIC CIVIL SERVICE / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ADDITIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / SPECIAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валькович О.Н., Хуажева Б.Р.

В статье рассмотрена сущность профессионального развития государственных гражданских служащих, описаны принципы профессионального развития. Представлен обзор современных образовательных технологий и методов обучения. Акцентировано внимание на развитии технологий дистанционного обучения в системе государственного и муниципального управления РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валькович О.Н., Хуажева Б.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PUBLIC SERVANTS

The article examines the essence of professional development of civil servants, describes the principles of professional development. An overview of modern educational technologies and teaching methods is presented. The emphasis is on the development of distance learning technologies in the system of state and municipal government of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

СЛУЖАЩИХ

О.Н. Валькович, канд. экон. наук, доцент Б.Р. Хуажева, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11122

Аннотация. В статье рассмотрена сущность профессионального развития государственных гражданских служащих, описаны принципы профессионального развития. Представлен обзор современных образовательных технологий и методов обучения. Акцентировано внимание на развитии технологий дистанционного обучения в системе государственного и муниципального управления РФ.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, профессиональное развитие, дополнительное образование, образовательные технологии, специальные компетенции.

В последние годы в сфере государственного и муниципального управления Российской Федерации всё больше внимания уделяется вопросам повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих. Это объясняется тем, что качество государственного управления, в первую очередь, зависит от кадрового обеспечения органов государственной власти. С другой стороны, скорость социально-экономических изменений требует от государственных служащих постоянного обновления базы знаний, освоения новых компетенций, что актуализирует вопросы совершенствования механизмов профессионального развития государственных гражданских и муниципальных служащих.

Профессиональное развитие государственных служащих является одним из базовых направлений кадровой работы в системе ГМУ. В рамках профессионального развития выделяют повышение квалификации и профессиональную переподготовку. Целью профессионального развития государственных служащих является повышение уровня профессионализма кадров, освоение государственными служащими новых компетенций, приобретение новых практических навыков и умений для обеспечения высокого уровня эффективности государственного управления.

Сегодня профессиональное развитие государственных служащих должно осуществляться на основе таких важнейших принципов:

- непрерывность профессионального развития и дополнительного образования государственных служащих, что достигается периодическим участием государственных служащих в программах дополнительного образования и организацией самообразования;

- единство учебно-методических подходов к основному и дополнительному образованию служащих в каждом секторе государственного аппарата;

- индивидуализация обучения, учет личностных особенностей и характеристик государственных служащих на основе индивидуальных планов профессионального развития;

- предоставления всем государственным служащим постоянного доступа ко всем необходимым учебно-методическим материалам [2, с. 12];

- интеграция современных образовательных технологий в образовательные программы.

Последний из указанных принципов особенно важен, что связано с изменением и расширением списка профессиональных компетенций, которыми должны обладать государственные служащие, что требует также изменения применяемых образова-

тельных технологий и методов. В этом плане органам государственного управления следует обращать внимание на опыт коммерческого сектора, где, как правило, новые образовательные технологии начинают внедряться раньше.

Среди таких технологий последних лет можно, например, отметить:

1) тренинг - это метод обучения, который сочетает в себе теоретические и практические модули с целью лучшего усвоения знаний на основе моделирования ситуаций, позволяющие развить нужные навыки, переосмыслить личный опыт и закрепить новые модели поведения;

2) коучинг - процесс консультирования государственного служащего более опытным наставником для достижения поставленных целей в рамках государственной гражданской службы;

3) кейс-стади - активный проблемно-ситуационный анализ, в основу которого заложено получение знаний путем решения конкретных задач-ситуаций (решение кейсов) [2, с. 11];

4) ротация - метод обучения, основанный на перемещении государственных служащих внутри учреждения или ведомства с целью освоения им смежных навыков и умений и развития комплексного представления о функционировании органа государственного управления;

5) программируемое обучение - технология обучения с обязательным использование компьютерной техники по заданным алгоритмам, которая позволяет не только освоить необходимые специализированные навыки, но и повышает компьютерную грамотность обучающегося.

Как видим, большинство из описанных методов повышения квалификации носят практико-ориентированный характер, что соответствует современным требованиям к образовательному процессу, в ходе которого государственные служащие должны обрести компетенции, которые будут им реально необходимы при выполнении своих должностных обязанностей.

