Игровые модели - это экономические, ролевые, деловые игры. Эти модели как бы репетируют поведение объекта в различных ситуациях, проигрывая их с учетом возможной реакции со стороны конкурента, союзника или противника.
Имитационные модели не просто отражают реальность с той или иной степенью точности, а имитируют ее. Эксперименты с моделями проводят при разных исходных данных. По результатам исследования делаются выводы. Такой метод подбора правильного решения получил название «метод проб и ошибок».
Одна из важных особенностей построения моделей для ученика заключается в том, что он не боится фантазировать, пробовать, придумывать.
Для меня стало традиционно начинать или заканчивать урок логической задачей или ребусом, или софизмом, или построением логической цепочки, или логической игрой. Ученики с увлечением пытаются разгадать, найти ответ, быть первыми, и часто обсуждение продолжается за рамками урока и кабинета математики. Я с уверенностью могу сказать, что игра помогает учить математике!
Наблюдения показали, что использование элементов «эдьютеймента» на уроках математики повышает мотивацию учеников к предмету, приводит к более глубокому его изучению, развивает самостоятельность и творчество. Ссылки на источники
1. Самарский А. А., Михайлов А. П. Математическое моделирование: Идеи.Методы. Примеры. - М.: Наука, 1997.
2. Лодатко Е. А. Методологические основы моделирования социокультурных процессов // RELGA : Научно-культурологический сетевой журнал.— 2007.
3. Бердяев Н.А.Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. - М.: Искусство, 1994.
4. Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002.
5. Пуанкаре А. Математическое творчество // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.
6. Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976.
7. Гормин А.С. Психологические основы барьерной педагогики // Теория развивающего образования одаренных подростков. В.Новгород, 2003.
8. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. -2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12116. - 1,0 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
9. Утёмов В.В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв» - Декабрь 2011г. ART1102. Киров, 2011г.
Vitova Alyona,
Mathematics teacher, MAOU «Gymnasium No. 1», Veliky Novgorod [email protected]
Edutainment at mathematics lessons.
Summary: In article such form of education to mathematics as "edutainment" is considered. The author shows need of development of creative thinking at lessons of mathematics and gives examples of use of game activity and modeling at lessons.
Keywords: training excitedly, training with entertainment, an edutainment, game activity, creative thinking.
Костылева Светлана Георгиевна,
Учитель, МОУ Савинская СОШ, г. Пермь Kostyleva s [email protected]
Использование современных образовательных технологий в формировании креативной личности Аннотация. В последнее время во многих странах мира разрабатываются инновационные образовательные технологии, соответствующие новой модели образования. За основу инновационно-организованного образовательного процесса принимается развитие креативной личности. Ключевые слова: креативная личность, мышление, образовательные технологии, учение с увлечением.
Формирование и развитие креативности состоит в преодолении традиций современного процесса обучения, направленного на применение методов репродуктивного характера. Разработка урока по русскому языку в 8 классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Тема: Связь слов в словосочетании. Использованные приемы:
- «мозговой штурм»,
- таблица «Знаю - хочу знать - узнал»,
- объединение информации в блоки через сопоставление.
Оборудование:
- раздаточный материал с таблицей «Знаю - хочу знать - узнал».
Цели образовательные:
- систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»,
- формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании;
- развитие орфографических навыков;
цели развивающие:
- развитие навыков монологической речи,
- развитие навыков парной и групповой работы,
- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
цели воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Ход урока I. Организационный момент.
- На прошлых двух уроках мы начали знакомство со словосочетанием как единицей синтаксиса. Сегодня перед нами новая тема - «Связь слов в словосочетании».
(Запись даты, темы урока в тетради)
- Цель нашей работы - узнать, какие связи слов в словосочетании выделяются в языкознании. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена.
Начнем с проверки знаний.
II. Стадия вызова.
Прием «мозговой штурм».
1. Индивидуальная работа. Задание. Запишите все, что вы знаете о словосочетании.
2. Парная работа. Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия - через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.
3. Проверка работы с одновременным заполнением таблицы «Знаю - Хочу знать - Узнал»
Каждому ученику дается таблица «Знаю - Хочу знать - Узнал».
Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку
«Знаю».
Знаю Хочу знать Узнал
1) Словосочетание - два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. 2) Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. 3) В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные. 4) Связь в словосочетании - подчинительная.
- Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию.
4. Групповая работа (по 4 человека). Прием объединения в группы.
Задание: Обсудите данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки.
Ч...тать книгу, сле...ка прикоснуться, предложить помощь, касательная линия, тв...рящийхудожник, с...деть прямо, слушать внимательно, выб...рать подарок, обж...гающийжар.
Проверка.
- Сколько групп вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания?
(Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои предложения:
по главному слову:
1) читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок;
2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.
по зависимому слову:
1) читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок;
2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар;
3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно
- Как вы думаете, над каким вариантом объединения в группы мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком?
(Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке - глагольные словосочетания, во втором - именные.
Объединение по зависимому слову незнакомо.)
- Словосочетания в блоках второго варианта - объект нашего изучения.
- Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем
вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».
Знаю Хочузнать Узнал
1. Словосочетание - два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. 2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. 3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные. 4. Связь в словосочетании - подчинительная. 1. Как называется связь с зависимым словом - существительным? 2. Как называется связь с зависимым словом - прилагательным? 3. Как называется связь с зависимым словом - наречием?
III. Стадия осмысления.
1. Парная работа с таблицей «Знаю - хочу знать - узнал».
- Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, внимательно прочитайте параграф 7 (стр.36-37). Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре. Время на выполнение -4 минуты.
Проверка колонки «Узнал».
В ходе чтения параграфа таблица заполняется так:
Знаю Хочузнать Узнал
1. Словосочетание - два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. 2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. 3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные. 4. Связь в словосочетании - подчинительная. 1. Как называется связь с зависимым словом - существительным? 2. Как называется связь с зависимым словом - прилагательным? 3. Как называется связь с зависимым словом - наречием? Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного) Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного) Примыкание (связь, при которой зависимое слово - наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола)
- Как вы думаете, почему так называются связи?
(Согласование - так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление - так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание - зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)
2. Применение правила на практике.
Три ученика по очереди выходят к доске. Один работает над блоком словосочетаний с зависимым словом - существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод: способ связи - управление. Второй проводит такую же работу над вторым блоком, делает вывод: способ связи - согласование. Третий работает над третьим блоком; способ связи - примыкание.
3. Практическое закрепление знаний.
1) Упражнение 68 (Прочитать словосочетания, указать, какой частью речи является зависимое слово, и назвать способ связи слов в словосочетаниях. Сделать вывод, какие части речи могут употребляться в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.)
2) Составить по 3 примера на каждый способ связи слов в словосочетании.
3) Проверка выполнения.
IV. Стадия рефлексии
- Что узнали о способах связи слов в словосочетании?
- Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании?
Этапы:
1) вспомни ли то, что известно, объединяли в блоки словосочетания, сами формулировали вопросы, требующие решения;
2) при помощи работы с учебником самостоятельно в паре находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе;
3) закрепляли знания через применение их на практике.
- Что было легко?
- Что вам помогало в работе?
- Как оцениваете свои действия? 4. Домашнее задание.
Написать небольшое сочинение на тему «Зима - любимое время года» Выписать три словосочетания с разными способами связи, сделать их разбор. Ссылки на источники
1. Мухина С. А., Соловьёва А. А. Современные инновационные технологии обучения. - М.,2008
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Г.К. Селевко. - М.: Народное образование.1998.
3. Утёмов В. В. Учебные задачи открытого типа // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Май 2012, ART 1257. -Киров, 2012 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1257.htm.
4. Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Декабрь 2011, ART 1102. - Киров, 2011 г. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2011/1102.htm.
Kostyileva Svetlana Georgievna,
Teacher, mow Savinskaya secondary school, the city of Perm Kostyleva s [email protected]
The use of modern educational technologies in the formation of a creative personality. Abstract. Recently, many countries are developing innovative educational technologies of the new model of education. For a basis of innovation-organized educational process is accepted by the development of a creative personality.
Keywords: creative personality, thinking, educational technology, teaching with enthusiasm.