Одним из наиболее ярких трендов в развитии образовательных технологий в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации государствен-

ных гражданских служащих является распространение дистанционных методов обучения на базе информационных технологий. Причинами распространения практики онлайн-обучения государственных гражданских и муниципальных служащих является его доступность, возможность снижения затрат на организацию образовательного процесса, сокращение сроков обучения, обеспечение профессионального развития служащих без отрыва от основной деятельности [3, с. 30].

В 2020 г., в связи со сложной санитарно-эпидемиологической ситуацией в стране и в мире, онлайн-обучение, в т.ч. в сфере ГМУ получило новый импульс развития.

Так, с 2020 г. в РФ на базе портала «Госслужба» действует единый специализированный информационный ресурс «Профессиональное развитие»

(https://edu.gossluzhba.gov.ru/). Ресурс предоставляет государственным гражданским и муниципальным служащим информацию о приоритетных направлениях профессионального развития, о доступных программах дополнительного профессионального образования в ГМУ в очном и дистанционном формате, о различных мероприятиях по профессиональному развитию и т.д. На портале также представлены материалы для самостоятельного изучения государственными и муниципальными служащими и тест для самооценки знаний.

С сентября 2020 г. заработал также проект «Учёба. Онлайн» (https://xn--80abl9cua.xn--80asehdb/index.php) в рамках реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [1]. Данный портал предназначен для организации обучения граждан компетенциям и технологиям, востребованным в условиях цифровой экономики.

На данный момент на портале доступны три программы повышения квалификации по направлениям «Обработка персональных данных», «Основы цифровой трансформации», «Основы цифровой грамотности».

На данный момент доступ к программам на бесплатной основе открыт для государственных гражданских и муниципальных служащих, для сотрудников региональных органов исполнительной власти, а также для работников государственных и муниципальных организаций и учреждений.

За месяц функционирования проекта обучение по различным программам повышения квалификации прошли почти 86 тыс. человек из всех регионов РФ, что свидетельствует о высокой востребованности такого формата обучения.

Таким образом, государственные гражданские и муниципальные служащие вне зависимости от того, в каком регионе они находятся, имеют возможность повышения уровня своих профессиональных компетенций, что является фактором улучшения качества государственного и муниципального управления.

К сожалению, доступные сегодня программы дополнительного образования в дистанционном формате для государственных служащих не отличаются высоким уровнем качества. Как правило, такие про-

в текстовом или видео-формате и прохождение аттестации в форме теста. Для повышения качества таких программ профессионального развития следует включать в программы курсов больше практического материала, а также применять интерактивный формат обучения для лучшего овладения необходимыми компетенциями. Важно гарантировать наглядность, структурность и лаконичность учебных материалов, наличие персонализированных практических кейсов, а само обучение должно сопровождаться технической поддержкой и кураторством со стороны наставника, занимающегося организацией обучения, а также постоянным мониторингом обратной связи.

В стратегической перспективе Правительству Российской Федерации следует и далее активно участвовать в совершенствовании системы профессионального развития государственных гражданских и муниципальных служащих, так как данный аспект определяет эффективность функционирования всей системы государственного и муниципального управления в стране.

граммы предлагают лекционный материал

Библиографический список

1. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протокол от 24 декабря 2018 г. №16).

2. Картухин В.Ю. Трансформация образовательных технологий в подготовке государственных и муниципальных служащих // Управленческое консультирование. - 2017. - №8. - С. 8-13.

3. Латышев В.Л., Илларионова Н.Г. Применение информационных технологий в подготовке государственных служащих // Образовательные ресурсы и технологии. - 2017. -№2 (19). - С. 25-33.

4. Мироненко Н.В., Котлярова О.В., Сухина Ю.В. Трансформация системы обучения в процессе подготовки кадров государственного и муниципального управления // Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. - Т. 11. №6. - С. 432-439.

THE USE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PUBLIC SERVANTS

O.N. Valkovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor B.R. Khuazheva, Graduate Student Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article examines the essence of professional development of civil servants, describes the principles of professional development. An overview of modern educational technologies and teaching methods is presented. The emphasis is on the development of distance learning technologies in the system of state and municipal government of the Russian Federation.

Keywords: public civil service, professional development, additional education, educational technologies, special competences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.